Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Артемовского муниципального округа ИНН 6602007205 КПП 667700,5000,5
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@inbox.ru сайт: http://6art.uralschool.ru
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«ПОЧИТАЙ-КА»
1 - 4 классы
на 2025-2026 учебный год
Срок реализации: 4 года
г. Артёмовский, 2025
год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика программы «ПОЧИТАЙ-КА».
3. Место внеурочных занятий «ПОЧИТАЙ-КА» в учебном плане.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «ПОЧИТАЙКА».
5. Содержание программы «ПОЧИТАЙ-КА».
6. Тематическое планирование программы.
7. Планируемые результаты освоения программы «ПОЧИТАЙ-КА».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа относится к общеинтеллектуальной направленности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «ПОЧИТАЙ-КА» составлена на
основе Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273- ФЗ, утвержденного 29.12.2012, в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
основного начального образования, на основе основной образовательной программы начального
общего образования МБОУ «СОШ №6», плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №6».
В основе данной программы - материал программы внеурочной деятельности «Как бы жили мы
без книг»
Актуальность
От того, что и как читает ребенок и читает ли вообще, во многом зависит, каким будет он сам,
и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить. Книга как средство для
совершенствования души и сегодня, в век информационных технологий, не уступает своих
позиций. Хорошая книга, прочитанная неторопливо и с упоением, чарует и надолго остается в
памяти и в сердце. Важно только, чтобы каждый ребенок нашел свою хорошую книгу. А для
того, чтобы он сумел получить такую возможность, важно поддерживать и развивать интерес
начинающего обучение школьника к книге, расширять круг его интересов. И, что очень важно,
показать насколько чтение увлекательное занятие, чтобы с первого года обучения книга стала
настоящим другом школьника, его постоянным спутником, с которым не скучно и интересно.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цели занятий:
приобщение детей младшего школьного возраста к систематическому чтению;
литературное развитие личности читателя, его творческих способностей.
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных
умений
Задачи:
сформировать у детей интерес к самому процессу чтения;
дать широкое представление о многообразии литературы и способствовать расширению
кругозора детей;
формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой;
привлечь детей к пользованию библиотекой.
Общая характеристика программы «ПОЧИТАЙ-КА»
Программа определяет мероприятия, которые познакомят учащихся начальной школы с
хорошими и добрыми книгами, расскажут об их авторах, помогут развить интерес к
познавательной литературе одновременно с расширением знаний о жанрах художественной
литературы. Постараемся поднять интеллектуальный и общекультурный уровень ребят, развить
творческую и познавательную активность, опираясь на их творческие возможности как
читателей; это сотворчество с ребенком в открытии книги.
Для формирования интереса к чтению предлагаются следующие формы организации занятий:
Библиотечный урок
Игры, конкурсы, викторины;
Громкие чтения;
Путешествия по страницам книг;
Творческие задания
Обоснование необходимости внеурочных заданий:
1. Избыточная информация через телевидение и Интернет ослабила интерес детей к книге.
2. Художественная литература является средством нравственного, эстетического и социального
воспитания учащихся, а также способствует повышению их познавательной и творческой
активности.
Место внеурочных занятий «ПОЧИТАЙ-КА» в учебном плане
Программа реализуется в форме кружка и включена в план внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 4-х занятий в неделю. Срок
реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс - 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34
часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
«ПОЧИТАЙ-КА»
В результате освоения программы внеурочной деятельности «ПОЧИТАЙ-КА» у учащихся
формируются следующие определенные личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные УУД:
1. Высказывать своё отношение к героям книг, к их поступкам;
2. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей;
3. Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
4. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Регулятивные УУД:
1.
2.
3.
4.
Учиться работать по предложенному плану;
Проговаривать последовательность действий;
Определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя;
Учиться высказывать своё предположение;
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в книге;
2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
3. Делать выводы в результате совместной работы руководителя и учащихся;
4. Подробно или выборочно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
1.
2.
3.
4.
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение;
Слушать и понимать речь других;
Учиться работать в паре;
Соблюдать правила общения.
Содержание программы. 1 класс
1. Введение. Вводное занятие (1 ч.).
«Давайте, познакомимся!»
2. «Книга - удивительное чудо на свете» (3 ч.).
Библиотечный урок «Путешествие в КНИГОГРАД». Беседа «Книга - твой друг, береги её».
Творческое занятие «Сделай сам себе закладку».
3. «Фольклорная радуга» (9 ч.).
Чтение русских народных сказок «Сказка в дверь стучится...». Литературная викторина «Жили были…». «Чудо сказки» (рассказывание учащимися русских народных сказок с опорой на
иллюстрации). «Уж как шла лиса по лесу» (чтение русских народных сказок о лисе). «Лиса - на
деревне краса» (викторина по сказкам). Аппликация «Колобок». «Ни окошек, ни дверей»
(отгадывание русских народных загадок). «Полное лукошко всего понемножку» (потешки,
прибаутки, песенки). «Поиграем в сказку».
4. «Любимый детский художник-иллюстратор» (2 ч.).
«Красочный мир Владимира Сутеева» (знакомство с творчеством художника). «Эти
замечательные сказки» (просмотр мультфильмов по сказкам В. Сутеева).
5. «Страна весёлого детства» (2 ч.).
Знакомство с творчеством Агнии Барто. «Мир, в котором живут дети». Литературная викторина
по произведениям детской поэтессы.
6. «Добрая звезда Маршака» (2 ч.).
Знакомство с жизнью и творчеством детского поэта. «Литературный калейдоскоп» (разучивание
стихотворений С.Я. Маршака).
7. «Талант добрый и весёлый» (2 ч.).
«Кто не знает Михалкова? Михалков нам всем знаком!». Знакомство с творчеством детского
поэта. Просмотр произведений с последующей беседой.
8. «Любимый друг детей» (3 ч.).
Просмотр произведений К.И. Чуковского. Литературная игра «В гостях у дедушки Корнея».
Конкурс рисунков.
9. «О чём я мечтаю» (2 ч.).
Просмотр диафильма по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик» с последующей беседой.
Аппликация «Цветик – семицветик». Игра «Право высказать три желания».
10. «Детство с книгой» (2 ч.).
Путешествие по страницам произведений А. Усачева, Б. Заходера, Г. Остера. Конкурс чтецов
«Мы расскажем вам стихи».
11. Перемена, перемена!» - Заливается звонок» (1 ч.).
Знакомство с весёлыми стихами о школе.
12. «Вас, девчонки и мальчишки, приглашают коми книжки!» (3 ч.).
Час детской поэзии «О птицах, зверушках…детках, игрушках» по произведениям коми поэта
П.А. Образцова. Час чтения «Сказочный мир Соломонии Пылаевой». Иллюстрирование книги
С.Пылаевой «Шанежка». Выставка рисунков
13. Итоговое занятие (1 ч.). Итоги работы кружка за год.
Тематическое планирование программы. 1 класс
№
1
Тема занятия
1. Введение. Вводное занятие (1 час)
«Давайте, познакомимся!»
Всего
часов
1 час
2. «Книга - удивительное чудо на свете» (3 часа)
Библиотечный урок «Путешествие в КНИГОГРАД».
Беседа «Книга - твой друг, береги её».
Творческое занятие «Сделай сам себе закладку».
3. «Фольклорная радуга» (9 часов)
Чтение русских народных сказок «Сказка в дверь стучится...».
Литературная викторина «Жили - были…».
«Чудо сказки» (рассказывание учащимися русских народных сказок
с опорой на иллюстрации).
«Уж как шла лиса по лесу» (чтение русских народных сказок о лисе).
«Лиса - на деревне краса» (викторина по сказкам).
Аппликация «Колобок».
«Ни окошек, ни дверей» (отгадывание русских народных загадок).
«Полное лукошко всего понемножку» (потешки, прибаутки,
песенки).
«Поиграем в сказку»
4. «Любимый детский художник-иллюстратор» (2 часа)
1 час
1 час
1 час
«Красочный мир Владимира Сутеева» (знакомство с творчеством
художника).
«Эти замечательные сказки» (просмотр мультфильмов по сказкам В.
Сутеева).
5. «Страна весёлого детства» (2 часа)
1 час
16-17
Знакомство с творчеством Агнии Барто.
«Мир, в котором живут дети». Литературная викторина по
произведениям детской поэтессы.
6. «Добрая звезда Маршака» (2 часа)
1 час
1 час
18-19
Знакомство с жизнью и творчеством детского поэта.
«Литературный калейдоскоп» (разучивание стихотворений С.Я.
Маршака).
7. «Талант добрый и весёлый» (2 часа)
1 час
1 час
20-21
«Кто не знает Михалкова? Михалков нам всем знаком!». Знакомство
с творчеством детского поэта.
Просмотр произведений с последующей беседой.
1 час
2-4
5-13
14-15
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Дата
8. «Любимый друг детей» (3 часа)
22-24
Просмотр произведений К.И. Чуковского.
Литературная игра «В гостях у дедушки Корнея».
Конкурс рисунков.
9. «О чём я мечтаю» (2 часа)
1 час
1 час
1 час
25-26
Просмотр диафильма по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик» с
последующей беседой.
Аппликация «Цветик – семицветик». Игра «Право высказать три
желания».
10. «Детство с книгой» (2 часа)
1 час
Путешествие по страницам произведений А. Усачева, Б. Заходера, Г.
Остера. Конкурс чтецов «Мы расскажем вам стихи».
11. «Перемена, перемена!» - Заливается звонок» (1 час)
1 час
1 час
27-28
29
30-32
33
1 час
Знакомство с весёлыми стихами о школе.
1 час
12. «Вас, девчонки и мальчишки, приглашают коми книжки!» (3 часа)
Час детской поэзии «О птицах, зверушках…детках, игрушках» по
произведениям коми поэта П.А. Образцова.
Час чтения «Сказочный мир Соломонии Пылаевой».
Иллюстрирование книги С.Пылаевой «Шанежка». Выставка
рисунков
13. Итоговое занятие (1 час)
Итоги работы кружка за год.
Итого
1 час
1 час
1 час
1 час
33 часа
Содержание программы. 2 класс
1. Введение. Вводное занятие (1 ч.).
Анкетирование на выявление читательского интереса и литературного кругозора.
2. «Путешествие в страну ЧИТАЛИЮ» (3 ч.).
Беседа о правилах поведения в библиотеке, о бережном отношении к книгам. Библиотечный
урок «Учебник твой друг и помощник». «Вечная спутница книги – закладка».
3. «Осень – рыжая лисица» (2 ч.).
«Осень к нам в окошко заглянула…» Знакомство с авторскими произведениями об осени.
Творческая мастерская «Мой осенний листочек» (стихи, загадки, пословицы об осени).
4. «Её Величество - Книга» (3 ч.).
«Наши помощники в выборе книг». Знакомство с основными элементами книги: переплёт,
обложка, титульный лист, иллюстрация, текст. Игра «Путешествие по Книгомаршрутам».
Закрепление навыков работы с книгой. Творческая мастерская по оформлению обложки книги.
5. «Вернисаж» (3 ч.).
«Очерки о художниках». Знакомство с творчеством художников: Ю.А. Васнецов, В.М.
Конашевич, В. Чижиков и др. «Писатели и художники в одном лице». Творчество Е. Чарушина,
В. Сутеева. «Иллюстрируем любимую книгу». Выставка рисунков.
6. Фольклор (2 ч.).
Фольклор русского народа. Богатырские сказки. Былины: Болезнь и исцеление Ильи Муромца,
Илья Муромец и Соловей – разбойник, Добрыня и Змей. Чтение и анализ былин
Зарубежный фольклор. Чтение английских песенок в переводе С. Маршака и К. Чуковского.
Заучивание наизусть по выбору.
7. «Зимние чудеса на книжных страницах» (2 ч.).
«Книжное кружево зимы». Выбор и чтение стихов о зиме. Отгадывание загадок о зиме.
Викторина «Карусель зимних сказок».
8. «Поляна сказок» (3 ч.).
Игровая книжная выставка «Сказочная азбука». «От благодарных читателей, или памятники
сказочным героям». Виртуальное путешествие по миру сказок. Литературная игра – викторина
«Знатоки сказок».
9. «Сказ о Земле Коми» (5 ч.).
Час чтения «Золотой сундучок коми сказок». Литературная викторина по сказкам «Тайник
чудес». «Чудесный мир фольклора». Конкурс на лучшее отгадывание коми народных загадок.
Обычаи и традиции коми народа. Урок-презентация «Удивительный мир детства». Знакомство с
творчеством коми детских писателей и их произведениями.
10. «Время сказочных приключений» (2 ч.).
Обзор литературы у книжной выставки «Приключения начинаются…». «Малышки - коротышки
весёлого друга детей». Литературная викторина по сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и
его друзья».
11. «Чудеса и загадки природы» (3 ч.).
Обзор книг писателей-натуралистов. «Через книгу в мир природы». Игра-викторина по
произведениям писателей – натуралистов «Путешествие в леса и лесные чудеса». Литературный
час «Крылатые герои сказок и рассказов».
12. «Да здравствует книга!» (2 ч.).
«Юбилей писателя – праздник для читателя»: Знакомство с творчеством детских писателейюбиляров. Выставка-викторина «У книжек дни рождения, конечно, тоже есть»
13. «Что приносит почтальон?» (2 ч.).
Путешествие по страницам детских журналов. История изданий для детей: журналы «Весёлые
картинки», «Мурзилка», «Простоквашино» и др.
14. Итоговое занятие (1 ч.). Итоги работы кружка за год.
Тематическое планирование программы. 2 класс
№
Тема занятия
Всего
часов
1. Введение. Вводное занятие (1 час)
1
2-4
Анкетирование на выявление читательского интереса и
литературного кругозора.
2. «Путешествие в страну ЧИТАЛИЮ» (3 часа)
1 час
Беседа о правилах поведения в библиотеке, о бережном отношении
к книгам.
Библиотечный урок «Учебник твой друг и помощник».
«Вечная спутница книги – закладка».
1 час
1 час
1 час
Дата
3. «Осень – рыжая лисица» (2 часа)
5-6
7-9
10-12
13-14
15-16
17-19
20-24
25-26
«Осень к нам в окошко заглянула…» Знакомство с авторскими
произведениями об осени.
Творческая мастерская «Мой осенний листочек» (стихи, загадки,
пословицы об осени).
4. «Её Величество - Книга» (3 часа)
1 час
«Наши помощники в выборе книг». Знакомство с основными
элементами книги: переплёт, обложка, титульный лист,
иллюстрация, текст.
Игра «Путешествие по Книгомаршрутам». Закрепление навыков
работы с книгой.
Творческая мастерская по оформлению обложки книги.
5. «Вернисаж» (3 часа)
1 час
«Очерки о художниках». Знакомство с творчеством художников:
Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В. Чижиков и др.
«Писатели и художники в одном лице». Творчество Е. Чарушина,
В. Сутеева.
«Иллюстрируем любимую книгу». Выставка рисунков.
6. Фольклор (2 часа)
1 час
Фольклор русского народа. Богатырские сказки. Былины: Болезнь и
исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей – разбойник,
Добрыня и Змей. Чтение и анализ былин
Зарубежный фольклор. Чтение английских песенок в переводе
С. Маршака и К. Чуковского. Заучивание наизусть по выбору.
7. «Зимние чудеса на книжных страницах» (2 часа)
1 час
«Книжное кружево зимы». Выбор и чтение стихов о зиме.
Отгадывание загадок о зиме.
Викторина «Карусель зимних сказок».
8. «Поляна сказок» (3 часа)
1 час
Игровая книжная выставка «Сказочная азбука».
«От благодарных читателей, или памятники сказочным героям».
Виртуальное путешествие по миру сказок.
Литературная игра – викторина «Знатоки сказок».
9. «Сказ о Земле Коми» (5 часов)
1 час
1 час
Час чтения «Золотой сундучок коми сказок».
Литературная викторина по сказкам «Тайник чудес».
«Чудесный мир фольклора». Конкурс на лучшее отгадывание коми
народных загадок.
Обычаи и традиции коми народа.
Урок-презентация «Удивительный мир детства». Знакомство с
творчеством коми детских писателей и их произведениями.
10. «Время сказочных приключений» (2 часа)
1 час
1 час
1 час
Обзор литературы у книжной выставки «Приключения
начинаются…».
«Малышки - коротышки весёлого друга детей». Литературная
викторина по сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и его
друзья».
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
11. «Чудеса и загадки природы» (3 часа)
27-29
30-31
32-33
34
Обзор книг писателей-натуралистов. «Через книгу в мир природы».
Игра-викторина по произведениям писателей – натуралистов
«Путешествие в леса и лесные чудеса».
Литературный час «Крылатые герои сказок и рассказов».
12. «Да здравствует книга!» (2 часа)
1 час
1 час
«Юбилей писателя – праздник для читателя»: Знакомство с
творчеством детских писателей-юбиляров.
Выставка-викторина «У книжек дни рождения, конечно, тоже есть»
13. «Что приносит почтальон?» (2 часа)
1 час
Путешествие по страницам детских журналов.
История изданий для детей: журналы «Весёлые картинки»,
«Мурзилка», «Простоквашино» и др.
14. Итоговое занятие (1 час)
1 час
1 час
Итоги работы кружка за год.
Итого
1 час
1 час
1 час
34 часа
Содержание программы. 3 класс
1. Введение. Вводное занятие (1 ч.).
Анкетирование на выявление читательского интереса и литературного кругозора.
2. «О книге и библиотеке» (7 ч.).
«Похвала книге»: книга – друг, советчик, учитель. Книга – источник знаний. Библиотечный урок
«Первые книги (на камне, глине, папирусе и других материалах)». Беседа о правилах
пользования книгой, о бережном отношении к школьному учебнику. Изготовление памяток
«Сохраним школьный учебник». «Твоя домашняя библиотека»: особенность
домашней библиотеки. Творческая работа учащихся «Библиотека будущего», защита работы.
3. Фольклор народов мира (4 ч.).
Фольклор народов мира. Знакомство со сказками народов мира: «Мальчик-богатырь»
(Марийская сказка), «Неблагодарный богач» (Кумыкская сказка), «Два подарка» (Осетинская
сказка). Конкурс загадок народов мира. Играем – читаем татарскую сказку «Три дочери».
4. «Не насытится око зрением, а человек знанием» (2 ч.).
Библиотечный урок «А где хранят Вселенную?»: знакомство со словарями. Турнир «Сумей
найти»: поиск информации через игру.
5. Структура книги (3 ч.).
Углубление знаний о структуре книги. Оглавление, предисловие. Послесловие, аннотация.
Практическая работа.
6. «Скоро сказка сказывается» (3 ч.).
Книжная выставка «Страна сказок, чудес и волшебства». Обзор выставки. Книги писателейсказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Викторина «Герои сказок в гости к нам».
7. «Уж сколько раз твердили миру…» (3 ч.).
Басни И.А. Крылова. Заучивание наизусть басен по выбору. Заочное путешествие в Летний сад.
«Узнай героев басен И.А. Крылова».
8. «Читаем Льва Толстого» (2 ч.).
Книги Л.Н. Толстого для детей. Л.Н. Толстой - сказочник и обработчик русских народных
сказок.
9. Друзья человека (2 ч.).
В. Дуров «Мои звери». Увлекательные рассказы о добром отношении к четвероногим друзьям. В.
Чаплина. «Питомцы зоопарка». Увлекательные рассказы о воспитанниках автора в Московском
зоопарке, о добром и внимательном отношении к окружающим.
10. Книги о твоих ровесниках (4 ч.).
Выставка книг «Знакомьтесь с книгами-сборниками о детях и для детей». Герои книг В. Осеевой,
Н.Носова, В. Драгунского. Час чтения
11. «Журналы для детей» (2 ч.). Детские газеты и журналы. История создания журнала
«Мурзилка» и др. Создание классной газеты «Книгочей» (о работе кружка за год)
12. Итоговое занятие (1 ч.). Итоги работы кружка за год
Тематическое планирование программы. 3 класс
№
1
2-8
9-12
Тема занятия
Всего
часов
1. Введение. Вводное занятие (1 час)
Анкетирование на выявление читательского интереса и
1 час
литературного кругозора.
2. «О книге и библиотеке» (7 часов)
1 час
Похвала книге»: книга – друг, советчик, учитель. Книга – источник
знаний.
1 час
Библиотечный урок «Первые книги (на камне, глине, папирусе и
других материалах)».
1 час
Беседа о правилах пользования книгой, о бережном отношении к
школьному учебнику.
1 час
Изготовление памяток «Сохраним школьный учебник»
1 час
«Твоя домашняя библиотека»: особенность домашней библиотеки.
2 часа
Творческая работа учащихся «Библиотека будущего», защита
работы.
3. Фольклор народов мира (4 ч.).
Фольклор народов мира.
1 час
Знакомство со сказками народов мира: «Мальчик-богатырь»
1 час
(Марийская сказка), «Неблагодарный богач» (Кумыкская сказка),
«Два подарка» (Осетинская сказка).
Конкурс загадок народов мира.
1 час
Играем – читаем татарскую сказку «Три дочери».
1 час
4. «Не насытится око зрением, а человек знанием» (2 часа)
Библиотечный урок «А где хранят Вселенную?»: знакомство со
словарями.
Турнир «Сумей найти»: поиск информации через игру.
5. Структура книги (3 часа)
1 час
15-17
Углубление знаний о структуре книги. Оглавление, предисловие.
Послесловие, аннотация.
Практическая работа.
6. «Скоро сказка сказывается» (3 часа)
1 час
1 час
1 час
18-20
Книжная выставка «Страна сказок, чудес и волшебства». Обзор
1 час
13-14
1 час
Дата
выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом
библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Викторина «Герои сказок в гости к нам».
7. «Уж сколько раз твердили миру…» (3 часа)
1 час
1 час
21-23
Басни И.А. Крылова.
Заучивание наизусть басен по выбору.
Заочное путешествие в Летний сад. «Узнай героев басен И.А.
Крылова».
8. «Читаем Льва Толстого» (2 часа)
1 час
1 час
1 час
24-25
Книги Л.Н. Толстого для детей.
Л.Н. Толстой - сказочник и обработчик русских народных сказок.
9. Друзья человека (2 часа)
1 час
1 час
26-27
В. Дуров «Мои звери». Увлекательные рассказы о добром
отношении к четвероногим друзьям.
В. Чаплина. «Питомцы зоопарка». Увлекательные рассказы о
воспитанниках автора в Московском зоопарке, о добром и
внимательном отношении к окружающим.
10. Книги о твоих ровесниках (4 часа)
1 час
Выставка книг. «Знакомьтесь с книгами-сборниками о детях и для
детей».
Герои книг В. Осеевой «Синие листья», В. Драгунского «Денискины
Час чтения понравившихся рассказов
11. «Журналы для детей» (2 часа)
1 час
28-31
32-33
34
Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и
др.
Создание классной газеты «Книгочей» (о работе кружка за год)
12. Итоговое занятие (1 час)
Итоги работы кружка за год.
Итого
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
34 часа
Содержание программы. 4 класс
1. Введение. Вводное занятие (1 ч.).
Анкетирование на выявление читательского интереса и литературного кругозора.
2. «Страницы старины седой» (3 ч.)
Былины, былинные богатыри. Библиотечный урок «История книги. Книги Древней Руси».
Библиотечный урок «Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров».
3. «Крупицы народной мудрости» (3 ч.).
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В.
Суворове (справочники, энциклопедии). «Русь великая в пословицах и поговорках».
4. «Книги, книги, книги…» (3 ч.).
Библиотечный урок «Храм книги. Первые библиотеки». Книга. Структура книги. Справочный
аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам.
5. «Творцы книг» (2 ч).
Искусство книги. Иллюстрирование книги.
Библиотечный урок «Художники-иллюстраторы детских книг».
6. «Мои помощники - энциклопедии» (2 ч.).
«Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»: структура энциклопедии.
Игра «Сто вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в энциклопедиях.
7. «По дорогам сказок. Сказки народные и литературные» (5 ч.).
«Русские писатели-сказочники». Книги со сказками А.С. Пушкина, П. Ершова, С. Аксакова, В.
Гаршина и т.д. Час читателя. Сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Игра по сказкам А.С.
Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!». Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь –
семилетка», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурсно-игровая программа «Марафон сказок»
8. «Мировое литературное пространство» (2 ч.).
Сказки братьев Гримм, Г.Х.Андерсена, Шарля Перро. Литературная игра «По страницам
зарубежных сказок».
9. «Книги о родной природе» (2 ч).
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и т.д.
Литературный час «Люблю природу русскую».
10. «Животные - герои детской литературы» (3 ч).
Книги-сборники о животных. (В. Бианки, Н. Сладков, Г. Скребицкий и др.) Рассказы о
животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю – ю».Час читателя: знакомство с
книгой В. Бульванкера «От кота до кита».
11. «Мастера улыбки и смеха» (1 ч.).
Литературный час по произведениям Н. Носова, В. Драгунского.
12. «Моя вообразилия» (1 ч.).
Творческая мастерская «Сочиняем сказки и рассказы».
13. «Мир путешествий и приключений» (1 ч.).
Виртуальная книжная выставка.
14. «Маленькие герои большой войны». (1 ч.).
Книги о ребятах-сверстниках, участниках Великой Отечественной войны.
15. «Великие мастера слова» (1 ч.).
Детские писатели – юбиляры
16. «Планета Периодика» (2 ч.).
Периодические издания для детей. Выпуск газеты «Жили-были» (о работе кружка за год)
17. Итоговое занятие (1 ч.). Итоги работы кружка за год.
Тематическое планирование программы. 4 класс
№
1
Тема занятия
1. Введение. Вводное занятие (1 час)
Анкетирование на выявление читательского интереса и
литературного кругозора.
2. «Страницы старины седой» (3 часа)
Всего
часов
1 час
Дата
2-4
Былины, былинные богатыри.
Библиотечный урок «История книги. Книги Древней Руси».
Библиотечный урок «Первая печатная книга на Руси. Первопечатник
Иван Фёдоров»
3. «Крупицы народной мудрости» (3 часа)
1 час
1 час
1 час
5-7
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах».
Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
«Русь великая в пословицах и поговорках».
4. «Книги, книги, книги…» (3 часа)
1 час
1 час
8-10
Библиотечный урок «Храм книги. Первые библиотеки».
Книга. Структура книги. Справочный аппарат.
Классификация книг по структуре, изданиям, авторам.
5. «Творцы книг» (2 часа)
1 час
1 час
1 час
11-12
Искусство книги. Иллюстрирование книги.
Библиотечный урок «Художники-иллюстраторы детских книг»
6. «Словари, справочники, энциклопедии» (2 часа)
1 час
1 час
13-14
1 час
Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»: структура
энциклопедии.
1 час
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и
нахождение ответов в энциклопедиях.
7. «По дорогам сказок. Сказки народные и литературные» (5 часов)
15-19
«Русские писатели-сказочники». Книги со сказками А.С. Пушкина,
П. Ершова, С. Аксакова, В. Гаршина и т.д.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
«Что за прелесть, эти сказки!». Викторина по сказкам А.С. Пушкина.
Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь семилетка», А. Платонов «Умная внучка»).
Конкурсно-игровая программа «Марафон сказок»
8. «Мировое литературное пространство» (2 часа)
1 час
20-21
Сказки братьев Гримм, Г.Х.Андерсена, Шарля Перро.
Литературная игра «По страницам зарубежных сказок».
9. «Книги о родной природе» (2 часа)
1 час
1 час
22-23
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и
т.д.
Литературный час «Люблю природу русскую»
10. «Животные - герои детской литературы» (3 часа)
1 час
Книги-сборники о животных. (В. Бианки, Н. Сладков,
Г. Скребицкий и др.)
Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу
А. Куприна «Ю - ю».
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до
кита».
11. «Мастера улыбки и смеха» (1 час)
1 час
Литературный час по произведениям Н. Носова, В. Драгунского.
12. «Моя вообразилия» (1 час)
1 час
24-26
27
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
28
Творческая мастерская «Сочиняем сказки и рассказы».
13. «Мир путешествий и приключений» (1 час)
1 час
29
Виртуальная книжная выставка.
14. «Маленькие герои большой войны» (1 час)
1 час
30
Книги о ребятах-сверстниках, участниках Великой Отечественной
войны
15. «Великие мастера слова» (1 час)
1 час
31
Детские писатели – юбиляры
16. «Планета Периодика» (2 ч.).
1 час
Периодические издания для детей.
Выпуск газеты «Жили-были» (о работе кружка за год)
17. Итоговое занятие (1 час)
1 час
1 час
32-33
34
Итоги работы кружка за год.
Итого
1 час
34 часа
Планируемые результаты освоения программы «ПОЧИТАЙ-КА»
В результате реализации программы обучающийся
должен иметь представление:
о жанрах художественной литературы;
должен приобрести следующие знания и умения:
1. знания о роли и пользе книги;
2. знания об источниках информации, информацию о детских писателях;
3. знать правила пользования библиотекой;
4. знать правила обращения с книгой;
5. умение бережно обращаться с книгами;
6. умение выбрать книгу в соответствии со своим интересом;
7. умение анализировать поступки литературных героев;
8. умение воспроизводить содержание произведения;
9. умение передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности
(драматизации, рисовании, художественном труде, т.д.).
Форма подведения итогов:
Итоговой работой по завершению года являются конкурсы, игры, награждение самых активных
участников кружка.