Тропинка к своему Я

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Артемовского муниципального округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@inbox.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

«Тропинка к своему Я»
Уровень общего образования (класс) основное общее образование
(8,9 класс)

г. Артемовский, 2025 г.

Аннотация к программе по психологии для 8-9 классов
Программа занятий для 8-9 классов составлена на основе авторской программы
А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).
Цели программы:
1.
Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
2.
Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности,
развитию позитивного образа собственного будущего.
3.
Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие
успешной адаптации в обществе.
4.
Повышение
компетентности
учащихся
(личностные,
социальные,
коммуникативные).
5.
Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
6.
Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Данные цели реализуются через решение психолого-педагогических задач,
обеспечивающих становление личности ребенка:
1. Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
2. Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение
интереса к другим людям и самому себе.
3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.
4. Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и
самосовершенствования.
5. Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения
жизненных ситуаций.
6. Формировать навыки саморегуляции.
7. Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
8. Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других
людей.
В соответствии с планом внеурочной деятельности (социальное направление)
программа рассчитана на, 35 часов в 8 классе и 34 часа в 9 классе (по 1 часу в неделю).
Курс занятий по психологии направлен на формирование у учащихся следующих
умений и способностей.
Личностные компетенции: умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
умение различать и описывать свои эмоциональные состояния; способность
контролировать эмоции, управлять ими; умение отстаивать свою позицию в коллективе и
одновременно дружески относиться к одноклассникам; стремление к изучению своих
возможностей и способностей; успешная адаптация в социуме.
Метапредметные компетенции: умение анализировать; умение работать с
текстом; развитие воображения; развитие внимания и памяти.

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по психологии составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2) постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях».
3) программа формирования психологического здоровья младших
школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва,
2011).
Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время
выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Особенно
трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние
накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Тем
более что, как правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких
условиях находится большинство современных российских подростков.
Подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом
через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или
какими-то иными способами.
Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность
поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе.
Групповые
психологические занятия необходимы современным
подросткам, обучающимся в учебных заведениях различного профиля.
Основной задачей данного цикла занятий по психологии является
формирование навыков саморегуляции. Опыт, который дети приобретут в
результате данного курса занятий, поможет им научиться справляться со
стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно
взаимодействовать с окружающими.
Программа выстроена, основываясь не только на возрастных
особенностях подростков, но и на особенностях, а также интересах,
присущих учащимся разного возраста.
Программа занятий для 8-9 классов составлена на основе авторской
программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).
Подростки 13-14 лет, переживают один из самых трудных этапов
«трудного» возраста. Главное приобретение этого периода — «чувство
взрослости», которое окрашивает всю жизнь подростка: хочется реального
участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом раздражает
отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится
особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся
3

к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей,
но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек.
Не случайно именно 13-14-летние подростки часто приобщаются к
наркотикам, вовлекаются в правонарушения.
Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не
всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить
подросток. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее
важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, почему
я испытываю смущение, что делать, чтоб меня услышали, что такое
критическое мышление и ответственность, как сделать правильный выбор в
трудной ситуации и т.д.
В 9 классе основными проблемами, которые важны для подростков в
силу возрастных особенностей развития, выступают отношения с
родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной
раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения
конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть
смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям,
профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Данная программа позволяет учащимся на уроке познавать не только
психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя,
закономерности, механизмы, сущность, условия развития личности;
сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его
целях и результатах. Большинство заданий носят предельно обобщенный
характер, являясь по сути лишь алгоритмом, который каждый ученик
наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока
и школьного класса не позволяет открыто работать с теми или иными
затруднениями отдельных обучающихся.
Цели программы:
1. Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний
мир
2. Формирование адекватной самооценки, снижению уровня
тревожности, развитию позитивного образа собственного
будущего.
3. Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки,
способствующие успешной адаптации в обществе.
4. Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные,
коммуникативные).
5. Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового
возраста.
6. Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Данные цели реализуются через решение психолого-педагогических
задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
4

1. Формировать общие представления учащихся о психологии как
науке.
2. Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека,
пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.
4. Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов
самопознания и самосовершенствования.
5. Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и
разрешения жизненных ситуаций.
6. Формировать навыки саморегуляции.
7. Развивать чувство собственного достоинства, адекватную
самооценку.
8. Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания
других людей.
Курс занятий по психологии направлен на формирование у учащихся
следующих умений и способностей.
Личностные компетенции:
 умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
 умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
 способность контролировать эмоции, управлять ими;
 умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно
дружески относиться к одноклассникам;
 стремление к изучению своих возможностей и способностей;
 успешная адаптация в социуме.
Метапредметные компетенции:
 умение анализировать;
 умение работать с текстом;
 развитие воображения;
 развитие внимания и памяти.
В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2019-2020
учебный год для реализации программы курса выделено 35 часов в 8 классе и
34 часа в 9 класса (по 1 часу в неделю) в соответствии с учебным планом.
На занятиях используются следующие формы организации
деятельности:
1. индивидуальная;
2. групповая;
3. игра;
4. беседа.

5

Календарно-тематическое планирование программы
для 8 класса, 35 часов
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Содержание занятия
Вводное занятие.
Наедине с собой?
Что я знаю о себе.
Мое имя.
Мои имена.
Мое уникальное «Я».
Я глазами других.
Как меня видят другие?
Мои достоинства и недостатки.
Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.
Если бы мои другом был… я.
Мои недостатки.
Как превратить недостатки в достоинства?
Мои ценности.
Наши ценности.
Я в «бумажном зеркале».
«Отражение».
Планирование времени.
Время взрослеть.
Моя будущая профессия.
Как я выгляжу?
Как я выгляжу?
Моя семья.
«Трудные дети» и «трудные родители».
Мои права в семье.
Что такое дружба.
Мужчины и женщины.
Я – … (мужчина, женщина).
Что такое любовь?
Рисковать или не рисковать?
Что такое уверенность в себе.
Тренируем уверенность в себе.
Уверенное выступление.
Умение сказать «нет».
Чем уверенность отличается от самоуверенности.
Итого:

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35

Дата
проведения
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05
28.05

6

Календарно-тематическое планирование программы
для 9 класса, 34 часа
№

Содержание занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Общение, общительность, трудности в общении
Какая бывает информация
Невербальная информация.
О чем говорит наша мимика?
О чем говорят наши жесты?
Как лучше подать информацию?
Как лучше понять информацию?
Барьер на пути информации. Виды барьеров.
Барьеры, которые создаю я сам.
Каналы обработки информации: зрительные, слуховые,
чувственные. Восприятие и обработка.
Практическое занятие: «Визуал, аудиал, кинестетик».
Стереотипы в общении.
Позиции в общении.
Доминантная и недоминантная позиция в общении,
общение «на равных». Психологическое содержание.
Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный,
общение-диалог).
Практическое занятие «Стили общения».
Конфликт. Причины, виды.
Человек в конфликте. Эмоции.
Стили поведения в конфликте.
Практическое занятие: «Мои стили поведения в
конфликте».
Плюсы и минусы различных стратегий поведения в
конфликте.
Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Все дело в
шляпе!
А зачем мне это?
Ролевая игра «разреши конфликт».
Доверие, недоверие.
Умею ли я доверять? Экспресс-диагностика уровня
доверия другим людям.
Умение слушать.
Практическое занятие: «Умею ли я слушать?».
«Трудные» люди (эгоцентрик, зануда, агрессор). Правила
общения с «трудными людьми».

11.
12.
13.
14.
1516
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
3032
33.
34.

Оценка владения навыками общения на модели игровой
ситуации «Потерпевшие кораблекрушение».
Итоговое занятие.
Итого:

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11

1
1
1
1

21.11
28.11
05.12
12.12

2
1
1
1
1
1

19.12
26.12
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02

1

20.02

1

27.02

1
1
1
1

05.03
12.03
19.03
02.04

1
1
3

09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05

1
1
34

21.05

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».