Удивительный мир информатики

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Артемовского муниципального округа ИНН 6602007205 КПП 667700,5000,5
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@inbox.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Удивительный мир информатики»
9 класс на 2025-2026 учебный год

г. Артёмовский, 2025 год

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель курса:
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к
основному государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи курса:
1) выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
2) сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с
кратким ответом, практическое задание);
3) сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
4) развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих
требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования:
Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении данного курса, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми
в процессе учебной деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при данного курса, являются:
 владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;















владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать
форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты включают в себя:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей –
таблицы, схемы, диаграммы;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1.1. «Основные подходы к разработке контрольных измерительных
материалов ОГЭ по информатике»
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9
класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы
контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике.
Основные термины ОГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»
Модуль №1 «Информационные процессы»
2.1. Представление и передача информации
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация
описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов.
Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой
информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи
информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование
информации.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
2.2. Обработка информации.
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение
задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и
их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего
назначения.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
2.3. Основные устройства ИКТ.
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и
файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов.
Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров
информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость
информационных продуктов, услуг связи.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
МОДУЛЬ № 2 «ИКТ»
2.4 Основные устройства, используемые в ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие операции
по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке
и т.д.); использование различных
носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и
технические условия
безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление
объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и
разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка
количественных параметров информационных объектов. Объём памяти, необходимый для
хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов.
Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг
связи

2.5. Поиск информации
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации.
Построение запросов. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и
другие справочные системы
2.6. Проектирование и моделирование.
Чертежи. Двумерная графика. Графы. Использование стандартных графических объектов
и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные
модели. Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических
объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение; работа с
областями (выделение, копирование, заливка
цветом); коррекция цвета, яркости и контрастности. Понятие математической модели.
Задачи, решаемые с
помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры:
компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий
сигналы от
цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в
том числе движущимися)
устройствами
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
2.7. Математические инструменты, электронные таблицы.
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по
ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных
версий.
2.8. Организация информационной среды.
Электронная почта как средство связи. Сохранение информационных объектов из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из
Интернета). Организация информации в среде коллективного использования
информационных ресурсов. Технология адресации и поиска информации в Интернете.
Решение задач с использованием кругов Эйлера. Восстановление доменного IP-адреса.
3. Итоговый контроль. Решение тестов ОГЭ
Осуществляется через систему конструктор сайтов или тестов в которую заложены
демонстрационные версии ОГЭ по информатике частей 1 и 2.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Структура курса представляет собой набор логически законченных и
содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и
практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический
материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени
подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня
подготовленности
учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего
контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается
совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно.

Данный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с
практическим решением заданий в формате ОГЭ.
Обучение по данной программе сопровождается наличием у каждого обучаемого
раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и
электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в
формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по
определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить
внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего
задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем
курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных
работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов,
например, «Сдам ГИА».
Основными методами обучения по программе курса являются практические методы
выполнении заданий практикума. Практическая деятельность позволяет развить
исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать основные
умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и
постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения
практического задания.
Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические
положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на
практике могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной
задачи.
Итак, для обучения учеников по данной программе применяются следующие
методы обучения:
 демонстрационные (презентации, обучающие программные средства);
 словесные (лекции, семинары, консультации);
 практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места,
подбор необходимого оборудования; выбор программного обеспечения для
выполнения своей работы).

3. Тематическое планирование

2

Тема
Основные подходы к разработке контрольных
измерительных материалов ОГЭ по
информатике»
Представление и передача информации

3

Обработка информации

8

4

Основные устройства ИКТ.

2

5

Поиск информации

4

6

Проектирование и моделирование.

2

7

Математические инструменты, электронные
таблицы
Организация информационной среды,
Решение тестов ОГЭ

2

ИТОГО

34

1

8
9

Кол-во часов
1

5

6
4

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п
1.

2.
3.

4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.

11.

12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.

Название темы

Кол-во
часов

Знакомство с контрольноизмерительными материалами ОГЭ по
информатике 2020
Объём памяти, необходимый для
Хранения текстовых данных
Проверочная работа №1 «Объём
памяти, необходимый для
хранения текстовых
данных»
Декодирование кодовой
последовательности
Проверочная работа №2
«Декодирование кодовой
последовательности»
Определение истинности
составного высказывания
Проверочная работа №3 «Определение
истинности составного высказывания»
Анализ простейших моделей объектов

1

Проверочная работа №4 «Анализ
простейших моделей объектов»
Анализ простых алгоритмов для
Конкретного исполнителя с
фиксированным набором команд
Проверочная работа №5 «Анализ простых
алгоритмов для конкретного исполнителя с
фиксированным набором команд»
Формальное исполнение алгоритмов,
записанных на языке программирования
Проверочная работа №6 «Формальное
исполнение алгоритмов, записанных
На языке программирования»
Принципы адресации в сети Интернет

1

Проверочная работа №7 «Принципы
адресации в сети Интернет»
Принципы поиска информации в
Интернете
Проверочная работа №8 «Принципы
Поиска информации в Интернете»
Анализ информации,
представленной в виде схем
Проверочная работа №9
«Анализ информации,
представленной в виде схем»
Запись чисел в различных системах
счисления
Проверочная работа №10 «Запись чисел в
различных системах
счисления»

1

1
1

1
1

1

1

1

Дата

Дом.задание

Прототип
задания № 1
Прототип
задания № 1
Прототип
задания № 2
Прототип
задания № 2
Прототип
задания № 3
Прототип
задания № 3
Прототип
задания № 4
Прототип
задания № 4
Прототип
задания № 5

1

Прототип
задания № 5

1

Прототип
задания № 6
Прототип
задания № 6

1

Прототип
задания № 7
Прототип
задания № 7
Прототип
задания № 8
Прототип
задания № 8
Прототип
задания № 9
Прототип
задания № 9

1
1
1
1

1

Прототип
задания № 10
Прототип
задания № 10

Прототип
задания № 11
Прототип
задания № 11

Поиск информации в файлах
и каталогах компьютера
Проверочная работа №11 «Поиск
информации в файлах и каталогах
компьютера»
Определение количества и
информационного объёма
файлов, отобранных по
некоторому условию
Проверочная работа №12 «Определение
количества и
информационного объёма файлов,
отобранных по некоторому условию»
Создание презентации

1

27.

Проверочная работа №13.1 «Создание
презентации»

1

28.

Создание презентации текстового
документа

Прототип
задания № 13.2

29.

Проверочная работа №13.2 «Создание
презентации текстового документа»

Прототип
задания № 13.2

30.

Обработка большого массива данных с
использованием средств электронной
таблицы
Проверочная работа №14 «Обработка
большого массива данных с
использованием средств электронной
таблицы»
Создание и выполнение программы
(алгоритма)для заданного исполнителя
Проверочная работа №15 «Создание и
выполнение программы (алгоритма)для
Заданного исполнителя»
Решение тестов ОГЭ

22.
23.

24.

25.

26.

31.

32.
33.

34.

1

1

Прототип
задания № 12

1

Прототип
задания № 12
Прототип
задания № 13.1
Прототип
задания № 13.1

1

Прототип
задания № 14

1

Прототип
задания № 14

1

1

Прототип
задания № 15
Прототип
задания № 15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».