Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Артемовского муниципального округа ИНН 6602007205 КПП 667700,5000,5
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@inbox.ru сайт: http://6art.uralschool.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Формирование функциональной
грамотности» 5-9 классы
на 2025 – 2026 учебный год
Артемовский, 2025 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(п.3.ст.28,п.6. ст. 28,п.9,10 ст.2);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте
России 01 февраля 2011., регистрационный № 19644; с изменениями и дополнениями от
29.12.2014 № 1644, 31.12.2015 № 1577) ;
- Устава МБОУ «СОШ №6»,
- Учебный план;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения , отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников , допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность» (с изменениями от 23.12.2020 № 766);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
-«Концепции духовно – нравственного развития и воспитания Российских школьников»
(авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В, А. Тишков),
- приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в редакции приказа от 22.09.2011 №2357),
- письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»
-«Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных
объединений в ОУ ( Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. №101/28-16»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 «Об
участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».
- Основной образовательной программы ООО ГБОУ ООШ с. Студенцы - Программы
«Развитие функциональной грамотности обучающихся» 5-9 кл Белкин А.В., Ерофеева О.Ю,
Афанасьева С.Г., А.А. Гилев. Самара, 2019
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-хгодов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,
политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на
вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее
образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme
for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как
знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном
обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую,
математическую, естественнонаучную ифинансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождениеРоссийской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность
понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное
функционирование человека в современномобществе, ее развитие у школьников необходимо
не только для повышения результатовмониторинга PISA, как факта доказательства выполнения
Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития
российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их
адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны
эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности
в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу,
способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития
функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной
грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей
образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть
социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего
ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности
обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких
академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их
функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотностиучащихся
5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том,
что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении
проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а
также возможности участия в экономической жизни.
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного
плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности
и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая
грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из
расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс - комплекте. Тем не менее, каждое
образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и
по каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов: 174 часа.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34до 35, т.е. по 1
часу в неделю.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию с
модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом
порядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на
бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению,
стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед
учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые
ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть
универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить
прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от
предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются
школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
дискуссия,
дебаты,
круглые
столы,
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие
программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим,
целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по
окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой
аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки
качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики
международных исследований качества подготовки обучающихся.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на пять лет обучения из расчёта 1 час в неделю: в 5- 8 классах
реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в 9
классе реализуется на внеурочной деятельности.
На изучение учебного курса «Функциональная грамотность» отводится 136 часов: в 5
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час
в неделю) и в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Продолжительность занятия 40 минут.
Возрастная группа: 10-15 лет (ученики 5-9 классов).
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (конкурсы, ролевые игры, проектная работа, работа с документами,
СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Грамотность
ЕстественноМатематическая
научная
находит и
находит и извлекает находит и извлекает
извлекает
математическую
информацию о
информацию из
информацию в
естественнонаучных
различных текстов различном
явлениях в
контексте
различном
контексте
Читательская
5 класс
Уровень
узнавания и
понимания
6 класс
Уровень
понимания и
применения
Применяет
извлеченную из
текста
информацию для
решения разного
рода проблем
Применяет
математические
знания для решения
разного рода
проблем
объясняет и
описывает
естественнонаучные
явления на основе
имеющихся
научных знаний
Финансовая
находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте
Применяет
финансовые
знания для
решения разного
рода проблем
7 класс
Уровень
анализа и
синтеза
8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)в
рамках
предметного
содержания
9 класс
Уровеньоценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметно
го содержания
5-9 классы
распознает и
исследует личные,
местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучные
проблемы в
различном
контексте
оценивает форму и интерпретирует и интерпретирует и
содержание
оценивает
оценивает личные,
текста в рамках
математические
местные,
предметного
данные в контексте национальные,
содержания
лично значимой
глобальные
ситуации
естественнонаучные
проблемы в
различном
контексте в рамках
предметного
содержания
Анализирует
информацию в
финансовом
контексте
оценивает форму и интерпретирует и
содержание текста оценивает
в рамках
математические
метапредметного результаты в
содержания
контексте
национальной или
глобальной
ситуации
оценивает
финансовые
проблемы, делает
выводы,строит
прогнозы,
предлагает пути
решения
анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную из
текста
Формулирует
математическую
проблему на основе
анализа ситуации
интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о личных,
местных,
национальных,
глобальных
естественнонаучных
проблемах в
различном
контексте в рамках
метапредметного
содержания
оценивает
финансовые
проблемы в
различном
контексте
Читательская
Личностные
Грамотность
Математическая
тественно-научная
Финансовая
Оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному
Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей
Оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловечески
х ценностей, прав
и обязанностей
гражданина
страны
Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонаучных
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей
Содержание учебного курса
5 класс
Читательская грамотность Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое
вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со
сплошным текстом. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным
текстом.
Математическая грамотность Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание
(задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до
Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление
данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Естественно-научная грамотность Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы.
Слышимые и неслышимые. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и
его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических
реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его
значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и
рудой.
Финансовая грамотность Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных
странах Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники?
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»?
6 класс
Читательская грамотность Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на грамотность.
Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Математическая грамотность Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура,
расстояние.
Вычисление
величины,
применение
пропорций
прямо
пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи
на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы
логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
Естественно-научная грамотность Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые
явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для
измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой
природы.
Финансовая грамотность Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги?
Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность
и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты:
пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные
деньги
7 класс
Читательская грамотность Определение основной темы и
идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания
текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы
текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления, графики и диаграммы.
Математическая грамотность Арифметические и алгебраические выражения: свойства
операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью
линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на
совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение
задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее
основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение
геометрических задач исследовательского характера.
Естественно-научная грамотность Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых
телах. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. Атмосферные явления. Ветер.
Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы.
Исследование океана. Использование подводных дронов. Растения. Генная модификация
растений Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и внутреннее
строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее
строение птицы. Эволюция птиц.
Финансовая грамотность Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды
налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые
льготы Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды
социальных пособий. Если человек потерял работу История возникновения банков. Как
накопить, чтобы купить? Всё про кредит. Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая
карта – твой безопасный Банк в кармане.
8 класс
Читательская грамотность Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов
официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять
информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы
задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.
Математическая грамотность Работа с информацией, представленной в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические
и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема
Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение,
равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения,
определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических
задач, требующих прохождения этапа моделирования.
Естественно-научная грамотность Занимательное электричество. Магнетизм и
электромагнетизм Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски. при
строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
энергосистемы. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы
жизнедеятельности человека. Финансовая грамотность Потребление или инвестиции? Активы в
трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы.
Риски предпринимательства Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели Кредит и депозит. Расчетно-кассовые
операции и риски связанные с ними.
Модуль: Читательская грамотность
«События и факты с разных точек
зрения» (5 ч)
9 класс
1 Смысл жизни (я и моя жизнь) 2-3
Самоопределение
4-5 Смыслы, явные и скрытые
Модуль: Естественно- научная
грамотность
«Знания в действии» (5 ч)
1 Наука и технологии
2 Вещества, которые нас окружают
3 3 Наше здоровье
Модуль: Креативное мышление
«Проявляем
креативность на уроках, в школе и в
жизни» (5 ч)
Модуль: Математическая грамотность
«Математика в окружающем мире» (4 ч)
Модуль: Финансовая грамотность
«Основы финансового успеха» (4 ч)
Интегрированные занятия: Финансовая
грамотность+ Математика (2 ч)
Модуль: Глобальные компетенции
«Роскошь
общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы будем жить и
работать в изменяющемся
цифровом мире» (5 ч)
4 -5аботимся о Земле
1 Креативность в учебных ситуациях, ситуациях
личностного роста и социального проектирования.
Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
* диалоги (ПС),
* инфографика (ВС),
* личностные действия и социальное проектирование (СПр),
* вопросы методологии научного познания (ЕНПр).
2 Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и
беглость мышленияпри решении жизненных проблем.
3 Выдвижение креативных идей и их доработка.
Оригинальность и проработанность. В какой жизненной
ситуации мне помогла креативность? Моделируем жизненную
ситуацию:
когда может понадобиться креативность
4 От выдвижения до доработки идей.Создание продукта.
Выполнение проекта на ос комплексного задания.
5 Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение
итоговой работы
1 В общественной жизни: социальные опросы
2 На отдыхе: измерения на местности
3 В общественной жизни: интернет
4 В домашних делах: коммунальные платежи
1 Мое образование — мое будущее
2 Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор
3 Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем
4 Самое главное о профессиональном выборе:
образование, работа и финансовая стабильность
1-2 «Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок»
1 Какое общение называют эффективным. Расшифруем «4к»
2-3 Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со
стереотипами, действуем сообща
4-5 Почему и для чего в современном мире нужно быть
глобально
компетентным?
Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого
развития
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
5 класс
№
Тема занятия
Кол-во Формы деятельности
часов
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 часов)
3
Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
4
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
1
5
Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
Квест, конкурс.
6
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
7
Работа со сплошным текстом.
1
Квест, игра «Что? Где?
Когда?».
Ролевая игра.
8
1
Тестирование.
9
Повторение материала по модулю «Основы читательской грамотности».
Диагностическая работа
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (8 часов)
Как появились деньги? Что могут деньги?
1
10
Деньги в разных странах
1
Беседы, диалоги,
дискуссии.
Круглый стол, игра.
11
Деньги настоящие и ненастоящие
1
Игра, экскурсия.
12
Как разумно делать покупки?
1
Игра, круглый стол.
13
Кто такие мошенники?
1
14
Личные деньги
1
15
Сколько стоит «своё дело»?
1
Круглый стол, игра,
квест.
Беседы, диалоги,
дискуссии.
Проект, игра.
1
2
Беседа, конкурс.
1
1
1
Работа в парах.
Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в
формате свободного
обмена мнениями.
Круглый стол.
16
Повторение материала по модулю «Основы финансовой грамотности».
1
Диагностическая работа
Модуль «Основы математической грамотности» (9 часов)
17. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.
1
18. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем.
1
19. Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.
1
20. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).
1
24. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
1
22. Графы и их применение в решении задач.
1
23. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
1
24. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности.
1
25. Повторение материала по модулю «Основы математической грамотности».
1
Диагностическая работа
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (10 часов)
Звуковые явления
26. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые
1
звуки.
27.
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его
воздействие на человека.
Строение вещества
1
Тестирование.
Игра, обсуждение,
практикум.
Исследовательская
работа
урок-практикум.
Обсуждение, урокпрактикум,
соревнование.
Урок-игра, урокисследование.
Урок-игра,
индивидуальнаяработа
в парах.
Обсуждение, урокпрактикум.
Беседа, урокисследование,
моделирование.
Обсуждение, урокпрактикум, проект,
игра.
Тестирование.
Беседа, демонстрация
записейзвуков.
Наблюдение
физических явлений.
28.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Природные индикаторы.
29. Вода. Уникальность воды.
1
1
30.
Углекислый газ в природе и его значение.
1
31.
Земля и земная кора. Минералы
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и
рудой.
1
32.
Атмосфера Земли.
1
Презентация. Учебный
эксперимент.
Наблюдение
физических явлений.
Работа с коллекциями
минералов и горных
пород. Посещение
минералогической
экспозиции.
Живая природа
33. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.
Свойства живых организмов.
34 Повторение материала по модулю «Основы естественнонаучной грамотности».
Диагностическая работа
1
Беседа. Презентация.
1
Тестирование.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
6 класс
№
Тема занятия
Кол-во Формы деятельности Дата проведения
часов
план
факт
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 часов)
1 Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
1
Беседа, конкурс.
2 Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.
1
3 Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской
позиции в художественных текстах.
4 Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
1
1
Круглый стол, ролевая
игра.
Работа в парах, игра в
формате КВН.
Квест, круглый стол.
5 Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
1
6 Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
1
Круглый
стол,
дискуссия.
Квест, игра «Что? Где?
Когда?».
7 Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
1
8 Повторение материала по модулю «Основы читательской грамотности».
Диагностическая работа
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (7 часов)
9 Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
1
10 Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она
разная? Отчего это зависит?
11 Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.
1
12 Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
13 Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
1
14 Личные деньги
1
1
1
Беседа, дискуссия в
формате
свободного
обмена мнениями.
Тестирование.
Беседы,
диалоги,
дискуссии.
Игра, круглый стол,
дискуссии.
Круглый стол, игра,
квест.
Беседы,
диалоги,
дискуссии.
Беседы,
диалоги,
дискуссии.
Проект, игра.
15 Повторение материала по модулю «Основы финансовой грамотности».
1
Диагностическая работа
Модуль «Основы математической грамотности» (9 часов)
Тестирование.
16. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
1
17. Сюжетные задачи, решаемые с конца.
1
18. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
1
19 Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит
правду.
20 Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели.
1
Беседа,
обсуждение,
практикум.
Обсуждение,
практикум, брейн-ринг.
Обсуждение,
урокисследование.
Беседа,
обсуждение
практикум.
Игра,
урокисследование, брейнринг,
конструирование.
1
21 Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной)
длительность процессов окружающего мира.
22 Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
1
1
23 Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач.
1
24. Повторение материала по модулю «Основы математической грамотности».
1
Диагностическая работа
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (10 часов)
Строение вещества
25 Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел.
1
26 Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления
27 Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового
расширениядля измерения температуры.
1
28 Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
1
Земля. Солнечная система. Вселенная.
29. Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
1
30 Модель солнечной системы.
1
31 Атмосфера Земли.
1
1
Обсуждение,
урокпрактикум,
моделирование.
Урок-практикум.
Урок-практикум.
Тестирование
Наблюдения.
Лабораторная работа.
Моделирование.
Презентация. Учебный
эксперимент.
Наблюдение
физических явлений.
Проектная работа.
Обсуждение.
Исследование.
Проектная работа.
Обсуждение.
Исследование.
Живая природа
32 Царства живой природы
1
Квест.
33 Диагностическая работа
1
Тестирование.
34 Повторение материала по модулю «Основы естественнонаучной грамотности».
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
7 класс
№
Тема занятия
Кол-во Формы деятельности Дата проведения
часов
план
факт
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 часов)
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический
текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная
ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели
Дальнейшего использования?
Типы текстов: текст объяснение (объяснительное сочинение, резюме,
толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного
для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
1
Беседа, конкурс.
1
Работа в парах.
1
1
Беседа, круглый стол,
ролевая игра.
Квест,
дискуссия,
круглый стол.
Деловая игра.
1
Квест, круглый стол.
Работа с не сплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и
диаграммы.
8 Повторение материала по модулю «Основы читательской грамотности».
Диагностическая работа
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (7 часов)
9 Что такое налоги и почему мы их должны платить?
1
Деловая игра.
1
Тестирование.
1
10 Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье?
Пеня и налоговые льготы.
11 Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?
1
Беседы,
диалоги,
дискуссии.
Круглый стол, игра.
12 Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.
1
13 История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.
1
14 Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный
Банк в кармане.
1
1
2
3
4
5
6
7
1
1
Игра, круглый стол,
дискуссии.
Круглый стол, игра,
квест.
Беседы,
диалоги,
дискуссии.
Проект, игра.
15 Повторение материала по модулю «Основы финансовой грамотности».
1
Диагностическая работа
Модуль «Основы математической грамотности» (9 часов)
Тестирование.
16. Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых
соглашений.
17. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.
1
18. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную
работу.
19. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих
в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
1
20. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.
1
21. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений
математики.
1
Обсуждение,
практикум.
Исследовательская
работа,
урокпрактикум.
Обсуждение,
урокпрактикум.
Обсуждение,
урокпрактикум,урокисследование.
Урок-игра,
урокисследование.
Урок-исследование.
22. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица,
столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
1
23. Решение геометрических задач исследовательского характера.
1
1
1
24 Повторение материала по модулю «Основы математической грамотности».
1
Диагностическая работа
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9 часов)
Структура и свойства вещества
25 Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел,
1
жидкостей игазов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
Механические явления. Силы и движение
26 Механическое движение. Инерция
1
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
27 Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.
1
Обсуждение,
урокпрактикум,
проект,
игра.
Проект,
исследовательская
работа.
Тестирование.
Беседа. Демонстрация
моделей.
Демонстрация
моделей.
Лабораторная
работа.
Земля, мировой океан
28 Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо.
Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.
1
29. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура
подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов.
Биологическое разнообразие
30. Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя,
моллюсков, насекомых.
1
31. Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и
морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц.
Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.
32 Диагностическая работа
1
33 Повторение материала по модулю «Основы естественнонаучной грамотности».
1
1
1
Проектная
деятельность.
Оформление коллажа.
Тестирование.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
8 класс
№
Тема занятия
Кол-во Формы деятельности Дата проведения
часов
план
факт
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 часов)
1 Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный
текст как источник информации.
2 Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые
ситуации в текстах.
3 Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?
1
1
Беседа, конкурс.
Работа в парах.
1
Беседа, круглый стол.
4 Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила,
уставы, законы)
5 Поиск ошибок в предложенном тексте.
1
Квест, дискуссия.
1
Квест, круглый стол.
6 Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
1
Квест, круглый стол.
7 Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация).
1
Деловая игра.
8 Повторение материала по модулю «Основы читательской грамотности».
Диагностическая работа
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (7 часов)
9 Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
1
Тестирование.
1
10 Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.
1
Беседы,
диалоги,
дискуссии.
Круглый стол, игра.
11 Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.
1
12 Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.
1
13 Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.
1
14 Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.
1
Викторина,
круглый
стол, дискуссии.
Круглый стол, игра,
квест.
Беседы,
диалоги,
дискуссии.
Проект, игра.
15 Повторение материала
Диагностическая работа
1
Тестирование.
по
модулю
«Основы
финансовой
грамотности».
Модуль «Основы математической грамотности» (10 часов)
16. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем.
17. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение
формул в повседневной жизни.
18. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.
1
19. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения
между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.
20. Математическое описание зависимости между переменными в различных
процессах.
21. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
1
22. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или
иного события.
1
23. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа
24. моделирования.
25. Повторение материала по модулю «Основы математической грамотности».
Диагностическая работа
2
Урок-практикум.
1
Тестирование.
1
1
1
1
Практикум.
Беседа. Исследование.
Исследовательская
работа, практикум.
Проектная работа.
Обсуждение. Урок
практикум.
Моделирование.
Выполнение рисунка.
Практикум.
Урок-исследование.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (10 часов)
Структура и свойства вещества (электрические явления)
26. Занимательное электричество.
2
27.
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
28. Магнетизм и электромагнетизм.
1
29 Строительство плотин
1
30 Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве
гидроэлектростанций.
31 Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
32 Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.
1
33 Системы жизнедеятельности человека.
34 Повторение материала по модулю «Основы естественнонаучной грамотности».
Диагностическая работа
1
1
Беседа. Демонстрация
моделей.
Беседа. Демонстрация
моделей. Презентация.
Учебный эксперимент.
Наблюдение
физических явлений.
Проектная работа.
1
1
Моделирование.
Виртуальное
моделирование.
Тестирование.
№
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
9 класс
Тема, раздел курса
Кол-во
Форма проведения
часов
занятий
1
Модуль: Читательская грамотность «События ифакты с разных точек зрения»
5
2
Модуль: Естественно-научная грамотность «Знания в действии»
5
3
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, вшколе и в
жизни»
5
4
Модуль: Математическая грамотность «Математика вокружающем мире»
4
5 Модуль: Финансовая грамотность «Основы
финансового успеха»
Интегрированные занятия:Финансовая грамотность + Математика
6
4
2
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем
за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемсяцифровом мире»
Итого
30ч
резерв
4ч
Самостоятельная
работа, играрасследование,
ролевая игра,
работа в группах
Индивидуальная и
групповая работа,
презентация
Работа в парах ,
малых группах,
беседа
Беседа,
индивидуальная и
групповая работа
Решение
ситуативных и
проблемных задач
Беседа/Дискуссия/
Проект/ Игра
5 Групповая работа,
беседа, решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций/ игровая
деятельность
Дата проведения
По
Факти
плану
ч
Методическая литература
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе
2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ. Социологические исследования. № 5 2007
3. Пермилова Р.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. М,2009.
4. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности. Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла . Сборник
материалов. Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003