Подписано цифровой подписью: Киселева Марина Николаевна DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=Server CA, E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 г. Москва, ИНН=007710568760, ОГРН=1047797019830, STREET="улица Ильинка, дом 7", L=Москва, C=RU, O=Федеральное казначейство, CN=УЦ Федерального казначейства Причина: Я являюсь автором этого документа Дата: 10 Сентябрь 2021 г. 16:40:51 Содержание 1 Основные характеристики общеразвивающей программы ..........................3 1.1 Пояснительная записка .................................................................................3 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ............................................4 1.3 Содержание общеразвивающей программы ...............................................5 1.4 Планируемые результаты ...........................................................................20 2 Организационно-педагогические условия ...................................................22 2.1 Условия реализации программы ................................................................22 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ..........................233 3 Список литературы ......................................................................................244 2 1 Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка Направленность программы: социальная. Актуальность программы: программа составлена в соответствии с современными требованиями к дополнительным общеразвивающим программам. Реализация программы осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196». - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). - Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3 - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р; - Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 – р «План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»; - Устав МБОУ «СОШ №6». Дополнительная общеразвивающая программа направлена на формирование и развитие умственных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Адресат программы: дети в возрасте от 6 до 10 лет. Состав группы может быть переменным: одновозрастным и разновозрастным, численный состав до 15 человек. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу. Объем: 148 часов. Срок освоения: 4 года. Перечень форм обучения: групповая и индивидуально-групповая. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастеркласс, открытое занятие. Перечень форм подведения итогов: опросы, тестирование, викторины, практические задания. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: обучение детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Задачи: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение; формирование бережного отношения к своему здоровью и к окружающим, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений; выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни; формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности; 4 выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план: № п/п Название раздела, темы 1.1 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1.4 Инструктаж по ТБ на занятиях «Школа безопасности». Безопасное поведение на улицах и дорогах Участники дорожного движения Виды пешеходных переходов Светофор и его сигналы 1 1 Опрос 1.5 Дорожные знаки 1 1 Анализ решения задач 1.6 Виды транспорта 1 1 Опрос 1.7 Мы пассажиры 1 1 Опрос 1.8 На загородной дороге 1 1 Опрос 1.2 1.3 Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика 1 год обучения I Раздел «Безопасное поведение на улицах и дорогах» Безопасные места для 1 1 детских игр 1.10 Праздник «Мы знаем 1 1 правила дорожного движения» II Раздел «Пожарная безопасность» 1.9 2.1 2.2 2.3 2.4 3.1 Опрос Праздник Пожарная безопасность и 1 1 поведение при пожаре Знакомство с профессией 1 1 «Пожарный» Огонь – друг и враг 2 1 1 человека Пять правил пожарной 1 1 безопасности III Раздел «Безопасность дома» Опрос Безопасное поведение в 1 доме Опрос 1 Игра, опрос Викторина Опрос 5 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 Как могут стать опасными 1 обычные домашние вещи Как подружиться с 1 электричеством Что делать при запахе газа 1 1 Опрос 1 Опрос 1 Опрос Как вести себя с 1 домашними питомцами Разговор по телефону 1 1 Опрос 1 Опрос Если кто-то звонит в 1 1 Опрос дверь Поговорим о домашней 2 1 1 Задание аптечке IV Раздел «Безопасность в ситуациях криминогенного характера» Безопасное поведение в 1 1 ситуациях криминогенного характера Опасные ситуации, 1 1 которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми Правила безопасного 1 1 общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома V Раздел «Чрезвычайные ситуации» Опрос 1 Опрос 1 Опрос 5.3 Чрезвычайные ситуации. 1 Общие понятия Чрезвычайные ситуации 1 природного происхождения. Наводнения. 1 1 Опрос 5.4 Землетрясения. 1 1 Опрос 5.5 Бури. Ураганы. 1 1 Опрос 5.6 Экологическая катастрофа 1 1 Опрос 5.7 Авария на производстве. 1 1 Опрос 5.8 Как оповещают население 2 при ЧС Контрольная работа 1 1 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 5.9 Викторина Опрос 1 Тест 1 Контрольная работа 6 2 год обучения I Раздел «ЧС природного характера» Инструктаж по ТБ на занятиях «Школа безопасности». Чрезвычайные ситуации ЧС природного происхождения ЧС экологического происхождения 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1.4 Поведение при ЧС 1 1 Опрос 1.5 Закрепление материала 1 1.1 1.2 1.3 1 Самостоятельная работа II Раздел «Здоровье человека» Болезни 2.2 От чего зависит наше 1 1 Опрос здоровье Как живет наш организм, 1 1 Тест из чего состоит наше тело III Раздел «Первая медицинская помощь» 2.3 3.1 3.2 3.3 3.4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 1 1 Опрос 2.1 Что такое первая 1 1 Опрос медицинская помощь Травмы, порезы, ссадины 2 1 1 Опрос и царапины. Оказание Анализ оказания ПП первой помощи Виды и причины 1 1 Опрос отравлений Первая медицинская 2 1 1 Опрос помощь при отравлении Анализ оказания ПП IV Раздел «Безопасное поведение на природе» Безопасное поведение на природе. Чистый воздух, его значение для жизни человека Опасные ситуации в природе Ядовитые растения, грибы, ягоды Опасные животные и насекомые. Первая помощь при укусах Ориентирование на местности 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос Когда нет с собой компаса 1 1 Опрос 7 V Раздел «Безопасное поведение на воде» 5.1 5.2 5.3 5.4 Безопасное поведение на воде Меры безопасности в осеннее и зимнее время Правила купания, поведения на пляже Безопасное поведение на улицах и дорогах 1 1 Опрос 1 1 Тест 1 1 Опрос 1 1 Опрос VI Раздел «ПДД» 6.1 Автомобиль. Правила дорожного движения 1 1 Опрос 6.2 Опасность на улицах 1 1 Опрос 6.3 Сигналы для регулирования движения Правила безопасного перехода улиц и дорог Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу Правила перехода перекрестка 1 1 Тест 1 1 Опрос 1 1 Опрос Я пешеход и пассажир 1 1 Опрос 6.4 6.5 6.6 6.7 1 1 Опрос Анализ карты VII Раздел «Современное жилище» 7.1 Современное жилище 1 1 Опрос 7.2 Источники возможной опасности 1 1 Опрос 7.3 Бытовые электроприборы 1 1 Опрос Лекарство и средства бытовой химии как источники опасности Как вести себя со злоумышленниками 1 1 Тест 1 1 Опрос Контрольная работа 1 7.4 7.5 7.6 1 Анализ контрольной работы 3 год обучения I Раздел «Безопасность на улицах и дорогах» 1.1 Инструктаж по ТБ на 1 занятиях «Школа безопасности». Движение пешеходов по улицам и дорогам 1 Опрос 8 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1.7 Дорога, ее составные части, виды автомашин Улицы, перекрестки, площади Сигналы светофора и регулировщика Сигналы, которые подает водитель Практическое занятие «Мне на улице не страшно!» Безопасность пассажиров 1.8 Самостоятельная работа 1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1 1 1 Опрос 1 1 Дорожное движение, 1 1 безопасность участников движения. 1.10 Опасные ситуации на 1 1 транспорте 1.11 Праздник «Мы знаем 1 1 правила поведения на дороге и в транспорте» II Раздел «Пожарная безопасность» 1.9 Анализ игры Тест Опрос Опрос Викторина 1 Опрос 1 Опрос 2.3 Пожар в транспорте, 1 правила поведения Пожар в общественных 1 местах и его причины. Страх и паника Пожарная безопасность 1 1 Опрос 2.4 Газ, огонь и человек 1 1 Опрос 2.5 Как растопить печку 1 1 Опрос 2.1 2.2 III Раздел «Наш дом – наша безопасность» Лифт – наш домашний 1 транспорт Опасные незнакомцы 1 1 Опрос 1 Опрос 1 Опрос 3.4 Как защитить себя и свой 1 дом Звонок по телефону 1 1 Опрос 3.5 Предметы бытовой химии 1 1 Опрос 3.6 Электроприборы 1 1 Опрос 3.1 3.2 3.3 9 Задания тестового 1 1 характера «Один дома» 3.8 Особенности 1 1 жизнеобеспечения жилища 3.9 Обеспечение личной 1 1 безопасности дома 3.10 Безопасное поведение в 1 1 быту IV Раздел «Стихийные бедствия» 3.7 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 Стихийные бедствия Самостоятельная работа Опрос Опрос Опрос 1 1 Опрос Как предупреждают о 1 стихийных бедствиях Бури, ураганы, тайфуны и 1 смерчи Лесной пожар 1 1 Опрос 1 Опрос 1 Опрос Чрезвычайные ситуации 1 мирного и военного времени Гражданская оборона 1 1 Опрос 1 Опрос Действия в ЧС мирного и 1 военного времени Глобальные катастрофы 2 1 Опрос 2 Опрос 1 Контрольная работа 1 Контрольная работа 4 год обучения I Раздел «Бытовой травматизм» 1.1 1.2 1.3 1.4 Инструктаж по ТБ на занятиях «Школа безопасности». Предупреждение бытового травматизма. Понятие травма. Травма в быту Ушибы, ссадины, порезы в быту. Первая помощь Ожоги, растяжения, вывихи в быту. Первая помощь Переломы, отравления в быту. Первая помощь 1.5 Опрос 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 Опрос Анализ ПМП Опрос Анализ ПМП Опрос Анализ ПМП Тест Самостоятельная работа 10 II Раздел «ПДД» Безопасное поведение на улицах и дорогах Правила дорожного движения Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 2.4 Госавтоинспекция 1 1 Опрос 2.5 Сигналы для регулирования движения Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках Правила перехода перекрестка 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 2.9 Я пешеход и пассажир 1 1 Опрос 2.10 Праздник пешехода 1 2.1 2.2 2.3 2.6 2.7 2.8 1 Анализ игры III Раздел «Безопасность на воде» 3.1 Безопасное поведение на воде. Правила купания, поведение на пляже 1 1 Опрос 3.2 Помощь утопающим 1 1 Опрос IV Раздел «Безопасность на природе» 4.1 4.2 4.3 4.4 Безопасное поведение на природе. Чистый воздух, его значение для жизни человека Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности Опасные животные и насекомые. Общие 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 11 понятия Укусы ядовитых насекомых. Первая помощь Укусы ядовитых змей. Первая помощь Меры предосторожности от укусов 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос 4.8 Викторина 1 4.9 Ориентирование на местности 1 1 Опрос 4.10 Человек – часть природы 1 1 Опрос 4.5 4.6 4.7 1 Викторина V Раздел «Здоровье человека» 5.1 Пути укрепления здоровья 1 1 Опрос 5.2 Режим дня школьника, условия для укрепления здоровья. Понятие «переутомление» и как его не допустить 1 1 Опрос 1 1 Опрос Основы личной гигиены 1 1 Опрос 5.3 5.4 VI Раздел «ЧС» 6.1 6.2 6.3 6.4 Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Какие бывают ЧС Сигнал «Внимание всем». Природные и техногенные ЧС Правила поведения при чрезвычайных ситуациях 1 1 Опрос 1 1 Опрос 1 1 Опрос Контрольная работа 1 1 Контрольная работа Содержание учебного (тематического плана): 1 год обучения I Раздел «Безопасное поведение на улицах и дорогах» 1.1 Техника безопасности. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Теория: Изучение правил поведения на улицах и дорогах. 1.2 Участники дорожного движения. Теория: Кто является участниками дорожного движения? Правила для них. 1.3 Виды пешеходных переходов. 12 Теория: Изучение видов пешеходных переходов. Для чего они нужны. 1.4 Светофор и его сигналы. Теория: Изучение истории светофора, его предназначение. Изучение сигналов светофора. 1.5 Дорожные знаки. Теория: Изучение и запоминание дорожных знаков. Задание – рисунок дорожного знака и рассказать про него. 1.6 Виды транспорта. Теория: изучение видов транспорта в мире. 1.7 Мы пассажиры. Теория: Знакомство с правила поведения пассажиров в транспорте. Пассажирами, каких транспортов мы являемся. 1.8 На загородной дороге. Теория: Чем опасна загородная дорога. 1.9 Безопасные места для детских игр. Теория: какие опасные места для игр, какие безопасные. Разбор кейсов (опасно/не опасно). 1.10 Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Практика: Проведение праздника. Игры. II Раздел «Пожарная безопасность» 2.1 Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Теория: Изучение правил безопасности при пожаре. Что такое пожарная безопасность. Вводное занятие в большую тему. 2.2 Знакомство с профессией «Пожарный». Теория: история от настоящего пожарного. Игра «Пожарный». 2.3 Огонь – друг и враг человека. Теория: Определение огня. Опасность и полезность огня. Практика: Викторина по теме. 2.4 Пять правил пожарной безопасности. Теория: изучение и запоминание пяти правил пожарной безопасности, с помощью отряда ДЮП. III Раздел «Безопасность дома» 3.1 Безопасное поведение в доме. Теория: Общее введение в тему. 3.2 Как могут стать опасными обычные домашние вещи. Теория: Чем опасны домашние вещи. Правила безопасного поведения с ними. 3.3 Как подружиться с электричеством. Теория: Чем опасно электричество. Правила безопасного поведения с ним. 3.4 Что делать при запахе газа. Теория: Определение газа. Чем он опасен. Правила безопасного обращения с газом. Правила поведения, если появился запах газа. 3.5 Как вести себя с домашними питомцами. 13 Теория: Чем могут быть опасны даже самые добрые домашние питомцы. Правила обращения с ними. 3.6 Разговор по телефону. Теория: Правила этикета разговора по телефону. Правила безопасного поведения при разговоре по телефону. Разбор кейсов. 3.7 Если кто-то звонит в дверь. Теория: Какая опасность может быть по ту сторону двери. Правила безопасного поведения во время, когда позвонили в дверь. 3.8 Поговорим о домашней аптечке. Теория: Что такое аптечка. Что в неё входит и зачем она нужна. Практика: Повторение. Практическое задание – собрать аптечку из имеющихся предметов. IV Раздел «Безопасность в ситуациях криминогенного характера» 4.1 Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Теория: Что значит «криминогенный характер», какие это ситуации. Правила безопасного поведения. 4.2 незнакомыми людьми. Теория: В чем несут опасность незнакомые люди. 4.3 Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома. Теория: Повторение опасности контакта с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения. V Раздел «Чрезвычайные ситуации» 5.1 Чрезвычайные ситуации. Теория: Изучение общих понятий чрезвычайных ситуаций. 5.2 Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Теория: Определения, примеры. 5.3 Наводнения. Теория: Определение. Причины. Правила поведения. 5.4 Землетрясения. Теория: Определение. Причины. Правила поведения. 5.5 Бури, ураганы. Теория: Определение. Причины. Правила поведения. 5.6 Экологическая катастрофа. Теория: Определение. Причины. Правила поведения. 5.7 Авария на производстве. Теория: Определение. Причины. Правила поведения. 5.8 Как оповещают население при чрезвычайных ситуациях. Теория: знакомство с сигналами оповещения. Практика: Разработать кейс чрезвычайно ситуации. 5.9 Контрольная работа. Практика: Контрольная работа. 14 2 год обучения I Раздел «ЧС природного характера» 1.1 Техника безопасности. Чрезвычайные ситуации. Теория: Определение общих понятий. 1.2 Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Теория: Повторение - определение. Причины. Правила поведения. 1.3 Чрезвычайные ситуации экологического происхождения. Теория: Повторение - определение. Причины. Правила поведения. 1.4 Поведение при чрезвычайных ситуациях. Теория: Правила поведения. 1.5 Закрепление материала. Практика: самостоятельная работа. II Раздел «Здоровье человека» 2.1 Болезни. Теория: Причины болезней и их связь с образом жизни. 2.2 От чего зависит наше здоровье. Теория: Факторы, влияющие на наше здоровье (отрицательные и положительные). 2.3 Как живет наш организм, из чего состоит наше тело. Теория: Состав нашего тела, его особенности. III Раздел «Первая медицинская помощь» 3.1 Что такое первая медицинская помощь. Теория: определение. Для чего нужна первая медицинская помощь. 3.2 Травмы, порезы, ссадины и царапины. Теория: определения. Практика: Оказание первой медицинской помощи. 3.3 Виды отравления. Теория: Определение. Причины. 3.4 Первая медицинская помощь при отравлении. Теория: знание об особенностях ПМП при отравлении. Практика: оказание ПМП при отравлении. 3.5 Безопасное поведение на природе. Чистый воздух. Теория: Значение чистого воздуха для жизни человека. Правила безопасного поведения на природе. IV Раздел «Безопасное поведение на природе» 4.1 Опасные ситуации в природе. Теория: Какие опасные ситуации на природе могут быть (гроза, дождь, молнии). Правила безопасного поведения. 4.2 Ядовитые растения, грибы, ягоды. Теория: Какие ядовитые растения, ягоды и грибы могут быть. Меры безопасности. 4.3 Опасные животные и насекомые. Теория: Какие животные и насекомые могут быть опасны. Первая помощь при укусах. 15 4.4 Ориентирование на местности. Теория: Что это такое и как правильно ориентироваться на местности. Для чего это нужно. 4.5 Когда нет с собой компаса. Теория: Как определить стороны света без компаса. V Раздел «Безопасное поведение на воде» 5.1 Безопасное поведение на воде. Теория: Наши водоемы. Правила безопасного поведения на воде. 5.2 Меры безопасности в осеннее и зимнее время. Теория: Какую опасность таят в себе осень и зима. Безопасное поведение в осеннее и зимнее время. 5.3 Правила купания, поведения на пляже. Теория: Чем полезно и опасно купание. Правила поведения во время купания. Правила поведения человека на пляже. VI Раздел «ПДД» 6.1 Безопасное поведение на улицах и дорогах. Теория: Опасность улиц и дорог. Движение транспорта. Безопасное поведение на улицах и дорогах. 6.2 Автомобиль. Правила дорожного движения. Теория: История появления автомобиля. Опасное и полезное наличие автомобиля у человека. Правила дорожного движения. 6.3 Опасность на улицах. Теория: Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах. Что такое Госавтоинспекция. 6.4 Сигналы для регулирования движения. Теория: Что это такое. Для чего они нужны. Какие бывают. 6.5 Правила безопасного перехода улиц и дорог. Теория: Повторение правил ПДД. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах (поговорим о знаках). 6.6 Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу. Практика: Рисунок собственной карты. 6.7 Правила перехода перекрестка. Теория: Что такое перекресток. Опасность перекрестка. Правила безопасного перехода перекрестка. 6.8 Я пешеход и пассажир. Теория: Чем отличаются понятия пешеход и пассажир. Правила безопасного поведения для пешехода. Правила безопасного поведения для пассажира. VII Раздел «Современное жилище» 7.1 Современное жилище. Теория: Безопасное поведение дома. 7.2 Источники возможной опасности. Теория: Какая опасность может ждать в школе. За дверью. На улице. 7.3 Бытовые электроприборы. 16 Теория: Опасность бытовых электроприборов. Меры предосторожности в обращении с электроприборами. 7.4 Лекарство и средства бытовой химии как источники опасности. Теория: Чем они опасны. Меры предосторожности в обращении. 7.5 Как вести себя со злоумышленниками. Теория: Кто такие злоумышленники. Правила поведения с такими людьми. 7.6 Контрольная работа. Практика: Контрольная работа. 3 год обучения I Раздел «Безопасность на улицах и дорогах» 1.1 Техника безопасности. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Теория: Повторение правил ПДД. 1.2 Дорога, ее составные части, виды автомашин. Теория: определение дороги, её частей. Разбор видов автомашин. 1.3 Улицы, перекрестки, площади. Теория: В чем опасность улицы, перекрестка и площади. 1.4 Сигналы светофора и регулировщика. Теория: Повторение сигналов светофора и регулировщика. 1.5 Сигналы, которые подает водитель. Теория: Какие сигналы подает водитель и зачем он это делает. 1.6 Практическое занятие «Мне на улице не страшно!». Практика: ролевая игра по ПДД. 1.7 Безопасность пассажиров. Теория: Повторение материала прошлого года. 1.8 Самостоятельная работа. Практика: Тест. 1.9 Дорожное движение, безопасность участников движения. Теория: Какое дорожное движение может быть и чем оно опасно. Кем являются участники дорожного движения. Безопасное поведение участников движения. 1.10 Опасные ситуации на транспорте. Теория: Авария – что это такое? Опасность аварии. 1.11 Праздник «Мы знаем правила поведения на дороге и в транспорте». Практика: Викторина. II Раздел «Пожарная безопасность» 2.1 Пожар в транспорте, правила поведения. Теория: Причины. Правила поведения при пожаре в транспорте. 2.2 Пожар в общественных местах и его причины. Страх и паника. Причины. Правила безопасного поведения. Как бороться со страхом и паникой. 2.3 Пожарная безопасность. Теория: Меры пожарной безопасности в зданиях, дома и на улице. 17 III Раздел «Наш дом – наша безопасность» 3.1 Лифт – наш домашний транспорт. Теория: предназначение лифта. Опасность. Правила поведения в лифте. 3.2 Опасные незнакомцы. Теория: Повторение материла прошлого года. 3.3 Как защитить себя и свой дом. Теория: Меры предосторожности в общении с людьми. Правила пользования своим адресом и контактом. 3.4 Звонок по телефону. Теория: Опасность. Правила разговора. 3.5 Предметы бытовой химии. Теория: Чем может быть опасна бытовая химия. 3.6 Электроприборы. Теория: Чем могут быть опасны электроприборы. 3.7 Газ, огонь и человек. Теория: Для чего человеку нужны огонь и газ. Как могут навредить газ и огонь человеку. Меры предосторожности в обращении. 3.8 Как растопить печку. Теория: Что такое печка. Что заменило печку. Как ее растопить. 3.9 Задания тестового характера «Один дома». Практика: Самостоятельная работа. 3.10 Особенности жизнеобеспечения жилища. Теория: Правила эксплуатации систем жизнеобеспечения и электроприборов. 3.11 Обеспечение личной безопасности дома. Теория: Определение. Причины. Что может служить обеспечением безопасности дома. 3.12 Безопасное поведение в быту. Теория: Повторение материала прошлого года. IV Раздел «Стихийные бедствия» 4.1 Стихийные бедствия. Теория: Определение. Какие бывают. Правила поведения. 4.2 Как предупреждают о стихийных бедствиях. Теория: Сигналы о стихийных бедствиях. Действия, когда услышал сигнал. 4.3 Бури, ураганы, тайфуны и смерчи. Теория: Определения. Причины. Правила поведения. 4.4 Лесной пожар. Теория: Причины пожара. Правила поведения при лесном пожаре. 4.5 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Теория: Определение. Общие понятия. 18 4.6 Гражданская оборона. Теория: Определение. Действия. 4.7 Действия в ЧС мирного и военного времени. Теория: действие человека во время ЧС мирного времени. Действия человека во время ЧС военного времени. 4.8 Глобальные катастрофы. Теория: Определение. Их виды. Просмотр видеофильма. 4.9 Контрольная работа. Практика: контрольная работа. 4 год обучения I Раздел «Бытовой травматизм» 1.1 Техника безопасности. Предупреждение бытового травматизма. Теория: Понятие травма. Травма в быту 1.2 Ушибы, ссадины, порезы в быту. Теория: Определения. Повторение. Практика: Оказание первой медицинской помощи. 1.3 Ожоги, растяжения, вывихи в быту. Теория: Определения. Повторение. Практика: Оказание первой медицинской помощи. 1.4 Переломы, отравления в быту. Теория: Определение. Повторение. Практика: Оказание первой медицинской помощи. 1.5 Самостоятельная работа. Практика: Тест II Раздел «ПДД» 2.1 Безопасное поведение на улицах и дорогах. Теория: Общие понятия 2.2 Правила дорожного движения. Теория: История появления правил дорожного движения. 2.3 Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Теория: Повторение материала прошлого года. 2.4 Госавтоинспекция. Теория: Повторение. Для чего она создана. 2.5 Сигналы для регулирования движения. Теория: Повторение. Разбор кейсов. 2.6 Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах. Теория: повторение. 2.7 Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Теория: интересные факты 19 2.8 Правила перехода перекрестка. Теория: Повторение. Разбор кейсов. 2.9 Я пешеход и пассажир. Теория: Повторение. 2.10 Праздник пешехода. Практика: интерактивная игра III Раздел «Безопасность на воде» 3.1 Безопасное поведение на воде. Теория: Правила купания, поведение на пляже. Повторение. 3.2 Помощь утопающим. Теория: причины того, почему человек может тонуть. Как оказать помощь утопающему. IV Раздел «Безопасность на природе» 4.1 Безопасное поведение на природе. Теория: Повторение материала прошлого года. 4.2 Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад Теория: Повторение материала прошлого года. 4.3 Ядовитые растения, грибы, ягоды. Теория: Как отличить ядовитые от нормальных. Меры безопасности. 4.4 Опасные животные и насекомые. Теория: Общие понятия. 4.5 Укусы ядовитых насекомых. Теория: Как отличить. Первая помощь. 4.6 Укусы ядовитых змей. Теория: как отличить. Первая помощь. 4.7 Меры предосторожности от укусов. Теория: Правила поведения, чтобы избежать укусов. 4.8 Викторина. Практика: Викторина 4.9 Ориентирование на местности. Теория: Как ориентироваться на местности. Повторение. 4.10 Человек – часть природы. Теория: Определение. Как человек губит природу. Что сделать для того, чтобы защитить природу. V Раздел «Здоровье человека» 5.1 Пути укрепления здоровья. Теория: Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» 5.2 Режим дня школьника, условия для укрепления здоровья. Теория: Какой он – режим дня школьника. 5.3 Понятие «переутомление» и как его не допустить. Теория: Определение. Причины переутомления. Как его избежать. 5.4 Основы личной гигиены. 20 Теория: Определение личной гигиены. Для чего она нужна. VI Раздел «ЧС» 6.1 Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Теория: Какие бывают ЧС. Повторение. 6.2 Сигнал «Внимание всем». Природные и техногенные ЧС. Теория: Повторение материала прошлого года. 6.3 Правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Теория: Повторение. 6.4 Контрольная работа. Практика: Контрольная работа. 1.4 Планируемые результаты Личностные результаты: Ребенок проявляет устойчивый интерес к познанию окружающего мира и правил безопасного поведения в нем; У ребенка формируется положительное отношение к обучению. Метапредметные результаты: Учащийся ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже изученного; Ребенок преобразовывает информацию из одной формы в другую (инструкция – действие); Ребенок осваивает социальную роль учащегося: волевая саморегуляция (как способность к волевому усилию); Учащийся научится принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные педагогом ориентиры действий; адекватно воспринимать оценку педагога. Обучающийся научится: соблюдать меры предосторожности при движении по льду водоемов; выполнять правила поведения на пляже, правила купания в оборудованных и необорудованных местах; соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в поле; правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада; выявлять ядовитые растения, грибы, ягоды, пользоваться правилами поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; оказывать первую медицинскую помощь при травмах, порезах, ссадинах, царапинах и отравлениях; распознавать чрезвычайные ситуации природного происхождения; действовать по сигналу «Внимание всем!» переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств; 21 оценивать скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь; правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него; двигаться: по загородной дороге, в том числе группой; правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте; разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону; соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением; оказывать первую помощь при отравлении угарным газом; осознавать ценность здорового образа жизни и необходимость нести ответственность за его сохранение, соблюдать правила безопасного поведения в быту. 2 Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: № Наименование средств материально-технического Количество оснащения 1 1 Мультимедийное оборудование (проектор, доска) 2 Устройства вывода звуковой информации (наушники, 1 колонки, микрофон) 3 1 Таблицы (наглядные пособия) 4 Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, 1 сердечно-легочная реанимация, транспортные 5 положения, первая помощь при скелетной травме, 1 Олимпиадные и конкурсные задания, ребусы ранениях и термической травме 6 Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, 1 торс) без контролера для отработки приемов сердечно7 Тренажер-манекен легочной реанимациивзрослого пострадавшего (голова, 1 торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной Кадровое обеспечение: реанимации Уровень квалификации педагога дополнительного образования, реализующего дополнительную общеобразовательную программу, соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории. 22 Методические материалы: Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций, объяснений, рассказов, замечаний, команды, указаний. Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Дидактические и демонстрационные материалы: для работы имеются учебные презентации, плакаты. 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для оценки достижений используется следующее: - тестирование на выявление полученных знаний; - умение оказывать помощь пострадавшим на темы, предусмотренные планом; - умение оказывать первую медицинскую помощь. 23 3 Список литературы Литература для педагога: 1 Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 55с.: ил. 2 Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006. 3 Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994. 4 Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.; пособие для учителя \под ред. П.В. Ижевского. – М. Просвещение, 2007 5 Правила и безопасность дорожного движения: учебное пособие для детей 7-10 лет \ Н.Я.Жульнев. – М.: Дрофа 2008 6 Правила безопасности дома и на улице.\Шинкарчук С.А. – СПб.6 Издательский дом Литера, 2008 7 Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем; познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками/ авт.-сост. М.С.Коган.Новосибирск; Сиб.универ. изд-во, 2009 8 Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. /Максиняева М.Р.- М.: ТЦ Сфера, 2002 9 Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации /авт. Сост. О.В. Черемшанцева. - Волгоград: Учитель, 2008 10 Назарова И.Г.Безопасность для каждого / Н.Б. Абросимов, И.С.Андреев, С.Ю. Купцова – Самара: Изд – во НТЦ, 2005 11 Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя. 12 Основы безопасности и жизнедеятельности 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками/ Авт.- сост. Г.П. Попова. Волгоград: Учитель,2006 13 Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класс. М.: ВАКО, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха. 14 Пожарная безопасность в начальной школе. Конспекты занятий и классных часов/ Авт.-сост. Г.П. Попова, Г.Н. Шевченко, О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2007 15 Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград: Учитель, 2007. Литература для учащихся: 1. Астахов, П.А. Будь осторожен // Астахов П.А. Я и улица: Для мл. шк. возраста / Павел Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с. 24 2. Горбунова, Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс / Н.А.Горбунова. – Волгоград, 2002. – 127с. – (Учитель – АСТ). 3. Иванова, Л.В. Безопасность малыша / Л.В.Иванова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 64с.: ил. – (Советы Доброго Доктора). 4. Маркин, Н.И., Денисов, М.Н. Безопасность на дорогах: Учебниктетрадь для 2 кл. нач. шк.: В 2. – Ч.1 / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 48с.: ил. 5. Маркин, Н.И., Денисов, М.Н. Безопасность на дорогах: Учебниктетрадь для 3 кл. нач. шк.: В 2. – Ч.1 / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 48с.: ил. 6. Маркин, Н.И., Денисов, М.Н. Безопасность на дорогах: Учебниктетрадь для 4 кл. нач. шк.: В 2. – Ч.1 / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 48с.: ил. 25