Яркие краски

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Артемовского муниципального округа ИНН 6602007205 КПП 667700,5000,5
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@inbox.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Яркие краски»
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Срок реализации: 4 года

г. Артемовский, 2025

Оглавление
1 Основные характеристики общеразвивающей программы ................................ 3
1.1 Пояснительная записка ....................................................................................... 3
Направленность программы: художественная ............................................................................ 3

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Яркие краски»
Подготовительная группа ......................................................................................... 7
Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Яркие краски»
1 класс ......................................................................................................................... 9
Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Яркие краски»
2 класс ....................................................................................................................... 10
Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Яркие краски»
3 класс ....................................................................................................................... 11
Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Яркие краски»
4 класс ....................................................................................................................... 12
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ............................................................................. 13
ВЫХОД ПРОГРАММЫ......................................................................................... 21
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ...................................................................... 21
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. ................................................................... 22

2

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Программа составлена в соответствии с современными требованиями к
дополнительным общеразвивающим программам. Реализация программы осуществляется на
основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
13.
Устав МБОУ «СОШ №6».
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в
новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные
задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают
знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной
3

перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки,
рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного
искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Настоящая программа позволяет индивидуализировать работу с отдельными
учащимися, дозировать индивидуальную помощь, лабильно изменять формы общения
педагога и обучающегося. Преимущество заключается в развитии самостоятельности
воспитанников, раскрытие творческого потенциала каждого учащегося, его дарований через
игру с театральной куклой, проигрывание жизненных сюжетов на основе художественных
произведений; развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии,
речи, художественного и ассоциативного мышления,обогащения эмоционально-образной
сферы, формировании позитивного и оптимистического отношения к жизни.
Адресат программы: дети школьного возраста Возраст обучающихся, участвующих в
реализации данной образовательной программы 7–12 лет. Обучающиеся этого возраста
способны на высоком
уровне
усваивать
разнообразную информацию о видах
изобразительного искусства
Режим занятий: один раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия - 40
минут. Обучение проходит в очной форме.
Объем: 32часа в год.
Срок освоения: 4 года, плюс занятия в подготовительной группе
Особенности организации образовательного процесса
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого
развития воспитанников и учитывается дифференцированный подход, зависящий от
степени одаренности и возраста воспитанников.
Перечень форм обучения: групповая и индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: лекция, практическое занятие, мастер-класс, открытое
занятие, практическое занятие.
Перечень форм подведения итогов: опросы, тестирование, самостоятельные работы,
школьный турнир.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач: воспитательной –
формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через
художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу
приобретения личностного опыта; художественно-творческой – развития творческих
способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и
фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; технической –
освоения практических приемов и навыков зобразительного мастерства (рисунка, живописи
и композиции). В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому
развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач
трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Цель программы: формирование у обучающихся эстетического, нравственного
отношения к предметам и явлениям, а также развитие художественного вкуса.
Задача курса состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать
трехмерную форму на двухмерной плоскости листа, используя при этом знания композиции,
пластического построения формы, перспективы, распределения света и навыки графических
приемов изображения. Вся работа строится последовательно - от простого к более сложному,
к более самостоятельному исполнению и к всё большей степени завершенности рисунка. В
процессе обучения учащиеся знакомятся с основными понятиями анатомии человеческого
тела и лица , приобретают навыки изображения гипсовой и живой модели, архитектурных
деталей и интерьера в целом, моделирования и построения сложных деталей, создания
композиционно - грамотных и законченных работ.
4

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо
постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких
категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм,
ценность природы и человеческой жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностные результаты освоения курса:
а) формирование у ребѐнка ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других
людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приѐмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли
изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б)
ознакомление
учащихся
с
выразительными
средствами различных видов
изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно
связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается
общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Яркие краски»
является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
5

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
уроках и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

6

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Яркие краски»
Подготовительная группа
№

Наименование урока

Практическое занятие

п/п
1.

2.
3.
4.

5.
6.

7.

8.
9.

10.
11.
12.

13.

14.

«Рисунок»
Рисунок на листке бумаги
любыми
материалами
для
рисунка на тему: «Если б я был
художником, чтобы нарисовал»
Рисование штрихом
Придание
формы
любому
силуэту при помощи штриха
Рисование через копирку
Перевод изображения на лист
бумаги с помощью копирки
Рисование
овощами
и Создание оттиска на листке
фруктами
бумаги при помощи любого
фрукта или овоща (разрезанного
пополам
и
окрашенной
срезанной стороны)
Рисование
сухой
кистью Рисование
сухой
кистью
акварельными красками
животного
Фроттаж
Положить объект с фактурой под
бумагу. Закрепить бумагу, чтобы
она не смещалась. Аккуратно
натирать
поверхность
карандашом
или
другим
материалом, пока не проявится
узор. Комбинируя несколько
фактур на одном листе, создавать
сложные композиции
Вводная беседа

Рисование углем

Рисование на листке бумаги при
помощи угля
«Живопись»
Рисунок красками без эскиза на Пейзаж красками на тему осени
тему осень.
Метод Монотипия.
Рисование крыла бабочки на
одной стороне листка, затем
сложить листок пополам для
получения оттиска
Печатанье листьями.
Раскрасить листья и приложить к
листку бумаги
Рисование нитками
Рисование на листке бумаги
окрашенной нитью
Метод «Печатание бумагой»
Создание рисунка на листке
бумаги при помощи скомканного
окрашенного листка бумаги
«Рисование при помощи соли»
На еще не высохшую краску
насыпается соль, после полного
высыхания
излишки
стряхиваются
«Набрызг»
При помощи окрашенной зубной
7

Количество
часов
1

1
2
2

1
1

1

2
2

1
2
1

2

2

15.

«Мыльные пузыри»

16.

«Тычкование»

17.

Знакомство
скульптуры.
Коллаж

с

щетки или расчески наносится
краска на лист бумаги минуя
шаблон
При
помощи
стаканчика
(горлышко в краске) наносится
круг на лист бумаги, затем по
внутреннему кругу проводится
мокрой
кистью,
образуя
мыльный пузырь
Создание цветка при помощи
ватной палочки
«Лепка»
миром Лепка из пластилина фигурки

1

1

1

Создание на картоне аппликации
из обрывков цветной бумаги
Пластилиновая мозаика
Изображение
предмета
при
помощи жгутиков. Эта техника
больше подходит для старшего
возраста,
так
как
требует
усидчивости
и
кропотливой
работы.
Аппликация из засушенных На
картоне
создается
листьев
изображение из засушенных
листьев, приклеенных к нему
Пластилинография
Создание весеннего пейзажа при
помощи пластилина
Контурная пластилинография.
Изображение
предмета
при помощи жгутиков. Эта
техника больше подходит для
старшего возраста, так как
требует
усидчивости
и
кропотливой работы.

1

23.

Лепка в технике миллефиори

2

24.

Лепка из глины

18.
19.

20.

21.
22.

Необходимо
начинить
пластилиновый
блинчик
разноцветной «начинкой» или
свернуть цветную стопку в
рулончик. Затем нарезать стекой
на тонкие полоски и выложить
занимательные рисунки
Лепка брелка из полимерной
глины

8

2

1

2
1

1

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Яркие краски»
1 класс
№

Наименование урока

Практическое занятие

п/п
1
2

3

4
5
6
7

8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22

«Рисунок»
Правильная постановка руки
Рисунок геометрической фигуры
Знакомство
с
понятиями: Рисунок
прямоугольного
«симметрия» и «пропорция». параллелепипеда со штриховкой
Правильное
размещение
композиции на листе и выбор
ориентации листа. Проведение
линий. Штрих
Общее
понятие
формы Рисунок геометрической фигуры
(конструкция).
Начальные из проволочного каркаса
знания по перспективе
Тень и свет. Нюанс и рефлекс
Рисунок гипсовой сферы
Эллипс. Правила построения
Рисунок цилиндра
Последовательность в рисунке Натюрморт из глиняной вазы и
стакана
Перспектива
Рисунок куба
Драпировка
Рисунок натюрморта с вазой и
фруктами на фоне драпировки
«Живопись»
Цветоведение. Ахроматические Раскрашивание цветового круга
и хроматические цвета
красками
Теплые и холодные цвета и Рисование красками теплых и
оттенки
холодных цветов
Влияние цвета на человека
Рисунок квадратов с разными
цветами
Построение объема цветом
Рисование овощей и фруктов
Растяжка цвета и тона в Рисуем песчаные дюны
живописи
Акварель. Приемы работы
Пейзаж акварелью
Гуашь. Приемы работы
Натюрморт гуашью
Пленер
Пейзаж красками
«Лепка»
Предметы простой формы
Лепка овощей, фруктов, грибов
Листья простой формы
Лепка листьев на основании из
глины
Насекомые
Лепка насекомых из пластилина
Пропорции птиц
Лепка птицы из пластилина
Новогодняя тема
Изготовление
поделки
на
новогоднюю тему из любых
материалов
Лепка
фантастического Лепка
фантастического
животного
животного с использованием
каркаса

9

Количество
часов
1
1

1

1
1
2
1
2

1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
2

2

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Яркие краски»
2 класс
№
п/п

Наименование урока

1
2
3

Пленер
Рисунок цветка
Орнамент

4
5
6

7
8

9
10

11
12

13
14
15
16

Практическое занятие

«Рисунок»
Прорисовка деревьев и растений
Рисунок розетки с розой
Рисунок
растительного
орнамента
Шрифт. Виды шрифта
Надпись любым видом шрифта
Эскиз афиши
Рисунок любым материалом для
рисунка
Статика и динамика в рисунке
Динамический и статический
рисунки
«Живопись»
Натюрморт из предметов, ясных Рисунок натюрморта красками
по тону и цвету (гризайль)
Рисование пейзажа в холодных Рисунок пейзажа красками с
тонах «Первый снег»
использованием
холодных
цветов и оттенков
Орнамент
с
использованием Орнамент с использованием
контрастных цветов
контрастных цветов
Флюид арт.
Абстрактный
рисунок
с
использованием
акриловых
красок и холста
Пленер
Пейзаж
«Лепка»
Лепка животного из пластилина с Лепка
барельефа
любого
орнаментом
животного с оформлением на
нем орнамента с помощью стеков
Пластилиновый алфавит
Создание декоративных букв
алфавита из пластилина
Лепим зоопарк
Лепка композиции из пластилина
«Зоопарк»
Комические животные
Лепка из пластилина
Натюрморт из пластилина
Создание
композиции
из
пластилина с готовой модели

10

Количество
часов
1
2
2
1
2
2

2
2

2
1

1
1

2
2
2
3

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Яркие краски»
3 класс
№ п/п

Наименование урока

1
2

Пленер
Рисунок комнатного цветка

3
4
5
6

7
8
9
10
11

12
13
14
15
16

Практическое занятие

«Рисунок»
Прорисовка деревьев и растений
Рисунок комнатного цветка
карандашом
Построение в рисунке, штрих
Рисунок розетки с цветком
Рисунок птицы
Рисунок птицы
Рисунок животного
Рисунок животного на выбор с
построением и прорисовкой
Рисунок натюрморта
Рисунок натюрморта в народном
стиле
«Живопись»
Роспись. Городецкая роспись
Рисование орнамента городецкой
росписи
Роспись. Хохломская роспись
Рисование
орнамента
хохломской росписи
Роспись. Гжель и Тагильская Рисование орнамента Гжели или
виды росписи
Тагильской росписи
Натюрморт в народном стиле
Изображение натюрморта в
народном стиле
Применение разных техник в Изображение космоса
работе с акриловыми или
гуашевыми красками
«Лепка»
Сказочная птица
Пластилин
Дымковская игрушка
Лепка из глины дымковской
игрушки
Человек в труде
Лепка из пластилина фигуры
человека с применением каркаса
Новогодний талисман
Лепка фигурки из полимерной
глины по задумке автора
Работа с формой
Фигурка из папье маше

11

Количество
часов
1
1
2
2
2
2

2
2
2
3
2

2
2
2
2
2

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Яркие краски»
4 класс
№ п/п

Наименование урока

1

Пленер.
Основы перспективы. Ее виды
Натюрморт в интерьере

2

4
5
6
7
8
9

10
11

12

13
14
15

«Рисунок»
Рисунок зданий и сооружений

Количество
часов
2

Рисунок натюрморта с захватом
части интерьера
и Рисунок человека

2

Прорисовка рук
Прорисовка черепа
«Живопись»
Антураж и стаффаж
Эскиз в карандаше
Знакомство с масляными красками Масляная живопись
Автопортрет
Любыми красками на выбор
Работа с кистями флейц и Пейзаж
«Северное
сияние»
мастихинами
акриловыми или масляными
красками
Цирк
Рисунок в красках по теме
Пленер
Зарисовка красками какого-либо
момента
«Лепка»
Лепка героя из книги
Лепка
запомнившегося
любимого героя из прочитанной
книги
Розетка с барельефом
Лепка из пластилина розетки
Лепка кувшина или кружки с Лепка из глины
объемными узорами
Создание мемориала Победителям Лепка из пластилина по эскизу
ВОв
автора

2
2

Знакомство с пропорциями
масштабностью
Прорисовка частей тела
Прорисовка частей тела

3

Практическое занятие

12

2

1
2
3
2

2
1

2

2
3
3

Содержание учебного (тематического) плана
Содержание учебного курса «Яркие краски»
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. В процессе
нетрадиционного рисования ребенок всесторонне развивается, данные занятия не утомляют
школьников, сохраняя высокую активность. Использование данной техники способствует
интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личной сферы
школьников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Подготовительная группа.
Предмет «Рисунок»
1 – Вводная беседа. Знакомство с художниками
Задачи: способствовать формированию эстетического воспитания.
Упражнение: рисование штрихом
Материалы: лист бумаги с нарисованным карандашом силуэтом или распечатанным
шаблоном, любые пишущие материалы (карандаши, ручки, маркеры и т.п.)
2 – рисование через копирку
Задачи: способствовать развитию пространственного мышления
Упражнение: перевести изображение с готового на чистый лист при помощи копирки.
Материалы: лист с готовым изображением, копировальная бумага, лист бумаги, ручка.
3 – Рисование овощами и фруктами
Задачи: развитие мелкой моторики, воображения, формирование знаний о фруктах
Упражнение: Создание оттиска на листке бумаги при помощи любого фрукта или
овоща (разрезанного пополам и окрашенной срезанной стороны)
Материалы: овощи или фрукты разрезанные пополам, краска, лист бумаги
4 – Рисование сухой кистью акварельными красками
Задачи: знакомство с техникой «Сухая кисть»
Упражнение: рисование на листке бумаги плоской кистью с сухой краской
Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, плоская кисть
5 – Фроттаж (оттиск)
Задачи: развитие мелкой моторики и воображения.
Упражнение: Положить объект с фактурой под бумагу. Закрепить бумагу, чтобы она не
смещалась. Аккуратно натирать поверхность карандашом или другим материалом, пока не
проявится узор. Комбинируя несколько фактур на одном листе, создавать сложные
композиции.
Материалы: лист бумаги, предмет с барельефом, карандаш
6 – Рисование углем
Задачи: формирование у ребенка мелкой моторики и пространственного мышления.
Упражнение: рисование на листке бумаги углем на свободную тему.
Материалы: бумага для акварели, уголь (сепия, сангина)
Предмет «Лепка»
1 – Вводная беседа. Знакомство с миром скульптуры.
Задачи: знакомство с предметом «Скульптура»
Упражнение: лепка из пластилина фигурки любимого персонажа
Материалы, доска для пластилина, пластилин, стек
2 – Коллаж
Задачи: формирование фантазии
Упражнение: создание на картоне аппликации из обрывков цветной бумаги
Материалы: картон, цветная бумага
3- Пластилиновая мозаика «Рисование горошками и жгутиками из пластилина»
Задачи: формирование воображения и развитие мелкой моторики.
13

Упражнение: Создание изображения из маленьких пластилиновых шариков, которые
дети отщипывают от большого бруска и скатывают из них шарики. Мозаика бывает
контурной и силуэтной.
4 – Аппликация из засушенных листьев
Задачи: способствовать умению применять разные бросовые предметы для создания
композиции.
Упражнение: на картон наклеить листья, создавая какую-либо сюжетную композицию.
Материалы: листья растений, картон, клей.
5 - Контурная пластилинография.
Задачи: развитие мелкой моторики.
Упражнение: Изображение предмета при помощи жгутиков. Эта техника больше
подходит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы.
Материалы: картон, пластилин.
6 - Лепка в технике миллефиори («пирожковая»).
Задачи: формирование пространственного мышления
Упражнение: необходимо начинить пластилиновый блинчик разноцветной «начинкой»
или свернуть цветную стопку в рулончик. Затем нарезать стекой на тонкие полоски и
выложить занимательные рисунки.
Материалы: доска для пластилина, нить, пластилин
7 – Лепка из глины
Задачи: знакомство с новым видом материала для лепки.
Упражнение: лепка из глины брелка.
Материалы: полимерная глина, доска для пластилина, стеки
9 – Пластилинография
Упражнение: Рисование пластилином на плотной основе, например, картоне. Фон и
объекты для изображения создаются не с помощью рисования, а способом вылепливания.
Материалы: картон, пластилин.
Предмет «Живопись»
1 – Вводная беседа. Знакомство с миром живописи
Задачи: вызвать желание к рисованию красками.
Упражнение: рисунок красками без эскиза на тему осень.
2 – Метод Монотипия.
Упражнение: написание кистью, любой из красок, крыла бабочки на одной стороне
листа. Сложение пополам для образования на второй стороне оттиска данных крыльев
бабочки. Возможно дорисовка любыми материалами.
Задачи: знакомство с монотипией, развитие пространственного мышления, знакомство
с разными видами красок.
Материалы: лист бумаги, кисти, любые виды красок (акварель, гуашь и т.д.)
3 – Печатанье листьями.
Задачи: развить у ребенка желание создавать свои неповторимые «шедевры» с
легкостью, используя обычные листья растений.
Упражнение: используя заранее подготовленные листья растений, ребенок
раскрашивает их гуашевыми или акриловыми красками и создает отпечаток на листе. Можно
сделать растительный орнамент.
Материалы: листья растений, лист бумаги, краски (акриловые или гуашевые)
4 – Рисование нитками.
Задачи: вызвать желание к созданию своего рисунка, используя нить.
Упражнение: в баночку с намешанной сметанообразной краской окунают нить (любой
толщины, в зависимости от задумки) и создают на листе бумаги рисунок этой нитью.
Материалы: нитки, лист бумаги, краски (акриловые или гуашевые).
5 – Метод «Печатание бумагой»
Задачи: развивать у ребенка фантазию
14

Упражнение: скомканный листок обмакнуть в краску, затем на листке бумаги создать
любой рисунок по задумке.
Материалы: бумага, краски (гуашевые и акриловые)
6 – Метод «Рисование при помощи соли»
Задачи: вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования, развивать
художественно-эстетическое воспитание
Упражнение: по задумке автора прорисовывается изображение акварельными
красками. Сверху на мокрую краску насыпается крупная соль, после высыхания излишки соли
стряхиваются.
Материалы: лист бумаги, акварельные краски, крупная соль.
7 – Метод «Набрызг»
Задачи: знакомство с новым видом техники.
Упражнение: с помощью заранее подготовленных шаблонов, при помощи
прикладывания их к листку бумаги, создается рисунок зубной щеткой с краской – набрызг.
Материалы: лист бумаги, гуашевые краски, зубная щетка, ножницы и листочки бумаги
для шаблонов, либо готовые шаблоны.
8 – Метод при помощи стаканчика
Задачи: развивать фантазию ребенка
Упражнение: при помощи стаканчика (горлышко в краске) наносится круг на лист бумаги,
затем по внутреннему кругу проводится мокрой кистью, образуя мыльный пузырь.
9 – Метод «Тычкование»
Задачи: развивать художественный вкус и фантазию
Упражнение: на листке бумаги создается изображение по замыслу автора ватной
палочкой, на конце которой краска.
Первый класс.
Предмет «Рисунок»
1- Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и правильная постановка
руки.
Упражнение: рисование простых геометрических фигур, их роль в построении
предметов в рисунке, проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации
серого).
Задачи: знакомство с новыми понятиями, материалами, постановка руки, умение видеть
в предметах геометрические формы.
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик.
2- Знакомство с видами штриховки. Проведение линий. Штрих
Рисунок прямоугольного параллелепипеда, симметрия, пропорции.
Задачи: знакомство с понятиями «пропорции» и «симметрия», композиционное
решение листа, приобретение навыков штриховки и передачи тона через градации серого
цвета.
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик.
3- Общее понятие формы (конструкции). Начальные знания перспективы
Рисунок геометрических тел - каркасная проволочная модель.
Задачи: переход от плоскостного изображения к объемному, понятие о конструкции
предметов, принципы построения перспективы ( с 1,2 точками схода), построение каркасных
геометрических тел.
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик.
4- Знакомство с понятиями: тень и свет, нюанс и рефлекс.
Классический рисунок гипсовой сферы с построением и легкой светотенью.
Задачи: передача светотени собственной и падающей тени.
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик.
5- Правильное построение эллипса.
Рисунок цилиндра с построением эллипса и перспективы.
15

Задачи: закрепление знаний по перспективе и навыков построения эллипса в рисунке
цилиндра, передача объема в пространстве.
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик.
6- Рисунок натюрморта глиняной вазы и глиняного стакана, контрастных по форме и
тону на светлом фоне – 2 часа
Задачи: композиционное решение листа, применение навыков построения предметов,
тона и передачи объема и пространства.
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик.
7- Знания перспективы.
Классический рисунок куба.
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик.
8- Итоговый натюрморт из 2- 3- х предметов с простой драпировкой – 2 часа.
Задачи: выявление и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной
работы -цельного светотеневого завершенного рисунка.
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик.
Первый класс. Предмет «Живопись»
1 - Знакомство с понятием: «Цветоведение». Ахроматические и хроматические цвета
Упражнение: раскрашивание цветового круга красками
Материалы: бумага ¼ листа, кисти и краски, емкость для воды.
2 – Продолжение знакомства с цветоведением, теплые и холодные цвета и оттенки.
Рисование красками таблицы теплых и холодных цветов и оттенков.
Материалы: бумага ¼ листа, кисти и краски, емкость для воды.
3 – Влияние цвета на человека
Рисунок пушистого смайлика в любимой цветовой гамме
Материалы: бумага ¼ листа, кисти и краски, емкость для воды.
4 – Построение объема цветом
Рисование муляжей овощей и фруктов
Материалы: бумага ¼ листа, кисти и краски, емкость для воды.
5 – Растяжка цвета и тона
Рисуем песчаные дюны
Материалы: бумага ¼ листа, кисти и краски, емкость для воды.
6 – Знакомство с акварельными красками, приемами работы – 2 часа.
Рисуем пейзаж акварельными красками в приемах: «По мокрому», «Сухая кисть»,
«Лессировка»
Материалы: бумага ¼ листа, кисти и акварельные краски, емкость для воды.
7 – Знакомство с гуашевыми красками, приемами работы – 2 часа.
Рисуем натюрморт гуашевыми красками в примах: «Однородная заливка», «Мазок»,
«Лессировка» и «Градиентная заливка»
Материалы: бумага ¼ листа, кисти и гуашевые краски, емкость для воды.
Пленер. Пейзаж красками
Материалы: бумага ¼ листа, планшетка, кисти и краски (по - выбору), емкость для
воды.
Первый класс. Предмет «Лепка»
1 – лепка предметов простой формы.
Лепка овощей, фруктов, грибов. Композиций из них.
Материалы: пластилин, стеки, коврик для лепки
2 – лепка листьев простой формы
Лепка листьев из глины.
Материалы: глина, стеки, коврик для лепки
3 – лепка летней композиции из насекомых и растений
Лепка композиции из насекомых и птиц из пластилина.
4 – пропорции птиц.
16

Лепка зимующих птиц из пластилина
Материалы: пластилин, стеки, коврик для лепки
5 - Новогодняя тема – 2 часа
Изготовление поделки на новогоднюю тему из любых материалов
6 - Лепка фантастического животного
Лепка фантастического животного с использованием каркаса
Материалы: основание, каркас из проволоки, пластилин, стеки
Второй класс. Предмет «Рисунок»
1 – пленер.
Прорисовка деревьев и растений.
Материалы: бумага ¼ листа, планшетка, карандаши разной твердости, ластик,
пастельные мелки.
2 - рисунок цветка – 2 часа.
Рисунок розетки с розой
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
3- орнамент.- 2 часа
Рисунок расписного орнамента
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
4- шрифт. Виды шрифта
Надпись любым видом шрифта
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
5- эскиз афиши – 2 часа
Рисунок любым материалом для рисунка
Материалы: Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик,
пастельные мелки, акварельные краски.
6 - статика и динамика в рисунке- 2 часа.
Динамический и статический рисунки
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
Второй класс. Предмет «Живопись»
1- натюрморт из предметов, ясных по тону и цвету (гризайль)- 2 часа.
Рисунок натюрморта красками
Материалы: бумага ¼ листа, кисти и краски, емкость для воды.
2- рисование пейзажа в холодных тонах «Первый снег»- 2 часа.
Рисунок пейзажа красками с использованием холодных цветов и оттенков
Материалы: бумага ¼ листа, кисти и краски, емкость для воды.
3- орнамент с использованием контрастных цветов- 2 часа.
Орнамент с использованием контрастных цветов
Материалы: бумага ¼ листа, кисти и краски, емкость для воды
4- флюид арт.
Абстрактный рисунок с использованием акриловых красок и холста
Материалы: акриловые краски, клей ПВА, холст, одноразовые стаканчики.
5- пленер
Пейзаж
Материалы: бумага ¼ листа, планшетка, карандаши разной твердости, ластик, краски,
кисти, емкость для воды.
Второй класс. Предмет «Лепка»
1- лепка животного из пластилина с орнаментом
Создание различных животных из пластилина с изображением орнамента. Барельеф
Материалы: пластилин, стеки, коврик для лепки
2- пластилиновый алфавит – 2 часа.
Создание алфавита из декоративных букв.
Материалы: пластилин, стеки, коврик для лепки
17

3- лепим зоопарк- 2 часа.
Лепка композиции из пластилина «Зоопарк»
Материалы: пластилин, стеки, коврик для лепки, основание.
4- комические животные – 2 часа.
Создание из пластилина смешных и комических животных.
Материалы: пластилин, стеки, коврик для лепки
5- натюрморт из пластилина – 3 часа.
Создание композиции ( натюрморта) из пластилина
Материалы: пластилин, стеки, коврик для лепки, основание для композиции.
Третий класс. Предмет «Рисунок»
1- пленер
Прорисовка зданий в перспективе.
Материалы: бумага ¼ листа, планшетка, карандаши разной твердости, ластик.
2- рисунок комнатного цветка
Рисунок комнатного цветка карандашом
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
3- Построение в рисунке, штрих – 2 часа.
Рисунок розетки с цветком
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
4- рисунок птицы – 2 часа.
Рисунок чучела птицы.
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
5- рисунок животного – 2 часа.
Рисунок животного на выбор с построением и прорисовкой
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
6- Рисунок натюрморта – 3 часа.
Рисунок натюрморта в народном стиле
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
Третий класс. Предмет «Живопись»
1- роспись. Городецкая роспись – 2 часа.
Рисование орнамента городецкой росписи
Материалы: бумага ¼ листа, кисти и краски, емкость для воды.
2- роспись. Хохломская роспись- 2 часа.
Рисование орнамента хохломской росписи
Материалы: акриловые, масленые или гуашевые краски, кисти, бумага ¼ листа,
емкость для воды.
3- роспись. Гжель и Тагильская виды росписи- 2 часа.
Рисование орнамента Гжели или Тагильской росписи
Материалы: акриловые, масленые или гуашевые краски, кисти, белая тарелка,
4- натюрморт в народном стиле – 3 часа.
Создание натюрморта с использованием народных элементов.
Материалы: бумага ¼ листа, кисти и краски, емкость для воды.
5- применение разных техник в работе с акриловыми или гуашевыми красками – 2 часа.
Рисование космоса с использованием разных техник.
Материалы: акриловые или гуашевые краски, кисти, бумага ¼ листа, емкость для воды.
6 – техника «Граттаж»
Создание рисунка с помощью техники «Граттаж»
Упражнение: лист плотной бумаги полностью закрашивается восковыми мелкам, затем
покрывается раствором черной туши или краской, после высыхания скребком (зубочисткой)
процарапывается рисунок.

18

Материалы: лист плотной бумаги, восковые мелки, раствор черной туши с шампунем
(одна капля на столовую ложку туши), либо черная акриловая или гуашевая краски, скребок
или зубочистка)
Третий класс. Предмет «Лепка»
1- сказочная птица- 2 часа.
Лепка сказочной птицы
Материалы: пластилин, стеки, коврик для лепки
2- дымковская игрушка- 2 часа.
Лепка из глины дымковской игрушки
Материалы: глина, вода, емкость для воды, стеки, коврик для лепки.
3- человек в труде – 2 часа.
Лепка из пластилина фигуры человека с применением каркаса
Материалы: основание, каркас из проволоки, пластилин, стеки, коврик для лепки
4- новогодний талисман – 2 часа.
Лепка фигурки из полимерной глины по задумке автора
Материалы: полимерная глина, стеки, коврик для лепки.
5- работа с формой- 2 часа.
Фигурка из папье маше
Материалы: газеты, клейстер, салфетки, клей ПВА,
Четвертый класс. Предмет «Рисунок»
1- Пленер. Основы перспективы. Ее виды – 2 часа.
Рисунок зданий и сооружений
Материалы: бумага ¼ листа, планшетка, карандаши разной твердости, ластик
2- натюрморт в интерьере – 2 часа.
Рисунок натюрморта с захватом части интерьера
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
3- знакомство с пропорциями и масштабностью – 2 часа.
Рисунок человека
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
4- прорисовка частей тела – 2 часа.
Прорисовка рук
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
5- прорисовка частей тела – 2 часа.
Прорисовка черепа
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
Четвертый класс. Предмет «Живопись»
1- антураж и стаффаж
Эскиз в карандаше и красками городской улицы
Материалы: бумага ¼ листа, карандаши разной твердости, ластик
2- знакомство с масляными красками – 2 часа.
Масляная живопись
Материалы: масленые краски, бумага ¼ листа, кисти.
3- автопортрет – 3 часа.
Любыми красками на выбор
Материалы: акриловые, масленые или гуашевые краски, кисти, бумага ¼ листа,
емкость для воды.
4- работа с кистями флейц и мастихинами – 2 часа.
Пейзаж «Северное сияние» акриловыми или масляными красками
Материалы:
5- цирк – 2 часа.
Рисунок в красках по теме
19

Материалы: акриловые, или гуашевые краски, кисти, бумага ¼ листа, емкость для
воды.
6- пленер
Зарисовка красками какого-либо момента
Материалы: акриловые, масленые или гуашевые краски, кисти, бумага ¼ листа,
емкость для воды.
Четвертый класс. Предмет «Лепка»
1- лепка героя из книги – 2 часа.
Лепка запомнившегося любимого героя из прочитанной книги
Материалы: пластилин, стеки, коврик для лепки
2- розетка с барельефом – 2 часа.
Лепка из пластилина розетки
Материалы: пластилин, стеки, коврик для лепки
3- лепка кувшина или кружки с объемными узорами- 3 часа.
Лепка из глины
Материалы: глина, вода, емкость для воды, стеки, коврик для лепки.
4- создание мемориала Победителям Вов – 3 часа.
Лепка из пластилина по эскизу автора
Материалы: пластилин, стеки, коврик для лепки

20

ВЫХОД ПРОГРАММЫ. Участие в выставках и конкурсах рисунков,
украшение интерьера
школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет
обучающимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению
программного материала по изобразительному искусству.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, необходимые для работы:
Бумага разного формата и цвета.
Акварельные краски.
Гуашь.
Баночки для воды.
Кисти круглые и плоские разного размера.
Салфетки.
Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
9- Зарисовки фигуры человека с живой натуры.
Задачи: работа над пластикой и характером фигуры, применение и закрепление
навыков и знаний.
Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

21

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.,2002.
2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М.,1994.
3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1963.
4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1969.
5. Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт,1986.
6. Клебер Г. Полный курс рисунка обнаженной натуры. М.,2000.
7. Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М.,2002.
8. Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика. М., 1987.
9. Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее
применение в рисунке. М.,1978.
10. Рисунок. Под ред. Серова А.М., 1975.
11. Ростовцев Н.И. Учебный рисунок. М.,1976.
12. Сергеев А. Учебный натюрморт. М.,1955.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина
2. Флористика, 2003г.
3. Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г.
4. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г.
5. В. В. Ячменѐва. Занятия и игровые упражнения по художественному
творчеству с
детьми 7-14 лет, М, 2003

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».