Подписано цифровой подписью: Киселева Марина Николаевна DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=Server CA, E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 г. Москва, ИНН=007710568760, ОГРН=1047797019830, STREET="улица Ильинка, дом 7", L=Москва, C=RU, O=Федеральное казначейство, CN=УЦ Федерального казначейства Причина: Я являюсь автором этого документа Дата: 10 Сентябрь 2021 г. 16:38:07 Содержание 1 Основные характеристики общеразвивающей программы ................................3 1.1 Пояснительная записка.......................................................................................3 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ..................................................4 1.3 Содержание общеразвивающей программы .....................................................4 1.4 Планируемые результаты ...................................................................................8 2 Организационно-педагогические условия ...........................................................9 2.1 Условия реализации программы........................................................................9 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ..................................10 3 Список литературы ..............................................................................................11 1 Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка Направленность программы: техническая. Актуальность программы: Программа составлена в соответствии с современными требованиями к дополнительным общеразвивающим программам. Реализация программы осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196»; - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р; - Устав МБОУ «СОШ № 6». Дополнительная общеразвивающая программа направлена на формирование и развитие умственных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Адресат программы: дети в возрасте от 7 до 8 лет. Состав группы может быть переменным: одновозрастным и разновозрастным, численный состав до 15 человек. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу. Объем: 37 часов. Срок освоения: 1 год. Перечень форм обучения: групповая и индивидуально-групповая. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие. Перечень форм подведения итогов: опрос, практическая работа, самостоятельная работа. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий. Задачи: познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой; дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства; дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Калькулятор; углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности; развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий. сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам. 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план: № Название раздела, Количество часов п/п темы Всего Теория Практика Формы аттестации / контроля I раздел «Знакомство с компьютером» 1.1 Инструктаж по ТБ 1 на занятиях «Юный программист». Из чего состоит компьютер? 1.2 Информация в 1 природе и технике 1 Опрос 1 Опрос II раздел «Графические редакторы» 2.1 Графический редактор PAINT 2.2 PowerPoint 1 2.3 Стили слайда. 1 1 1 Анализ работы Опрос 1 1 Анализ стиля 2.4 Слайд, фон 1 1 слайда. 2.5 Вставка рисунков 1 1 и других объектов на слайд 2.6 Создание 1 1 скриншотов. 2.7 Анимация на 1 1 слайдах 2.8 Самостоятельная 2 2 работа «Создание простейшей презентации» III раздел «Текстовый редактор WORD» Анализ работы 3.1 Работа в текстовом процессоре WORD 3.2 Создание таблиц, вставка специальных символов. 3.4 Перекрестные ссылки 3.5 Форматирование абзацев. 3.6 Сохранение документа. Печать. 3.7 Головоломки 2 1 1 Опрос Работа с текстом 2 1 1 Опрос Создание таблицы 1 Создание ссылки 4.1 Разработка простейших компьютерных программ 4.2 Моя первая программа 2 1 Анализ работы Создание скриншота Анализ работы Работа редакторе PowerPoint в Анализ форматирования 1 1 Сохранение документа, печать 1 1 Решение головоломок IV раздел «Простейшие компьютерные программы» 1 1 1 1 1 Анализ созданной программы 1 Анализ проекта 4.3 Основные принципы работы компьютерных программ 4.4 Клавиатурный тренажер 4.5 Мультимедийная информация и ее применение в обучении 4.6 Графические редакторы 4.7 Звуковые и видео редакторы 4.8 Плееры, их отличие 1 Опрос 1 1 1 Уровень на тренажере Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 2 2 V раздел «Интернет» 5.1 Интернет 2 1 5.2 Компьютерные сети. 1 1 Опрос Выход в интернет Опрос 5.3 Браузеры. 1 1 Опрос 5.4 Поиск 1 информации в интернете. Почтовые сервисы 1 Опрос 1 5.5 Образовательные 1 1 Опрос сайты. 5.6 Работа в чатах, 1 1 Создание регистрация на электронной почтовом сервере. почты 5.7 Подведение 1 1 Самостоятельная итогов работа Содержание тематического плана: 1 год обучения I раздел «Знакомство с компьютером» 1.1 Инструктаж по ТБ на занятиях «Юный программист». Из чего состоит компьютер? Теория: Определения составляющих компьютер. 1.2 Информация в природе и технике. Теория: Определение информации, информатика, свойства информации. II раздел «Графические редакторы» 2.1Графический редактор PAINT. 2.2 Создание презентаций с помощью PowerPoint. Теория: Интерфейс программы (структура окна), основные функции редактирования текста. 2.3 Стили. Практика: какие бывают стили, создание стиля. 2.4 Слайд, фон слайда. Практика: Создание нового слайда, фон слайда. 2.5 Вставка рисунков и других объектов на слайд. Практика: Учимся вставлять рисунок и другие объекты в слайд. 2.6 Создание скриншотов. Практика: Учимся создавать скриншот экрана, слайда. 2.7 Анимация на слайдах. Практика: Создание анимации слайда, анимации текста, рисунка на слайде. 2.8 Элементарные вычисления на калькуляторе Практика: Самостоятельная работа «Создание простейшей презентации» III раздел «Текстовый редактор WORD» 3.1 Работа в текстовом процессореWORD. Теория: Определение. Знакомство с интерфеййсом. Практика: Печать текста в документе. 3.2 Создание таблиц, вставка специальных символов. Теория: Для чего необходимы таблицы в документе, символы. Практика: Создание таблицы и вставка символов. 3.3 Перекрестные ссылки. Практика: Создание перекрестных ссылок. 3.4 Форматирование абзацев. Практика: Учимся форматировать абзацы в разных вариациях. 3.5 Сохранение документа. Печать. Практика: Учимся сохранять документы и печатать на принтере. 3.6 Головоломки. Практика: Решение головоломок (логических задач), прохождение тестов на внимательность. IV раздел «Простейшие компьютерные программы» 4.1 Программирование. Теория: История программирования. Практика: Разработка простейших компьютерный программ. 4.2 Моя первая программа. Практика: Работа над проектом «моя первая программа». 4.3 Основные принципы работы компьютерных программ. Теория: Изучение и анализ основных принципов работы компьютерных программ. 4.4 Клавиатурный тренажер. Практика: Работа на клавиатурном тренажере. 4.5 Мультимедийная информация и ее применение в обучении. Теория: Определение мультимедии и знакомство с мультимедийными технологиями. 4.6 Графические редакторы. Теория: Знакомство с графическими редакторами. Для чего они нужны? 4.7 Звуковые и видео редакторы. Теория: Знакомство с разнообразием звуковых и видео редакторов. Для чего они нужны и как работают. 4.8 Плееры, их отличие. Теория: Знакомство с разнообразием плееров. Анализ некоторых из них. Определить в чем их отличие. V раздел «Интернет» 5.1 Интернет. Теория: История создания. Определение. Практика: Выход в интернет с определенным заданием. 5.2 Компьютерные сети. Теория: Представление о компьютерных сетях, их структуре. 5.3 Браузеры. Теория: Определение. Виды браузеров. 5.4 Почтовые сервисы. Теория: Определение. Виды электронной почты. История создания. 5.5 Образовательные сайты. Теория: Знакомство с образовательными сайтами. Их предназначение. 5.6 Работа в чатах, регистрация на почтовом сервере. Теория: Определение чата. Знакомство с интерфейсом электронной почты. Практика: Создание своей электронной почты. 5.7 Подведение итогов. Практика: Самостоятельная работа. 1.4 Планируемые результаты Предметные результаты. Обучающийся научится: - правила техники безопасности; - правила работы за компьютером; - назначение и работу графического редактора PAINT; - назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и «Калькулятор»; - возможности текстового редактора WORD; - понятие информации, свойства информации; - назначение и работу программы PowerPoint; - Основные блоки клавиш; - Компьютерные сети; - информационные процессы; - понятие информации, свойства информации; - соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности; - включить, выключить компьютер; - работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы); - набирать информацию на русском регистре; - запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу. - работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор - работать со стандартными приложениями Windows; - Создавать презентации; - пошагово выполнять алгоритм практического задания; - осуществлять поиск информации на компьютере. Метапредметные результаты: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, готовить своё выступление; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные результаты: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы; осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам. 2 Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: № Наименование средств материально-технического оснащения 1 Ноутбук 10 2 SMART-панель 1 3 Дидактический и лекционный материал, методика по исследовательской и проектной работе, тематика исследовательской работы Количество 1 4 Олимпиадные и конкурсные задания, ребусы 1 5 Методики расслабляющих упражнений при работе с компьютером (для глаз) 1 6 Таблицы (наглядные пособия) 1 7 Интернет - пособия по Информатике и ИКТ для 2 класса 1 Кадровое обеспечение: Уровень квалификации педагога дополнительного образования, реализующего дополнительную общеобразовательную программу, должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории. Методические материалы: Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций. Упражнения, самостоятельно выполняемые обучающимися действия. Раздаточный материал (тексты, задачи) для практической работы. Тесты для проверки теоретических знаний по изучаемым темам. 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для оценки усвоения учащимися содержания программы проводятся опросы, анализы работ учащихся относительно каждой темы, осуществляется самостоятельная работа по пройденному материалу. 3 Список литературы Литература для педагога: 1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебники для 2-4 классов/М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. 2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочие тетради для 2-4 классов: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 2-4 классов /М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 4. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11 классы.-2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012. Литература для учащихся (родителей): 1. Программирование для детей/К. Вордерман, Дж. Вудкок, Ш. Макаманус и др.; пер. с англ. С. Ломакина. - М. :Манн, Иванов и Фербер, 2015. 2. Пэйн, Брайсон. Python для детей и родителей / БрайсонПэйн ; [пер. с англ. МА. Райтмана]. — Москва : Издательство «Э», 2017.