Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 6», утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» (в соответствии с ФГОС ООО) 8 класс Для реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» на уровне основного общего образования учебным планом школы предусмотрено 35 часов. Из них 35 часов в 8 классе, из расчета 1 учебный час в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные Планируемые результаты освоения метапредметного курса • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Метапредметные • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Регулятивные: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: • умение самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; • умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; • умение извлекать информацию, представленную в разных формах; • умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • умение пользоваться словарями, справочниками, • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждение. Коммуникативные: • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее 2 Предметные решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; • оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; • владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью. • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. • сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. • сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющихся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; • сформированность регулятивных действий, проявляющихся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; • сформированность коммуникативных действий, проявляющихся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА Содержание Алгоритм работы над учебным проектом. Типы проектов (3ч) Учебный проект: основные этапы Основные виды деятельности учащихся Формы организации занятий Деятельность учащихся в группе. Учатся выполнять работу по цепочке; соотносить Коллективное исследование, игра, беседа, наблюдение, консультации 3 работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Презентация проекта. Проект и его типы. Классификации проектов. Практикоориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт. между собой этапы проектирования; слушать и вступать в диалог; строить логическую цепь рассуждений; учатся полно выражать свои мысли; учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Знакомятся с основными типами проектов, характеризуют основные типы проектов. Учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы обучаются методам творческого решения проектных задач; овладевают приёмами работы с информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); учатся устанавливать причинноследственные связи; полно выражать свои мысли; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Наблюдение и эксперимент (4ч) Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов). Получить представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях; опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки обсуждения результатов; анализировать опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач; Наблюдение, эксперимент, коллективное и индивидуальное исследование опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта. Что такое команда? Кто со мной?! Учатся работать над Правила групповой работы. проектами в парах и группах. Общение в группе. Самые важные Уметь включаться в правила. Командные роли. Способы переговоры относительно группового взаимодействия. процедур совместной деятельности, задач, способов Как работать вместе. Как работать в команде(3ч) Беседа, консультации, игра, групповая работа 4 Работа с информацией. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации (2ч) Поиск информации. Виды справочной литературы. Интернетресурсы. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Способы первичной обработки информации. Правильное оформление сносок и источников. Публичное выступление. Ведение дискуссии (2ч) Планирование публичного выступления. Отбор примеров для выступления. Систематизация информационного материала. Как можно завершать выступление. Взаимодействие с аудиторией. Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления. Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание. Вопросы. Аргументация. Коммуникативная игра. Защита проекта. Оценивание проекта (2ч) Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии командной работы; обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью (если не способны сами устранить затруднения); разделять ответственность в процессе коллективного труда. Знакомятся с понятиями: список литературы. Правила оформления литературных источников. Знакомятся со способами получения и переработки информации, видами источников информации. Учатся использовать каталоги и поисковые программы, составлять план информационного текста, формулировать пункты плана, как создать проект. Знакомятся со способами получения и переработки информации, видами источников информации. Учатся использовать каталоги и поисковые программы, составлять план информационного текста, формулировать пункты плана, как создать проект. Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Защита проекта. Освоить на практике приемы активного слушания; приемы эффективного взаимодействия с аудиторией; приемы эффективного представления речей различного типа. Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Умение выделять сильные и слабые стороны работы над Беседа, консультации, самостоятельная работа Беседа, консультации, игра, наблюдение Беседа, консультации, наблюдение 5 оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка. проектом. Учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников. Практическая часть курса «Проектная деятельность» Основные виды деятельности учащихся Содержание Сотрудничество с руководителем и группой учащихся. Обсуждение интересующих проблем. Работа с учебной/научной литературой и Интернетом. Разработка дневника проекта. Работа с учебной /научной литературой. Поиск и изучение информации по выбранному проекту. Постановка эксперимента, анкетирование, создание модели и т.д Работа с текстом. Работа по формулированию обобщений и выводов. Структурирование текста/публикации. Работа с компьютером по созданию видео, презентации. Выступление на школьной конференции. Выставление оценки за проектную деятельность, Знакомство с результатами заполнение оценочных мониторинга листов защиты проектов. сформированности метапредметных результатов Рефлексия деятельности обучающихся. над проектом. Выполнение проекта 19 часов Вводное занятие. Зачем нужно заниматься проектной деятельностью. Определение темы и вида проекта. Определение плана действий. Поиск информации. Работа с информацией. Составление плана работы. Работа над введением. Теоретическая часть и её основные разделы. Практическая часть и её виды. Выполнение практической части Обработка результатов, оформление практической части. Работа над выводом. Презентация, виды презентаций, видео. Правила оформления презентации. Оформление работы. Работа над выступлением (защитой проекта) Публикация. Правила оформления публикации. Участие в конференциях. Виды конференций. Выступление на итоговой школьной конференции «Умка» Анализ работы за год. Формы организации занятий Теоретическое занятие. Групповые и индивидуальные консультации Работа в библиотеке, кабинете информатике и ИКТ. Игровое упражнение «Мозговой штурм». Экскурсии. Индивидуальная и групповая работа обучающихся. Индивидуальные консультации с руководителем проекта. Индивидуальная/групп овая работа по подготовке публичной защиты проекта и подготовки презентации. Конференция школьников «Умка» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ № 1. 2. 3. 4. 5. Наименование разделов и тем 16 часов – 1 час в неделю в течение I полугодия (как делать проект) Алгоритм работы над учебным проектом Наблюдение и эксперимент Как работать вместе. Как работать в команде Работа с информацией. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации Публичное выступление. Ведение дискуссии Количество часов 16 3 4 3 2 2 6 6. 7. Оценивание проекта II полугодие (выполнение проекта) 19 часов – 1 час в неделю Выполнение проекта 2 19 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (35 часов – 1 час в неделю) № занятия в году 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем 16 часов – 1 час в неделю в течение I полугодия (как делать проект) 1. Алгоритм работы над учебным проектом Инструктаж по ТБ на занятии. Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация проекта Проект и его типы. Классификации проектов Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект 2. Наблюдение и эксперимент Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Измерение параметров и других свойств предметов Количество часов 3 1 1 1 4 1 1 6 Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Проведение эксперимента. Ведение записей в процессе эксперимента 1 7 Оформление результатов наблюдений (экспериментов) 3. Как работать вместе. Как работать в команде Что такое команда. Правила групповой работы Самые важные правила. Командные роли Общение в группе. Способы группового взаимодействия 4. Работа с информацией. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации Поиск информации. Виды справочной литературы. Интернет-ресурсы. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями Способы первичной обработки информации. Правильное оформление сносок и источников 5. Публичное выступление. Ведение дискуссии Планирование публичного выступления. Отбор примеров для выступления. Систематизация информационного материала. Как можно завершать выступление. Взаимодействие с аудиторией. Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления 1 3 1 1 1 2 14 Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание. Вопросы. Аргументация. Коммуникативная игра. Защита проекта 1 15 16 6. Оценивание проекта Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка II полугодие (выполнение проекта) 2 1 1 8 9 10 11 12 13 1 1 2 1 7 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 19 часов – 1 час в неделю Выполнение проекта Вводное занятие. Зачем нужно заниматься проектной деятельностью. Определение темы и вида проекта. Определение плана действий. Поиск информации. Работа с информацией. Составление плана работы. Работа над введением. Теоретическая часть и её основные разделы. Практическая часть и её виды. Выполнение практической части (постановка эксперимента, анкетирование, создание модели и т.д.) Обработка результатов, оформление практической части. Работа над выводом. Презентация, виды презентаций, видео. Правила оформления презентации. Оформление работы. Работа над выступлением (защитой проекта) Публикация. Правила оформления публикации. Участие в конференциях. Виды конференций. Выступление на итоговой школьной конференции Анализ работы за год. Выставление оценки за проектную деятельность. 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8