Программа ДО Робототехника 1-6 класс МБОУ СОШ №6

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского муниципального округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@inbox.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ №6»
М.Н. Киселева
Приказ от № 77/о от 01.08.2025 года

Дополнительная короткосрочная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Основы робототехники»
Возраст обучающихся: 6 -12 лет
Срок реализации: 1 год

г. Артемовский, 2025

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: техническая
Актуальность: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа ««Основы робототехники» разработана в соответствии с
основополагающими документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
4. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской
Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(2015 г.) (на основании письма №09-3442 от 18.11.15 Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ); Федеральный закон от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
6. З. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.).
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
8. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
9. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
10. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г, № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее — Порядок).
15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
16. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
17. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
18. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
19. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
20. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
21. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
22. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и

порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
23. Устав МБОУ «СОШ №6».
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов
FischerTechnik, и аппаратно-программного обеспечения RoboPro как инструмента
для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному
управлению.
Актуальность программы обусловлена тем, что в наше время робототехники и
компьютеризации обучающегося необходимо учить решать задачи с помощью
автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и
воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и
запрограммировать.
Данная программа позволяет дать детям и подросткам необходимый уровень
технической грамотности, а также с самого юного возраста окунуться в ту
деятельность, которая обычно доступна людям только после окончания школы или
даже университета.
Работа с образовательными конструкторами FischerTechnik позволяет
школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить
необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается
множество проблем из разных областей знания: математика, физика, технология.
Широкий функционал и множество специфических деталей конструктора
FischerTechnik позволяют создавать не только развлекательные и образовательные
проекты, но и прототипы реальных сложных устройств.
В процессе обучения школьники отрабатывают методы управления роботом с
помощью контроллера ROBOTICS TXT.
Программирование роботов в RoboPro может производиться на разных
уровнях сложности, а значит, будет доступно и интересно как начинающему, так и
профессионалу. Реальное исполнение программы роботом покажет разработчику,
какой алгоритм он на самом деле составил и в каком месте его надо подправить.

Возникает отличная обучающая система: замысел – программа – исполнение,
которая реально показывает разработчику результат его работы.
Цель:

развитие

творческих

способностей

и

формирование

раннего

профессионального самоопределения подростков в процессе конструирования и
проектирования.
Задачи:
Обучающие:


Закрепить основы конструирования различных проектов на основе

образовательных конструкторов.


Дать

первоначальные

знания

по

устройству

робототехнических

устройств.


Научить самостоятельно решать технические задачи в процессе

конструирования моделей (выбор материала, планирование предстоящих действий,
самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт в
конструировании других объектов и т.д.).


Закрепить

умение

читать

графические

изображения,

создавая

мысленный образ в процессе программирования моделей,использовать показания
сигналов датчиков, понимать принципы действия обратной связи.
Развивающие:


Развить

логическое

мышление,

пространственное

воображение,

творческие способности.


Развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой

замысел в проекте.


Развить навыки работы на ПК.



Развить познавательные, интеллектуальные и творческие способности

обучающихся, в процессе создания моделей и проектов, умение работать в
небольших группах, этику общения.


Развить умение довести решение задачи до работающей модели.



Развить смекалку, находчивость, изобретательность и устойчивый

интерес к поисковой творческой деятельности.



Развить

умение

излагать

мысли

в

четкой

логической

последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.


Развить умение работать над проектом в команде, эффективно

распределять обязанности.
Воспитательные:


Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.



Сформировать самостоятельность в решении поставленной задачи.



Развить творческую инициативу и самостоятельность.

Возраст детей: 6-12 лет.
Количество детей в группе: 6-10 человек.
Формы и режим занятий: занятия проходят 1 раза в неделю по 1 часу.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 36 часов
Планируемые результаты:
По итогам реализации программы дети будут:
Знать:


теоретические основы создания робототехнических устройств;



принцип действия простых механизмов: зубчатой и ременной передачи,

рычага, блока и колеса на оси;


элементную базу при помощи которой собирается устройство;



способы сборки моделей (конструктивные особенности);



способы и приемы соединения деталей;



порядок создания алгоритма программы действия робототехнических

средств.
Формы контроля и подведения итогов
В конце каждой темы проводится проверка знаний в форме короткого зачета,
позволяющего выявить усвоение материала обучающимися.
Вопросы, которые возникают у обучающихся в процессе обучения, выносятся
на общее обсуждение также в диалоговой форме разбора материала.

В качестве проверки используются различные формы подведения итогов:
проведение внутренних соревнований между обучающимися учебных групп;
участие в окружных, городских и международных соревнованиях по робототехнике.
.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теоретических

Практических

Формы
аттестации
(контроля) по
разделам

1

Вводное занятие.

1

1

0

2

История развития
робототехники.
Современные роботы.
Классификация роботов.
Назначение.
Знакомство с деталями
конструктора
FischerTechnik и их
способом крепления.
Знакомство с графической
средой программирования,
изучение базовых команд.

2

2

0

викторина

2

1

1

показ

4

1

3

показ

Изучение алгоритмических
конструкций
Знакомство с
программируемым
контроллером
Знакомство с датчиками

4

1

3

показ

2

0,5

1,5

практическое
задание

2

1,5

0,5

показ

9

Управляющие
программы
для движения по заданному
маршруту.

3

0,5

2,5

практическое
задание

1011

Доработка конструкции и
разработка
программы
робота.
Имитация
различных препятствий.

4

0

4

практическое
задание

12

Использование робота для
сбора информации.

2

0,5

1,5

практическое
задание

1314

Изменение
конструкции
робота-исследователя.
Движение
по
заданной
линии.

2

0,5

1,5

практическое
задание

3

4

5-6
7

8

анкетирование

15

Изучение
составных
алгоритмов, использование
подпрограмм.

2

1,5

0,5

показ

1617

Проектная
деятельность:
выбор темы проекта, обзор
аналогов, создание проекта.

6

0

6

практическое
задание

Итого:

36

11

25

Содержание учебно-тематического плана.
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Знакомство с программой. Краткие сведения о формах
работы. Техника безопасности. Правила работы в лаборатории и организация
рабочего места.
Тема

2.

История

развития

робототехники.

Современные

роботы.

Классификация роботов. Назначение.
Теоретическая часть. Что означает слово «робот». Три закона робототехники.
Первые прототипы роботов. Механизмы Чебышева. Просмотр видеоматериалов.
Роботы-помощники. Промышленные роботы. Роботы для космоса. Спортивная
робототехника. Просмотр видео презентаций.
Тема 3. Знакомство с деталями конструктора FischerTechnik и их
способом крепления.
Теоретическая часть. Показ основных деталей конструктора FischerTechnik.
Изучение технических характеристик и правил эксплуатации конструкторов
fischertechnik.
Практическая часть. Конструирование простых моделей.
Тема 4. Знакомство с графической средой программирования, изучение
базовых команд.
Теоретическая часть. Графический интерфейс пользователя. Окно программы.
Командное

меню.

Палитры

инструментов.

Изучение

графической среды программирования.
Практическая часть. Отрисовка простых программ.

базовых

элементов

Тема 5-6. Изучение алгоритмических конструкций
Теоретическая часть. Изучение основных алгоритмических конструкций.
Общее представление о принципах программирования роботов.
Практическая часть. Написание программ.
Тема 7. Знакомство с программируемым контроллером
Теоретическая часть. Что такое программируемый контроллер. Принцип
работы.
Практическая часть. Наладка связи контроллера и персонального компьютера.
Загрузка программы в контроллер.
Тема 8. Знакомство с датчиками
Теоретическая часть. Изучение принципа работы датчика температуры,
фоторезистора.
Практическая часть. Написание программ с использованием сигналов с
датчиков.
Тема 9. Управляющие программы для движения по заданному маршруту.
Теоретическая часть. Изучение принципа работы серводвигателя.
Практическая часть. Написание программы для движения по заданному
маршруту.
Тема 10-11. Доработка конструкции и разработка программы робота.
Имитация различных препятствий
Практическая часть. Доработка конструкции и разработка программы робота.
Имитация различных препятствий.
Тема 12. Использование робота для сбора информации.
Теоретическая часть. Особенности работы робота с видеокамерой.
Практическая часть. Подключение видеокамеры к роботу. Написание
программы для робота-исследователя.
Тема 13-14. Изменение конструкции робота-исследователя. Движение по
заданной линии.
Теоретическая часть. Изучение работы датчика цвета.

Практическая часть. Изменение конструкции робота-исследователя. Написание
программы движения по заданной линии.
Тема 15. Изучение составных алгоритмов, использование подпрограмм.
Теоретическая часть. Изучение составных алгоритмов.
Практическая часть. Написание программ с использованием подпрограмм.
Тема 16. Проектная деятельность: выбор темы проекта, обзор аналогов,
создание проекта.
Практическая часть. Назначение модели. Алгоритм действий робота.
Составление

программы.

Испытание

модели.

Отладка

программы.

Совершенствование программы.
Тема 17. Итоговое занятие.
Практическая часть. Анализ ошибок и успехов, рассмотрение наиболее
удачных конструкций.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
1.

Учебно-методическое обеспечение программы

Занятия проводятся в форме лекций, обсуждения и практических работ.
При работе с детьми в учебных группах используются различные методы:
словесные, метод проблемного обучения, проектно-конструкторский метод, а также
игровой метод.
Метод

строго

регламентированного

задания.

Выполнение

целостно-

конструктивных и расчленено-конструктивных заданий (сборка основных узлов
модели по схеме; сборка всей модели по схеме).
Групповой метод (мини-группы). Создание модели по предложенной схеме
группой занимающихся (2– 4 человека); определение ролей и ответственности,
выбор рационального способа создания модели.
Проектный метод. Самостоятельное продумывание и создание модели. Защита
собственного проекта.
Соревновательный метод. Проведение соревнований
- на скорость сборки модели по заданной схеме;

- на скорость сборки модели по предложенному изображению;
- на прочность модели;
- на скорость передвижения роботов.
Словесный

метод.

Рассказ,

беседа,

описание,

разбор,

лекция,

инструктирование, комментирование, распоряжения и команды.
Метод наглядного воздействия. Демонстрация готовой модели, созданной
преподавателем;

демонстрация

готовой

модели,

созданной

занимающимся;

посещение соревнований по робототехнике; демонстрация фото-, видеоматериалов.
Метод релаксации. Выполнение гимнастического комплекса (физкульт-пауза)
для снятия нагрузки на шейные отделы позвоночника, пальцы рук, тазобедренный
сустав, мышцы спины.
Дискуссия. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной
проблеме. С помощью дискуссии, обучающиеся приобретают новые знания,
укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Так как главной
функцией дискуссии является стимулирование познавательного интереса, то
данным методом в первую очередь решается задача развития познавательной
активности обучающихся.
Методическое обеспечение:
Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним,
заключающаяся в планировании работы, подготовке материальной базы и
самоподготовке педагога.
В этой связи продумывается вводная, основная и заключительная части
занятий; просматривается необходимая литература, отмечаются новые термины и
понятия, которые следует разъяснить обучающимся, выделяется теоретический
материал,

намечается

наглядные

пособия

содержание
для

беседы

изготовления

или

рассказа,

модели,

а

подготавливаются

также

подбирается

соответствующий дидактический материал, чертежи, шаблоны (в необходимом
количестве комплектов).
В конце занятия, после сборки и тестирования модели, обучающиеся
демонстрируют ее и дают оценку программе и техническим характеристикам:

указывается на положительные моменты, отдельные недостатки, после чего работы
разбираются и детали складываются в конструктор.
2.

Материально-технические условия реализации программы.

Для проведения занятий необходимо достаточно просторное помещение,
которое должно быть хорошо освещено и оборудовано необходимой мебелью:
столы, стулья, шкафы – витрины для хранения материалов, специального
инструмента, приспособлений, чертежей, моделей. Для работы необходимо иметь
достаточное количество наглядного и учебного материала и ТСО.
Для реализации программы необходимо:
1. Наборы конструктора FischerTechnik на базе процессора ROBOTICS
TXT и ROBO TX.
2. Аккумуляторный набор. В набор входит один аккумулятор NiMH 8,4В /
1500 мА*ч и зарядное устройство.
3. Программное обеспечение (RoboPro)
4. БЛЛА
5. Программное

обеспечение

для

компьютерной

деятельности

(MicrosoftOffice)
6. Компьютеры
7. Системное программное обеспечение (Windows)
8. Принтер
9. Картридж, бумага
10. Проектор мультимедийный
11. Экран для проектора
12. Сканер
13. Тренировочные

поля

(основание

поля

–

ламинированное

ДСП,

препятствия: горка, коробки, стенки, изолента черная, изолента красная,
оргстекло, сетка, банки и др.)
Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение:

Уровень
реализующего

квалификации

педагога

дополнительную

дополнительного

образования,

общеобразовательную

программу,

соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей
должности, а также квалификационной категории.
2.2. Формы аттестации
В процессе обучения, обучающиеся не получают прямых оценок своей
деятельности. Промежуточные итоги - оцениваются на занятиях через наблюдение,
практические работы.
Способы определения результативности
Виды
контроля,
сроки
Вводный (входящий)
(в начале 1-го и 2-го
года обучения)
Текущий(в течение
всего учебного года)

Содержание

Формы/методы
контроля
Определение уровня знаний, опрос, наблюдение
умений и навыков
Выявление
ошибок
и наблюдение;
успехов
в
освоении опрос.
материала

Итоговый
(аттестация):
конец 1-го полугодия отслеживание
динамики,
по 1 и 2 году
прогнозирование
обучения
результативности
дальнейшего обучения
конец 2-го полугодия определение
уровня
по 1 и 2 году
сформированности знаний,
обучения
умений и навыков по
окончании курса обучения
каждого года
конец всего курса
определение
уровня
обучения
сформированности знаний,
умений и навыков по
окончании
всего
курса
обучения по программе

Сдача
мини-проекта,
участие в конкурсах
Выполнение теста по
теоретическим вопросам.
Участие
в
соревнованиях,
конкурсах, выставках
Собеседование
по
теоретическим вопросам.
Участие
в
соревнованиях,
конкурсах, выставках и
проектах.

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении аттестации
через алгоритм сдачи тестов, участия в соревнованиях, конкурсах, выставках и
проектах. Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го

полугодия и предпоследняя учебная неделя 2-го полугодия) устанавливаются
администрацией образовательного учреждения и фиксируются в его общем учебном
плане.
Программа

предполагает

проведение

мониторинга

развития

личности

обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по следующим
параметрам и критериям:


мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка деятельности

на занятиях; ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в
поведении);


познавательная сфера (уровень развития познавательной активности,

самостоятельности);


регулятивная сфера (произвольность деятельности; уровень развития

контроля);


коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).

Оценочные материалы
Оценочные материалы необходимы для установления соответствующего
уровня

усвоения

программного

материала

по

итогам

текущего

контроля

образовательной деятельности обучающихся и уровня освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Основы туризма» по итогам аттестации.
В соответствии с целью и задачами программы, используются следующие
формы определения результативности освоения программы: собеседование, тест,
опросный лист, анкетирование, соревнование, мониторинг (в соответствии с
установленными критериями).

Список используемой литературы
Для педагогов:
1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник
проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с.
2. Трактуев О., Трактуева С, Кузнецов В. ПЕРВОРОБОТ: Методическое
учебное пособие для учителя. - М.: ИНТ.
3. Трактуев О., Трактуева С. Кузнецов В. e-LAB: Методическое учебное
пособие для учителя. - М.: ИНТ.
4. Филлипов С.А. Робототехника для детей и родителей. -СПб. изд. Наука
РАН, 2013.
5. Сагритдинова Н.А.Fischertechnik - основы образовательной робототехники.
Методические рекомендации. – Всероссийский Учебно-методический Центр
Образовательной Робототехники, 2012.
Для обучающихся:
1. Компакт - диск с материалами «RoboPro».
2. Копосов Д. Г., Первый шаг в робототехнику: практикум для 5–6 классов,
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 286 с.
3. Копосов Д. Г., Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5–6 классов
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 88 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».