Программа ДО Профориентация

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского муниципального округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@inbox.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ №6»
М.Н. Киселева
Приказ от № 77/о от 01.08.2025 года

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Профориентация»
Возраст обучающихся: 10-18 лет
Срок реализации: 1 год

г.Артемовский, 2025

Содержание
1.Комплекс основных характеристик……………………………….………3
1.1 Пояснительная записка………………..……………………………...….3
1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы…………………….....…5
1.3 Содержание деятельности по программе………………………….......12
1.3.1 Учебный (тематический) план 1 года обучения………………...…..12
2. Методическое обеспечение………..……………………………………..16
3. Формы аттестации/контроля.…….………………………………………17
4. Список литературы………………………………………….……………17

2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность: программа социально-гуманитарную.
Актуальность:

предназначена

для

учащихся

5-11

классов

образовательных учреждений. Первая серьезная жизненная проблема, с
которой сталкиваются старшеклассники, это выбор будущей профессии.
Вопрос «Кем я буду?», задает себе каждый молодой человек. И здесь главное
не

растеряться,

сориентироваться

и

сделать

правильный

выбор,

соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным
установкам, требованиям, которые предъявляют профессии к личности
кандидата.

Вопрос

профессионального

самоопределения

начинает

осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. В этом возрасте ведущей
деятельностью учащихся является учебно-профессиональная деятельность.
Многие ребята задумываются о своей карьере, ставят определенные
жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Правильно сделанный
подростками выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к
психологическому и материальному благополучию в будущем. В рамках
программы организовываются экскурсии на предприятия города, знакомства
с

различными

профессиями,

профессиональными

проходит

образовательными

знакомство
учреждениями.

учащихся

с

"Концепция

модернизации дополнительного образования детей" призвана обеспечить
необходимые условия для создания среды, способствующей формированию
мотивации к самообразованию, развитию их творческих способностей,
включение в социальнополезную деятельность, профессионального и
личностного самоопределения детей, адаптацию их к жизни в обществе.
Программа "Профориентация" предоставляет учащимся такую возможность.
Содержание деятельности: тестирование участников, направленное на
изучение собственных склонностей и способностей. Программа состоит из

3

игр, теории, видеороликов и экскурсий, которые проходят в течение
учебного года.
Программа составлена в соответствии с современными требованиями к
дополнительным общеразвивающим программам. Реализация программы
осуществляется на основе следующих нормативно- правовых документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4. Методические рекомендации Министерства образования и науки
Российской Федерации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (2015 г.) (на основании письма №09-3442
от 18.11.15 Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
6. З. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
8. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
9. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
4

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее — СанПиН).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г, № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
16. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ».
17. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
18. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
19. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022
№
АБ-3924/06
«О
направлении
методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
20. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
5

деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
21. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
22. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
23. Устав МБОУ «СОШ №6».
Адресат программы: дети школьного возраста от 10 до 18 лет.
Количественный состав обучающихся – 12-20 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем: 36 часов.
Срок освоения: 1 год.
Перечень форм обучения: групповая и индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастеркласс, открытое занятие, спектакль, практическое занятие.
Перечень

форм

подведения

итогов:

опросы,

тестирование,

самостоятельные работы, школьный турнир.
Продолжительность 1 занятия 40 минут, перерыв между занятиями 10
минут
Обучение проходит в очной форме.
1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель

программы:

организация

сопровождения

профессионального

самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов.
Задачи - формировать опыт коллективной деятельности, - способствовать
развитию социальной активности, - познакомить с учебными заведениями,
основами профессиональной деятельности, - способствовать творческому
использованию

жизненного

опыта

познавательную деятельность детей.
6

учащихся,

-

стимулировать

Общая характеристика программы «Профориентация»
Основным

методом реализации

программы

является

метод

проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций,
с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить
заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет
тематическое

наполнение,

связанное

с

рассмотрением

определённой

профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления
о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать
свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Связь

межпредметных

деятельностью Изучение

областей

программы

с

внеурочной

внеурочной

деятельности

по

социальному направлению «Профориентация» тесно связано с такими
дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий
мир».
Формируемые универсальные учебные действия
Ожидаемые результаты
В

результате

деятельности

по

программе

«Профориентация»:

Учащиеся познакомятся: - с основными группами профессий; - с учебными
заведениями города, в которых можно получить данные профессии; - со
спецификой работы людей, некоторых профессий через организацию
экскурсий на предприятия города; - с рынком профессий города. приобретут опыт межличностного общения, коллективной деятельности.
Педагог: - апробирует программу «Профориентация. - совершенствует
навыки проведения мероприятий досуговой деятельности. - нарабатывает
формы

и

методы

работы,

направленные

на

профессиональное

самоопределение. - проводит мониторинг деятельности по программе.
Личностные результаты:
овладение начальными сведениями об особенностях различных
профессий, их происхождении и назначении;
7

формирование

позитивного

отношения

школьника

к

базовым

ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование

коммуникативной,

этической,

социальной

компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
предвосхищать результат;
ставить и формулировать проблему;
ставить вопросы и искать пути решения;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с
помощью ИКТ, строить и читать схемы и таблицы, работать с опорой на
прочитанный текст;
В результате изучения курса «Профориентация» школьник узнает:
у ученика будут сформированы:
отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений,
стремление преодолевать возникающие затруднения;
8

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям,
уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в
том числе сверстникам;
выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и
события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
у ученика могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые
способы действия,
преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи
и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с
людьми
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до
конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или
самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебнопознавательными;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям
учителя;
контролировать

выполнение

действий,

вносить

необходимые

коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки
и способы их устранения.
ученик получит возможность научиться:
9

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в
овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных
заданий;
проявлять

инициативу

в

постановке

новых

задач,

предлагать

собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать
причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и
умениях.

Познавательные универсальные учебные действия:
ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных
задач, делать отбор содержания;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости,
отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка,
схемы, таблицы;
ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных

источников

информации

для

решения

исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной
формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в
изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,
диаграммы), создавать собственные;
осуществлять

исследовательскую

деятельность,

участвовать

проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
10

в

Коммуникативные универсальные учебные действия:
ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку
зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы,
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах,
осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других,
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно использовать
понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую
речь, вести диалог;
планировать,
сверстниками,

сотрудничая

с

взрослыми

общие дела, распределять

(учитель,

родитель)

и

функции участников

и

определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения
коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию
при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего
дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на
заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения,
презентации).
Функции педагога и учащихся программы
11

Школьники активно участвуют в интеллектуальной, индивидуальной и
коллективной деятельности по программе предложенной педагогом. Педагог
оказывает помощь при подготовке к мероприятиям по программе, способствуют созданию сплоченного коллектива для участия в программе.
При проведении занятий курса используются следующие формы и
методы работы:
 Профориентационные игры.
 Игровые профессиональные упражнения.
 Самоописание.
 Групповая дискуссия.
 Использование конструктивной обратной связи.
Формы работы
 Рассказ.
 Познавательная беседа.
 Практика.
 Тренинг.
 Тестирование.
 Анкетирование.
 Экскурсии.
 Встречи с людьми интересных профессий.
Календарный учебный график:
Режим занятий: 1 раз в неделю по часу.
Объём: 36 часов.
Срок освоения: 1 год.
Количество учебных недель: 36.
Количество часов: 36.
12

Недель в первом полугодии: 16.
Недель во втором полугодии: 20.
Начало занятий: 1 сентября.
Каникулы: осенние / весенние (занятия проходят).
Выходные дни: 31.12 – 08.01
Окончание учебного года: 26.05.
1.3 Содержание деятельности
1.3.1. Учебный (тематический) план первого года обучения
№

Название раздела, темы

Количество

п/п

1

часов
Введение в мир профессий.
Реализация

2

1

федерального

профориентационного

проекта «Шоу профессий» («ПроеКТОриЯ», «Билет в 14
будущее»).

3

Типологии профессий.

7

4

Пути получения профессии.

1

5

Профессии моих родителей.

1

6

Мои личные профессиональные планы.

1

7

Деловая коммуникативная игра «Кадровый вопрос».

1

8

Практическая работа по написанию резюме.

1

9

Интерактивная беседа по теме «Профессиональная
характеристика».

1

10

Игротренинг «Я и мир профессий».

1

11

Экскурсии.

6

12

Итоговое занятие «Перелистывая страницы».

1

Итого:

36

Содержание учебного (тематического) плана обучения.
13

1.Введение (Знакомство, техника безопасности). Мир профориентации.
Теория: Техника безопасности. Знакомимся, мини презентация «Кем я
хочу стать». Понятие «профессия». Что отличает профессиональную
деятельность от хобби? Чем отличается профессиональная деятельность
от трудовой? Многообразие мира профессий. Мир профориентации.
2.Реализация

федерального

профориентационного

проекта

«Шоу

профессий». («ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее»).
Знакомимся с востребованными профессиями на рынке труда.
2.1 «Машиностроение».
Теория: Знакомимся с профессией «Слесарь механосборочных работ»
(видеоролик, беседа, обсуждение).
2.2 «Педагог и наставничество».
Теория:

Знакомимся

с

профессией

«Педагог»

(видеоролик,

беседа,

обсуждение).
2.3 «Профессия РЖД».
Теория: Знакомимся с профессией РЖД (видеоролик, беседа, обсуждение).
2.4 «Металлообработка».
Теория: Знакомимся с разновидностями профессий по металлообработке
(видеоролик, беседа, обсуждение).
2.5 «Спасательные работы».
Теория: Знакомимся с разновидностью спасательных работ (видеоролик,
беседа, обсуждение).
2.6 «Строительная сфера».
Теория:

Знакомимся

со

строительной

сферой

(видеоролик,

беседа,

обсуждение).
2.7 «Звукорежиссура и саунд- дизайн»
Теория: Знакомимся с саунд- дизайнером и звукорежиссурой, звуковое
оформление (видеоролик, беседа, обсуждение).
2.8 «Технология композиторов».
14

Теория: Знакомимся с музыкальными технологиями. Информационные
технологии в музыке. Профессия «Композитор» (видеоролик, беседа,
обсуждение).
2.9 «Информационные системы и программирование».
Теория: Знакомимся со специальностью «Информационные системы и
программирование», обсуждаем какие есть специалисты (видеоролик,
обсуждение, беседа).
2.10 «Технология лёгкой промышленности».
Теория: Знакомимся с профессией «Технолог лёгкой промышленности», с
технологиями изделий (видеоролик, обсуждение, беседа).
2.11 «Профессии сферы ЖКХ».
Теория: Знакомимся с профессиями сферы ЖКХ, какие бывают профессии.
Изучаем

профессию

«Мастер

жилищно-коммунального

хозяйства»

(видеоролик, обсуждение, беседа).
2.12 «Сельское хозяйство».
Теория: Знакомимся с производством сельскохозяйственных культур и
животных на фермах и в хозяйствах. Виды деятельности сельского хозяйства
(видеоролик, беседа, обсуждение).
2.13 «Сервис и туризм».
Теория: Знакомимся с отраслями, которые направлены на оказание услуг
населению. Какие бывают специалисты (видеоролик, обсуждение, беседа).
2.14 «Искусственный интеллект».
Теория: Знакомимся с профессией «Инженер по знаниям» - специалист по
искусственному

интеллекту.

Перспективные

профессии

искусственного интеллекта (видеоролик, обсуждение, беседа).
3.Типологии профессий.
Какие существуют типы профессий.
3.1 Знакомство с профессиограммами.

15

в

области

Теория: Определение понятий: цель труда, предмет труда, средства и
условия организации труда, «профессиональная пригодность». Тест опрос.
Карта интересов.
3.2 Профессия типа «Человек- техника».
Теория: Презентация о профессиях «человек- техника». Виды профессий.
Игра «найти спрятанные профессии» (обсуждение, беседа).
3.3 Профессия типа «Человек- природа».
Теория: Презентация о типах профессий «человек –природа». Игра «найди
профессию» (обсуждение, беседа).
3.4 Профессия типа «Человек- знаковая система».
Теория: Презентация о типах профессий «человек- знаковая система». Игра
«Кто есть кто?», выбираем профессию однокласснику (обсуждение, беседа).
3.5 Профессия типа «Человек- человек».
Теория: Презентация о типах профессий «человек- человек». Игра «один
день из жизни», обсуждаем профессии.
3.6 Профессия типа «Человек- художественный образ».
Теория: Презентация о типах профессий «человек- художественный образ».
Упражнение «Знаешь ли ты свою будущую профессию?», обсуждение.
4. Пути получения профессии.
Теория: Обсуждаем и разбираем пути получения профессии, как получить
профессию, какие заведения существуют.
5.Профессии моих родителей.
Теория: Знакомимся с профессиями родителей учеников. Обсуждаем.
6. Мои личные профессиональные планы.
Теория: Ученики рассказывают какой тип профессий им больше понравился,
какой выбор они для себя сделали, какие профессиональные планы
поставили перед собой.
7. Деловая коммуникативная игра «Кадровый вопрос».
Теория: Знакомимся с профессиями на рынке труда, обрабатываем
профессию, выстраиваем движение товара, обсуждаем плюсы профессии.
16

8. Практическая работа по написанию резюме.
Теория: Работаем над написанием резюме, обсуждаем важные пункты
резюме, пишем резюме.
9. Экскурсии.
ЦО и ПО, завод Вентпром, Красногвардейский крановый завод, АКТП,
АЦЗН, ГРЭС.
10. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
Теория: Разбираем что такое профессия, специальность, квалификация,
должность. Игра «Определи» (разбираем что к какой категории относится).
11. Игротренинг «Я и мир профессий».
Теория: Упражнение «Имя и профессия», упражнение «Я люблю себя за то,
что…», упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…».
12. Итоговое занятие «Перелистывая страницы».
Теория: Подводим итоги изученного материала, делимся впечатлениями и
планами на будущее.
2. Методическое обеспечение.
Педагог,

учитывая

изучаемый

материал,

строит

игры,

используя

разнообразные формы: - маршрутные игры; - творческие игры; - деловые
игры; - коммуникативные игры. Для организации мероприятий готовится
реквизит. Оформляется игровая зона для каждого мероприятия, подбирается
соответствующее оформление. Для достижения лучших результатов по
программе, организуются экскурсии в профессиональные училища, ЦО и
ПО, предприятия города. Педагогом формируется методическая база
программы, состоящая из: программы "Профориентация", методических и
сценарных

разработок,

деятельности,

литературных

тематических

папок

с

источников

по

дидактическим

направлениям
и

раздаточным

материалом, диагностики.
Материально-техническое

обеспечение:

занятия

«Проориентации»

проводится в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборудован. Все
17

материалы и инструменты хранятся в определенном месте, с соблюдением
условий хранения.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- кабинет с ученической мебелью;
- ноутбук для просмотра материала - 1 штука;
Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение:
Уровень

квалификации

реализующего

педагога

дополнительную

дополнительного

образования,

общеобразовательную

программу,

соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей
должности.
Формы достижения результатов.
Познавательные беседы, инструктажи, экскурсии, исследовательские работы,
тестирование, игры, упражнения.
3.Формы контроля.
1.Рефлексия по каждому занятию.
2.Итоговые игры, тесты, упражнения.
Список литературы
1.Левина

О.Г.

Сборник

Ярославль,1998.социальной

социально-педагогических
адаптированности

задач-проб.-

старшеклассников.

ДОА

ЯР.обл.
2.Поддубская Л.Этикет от А до Я.- М.: Народное образование,2003.
3.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.,2000.
4.Рожков М.И. Познай себя.- М.:2003.
5.Савченко

М.Ю.

Профориентация.

Личностное

развитие.

Тренинг

готовности к экзаменам.- М.:2005.
6.Степанов С.С. Что вы знаете и не знаете о себе и других. Психологические
наблюдения и тесты. Издательский центр «Феникс», г. Дубна,1996.
7. Чупрякова М.Э. Энциклопедия юного джентльмена.- Екатеринбург:
Издательство Литур.,2002.
18

8. Яковлева Д.И. Дополнительное образование. Словарь-справочник.М.:2002.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».