Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Артемовского муниципального округа ИНН 6602007205 КПП 667700,5000,5
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@inbox.ru сайт: http://6art.uralschool.ru
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок «Юные инспектора движения»
4 класс
( 1 час в неделю - 34 часа)
Артемовский, 2025 г.
Пояснительная записка
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную
часть учебно-воспитательной работы школы.
На занятиях учащиеся приобретают знания и навыки поведения на улице,
усваивают правила движения по дороге. Учатся понимать сигналы светофора и жесты
регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах;
учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением
важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Знания и навыки, полученные учащимися на занятиях ЮИД, расширяются в
последующие годы обучения. Дается дополнительный материал, обучение связывается с
наблюдением самих учеников на примерах повседневной жизни. Занятия помогут детям
систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформирует
у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитает дисциплинированных
пешеходов, пассажиров, а возможно будущих водителей.
Отряд юных инспекторов движения – добровольное объединение школьников.
Членами отряда ЮИД могут быть учащиеся в возрасте от 9 лет, изъявившие желание
активно участвовать в работе отряда юных инспекторов движения. С целью более
глубокого изучения Правил дорожного движения при отряде организуется кружок юного
инспектора движения.
Общая характеристика курса
Цель: воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои
поступки; широкое привлечение школьников к пропаганде правил безопасного поведения
на дорогах; ориентация школьников на профессии, необходимые в органы внутренних дел.
Основные задачи:
1.
Углубленное изучение Правил дорожного движения;
2.
Овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного
движения;
3.
Овладение практическими методами предупреждения детского дорожнотранспортного травматизма;
4.
Овладение практическими навыками оказания доврачебной помощи пострадавшим
при дорожно-транспортном происшествии;
5.
Овладение техническими знаниями;
6.
Организация работы с юными велосипедистами;
8.
Организация массовых мероприятий по пропаганде ПДД в школе и внешкольных
учреждениях;
9.
Участие в слетах, смотрах, конкурсах и соревнованиях.
Основные направления работы отряда ЮИД
1.
Воспитание на героических, трудовых традициях милиции юных инспекторов
движения в духе гуманного отношения к людям;
2.
Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами
предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания
первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство
оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения;
3.
Пропаганда Правил дорожного движения в школе и внешкольных учреждениях с
использованием технических средств;
4.
Участие в смотрах и слетах ЮИД, в конкурсах и соревнованиях, работе детских
кинолекториев, организация деятельности школьных автоплощадок безопасного
движения;
5.
Овладение техническими знаниями, участие в смотрах юных техников, в работе
кружков технического творчества.
Место курса в учебном плане
Кружок «Юные инспектора движения» реализуется в рамках введения ФГОС НОО
второго поколения во внеурочной деятельности. Согласно учебному плану на кружок
отводится 1 час в неделю, 34 часа за год.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой
опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при
самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у учащихся будут сформированы:
личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учѐбе;
- установка на здоровый образ жизни;
- способность к самооценке
регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности,
поиска способов еѐ осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи
познавательные УУД:
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных
признаков;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в разных источниках;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой
план;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
предметные УУД:
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков,
дорожной разметки;
дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных
транспортных средств;
условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населѐнных
пунктах и вне населѐнных пунктов (загородных дорогах);
опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или
городе в целом;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для
участников дорожного движения;
виды перекрѐстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств:
звуковые, световые, рукой;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах,
приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие
безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного
переезда;
определять виды перекрѐстков в районе расположения школы, дома;
пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного
поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в
салоне общественного транспорта;
выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке
маршрутных транспортных средств;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных
средств.
Основные формы организации деятельности учащихся на занятии:
Индивидуальные.
Групповые.
Коллективные.
Формы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
тематические занятия, игровые уроки, практические занятия в «городках безопасности»,
конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание правил дорожного движения и
другие. Для закрепления пройденного материала используются настольные, дидактические
и подвижные игры. В процессе обучения членов ЮИД правилам дорожного движения не
обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на
необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу
на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого
не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть
всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил
дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая
для тех, кто постоянно нарушает правила.
В процессе работы демонстрируются видеофильмы, проводятся экскурсии, организуются
викторины, соревнования по безопасности движения велосипедистов и т.п., которые будут
способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах,
неукоснительного выполнения Правил дорожного движения.
Основные методы проведения занятий :
1.
Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
2.
Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
3.
Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы,
соревнования и викторины.
Методическое обеспечение:
Для успешного проведения занятий по Правилам дорожного движения необходимо
иметь учебно-методический материал. К нему относится: методические пособия к
1.
2.
3.
учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности», по проведению классных и
внеклассных мероприятий по ПДД; таблицы, схемы, картинки, рисунки по безопасности
на дорогах, видеофильмы, дорожные знаки, светофор и другие.
Также занятия проводятся на улице, перекрестке с показом движения транспортных
средств и пешеходов.
В процессе работы демонстрируются видеофильмы, проводятся экскурсии,
организуются викторины, соревнования по безопасности движения велосипедистов и т.п.,
которые будут способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах
и дорогах, неукоснительного выполнения Правил дорожного движения.
Учащиеся должны:
знать:
•
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за
нарушение ПДД;
•
серии дорожных знаков и их представителей;
•
способы оказания первой медицинской помощи;
•
техническое устройство велосипеда.
уметь:
•
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
•
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
•
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
•
управлять велосипедом.
иметь навыки:
•
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира,
велосипедиста;
•
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
•
участия в конкурсах, соревнованиях.
•
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
На занятиях учащиеся приобретают знания и навыки поведения на улице. Усваивают
правила движения на дороге; учатся понимать сигналы светофора и регулировщика;
усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; учатся
пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших
дорожных знаков, указателей и линии разметки проезжей части дороги.
После каждого занятия с помощью контрольных вопросов и заданий проводится
проверка того, как члены ЮИД усвоили Правила дорожного движения.
Учебно-тематический план программы отряда ЮИД
№
п\п
1.
2.
3.
4
5.
6.
7.
Тема и содержание
История развития автотранспорта
Правила дорожного движения в нашей стране
Закрепление знаний сигналов светофора
Закрепление знаний сигналов регулировщика
Игра-путешествие «Азбука города»
Дорожные знаки и их группы:
- предупреждающие знаки;
- запрещающие знаки;
- предписывающие знаки;
- информационно-указательные знаки;
- знаки приоритета;
- знаки сервиса;
- знаки дополнительной информации.
Игра-сказка «Путешествие в Страну дорожных знаков»
Колич.
часов
1
1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
Теорет.
1
1
1
1
—
1
1
1
1
1
1
1
1
—
Практ.
—
—
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Дорожная разметка и еѐ предназначение
Устная пропаганда правил дорожного движения среди
учащихся начальных классов
Общие требования к велосипедистам
- правила и места пользования велосипедами;
- правила езды на велосипеде;
- порядок движения на улицах и дорогах;
- выбор безопасного пути движения в той или иной
местности.
Эстафета велосипедистов
«Государственная инспекция безопасности дорожного
движения» и «Дорожно-патрульная служба»
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при
несчастных случаях на дороге
Итого
2
1
1
1
1
—
2
1
1
-
2
1
1
2
—
2
-
2
34
16
18
Список литературы.
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 2009г.
2. Атлас медицинских знаний
3. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТЛТД, 2010г.
4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД», 2011г.
5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся
начальной школы, 2013г.
6. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2012.