Речевая практика (АООП УО вариант 1)

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
( в ред. от 22.07. 2021год )

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Речевая практика»
1-4 класс
1 вариант

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ «СОШ №6»
(образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку
овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым
условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных
компетенций.
Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации
АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального
и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации
учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные
и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения:
- учить

школьников

понимать

и

четко

выполнять

речевые

инструкции,

взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и
адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
- развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их
лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части
построения связного монологического высказывания.
2.

Общая характеристика учебного предмета

Речевая практика.
Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение
лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной
устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных
ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности,
овладение нормами речевого этикета.

Предмет «Речевая практика» имеет практическую направленность и способствует
формированию социально значимых умений, обучающихся с нарушением интеллекта:
развитие речи как средства общения, умения налаживать деловые и межличностные
контакты.
Содержание раздела «Аудирование и дикция» предполагает развитие у обучающихся
способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков
четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы
включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают
обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь
дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в
соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова,
чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и
жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу
коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств
выразительности - силы голоса, темпа, тона речи.
Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и
параллельно отрабатываются темы из других разделов.
Материал раздела «Аудирование и дикция» реализуется на каждом уроке в виде
самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других разделов.
Работа по совершенствованию невербальных компонентов речи, обучающихся
продолжается в разделе «Выразительность (эмоциональность) речи».
Ведущим является раздел «Подготовка к речевой ситуации и организация
высказывания». На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают»
обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения.
Раздел «Культура общения» предполагает формирование у обучающих знаний основ
речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его
содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.
3.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «СОШ №6» курс речевой практики
рассчитан:
В 1 классе - 66 ч. (33 учебные недели).

Во 2 классе - 68 ч. (34 учебные недели).
В 3 классе - 68 ч. (34 учебные недели).
В 4 классе - 68 ч. (34 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в первом классе,
определен недельным учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «СОШ №6» и составляет 2ч, 2ч, 2ч,
2ч в неделю соответственно.
4.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» обеспечивает
достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП МАОУ
«СОШ №1» в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП к результатам (возможным
результатам) освоения АООП.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою

Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13)

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Определенные адаптированной рабочей программой планируемые личностные
результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой
умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

и

возможности

личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по
изучению предмета.

их

Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию
с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио-и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Предметные результаты. Речевая практика:
1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных
задач;
2) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой
основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;
3)

использование диалогической формы речи в различных ситуациях

общения;
4) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных
правил культуры речевого общения.
5.

Содержание учебного предмета

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и

выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных
инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов,
слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и

выразительность

речи.

Развитие

артикуляционной

моторики.

Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса,
тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут .», «Меня зовут ., а тебя?». Формулы «Это .», «Познакомься пожалуйста, это .».
Ответные

реплики

на

приглашение

познакомиться

(«Очень

приятно!»,

«Рад

познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания
в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы

«здравствуй»,

«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг
или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий
школы).

Недопустимость

дублирования

этикетных

формул,

использованных

невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще»,
«Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ..», «Поздравляю с праздником
..» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам ..», «Я
хочу пожелать .». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе .» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой .», «Как хорошо ты .»,
«Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста .», «Попросите
пожалуйста.», «Можно попросить (позвать).»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, .»,
«Можно ., пожалуйста!», «Разрешите..», «Можно мне .», «Можно я .».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но .».
Благодарность.

Формулы

«спасибо»,

«большое

спасибо»,

«пожалуйста».

Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо . имя»), благодарность как ответная
реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно»,
«Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя
(Вас) поздравляю»).
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема

1 класс
2 часа в неделю, 66 часов в год
Содержание образования
Основные виды
деятельности

Колво
часов

1

Организация
речевого общения

Неречевые
средства:
улыбка,
взгляд,
доброжелательность тона.
Приветствие и
Обращение, привлечение
внимания. «Ты» и «Вы», прощание.
Употребление различных
обращение по имени и
формул
отчеству, по фамилии,
приветствия и прощания в
обращение к знакомым
зависимости
от
взрослым и ровесникам.
адресата (взрослый или
Знакомство,
сверстник).
представление,
приветствие. Формулы
«Давай познакомимся»,
«Меня зовут ..», «Меня
зовут ..., а тебя?».
Формулы «Это ..»,
«Познакомься
пожалуйста, это ..».
Ответные реплики на
приглашение
познакомиться («Очень
приятно!»,
«Рад
познакомиться!»).
Приветствие
и
прощание. Употребление
различных
формул
приветствия и прощания в
зависимости
от
адресата (взрослый или
сверстник).
Формулы
«здравствуй»,
«здравствуйте»,
«до
свидания».
Формулы
«Доброе утро», «Добрый
день», «Добрый вечер»,
«Спокойной
ночи».
Неофициальные
разговорные формулы
«привет»,
«салют»,
«счастливо», «пока».
Формулы,
сопровождающие
ситуации приветствия и
прощания «Как дела?»,
«Как живешь?», «До
завтра»,
«Всего
хорошего»
и
др.
Просьбы при прощании
«Приходи(те)
еще»,
«Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение,
предложение.
Приглашение
домой.

15

2

3

Правила
поведения
в
гостях.
Поздравление,
пожелание.
Формулы
«Поздравляю с ..»,
«Поздравляю
с
праздником ..» и их
развертывание
с
помощью обращения по
имени и отчеству.
Пожелания близким
и
малознакомым людям,
сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в
связи
с
разными
праздниками.
Формулы
«Желаю
тебе
..»,
«Желаю Вам ..», «Я хочу
пожелать ..».
Поздравительные
открытки.
Формулы,
сопровождающие
вручение подарка «Это
Вам (тебе)», «Я хочу
подарить тебе ...» и др.
Этикетные
и
эмоциональные реакции
на
поздравления
и
подарки..
Дикция
и Развитие
Практическое
выразительность
использование
силы
артикуляционной
речи
голоса,
тона,
темпа
речи в
моторики.
речевых
ситуациях.
Формирование
правильного
речевого Использование мимики и
дыхания.
Практическое жестов в общении.
использование
силы
голоса, тона, темпа речи в
речевых
ситуациях.
Использование мимики и
жестов в общении.
Аудирование
и
Повторение
и
Выполнение
понимание речи
простых и составных
воспроизведение
по
устных
инструкций
учителя,
словесный подобию, по памяти
отчет о выполненных
отдельных слогов, слов,
действиях.
Прослушивание
и предложений.
выполнение инструкций,
Слушание
небольших
записанных
на
аудионосители. Чтение и литературных
выполнение словесных

20

31

инструкций,
предъявленных
в
письменном виде.
Соотнесение речи
и изображения (выбор
картинки,
соответствующей слову,
предложению).

произведений

в

изложении педагога и с
аудио-носителей.
Ответы на вопросы по
прослушанному

тексту,

пересказ.

Итого:

66 ч
Поурочное планирование
1 класс
2 часа в неделю, 66 часов в год
Тема

№
1-2
3-6
7-10
11-14
15-18
19-22
23-26
27-30
31-34
35-38
39-42
43-46
47-50
51-54
55-58
59
60
61-62
63
64-66
Итого:

Давайте знакомиться
Знакомство во дворе
Теремок
Знакомство в гостях
Покупка школьных принадлежностей
В магазине игрушек
Готовимся к празднику
Новогодние чудеса
Зимняя прогулка
«Надо, надо умываться...»
Помощники
«Петушок и бобовое зернышко»
Весенние праздники
«Заячья избушка»
«Спокойной ночи!»
Промежуточная аттестация. Контрольная работа
«Доброе утро!»
Повторение. «Доброе утро!»
День Победы
Повторение. День Победы
66 ч
Тематическое планирование
2 класс
2 часа в неделю, 68 часов в год

№

1

Тема

Содержание образования

Основные виды
деятельности

Организация
Неречевые
средства:
речевого общения
Обращение, привлечение улыбка,
взгляд,
внимания. «Ты» и «Вы», доброжелательность тона.
обращение по имени и
Приветствие и

Колво
часов
13

отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым
взрослым и ровесникам.
Знакомство,
представление,
приветствие. Формулы
«Давай познакомимся»,
«Меня зовут ..», «Меня
зовут ..., а тебя?».
Формулы «Это ...»,
«Познакомься
пожалуйста, это ..».
Ответные реплики на
приглашение
познакомиться («Очень
приятно!»,
«Рад
познакомиться!»).
Приветствие
и
прощание. Употребление
различных
формул
приветствия и прощания в
зависимости
от
адресата (взрослый или
сверстник).
Формулы
«здравствуй»,
«здравствуйте»,
«до
свидания».
Формулы
«Доброе утро», «Добрый
день», «Добрый вечер»,
«Спокойной
ночи».
Неофициальные
разговорные формулы
«привет»,
«салют»,
«счастливо», «пока».

2

3

Дикция
выразительность
речи

прощание.
Употребление различных
формул
приветствия и прощания в
зависимости
от
адресата (взрослый или
сверстник).

и Развитие
Практическое
артикуляционной
использование
силы
моторики.
голоса, тона, темпа речи в
Формирование
речевых
ситуациях.
правильного
речевого Использование мимики и
дыхания.
Практическое жестов в общении.
использование
силы
голоса, тона, темпа речи в
речевых
ситуациях.
Использование мимики и
жестов в общении.
Аудировани
Повторение
и
Выполнение
е и понимание речи простых и составных
воспроизведение
по
устных
инструкций
по
памяти
учителя,
словесный подобию,
отчет о выполненных
отдельных слогов, слов,
действиях.

22

33

Прослушивание
и предложений.
выполнение инструкций, Слушание
небольших
записанных
на
аудионосители. Чтение и литературных
выполнение
словесных произведений
в
инструкций,
предъявленных
в изложении педагога и с
письменном виде.
аудио-носителей.
Соотнесение речи
и изображения (выбор Ответы на вопросы по
картинки,
прослушанному
тексту,
соответствующей слову,
пересказ.
предложению).
Итого:

№
1-3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-16
17-19
20-22
23-25
26
27
28
29-31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

68 ч
Поурочное планирование
2 класс
2 часа в неделю, 68 часов в год
Тема
Добро пожаловать
У нас новая ученица
Кто нас лечит и кормит
Правила для школьника.
Дежурим с другом (подругой)
Истории о лете
Ролевая игра «Истории о лете»
Игры на свежем воздухе
Играем в школу
Правила для школьника
Ролевая игра «Играем в школу»
Три поросёнка
Теремок
Колобок
Расскажи мне о школе
Не надо больше ссориться
Дружат в нашем классе девочки и мальчики
Наш товарищ заболел
Алло! Алло!
Правила поведения на дороге
Моя дорога в школу
Поведение в автобусе
Ролевая игра по теме «Я - пассажир»
За покупками в магазин
Рассказ на тему «За покупками в магазин»
Диалог между продавцом и покупателем в магазине
Ролевая игра «Магазин»
Мы не знаем, как пройти... Как быть?
Обращение и просьба
Обращение за помощью в экстренной ситуации
Ролевая игра по теме «Как пройти.»

44-46
47
48
49
50
51
52-54
55
56
57
58-60
61-62
63
64
65-66
67-68
Итого:

№

С днём рождения!
Приглашение гостей
Благодарность за поздравления и подарки
Пожелания близким и малознакомым людям
Ролевая игра «С днём рождения»
Рассказ «Как наша семья проводит воскресенье»
Дежурство
В школьной столовой
Разговор дежурных
Практическая работа «Дежурство»
У меня есть щенок. С. Михалков «У меня есть щенок». Составление предложений
на тему «У меня есть щенок»
Красная шапочка
Я записался в кружок
Промежуточная аттестация. Контрольная работа
Повторение. Любимые занятия
Повторение. Рассказ по теме «Любимое занятие»
68 ч

Тема

1

Дикция
выразительность
речи

2

Аудирование
понимание речи

Тематическое планирование
3 класс
2 часа в неделю, 68 часов в год
Содержание образования
Основные виды
деятельности
и Развитие
Практическое
артикуляционной
использование
силы
моторики.
голоса, тона, темпа речи в
Формирование
речевых
ситуациях.
правильного
речевого Использование мимики и
дыхания.
Практическое жестов в общении.
использование
силы
голоса, тона, темпа речи в
речевых
ситуациях.
Использование мимики и
жестов в общении.
и
Повторение
и
Выполнение
простых и составных
воспроизведение
по
устных
инструкций
учителя,
словесный подобию, по памяти
отчет о выполненных
отдельных слогов, слов,
действиях.
Прослушивание
и предложений.
выполнение инструкций,
Слушание
небольших
записанных
на
аудионосители. Чтение и литературных
выполнение
словесных
произведений
в
инструкций,
предъявленных
в изложении педагога и с
письменном виде.
аудио-носителей.
Соотнесение речи

Колво
часов
30

38

и изображения (выбор
картинки,
соответствующей слову,
предложению).

Ответы на вопросы по
прослушанному тексту,
пересказ.

Итого:

68 ч
Поурочное планирование
3 класс
2 часа в неделю, 68 часов в год
Тема

№
1-3

Снова в школу!

4

Здание школы. Пришкольный участок

5

«Кто нас учит, лечит и кормит?»

6

Улица, на которой расположена школа

7

Правила для школьника

8-10

Мы собрались поиграть

11

Вместе нам не скучно

12

Коллективная игра и соблюдение правил игры

13-15
16

В библиотеке. Правила поведения
Профессия библиотекарь

17-19

Сказки про Машу

20-22

Отправляюсь в магазин. Безопасный маршрут. Правила поведения в магазине

23

Рассказ на тему «За покупками в магазин»

24

Диалог между продавцом и покупателем в магазине

25

Ролевая игра «Магазин»

26- 28 Телефонный разговор. Формы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре
29

Справочные телефонные службы

30

Ролевая игра «Разговор по телефону»

31

Современная техника в доме

32

Правила пожарной безопасности

33

Правила просмотра телепередач

34

Мы в гостях

35

Правила этикета за столом

36

Встречаем и провожаем гостей

37

Мы помогаем маме на кухне

38-40 Я зритель. Правила поведения в театре и кинотеатре
41

Правила поведения на дороге

42

Моя дорога в школу

43

Поведение в автобусе

44

Ролевая игра по теме «Я - пассажир»

45

Мы не знаем, как пройти... Как быть?

46

Обращение и просьба

47

Обращение за помощью в экстренной ситуации

48

Ролевая игра по теме «Как пройти...»

49-51 Информация из телевизионных сообщений и печатных изданий о погоде
52

Какая сегодня погода? Осенняя одежда

53

Какая сегодня погода? Зимняя одежда

54

Какая сегодня погода? Весенняя одежда

55

Какая сегодня погода? Летняя одежда

56

В зоопарке у зверей

57

Мы — друзья и враги природы

58-60 Снегурочка
61

Сказка «Зимовье зверей»

62

Весёлый праздник! Обсуждение главных праздников

63

Устное и письменное поздравление. Поздравительные открытки

64

Поздравление и вручение подарков. Правила поведения в гостях

65

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

66

Повторение. Правила этикета за праздничным столом

67

Повторение. Ролевая игра «В гости на день рождения»

68

Повторение. Учимся понимать животных

Итого:

68 ч

№

1

2

Тема

Тематическое планирование
4 класс
2 часа в неделю, 68 часов в год
Содержание образования
Основные виды
деятельности

Дикция
выразительность
речи

и Развитие
Практическое
использование
силы
артикуляционной
голоса, тона, темпа речи в
моторики.
речевых
ситуациях.
Формирование
правильного
речевого Использование мимики и
дыхания.
Практическое жестов в общении.
использование
силы
голоса, тона, темпа речи в
речевых
ситуациях.
Использование мимики и
жестов в общении.
Аудировани
Повторение
и
Выполнение
е и понимание речи простых и составных
воспроизведение
по
устных
инструкций
учителя,
словесный подобию, по памяти
отчет о выполненных отдельных слогов, слов,
действиях.
Прослушивание
и предложений.
выполнение инструкций, Слушание
небольших
записанных
на
аудионосители. Чтение и литературных
выполнение
словесных произведений
в
инструкций,
предъявленных
в изложении педагога и с
письменном виде.
аудио-носителей.
Соотнесение речи
и изображения (выбор Ответы на вопросы по
картинки,
прослушанному
тексту,
соответствующей слову,
пересказ.
предложению).

Итого:

Колво
часов
28

40

68 ч
Поурочное планирование
4 класс
2 часа в неделю, 68 часов в год

№
1
2
3
4
5
6

Тема
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с
праздником знаний.
Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой
текста.
Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом».
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса).
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы

на основе иллюстраций).
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений
по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг).
Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план.
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть
использована фраза «Подскажите, пожалуйста...»)
Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и
незнакомому человеку
Ролевые игры по теме ситуации
Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте
Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте
Ролевая игра «В автобусе»
Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам
учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.)
Инсценированные сказки
Актуализация знаний о фиксированной структуре текста. Обсуждение замысла
сказки
Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на
вопросный план
Иллюстрирование сказки согласно замыслу
Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)
Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения
обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач,
умение пользоваться пультом от телевизора.
Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов
обучающихся, выполненных с опорой на план.
Составление персональных телевизионных программ обучающимися.
Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам
учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.)
Инсценирование сказки
Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах
Обсуждение замысла истории. Составление предложений к каждой части
придумываемой истории с опорой на вопросный план
Иллюстрирование истории согласно замыслу
Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта, знаний по теме на
основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни
Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих
обсуждение значения дорожных знаков
Экскурсия «Знаки-помощники в нашем городе»
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)
Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в
лесу
Творческая работа «Что может нанести вред лесу?».

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Составление «Правил вежливого поведения в лесу»
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного
вопроса)
Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе
иллюстраций
Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу»
Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке»
в аудиозаписи
Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта)
Конструирование устных приглашений с опорой на план
Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ
Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих группах
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного
вопроса)
Конструирование поздравлений
Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке.
Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток
Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта)
Знакомство со структурой письма
Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план
из ключевых слов
Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо ..»
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть
использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня...»)
Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения
Ролевые игры по теме ситуации
Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)
Подготовка обучающимися творческих работ по теме: Работа летом в саду и в
огороде
63
Выполнение и представление творческих работ классу
64
Промежуточная аттестация. Контрольная работа
65
Повторение. Рисование праздничных открыток
66
Повторение. Конструирование поздравлений с Днём Победы
67
Повторение. Подписывание открыток с поздравлениями
68
Итоговый урок.
Итого:
68 ч
62

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной

деятельности
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса,
реализуемого на основе адаптированной рабочей программы «Речевая практика» по
достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими
объектами и средствами:

1.
Учебно-методическое обеспечение:
Методические рекомендации к учебнику «Речевая практика» 1-4 класс.
2.
Учебник:
Речевая практика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями),
Комарова С.В, АО "Издательство "Просвещение" (1-4 класс).
3.
Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная
доска).
4.
Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».