Театральное искусство

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Артемовского муниципального округа ИНН 6602007205 КПП 667700,5000,5
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@inbox.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 5 ЛЕТ
ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

г. Артемовский,2025

Пояснительная записка

•
•
•

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральное искусство» для учащихся
5-9 классов разработана в соответствии с требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012г №273 –ФЗ «Об образовании в РФ»
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго
поколения
Письма Министерства образования и науки «Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
При разработке программы были использованы учебнометодические пособия:
В.Г.Григорьева, П.В.Степанова методический конструктор «Внеурочная деятельность
школьников» пособие для учителей, А.П.Ершова «Театральная педагогика», А.П.Ершова,
В.М.Букатов «Театральные подмостки школьной дидактики», Р.Ганелин Программа
обучения детей основам сценического искусства Школьный театр.

•

Актуальность программы.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач
общества и государства является воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования
понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,
составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как
процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и
других ценностей. Формирование активной деятельностной позиции; выстраивание
социального партнерства школы с семьей.
Данная программа направлена на создание условий для развития творческой личности
и создание условий для её самореализации. Занятия театральной деятельностью не только
развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и
общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию,
творчеству в любой области. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира,
увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других,
развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального
искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом,
получая максимально положительный результат. Проиграв этюд-эксперимент, школьники
могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом
опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация) способствует внешней и
внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу,
вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие
качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более
осмысленно;

•

активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он
начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом
всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы,
«когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим
обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в
своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация
самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка
программы внеурочной деятельности.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к
воспитанию,
Образованию, развитию ребёнка средствами театра, т.е. ребёнок на всех уровнях –
от первого года обучения к пятому – становится вовлечённым в продуктивную творческую
деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (толкователя
отдельной роли), а с другой (на более высоких ступенях) – художника, композитора,
режиссёра, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль
художника-творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления
своего собственного отношения, а значит, внутренней свободы открытости миру в
противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей всех возрастных групп.
Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагогарежиссёра, который на всех его этапах является соавтором, сотворцом ребёнка.
Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности,
включая её физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены
занятия по сценическому движению, пантомиме. Программа предполагает изучение
истории мирового театра
В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания
спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ
зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление
знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются,
что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование
процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным
результатом программы.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность,
позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать,
планировать, ставить задачи.
Курс внеурочной деятельности «Театральное искусство» выполняет познавательную,
воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций сформированы цели и
задачи.
Цель программы: Создание условий для гармоничного развития ребенка,
эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества,
сотрудничества. Формирования общей культуры, самореализации и самоопределения
обучающихся средствами театрального искусства.

•
•
•
•
•
•
•

Задачи:
формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми
социальными группами;
развитие эмоциональной сферы ребенка,
воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения;
формирование интереса к театру как средству познания жизни,
духовному обогащению;
развитие творческих способностей.
создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения обучающихся, их
самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы,
преодолеть робость и застенчивость ознакомлению с общечеловеческими ценностями
мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуре.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере
деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как
уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения
объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что
нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на
предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и
моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеосюжеты
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной
работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших
результатов.
В программе используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
словесный (беседа, этическая беседа, рассказ, диалог); - наглядный (репродукции,
фильмы, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в
совместной продуктивной деятельности);
практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через
игры, упражнения, этюды;
- - применение знаний через постановку спектаклей;
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность - показ спектаклей;

- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары,
интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу; - частично-поисковый - во время
работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы: .
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние препятствия и зажимы на пути к
созданию и воплощению образа; - тотального выражения - включение психофизического
аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;
- физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых физических
действий;
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
2. Принципы:
активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в классе
предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие
в спектаклях; - сотрудничества - в процессе работы педагоги и учащиеся выступают в
качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется
принцип работы творческой мастерской; - организации процессов актерской импровизации
в условиях театральной образности;
систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших
упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии,
памяти, воображения, чувства ритма и т.д.;
индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и
подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой
творческой деятельности, выбранной ими в будущем.

•
•
•

Организационные формы:
Групповая- эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой
деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
Парная рассчитать работу на двоих.
Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому
необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять
задание. Форма педагогической деятельности — учебное занятие. Форма групповой
работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
Функции педагога при групповой работе:
1.
контролирует;
2.
отвечает на вопросы;
3.
регулирует споры;
4.
дает направление творческой деятельности.
5.
объясняет
6.
показываеет

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные
учебные действия.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•









Планируемы результаты освоения программы Личностные результаты
освоения курса:
идентифицируют себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
различают основные нравственно-этические понятия;
соотносят поступок с моральной нормой;
оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в
соответствии с правилами поведения,
проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,
сопереживание, сочувствие, помощь и др.
выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание,
удивление, желание больше узнать;
оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач;
применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются
с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре
(дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых
операций (алгоритм действий);
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно,
истинно, существенно, несущественно»);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной)
деятельности;
оценивать результаты деятельности (чужой, своей);
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечая на вопрос «что я
не знаю и не умею?»), находят ошибки, устанавливают их причины.
Познавательные универсальные учебные действия:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеосюжетов,
проводить сравнение и анализ поведения героя; • понимать и применять полученную
информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к
общему решению;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. оформлять
диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования,
приводят убедительные доказательства; уметь самостоятельно выбирать, организовывать
небольшой творческий проект, импровизировать; работать в группе, в коллективе;
выступать перед публикой, зрителями.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

Предметные
Учащиеся будут знать
правила поведения зрителя, этикету в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся будут уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную
тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические
ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно
оценить по трём уровням.
Первый уровень результатов – (Приобретение школьником социальных знаний)
Знаком с правилами поведения в театре и поло-ролевым этикетом (в процессе
посещения спектаклей в профессиональных театрах), нормами трудовой этики (во время
репетиций), с образцами социально-приемлемого или не приемлемого поведения (чрез
разбор содержания готовящегося мини спектакля)

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (формирование ценностного отношения к
социальной реальности: получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
про социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия) школьник может приобрести опыт общения с представителями
других социальных групп, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с
другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со
сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами. Получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном
действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

•
•
•
•
•

•

•
•
•

Планируемые результаты освоения программы
1 год обучения
осваивают основы первичных представлений о театре и его истории, владеют театральной
терминологией;
приобретают начальное умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в
наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;
приобретают первоначальное умение превращать своё поведение в поведение другого
человека, животного, предмета;
закрепляют навыки работы в группе, общения друг с другом, выстраивают партнерские
отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании;
развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональность,
творческую фантазию и воображение, внимание и память, образное мышление, чувство
ритма;
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.
2 год обучения:
освоить теоретически и практически понимание того, что поведение, действие –
выразительный язык актера, что актер – главное чудо театра;
освоить навыки выполнения простых физических действий, сопровождаемых текстовым
материалом;
владеть и пользоваться словесными воздействиями;

•
•

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

иметь навык импровизационного оправдания установленных мизансцен; навык домашней
работы над ролью; уметь вносить корректировку в своё исполнение отрывка;
уметь оценить работу своих товарищей, анализировать предлагаемый материал и
формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя; способны
к состраданию, сочувствию, сопереживанию;
помогать в освоении элементов актерского мастерства на практике своим товарищам через
выступления перед одноклассниками и другой аудиторией;
уметь работать в группе, общаться друг с другом, самостоятельно выстраивать партнерские
отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании.
3-5 год обучения Знать:
основные виды и жанры театрального искусства;
выдающихся актеров театра;
основные законы сцены;
уметь:
анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои
идеи и ощущения до слушателя;
вносить корректировки в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;
работать в группе, общаться друг с другом, самостоятельно выстраивать партнерские
отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании.
сострадать, сочувствовать, сопереживать;
в случае надобности помочь партнёру, удерживая свою задачу;
применять полученные знания в создании характера сценического образа;
стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего
культурного кругозора;
активно участвовать в репетиционной работе с поиском средств реализации заданного
характера, поиске психофизического оправдания, поиске средств органичности и
выразительности.
Данная образовательная программа имеет общекультурную направленность. Срок
реализации программы - 5 лет. Программа ориентирована на обучающихся 5-9 классов
Предлагаемая программа имеет общий объём 170 часов:
5 класс – 34 часа
6 класс – 34 часа
7 класс – 34 часа
8 класс - 34 часа
9 класс - 34 часа
Занятия техникой и культурой речи проводятся на каждом занятии не зависимо от
темы занятия.

•

Программа включает следующие разделы
Театр как вид искусства.
•
Актерская грамота, Сценическое искусство
•
Художественное чтение.
•
Сценическое движение.
Театральная игра

•
•
•

Поход в театр
Работа над пьесой.
Репетиционный период (постановка мини-спектаклей)

Учебно –тематический план программы «Театральное искусство»
5 класс (34 час.)
№

Раздел программы

1.

Вводное занятие

2.

История театра. Театр как вид
искусства
Актерская грамота,
сценическое искусство

3.

Количество
часов

1
2

1

1

1

2

5.

Сценическое движение.

2

6.

Работа
над
пьесой,
инсценировкой.
Экспромт театр
Репетиционный
период.
Постановки по сказкам и
инсценировкам рассказов

3

10.
ИТОГО:

0,5

7

3

Поход в театр для детей и
юношества
Итоговое занятие

0,5

1

Художественное чтение

9.

Количество
часов
(практика)

8

4.

7.
8.

Количество
часов
(теория)

2
1

2

2
10

2

2
8

2

1

1

1
34

0,5

0,5

Характеристика деятельности обучающихся
Знакомство с учителем. Организационные вопросы.
Инструктаж по технике безопасности. Игры на сплочение.
Знакомство с понятием театр. История театра. Знакомство с
театральными профессиями. Театральными жанрами.
На занятиях в игровой форме идет работа на развитие
внимания, воображения и фантазии, разыгрываются этюды
на взаимодействие с партнером. Овладение навыками
пантомимы. Этюдное оправдание словесных действий
Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на
скороговорках и чистоговорках.
Знакомство с законами художественного чтения. Основами
сценической лепки фразы. Чтение вслух литературных
произведений
Работа
над
пластикой.
Разучивание
простейших
танцевальных движений
Учимся работать с пьесой, инсценировкой. Определение главной
темы. Идеи автора. Определение жанра. Чтение пьесы.
Учимся импровизации на экспромт постановках
Постановки по выбранным произведениям. Осваиваем
сценическое
пространство.
Овладеваем
навыком
взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем
навыки художника, реквизитора, костюмера.
Просмотр профессионального спектакля. Обсуждение.
Подведение итогов. Наши удачи и чему еще нужно научиться

Учебно –тематический план программы «Театральное искусство»
6 класс (34 час.)
№

Раздел программы

Количество
часов

Количество
часов
(теория)

Количество
часов
(практика)

1.

Вводное занятие

2.

История театра. Театр как
вид искусства

3

3.

Актерская грамота,
сценическое искусство

11

1

10

4.

Художественное чтение

4

1

3

5.

Сценическое движение.

2

0,5

1,5

6.

Поход в театр для детей и
юношества
Работа
над
пьесой,
инсценировкой.
Репетиционный период.
Постановки по сказкам и
инсценировкам рассказов

2

7.
8.

9.
Итоговое занятие
ИТОГО:

1

0,5

0,5

1

2

2

Характеристика деятельности обучающихся
Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
Игры на сплочение.
Знакомство с театрами Древнего Востока, Древней Греции. Театр в
ряду других искусств. Просмотр фрагментов видео-спектаклей.
Презентации «Театры Санкт-Петербурга»
На занятиях в игровой форме идет работа на, развитие внимание
воображения и фантазии, разыгрываются этюды
на взаимодействие с партнером. Упражнения на коллективную
согласованность действий. Формирование представления о
соответствии работы тела и речи. Закрепление навыков действия в
пантомиме. Этюдное оправдание словесных действий.
Учимся строить правильно фразу. Понятие текста и подтекста,
произносимой фразы. Читка литературного произведения и его
разбор.
Работа над пластикой Элементы современного танца.
Танцевальная импровизация.
Просмотр профессионального спектакля. Обсуждение.

2

1

1

Учимся работать с пьесой, инсценировкой. Определение главной
темы. Идеи автора. Определение жанра, конфликта. Чтение пьесы.

8

2

6

1
34

0,5

0,5

Постановки
по
выбранным
произведениям.
Осваиваем
сценическое пространство. Овладеваем навыком взаимодействия,
сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки художника,
реквизитора, костюмера.
Подведение итогов. Наши удачи и чему еще нужно научиться

Учебно –тематический план программы «Театральное искусство»
7 класс (34 час.)
№

Раздел программы

1.

Вводное занятие

2.

История театра. Театр
как вид искусства
Актерская грамота,
сценическое искусство

3.

Количество
часов

1
2

Количество
часов
(теория)

Количество
часов
(практика)

1
1

1

11

1

10

1

2

4.

Художественное чтение

3

5.

Сценическое движение.

2

2

6.

Экспромт театр

2

2

7.

Поход в театр для детей
и юношества
Работа над пьесой,
инсценировкой.

2

2

2

1

1

Репетиционный период.
Постановки.

8

1

7

1
34

0,5

0,5

8.

9.

10. Итоговое занятие
ИТОГО:

Характеристика деятельности обучающихся
Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
Побуждающая беседа «Ваши предложения: перспектив роста»
Гении русской сцены. Современные школьные театры. Заочная экскурсия по
современным театрам.
Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах». Игры и упражнения на
импровизацию. Учимся бессловесному общению и выражению эмоций.
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного
управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, силой его
звучания»
2. Чтение стихов Евтушенко, А. Вознесенского, Маяковского. Их разбор.
Чтение стихов разными исполнителями. Чтение прозы.
Пластика. Контрастная музыка. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их
движений. Учим «Полонез», «Переходный вальс»
Импровизация высший пилотаж. Импровизируем по отрывкам, выбранных из
литературных произведений.
Просмотр профессионального спектакля. Обсуждение.
Особенности композиционного по строения пьесы: ее экспозиция, завязка,
кульминация и развязка. Время в пьесе. Деление пьесы на эпизоды и пересказ
их учащимися. Работа с текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и
мотивов поведения отдельных персонажей. Диалог, монолог. Работа над
выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
Основная этюдно-постановочная работа по ролям. Работа над
отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом
2. «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста»,
Выстраивание мизансцен. Пластический рисунок и характер героев.
Репетиции по эпизодам. Подбор музыки к мини-спектаклю. Подбор
реквизита и костюмов. Создание афиши и программки.
Подведение итогов. Наши удачи и чему еще нужно научиться

Учебно –тематический план программы «Театральное
искусство» 8 класс (34 час.)
№

Раздел программы

Количество
часов

Количество
часов
(теория)
0,5

Количество
часов
(практика)
0,5

1.

Вводное занятие

1

2.

Актерская грамота,
сценическое искусство

6

1

5

3.

Работа
над
инсценировкой.
Репетиционный
Постановки.

пьесой,

3

1

2

период.

21

2

19

2
1
34

1
0,5

1
0,5

4.

5.
6.

Выступление
Итоговое занятие

ИТОГО:

№

Раздел программы

1.

Вводное занятие

2.

Актерское мастерство

3.

Работа
над
инсценировкой.
Репетиционный
Постановки.

4.

5.
6.
ИТОГО:

Выступление
Итоговое занятие

пьесой,
период.

Характеристика деятельности обучающихся

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Игры
на сплочение.
Этюды. Этюд, как подготовка актера к работе над спектаклем, образом.
Этюд –упражнение с содержанием.
общению и выражению эмоций.
Работа с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи автора.
Определение жанра. Чтение пьесы.
Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем
навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки
художника, реквизитора, костюмера.
Выступление. Анализ проделанной работы. Удачи и не удачи.
Подведение итогов. Наши удачи и чему еще нужно научиться

Учебно –тематический план программы «Театральное искусство»
9 класс (34 час.)
Количество Количество Количество
Характеристика деятельности обучающихся
часов
часов
часов
(теория)
(практика)
1
0,5
0,5
Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Игры
на сплочение.
5
1
4
Закрепление навыков актерского мастерства. «Я в предлагаемых
обстоятельствах», развитие артистической смелости. Приёмы запоминания
текста роли в постановке.
2
1
1
Работа с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи автора.
Определение жанра. Чтение пьесы.
23
2
21
Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем
навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки
художника, реквизитора, костюмера, звукорежиссера.
2
1
1
Выступление. Анализ проделанной работы. Удачи и не удачи.
1
0,5
0,5
Подведение итогов. Наши удачи и чему еще нужно научиться
34

Содержание программы «Театральное искусство»
1-й год обучения
1. Вводное занятие «Разрешите представиться»

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Инструктаж по технике
безопасности
2. История театра. Театр как вид искусства
Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Общее представление о
видах и жанрах театрального искусства: (драматический театр, музыкальный театр (опера, балет,
оперетта, мюзикл, театр кукол) и др.
Народные истоки театрального искусства. Скоморохи – первые профессиональные актеры на
Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.
Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто
есть, кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
3. Актерская

грамота

и

сценическое

искусство

Многообразие выразительных средств в театре
Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым
оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.
Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место,
время, ситуацию, партнеров.
Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия.
Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание
заданной цепочки словесных действий.
Тренинги на внимание
Развиваем воображение и фантазию Упражнения на
расслабление и напряжение
Обретения навыка оправдания своих действий, высказываний, вдумчивости
4. Художественное чтение
Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Основы практической работы

над голосом. Гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение
фразы. Фраза простая и сложная.
Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.
Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения
Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром
литературного произведения.
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым
аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью
Привитие интереса к чтению: чтение вслух, чтение вслух по ролям, чтение с актерской
выразительностью
5. Сценическое движение
Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Работа с
равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Беседы: «В поисках собственного стиля», «Об Айседоре Дункан».
«Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Фигурный вальс».
Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе.
Научить красиво двигаться, держать корпус. Через умение красиво двигаться формировать
чувства уверенности и раскованности. Разучивание элементарных танцевальных движений.
Разучивание элементов танца.

6. Работа над пьесой, инсценировками рассказа и сказки
Работа над выбранной пьесой, инсценировкой осмысление сюжета, выделение основных событий,
являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи
автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра будущего спектакля
Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто
это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное
чтение по ролям, расстановка ударение в тексте,
упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и
движения.
7. Экспромт театр:

Активно и сиюминутно включает ребенка в творческий процесс, доставляя радость от творчества.
Экспромт театр приучает ребенка к самодисциплине, к интенсивности в работе, включает в и
развивает навык коллективного труда, в познании на собственном опыте социализирующую роль
искусства. Развивает воображение и фантазию. Ребенок научается импровизации.
8 Работа над постановкой инсценировки
Выбор

произведения.

Определение

главной

темы

рассказа

и

идеи

автора.

Раскрывающиеся через основной конфликт. Распределение ролей.
Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление
выстроенных мизансцен.
Репетиция по эпизодам. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых диалогов. Темпоритм речи. Отработка монологов.
Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов и роли.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита
и элементов костюма.
Подбор музыки для музыкального оформления спектакля.
Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
9. Поход в театр для детей и юношества Просмотр спектакля его обсуждение.
10. Итоговое занятие:

Подведение итогов и достижений

Содержание программы 2-й год
обучения
1. Вводное занятие.

Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 2-ом году обучения. Инструктаж по
технике безопасности
Анкета «Ваши предложения по работке на уроках»
2. История театра. Театр как вид искусства

Страницы истории театра: театр Древнего Востока. Страницы истории театра: театр Древней
Греции.

Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр. Театр в ряду других
искусств. Общее и особенное.
Виды театральных жанров.
Театры Екатеринбургав
Презентация «Театры Екатеринбурга» Презентация «История театра» Презентация
«Виды и жанры театра»
Нарисуй фантазийный театр. Нарисуй театр эмоции.
3. Актерская грамота и сценическое искусство
Первоначальное представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть
статичность исполнения.
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству.
Игры и упражнения на формирования навыка пантомимы: Тренинги на
внимание
Развитие фантазии и воображения Этюды
Игры импровизации
4. Художественное чтение

Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Чтение произведения вслух как
последний этап освоения текста. Словесные воздействия в живой речи и использование их в чтецкой
работе. Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Отработка

навыка

правильного

дыхания

при

чтении

и

сознательного

управления

речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью.)
Основы сценической «лепки» фразы (логика речи).
Самостоятельная подготовка произведения к исполнению (на материале русской прозы и поэзии).
Читаем текст, расставляем логические, авторские и синтаксические паузы Читаем текст вслух
вкладывая свой подтекст, который может совсем не соответствовать читаемому тексту, но понятен
слушателю.
5. Сценическое движение
Работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Продолжение работы над разминкой плечевого пояса. Позиции
рук, позиции ног. Виды поклонов. Походка
Элементы разных по стилю танцевальных форм. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их
движений. Элементы современного танца. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
6. Поход в театр для детей и юношества.
Просмотр спектакля. Обсуждение. Выбор пьесы, рассказа для инсценировки. Особенности
композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе.
Персонажи- действующие лица спектакля.
Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся
поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора,
раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра будущего спектакля. Чтение и
обсуждение пьесы, ее темы, идеи.
9. Репетиционный период. Постановка сказки и рассказа
Распределение ролей. Читка по ролям. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых
диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов. Выстраивание взаимодействия исполнителей.
Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен Репетиция по
эпизодам. Пластический рисунок роли. Темпо ритм.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов и роли. Репетиции
отдельных картин в разных составах.
Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки
для музыкального оформления спектакля.
10. Итоговое занятие
Теория: подведение итогов
Практическая работа Викторина по разделам программы обучения за год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3-й год обучения
1. Вводное занятие.
Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста. Инструкция по технике
безопасности.
2. История театра. Театр как вид искусства

Актер средневекового театра. Актер средневекового театра. Символика и условность
оформления

средневекового

спектакля.

Связь

театра

со

средневековой

литературой

и

изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных
театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях).
Знакомство с искусством средневековой Европы по презентации, по описаниям театральных
представлений. Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров.
Подготовка этюдов «Средневековый театр».
Судьба школьного театра в России. Знакомство с жизнью и творчеством Н. Островского
3. Актерская грамота и театральная игра
Средства актёрского искусства.

Знакомство с логикой межличностного общения.

Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.
Тренировка слухового, зрительного внимания. Упражнения и игры на развитие внимания.
Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах»:
Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной
работе. Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.
Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ работы своей и товарищей.
Развитие навыка действия в пантомиме. Этюды Творим, фантазируем, действуем:
Экспромт театр.
4. Художественное чтение
Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте.
Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера».
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым
аппаратом Чтение стихов Евтушенко, А. Вознесенского Маяковского. Их разбор. Чтение стихов
разными исполнителями. Чтение прозы.
Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера». Составляем
композицию.
5. Сценическое движение
Работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Универсальная разминка,
разучивание основных движений под музыку. Элементы разных по стилю танцевальных форм.
Позиции рук, позиции ног.

Контрастная музыка. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений.
Учим «Полонез», «Переходный вальс»
7. Экспромт театр Импровизация высший пилотаж.
Импровизируем по отрывкам, прочитанным из литературных произведений.
8. Поход в театр для детей и юношества.
Просмотр спектакля, обсуждение.
9 Работа над пьесой
Выбор пьесы или инсценировки и Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Особенности
композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе.
Персонажи - действующие лица спектакля.
Определение жанра спектакля. Общий разговор о замысле спектакля.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их учащимися работа по карточкам «от прозы к
драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых
характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка
ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения.
9. Репетиционный период.
Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа.
Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С отработкой
диалогов. Выразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов.
Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски музыкальнопластического решения отдельных
эпизодов и роли.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и
элементов костюма.
Подбор музыки для музыкального оформления спектакля. Сводная
репетиция. Генеральная репетиция.
Назначение помощника режиссера

10. Итоговое занятие
Подведение итогов

Содержание программы 4 год
обучения
1. Вводное занятие:

Инструктаж по технике безопасности. Постановка задач на предстоящий год. Игры на сплочение
коллектива.
2. Актерская грамота, сценическое искусство

Этюды, как подготовка актера к работе над спектаклем, образом. Отношение к событию.
Упражнения на взаимодействие с партнером. Перемена отношения к партнеру. Оправдание своих
поступков.
3. Работа над пьесой

Чтение пьесы. Работа с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы, Идеи автора.
Определение жанра. Распределение ролей.
4. Репетиционный период отрывка пьесы Н. Гоголя «Ревизор» Постановка отрывка из пьесы

Н.Гоголя «Ревизор». Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем
навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки художника, реквизитора,
костюмера. Работа над особенностями характера персонажей. Выстраивание диалогов, работа над
монологами героев.
5. Выступление с постановкой отрывка из пьесы Н. Гоголя «Ревизор».

Выступление. Анализ проделанной работы. Удачи и не удачи.

Содержание программы 5 год
обучения
1. Вводное занятие

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Ваши
предложения по работе в предстоящем году.

2. Актерское мастерство
Закрепление навыков актерского мастерства. «Я в предлагаемых обстоятельствах», развитие
артистической смелости. Приёмы запоминания текста роли в постановке.

3. Работа над пьесой

Чтение пьесы. Работа с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи автора.
Определение жанра. Распределение ролей.
Чтение по ролям.
4. Репетиционный период
отрывка из пьесы Н.Островского «Бедность – не порок». Постановка отрывка из пьесы Н.
Островского «Бедность – не порок». Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем
мизансцены. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки
художника, реквизитора, костюмера, звукорежиссера. Работа над особенностями характера
персонажей.
Выстраивание диалогов, работа над монологами героев.
5. Выступление
с постановкой отрывка из пьесы Островского «Бедность не порок». Выступление. Анализ
проделанной работы. Удачи и не удачи.
6. Итоговое занятие
Подведение итогов. Наши удачи и над чем еще нужно работать

Календарно-тематическое планирование программы «Театральное искусство»
1 год обучения
№ Тема
п.п

Формы
методы
работы

и

Основное содержание и вид деятельности

Кол.
Час
теор
ия

1.

Вводное
занятие.

Знакомство
с Инструктаж по технике безопасности
планом работы. Анкета «Ваши предложения по работе на уроках театра»

2.

История
театра.
Театр как
вид
искусства.

Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Общее 1
Словесные
представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр,
«Этическая
музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.
беседа»,
Народные истоки театрального скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси,
наглядные,
их
популярность
в народе.
практическая
Знакомство с театральными профессиями.
Групповая,
в
Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер –
парах
«главное чудо театра».
Творческие игры.
Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на
улице», «Школьный театр.
Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятиетренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

Кол всего
Час час.
пра
кти
ка
0,5
0,5 1

1

2

3.

4.

5.

Артикуляционная гимнастик. упражнения на дыхание
1
Упражнения и игры на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек,
или Большое зеркало», «Шпион»,
в «На одну букву», «Фотографы», «Слушаем тишину
Упражнения и игры на воображение и фантазию «Сочиним сказку», «Оживи предмет»,
«Превращение палочки», «Работа с воображаемыми предметами» на коллективную
согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие
ситуации «Что будет, если я буду играть один»
Упражнения на расслабление и напряжение
Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Художес
Словесные
Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание
1
тинструкции,
Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная
венное
практические
кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан».
Групповая,
в
чтение
Упражнения на развитие артикуляционного аппарат: «улыбочка», «Хоботок»,
парах
«Лошадка», «Вкусное варенье». Разучиваем скороговорки и чистоговорки.
Законы художественного чтения: Фраза простая и сложная. Главные ударные слова в
произведении. Логические паузы, синтаксические паузы. Литературное произношение.
Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное
построение фразы. Чтение вслух и по ролям, отрывков из сказок.
Актерская Словесные
грамота.
инструкция,
практические
Групповые,
парах

Сценичес Словесные,
кое
практические
движение. Групповая

Школы и методики движен ческой подготовки актера
Разминка плечевого пояса:
«Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор».
«Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте».
Разучивание элементарных танцевальных движений
Элементы танца «В поисках собственного стиля», «Танец-шествие»,

Тренинг:

4

5

2

3

2

2

Работа над Словесные,
пьесой
практические.
инсцениров- В парах
кой

6

7

Артикуляционная гимнастика.
1
Упражнения на дыхание. Выбор пьесы, рассказа для инсценировки.
Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий,
являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы
пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра
будущего спектакля. Чтение и обсуждение пьесы(инсценировки), ее темы, идеи.
Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера
игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ
текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения
на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста
и движения.

2

3

3

4

Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание.
Словесный,
практический
Экспромт спектакль на рассказ «Щи», «В гостях у инопланетянина»
Групповая,
в «Музыкальный дракон»
парах,
индивидуальная

2

2

Словесный,
Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыханию.
наглядный,
Чтение по ролям. Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой.
практический. Закрепление выстроенных мизансцен.
Групповая,
в
Репетиция по эпизодам. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых
парах,
диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов.
индивидуальная
Пластический рисунок роли.
Темпо-ритм. Поиски музыкальнопластического решения отдельных эпизодов и роли.

4

4

Сценическое Словесные,
Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание. Мимика, жест, пантомима.
искусство
практические. Беседа – диалог «Что такое пантомима, ее роль в сценическом искусстве»
Групповые,
в Упражнения и игры. «Плачущий ребенок», «Что это?», «Где мы были не расскажем, но
парах
что видели, покажем», «Ты на том, а я на другом берегу», «За стеклом»

8.

Экспромт
театр

9.

Репетиция
инсцени
ровки
по
рассказу
Драгунского

Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций,
подбор реквизита и элементов костюма.
Подбор музыки для музыкального оформления спектакля.
Сводная репетиция. Генеральная репетиция.

1

10.

Словесный,
Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание.
Инсценировк практический.
Выбор сказки. Чтение сказки. Определение главной темы рассказа и идеи автора.
Групповая,
в
Раскрывающиеся через основной конфликт. Распределение ролей. Чтение по
а
парах,
ролям. Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой.
отрывка из
индивидуальна
сказки
Закрепление выстроенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С отработкой диалогов.
я
«ЗолушВыразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов.
ка»
Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски музыкальнопластического решения

1

3

4

1

2

отдельных эпизодов и роли. Репетиции отдельных картин в разных составах.
Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор
музыки для музыкального оформления спектакля.
Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
11

Поход
в Практический.
театр
для Групповая
детей и
юношества

Просмотр спектакля. Обсуждение спектакля

1

12

Инсцениров
ка отрывка
из
сказки
«Снежная
королева»

Словесный,
практический
Групповой,
парах

13

Итоговое
занятие

Словесные
Групповая.

Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание.
Выбор сказки. Чтение сказки. Определение главной темы рассказа и идеи автора,
в раскрывающиеся через основной конфликт. Распределение ролей. Чтение по ролям.
Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление
выстроенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С отработкой диалогов.
Выразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов.
Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски музыкальнопластического решения
отдельных эпизодов и роли. Репетиции отдельных картин в разных составах.
Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор
музыки для музыкального оформления спектакля. Сводная репетиция. Генеральная
репетиция.
Подведение итогов и достижения

ИТОГО:

2

1

2

1

8,5

26,
5

3
5

2 год обучения
№
п.п

1.

Тема

Вводное
занятие.

Кол
Кол. Кол
Час Час
Час
Теория прак всего
тика
Знакомство
с Анкета «Ваши предложения по работе на уроках «Театр и мы» Инструктаж по технике 0,5
0,5 1
планом работы. безопасности
Методы и
формы работы

Основное содержание и вид деятельности

2.

История
Словесные
театра. Театр «Беседа диалог»,
как
вид Наглядный
Презентации,
искусства.
практический
Групповая,
индивидуальная.

Страницы истории театра: театр Древнего Востока. Страницы истории театра: театр 2
Древней Греции.
Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр.
Театр в ряду других искусств. Общее и особенное.
Просмотр спектакля (телеспектакля) музыкального театра. Прослушивание отрывка из
мюзикла «Юнона и Авось».
Виды театральных жанров.
Театры Санкт-Петербурга Презентация «Театры Санкт-Петербурга»
Презентация «История театра» Презентация «Виды и жанры театра»
Нарисуй фантазийный театр. Нарисуй театр эмоций.
Словесные
Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание Игры на развитие образного 0,5
беседа диалог, мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству.
Упражнение «Нарисую у тебя на стене», Нарисуй цирковую афишу, упражнения с
практические
Групповая,
В воображаемыми предметами.
Упражнение на навык взаимодействия и сотрудничества: «Цепочка». «Держи меня
парах,
индивидуальная соломинка.» Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно,
друг за другом, вовремя). «След в след», «Эстафета», Превращения заданного предмета
с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Тренинги на
внимание: «Создаем оркестр», «Договорись глазами», «Что не так». Выполнение
этюдов, упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …» Этюды на
пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные,
парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста. Речь и тело
(формирование представления о соответствии работы тела и речи). Уникальность
органичного воплощения каждого элемента логики действия

1

3

3.

Актерская
грамота.

6,5

7

4.

5.

6

7

Художественное Словесные,
Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание
1
3
практические Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Чтение произведения
чтение
Групповая, в вслух Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления
парах
речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью».
Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая
кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки»
фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Упражнение «Строим правильно фразу из предложенных слов». Текст и подтекст
литературного произведения.
Самостоятельная подготовка произведения к исполнению (на материале русской прозы
и поэзии) Читаем текст. Расставляем логические, авторские и синтаксические паузы.
Читаем текст, вкладывая свой подтекст.
Словесные,
Техника безопасности
0,5 1,5
Сценическое
практические Работа с равновесием, работа с предметами.
движение.
Групповые, в Продолжение работы над разминкой плечевого пояса: «Ветряная мельница»,
парах
«Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг «Тележка», «Собачка»,
«Гусиный шаг», «Прыжок на месте».
Виды поклонов. Походка. Позиции рук,
позиции ног Элементы современного танца. Обучение танцу и искусству танцевальной
импровизации
Словесный
Сценическое
Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание.
1 4
искусство
практичесЗначение пантомимы в актерской деятельности.
кий
Игры и упражнения на формирования навыка пантомимы:
Групповая,
«Собери по частям (велосипед,грибы и.т.п.)», «Разговор 2х человек на разных берегах
реки», «Угадай кто у меня в руках», «Красим забор»,
в парах
«игра в крокодила»
Развитие навыка импровизации.
Игры, упражнения и этюды. «Театральные режиссеры», «Почему?»
Игры импровизации «В зале игровых автоматов», «В троллейбусе», «В магазине», и.т.д.
Экспромт театр.

4

Поход в театр Практический
для детей и
юношества

2

Просмотр спектакля и обсуждение

1

1

2

5

8.

Работа
над Словесный,
пьесой,
практический
инсценировкой Групповые, в
парах

9

Инсценировка
сказки

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Выбор пьесы, рассказа для 1
инсценировки.
Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий,
являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы
пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра
будущего спектакля. Чтение и обсуждение пьесы(инсценировки), ее темы, идеи. Работа
по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры»,
«Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста»,

Словесные,
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание.
1
практические Распределение ролей. Читка по ролям. С отработкой диалогов. Выразительность,
Групповая, в произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов.
парах,
Выстраивание
взаимодействия исполнителей.
индивидуальн Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен.Репетиция по эпизодам.
ая
Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.
Поиски
музыкальнопластического решения отдельных эпизодов и роли.
Репетиции отдельных картин в разных составах.
Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма.
Подбор музыки для музыкального оформления спектакля. Сводная репетиция.
Генеральная репетиция.

1

2

3 4

10.

Репетиция
отрывка из
сказки

Словесный, Артикуляционная гимнастика.
1
практический. Упражнения на дыхание. Распределение ролей. Читка по ролям. С отработкой диалогов.
Групповая, в Выразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов.
парах,
Поиск и решение пластических образов героев сказки.
индивидуальн Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление
ая
выстроенных мизансцен. Создаем афишу и программку к спектаклю

Итоговое
занятие

Словесные,
Практические.
Групповая.

Подведение итогов .Викторина по разделам программы обучения за год

ИТО ГО:

3 год обучения
№ Тема
п.п
1

Вводное
занятие.

Методы
формы
Словесный,
групповая

и

Содержание И виды деятельности

Инструкция по технике безопасности
Цели и задачи обучения. Учебный план. Анкета «Ваши предложения»

3 4

0.5

0,5 1

10

25 35

Кол. Колво Колво
час
Час
прак
теория тика всего
0.5

0.5

1

2

Страницы истории театра: средневековый площадной театр. Актер средневекового 1
История
Словесный,
театра, Символика и условность в оформления средневекового спектакля.
практический
театра.
В Страницы истории театра Знакомство с искусством средневековой Европы
Театр как Групповая,
парах
вид
Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров.
искусства.
Этюд «Средневековый театр». Театры, где играют дети. Судьба школьного театра в
России. Современные школьные театры. Заочная экскурсия по современным театрам.
Великие драматурги- Островский.

3.

Актерская Словесный,
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание Средства актёрского 0.5
грамота.
практический
искусства. Проявление индивидуальности человека в особенностях общения.
Групповая,
в Слуховое, зрительное внимание. Упражнения и игры на развитие внимания: «Песня»,
парах,
ин «Запрещенное движение», «Счет в разнобой», «Спецназ», «Найди, что я потерял».
дивидуальная
Упражнения на концентрацию внимания: «Гвалт», самый внимательный». «Читай и
считай» Игры, упражнения на развитие воображение и фантазии «Метафоры», «Что
было дальше по сказке «Репка», «Ассоциации», «Войдите в роль», Этюды «Я в
предлагаемых обстоятельствах»: «Королевский прием», «В картинной галерее», «В
ночном лесу», «Знакомлюсь с родителями своего друга Импровизация. Упражнения и
этюды и игры, «Вижу, что есть отношусь как задано» Закрепление навыка действия в
пантомиме Этюды «Грузчик», «Собери по деталям», «Мокрый котенок», «Разговор 2х глухонемых», творим, фантазируем, действуем: Экспромт театр по поговоркам и
пословицам. Экспромт театр по детским стихам Выстраиваем мизансцены и точно
выполняем установленные мизансцены. Работа над одной ролью (одним отрывком)
всех учащихся Художест- .Словесный, Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления 1 2
венное
практический речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, силой его звучания» Упражнения на
чтение
Групповая, рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь»,
практическая Антенна», «Разноцветный фонтан». Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Чтение стихов Евтушенко, А. Вознесенского Маяковского. Их разбор. Чтение стихов
разными исполнителями. Чтение прозы. Мелодекламация. Литературная композиция и
монтаж. «Театр одного актера». Составляем композицию.

4

1

2

6.5

3

7

5.

Сценическое Словесный,
Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание.
практический Техника безопасности Продолжение работы над разминкой плечевого пояса.
движение.
Групповая, в Универсальная разминка, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на
парах
вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм.
Позиции рук, позиции ног.
Контрастная музыка. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений.
Учим «Полонез», «Переходный вальс»

6

Театральная Словесный,
Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Беседа – диалог «Что такое
игра
практический пантомима и ее место в выразительности актера» Пантомима, жест, мимика.
Групповая,
в Закрепляем навык бессловесного действия. Выстраиваем пластический рисунок тела
парах,
(говорит только спина, только руки, только ноги,) Учимся бессловлесному общению
индивидуальная и выражению эмоций. Упражнение на развитие мимики «Угадай, что я ел», «Угадай
мое настроение», «Я болен», «Я счастлив» Этюды «Разговор с другом через стекло»,
«Подсказка на уроке химии», «Уборка», «Где я». «В зоопарке

7

8

2

2

4

5

Словесный,
Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Импровизация высший
Экспромт театра практический. пилотаж. Импровизируем по отрывкам, прочитанным из литературных произведений.
Групповая,
в
парах
индивидуальная

2

2

Просмотр спектакля. Обсуждение
Поход
в Практичетеатр
для ский Групповая
детей
и
юношества

2

2

1

9

Работа над Словесный,
Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Пьеса – основа спектакля
1
практический Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение. Особенности композиционного
пьесой
Групповая,
в построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе.
парах
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их учащимися. Работа с текстом. Уточнение
предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Диалог, монолог. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в
сценических условиях

10

Инсценировка Словесный, Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Основная этюдно-постановочная
рассказа
практический работа по ролям. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным
В.Шукш ина
текстом «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», ,
«Чудики»
выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на

1

2

8

8

коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и
движения. Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен. Репетиция по
эпизодам. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм
речи. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски
музыкальнопластического решения отдельных эпизодов и роли. Репетиции отдельных
картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов
костюма. Подбор музыки для музыкального оформления спектакля. Сводная репетиция.
Генеральная репетиция. Назначение помощника режиссера.
11

Итоговое
занятие
ИТОГО:

Подведение итогов за прошедший год.

1

6

1

28

34

4 год
№ Тема
п.п

Методы
формы

и

Содержание И виды деятельности

Кол.
Час
теория
0.5

Колво Колво
час
прак
тика всего

1

Вводное
занятие.

Словесный,
групповая

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Игры на
сплочение.

2

Актерская
грамота.

Словесный,
практический
Групповая, В парах

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Этюды. Этюд, как 1
подготовка актера к работе над спектаклем, образом Этюд –упражнение с
содержанием. Этюды на «Разные отношения». Завязка в этюде. Событие в этюде.
Кульминация в этюде. Развязка в этюде. Этюды на пластику. Походка, жесты.
Этюды на память физических действий. Массовые этюды

5

6

3.

Работа
пьесой.

над Словесный,
Артикуляционная гимнастика.
1
практический
Упражнения на дыхание. Чтение пьесы Анализ пьесы, чтение и обсуждение.
Групповая,
в Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной
парах,
конфликт. Определение жанра спектакля. Образы и характер героев. Речевая
индивидуальная характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

2

3

4

Репетиционный
период
Отрывка из
пьесы
Гоголя
«Ревизор»

.Словесный,
практический
Групповая,
практическая

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Выразительное
2
чтение по ролям, расстановка ударений в
тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка
логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная
работа по ролям. Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем
мизансцены. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствия.
Работа над характерами персонажей. Репетиция по эпизодам. Темпо-ритм речи и
движения. Речевые особенности персонажей. Репетиция с элементами костюма,
декораций. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера.

0.5

20

1

22

5.

Выступление с Словесный,
постановкой
практический.
отрывка
из Групповой
пьесы
Гоголя
«Ревизор».

6

Итогозанятие

Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера.

Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Подведение итогов. Наши
удачи и чему еще нужно научиться

вое Словесный,
практический
Групповая
Итого

1

1

0.5

2

0,5

6

1

28

34

5 год
№ Тема
п.п

Методы
формы

и

Содержание И виды деятельности

Кол. Колво Колво
час
Час
прак
теория тика всего

1

Вводное
занятие.

Словесный,
групповая

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Ваши
предложения по работе в предстоящем году.

2

Актерское
мастерство.

Словесный,
практический
Групповая, В парах

Артикуляционная гимнастика.
1
Упражнения на дыхание. Закрепление навыков актерского мастерства. «Я в
предлагаемых обстоятельствах», развитие артистической смелости. Упражнения
на взаимодействие с партнером. Перемена отношения к партнеру.
Упражнения на «Если бы…»- «Войдите в роль». Отношение к событию (оценка
факта). Оправдание своих поступков. Приёмы запоминания текста роли в.
постановке

0.5

0.5
4

1
5

3.

Работа
пьесой.

над Словесный,
практический
Групповая,
парах.

Артикуляционная гимнастика.
1
Упражнения на дыхание. Чтение пьесы Анализ пьесы, чтение и обсуждение.
в Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной
конфликт. Определение жанра спектакля. Образы и характер героев. Речевая
характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

4

Репетиционный .Словесный,
период
практический
Отрывка из
Групповая,
пьесы
практическая
Островского
«Бедность
не
порок»

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Выразительное
чтение по ролям, расстановка ударений в тексте, упражнения на коллективную
согласованность действий, отработка логического соединения текста и
движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям. Осваиваем
сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем навыком
взаимодействия, сопереживания и сочувствия. Работа над характерами
персонажей. Репетиция по эпизодам. Темпо-ритм речи и движения. Речевые
особенности персонажей. Репетиция с элементами костюма, декораций.
Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера, звукорежиссера,
помощника режиссера.

2

5.

Выступление с Словесный,
постановкой
практический.
отрывка
из Групповой
пьесы
Островского
«Бедность
не
порок»
Итоговое Словесный,
занятие
практический
Групповая

Выступление. Анализ проделанной работы. Удачи и не удачи. Над чем
необходимо работать

1

6

Итого

Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Подведение итогов. Наши
удачи
и чему еще нужно научиться

0,5

6

1

2

22

1

24

2

0,5

28

1

34

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТА:
1.Педагогическое наблюдение. 2.Собеседование.
3.Самооценка.
4.Отзывы детей и родителей. 5.Коллективное
обсуждение работы. 6.Анкетирование.
7. Постановки.
8.Самоанализ.
9. участие в школьных мероприятиях

•
•
•

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Ноутбук;
Флэш карта с муз. произведениями, презентациями, видео
Реквизит для этюдов и инсценировок;
Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов
элементы
костюмов для
создания образов;

Список литературы для учителя:
Р . Ганелин Программа обучения детей основам сценического искусства Школьный
театр .  ... biblioteka.teatr-obraz.ru
Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система
«Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Д.В
Григорьева,
П.В.Степанова
«Внеурочная
деятельность
школьников. Методический конструктор» пособие для учителей
https:(//studfiles.net/download.php?id=1622320&code=7183c36b615847
f22c9cf865281083d8)(распечатка с интернет ресурса)
. А.П.Ершова, В.М.Букатов “Театральные подмостки школьной дидактики”,
История социоигровой педагогики, драмогерменевтика
А. П. Ершова. Театральная педагогика izumzum.ru›health…ershova- teatralenayapedagogika…
Театральная педагогика | Театральная библиотека: пьесы, книги ...

biblioteka.teatr-obraz.ru › Книги / Статьи › Актерское мастерство
Самоучитель актерского мастерства: Монолог | Театральная ... biblioteka.teatrobraz.ru › Актерское мастерство театральная педагогика в современной школе
Издательская ...
www.eosnova.ru/PDF/osnova_17_8_2925.pdf
Гиппиус «Гимнастика чувств» (распечатка с интернет ресурса) З.Я.Караготский
«Этюд и школа» dramateshka.ru›…methods…z-ya- korogodskiyj…nachalo Авторы: К:
Корогодский З.Я., Театральная библиотека... theatre-library.ru›authors/k/korogodskiy
В.Стеценко «100 уроков театра»htpss//studiofiles.net/ Сборник занятий по
сценической
речи
и
актерскому...
infourok.ru›sbornikzanyatiypo…rechi…masterstvu… Сборник игр и упражнений по актёрскому мастерству
Феофанова
davaiknam.ru›text/sbornik-igr-i-uprajnenij-po… Актерское
мастерство - 4Brain https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/
Юмористические игры для детей. Содержание...
booklot.ru›genre/detskie/detskaya…book…pantomima/
Список литературы для детей: К.С.Станиславский
«Работа актера над собой» К.С.Станиславский «Работа
актера над ролью»
Детская энциклопедия, т.12 «Искусство».- М.: «Просвещение», 1968.

Учебно-методический и дидактически комплекс внеурочной деятельности «Театральное искусство»5-7 классы
Образовательная Программное
область
обеспечение

Методическое обеспечение

Дидактическое
обеспечение

Интернет ресурс

Внеурочная
деятельность
«Театральное
искусство»

Р.Ганелин Программа обучения детей основам сценического искусства
Школьный театр
. 
biblioteka.teatr-obraz.ru
Генералов И.А. Программа курса
«Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс,
2008.
Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального
искусства».
/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Д.В Григорьева,
П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор» пособие для учителей https:(//studfiles.net/download.php?
id=1622320&code=7183c36b6158
47f22c9cf865281083d8)(распечатк а с интернет ресурса)
. А.П.Ершова, В.М.Букатов “Театральные подмостки школьной
дидактики”, История социоигровой педагогики, драмогерменевтика
А. П. Ершова. Театральная педагогика
izumzum.ru›health…ershovateatralenaya-pedagogika…
Театральная педагогика | Театральная библиотека: пьесы, книги ...
biblioteka.teatr-obraz.ru › Книги / Статьи › Актерское мастерство
Самоучитель актерского мастерства: Монолог | Театральная ...
biblioteka.teatr-obraz.ru › Актер ское мастерство

Тексты басен. Сказки
«Снежной королевы»,
«Золушка»
стихотворения «Зима
недаром злится…»
Текст пьесы
Островского «Не все
коту
масленица»
Фломастеры, бумага
Карточки С крылатыми
выражениями
Репродукции
Литературное
произведение для чтения
и практической работы
Стихи
Е.Евтушенко,
А.Вознесенского,
В.Маяковского
Стихи
Чуковского
Реквизит,
элементы
костюмов, материал
для
изготовленения
реквизита

Презентации
«История театра»
«Виды и жанры
театра»,
«Виды театрального
искусства»
«Театры
Санкт-Петербурга»
«Пословицы
и
поговрки в картинках
«Маски»
«Мир закулисья»
Флэш карта
С
подбором музыки
для сопровождения
этюдов,
миниспектаклей,
Флэш
карта
с
музыкой
«Метель»,
Свиридов
«Время вперед»,
Григ «В пещере»

При
разработке программы
были
использованы
учебнометодические
пособия:
В.Г.Григорьева,
П.В.Степанова
методический
конструктор
«Внеурочная
деятельность
школьников»
пособие
для учителей,
А.П.Ершова
«Театральная
педагогика».,
А.П.Ершова,В
.М.Букатов
«Театральные
подмостки
школьной
дидактики»,

театральная педагогика в современной школе - Издательская ...
www.eosnova.ru/PDF/osnova_17_8_2925
.pdf
Гиппиус «Гимнастика чувств»
(распечатка с интернет ресурса) З.Я.Караготский «Этюд и школа»
dramateshka.ru›…methods…z-yakorogodskiyj…nachalo
Авторы:
К:
Корогодский
З.Я.,
Театральная
библиотека...
theatrelibrary.ru›authors/k/korogodskiy
В.Стеценко «100 уроков
театра»htpss//studiofiles.net/
Сборник занятий по сценической речи и актерскому... infourok.ru›sbornikzanyatiypo…rechi…masterstvu… Сборник игр и упражнений по актёрскому
мастерству Феофанова
davaiknam.ru›text/sbornik-igr-iuprajnenij-po…
Актерское мастерство - 4Brain https://4brain.ru/akterskoemasterstvo/
Юмористические игры для детей. Содержание...
booklot.ru›genre/detskie/detskaya
…book…pantomima/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».