Программа ДО Школа безопасности 1-4 кл (испр)_подпись

Подписано цифровой подписью: Киселева
Марина Николаевна
DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=Server CA, E=uc_fk@roskazna.ru,
S=77 г. Москва, ИНН=007710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="улица Ильинка, дом 7", L=Москва, C=RU,
O=Федеральное казначейство, CN=УЦ Федерального
казначейства
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 10 Сентябрь 2021 г. 16:40:51

Содержание
1 Основные характеристики общеразвивающей программы ..........................3
1.1 Пояснительная записка .................................................................................3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ............................................4
1.3 Содержание общеразвивающей программы ...............................................5
1.4 Планируемые результаты ...........................................................................20
2 Организационно-педагогические условия ...................................................22
2.1 Условия реализации программы ................................................................22
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ..........................233
3 Список литературы ......................................................................................244

2

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: социальная.
Актуальность программы: программа составлена в соответствии с
современными требованиями к дополнительным общеразвивающим
программам. Реализация программы осуществляется на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196».
- Постановление Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК – 641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. №
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726 - р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996 – р;
- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 – р «План
мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей»;
- Устав МБОУ «СОШ №6».
Дополнительная общеразвивающая программа направлена на
формирование и развитие умственных способностей детей, удовлетворение
их индивидуальных потребностей, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени.
Адресат программы: дети в возрасте от 6 до 10 лет. Состав группы
может быть переменным: одновозрастным и разновозрастным, численный
состав до 15 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем: 148 часов.
Срок освоения: 4 года.
Перечень форм обучения: групповая и индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастеркласс, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов: опросы, тестирование, викторины,
практические задания.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: обучение детей правильным действиям в опасных
для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Задачи:
 развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;
 формирование бережного отношения к своему здоровью и к
окружающим,
 стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений;
 выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
 приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области
безопасности жизни;
 формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ
безопасности;

4

 выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в
повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и
чрезвычайных ситуаций.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№
п/п

Название раздела, темы

1.1

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1.4

Инструктаж по ТБ на
занятиях «Школа
безопасности».
Безопасное поведение на
улицах и дорогах
Участники дорожного
движения
Виды пешеходных
переходов
Светофор и его сигналы

1

1

Опрос

1.5

Дорожные знаки

1

1

Анализ решения задач

1.6

Виды транспорта

1

1

Опрос

1.7

Мы пассажиры

1

1

Опрос

1.8

На загородной дороге

1

1

Опрос

1.2
1.3

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
1 год обучения
I Раздел «Безопасное поведение на улицах и дорогах»

Безопасные места для
1
1
детских игр
1.10 Праздник «Мы знаем
1
1
правила дорожного
движения»
II Раздел «Пожарная безопасность»
1.9

2.1
2.2
2.3
2.4

3.1

Опрос
Праздник

Пожарная безопасность и 1
1
поведение при пожаре
Знакомство с профессией 1
1
«Пожарный»
Огонь – друг и враг 2
1
1
человека
Пять правил пожарной 1
1
безопасности
III Раздел «Безопасность дома»

Опрос

Безопасное поведение в 1
доме

Опрос

1

Игра, опрос
Викторина
Опрос

5

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

Как могут стать опасными 1
обычные домашние вещи
Как
подружиться
с 1
электричеством
Что делать при запахе газа 1

1

Опрос

1

Опрос

1

Опрос

Как
вести
себя
с 1
домашними питомцами
Разговор по телефону
1

1

Опрос

1

Опрос

Если кто-то звонит в 1
1
Опрос
дверь
Поговорим о домашней 2
1
1
Задание
аптечке
IV Раздел «Безопасность в ситуациях криминогенного характера»
Безопасное поведение в 1
1
ситуациях
криминогенного
характера
Опасные
ситуации, 1
1
которые могут возникнуть
при
контактах
с
незнакомыми людьми
Правила
безопасного 1
1
общения с незнакомыми
людьми на улице, в
подъезде дома
V Раздел «Чрезвычайные ситуации»

Опрос

1

Опрос

1

Опрос

5.3

Чрезвычайные ситуации. 1
Общие понятия
Чрезвычайные ситуации 1
природного
происхождения.
Наводнения.
1

1

Опрос

5.4

Землетрясения.

1

1

Опрос

5.5

Бури. Ураганы.

1

1

Опрос

5.6

Экологическая катастрофа 1

1

Опрос

5.7

Авария на производстве.

1

1

Опрос

5.8

Как оповещают население 2
при ЧС
Контрольная работа
1

1

4.1

4.2

4.3

5.1
5.2

5.9

Викторина

Опрос

1

Тест

1

Контрольная работа

6

2 год обучения
I Раздел «ЧС природного характера»
Инструктаж по ТБ на
занятиях «Школа
безопасности».
Чрезвычайные ситуации
ЧС природного
происхождения
ЧС экологического
происхождения

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1.4

Поведение при ЧС

1

1

Опрос

1.5

Закрепление материала

1

1.1

1.2
1.3

1

Самостоятельная
работа

II Раздел «Здоровье человека»
Болезни

2.2

От чего зависит наше
1
1
Опрос
здоровье
Как живет наш организм,
1
1
Тест
из чего состоит наше тело
III Раздел «Первая медицинская помощь»

2.3

3.1
3.2

3.3
3.4

4.1

4.2
4.3
4.4

4.5
4.6

1

1

Опрос

2.1

Что такое первая
1
1
Опрос
медицинская помощь
Травмы, порезы, ссадины 2
1
1
Опрос
и царапины. Оказание
Анализ оказания ПП
первой помощи
Виды и причины
1
1
Опрос
отравлений
Первая медицинская
2
1
1
Опрос
помощь при отравлении
Анализ оказания ПП
IV Раздел «Безопасное поведение на природе»
Безопасное поведение на
природе. Чистый воздух,
его значение для жизни
человека
Опасные ситуации в
природе
Ядовитые растения,
грибы, ягоды
Опасные животные и
насекомые. Первая
помощь при укусах
Ориентирование на
местности

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

Когда нет с собой компаса

1

1

Опрос
7

V Раздел «Безопасное поведение на воде»
5.1
5.2
5.3
5.4

Безопасное поведение на
воде
Меры безопасности в
осеннее и зимнее время
Правила купания,
поведения на пляже
Безопасное поведение на
улицах и дорогах

1

1

Опрос

1

1

Тест

1

1

Опрос

1

1

Опрос

VI Раздел «ПДД»
6.1

Автомобиль. Правила
дорожного движения

1

1

Опрос

6.2

Опасность на улицах

1

1

Опрос

6.3

Сигналы для
регулирования движения
Правила безопасного
перехода улиц и дорог
Наиболее безопасный
маршрут из школы домой
и из дома в школу
Правила перехода
перекрестка

1

1

Тест

1

1

Опрос

1

1

Опрос

Я пешеход и пассажир

1

1

Опрос

6.4
6.5

6.6
6.7

1

1

Опрос
Анализ карты

VII Раздел «Современное жилище»
7.1

Современное жилище

1

1

Опрос

7.2

Источники возможной
опасности

1

1

Опрос

7.3

Бытовые электроприборы

1

1

Опрос

Лекарство и средства
бытовой химии как
источники опасности
Как вести себя со
злоумышленниками

1

1

Тест

1

1

Опрос

Контрольная работа

1

7.4

7.5
7.6

1

Анализ контрольной
работы

3 год обучения
I Раздел «Безопасность на улицах и дорогах»
1.1

Инструктаж по ТБ на
1
занятиях «Школа
безопасности».
Движение пешеходов по
улицам и дорогам

1

Опрос

8

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1.7

Дорога, ее составные
части, виды автомашин
Улицы, перекрестки,
площади
Сигналы светофора и
регулировщика
Сигналы, которые подает
водитель
Практическое занятие
«Мне на улице не
страшно!»
Безопасность пассажиров

1.8

Самостоятельная работа

1

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

1

1

1

Опрос

1
1

Дорожное
движение, 1
1
безопасность участников
движения.
1.10 Опасные ситуации на
1
1
транспорте
1.11 Праздник «Мы знаем
1
1
правила поведения на
дороге и в транспорте»
II Раздел «Пожарная безопасность»
1.9

Анализ игры

Тест
Опрос
Опрос
Викторина

1

Опрос

1

Опрос

2.3

Пожар
в
транспорте, 1
правила поведения
Пожар в общественных 1
местах и его причины.
Страх и паника
Пожарная безопасность
1

1

Опрос

2.4

Газ, огонь и человек

1

1

Опрос

2.5

Как растопить печку

1

1

Опрос

2.1
2.2

III Раздел «Наш дом – наша безопасность»
Лифт – наш домашний 1
транспорт
Опасные незнакомцы
1

1

Опрос

1

Опрос

1

Опрос

3.4

Как защитить себя и свой 1
дом
Звонок по телефону
1

1

Опрос

3.5

Предметы бытовой химии

1

1

Опрос

3.6

Электроприборы

1

1

Опрос

3.1
3.2
3.3

9

Задания
тестового 1
1
характера «Один дома»
3.8 Особенности
1
1
жизнеобеспечения
жилища
3.9 Обеспечение
личной 1
1
безопасности дома
3.10 Безопасное поведение в 1
1
быту
IV Раздел «Стихийные бедствия»
3.7

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

4.6
4.7
4.8
4.9

Стихийные бедствия

Самостоятельная
работа
Опрос
Опрос
Опрос

1

1

Опрос

Как предупреждают о 1
стихийных бедствиях
Бури, ураганы, тайфуны и 1
смерчи
Лесной пожар
1

1

Опрос

1

Опрос

1

Опрос

Чрезвычайные ситуации 1
мирного
и
военного
времени
Гражданская оборона
1

1

Опрос

1

Опрос

Действия в ЧС мирного и 1
военного времени
Глобальные катастрофы
2

1

Опрос

2

Опрос

1

Контрольная работа

1

Контрольная работа

4 год обучения
I Раздел «Бытовой травматизм»
1.1

1.2
1.3

1.4

Инструктаж по ТБ на
занятиях «Школа
безопасности».
Предупреждение бытового
травматизма. Понятие
травма. Травма в быту
Ушибы, ссадины, порезы в
быту. Первая помощь
Ожоги, растяжения,
вывихи в быту. Первая
помощь
Переломы, отравления в
быту. Первая помощь

1.5

Опрос

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

Опрос
Анализ ПМП
Опрос
Анализ ПМП
Опрос
Анализ ПМП
Тест

Самостоятельная работа

10

II Раздел «ПДД»
Безопасное поведение на
улицах и дорогах
Правила дорожного
движения
Движение транспорта и
правила безопасного
поведения на улицах и
дорогах

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

2.4

Госавтоинспекция

1

1

Опрос

2.5

Сигналы для
регулирования движения
Правила безопасного
перехода улиц и дорог.
Что нам помогает
соблюдать безопасность
на улицах и дорогах
Новое об улицах, дорогах
и дорожных знаках
Правила перехода
перекрестка

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

2.9

Я пешеход и пассажир

1

1

Опрос

2.10

Праздник пешехода

1

2.1
2.2
2.3

2.6

2.7
2.8

1

Анализ игры

III Раздел «Безопасность на воде»
3.1

Безопасное поведение на
воде. Правила купания,
поведение на пляже

1

1

Опрос

3.2

Помощь утопающим

1

1

Опрос

IV Раздел «Безопасность на природе»
4.1

4.2

4.3

4.4

Безопасное поведение на
природе. Чистый воздух,
его значение для жизни
человека
Опасные ситуации в
природе: дождь, гроза,
снегопад
Ядовитые растения,
грибы, ягоды. Меры
безопасности
Опасные животные и
насекомые. Общие

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

11

понятия
Укусы ядовитых
насекомых. Первая
помощь
Укусы ядовитых змей.
Первая помощь
Меры предосторожности
от укусов

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

4.8

Викторина

1

4.9

Ориентирование на
местности

1

1

Опрос

4.10

Человек – часть природы

1

1

Опрос

4.5

4.6
4.7

1

Викторина

V Раздел «Здоровье человека»
5.1

Пути укрепления здоровья

1

1

Опрос

5.2

Режим дня школьника,
условия для укрепления
здоровья.
Понятие «переутомление»
и как его не допустить

1

1

Опрос

1

1

Опрос

Основы личной гигиены

1

1

Опрос

5.3
5.4

VI Раздел «ЧС»
6.1

6.2

6.3
6.4

Защита человека в
чрезвычайных ситуациях.
Какие бывают ЧС
Сигнал «Внимание всем».
Природные и техногенные
ЧС
Правила поведения при
чрезвычайных ситуациях

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Опрос

Контрольная работа

1

1

Контрольная работа

Содержание учебного (тематического плана):
1 год обучения
I Раздел «Безопасное поведение на улицах и дорогах»
1.1 Техника безопасности. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Теория: Изучение правил поведения на улицах и дорогах.
1.2 Участники дорожного движения.
Теория: Кто является участниками дорожного движения? Правила для
них.
1.3 Виды пешеходных переходов.
12

Теория: Изучение видов пешеходных переходов. Для чего они нужны.
1.4 Светофор и его сигналы.
Теория: Изучение истории светофора, его предназначение. Изучение
сигналов светофора.
1.5 Дорожные знаки.
Теория: Изучение и запоминание дорожных знаков. Задание – рисунок
дорожного знака и рассказать про него.
1.6 Виды транспорта.
Теория: изучение видов транспорта в мире.
1.7 Мы пассажиры.
Теория: Знакомство с правила поведения пассажиров в транспорте.
Пассажирами, каких транспортов мы являемся.
1.8 На загородной дороге.
Теория: Чем опасна загородная дорога.
1.9 Безопасные места для детских игр.
Теория: какие опасные места для игр, какие безопасные. Разбор кейсов
(опасно/не опасно).
1.10 Праздник «Мы знаем правила дорожного движения».
Практика: Проведение праздника. Игры.
II Раздел «Пожарная безопасность»
2.1 Пожарная безопасность и поведение при пожаре.
Теория: Изучение правил безопасности при пожаре. Что такое пожарная
безопасность. Вводное занятие в большую тему.
2.2 Знакомство с профессией «Пожарный».
Теория: история от настоящего пожарного. Игра «Пожарный».
2.3 Огонь – друг и враг человека.
Теория: Определение огня. Опасность и полезность огня.
Практика: Викторина по теме.
2.4 Пять правил пожарной безопасности.
Теория: изучение и запоминание пяти правил пожарной безопасности, с
помощью отряда ДЮП.
III Раздел «Безопасность дома»
3.1 Безопасное поведение в доме.
Теория: Общее введение в тему.
3.2 Как могут стать опасными обычные домашние вещи.
Теория: Чем опасны домашние вещи. Правила безопасного поведения с
ними.
3.3 Как подружиться с электричеством.
Теория: Чем опасно электричество. Правила безопасного поведения с
ним.
3.4 Что делать при запахе газа.
Теория: Определение газа. Чем он опасен. Правила безопасного
обращения с газом. Правила поведения, если появился запах газа.
3.5 Как вести себя с домашними питомцами.
13

Теория: Чем могут быть опасны даже самые добрые домашние питомцы.
Правила обращения с ними.
3.6 Разговор по телефону.
Теория: Правила этикета разговора по телефону. Правила безопасного
поведения при разговоре по телефону. Разбор кейсов.
3.7 Если кто-то звонит в дверь.
Теория: Какая опасность может быть по ту сторону двери. Правила
безопасного поведения во время, когда позвонили в дверь.
3.8 Поговорим о домашней аптечке.
Теория: Что такое аптечка. Что в неё входит и зачем она нужна.
Практика: Повторение. Практическое задание – собрать аптечку из
имеющихся предметов.
IV Раздел «Безопасность в ситуациях криминогенного характера»
4.1 Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.
Теория: Что значит «криминогенный характер», какие это ситуации.
Правила безопасного поведения.
4.2 незнакомыми людьми.
Теория: В чем несут опасность незнакомые люди.
4.3 Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в
подъезде дома.
Теория: Повторение опасности контакта с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения.
V Раздел «Чрезвычайные ситуации»
5.1 Чрезвычайные ситуации.
Теория: Изучение общих понятий чрезвычайных ситуаций.
5.2 Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Теория: Определения, примеры.
5.3 Наводнения.
Теория: Определение. Причины. Правила поведения.
5.4 Землетрясения.
Теория: Определение. Причины. Правила поведения.
5.5 Бури, ураганы.
Теория: Определение. Причины. Правила поведения.
5.6 Экологическая катастрофа.
Теория: Определение. Причины. Правила поведения.
5.7 Авария на производстве.
Теория: Определение. Причины. Правила поведения.
5.8 Как оповещают население при чрезвычайных ситуациях.
Теория: знакомство с сигналами оповещения.
Практика: Разработать кейс чрезвычайно ситуации.
5.9 Контрольная работа.
Практика: Контрольная работа.

14

2 год обучения
I Раздел «ЧС природного характера»
1.1 Техника безопасности. Чрезвычайные ситуации.
Теория: Определение общих понятий.
1.2 Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Теория: Повторение - определение. Причины. Правила поведения.
1.3 Чрезвычайные ситуации экологического происхождения.
Теория: Повторение - определение. Причины. Правила поведения.
1.4 Поведение при чрезвычайных ситуациях.
Теория: Правила поведения.
1.5 Закрепление материала.
Практика: самостоятельная работа.
II Раздел «Здоровье человека»
2.1 Болезни.
Теория: Причины болезней и их связь с образом жизни.
2.2 От чего зависит наше здоровье.
Теория: Факторы, влияющие на наше здоровье (отрицательные и
положительные).
2.3 Как живет наш организм, из чего состоит наше тело.
Теория: Состав нашего тела, его особенности.
III Раздел «Первая медицинская помощь»
3.1 Что такое первая медицинская помощь.
Теория: определение. Для чего нужна первая медицинская помощь.
3.2 Травмы, порезы, ссадины и царапины.
Теория: определения.
Практика: Оказание первой медицинской помощи.
3.3 Виды отравления.
Теория: Определение. Причины.
3.4 Первая медицинская помощь при отравлении.
Теория: знание об особенностях ПМП при отравлении.
Практика: оказание ПМП при отравлении.
3.5 Безопасное поведение на природе. Чистый воздух.
Теория: Значение чистого воздуха для жизни человека. Правила
безопасного поведения на природе.
IV Раздел «Безопасное поведение на природе»
4.1 Опасные ситуации в природе.
Теория: Какие опасные ситуации на природе могут быть (гроза, дождь,
молнии). Правила безопасного поведения.
4.2 Ядовитые растения, грибы, ягоды.
Теория: Какие ядовитые растения, ягоды и грибы могут быть. Меры
безопасности.
4.3 Опасные животные и насекомые.
Теория: Какие животные и насекомые могут быть опасны. Первая
помощь при укусах.
15

4.4 Ориентирование на местности.
Теория: Что это такое и как правильно ориентироваться на местности.
Для чего это нужно.
4.5 Когда нет с собой компаса.
Теория: Как определить стороны света без компаса.
V Раздел «Безопасное поведение на воде»
5.1 Безопасное поведение на воде.
Теория: Наши водоемы. Правила безопасного поведения на воде.
5.2 Меры безопасности в осеннее и зимнее время.
Теория: Какую опасность таят в себе осень и зима. Безопасное
поведение в осеннее и зимнее время.
5.3 Правила купания, поведения на пляже.
Теория: Чем полезно и опасно купание. Правила поведения во время
купания. Правила поведения человека на пляже.
VI Раздел «ПДД»
6.1 Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Теория: Опасность улиц и дорог. Движение транспорта. Безопасное
поведение на улицах и дорогах.
6.2 Автомобиль. Правила дорожного движения.
Теория: История появления автомобиля. Опасное и полезное наличие
автомобиля у человека. Правила дорожного движения.
6.3 Опасность на улицах.
Теория: Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах. Что такое
Госавтоинспекция.
6.4 Сигналы для регулирования движения.
Теория: Что это такое. Для чего они нужны. Какие бывают.
6.5 Правила безопасного перехода улиц и дорог.
Теория: Повторение правил ПДД. Что нам помогает соблюдать
безопасность на улицах и дорогах (поговорим о знаках).
6.6 Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу.
Практика: Рисунок собственной карты.
6.7 Правила перехода перекрестка.
Теория: Что такое перекресток. Опасность перекрестка. Правила
безопасного перехода перекрестка.
6.8 Я пешеход и пассажир.
Теория: Чем отличаются понятия пешеход и пассажир. Правила
безопасного поведения для пешехода. Правила безопасного поведения
для пассажира.
VII Раздел «Современное жилище»
7.1 Современное жилище.
Теория: Безопасное поведение дома.
7.2 Источники возможной опасности.
Теория: Какая опасность может ждать в школе. За дверью. На улице.
7.3 Бытовые электроприборы.
16

Теория: Опасность бытовых электроприборов. Меры предосторожности
в обращении с электроприборами.
7.4 Лекарство и средства бытовой химии как источники опасности.
Теория: Чем они опасны. Меры предосторожности в обращении.
7.5 Как вести себя со злоумышленниками.
Теория: Кто такие злоумышленники. Правила поведения с такими
людьми.
7.6 Контрольная работа.
Практика: Контрольная работа.
3 год обучения
I Раздел «Безопасность на улицах и дорогах»
1.1 Техника безопасности. Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Теория: Повторение правил ПДД.
1.2 Дорога, ее составные части, виды автомашин.
Теория: определение дороги, её частей. Разбор видов автомашин.
1.3 Улицы, перекрестки, площади.
Теория: В чем опасность улицы, перекрестка и площади.
1.4 Сигналы светофора и регулировщика.
Теория: Повторение сигналов светофора и регулировщика.
1.5 Сигналы, которые подает водитель.
Теория: Какие сигналы подает водитель и зачем он это делает.
1.6 Практическое занятие «Мне на улице не страшно!».
Практика: ролевая игра по ПДД.
1.7 Безопасность пассажиров.
Теория: Повторение материала прошлого года.
1.8 Самостоятельная работа.
Практика: Тест.
1.9 Дорожное движение, безопасность участников движения.
Теория: Какое дорожное движение может быть и чем оно опасно. Кем
являются участники дорожного движения. Безопасное поведение
участников движения.
1.10 Опасные ситуации на транспорте.
Теория: Авария – что это такое? Опасность аварии.
1.11 Праздник «Мы знаем правила поведения на дороге и в
транспорте».
Практика: Викторина.
II Раздел «Пожарная безопасность»
2.1 Пожар в транспорте, правила поведения.
Теория: Причины. Правила поведения при пожаре в транспорте.
2.2 Пожар в общественных местах и его причины. Страх и паника.
Причины. Правила безопасного поведения. Как бороться со страхом и
паникой.
2.3 Пожарная безопасность.
Теория: Меры пожарной безопасности в зданиях, дома и на улице.
17

III Раздел «Наш дом – наша безопасность»
3.1 Лифт – наш домашний транспорт.
Теория: предназначение лифта. Опасность. Правила поведения в
лифте.
3.2 Опасные незнакомцы.
Теория: Повторение материла прошлого года.
3.3 Как защитить себя и свой дом.
Теория: Меры предосторожности в общении с людьми. Правила
пользования своим адресом и контактом.
3.4 Звонок по телефону.
Теория: Опасность. Правила разговора.
3.5 Предметы бытовой химии.
Теория: Чем может быть опасна бытовая химия.
3.6 Электроприборы.
Теория: Чем могут быть опасны электроприборы.
3.7 Газ, огонь и человек.
Теория: Для чего человеку нужны огонь и газ. Как могут навредить газ
и огонь человеку. Меры предосторожности в обращении.
3.8 Как растопить печку.
Теория: Что такое печка. Что заменило печку. Как ее растопить.
3.9 Задания тестового характера «Один дома».
Практика: Самостоятельная работа.
3.10 Особенности жизнеобеспечения жилища.
Теория: Правила эксплуатации систем жизнеобеспечения и
электроприборов.
3.11 Обеспечение личной безопасности дома.
Теория: Определение. Причины. Что может служить обеспечением
безопасности дома.
3.12 Безопасное поведение в быту.
Теория: Повторение материала прошлого года.
IV Раздел «Стихийные бедствия»
4.1 Стихийные бедствия.
Теория: Определение. Какие бывают. Правила поведения.
4.2 Как предупреждают о стихийных бедствиях.
Теория: Сигналы о стихийных бедствиях. Действия, когда услышал
сигнал.
4.3 Бури, ураганы, тайфуны и смерчи.
Теория: Определения. Причины. Правила поведения.
4.4 Лесной пожар.
Теория: Причины пожара. Правила поведения при лесном пожаре.
4.5 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
Теория: Определение. Общие понятия.
18

4.6 Гражданская оборона.
Теория: Определение. Действия.
4.7 Действия в ЧС мирного и военного времени.
Теория: действие человека во время ЧС мирного времени. Действия
человека во время ЧС военного времени.
4.8 Глобальные катастрофы.
Теория: Определение. Их виды. Просмотр видеофильма.
4.9 Контрольная работа.
Практика: контрольная работа.
4 год обучения
I Раздел «Бытовой травматизм»
1.1 Техника безопасности. Предупреждение бытового травматизма.
Теория: Понятие травма. Травма в быту
1.2 Ушибы, ссадины, порезы в быту.
Теория: Определения. Повторение.
Практика: Оказание первой медицинской помощи.
1.3 Ожоги, растяжения, вывихи в быту.
Теория: Определения. Повторение.
Практика: Оказание первой медицинской помощи.
1.4 Переломы, отравления в быту.
Теория: Определение. Повторение.
Практика: Оказание первой медицинской помощи.
1.5 Самостоятельная работа.
Практика: Тест
II Раздел «ПДД»

2.1 Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Теория: Общие понятия
2.2 Правила дорожного движения.
Теория: История появления правил дорожного движения.
2.3 Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и
дорогах.
Теория: Повторение материала прошлого года.
2.4 Госавтоинспекция.
Теория: Повторение. Для чего она создана.
2.5 Сигналы для регулирования движения.
Теория: Повторение. Разбор кейсов.
2.6 Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает
соблюдать безопасность на улицах и дорогах.
Теория: повторение.
2.7 Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках.
Теория: интересные факты
19

2.8 Правила перехода перекрестка.
Теория: Повторение. Разбор кейсов.
2.9 Я пешеход и пассажир.
Теория: Повторение.
2.10 Праздник пешехода.
Практика: интерактивная игра
III Раздел «Безопасность на воде»
3.1 Безопасное поведение на воде.
Теория: Правила купания, поведение на пляже. Повторение.
3.2 Помощь утопающим.
Теория: причины того, почему человек может тонуть. Как оказать помощь
утопающему.
IV Раздел «Безопасность на природе»
4.1 Безопасное поведение на природе.
Теория: Повторение материала прошлого года.
4.2 Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад
Теория: Повторение материала прошлого года.
4.3 Ядовитые растения, грибы, ягоды.
Теория: Как отличить ядовитые от нормальных. Меры безопасности.
4.4 Опасные животные и насекомые.
Теория: Общие понятия.
4.5 Укусы ядовитых насекомых.
Теория: Как отличить. Первая помощь.
4.6 Укусы ядовитых змей.
Теория: как отличить. Первая помощь.
4.7 Меры предосторожности от укусов.
Теория: Правила поведения, чтобы избежать укусов.
4.8 Викторина.
Практика: Викторина
4.9 Ориентирование на местности.
Теория: Как ориентироваться на местности. Повторение.
4.10 Человек – часть природы.
Теория: Определение. Как человек губит природу. Что сделать для того,
чтобы защитить природу.
V Раздел «Здоровье человека»
5.1 Пути укрепления здоровья.
Теория: Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
5.2 Режим дня школьника, условия для укрепления здоровья.
Теория: Какой он – режим дня школьника.
5.3 Понятие «переутомление» и как его не допустить.
Теория: Определение. Причины переутомления. Как его избежать.
5.4 Основы личной гигиены.
20

Теория: Определение личной гигиены. Для чего она нужна.
VI Раздел «ЧС»
6.1 Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Теория: Какие бывают ЧС. Повторение.
6.2 Сигнал «Внимание всем». Природные и техногенные ЧС.
Теория: Повторение материала прошлого года.
6.3 Правила поведения при чрезвычайных ситуациях.
Теория: Повторение.
6.4 Контрольная работа.
Практика: Контрольная работа.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
 Ребенок проявляет устойчивый интерес к познанию окружающего мира и
правил безопасного поведения в нем;
 У ребенка формируется положительное отношение к обучению.
Метапредметные результаты:
 Учащийся ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже
изученного;
 Ребенок преобразовывает информацию из одной формы в другую
(инструкция – действие);
 Ребенок осваивает социальную роль учащегося: волевая саморегуляция
(как способность к волевому усилию);
 Учащийся научится принимать и сохранять учебную задачу; учитывать
выделенные педагогом ориентиры действий; адекватно воспринимать
оценку педагога.
Обучающийся научится:
 соблюдать меры предосторожности при движении по льду водоемов;
 выполнять правила поведения на пляже, правила купания в
оборудованных и необорудованных местах;
 соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в поле;
 правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада;
 выявлять ядовитые растения, грибы, ягоды, пользоваться правилами
поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
 оказывать первую медицинскую помощь при травмах, порезах,
ссадинах, царапинах и отравлениях;
 распознавать чрезвычайные ситуации природного происхождения;
 действовать по сигналу «Внимание всем!»
 переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора и
регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных
средств;
21

 оценивать скорость движения городского транспорта, состояние
дороги и тормозной путь;
 правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
 двигаться: по загородной дороге, в том числе группой;
 правильно вести себя при возникновении пожара в общественных
местах или в общественном транспорте;
 разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по
телефону;
 соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой
химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
 оказывать первую помощь при отравлении угарным газом;
 осознавать ценность здорового образа жизни и необходимость нести
ответственность за его сохранение, соблюдать правила безопасного
поведения в быту.
2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
№
Наименование средств материально-технического Количество
оснащения
1

1
Мультимедийное оборудование (проектор, доска)
2
Устройства вывода звуковой информации (наушники, 1
колонки, микрофон)
3
1
Таблицы (наглядные пособия)
4
Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, 1
сердечно-легочная
реанимация,
транспортные
5
положения, первая помощь при скелетной травме, 1
Олимпиадные
и конкурсные
задания, ребусы
ранениях и термической
травме
6
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, 1
торс) без контролера для отработки приемов сердечно7
Тренажер-манекен
легочной реанимациивзрослого пострадавшего (голова, 1
торс, конечности) с выносным электрическим
контролером для отработки приемов сердечно-легочной
Кадровое обеспечение:
реанимации
Уровень
квалификации
педагога
дополнительного
образования,
реализующего
дополнительную
общеобразовательную
программу,
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей
должности, а также квалификационной категории.
22

Методические материалы:
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для
работы материалов, пособий и иллюстраций, объяснений, рассказов,
замечаний, команды, указаний. Наглядные методы применяются главным
образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов.
Дидактические и демонстрационные материалы: для работы имеются
учебные презентации, плакаты.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для оценки достижений используется следующее:
- тестирование на выявление полученных знаний;
- умение оказывать помощь пострадавшим на темы, предусмотренные
планом;
- умение оказывать первую медицинскую помощь.

23

3 Список литературы
Литература для педагога:
1 Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб.
Для общеобразовательных учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В.
Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 55с.: ил.
2 Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс
в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост.
Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
3 Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.:
Просвещение, 1994.
4 Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.; пособие для учителя
\под ред. П.В. Ижевского. – М. Просвещение, 2007
5 Правила и безопасность дорожного движения: учебное пособие для детей
7-10 лет \ Н.Я.Жульнев. – М.: Дрофа 2008
6 Правила безопасности дома и на улице.\Шинкарчук С.А. – СПб.6
Издательский дом Литера, 2008
7 Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем; познавательные игры и
программы с дошколятами и школьниками/ авт.-сост. М.С.Коган.Новосибирск; Сиб.универ. изд-во, 2009
8 Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. /Максиняева М.Р.- М.: ТЦ
Сфера, 2002
9 Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование,
рекомендации /авт. Сост. О.В. Черемшанцева. - Волгоград: Учитель, 2008
10 Назарова И.Г.Безопасность для каждого / Н.Б. Абросимов, И.С.Андреев,
С.Ю. Купцова – Самара: Изд – во НТЦ, 2005
11 Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных
игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская
учителя.
12 Основы безопасности и жизнедеятельности 1 – 4 классы: Школьный курс
в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками/ Авт.- сост.
Г.П. Попова. Волгоград: Учитель,2006
13 Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класс. М.: ВАКО, 2007. - 176с. - /
Мозаика детского отдыха.
14 Пожарная безопасность в начальной школе. Конспекты занятий и
классных часов/ Авт.-сост. Г.П. Попова, Г.Н. Шевченко, О.В. Павлова.
Волгоград: Учитель, 2007
15 Формирование здорового образа жизни у младших школьников.
Волгоград: Учитель, 2007.
Литература для учащихся:
1. Астахов, П.А. Будь осторожен // Астахов П.А. Я и улица: Для мл. шк.
возраста / Павел Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
24

2. Горбунова, Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс /
Н.А.Горбунова. – Волгоград, 2002. – 127с. – (Учитель – АСТ).
3. Иванова, Л.В. Безопасность малыша / Л.В.Иванова. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2011. – 64с.: ил. – (Советы Доброго
Доктора).
4. Маркин, Н.И., Денисов, М.Н. Безопасность на дорогах: Учебниктетрадь для 2 кл. нач. шк.: В 2. – Ч.1 / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. –
М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 48с.: ил.
5. Маркин, Н.И., Денисов, М.Н. Безопасность на дорогах: Учебниктетрадь для 3 кл. нач. шк.: В 2. – Ч.1 / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. –
М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 48с.: ил.
6. Маркин, Н.И., Денисов, М.Н. Безопасность на дорогах: Учебниктетрадь для 4 кл. нач. шк.: В 2. – Ч.1 / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. –
М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 48с.: ил.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».