Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к основной общеобразовательной программе образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 6», утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года Программа внеурочной деятельности «Волонтер» Возраст обучающихся: 17-18 лет (11 класс) Срок реализации программы:1 год 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Волонтёр» составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования (стандарты второго поколения), Примерной программы организации внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.: Просвещение 2015 (стандарты второго поколения), Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2015. Система гражданского образования школьников под. ред. д-р психол. н., доц. Т.В. Черникова – М.: Глобус, 2015. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2021 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”. Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Волонтёрское движение – одна из форм вовлечения подростков в социальную активность, средство формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения. Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское 3 движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. Цели: 1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения. 2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Задачи: 1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России. 2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков 3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений. 4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями. 5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Программа «Волонтер» рассчитана на учащихся 10-11 класса, увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД): в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка; в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; 4 коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Данная программа основывается на принципах культуросообразности, коллективности и проектности. Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовнонравственных ценностях. Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия». В логике действия данного принципа в программе предусматриваются социальные проекты школьников. Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи ветеранам ВОВ и труда, акции милосердия, «Дети – детям») преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как: коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия; предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск; самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения; организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи; конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств; законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их. Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. 5 ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Внеурочная деятельность «Волонтер» рассчитана на 2 года (68 часов). Класс – 10-11 Количество занятий в неделю – 1 Количество часов в год – 34 ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы «Волонтер»: формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты освоения программы «Волонтёр» проявляются в: расширении круга приёмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала; умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); умении организовывать волонтёрскую деятельность; способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. Направления работы духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность; патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона; 6 здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ; формирование толерантности – организация досуга молодежи 7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям. Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио. Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров). Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Программа рассчитана на 2 учебных года. Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы «Волонтер» обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. 8 В результате освоение данного курса учащиеся получат теоритические знания, научатся самостоятельно подготавливать социальные акции, получат практику участия в городских мероприятиях, научатся организовывать свой досуг, сформируют устойчивую потребность в ЗОЖ, научатся общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения. I. № п/п Календарно-тематический план 10 класс Тема учебного занятия Колво часов 1. 2. Вводное занятие. Кто такой волонтер? Кодекс волонтера. Устав школьного волонтерского отряда. 2 3. Организационное занятие. Подготовка материалов для проведения акции «Дарю тебе мир»; «Голубь мира» 1 4. Права и обязанности волонтера. 1 5. Обучающие занятие с волонтерами на тему участия в Международных акциях. 1 6. Практическое занятие. 1 7. История волонтерского движения в России. 1 8. Подготовка к участию в акции по раздельному сбору вторсырья. 1 9. Практическое занятие. 1 10. Подготовка к проведению акции «Подари книге вторую жизнь» 1 11. Круглый стол. Тема: Общероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью». 1 12. Подготовка материалов для проведения акции посвященной Международному дню инвалида. 1 9 13. Акция «Белая ленточка» 1 14. Событийное волонтерство в молодежной среде России. Работа в качестве волонтера на матче Зенит/Автодор 1 15. Подведение итогов и круглый стол. Тема: « Марафон Добрых Дел. Наши достижения» 1 16. Акция «Зеленая планета». 1 17. Что такое благотворительная акция? Виды и примеры благотворительности. 1 18. Практическое занятие. 1 19. Подготовка к участию в акции по раздельному сбору вторсырья. 1 20. Изготовление кормушек совместно с Союзом добровольцев России Саратовской области в рамках акции «Зеленая планета». 1 21. Практическое занятие. 22. Подготовка к участию в акции « Дарите книги с любовью» в рамках Международного дня книгодарения. 1 23. Практическое занятие. 1 24 Добрые уроки. Совместно с Молодежь+. 1 25 План работы для участия в Марафоне Добрых Дел. 1 26 Участие в акции «Час земли». 1 27. 28. Антинаркотическая акция "Сообщи, где торгуют смертью". 2 29 Практическое занятие. 1 30 Подготовка и проведение общешкольной акции «Прояви свою культуру – собери макулатуру!" 1 31. Практическое занятие. 10 32. 33 34 2 Участие в акции «Георгиевская ленточка». Всероссийская акция #СТОПВИЧСПИД ко Международному дню памяти жертв СПИДа. 1 Подведение итогов работы за год. 1 11 класс № Тема учебного занятия Колво часов 1. Вводное занятие. Анализ работы прошлого года. 1 2. Организационное занятие. Подготовка материалов для проведения акции «Голубь мира» 1 3. Практическое занятие с волонтерами на тему участия в Международных акциях. 1 4. Практическое занятие. 1 5. Круглый стол на тему «История волонтерского движения в России». 1 6. Практическое занятие. 1 7. Подготовка к участию в акции по раздельному сбору вторсырья. 1 8. Практическое занятие. 1 9. Подготовка к проведению акции «Подари книге вторую жизнь» 1 10. Круглый стол. Тема: Общероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью». 1 11. Подготовка материалов для проведения акции посвященной Международному дню инвалида. 1 12. Подготовка к проведению торжественной линейки, посвященной Дню добровольца. 1 11 Акция «Белая ленточка» 13. Событийное волонтерство в молодежной среде России. Работа в качестве волонтера на матче Зенит/Автодор 1 14. Подведение итогов и круглый стол. Тема: «Марафон Добрых Дел. Наши достижения» 1 15. Подготовка к проведению акции совместно с Союзом добровольцев России Саратовской области. Акция «Зеленая планета». 1 16. Организация благотворительной акции. 1 17. Практическое занятие. 1 18. Практическое занятие. 1 19. Подготовка к участию в акции по раздельному сбору вторсырья. 1 20. Изготовление кормушек совместно с Союзом добровольцев России Саратовской области в рамках акции «Зеленая планета». 1 21. Практическое занятие. 1 22. Подготовка к участию в акции «Дарите книги с любовью» в рамках Международного дня книгодарения. 1 23 Практическое занятие. 1 24 Добрые уроки. Совместно с Молодежь+. 1 25 План работы для участия в Марафоне Добрых Дел. 1 26. 27. Подготовка материала для проведения Экоуроков приуроченных к дню земли. 2 28. Участие в акции «Чистый город». 1 29. Практическое занятие. 1 12 30. 31. Подготовка и проведение общелицейской акции «Прояви свою культуру – собери макулатуру!" 2 32. Практическое занятие. 1 33. Участие в акции «Георгиевская ленточка». 1 34. Всероссийская акция #СТОПВИЧСПИД к Международному дню памяти жертв СПИДа. 1 13