Программа ДО Школьный музей

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 6»
Артемовского муниципального округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@inbox.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ №6»
М.Н. Киселева
Приказ от № 77/о от 01.08.2025 года

Дополнительная короткосрочная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Школьный музей»
Возраст обучающихся: 6 - 12 лет
Срок реализации: 1 год

г. Артемовский, 2025

Содержание
1.Комплекс основных характеристик……………………………………...…...3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы…………………………….5
1.3. Содержание общеразвивающей программы………………………………6
1.3.1 Учебный (тематический) план ………………...………………………....6
2.1. Формы аттестации/контроля……………………………………………….18
3.1. Список литературы для педагога…………………………………………..19

2

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманиратная
Актуальность программы: школьный музей – это один из
эффективнейших социальных институтов искусственно созданного
культурного пространства, где можно прикоснуться к разнообразным
культурным достижениям и находкам человечества. Здесь органично
сосуществуют древняя традиция, современная повседневность и смелый
прогноз обустройства общественной жизни в будущем. Именно такая среда
особенно благоприятна для развития творческого потенциала школьников.
В настоящее время музейная педагогика считается прогрессивным и
инновационным направлением в образовании, накоплен определенный опыт
развития личности ребенка музейными средствами. Музейная педагогика
может оказать неоценимую помощь в процессе обучения и воспитания.
Данная программа разработана в соответствии с основополагающими
документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4. Методические рекомендации Министерства образования и науки
Российской Федерации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (2015 г.) (на основании письма №09-3442
от 18.11.15 Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
6. З. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3

8. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
9. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее — СанПиН).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г, № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
16. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ».
17. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
18. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
4

19. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022
№
АБ-3924/06
«О
направлении
методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
20. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
21. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
22. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
23. Устав МБОУ «СОШ №6».
Программа дополнительного образования детей «Школьный музей»
посвящена развитию творческого потенциала растущего гражданина –
приемника в эстафете поколений – на основе музейной педагогики с
использованием в качестве базы школьный музей.
Содержание программы направлено на выявление и развитие
склонностей и способностей детей, формирование их жизненной
активности. Технологическую основу программы образует система
организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой
деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой
присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к
истории и традициям родного края. Основным принципом реализации
программы является: принцип межпредметных связей.
Программа написана на основании новых интенсивных педагогических
технологий, используемых сегодня в воспитательном процессе, и имеет
социальный заказ со стороны школы и родителей, что подтверждается
опросом детей, учителей, родителей.
Направленность программы по содержанию является гражданскопатриотической, по функциональному предназначению – общекультурной,
по форме организации – кружковой, по времени реализации – трехгодичной
подготовки.
5

Новизна программы «Школьный музей» заключается в изменении
содержания образовательного курса на основе изучения истории родного
края, истории школы через методическую систему занятий, позволяющих
создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые
впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой
композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной
педагогики.
Актуальность программы обусловлена тем, что в обучении школьников
основам музейного дела используется интеграция музейной педагогики,
основного и дополнительного образования через основные направления
работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и
содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание
электронных презентаций, электронных архивов-описей документов,
информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории,
литературы, географии, создание школьной газеты и информационного
киоска на страничке сайта школы.
Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и
навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность.
Обучение осуществляется в форме экскурсий, музейных уроков, классных
часов, занятий кружка, проектных работ. Экскурсии в музее проводят как
взрослые, так и дети. Возможно привлечение уроков истории, литературы,
географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого
процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов
дополнительного образования, проектной деятельности, викторин,
исторических игр, фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками,
писателями и поэтами, ветеранами, знаменитыми выпускниками школы.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни
открытых дверей, концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем,
что формы и методы музейной педагогики дают возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на
интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному
обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и
внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Цели:
1. Обучить основам музейной работы.
6

2. Сформировать умения самостоятельной творческой, собирательной,
поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
3. Воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, малой
Родины и Отечества.
Задачи:
1. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной
педагогики.
2. Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской
работы для пополнения музейного фонда.
3. Развитие умения работать с различными источниками информации:
периодическими
изданиями,
научно-популярной,
краеведческой,
исторической, художественной литературой.
4. Формирование навыков работы с архивными документами.
5. Развитие навыка самостоятельного исследования материала,
подготовки рефератов на предложенную тему.
6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить
диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа во время
проведения экскурсий, умения правильного оформления собранного
материала.
7. Укрепление школьных традиций.
Отличительные особенности данной образовательной программы
заключаются в том, что ее реализация будет осуществляться с упором
на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с
использованием трех базовых методик:
- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено
как цепочка задач, которые необходимо решить);
- технологии диалога (при работе над содержательной стороной
необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных
вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а
обогатить педагога и ребенка);
- технологии имитационной деловой игры (используется при
организации деятельности музея, при распределении обязанностей).
Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с
основными педагогическими принципами.
Это обеспечивается системой учебных занятий.
Общее количество часов – 216
Срок реализации: 1 год. Реализация программы будет осуществляться в
течение года.
Направления деятельности:
 Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование
ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к
общению с музейными ценностями.
 Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать
язык музейной экспозиции.
7

Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой
активности.
 Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала
бы более эффективно.
 Использование и популяризация новых технологий музейного
образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с
привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного
образования.
Основные формы занятий:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Режим занятий: 5 раз в неделю по 2 часа,
Ожидаемые результаты:
1) в обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний
по истории школы, поселка, района, округа и страны, умений свободно
ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты
с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного
края с историей России.
2) в воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства
уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое,
уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и
независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого
уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании
истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня
умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея –
выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки,
учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений
по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по
проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном
(выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары,
конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в
процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея;
развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере
исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня
гражданского и патриотического сознания школьников.


8

Календарно - тематическое планирование образовательной программы
«Школьный музей»
срок

тема

формы, методы

кол-во часов
всего теор. практ.

Сентябрь
–
октябрь.
Сентябрьноябрь

Вступительное
слово. Беседа.
Словесные.
Консультация.
Обсуждение.
Словесные,
практические.
В течение Работа с музейным
Консультация.
года
фондом. Работа над
Обсуждение.
картотекой музейных
Словесные,
экспонатов.
практические.
Практическая
Поисковая, научно
групповая и
исследовательская
работа. Документирование индивидуальная
истории школы.
работа.
октябрь – ЭкскурсионноПрактическая
апрель. просветительская.
групповая и
индивидуальная
Создание постоянных и
работа.
передвижных
выставок. Организация и Информационнопроведение экскурсий и
сообщающие.
выставок: «История нашей
школы», «Наша родина —
Россия», «Поклонимся
великим тем годам…» и
т.д., организация
"выездных" экскурсий для
учеников.
Октярь- ЭкскурсионноПрактическая
апрель. просветительская.
групповая и
индивидуальная
Создание постоянных и
работа.
передвижных
выставок. Организация и Информационнопроведение экскурсий и
сообщающие.
выставок.
Итог:
Вводное
занятие. Развитие
сетевого взаимодействия.
Работа с музейным
фондом. Инвентаризация
музейных предметов.

Содержание программы «Школьный музей»
9

2

1

1

8

2

6

18

6

12

84

6

78

78

18

60

26

6

20

216

39

177

Вводное занятие.
Теория: Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося
краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по
основным темам. Совет музея. Экскурсовод.
Практика: Ведение музейной документации.
2.
«Я — житель г. Артемовский».
Теория: История п. Строительный. Посещение городского краеведческого
музея.
Практика: Акция «Серия фотографий», «Виды родного города». Выставка
по итогам акции «Виды родного города». Подготовка экскурсий по
экспозициям музея.
3.
Музейный работник.
Теория: Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат.
Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся
школы. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с
целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в
народных
массах,
подготовка
различных
сменных
экспозиций,
экскурсионных уроков мужества.
Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление
музейных экспозиций.
4.
Экспозиция «Листая школьные страницы».
Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с
Уставом школы и ее традициями.
Практика: Пополнение экспозиции.
5.
Экспозиция «Гордость школы».
Теория: Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими
учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними.
Практика: Пополнение экспозиции.
6. Символика города и школы.
Теория: История символики. История создания герба и флага, города и
школы.
Практика: Выставка рисунков на тему символики.
7.
История моей семьи в истории города.
Теория: Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи», «Моя
родословная».
Практика: Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».
8.
Военная история края.
Теория: Изучение военной истории края (ветераны, участники и труженики
тыла) и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.
Практика: Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.
9.
Встреча с участниками и ветеранами ВОВ.
Теория: Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция
«Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка
экскурсий.
1.

10

Практика: Фотосессия «Портрет (ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей
войны) на фоне города». Пополнение экспозиций – «Ваш подвиг бессмертен»
и «Победа деда – моя победа».
10. «Чтобы помнили».
Теория: Ознакомление с экспозицией (ученики, выпускники, учителя нашей
школы, погибшие в Великой Отечественной войне).
Практика: Проведение экскурсии для учащихся.
11. «Город наш родной».
Теория: Изучение материальной культуры края.
Практика: Пополнение экспозиции. Проведение экскурсии для учащихся.
12. Растительный и животный мир.
Теория: Знакомство с флорой и фауной нашего края.
Практика: Творческие проекты по разнообразию растительного и
природного мира нашего округа.
13.
«Экология края».
Теория: Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.
Практика: Фото-акция
«Экологические
проблемы».
Научноисследовательская проблема.
14. Музейное сотрудничество.
Теория: Посещение городского краеведческого музея и образовательных
учреждений. Знакомство с их экспозициями.
Практика: Обзорная лекция-экскурсия.
15. «История техники».
Теория: Знакомство и достижения науки и техники.
Практика: Пополнение экспозиции.
16.
Экскурсии школьного музея.
Проведение экскурсии в школьном музее.
17. Итоговое занятие.
Теория: Итоги работы школьного музея.
Практика: Учет экспонатов и документального фонда.
Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно
разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее
учащиеся привлекаются только на добровольной основе.
Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан
на учащиеся все классы. Информация о работе музея должна быть
предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть
экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации,
короткие фильмы.
Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию
учащихся.
Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению
несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных
11

представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры,
оформление альбомов, встречи с интересными людьми.
Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе
знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают
направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким
направлениям. Это – «История родной школы», «Наши земляки – участники
войн».
Блок №1 «Музей и история школы, родного края»
№
Тема
Форма
Основные цели и задачи
проведения
1 Школьный
Экскурсия.
Знакомство с работой музея,
краеведческий
правилами поведения в музее.
музей.
Воспитание бережного отношения
к культурному и историческому
наследию своего народа.
2 История
Беседа.
Воспитание патриотизма, интереса
основания
к истории родного края.
АМО
3 Быт жителей
Экскурсия.
Воспитание интереса к жизни, быту
АМО.
и культуре своих предков.
Знакомство с орудиями труда,
предметами быта местных жителей.
4 Обычаи и
Презентация
Приобщение учащихся к ценностям
обряды,
и традициям народов, населяющих
сохранившиеся
наш край, воспитание уважения и
до нашего
бережного отношения к ним.
времени.
5 Легенды о
Литературная
Знакомство с народным
нашем крае.
гостиная.
творчеством, расширение
представления о народных
традициях.
6 Старинные
Встречи с
Знакомство с предметным миром,
ремесла и
народными
историей вещей.
современные
умельцами.
мастера.
7 Моя
Беседа,
Знакомство с правилами
родословная.
практическое
составления генеалогического
занятие.
древа, умение составлять
родословную.
8 История
Экскурсия.
Знакомство с историей школы,
родной школы.
воспитание уважения к ее
традициям.
12

Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения
основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8
классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея,
создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная
работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат
музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания,
назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.
У школьников формируются начальные навыки исследовательской
деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.
Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения
экспонатов.
Блок №2 «Документоведение»
№
Тема
Форма
Основные цели и задачи.
проведения
1 Фонды музея.
Лекция.
Воспитание бережного отношения к
музейным ценностям.
Знакомство
с
основным
и
вспомогательным фондами музея.
2 Учет и
Лекция.
Знакомство с правилами учета
обеспечение
и хранения документов, ведения учетной
сохранности
документации.
фондов музея.
3 Классификация Практическое Формирование навыков
и
занятие.
составления картотек и каталогов.
систематизация
музейных
экспонатов.
4 Правила
Лекция.
Воспитание бережного отношения к
хранения
памятникам истории и
вещественных
культуры. Знакомство с правилами
исторических
светового и теплового режима музея.
источников.
5 Исторический Практическое Вооружение учащихся методикой
документ.
занятие.
самостоятельной работы с документами.
Знакомство с правилами учета и хранения
документов.
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности.
Учащиеся становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему,
разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению
тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы
деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов,
исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками
частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с
13

аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает
свой стиль общения.
Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»
№
Тема
Форма
Основные цели и задачи
проведения
1 Роль
Беседа.
Знакомство учащихся с работой
экскурсовода
экскурсовода. Привитие интереса к
в работе
экскурсионной работе.
музея.
2 Методика
Лекция.
Развитие творческих способностей
подготовки
Практическое
учащихся. Формирование умения
экскурсий.
занятие.
составлять план экскурсии, отбирать и
систематизировать значимый материал.
Формирование навыков составления
плана экскурсии, подбора материала.
3 Как провести Практическое
Обучение правилам проведения
экскурсию.
занятие.
экскурсии с учетом возрастных
особенностей экскурсантов.
4 Я–
Психологические Помочь учащимся преодолеть
экскурсовод. тренинги.
неуверенность в своих силах, развитие
коммуникативных способностей.
Пройдя курс обучения, учащиеся включаются в работу по проведению
экскурсий.
Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности.
При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие
задачи:
- выявление детей, предрасположенных к исследовательской
деятельности;
- создание условий для плодотворного общения и получения
интересующей информации;
- развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
- развитие творческих задатков и коммуникативных способностей
учащихся;
- развитие умений и навыков самопрезентации и публичных
выступлений.
Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к
исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы
детей помогают выявить родители.
Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»
№
Тема
Форма
Основные цели и задачи
проведения
1 Введение.
Лекция.
Формирование основ научного
мышления. Знакомство с
основными понятиями и
14

терминологией: актуальность
темы, гипотеза, цели и задачи
исследования, методы
исследования.
2 Источниковедение Лекция.
Сформировать целостное
и его роль в
представление об историческом
изучении истории.
знании, о роли работы с
источниками в поисковоисследовательской работе.
3 Основные этапы
Лекция и
Вооружить учащихся
работы с
практическое
методикой самостоятельной и
источниками.
занятие.
творческой работы с
источниками, познакомить с
требованиями к работе с
источниками.
4
Интервью,
Лекция и
Формирование
опросы, беседы и практическое
коммуникативных навыков.
другие формы
занятие.
Знакомство с правилами
исследовательской
проведения интервью,
деятельности.
составления вопросников.
5
Оформление
Лекция.
Знакомство с видами
творческой
оформления результатов
работы.
поисково-исследовательской
работы, библиографией,
критериями оценки проекта.
6
Учимся строить
Психологический Освоение приемов публичных
выступление.
тренинг.
выступлений и способов снятия
эмоционального напряжения
перед выступлением.
7
Представление
Презентация.
Закрепление навыков
результатов
публичных выступлений.
поисковоисследовательской
деятельности.
8
Работа с
Вооружить учащихся
Информация
на
информацией.
методикой самостоятельной и
сайте
школы.
Знакомств с
творческой работы по
сайтом школы.
написанию статей, познакомить
с требованиями к работе с
источниками.
2. Материально-технические условия реализации программы.
Для проведения занятий необходимо достаточно просторное
помещение, которое должно быть хорошо освещено и оборудовано
15

необходимой мебелью: столы, стулья, шкафы – витрины для хранения
материалов. Для работы необходимо иметь достаточное количество
наглядного и учебного материала.
Нормативно-правовая база деятельности

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях»;

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»;

Концепция патриотического воспитания граждан РФ
(одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным
вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей (протокол № 2(12)- П 4 от 21 мая 2003 года);

Государственная Программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы» (утверждено
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422);

Примерное положение о музее образовательного учреждения
(школьном музее) (Приложение к письму Минобразования РФ от 12 марта
2003 года, № 28-51-181/16*);
Методическое обеспечение для реализации программы:
- необходимо наличие обработанного и систематизированного
фактического и исторического материала краеведческого характера, статей,
документов, копий, фотографий и экспонатов, рассказывающих об истории
школы, поселка,
- заниматься пополнением музея экспонатами, фотографиями, работать
с местным краеведческим материалом, с книгами краеведческого характера,
заниматься самообразованием, обмениваться опытом с коллегами на
семинарах, курсах, творческих встречах и конференциях,
- приобщать воспитанников к систематическому использованию
книжных фондов краеведческой тематики.
Дидактическое обеспечение для проведения занятий:
- нужно иметь копии основных документов по истории школы, поселка,
хранящихся в школьном музее, краеведческом музее, библиотеке, для
обучения навыкам работы с документами,
- разрабатывать карты, схемы, плакаты по тематике программы,
- иметь пополняемый «банк» аудио и видеокассет с записями учебных
фильмов краеведческого характера, тематических бесед со старожилами
поселка, по вопросам, затрагиваемым в программе.
Материально-техническое
обеспечение для
осуществления
поставленных целей необходимо иметь:
- компьютер
- фотоаппарат
16

- диктофон
- папки, фотоальбомы, канцелярские принадлежности
- фонд краеведческой литературы.
Мое сотрудничество с учащимися во время реализации программы
можно представить следующей структурой деятельности.
ребенок
педагог
Определяет цель
Помогаю определить цель деятельности
деятельности
Открывает новые знания Рекомендую источники получения информации
Экспериментирует
Раскрываю возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействую прогнозированию результатов
Активен
Создаю условия для активности школьника
Субъект обучения
Партнер ученика
Несет ответственность за Помогаю оценить полученный результат
свою деятельность
Учащийся при таком подходе является активным участником процесса
познания, а не объектом, пассивно воспринимающим информацию.
2.1 Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение:
Уровень квалификации педагога дополнительного образования,
реализующего дополнительную общеобразовательную программу,
соответствует
квалификационным
характеристикам
по
соответствующей должности, а также квалификационной категории.
2.2. Формы аттестации
В процессе обучения, обучающиеся не получают прямых оценок
своей деятельности. Промежуточные итоги - оцениваются на занятиях через
наблюдение, практические работы.
Способы проверки результатов освоения программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
может быть:
- учебная экскурсия в музее;
- урок-экскурсия в музее;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных
пособий на уроке;
- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию
учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
- написание и защита исследовательской работы;
- проведение учебно-практических конференций;
17

- оформление альбома-отчёта;
- самостоятельное оформление стендов;
- сбор и систематизация материала по работникам и выпускникам
школы. Оформление экспозиции «География и достижения наших
выпускников»;
- участие учащихся в районных, окружных, всероссийских конкурсах с
творческими и исследовательскими работами краеведческого характера.

Список литературы, используемый педагогом
1. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.

18

2. Письмо Министерства Образования РФ от 12.03.2003 №28-51-181/16
«О деятельности музеев образовательных учреждений». «Вестник
образования» №11, 2003 год
3. Музейная педагогика. «Учительская газета» №17, 22, 26, 2006 год, №4,
2007 год
4. Музей и школа, под ред. Т.А. Кудриной. М.: Просвещение, 1985.
5. Работа Совета школьного музея. Методическое пособие. Барнаул: РИО,
1989.
6. Музей в школе. Практикум. М.: НП «СТОиК», 2006.
7. Патриотическое воспитание. Сборник в помощь администрации
школы. Под ред. И.А. Пашкевич, Волгоград: Учитель, 2005.
8. [электронный ресурс]// http: // www.5ka.ru/31/5519/1.html - Музейная
педагогика как формирующаяся научная дисциплина. ... Музейная
педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в
научную дисциплину ...
9. [электронный ресурс]// http: // www.kadashi.ru
Музейная педагогика, обучение детей, занятия с детьми, интерактивные
занятия с детьми, археология, писать пером…
Список литературы для детей и родителей
1. Музейный комплекс, включающий мини-музеи в групповых
помещениях, мини-музей природы и картинную галерею.
2. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. – М.: Просвещение. –
1998.
3. Элькин Г.Ю. Школьный музей. – М.: Просвещение. – 2002.
4. [электронный ресурс]// http: // www.spbmuseum.ru
О музее. Музейный комплекс. Экспозиции и выставки. Мероприятия.
Музей – детям.

Приложение 1.
Использование школьного музея
19

в учебно-воспитательном процессе.
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был
музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного
организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и
фонды в учебно-воспитательном процессе.
Эффективность использования школьного музея в обучении во многом
определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы,
включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей
школы сложились следующие её виды:
- учебная экскурсия в музее;
- урок-экскурсия в музее;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных
пособий на уроке;
- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию
учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
- проведение учебно-практических конференций.
Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ,
истории, литературе, этикету, ИЗО, трудовому обучению и на классных
часах. Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания
сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают
информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.
Школьный
музей
помогает
воспитывать
в
учащихся
исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает
навыки самостоятельного приобретения знаний.
Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он
хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те
(традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».