Музыка (АООП УО вариант 1)

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
( в ред. от 22.07. 2021год )

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
(1-5 класс)
1 вариант

1 .Пояснительная записка
«Музыка» — учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства,
развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель — приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих
адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие
интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
— накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
— приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
— развитие способности получать удовольствие от музыкальных
произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки,
приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.
— формирование простейших эстетических ориентиров и их использование
в организации обыденной жизни и праздника.
— развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная
направленность
учебного
предмета
«Музыка»
обеспечивается
композиционностъю,
игровой
направленностью,
эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и
воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения,
доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

2

2 Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства,
развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими
видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение,
изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах
детского
оркестра,
у
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения
музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются
первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные
представления о теории музыки. Коррекционная направленность учебного
предмета
«Музыка»
обеспечивается
специфическими
психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов
музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на
принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и
воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
3 . Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью учебный предмет
«Музыка» является обязательным учебным предметом предметной области
«Искусство. Учебный предмет «Музыка» проводится в 1 - 5 классах. В 1 классе 2 часа в неделю, во 2 - 5 классах - 1 час в неделю.
4 .Личностные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Музыка»
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину;
2)
формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и
3

культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13)
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
1) владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения;
2)
элементарный опыт музыкальной деятельности.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и
объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки,
хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных
инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков
состоит из элементарного теоретического материала,
4

доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для
слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной и зарубежной
музыкальной культуры; музыка народная и композиторская.
тематика произведений: песни о природе, труде, профессиях, детстве,
школьной жизни.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.
Слушание музыки:
— овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы;
— развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования
на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
— развитие умения передавать словами внутреннее содержание
музыкального произведения;
— развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная
мелодия);
— развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению;
— развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
— формирование представлений о различных музыкальных коллективах
(ансамбль, оркестр);
— знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
(фортепиано, барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар:
произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская.
тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни.

5

Навык пения:
— обучение певческой установке;
— работа над певческим дыханием;
— пение коротких попевок на одном дыхании;
— развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смысла текста песни;
— развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе
исполняемого произведения;
— развитие умения мягкого, напевного, легкого пения;
— развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе
группы и индивидуально;
— развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок
произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла);
— развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений;
— дифференцирование звуков по высоте и направлению движения
мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение
мелодии, на одной высоте);
— развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или
снизу вверх);
— развитие понимания содержания песни на основе характера ее
мелодии;
— выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических оттенков;
— формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох,
начало и окончание пения);
— развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение
вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников;
— обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с
сохранением строя и ансамбля;
— развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства
(темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения
песен;
— укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 ля1, ре1 - си1, до1 - до2.
6

Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
— ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
— ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая —
forte, тихая — piano);
— развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие);
— элементарные сведения о нотной записи.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
2 часа в неделю, 66 часов в год
№
п/п

1.
2.
3.

4.

5.

6.
7.

8.

Название темы

Содержание образования

Основные виды
деятельности

«Домашние животные»
Вводный урок
Овладение умением спокойно - слушать внимательно
слушать музыку.
музыку
«Домашние
Адекватно реагировать на
- понимать характер
животные»
художественные образы.
мелодии
«Домашние
Слушание произведений
- понимать, что у
животные»
отечественных композиторов музыкальных
произведений есть автор
(композитор)
«Домашние
- определять характер
Развитие элементарных
животные»
мелодии
представлений о многообразии
внутреннего содержания
прослушиваемых
произведений.
«Домашние
Произведения отечественной - приводить примеры
животные»
музыкальной культуры
песен о домашних
животных
«Домашние
- уметь слышать начало
Обучение певческой установке
животные»
песни
Обобщение по теме
- уметь узнавать и
«Домашние
называть песни по
Развитие умения
животные»
вступлению
самостоятельно узнавать и
называть песни по вступлению
«Урожай

«Урожай собирай»
Овладение умением
7

- слушать внимательно

Кол- во
часов
1ч
1ч
1ч

1ч

1ч

1ч
1ч

1ч

собирай»

спокойно слушать музыку.
9.
Адекватно реагировать на
«Урожай собирай» художественные образы.
10. «Урожай собирай» Слушание произведений
отечественных композиторов

11. «Урожай собирай» Музыка народная и
композиторская
12. «Урожай собирай» Произведения отечественной
музыкальной культуры
13.
«Урожай собирай»
14.
«Урожай собирай»
15.
Обобщение по теме
«Урожай собирай»

Работа над певческим
дыханием
Пение коротких попевок на
одном дыхании
Развитие понимания
содержания песни на основе
характера ее мелодии

музыку
1ч
- понимать характер
мелодии
1ч
- понимать, что у
музыкальных
произведений есть автор
(композитор)
1ч
- различать народную и
композиторскую музыку
1ч
- четко произносить
слова при исполнении
песен
- уметь правильно брать 1ч
дыхание
- уметь правильно брать 1ч
дыхание
- применять
1ч
полученные знания

«К нам гости пришли»
16. «К нам гости
пришли»

17.

18.
19.

20.
21.
22.

- слушать внимательно
музыку

Развитие элементарных
представлений о многообразии
внутреннего содержания
прослушиваемых
произведений.
«К нам гости
Жанровое разнообразие:
- определять жанры
пришли»
игровые песни, колыбельные музыки
песни
«К нам гости
Работа над певческим
- уметь правильно брать
пришли»
дыханием
дыхание
«К нам гости
Развитие умения правильно
- четко произносить
пришли»
формировать гласные и
слова при исполнении
отчетливо произносить
песен
согласные звуки,
интонационно выделять
гласные звуки в зависимости
от смысла текста песни.
«К нам гости
Произведения отечественной - определять жанры
пришли»
музыкальной культуры
музыки
«К нам гости
Пение коротких попевок на
- уметь правильно брать
пришли»
одном дыхании
дыхание
Обобщающий урок Развитие умения
- различать вступление,
по теме «К
самостоятельно узнавать и
куплет и припев песни
8

1ч

1ч

1ч
1ч

1ч
1ч
1ч

называть песни по
нам гости пришли» вступлению.
23.
24.

25.

26.
27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

«Новогодний хоровод»
«Новогодний
Слушание произведений
- слушать внимательно
хоровод»
отечественных композиторов музыку
Песни о детстве
«Новогодний
- четко произносить
хоровод»
слова при исполнении
песен
«Новогодний
- различать называть
Знакомство с музыкальными музыкальные
хоровод»
инструментами и их звучанием инструменты
«Новогодний
Работа над певческим
- уметь правильно брать
хоровод»
дыханием
дыхание
«Новогодний
Развитие умения правильно
- четко произносить
хоровод»
формировать гласные и
слова при исполнении
отчетливо произносить
песен
согласные звуки,
интонационно выделять
гласные звуки в зависимости
от смысла текста песни.
«Новогодний
Развитие понимания
- определять характер
хоровод»
содержания песни на основе песни
характера ее мелодии
«Новогодний
- внимательно слушать
хоровод»
Развитие элементарных
музыку и определять её
представлений о многообразии характер
внутреннего содержания
прослушиваемых
произведений.
- чисто интонировать
Обобщающий урок Развитие умения мягкого,
напевного, легкого пения
мелодию
по теме
«Новогодний
хоровод»
КонтрольноУкрепление и постепенное
- применять полученные
обобщающий урок расширение певческого
знания при ответе
по изученным
диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1,
темам
до1 - до2.
«Защитники Отечества»
«Защитники
Слушание произведений
- понимать, что у
Отечества»
отечественных композиторов музыкальных
произведений есть автор
(композитор)
«Защитники
- эмоционально и
Выразительно
Отечества»
эмоциональное исполнение
выразительно исполнять
выученных песен
песню
9

1ч
1ч

1ч

1ч
1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

выразительно
эмоциональное исполнение
выученных песен
34. «Защитники
Развитие слухового внимания
Отечества»
и чувства ритма в ходе
специальных ритмических
упражнений
35.
Развитие умения мягкого,
Обобщающий урок
напевного, легкого пения;
по теме «Защитники
Отечества»
36. «Девочек наших мы
поздравляем»
37. «Девочек наших мы
поздравляем»
38. «Девочек наших мы
поздравляем»
39. «Девочек наших мы
поздравляем»
40. «Девочек наших мы
поздравляем»

41.
Обобщение по
темам: «Защитники
Отечества»;
«Девочек наших мы
поздравляем

- прохлопывать ритм
песен

1ч

- чисто интонировать
мелодию

1ч

«Девочек наших мы позд эавляем»
Песни о школьной жизни
- четко произносить
слова при исполнении
песен
Развитие умения мягкого,
- эмоционально
исполнять песню
напевного, легкого пения;
Пение коротких попевок на
- уметь правильно брать
одном дыхании
дыхание
Развитие умения мягкого,
- четко произносить
напевного, легкого пения
слова при исполнении
песен
- чисто интонировать
мелодию
Выразительноэмоциональное
исполнение выученных песен
выразительноэмоциональное
исполнение выученных песен
Укрепление и постепенное
- понимать важность
расширение певческого
значения песен в жизни
диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1, человека
до1 - до2.

«Дружба крепкая»
42. «Дружба крепкая» Слушание произведений
- понимать, что у
отечественных композиторов музыкальных
произведений есть автор
(композитор)
43. «Дружба крепкая» Песни о детстве
- уметь выразительно
исполнять песни по
группам
44. «Дружба крепкая» Песни о школьной жизни
- уметь выразительно
исполнять песни хором
45. «Дружба крепкая» Произведения отечественной - выразительно
10

1ч
1ч
1ч
1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч
1ч

музыкальной культуры
46. «Дружба крепкая»

исполнять песню
- чисто интонировать
мелодию

1ч

Выразительноэмоциональное
исполнение выученных песен
выразительноэмоциональное
исполнение выученных песен
47. «Дружба крепкая»

- различать вступление,
куплет и припев песни

1ч

Развитие умения
самостоятельно узнавать и
называть песни по вступлению
48. «Дружба крепкая» Развитие слухового внимания - прохлопывать ритм
1ч
песен
и чувства ритма в ходе
специальных ритмических
упражнений
49. Обобщение по теме: Произведения отечественной - понимать важность
1ч
«Дружба крепкая» музыкальной культуры
значения песен в жизни
человека
- называть песни о
дружбе
50.
51.

52.
53.

54.
55.

56.

57.

«Трудимся с охотой»
Песни о профессиях
«Трудимся с
- выучить текст песни и
охотой»
запомнить мелодию
Песни о профессиях
«Трудимся с
- четко произносить
охотой»
слова при исполнении
песен
«Трудимся с
Музыка народная и
- эмоционально
исполнять песню
охотой»
композиторская.
«Трудимся с
Слушание произведений
- понимать, для чего
охотой»
отечественных композиторов нужна песня в жизни
человека
Песни о профессиях
«Трудимся с
- уметь выразительно
охотой»
исполнять песни хором
«Трудимся с
Жанровое разнообразие:
- выучить текст песни и
охотой»
игровые песни , трудовые
запомнить мелодию
песни,
«Трудимся с
- четко произносить
охотой»
слова при исполнении
Развитие умения
песен
самостоятельно узнавать и
называть песни по вступлению
- эмоционально
Обобщение по теме:
Выразительноэмоциональное исполнять песню
«Трудимся с
исполнение выученных песен
охотой»
выразительноэмоциональное
исполнение
11

1ч
1ч

1ч
1ч

1ч
1ч

1ч

1ч

58.
59.
60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

выученных песен
«Вот оно какое наше лето»
Песни о природе.
- выучить текст песни и
«Вот оно какое
запомнить мелодию
наше лето»
Пение коротких попевок на
- уметь правильно брать
«Вот оно какое
одном дыхании
дыхание
наше лето»
«Вот оно какое
Укрепление и постепенное
- различать высокие и
наше лето»
расширение певческого
низкие звуки
диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1,
до1 - до2.
«Вот оно какое
- четко произносить
наше лето»
слова при исполнении
Выразительноэмоциональное песен
исполнение выученных песен
выразительноэмоциональное
исполнение выученных песен
«Вот оно какое
Развитие умения слышать
- эмоционально
наше лето»
вступление и правильно
исполнять песню с
начинать пение вместе с
педагогом
педагогом и без него,
- слушать исполнение
прислушиваться к пению
песен одноклассниками
одноклассников
«Вот оно какое
- различать части песни
наше лето»
Развитие умения
самостоятельно узнавать и
называть песни по вступлению
«Вот оно какое
- эмоционально
наше лето»
исполнять песню с
Выразительноэмоциональное педагогом
исполнение выученных песен - слушать исполнение
выразительноэмоциональное песен одноклассниками
исполнение выученных песен
Итоговое
Укрепление и постепенное
- различать высокие и
повторение
расширение певческого
низкие звуки
диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1,
до1 - до2.
- применять полученные
Обобщающий урок
знания
по темам,
изученным в 1
Выразительноэмоциональное
классе
исполнение выученных песен
выразительноэмоциональное
исполнение выученных песен

12

1ч
1ч
1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
1 час в неделю, 34 часа в год
№
п/п

1.
2.
3.
4.

Название темы

«Звуки высокие и
низкие»
«Звуки высокие и
низкие»
«Звуки высокие и
низкие»
«Звуки высокие и
низкие»

5.

«Звуки высокие и
низкие»

6.

«Звуки высокие и
низкие»

7.

«Звуки высокие и
низкие»

8.

Обобщающий урок
по теме «Звуки
высокие и низкие»

Содержание образования

Основные виды
деятельности

«Высота звука»
Ознакомление с высотой звука
(высокие, средние, низкие)

- различать высокие,
средние и низкие звуки
- уметь правильно брать
Работа над певческим дыханием
дыхание
Пение коротких попевок на
- уметь правильно брать
одном дыхании
дыхание
Дифференцирование звуков по - различать высокие,
высоте и направлению движения средние и низкие звуки
мелодии
- показывать рукой
Дифференцирование звуков по направление мелодии
высоте и направлению движения
мелодии (звуки высокие, средние,
низкие; восходящее, нисходящее
движение мелодии, на одной
высоте)
- показывать рукой
Дифференцирование звуков по направление мелодии
высоте и направлению движения
мелодии (звуки высокие, средние,
низкие; восходящее, нисходящее
движение мелодии, на одной
высоте)
- определять характер
муз произведения
Развитие умения передавать
словами внутреннее содержание
музыкального произведения.
Дифференцирование звуков по - различать высокие,
высоте и направлению движения средние и низкие звуки
мелодии

«Длительность звука - звуки длинные и короткие».
Развитие умения различать звук - различать звуки по
длительности
«Длительность звука по длительности (долгие,
короткие)
- звуки длинные и
короткие».
10. «Длительность
Развитие умения показа рукой
- показывать рукой
9.

13

Кол- во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

звука - звуки
длинные и короткие».

направления мелодии (сверху
вниз или снизу вверх)

направление мелодии

Развитие слухового внимания и - прохлопывать ритм
песен
«Длительность звука чувства ритма в ходе
- звуки длинные и
специальных ритмических
короткие».
упражнений
12.
Развитие умения различать звук - различать звуки по
«Длительность звука по длительности (долгие,
длительности
- звуки длинные и
короткие)
короткие».
13. «Длительность звука
- различать вступление,
Развитие умения слышать
- звуки длинные и
куплет и припев песни
вступление и правильно начинать
короткие».
пение вместе с педагогом и без
него, прислушиваться к пению
одноклассников
11.

Развитие умения различать звук
«Длительность звука по длительности (долгие,
короткие)
- звуки длинные и
короткие».
15.
Развитие умения различать звук
«Длительность звука по длительности (долгие,
- звуки длинные и
короткие)
короткие».
16. Обобщающий урок Развитие умения использовать
по теме
разнообразные музыкальные
«Длительность
средства для работы над
звука».
выразительностью исполнения
песен;
14.

17.

18.

19.

20.

21.

1ч

1ч

1ч

- выучить текст песни и 1ч
запомнить мелодию

- эмоционально
исполнять песню с
педагогом

1ч

- применять полученные 1ч
знания

«Плавное и отрывистое звучание мелодии»
- уметь правильно брать 1ч
Развитие умения мягкого,
«Плавное и
дыхание
напевного, легкого пения
отрывистое
звучание мелодии»
- чисто интонировать
1ч
«Плавное и
Развитие умения мягкого,
мелодию
отрывистое звучание напевного, легкого пения
мелодии»
1ч
- показывать рукой
«Плавное и
Развитие умения показа рукой
направление мелодии
отрывистое звучание направления мелодии (сверху
мелодии»
вниз или снизу вверх)
1ч
«Плавное и
Развитие понимания содержания - определять характер
отрывистое звучание песни на основе характера ее
песни
мелодии»
мелодии
«Плавное и
Развитие умения мягкого,
- чисто интонировать
1ч
14

22.

23.

24.

25.

напевного, легкого пения
отрывистое
звучание мелодии»
«Плавное
и Произведения отечественной
отрывистое звучание музыкальной культуры
мелодии»
«Плавное
и Произведения отечественной
отрывистое звучание музыкальной культуры
мелодии»
«Плавное
и Произведения отечественной
отрывистое звучание музыкальной культуры
мелодии»
«Плавное
и Произведения отечественной и
отрывистое звучание зарубежной музыкальной
мелодии»
культуры

26. Обобщающий урок
по теме «Плавное и
отрывистое звучание
мелодии»
27. «Муз ыкальный
коллектив ансамбль»
28. «Муз ыкальный
коллектив ансамбль»
29. «Муз ыкальный
коллектив ансамбль»
30.
«Музыкальный
коллектив оркестр».

Выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с
простейшими элементами
динамических оттенков

мелодию
- четко произносить
слова при исполнении
песен
- слушать внимательно
музыку

1ч

1ч

1ч
- понимать музыкальную
терминологию
1ч
- понимать, что у
музыкальных
произведений есть автор
(композитор)
1ч
- четко произносить
слова при исполнении
песен

«Музыкальные коллективы»
- понимать музыкальную 1ч
Формирование представлений о терминологию
различных музыкальных
коллективах (ансамбль, оркестр)
Произведения отечественной
- слушать внимательно 1ч
музыкальной культуры
музыку

1ч
Обучение пению выученных
- понимать важность
песен ритмично, выразительно с значения песен в жизни
сохранением строя и ансамбля
человека
- понимать музыкальную 1ч
Формирование представлений о терминологию
различных музыкальных
коллективах (ансамбль, оркестр)
31. «Муз ыкальный
- слушать внимательно 1ч
коллектив - оркестр». Формирование представлений о музыку и определять
характер муз
различных музыкальных
коллективах (ансамбль, оркестр) произведения
32.
1ч
Формирование представлений о - понимать, что такое
«Муз ыкальный
различных музыкальных
коллективное
коллектив - оркестр».
коллективах (ансамбль, оркестр) исполнение песни
Промежуточная
аттестация. Тест.
33.

Выразительно-эмоциональное
Итоговое повторение исполнение выученных песен с
15

- применять полученные 1ч
знания

простейшими элементами
динамических оттенков
34. Итоговое повторение Выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с
простейшими элементами
динамических оттенков

- применять полученные 1ч
знания

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
1 час в неделю, 34 часа в год
№
п/п

1.

2.
3.

4.

5.

6.
7.

8.

9.

Название темы

Содержание образования

Основные виды
деятельности

«С )едства музыкальной выразительности»
Музыкальный темп. Развитие умения отчетливого
- определять темп
произнесения текста в темпе
музыки
исполняемого произведения;
Музыкальный темп. Пение коротких попевок на
одном дыхании
Динамические
Ознакомление с динамическими
оттенки
особенностями музыки (громкая
— forte, тихая — piano)
Динамические
оттенки

1ч

- уметь правильно брать 1ч
дыхание
- различать быструю и
1ч
медленную музыку прохлопать ритм
мелодии

Выразительно-эмоциональное
- выучить слова и
исполнение выученных песен с мелодию песни
простейшими элементами
динамических оттенков
Длительность звука Развитие умения различать звук - различать звуки по
длительности
по длительности (долгие,
короткие)
Высота звука
Ознакомление с высотой звука
- различать звуки по
(высокие, средние, низкие)
высоте
Части песни (
Развитие умения различать части - определять части песен
вступление, куплет и песни (запев, припев, проигрыш,
припев)
окончание)
Обобщающий урок Развитие умения различать части - применять полученные
песни (запев, припев, проигрыш, знания
по теме «Средства
окончание)
музыкальной
выразительности»
«Фо )мы музыкальных произведений»
Одночастная форма
Развитие понимания
- слушать внимательно
содержания песни на
музыку и определять
16

Кол- во
часов

1ч

1ч

1ч
1ч

1ч

1ч

10. Одночастная форма

11. Двухчастная форма

12. Двухчастная форма

13. Трехчастная форма

14. Трехчастная форма

15. Трехчастная форма

16. Обобщающий урок по
теме «Формы
музыкальных
произведений»

17. Мелодия в песнях
18. Мелодия в песнях

19. Мелодия в песнях

характер муз
основе характера ее мелодии произведения
Развитие умения передавать - слушать внимательно
словами внутреннее
музыку и определять
содержание музыкального
характер муз
произведения
произведения
Развитие умения передавать - определять форму
словами внутреннее
музыкального
содержание музыкального
произведения
произведения
Развитие умения слышать
- четко произносить
слова при исполнении
вступление и правильно
начинать пение вместе с
песен
педагогом и без него,
- определять части песен
прислушиваться к пению
одноклассников
Овладение умением спокойно
слушать музыку, адекватно - слушать внимательно
реагировать на
музыку и определять
художественные образы
форму муз произведения
- слушать внимательно
Развитие понимания
музыку и определять
содержания песни на основе характер муз
характера ее мелодии
произведения
- понимать, что у
Произведения отечественной музыкальных
и зарубежной музыкальной произведений есть автор
культуры
(композитор)
Развитие эмоциональной
- уметь определять
отзывчивости и
форму муз произведений
эмоционального
- различать сольное и
реагирования на
хоровое пение
произведения различных
музыкальных жанров и
разных по своему характеру
«Мелодия»
Развитие умения мягкого,
- выучить слова и
напевного, легкого пения
мелодию песни
Развитие умения мягкого,
- четко произносить
напевного, легкого пения
слова при исполнении
песен
- определять части песен
Произведения отечественной - слушать внимательно
и
музыку и определять
17

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч
1ч

1ч

зарубежной
культуры
20. Мелодия в песнях

21. Мелодия в пьесах

22. Мелодия в пьесах

23. Мелодия в пьесах

24. Мелодия в пьесах

25. Мелодия в пьесах

26. Обобщающий урок по
теме «Мелодия»

27.
28.
29.

30.

музыкальной характер муз
произведения
- слушать внимательно
Произведения отечественной музыку и определять
и зарубежной музыкальной характер муз
культуры
произведения
Произведения отечественной - слушать внимательно
музыкальной культуры
музыку и определять
характер муз
произведения
- слушать внимательно
Произведения отечественной музыку и определять
и зарубежной музыкальной характер муз
культуры
произведения
Развитие точного
- выучить слова и
интонирования мотива
запомнить мелодию выученных песен в составе уметь исполнять песни
группы и индивидуально
по группам
Произведения отечественной - познакомиться с
и зарубежной музыкальной музыкальным
культуры
творчеством
отечественных
композиторов
Произведения отечественной
и зарубежной музыкальной - познакомиться с
культуры
музыкальным
творчеством зарубежных
композиторов
Развитие точного
- чисто интонировать
интонирования мотива
песню
выученных песен в составе - различать сольное и
группы и индивидуально
хоровое пение

«Элементы музыкальной грамоты»
Скрипичный ключ
- знать название нот
Элементарные сведения о
нотной записи
Скрипичный ключ и
Элементарные сведения о
- знать элементы нотной
гамма
нотной записи
грамоты
Музыкальный темп
- четко произносить
Развитие умения отчетливого слова при исполнении
произнесения текста в темпе песен
исполняемого произведения
Динамические оттенки Выразительно
- различать
эмоциональное исполнение динамические оттенки эмоционально
выученных песен с
18

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч
1ч
1ч

1ч

31. Длительность звука
Высота звука
32. Части песни.
Промежуточная
аттестация. Тест.
33. Итоговое повторение

34. Итоговое повторение

простейшими элементами
динамических оттенков
Развитие умения различать
звук по длительности
Развитие умения различать
части песни (запев, припев,
проигрыш, окончание)
Развитие умения различать
части песни (запев, припев,
проигрыш, окончание)
Развитие умения
самостоятельно узнавать и
называть песни

исполнять
изученные
песни
- различать звуки по 1ч
длительности
- определять части песен 1ч

- определять части песен 1ч

- применять полученные 1ч
знания

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс
1 час в неделю, 34 часа в год
№ Название темы
п/п

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Содержание образования

Основные виды
деятельности

Кол- во
часов

«Музыкальная грамота»
1ч
«Клавиши и клавиатура»
- знать музыкальную
Знакомство с музыкальными терминологию
инструментами и их звучанием
«Басовый ключ»
Элементарные сведения о - знать элементы нотной 1ч
нотной записи
грамоты
«Басовый ключ»
Элементарные сведения о - знать элементы нотной 1ч
нотной записи
грамоты
«Знаки альтерации в
Элементарные сведения о - знать элементы нотной 1ч
музыке»
нотной записи
грамоты
«Знаки альтерации в
Элементарные сведения о - знать элементы нотной 1ч
нотной записи
грамоты
музыке»
«Звукоряд»
Элементарные сведения о - знать элементы нотной 1ч
нотной записи
грамоты
«Звукоряд»
Элементарные сведения о - знать элементы нотной 1ч
нотной записи
грамоты
Обобщающий урок по
Элементарные сведения о - применять полученные 1ч
теме «Звукоряд»
нотной записи
знания
1ч
«Колыбельная»,
Произведения отечественной
- познакомиться с
В.Шаинского.
музыкальной культуры
биографией В.Шаинского

10. «Колыбельная»,
В.Шаинского.

Произведения отечественной - слушать внимательно
музыкальной культуры
музыку и определять
19

1ч

11. «Высокие, средние и
низкие звуки».
12. «Высокие, средние и
низкие звуки»
13. «Восходящие и
нисходящее движение
мелодии».
14. «Восходящие и
нисходящее движение
мелодии».

Формирование понимания
дирижерских жестов
Пение коротких попевок на
одном дыхании
Формирование понимания
дирижерских жестов

характер муз
произведения
- показывать рукой
направление мелодии
- различать звуки по
высоте
- знать основные
дирижёрские жесты

1ч
1ч
1ч

- показывать рукой
направление мелодии

1ч

Произведения отечественной - выучить слова и
запомнить мелодию
«Куда ведет нас песня?» музыкальной культуры
«Папа может»,
разучивание песни.
18. «Папа может»,
Развитие умения мягкого,
- чисто интонировать
закрепление песни.
напевного, легкого пения
мелодию
19. «Куда ведет нас песня?» Развитие умения отчетливого - четко произносить
произнесения текста в темпе слова при исполнении
исполняемого произведения песен
20. «Куда ведет нас песня?»
- различать основные
Жанровое
жанры музыки
разнообразие: марш, песня,
танец

1ч

21. «Куда ведет нас танец?»

- различать основные
жанры музыки

1ч

- слушать внимательно
музыку и определять
характер муз
произведения

1ч

Развитие эмоциональной
отзывчивости и
эмоционального реагирования
на произведения различных
музыкальных жанров и разных
по своему характеру
15. «Скрипичный и басовый Элементарные сведения о
- знать элементы нотной 1ч
ключи»
нотной записи
грамоты
16. «Закрепление и
- применять
1ч
Развитие умения использовать
полученные знания
обобщение тем
разнообразные музыкальные
четверти».
средства для работы над
выразительностью исполнения
песен
17.

Жанровое
разнообразие: марш, песня,
танец

22. «Куда ведет нас танец?» Развитие умения определять
разнообразные по форме и
характеру музыкальные
произведения (марш, танец,
20

1ч
1ч

1ч

23.
«Пусть всегда будет
солнце», А.Островского.
24. «Наши мамы самые
красивые»,
Колмановского.
25. «Наши мамы самые
красивые»,
Колмановского.
26. «Закрепление тем
изученных в четверти»

27. «Виды маршей в
музыке».

28. «Виды маршей в
музыке».

29. «Виды танцев в музыке».

песня; веселая, грустная,
спокойная мелодия);
Произведения отечественной
музыкальной культуры
Произведения отечественной
музыкальной культуры
Развитие точного
интонирования мотива
выученных песен в составе
группы и индивидуально
Развитие умения использовать
разнообразные музыкальные
средства (темп, динамические
оттенки) для работы над
выразительностью исполнения
песен;

«Марш»
Развитие умения определять
разнообразные по форме и
характеру музыкальные
произведения (марш, танец,
песня; весела, грустная,
спокойная мелодия)
Жанровое
разнообразие: марш, полька,
вальс
Жанровое
разнообразие: марш, полька,
вальс

«Танец»
30. «Виды танцев в музыке». Развитие умения определять
разнообразные по форме и
характеру музыкальные
произведения (марш, танец,
песня; весела, грустная,
спокойная мелодия)
31. «Виды танцев в музыке». Развитие умения определять
разнообразные по форме и
характеру музыкальные
21

- познакомиться с
творчеством
А.Островского
- выучить слова и
запомнить мелодию

1ч

- четко произносить
слова при исполнении
песен

1ч

1ч

- применять полученные 1ч
знания

- различать основные
жанры музыки

1ч

- слушать внимательно
музыку и определять
характер муз
произведения
- различать называть
музыкальные
инструменты

1ч

- различать основные
жанры музыки

1ч

- слушать внимательно
музыку и определять
характер муз

1ч

1ч

произведения
произведения (марш, танец,
песня; весела, грустная,
спокойная мелодия)
32.
Развитие слухового внимания - различать и называть
«Народные музыкальные
и чувства ритма
музыкальные
инструменты».
инструменты
Промежуточная
аттестация. Тест.

1ч

33. Итоговое повторение

1ч

34. Итоговое повторение

Развитие слухового внимания - различать и называть
и чувства ритма
музыкальные
инструменты
- применять
Выразительноэмоциональное
полученные знания
исполнение выученных песен с
простейшими элементами
динамических оттенков

1ч

5 класс
1 час в неделю, 34 часа в год
№
п/п

Название темы

Содержание образования

«Музыка моего народа».
1. «История возникновения Овладение умением спокойно
русской песни».
слушать музыку, адекватно
реагировать на
художественные образы
2. «Жанры народной
Жанровое разнообразие:
песни».
игровые песни, песниприбаутки, трудовые песни,
колыбельные песни
3. «Частушки».
Развитие умения напевного,
легкого пения
4. «Частушки».
Развитие умения отчетливого
произнесения текста в темпе
исполняемого произведения
5. «Русские композиторы». Произведения отечественной
музыкальной культуры

Основные виды
деятельности

Кол- во
часов
1ч

- слушать внимательно
музыку и определять
характер муз произведения
- определять основные
жанры музыки
- знать музыкальную
терминологию

1ч

1ч
1ч

- четко произносить слова
при исполнении частушек
1ч
- слушать внимательно
музыку и определять
характер муз произведения

6. «Русские композиторы». Произведения отечественной

1ч

музыкальной культуры

7. «Русские народные

- познакомиться с
музыкальным творчеством
отечественных
композиторов
Развитие умения отчетливого - выучить слова и
22

1ч

песни».
8. «Русские народные

песни».

9. Закрепление

пройденного материала
10. «Русское народное

творчество».
«Обрядовая песня».
11. «Песня - былина».

12. «Русская православная

музыка».

13. «Русская православная

музыка».

14. «Музыка колокольного

произнесения текста в темпе
исполняемого произведения
Развитие умения четко
выдерживать ритмический
рисунок произведения без
сопровождения учителя и
инструмента (а капелла)
Развитие умения отчетливого
произнесения текста в темпе
исполняемого произведения
Развитие точного
интонирования мотива
выученных песен в составе
группы и индивидуально
Развитие умения передавать
словами внутреннее
содержание музыкального
произведения
Развитие умения передавать
словами внутреннее
содержание музыкального
произведения

запомнить мелодию
1ч
- четко произносить слова
при исполнении песен
- знать музыкальную
терминологию
1ч
- выразительно исполнять
русскую народную песню
1ч
- выразительно исполнять
русскую народную песню
в группе и соло
- слушать внимательно
музыку и определять
характер муз произведения
(былины)

1ч

- слушать внимательно
музыку и определять
характер муз произведения
(православная музыка)
- знать динамические
Развитие умения использовать оттенки и виды темпов разнообразные музыкальные чисто интонировать
средства (темп, динамические мелодию
оттенки) для работы над
выразительностью исполнения
песен
- слушать звучание
колокольного звона

Знакомство с музыкальными
инструментами и их звучанием
15. «Музыка колокольного Знакомство с музыкальными
звона».
инструментами и их звучанием - слушать внимательно
музыку и определять
характер муз произведения
(православная музыка)
16. Закрепление тем
Развитие умения отчетливого - применять полученные
четверти. Исполнение
произнесения текста в темпе знания
песен.
исполняемого произведения
17. Продолжить знакомство с
- уметь выполнять
Развитие эмоциональной
обрядовыми
танцевальные движения в
отзывчивости и
праздниками,
темп музыки
эмоционального реагирования
традициями.
на произведения различных
музыкальных жанров и разных
по своему характеру
18. Познакомиться с
Музыка народная и
- различать народную и
народным праздником
композиторская
композиторскую музыку
23
звона».

1ч

1ч

1ч
1ч

1ч
1ч

1ч

«Масленица».
Развитие точного
Продолжить знакомство с интонирования мотива
народным праздником
выученных песен в составе
«Масленица».
группы и индивидуально
20. «Масленица», народный Музыка народная и
праздник.
композиторская

1ч

19.

- выразительно исполнять
русскую народную песню
в группе и соло

- выразительно исполнять
русскую народную песню
в группе и соло
21. «Русские народные
- различать и называть
инструменты».
Знакомство с музыкальными народные музыкальные
инструментами и их звучанием инструменты
22. «Народные
- различать и называть
Знакомство с музыкальными народные музыкальные
инструменты».
инструментами и их звучанием инструменты
23. Закрепление тем,
Развитие умения
- применять полученные
изученных в четверти.
самостоятельно узнавать и
знания
называть мелодию по
вступлению
«Музыка разных народов мира».
24. «Белорусская,
Развитие умения определять - познакомиться с
украинская, грузинская разнообразные по форме и
музыкальным творчеством
музыка».
характеру музыкальные
зарубежных композиторов
произведения (марш, танец,
песня; весела, грустная,
спокойная мелодия)
25. «Белорусская,
Развитие умения определять - познакомиться с
украинская, грузинская разнообразные по форме и
музыкальным творчеством
музыка».
характеру музыкальные
зарубежных композиторов
произведения (марш, танец,
песня; весела, грустная,
спокойная мелодия)
26. Закрепление и обобщение Развитие умения четко
- слушать внимательно
тем изученных в
выдерживать ритмический
музыку и определять
четверти.
рисунок произведения без
характер муз произведения
сопровождения учителя и
инструмента (а капелла)
27. «Сравнение норвежской Произведения отечественной и
и русской музыки».
зарубежной музыкальной
- познакомиться с
культуры
музыкальным творчеством
зарубежных композиторов
28. «Сравнение
Произведения отечественной и
американской и русской зарубежной музыкальной
- познакомиться с
музыки».
культуры
музыкальным творчеством
зарубежных композиторов
29. «Творчество немецкого Произведения
зарубежной - познакомиться с
музыкальной культуры
творчеством Л.Бетховена
композитора Л.В.
Бетховена».
30.
Произведения
зарубежной - познакомиться с
творчеством В.Моцарта
«Творчество композитора музыкальной культуры
В.А.Моцарта».
31. «Творчество
Произведения зарубежной
- слушать внимательно
24

1ч

1ч
1ч
1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч
1ч
1ч

композитора
В.А.Моцарта».

музыкальной культуры
музыку и определять
характер муз произведения

32. Творчество русских

Произведения отечественной
композиторов.
музыкальной культуры
- познакомиться с
Промежуточная
музыкальным творчеством
аттестация. Тест.
отечественных
композиторов
33. Итоговое повторение
Произведения отечественной
- познакомиться с
музыкальной культуры
музыкальным творчеством
отечественных
композиторов
34. Итоговый урок по темам
- применять полученные
года
Развитие
эмоциональной знания
отзывчивости
и
эмоционального реагирования
на произведения различных
музыкальных жанров и разных
по своему характеру

1ч

1ч

1ч

7. Материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности
Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с
умственной отсталостью, с ТМНР направлено на обеспечение широкого,
постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного
процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией
образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
включает:

• необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся;
• характеристики предполагаемых информационных связей участников
образовательного процесса;

• доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск
информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к
электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и
региональных базах данных;

25

• возможность размещения материалов и работ в информационной среде
образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий,
результатов экспериментальных исследований).

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».