ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕР 11 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к основной
общеобразовательной программе образовательной программе
основного общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года

Программа внеурочной деятельности

«Волонтер»
Возраст обучающихся: 17-18 лет (11 класс)
Срок реализации программы:1 год

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Волонтёр» составлена на основе Требований к результатам
освоения основных образовательных программ основного общего образования
(стандарты второго поколения), Примерной программы организации
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А.
Горского, 2-е издание, М.: Просвещение 2015 (стандарты второго поколения),
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2015. Система
гражданского образования школьников под. ред. д-р психол. н., доц. Т.В.
Черникова – М.: Глобус, 2015.
Стремительные
политические,
социально-экономические
изменения,
происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации
самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию
образования. В период стремительной глобализации и информатизации
жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток
каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить
здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и
собственном приобретённом опыте. В общенациональной программе развития
воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания
названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов
детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач
гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является
формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной
на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и
государственной деятельности. В Концепции модернизации российского
образования на период до 2021 года указывается, что “Общеобразовательная
школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений
и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее
современное качество содержания образования”. Именно первую группу и
составляют политические и социальные компетенции, владение которыми
позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в
совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным
путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических
институтов.
Волонтёрское движение – одна из форм вовлечения подростков в социальную
активность, средство формирования политической и социальной компетенции
подрастающего поколения. Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это
люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей,
объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность
связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское
3

движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого
– добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально
значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной
извне.
Цели:
1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности,
воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и
красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных
отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с
ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и
проектов в социальной сфере.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа «Волонтер» рассчитана на учащихся 10-11 класса, увлекающихся
социально значимой деятельностью.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Задания направлены
на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их
практической реализации.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий
(УУД):
 в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению
благотворительных акций;
 в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи,
планирование (определение последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и
оценка;
 в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск
необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских
организаций в России; самостоятельное создание способов решения
проблем поискового характера;

4

 коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт
позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу
сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности,
коллективности и проектности. Принцип культуросообразности предполагает,
что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовнонравственных ценностях. Коллективность в процессе волонтёрской
деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт
юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими
людьми. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию
всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно
подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике
«замысел — реализация — рефлексия». В логике действия данного принципа в
программе предусматриваются социальные проекты школьников.
Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи ветеранам ВОВ и
труда, акции милосердия, «Дети – детям») преобразовывают общности и
общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за
счёт реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются
вокруг таких ценностных ориентиров, как:
 коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение,
инициатива на начальном этапе взаимодействия;
 предприимчивость — способность своевременно решать актуальные
задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач,
находчивость, практичность, обладание практической сметкой,
изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и
идти на преднамеренный риск;
 самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний,
принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления
субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
 организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по
образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации
действий отдельных элементов системы, достижение взаимного
соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо
задачи;
 конвенциональность — стремление к добровольному соглашению
субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
 законность (легальность) — стремление действовать в рамках
устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя
определённые обязательства и не нарушать их. Актуальность данного
курса состоит в его социальной направленности на формирование
активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
5

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования
РФ. Внеурочная деятельность «Волонтер» рассчитана на 2 года (68 часов).
Класс – 10-11
Количество занятий в неделю – 1
Количество часов в год – 34
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы «Волонтер»:
 формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о
принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям,
к окружающему миру;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Волонтёр»
проявляются в:
 расширении круга приёмов составления разных типов плана; - расширении
круга структурирования материала;
 умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами,
планировать волонтёрскую деятельность;
 обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных
и др.);
 умении организовывать волонтёрскую деятельность;
 способности оценивать результаты волонтёрской деятельности
собственной и одноклассников.
Направления работы
 духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская
деятельность;
 патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство
школы и микрорайона;
6

 здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
 формирование толерантности – организация досуга молодежи

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание
волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения
в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров.
Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию
волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на
год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.
Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к
личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров).
Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с
ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как
интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные
мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие
навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия
(сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах
поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской
деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка
способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает
разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные
теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность
терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с
основными правовыми актами и документами, регламентирующими
волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера,
создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий
в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное
портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров).
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании это дети с
ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты,
пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике
реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Программа рассчитана на 2 учебных года. Программа содержит лекционные и
практические занятия. Реализация программы предусматривает включение
учащихся
в
социальную
практику,
образовательные
тренинги,
исследовательские программы по созданию базы добровольческой
деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы
«Волонтер» обучающимися осуществляется последовательно: от теории к
практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в
волонтерских акциях.
8

В результате освоение данного курса учащиеся получат теоритические знания,
научатся самостоятельно подготавливать социальные акции, получат практику
участия в городских мероприятиях, научатся организовывать свой досуг,
сформируют устойчивую потребность в ЗОЖ, научатся общаться с учащимися и
взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
I.
№
п/п

Календарно-тематический план
10 класс

Тема учебного занятия

Колво
часов

1.
2.

Вводное занятие. Кто такой волонтер? Кодекс
волонтера. Устав школьного волонтерского
отряда.

2

3.

Организационное занятие. Подготовка
материалов для проведения акции «Дарю тебе
мир»; «Голубь мира»

1

4.

Права и обязанности волонтера.

1

5.

Обучающие занятие с волонтерами на тему
участия в Международных акциях.

1

6.

Практическое занятие.

1

7.

История волонтерского движения в России.

1

8.

Подготовка к участию в акции по раздельному
сбору вторсырья.

1

9.

Практическое занятие.

1

10.

Подготовка к проведению акции «Подари
книге вторую жизнь»

1

11.

Круглый стол. Тема: Общероссийская
антинаркотическая акция «Сообщи, где
торгуют смертью».

1

12.

Подготовка материалов для проведения акции
посвященной Международному дню инвалида.

1

9

13.

Акция «Белая ленточка»

1

14.

Событийное волонтерство в молодежной среде
России.
Работа в качестве волонтера на матче
Зенит/Автодор

1

15.

Подведение итогов и круглый стол. Тема: «
Марафон Добрых Дел. Наши достижения»

1

16.

Акция «Зеленая планета».

1

17.

Что такое благотворительная акция? Виды и
примеры благотворительности.

1

18.

Практическое занятие.

1

19.

Подготовка к участию в акции по раздельному
сбору вторсырья.

1

20.

Изготовление кормушек совместно с Союзом
добровольцев России Саратовской области в
рамках акции «Зеленая планета».

1

21.

Практическое занятие.

22.

Подготовка к участию в акции « Дарите книги
с любовью» в рамках Международного дня
книгодарения.

1

23.

Практическое занятие.

1

24

Добрые уроки. Совместно с Молодежь+.

1

25

План работы для участия в Марафоне Добрых
Дел.

1

26

Участие в акции «Час земли».

1

27.
28.

Антинаркотическая акция "Сообщи, где
торгуют смертью".

2

29

Практическое занятие.

1

30

Подготовка и проведение общешкольной
акции
«Прояви свою культуру – собери макулатуру!"

1

31.

Практическое занятие.
10

32.
33

34

2
Участие в акции «Георгиевская ленточка».
Всероссийская акция #СТОПВИЧСПИД ко
Международному дню памяти жертв СПИДа.

1

Подведение итогов работы за год.

1

11 класс
№

Тема учебного занятия

Колво
часов

1.

Вводное занятие. Анализ работы прошлого
года.

1

2.

Организационное занятие. Подготовка
материалов для проведения акции «Голубь
мира»

1

3.

Практическое занятие с волонтерами на тему
участия в Международных акциях.

1

4.

Практическое занятие.

1

5.

Круглый стол на тему «История волонтерского
движения в России».

1

6.

Практическое занятие.

1

7.

Подготовка к участию в акции по раздельному
сбору вторсырья.

1

8.

Практическое занятие.

1

9.

Подготовка к проведению акции «Подари
книге вторую жизнь»

1

10.

Круглый стол. Тема: Общероссийская
антинаркотическая акция «Сообщи, где
торгуют смертью».

1

11.

Подготовка материалов для проведения акции
посвященной Международному дню инвалида.

1

12.

Подготовка к проведению торжественной
линейки, посвященной Дню добровольца.

1

11

Акция «Белая ленточка»
13.

Событийное волонтерство в молодежной среде
России.
Работа в качестве волонтера на матче
Зенит/Автодор

1

14.

Подведение итогов и круглый стол. Тема:
«Марафон Добрых Дел. Наши достижения»

1

15.

Подготовка к проведению акции совместно с
Союзом добровольцев России Саратовской
области. Акция «Зеленая планета».

1

16.

Организация благотворительной акции.

1

17.

Практическое занятие.

1

18.

Практическое занятие.

1

19.

Подготовка к участию в акции по раздельному
сбору вторсырья.

1

20.

Изготовление кормушек совместно с Союзом
добровольцев России Саратовской области в
рамках акции «Зеленая планета».

1

21.

Практическое занятие.

1

22.

Подготовка к участию в акции «Дарите книги с
любовью» в рамках Международного дня
книгодарения.

1

23

Практическое занятие.

1

24

Добрые уроки. Совместно с Молодежь+.

1

25

План работы для участия в Марафоне Добрых
Дел.

1

26.
27.

Подготовка материала для проведения Экоуроков приуроченных к дню земли.

2

28.

Участие в акции «Чистый город».

1

29.

Практическое занятие.

1

12

30.
31.

Подготовка и проведение общелицейской
акции «Прояви свою культуру – собери
макулатуру!"

2

32.

Практическое занятие.

1

33.

Участие в акции «Георгиевская ленточка».

1

34.

Всероссийская акция #СТОПВИЧСПИД к
Международному дню памяти жертв СПИДа.

1

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».