Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Артемовского муниципального округа ИНН 6602007205 КПП 667700,5000,5
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@inbox.ru сайт: http://6art.uralschool.ru
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
2025/2026 учебный год
Г.Артемовский. 2025 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 7-8 классов составлена в соответствии с: –
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС), утвержденным, приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.12.2015 №1577; – Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного
общего, среднего общего образования; – Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; –
Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе,
прошедшей экспертизу и апробацию); –
Рабочая программа имеет следующие цели:
1) формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами,
способности реализовать эти решения; 2) создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций; 3)
формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной
необходимости.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи: Задачи: 1) освоить систему знаний о
финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; 2) овладеть умением получать и
критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; 3) формировать опыт
применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами; 4) формировать
основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики; 5) воспитывать ответственность за
экономические решения.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий
обучения: – личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и
своевременно подкорректировать еѐ; – технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности, –
информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности
учащихся. Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке,
постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно
создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных
образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых
учебных достижениях выпускников. Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная
образовательная программа основного общего образования. Содержание программы по курсу внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность», формы и методы работы позволит достичь следующих результатов: Личностные: 1) осознание себя как члена семьи, общества
и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; 2)
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; 4) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; 5) участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты: 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2) использование различных
способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; 3) формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты); 4) овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. 6) понимание цели своих действий; 7) планирование действия с
помощью учителя и самостоятельно; 8) проявление познавательной и творческой инициативы; 9) оценка правильности выполнения действий;
самооценка и взаимооценка; 10) адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
«Человек и государство: как они взаимодействуют?»
Тема
Налоги и их роль
в жизни семьи
Базовые понятия
Налоги; налоговые
льготы;
общественные блага
Социальные
пособия и как
они могут помочь Социальное пособие
в жизни
Базовые
знания
Знание
основных
налогов в РФ:
подоходный
налог,
налог на
прибыль,
косвенные
налоги
Знание условий
получения
различных
видов
социальных
пособий в РФ
Личностные
характеристики и
установки
Понимание сути
налога и его роли в
жизни общества;
понимание
необходимости
уплаты налогов и
возможности
государственного
воздействия за
неуплату налогов
Понимание, что
социальные
пособия – это
помощь государства
граждан в
определенных
сложных жизненных
ситуациях
Умения
Компетенции
Формы учебной
деятельности,
осуществляемые
на уроках
Различать
прямые и
косвенные
налоги;
считать сумму
налога
(например,
подоходного);
проверить на
сайте налоговой
службы наличие
налоговой
задолженности
членов семьи
Устанавливать
причинноследственные
связи между
уплатой налогов
и созданием
общественных
благ обществом.
Общее
обсуждение;
групповая
практическая
работа
Находить
нужную
информацию на
социальных
порталах
Определять
способы
использования
социальных
пособий для
решения
финансовых
проблем семьи
Общее
обсуждение;
индивидуальная
самостоятельная
работа; защита
проектов
«Финансовый бизнес: чем он может помочь семьям?»
Тема
Базовые понятия
Базовые
знания
Появление
Способы
банков и виды
Банк; виды вкладов;
увеличения
инвестиционный
банков;
семейных доходов
фонд; доходность;
появление и
с использованием
сбережения
назначение
услуг
инвестиционных
финансовых
фондов
организаций
Собственный
бизнес
Валюта в
современном
мире
Бизнес
Валюта; валютный
курс
Признаки
деятельности в
сфере бизнеса;
общие правила
создания
собственного
бизнеса
Знание мировых
валют, где
именно
можно
обменивать
валюту;
Личностные
характеристики и
установки
Умения
Компетенции
Формы учебной
деятельности,
осуществляемые
на уроках
Понимать основное
правило
инвестирования: чем
выше доходность,
тем выше риск
Отличать
инвестирование
от сбережения и
кредитования;
сравнивать
различные
финансовые
предложения
Соотносить
рискованность
использования
финансовых
операций и их
доходность; знать
свои права и
обязанности как
потребителя
Общее
обсуждение;
игровая
деятельность;
экскурсии
Понимание
рискованности
занятия бизнесом
Планировать
(4–5 шагов)
свою самостоятельную
деятельность
Брать на себя
ответственность
Игровая
деятельность;
общее
обсуждение
Понимание причин
существования
различных валют
Различать
российские
деньги и
иностранную
валюту;
перевести одну
Анализировать
информацию о
валютах разных
стран
Групповое
обсуждение;
общее
обсуждение;
индивидуальная
практическая
территории
использования
тех или иных
валют
(основных)
валюту в другую
работа; защита
проектов
«Управление денежными средствами семьи»
Тема
Происхождение
денег
Базовые понятия
Эмиссия денег;
денежная масса;
норма инфляции;
покупательская
способность денег;
центральный банк
Базовые знания
Каким именно
образом в
современной
экономике
осуществляется
эмиссия денег; из
чего состоит
денежная масса;
способы влияния
государства на
инфляцию
Личностные
характеристики
и установки
Понимание того,
что наличные
деньги – не
единственная форма
оплаты товаров и
услуг; понимание
роли денег в
экономике страны
как важнейшего
элемента рыночной
экономики
Умения
Пользоваться
дебетовой
картой;
определять
причины роста
инфляции
Компетенции
Установление
причинноследственных
связей между
нормой инфляции
и уровнем
доходов семей;
использовать
различные
источники для
определения
причин инфляции
и ее влияния на
покупательскую
способность
денег,
Формы учебной
деятельности,
осуществляемые
на уроках
Общее
обсуждение в
ходе семинара;
самостоятельная
практическая
работа
имеющихся в
наличии
Знание структуры
доходов населения
России и ее
Структура доходов изменений в конце
населения;
20 – нач. 21 в.;
Источники
структура доходов
характеристика
денежных средств
семьи; структура
факторов,
семьи
личных доходов;
влияющих в
человеческий
России на размер
капитал
доходов из
различных
источников
Контроль за
семейными
расходами
Благосостояние
семьи; контроль
расходов семьи
Знание
зависимости
уровня
благосостояния от
структуры
источников
Понимание влияния
образования на
последующую
карьеру и
соответственно на
личные доходы
Рассчитывать
личный и
семейный доход;
читать
диаграммы,
графики,
иллюстрирующи
е структуру
доходов
населения или
семьи
Понимание того,
что бесконтрольная
трата семейных
доходов лишает
семью возможности
обеспечить
Различать
личные расходы
и расходы
семьи;
считать личные
расходы и
Определять и
оценивать
варианты
повышения
личного дохода;
соотносить вклад
в личное
образование и
последующий
личный доход;
сравнивать
различные
профессии и
сферы занятости
для оценки
потенциала
извлечения
дохода и роста
своего
благосостояния
на коротком и
длительном
жизненном
горизонте
Оценивать свои
ежемесячные
расходы;
соотносить
различные
потребности и
Общее
обсуждение в
ходе семинара;
групповая
практическая
работа; защита
проектов
Игровая
деятельность;
общее
обсуждение
доходов семьи
Построение
семейного
бюджета
Способы
увеличения
семейных доходов
с использованием
услуг
финансовых
организаций
устойчивость своего
благосостояния и
может привести к
финансовым
трудностям семьи
Понимание
различий в
структуре
семейного бюджета
расходов и ее
изменения в
зависимости от
возраста членов
семьи и других
факторов; понимать
необходимость
планировать доходы
и расходы семьи
Семейный
бюджет:
профицит,
дефицит; личный
бюджет
Знание статей
семейного и
личного бюджета;
знать
обязательные
ежемесячные
траты семьи и
свои личные
траты
Банк;
инвестиционный
фонд; страховая
компания
Понимание
Знание основных
принципа хранения
видов финансовых денег на банковском
услуг и продуктов
счете;
для физических
понимание
лиц; видов
вариантов
страхования
использования
(жизни,
сбережения и
материальных
инвестирования на
объектов,
разных стадиях
медицинского и
жизненного цикла
др.)
семьи; знание своих
прав и обязанностей
расходы семьи
как в
краткосрочном,
так и в
долгосрочном
периоде
Вести учет
доходов и
расходов;
развивать
критическое
мышление
Рассчитать
реальный
банковский
процент;
рассчитывать
доходность
банковского
вклада и других
операций;
рассчитать
ежемесячные
платежи по
страхованию;
желания с точки
зрения
финансовых
возможностей
Определять
приоритетные
траты, исходя из
этого строить
бюджет на
краткосрочную и
долгосрочную
перспективы;
осуществлять
анализ бюджета и
оптимизировать
его для
формирования
сбережений
Искать
необходимую
информацию на
сайтах банков,
страховых
компаний и др.
финансовых
учреждений;
оценивать
необходимость
использования
различных
финансовых
Индивидуальная
практическая
работа; групповая
практическая
работа; общее
обсуждение;
игровая
деятельность;
защита проектов
Общее
обсуждение;
групповая
практическая
работа –
сравнительный
анализ; решение
задач
анализировать
договоры
Финансовое
планирование
как способ
повышения
благосостояния
семьи
Финансовое
планирование
Знание
возможных норм
сбережения по
этапам
жизненного цикла
Понимание
необходимости
аккумулировать
сбережения для
будущих трат;
понимание
возможных рисков
при сбережении и
инвестировании
инструментов для
повышения
благосостояния
семьи
Откладывать
деньги на
определенные
цели;
Отличать
выбирать
инвестиции от
рациональные
сбережений;
схемы
сравнивать
инвестирования
доходность
семейных
инвестиционных
сбережений для
продуктов
обеспечения
будущих крупных
расходов семьи
Игровая
деятельность;
общее
обсуждение;
работа в группах
с защитой
результатов
«Риски в мире денег»
Тема
Особые
жизненные
ситуации и как с
ними справиться
Базовые
понятия
Базовые знания
Особые
жизненные
ситуации;
социальные
пособия; форсмажор
Знание видов
различных особых
жизненных
ситуаций; способов
государственной
поддержки в
случаях природных
и техногенных
Личностные
характеристики и
установки
Понимание того, что
при рождении детей
структура расходов
семьи изменяется;
понимание
необходимости
иметь финансовую
подушку
Умения
Компетенции
Формы учебной
деятельности,
осуществляемые
на уроках
Находить в
интернете сайты
социальных
служб,
обращаться за
помощью
Оценивать
последствия
сложных
жизненных
ситуаций с точки
зрения
пересмотра
структуры
Общее
обсуждение в
ходе семинара;
индивидуальная
практическая
работа
катастроф и других
форс-мажорных
случаях
Страхование как
способ
сокращения
финансовых
потерь
Риски в мире
денег
Страхование;
виды
страхования и
страховых
продуктов
Финансовые
риски; виды
рисков
Знание видов
страхования
Знание видов
финансовых
рисков: инфляция,
девальвация,
банкротство
финансовых
компаний,
управляющих
семейными
сбережениями,
финансовое
мошенничество;
представление о
способах
сокращения
финансовых рисков
безопасности на
случай
чрезвычайных и
кризисных
жизненных ситуаций
Понимание
возможности
страхования жизни и
семейного
имущества для
управления рисками
Понимание причин
финансовых рисков;
понимание
необходимости быть
осторожным в
финансовой сфере,
необходимости
проверять
поступающую
информацию из
различных
источников (из
рекламы, от граждан,
из учреждений)
финансов семьи и
личных финансов
Читать договор
страхования
Оценивать
предлагаемые
варианты
страхования
Защитить
личную
информацию, в
том числе в сети
интернет;
пользоваться
банковской
картой с
минимальным
финансовым
риском;
соотносить
риски и выгоды
Анализировать и
оценивать
финансовые
риски; развивать
критическое
мышление по
отношению к
рекламным
сообщениям;
способность
реально
оценивать свои
возможности
Индивидуальная
практическая
работа; групповая
практическая
работа; общее
обсуждение
Общее
обсуждение;
групповое
обсуждение;
общее
обсуждение
результатов
«Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем?»
Тема
Базовые
Базовые знания
Личностные
Умения
Компетенции
Формы учебной
понятия
Банки и их роль в
жизни семьи
Собственный
бизнес
характеристики и
установки
Банк;
коммерческий
банк;
центральный
банк
Знание видов
операций,
осуществляемых
банками;
знание
необходимости
иметь банком
лицензию для
осуществления
банковских
операций
Бизнес; бизнесплан; источники
финансирования
Какие бывают
источники для
создания бизнеса и
способы защиты от
банкротства; иметь
представление о
структуре бизнесплана; иметь
представление об
основных
финансовых
правилах ведения
бизнеса
деятельности,
осуществляемые
на уроках
Понимание
устройства
банковской системы;
понимание того, что
вступление в
Читать договор с
отношения с банком
банком;
должны
рассчитывать
осуществлять не
банковский
спонтанно, под
процент и сумму
воздействием
выплат по
рекламы, а по
вкладам
действительной
необходимости и со
знанием способов
взаимодействия
Понимание
ответственности и
рискованности
занятия бизнесом;
понимание
трудностей, с
которыми
приходится
сталкиваться при
выборе такого рода
карьеры; понимание
того, что для начала
бизнес-деятельности
необходимо
получить
Находить
актуальную
информацию на
специальных
сайтах,
посвященных
созданию малого
(в том числе
семейного)
бизнеса;
рассчитывать
издержки,
доход, прибыль.
Оценивать
необходимость
использования
банковских услуг
для решения
своих
финансовых
проблем и
проблем семьи
Общее
обсуждение в
ходе семинара;
индивидуальная
практическая
работа; решение
задач; защита
проектов
Выделять круг
вопросов,
которые надо
обдумать при
создании своего
бизнеса, а также
типы рисков,
такому бизнесу
угрожающие
Игровая
деятельность;
общее
обсуждение;
защита проектов
специальное
образование
Валюта в
современном
мире
Валюта;
мировой
валютный
рынок; курс
валюты
Знать типы валют;
иметь
представление о
Понимание того, от
том, как мировой
чего зависят курсы
валютный рынок
валют; понимание
влияет на валютный
условий, при
рынок России;
которых семья
знать, как
может выиграть,
определяются курсы размещая семейные
валют в экономике сбережения в валюте
России
Перевести одну
валюту в
другую;
находить
информацию о
валютах в
разных
государствах;
находить
информацию об
изменениях
курсов валют
Оценивать
необходимость
наличия
сбережений в
валюте в
зависимости от
экономической
ситуации в стране
Общее
обсуждение в
ходе семинара
«Человек и государство: как они взаимодействуют?» (часть 2 ).
Тема
Налоги и их роль
в жизни семьи
Базовые
понятия
Базовые знания
Налоги; прямые
и косвенные
налоги;
пошлины; сборы
Знание основных
видов налогов,
взимаемых с
физических и
юридических лиц
(базовые); знание
способов уплаты
налогов (лично или
предприятием)
Личностные
характеристики и
установки
Представление об
ответственности
налогоплательщика;
понимание
неотвратимости
наказания (штрафов)
за неуплату налогов
и негативное
влияние штрафов на
Умения
Компетенции
Считать сумму
заплаченных
налогов или
сумму, которую
необходимо
заплатить в
качестве налога;
просчитывать,
как изменения в
Формирование
гражданской
ответственности
при уплате
налогов;
спланировать
расходы на
уплату налогов
Формы учебной
деятельности,
осуществляемые
на уроках
Общее
обсуждение в
ходе семинара;
индивидуальная
практическая
работа; общее
обсуждение
семейный бюджет
Пенсионное
обеспечение и
финансовое
благополучие в
старости
Пенсия;
пенсионная
система;
пенсионные
фонды
Знание общих
принципов
устройства
пенсионной
системы РФ; иметь
представления о
способах
пенсионных
накоплений
Понимание того, что
при планировании
будущей пенсии
необходимо не
только полагаться на
государственную
пенсионную
систему, но и
создавать свои
программы
накопления средств
и страхования на
старость
структуре и
размерах
семейных
доходов и
имущества
могут повлиять
на величину
подлежащих
уплате налогов
Находить
актуальную
информацию о
пенсионной
системе и
накоплениях в
сети интернет
Рассчитать и
спрогнозировать,
как могут быть
связаны
величины
сбережений на
протяжении
трудоспособного
возраста и
месячного дохода
после окончания
трудовой карьеры
Общее
обсуждение в
ходе семинара;
групповая
практическая
работа; защита
проектов
«Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни»
Базовые понятия
Базовые знания
Личностные
характеристики и
установки
Умения
Компетенции
Формы учебной
деятельности,
осуществляемые
на уроках
Банк; депозит;
кредит; ипотека;
процент;
инвестирование;
портфель
инвестиций
Механизм
взаимодействия
Центрального банка и
коммерческих банков;
пассивные и активные
операции банка; чем
отличается номинальный
и реальный процент,
простой и сложный
процент; типы
депозитов; типы
кредитов; программ
инвестирования в
драгоценные металлы и
ценные бумаги; знание
того, что такое
кредитная история;
представление о том, что
может составлять
портфель инвестиций
Понимание сути
банковских вкладов и
зависимости
доходности от многих
условий; понимание
необходимости
оценки своего
финансового
состояния и
возможностей при
взятии кредита как
дополнительных
финансовых
обязательств;
понимание сути
кредита и почему он
дается под проценты;
понимание основных
условий
кредитования;
понимать различия
между дебетовой и
кредитной картой;
понимание того, к
чему может привести
неисполнение своих
кредитных
обязательств и как
уменьшить риски
Рассчитывать
реальный процент, Оценивать надежность
простой и сложный
банка; сравнивать
процент;
условия по депозитам
рассчитывать
и кредитам для выбора
доходность
наиболее
вкладов;
оптимального варианта
рассчитывать
для решения своих
объем выплат по
финансовых задач;
кредиту; читать
оценить необходимость
договоры по
приобретения жилья в
депозитам и
ипотеку и выбрать
кредитные
подходящий вариант;
договоры;
пользоваться
находить
разнообразными
актуальную
финансовыми
информацию на
услугами,
сайте ЦБ и сайтах
предоставляемыми
коммерческих
банками для
банков;
повышения своего
находить и
благосостояния;
интерпретировать
принимать решение о
рейтинги банков;
необходимости
соотносить вид
инвестирования или
кредита с целью
кредитования
кредита
«Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду?»
Прослушивание
лекций; участие в
ходе общего
обсуждения на
семинаре; групповая
практическая работа;
индивидуальная
практическая работа;
игровая
деятельность;
осуществление
рефлексии; решение
тренировочных
практических задач
Базовые понятия
Страхование;
договор на услуги
по страхованию;
медицинское
страхование;
автострахование;
страхование жизни;
страховой случай
Базовые знания
Знание структуры и
особенностей
страхового рынка в
России; знание видов
(обязательное и
добровольное) и
условий пользования
медицинским
страхованием; знание
условий
автострахования;
ознакомление с опытом
использования
различных страховых
продуктов;
знание алгоритма
действия при
наступлении страховых
случаев
Личностные
характеристики и
установки
Понимать основные
задачи и принципы
страхования;
осознание важности
использования
страховых продуктов в
различных сферах
жизни;
понимание
преимуществ и
последствий
заключения договоров
на страхование
Умения
Различать виды
страхования;
различать
обязательное и
добровольное
страхование;
искать и
интерпретировать
актуальную
информацию в
сфере страхования;
читать договор
страхования
Компетенции
Определять
необходимость
страхования;
сравнивать различные
виды страховых
продуктов и делать
выбор на основе
жизненных целей и
обстоятельств,
событий жизненного
цикла;
определять надежность
страховой компании;
критически относиться
к активной рекламе
страховых продуктов,
принимать решения о
страховании на основе
анализа ситуации
Формы учебной
деятельности,
осуществляемые на
уроках
Прослушивание
лекций; участие в
ходе общего
обсуждения на
семинаре;
индивидуальная
практическая работа;
игровая
деятельность;
осуществление
рефлексии; решение
тренировочных
практических задач
«Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата?»
Базовые понятия
Базовые знания
Личностные
характеристики и
установки
Умения
Компетенции
Формы учебной
деятельности,
осуществляемые на
уроках
Налоги; пошлины;
сборы; налоговая
система; ИНН;
Знание оснований для
взимания налогов с
граждан и фирм в
России;
Понимание
необходимости уплаты
налогов;
понимание своих прав
Получать
актуальную
информацию по
задолженности или
Беспроблемно
организовывать свои
отношения с
государством в
Прослушивание
лекций; групповая
практическая работа;
индивидуальная
налоговый вычет;
пеня по налогам
общие принципы
работы налоговой
службы;
знание случаев, в
которых необходимо
подавать налоговую
декларацию;
знание способа
получения ИНН;
знание случаев и
способов получения
налогового вычета
и обязанностей в сфере
налогообложения;
понимание различий
налогов, пошлин и
сборов;
понимание того, на что
идут те или иные
налоги в государстве
другим вопросам
на сайте налоговой
службы; заполнять
налоговую
декларацию;
рассчитать сумму
уплачиваемых
налогов
налоговой сфере;
быстро реагировать на
изменение налогового
законодательства (по
общим вопросам) и
определять свое
поведение в
соответствии с
изменениями
практическая работа;
осуществление
рефлексии; решение
тренировочных
практических задач
Календарно –тематическое планирование
7 класс.
Тема
Количество
часов
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства
1
Что такое налоги и почему их надо платить
1
Какие бывают налоги
1
Учимся считать налоги
1
Ролевая игра «считаем налоги семьи»
1
Сравниваем налоги граждан разных стран
1
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от
государства
1
Как работает налоговая служба
1
Что такое социальные пособия и какие они бывают
1
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального
страхования рФ
1
Ролевая игра «оформляем социальное пособие»
1
Исследуем, какие социальные пособия получают люди
1
. Учебные мини-проекты «налоги»
1
Учебные мини-проекты «социальные пособия»
1
Задачи на стоимость при изучении понятий функции и линейной
функции
1
Функции спроса и предложения в качестве примеров линейной
функции.
1
Рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и
избыточное предложение
1
Календарно –тематическое планирование
8 класс.
Тема
Количество
часов
Для чего нужны банки
Что такое банк и чем он может быть полезен
1
Польза и риски банковских карт
1
Что такое бизнес
1
Собственный бизнес
1
Как создать своё дело
1
Валюта в современном мире
1
Что такое валютный рынок и как он устроен
1
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте
1
Какие бывают финансовые риски
1
Что такое финансовые пирамиды
1
Как увеличить семейные доходы с использованием
финансовых организаций
1
Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных
заданий
1
«Прямая и обратная пропорциональность величин »
1
«Задачи, приводящие к квадратным уравнениям»
1
«Задача на банковские проценты »
1
«Вычисление вероятностей»
1
Итоговое занятие в форме теста.
1