Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Артемовского муниципального округа ИНН 6602007205 КПП 667700,5000,5
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@inbox.ru сайт: http://6art.uralschool.ru
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» для 1-4 классов
на 2025-2026 учебный год
Артемовский, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана на основе авторского курса «Функциональная грамотность» для 1-4
классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина) в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от
элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые
короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная
грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем
этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в
более широком смысле: включать компьютерную, политическую, экономическую грамотность и
т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации
личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности
становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые
знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться
к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно,
составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные,
коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп
компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная,
математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной
школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная,
социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ
результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных
исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в достижении младших школьников:
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому целесообразно начинать формирование навыков функциональной грамотности
именно в начальных классах.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в
конкретной культурной среде.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Направление программы – общеразвивающее.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа состоит из четырех модулей: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения модуля «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Целью изучения модуля «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения модуля «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения модуля «Естественнонаучная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов. А
также для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Для достижения этих целей предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников
для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
Место курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана
на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Основные технологии, методики: технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение; проблемное обучение; технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология; здоровьесберегающие технологии. Выбор технологий и методик
обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития
универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,
выступление,
выставка,
презентация,
мини-конференция,
научно-исследовательская
конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Программа предусматривает следующие формы организации деятельности:
- проведение внеклассных занятий,
- работы обучающихся в группах, парах,
- индивидуальная работа,
- работа с привлечением родителей.
- самооценка и самоконтроль.
- взаимооценка и взаимоконтроль.
Виды деятельности. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеке, на
пришкольном участке. Программа включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,
олимпиад, викторин, реализации проектов, бесед, диспутов, квестов, деловых игр, работы в
группах и парах и т.д., предусматривает поиск необходимой информации.
Планируемые результаты освоения программы
«Функциональная грамотность»
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над
проектами иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения модуля «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения модуля «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения модуля «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения модуля «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
•
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
•
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
•
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
•
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению
и др.
Содержание программы
1 класс (33 ч)
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные
высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные
и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и
её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 класс (34 ч)
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных
и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и
нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи,
ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины
ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты,
кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт,
фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав
почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей
корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.
3 класс (34 ч)
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы
на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды
облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги.
Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение
их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа
с графиками.
4 класс – 34 ч
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,
части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности
использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение
цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа
с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/
п
Наименование
тематического
блока, тем
Колич
ество
часов
1.
Виталий Бианки. Лис
и мышонок
1
практикум
2.
Русская народная
сказка.
Мороз и заяц
1
практикум
3.
Владимир Сутеев.
Живые грибы
1
практикум
Форма
проведения
Формируемые умения
занятий
Модуль «Читательская грамотность»
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
– давать характеристику героям;
– определять последовательность событий и рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие
произведению;
– различать научно-познавательный текст и художественный;
– определять, чему учит сказка.
– Определять национальную принадлежность сказки по информации в
заголовке занятия;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без
введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со сведениями,
полученными из научно-познавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений из текста;
– определять последовательность событий и рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать
Дата
проведения
4
Геннадий Цыферов.
Петушок и
солнышко
1
практикум
5.
Михаил
Пляцковский. Урок
дружбы
1
практикум
6
Грузинская сказка.
Лев и заяц
1
практикум
верные высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них главного героя;
– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры
на текст);
– определять последовательность событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями
собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной
сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие
произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с
опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
7
Русская народная
сказка.
Как лиса училась
летать
1
8
Евгений Пермяк.
Четыре брата
1
соответствии с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной
сказкой.
– Давать характеристику героям;
практикум
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– располагать в правильной последовательности предложения для
составления отзыва на прочитанное произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;
практикум
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной
сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
Модуль «Математическая грамотность»
9
Про курочку Рябу,
золотые и простые
яйца
1
практикум
10
Про козу, козлят и
капусту
1
практикум
– Определять количество предметов при счёте;
– составлять и решать выражения с ответом 5;
– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
– соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
– Определять количество предметов при счёте;
– образовывать число 8;
– составлять и решать выражения с ответом 9;
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую
11
Про петушка и
жерновцы
1
практикум
12
Как петушок и
курочки делили
бобовые зёрнышки
1
практикум
13
Про наливные
яблочки
1
практикум
14.
Про Машу и трёх
медведей
1
практикум
15
Про старика,
старуху, волка и
лисичку
1
практикум
16
Про медведя, лису и
мишкин мёд
1
практикум
фигуру – ломаную.
– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых
больше другого;
– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
– Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;
– находить недостающие данные при решении задач;
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими навыками деления числа на части на
наглядно-образной основе;
– выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
– решать задачи на нахождение суммы;
– овладевать практическими навыками деления числа на части на
наглядно-образной основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;
– устанавливать закономерности.
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
– решать задачи на нахождение части числа:
– читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по
самостоятельно выполненным подсчётам;
– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать
сектора круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на
несколько единиц;
– читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по
самостоятельно выполненным подсчётам;
– раскладывать числа первого и второго десятка на несколько
слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Модуль «Финансовая грамотность»
17
За покупками
1
практикум
18
Находчивый
Колобок
1
практикум
19
День рождения
Мухи-Цокотухи
1
практикум
20
Буратино и
карманные деньги
1
практикум
21
Кот Василий
продаёт молоко
1
практикум
22
Лесной банк
1
практикум
– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как формируется
стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле
или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
– работать в группе.
– Наблюдать над различием цены и стоимости;
– определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
– Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая
покупка, желаемая покупка;
– выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;
– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности принятого решения;
– проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию
собственных действий по решению учебной задачи.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
– анализировать представленную информацию и выбирать надпись
для магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
– Наблюдать над понятием «банк»;
– объяснять значение понятий на доступном для первоклассника
уровне;
– анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на
её основе делать соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать над понятием «сделка»;
практикум
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки на определенную сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием
практикум
«равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
23
Как мужик и медведь
прибыль делили
1
24
Как мужик золото
менял
1
25
Как Иванушка хотел
попить водицы
1
практикум
26
Пятачок, Винни-Пух
и воздушный шарик
1
практикум
27
Про репку и другие
1
практикум
– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода
смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой
поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче
воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и
соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их
корнеплоды
28
Плывёт, плывёт
кораблик
1
практикум
29
Про Снегурочку и
превращения воды
1
практикум
30
Как делили апельсин
1
практикум
31
Крошка Енот и Тот,
кто сидит в пруду
1
практикум
существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя,
из собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять
полученные результаты опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых
явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на
него сока из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты
опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,
– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и
вогнутых металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты
32
Иванова соль
1
практикум
33
Владимир Сутеев.
Яблоко
1
практикум
опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли
и песка;
– составлять связное речевое высказывание в соответствии с
поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской деятельности в
различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное
письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и проводить опыт,
аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные
результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку; определять профессию рабочего
банка;
2 класс
№ п/п
1.
Наименование
тематического блока,
тем
Михаил Пришвин.
Беличья память
1
Форма
проведения
занятий
практикум
Количество
часов
2.
Про беличьи запасы
1
практикум
3.
Беличьи
деньги
1
практикум
4
Про белочку и погоду
1
практикум
Формируемые умения
– Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в
тексте;
– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в прочитанном
тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного и
отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и
художественный; находить их сходство и различия.
– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять
данные;
– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;
– объяснять графические модели при решении задач;
– анализировать представленные данные, устанавливать
закономерности;
– строить ломаную линию.
– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа»,
«сделка», «деньги»;
– понимать, откуда возникло название российских денег
«рубль» и «копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ, синтез и
сравнение;
– готовить небольшое сообщение на заданную тему.
– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая
погода», «облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений;
– работать в парах.
Дата
проведения
5.
И. Соколов-Микитов.
В берлоге
1
практикум
6
Медвежье
потомство
1
практикум
7
Повреждённые и
фальшивые деньги
1
практикум
8
Лесные сладкоежки
1
практикум
Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в
тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из
него;
– составлять вопросы по содержанию текста для готовых
ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана
иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.
– Анализировать данные столбчатой диаграммы,
представленные в явном и неявном виде;
– дополнять недостающие на диаграмме данные;
– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на
диаграмме;
– анализировать данные таблицы, устанавливая их
истинность и ложность;
– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Объяснять на доступном для второклассника уровне,
что такое фальшивые и поврежденные деньги;
– знать правила использования поврежденных денег;
– находить и показывать средства защиты на российских
банкнотах;
– находить необходимую информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на основе полученной
информации.
– Проводить несложные опыты с мёдом;
– определять последовательность действий при
проведении опытов;
– делать выводы по результатам опытов;
– различать свойства настоящего и поддельного,
искусственного мёда;
– анализировать данные таблицы;
9
Лев Толстой. Зайцы
1
практикум
10
Про зайчат и зайчиху
1
практикум
11
Банковская карта
1
практикум
12
Про Зайчишку и овощи
1
практикум
– строить логические рассуждения и оформлять их в
устной и письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах мёда.
– Заполнять кластер на основе полученных сведений из
текста;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять объект на рисунке с помощью подсказки;
– определять последовательность действий, описанных в
рассказе;
– различать художественный и научно-познавательный
текст;
– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии,
находить общие сведения;
– определять по высказываниям информацию,
полученную из текста;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Определять количество часов в сутках;
– находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
– подбирать из предложенных чисел суммы чисел,
состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность
выбранных чисел;
– решать логические задачи по данному условию;
– составлять элементарную диаграмму.
– Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с
помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.
– Определять по рисункам названия растений и находить
среди них овощи;
– выделять среди овощей корнеплоды;
– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным путём;
– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
13
Николай Сладков.
Весёлая игра
1
практикум
14
Лисьи забавы
1
практикум
15
Безопасность
денег на
банковской карте
1
практикум
16
Лисьи норы
1
практикум
17
Обыкновенные
кроты
1
практикум
– Определять тип и тему текста, называть его
персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в
качестве ответов на вопросы по содержанию
прочитанного текста;
– объяснять лексическое значение слов и выражений;
– устанавливать истинность и ложность утверждений,
подтверждая или опровергая их с помощью цитат;
– составлять на доступном для второклассника языке
инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.
– Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью таблицы;
– анализировать данные, представленные в столбчатой
диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;
– составлять вопросы, ответы на которые можно узнать
по данным столбчатой диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять построения на
чертеже в соответствии с данными задачи.
– Иметь представление об элементах, расположенных на
лицевой и оборотных сторонах банковской карты,
объяснять их назначение;
– находить необходимую информацию в тексте задания;
– формулировать правила безопасности при
использовании банковских карт.
– Иметь представление об устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие опыты по определению свойств
лесной земли, песка и глины, состава почвы;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие
почвы.
– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе прочитанного
текста;
– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;
– соединять линиями части предложений и определять их
18
Про крота
1
практикум
19
Про кредиты
1
практикум
20
Корень – часть
растения
1
практикум
21
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
1
практикум
последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
– определять название раздела, в котором может быть
размещён текст.
– Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;
– решать примеры на основе предложенной цепочки
примеров;
– определять цвета геометрических фигур на основе
верных высказываний.
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды
кредитов;
– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден банку по
срокам его оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту
банка по срокам его оплаты.
– Называть части цветочных растений;
– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменённые корни.
– Определять книгу, в которой можно прочитать
предложенный художественный текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– находить в тексте предложение по заданному вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со
словами;
– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
22
Про ежа
1
практикум
23
Про вклады
1
практикум
24
Занимательные
особенности яблока
1
практикум
25
Полевой
хомяк
1
практикум
26
Про полевого
хомяка
1
практикум
– Находить значение выражений, соотносить полученные
результаты с буквами и читать название насекомого;
– определять время с помощью скорости и расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы, находить
часть от числа и записывать результаты в таблицу,
результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе полученных данных;
– определять последовательность маршрута на основе
схемы;
– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до
востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент по вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают проценты.
– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при
покрытии разреза соком лимона не темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.
– Определять вид текста;
– составлять описание хомяка на основе прочитанного
текста;
– дополнять описание хомяка на основе рисунка;
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным предложениям;
– отвечать на вопросы на основе полученных сведений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к сообщению.
– Находить значение выражений, соотносить полученные
результаты с буквами и читать название животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся
данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
– находить путь хомяка на основе заданного условия,
27
Ловушки для денег
1
практикум
28
Про хомяка и его
запасы
1
практикум
29
Про бобров
1
практикум
30
Бобры-строители
1
практикум
доказывать, что путь выбран правильно;
– записывать именованные числа в порядке возрастания;
– строить четырёхугольники по заданному условию.
– Определять доходы, расходы и прибыль;
– отличать желаемые покупки от необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при
покупке товара;
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.
– Называть растения, плоды которых составляют основу
питания хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют
на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в
первое время, проростки используют вещества,
запасённые в самих семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие света на
прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет температура на
прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на
прорастание семян;
– определять правильную последовательность
прорастания семян гороха.
– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте словосочетание и
объяснять его лексическое значение;
– находить среди предложенных вариантов вопросы, на
которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном
тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в письменной форме.
– Иметь представление о диаметре окружности;
– анализировать данные таблицы, устанавливая
закономерности её заполнения;
– находить приблизительное значение диаметра
окружности, зная длину окружности;
31
Такие
разные деньги
1
практикум
32
Материал для плотин
1
практикум
33
Позвоночные животные
1
практикум
34
Встреча друзей
1
практикум
– заменять умножение сложением одинаковых
слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений
инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.
– Иметь представление о валюте как национальной
денежной единице;
– находить необходимую информацию в тексте и на
иллюстрациях к заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной единицы
стране;
– иметь представление о банковской операции «обмен
валюты».
– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению свойств
древесины разных пород деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие
породы деревьев.
– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных животных;
– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают признаки
животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в
тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с указанием
признаков этого животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
– Находить необходимую информацию в тексте задания;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит»,
«банковский вклад», «процент по вкладу»;анализировать и
дополнять недостающие в таблице данные;
– выполнять письменное и устное сложение чисел в
пределах 1000.
3 класс
№
п/п
Наименование
тематического
блока, тем
Колич
ество
часов
Форма
проведения
занятий
1
Про дождевого
червяка
1
практикум
3
Кальций
1
практикум
5
Сколько весит
облако?
1
практикум
7
Хлеб – всему
голова
1
практикум
Формируемые умения
Модуль «Читательская грамотность»
– Определять тип текста;
– дополнять предложение словами из текста;
– определять периоды развития дождевого червя на основе теста;
– объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под
землёй;
– определять на основе теста способ питания дождевых червей;
– находить предложение, соответствующее рисунку;
– выбирать утверждения, соответствующие тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.
– Работать с кластером;
– Дополнять предложение словами из текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный
вопрос.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный
вопрос;
– определять название книг с достоверными сведениями.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
Дата
проведения
9
Про мел
1
практикум
11
Про мыло
1
практикум
13
История свечи
1
практикум
15
Магнит
1
практикум
– записывать предложение, которое соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный
вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.
– Заполнять кластер о происхождении мела;
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный
вопрос.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по заданному условию;
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.
– Давать определение слова;
– записывать ответ на поставленный вопрос;
– определять слово по его лексическому значению;
– называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в тексте;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста;
– называть правила безопасности при использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный вопрос;
– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия между предметами;
– называть предметы, о которых говорится в тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.
2
Дождевые
черви
1
4
Полезный
кальций
1
6
Про облака
1
8
Про хлеб и
дрожжи
1
10
Интересное
вещество – мел
1
Модуль «Естественно-научная грамотность»
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность
земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.
– Заполнять таблицу;
практикум
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из
них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными продуктами;
– дописывать вывод о необходимости кальция для организма.
практикум
– С помощью опыта показывать образование облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
практикум
– Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста.
– Определять внешние признаки мела;
практикум
– доказывать, что мел не растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
практикум
12
Чем интересно
мыло и как оно
«работает»
1
практикум
14
Про свечи
1
практикум
16
Волшебный
магнит
1
практикум
17
Проверь себя
1
Проверочная
работа
18
Что такое
«бюджет»?
1
практикум
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение
воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание дыма.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие
предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические
предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
– показывать с помощью опыта, как можно создать компас.
Проверочная работа
– Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Модуль «Финансовая грамотность»
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»;
«дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
20
Семейный
бюджет
1
практикум
22
Откуда в семье
берутся
деньги?
Зарплата
1
практикум
24
Откуда в семье
берутся
деньги? Пенсия
и социальные
пособия
1
практикум
26
Откуда в семье
берутся
деньги?
Наследство,
вклад,
выигрыш
1
практикум
28
На что тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов
1
практикум
30
На что тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи
Как
сэкономить
семейные
деньги?
1
практикум
1
практикум
32
– Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата»,
«фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
– анализировать данные, представленные в виде графика;
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная
пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения
досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим.
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход»,
«выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается налогом;
– иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов,
полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
– называть предметы, которые человек может получить в наследство.
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные
расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые
расходы»,
– определять, к какой группе относятся те или иные расходы.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные
платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного
бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила экономии семейного бюджета;
– на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо
экономить семейный бюджет.
19
Расходы и
доходы
бюджета
1
практикум
21
Планируем
семейный
бюджет
1
практикум
23
Подсчитываем
семейный
доход
1
практикум
25
Пенсии и
пособия
1
практикум
27
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы
Подсчитываем
расходы
1
практикум
1
практикум
29
Модуль «Математическая грамотность»
– Определять дефицитный и профицитный бюджет;
– анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных
заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному решению;
– формулировать вопрос задачи.
– анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять
необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на
однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения
одинаковых слагаемых;
– выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.
– Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
– выполнять сложение круглых многозначных чисел;
– находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие
подписи на круговой диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
– Анализировать данные, представленные в таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;
– заполнять таблицу на основе текстового материала;
– подсчитывать доход семьи от детских пособий.
– Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.
– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания;
– подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода
они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.
31
Расходы на
обязательные
платежи
1
практикум
33
Подсчитываем
сэкономленные
деньги
1
практикум
34
Проверь
себя
1
Проверочная
работа
– Определять, какие налоги должна платить семья;
– анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.
– Под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества
сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;
– находить часть от числа.
Проверочная работа
– Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
4 класс
№
п/п
Наименовани
е
тематическог
о блока, тем
Количест
во часов
1
Старинная
женская одежда
1
2
Старинные
женские
головные уборы
1
3
Старинная
мужская одежда
и головные
уборы
1
4
Жилище
крестьянской
семьи на Руси
1
5-6
Внутреннее
убранство и
предметы
1
Форма
проведения
занятий
Формируемые умения
Модуль «Читательская грамотность»
практикум
– Определять лексическое значение слова;
– озаглавливать текст;
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской
одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
практикум
– Определять лексическое значение слова;
– составлять план, используя слова из текста;
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия головных уборов;
– приводить примеры современных головных уборов.
практикум
– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
– отвечать на вопросы по тексту;
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название предмета.
практикум
– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение о различии между
предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
практикум
– письменно отвечать на вопросы;
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарём;
Дата
проведения
обихода русской
избы
7
История посуды
на Руси
1
8
Какие деньги
были раньше в
России
1
9
Томат
1
10
Болгарский
перец
1
11
Картофель
1
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
практикум
– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
практикум
– Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на
вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их возрастания;
– указывать названия современных денег.
Модуль «Естественно-научная грамотность»
практикум
– Называть части растения;
– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
практикум
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной информации.
практикум
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
12
Баклажан.
Семейство
Паслёновые
1
практикум
– объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске
остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший
картофель;
– называть способы размножения картофеля.
– Называть представителей семейства Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для прорастания семян;
– определять условия, необходимые для прорастания семени
баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
13
Лук
1
практикум
14
Капуста
1
практикум
15
Горох
1
практикум
16
Грибы
1
практикум
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
– определять, что горох является холодостойким растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты
двух опытов.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
17
Творческая
работа
1
18
-19
Потребительска
я корзина
1
20
Прожиточный
минимум
1
21
Инфляция
1
22
23
Распродажи,
скидки, бонусы
1
24
Благотворитель
ность
1
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Модуль «Финансовая грамотность»
практикум
– Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое
«потребительская корзина»;
– понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх
категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость потребительской
корзины в разных регионах нашей страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской корзины
россиянина.
практикум
– Понимать значение и правильно использовать термины
«прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»;
– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в
разных регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума
для разных категорий населения нашей страны.
практикум
– Понимать значение и правильно использовать термины
«прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
– Понимать значение и правильно использовать термины:
практикум
«распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа
лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые торговыми точками,
предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения
покупателя;
– понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим
за товар;
– формировать навыки грамотного покупателя.
практикум
– Понимать значение и правильно использовать термины
«благотворительность», «благотворительный фонд»;
– называть группы населения, которые могут нуждаться в
благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания благотворительной помощи
тем, кто в ней нуждается.
проект
25
Страхование
1
26
В бассейне
1
2728
Делаем ремонт
1
29
Праздничный
торт
1
30
Обустраиваем
участок
1
3132
Поход в кино
1
33
Отправляемся в
путешествие
1
34
Составляем
словарик по
финансовой
грамотности
1
– Понимать значение и правильно использовать термины
«страхование», «страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Модуль «Математическая грамотность»
практикум
– Анализировать расписание занятий с целью определения свой
занятости;
– решать задачи на определение стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок является более выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи.
– Понимать, что такое «смета»;
практикум
– решать задачи на расчёт количества необходимого материала для
ремонта кухни;
– решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для
ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.
практикум
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
– определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы
уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;
– сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые
преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
практикум
– Читать простой чертеж и определять его масштаб;
– находить площадь и периметр участка и построек на нём;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
практикум
– Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
практикум
– Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
практикум
– Понимать значение и правильно использовать финансовые
термины; иллюстрировать изученные понятия;
– составлять математические задачи с изученными финансовыми
терминами
практикум
Календарно-тематическое планирование
«Функциональная грамотность»
1 класс
Тема занятия
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Всего
часов
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и
заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Грузинская сказка. Лев и заяц.
Русская народная сказка. Как лиса
училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Про курочку рябу, золотые и
простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили
бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка и
лисичку.
Про медведя, лису и мишкин мед.
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь прибыль
делили.
Как мужик золото менял.
Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный
шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения
воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в
пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.
Итого: 33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата проведения
По
Факт.
плану
Календарно-тематическое планирование
«Функциональная грамотность»
2 класс
Тема занятия
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Михаил Пришвин. Беличья память.
Про беличьи запасы.
Беличьи деньги.
Про белочку и погоду.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Медвежье потомство.
Поврежденные и фальшивые деньги.
Лесные сладкоежки.
Лев Толстой. Зайцы.
Про зайчат и зайчиху.
Банковская карта.
Про зайчишку и овощи.
Николай Сладков. Веселая игра.
Лисьи забавы.
Безопасность денег на банковской
карте.
Лисьи норы.
Обыкновенные кроты.
Про крота.
Про кредиты.
Корень часть растения.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про ежа.
Про вклады.
Занимательные особенности яблока.
Полевой хомяк.
Про полевого хомяка.
Ловушки для денег.
Про хомяка и его запасы.
Про бобров.
Бобры строители.
Такие разные деньги.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Встреча друзей.
Итого: 34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата проведения
По плану
Факт.
Календарно-тематическое планирование
«Функциональная грамотность»
3 класс
Тема занятия
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно
«работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Проверь себя.
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные деньги?
Виды расходов.
На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи.
Как сэкономить семейные деньги?
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные
деньги.
Проверь себя.
Итого: 34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата проведения
Планир.
Факт.
Календарно-тематическое планирование
«Функциональная грамотность»
4 класс
Тема занятия
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Всего
часов
1
1
1
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и
головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство и предметы
обихода русской избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Творческая работа.
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.
Составляем словарик по финансовой
грамотности.
Итого: 34
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
2
1
1
Дата проведения
По плану
Факт.
Учебно-методические средства обучения
1. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В.
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников/ М.В. Буряк, С.А.
Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 114 с. – (Учение с увлечением).
3. Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажёр для школьников. 3 класс.
ООО «Планета», 2022.
4. Финансовая грамотность . Учимся разумному финансовому поведению . Юлия Корлюгова,
Елена Гоппе.
5. С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/ Учимся
разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО,2020
6. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4
классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,-Москва,2019
7. Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажёр для школьников. 4 класс.
ООО «Планета», 2023.