СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1. ПРОЦЕДУРАОЦЕНКИДОСТИЖЕНИЯЛИЧНОСТНЫХРЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней
позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально - ценностных отношениях к себе и
окружающему миру. Оценка (не отметка) проявляется в словесной характеристике. При этом
следуетпомнить,чтотакаяоценкадолжнапроходитьвформенепредставляющейугрозыличности
и
психологической безопасности ребёнка.
1.2. Для оценки личностных результатов обучающихся используется метод экспертной
оценки, которая представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы
специалистов (экспертов). В ее состав входит заместитель директора, руководитель психологопедагогической службы, учитель-предметник, специалист психолого - педагогической службы
(психолог, логопед, дефектолог).
1.3. Критериальнымаппаратомдляоцениванияслужитиндивидуальныйпереченьвозможных
результатов личностного развития.
1.4. Вслучаезатрудненийоценкисформированностидействий,представленийвсвязис
отсутствиемвидимыхизменений,обусловленнойтяжестьюимеющихсяуребенканарушений, следует оценивать
его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
1.5. ПрограммасистемыоценкиВариант1(Приложение1)включает:
1) Перечень
обучающихся;
личностных
результатов,
критерии
оценки
жизненных
компетенций
2) Переченькоммуникативныхучебныхрезультатов;
3) Переченьрегулятивныхрезультатов.
1.6. ПрограммасистемыоценкиВариант2(Приложение2)включает:
1) Переченьучебно-познавательнойкомпетенций;
2) Переченьинформационно-коммуникативнойкомпетенций;
3) Переченьжизненныхкомпетенций.
1.7. Оценкадостиженийпроизводитсяпутемфиксациипоследующейшкале(Вариант1):
0 –действиеотсутствует,обучающийсянепонимаетегосмысла,невключаетсяв процесс
выполнения вместе с учителем;
1 –смыслдействияпонимает,связываетсконкретнойситуацией,выполняетдействие только по
прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 –преимущественновыполняетдействиепоуказаниюучителя,вотдельныхситуациях
способен выполнить его самостоятельно;
3
–способенсамостоятельновыполнятьдействиевопределенныхситуациях,нередко
1
допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 – способен самостоятельно применять действие,но иногда допускает ошибки,которые
исправляет по замечанию учителя;
5
–самостоятельноприменяетдействиевлюбойситуации.
(Вариант 2):
1 – деятельность не осуществляется при максимальном объеме помощи; не воспроизводит
при максимальном объеме помощи; не выполняет, помощь не принимает;
2 – деятельность осуществляется по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами; выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;
3 – деятельность осуществляется по наглядным опорам с незначительными ошибками;
выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного
выполнения педагогом;
4 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками; выполняет самостоятельно
по подражанию, показу, образцу;
5 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок; выполняет
самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;
6
–воспроизводитсамостоятельнобезошибокповопросу;выполняетсамостоятельнопо
вербальномузаданию.
1.8. Оценкадостиженийбазисныхличностныхрезультатовпроизводится1развполугодие.
1.9. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки
экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции и динамике
усвоения АООП и СИПРобучающегося загод по каждомупоказателю по следующей шкале:
1
–отсутствиединамикиилирегресс;
2
–динамикавосвоенииминимумоднойоперации,действия;
3
–минимальнаяилисредняядинамика;
4
–выраженнаядинамика;
5
–полноеосвоениедействия.
1.10.
Оценка динамики личностных результатов фиксируется психолого-педагогическим
консилиумом(одинразвгод)ивобязательномпорядкедоводитсядосведенияродителей(законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и/или до сведения совершеннолетних
обучающихся.
ПРОЦЕДУРАОЦЕНКИДОСТИЖЕНИЯПРЕДМЕТНЫХРЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
2.
2
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
2.2. Промежуточная аттестация проводится в 1–12-х классах (вариант 1) в конце учебного
года в сроки, установленные в начале учебного года. В первых классах промежуточная аттестация
ведется без фиксации в форме отметок достижений обучающихся в электронных журналах
(ставитсяотметка б/о - безотметочное обучение),используется качественная оценка деятельности
обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.
2.3. Время проведения промежуточной аттестации в целях предупреждения перегрузки
обучающихся, определяется общешкольным графиком. В один учебный день в одном классе
проводится только одна письменная контрольная работа, в течение недели не более двух. Не
рекомендуется проводить контрольные работы в первый и последний дни недели.
2.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся 2-12 классов (вариант 1) Школы
осуществляется по пятибалльной системе с фиксацией в формеотметок достиженийобучающихся в
электронных журналах (Приложение 3).
2.5. Критерии оценки предметных результатов формируются на основе индивидуального и
дифференцированного подхода (оценка овладения содержания каждой образовательной области).
Усвоенныеобучающимисядаженезначительныепообъемуиэлементарныепосодержаниюзнания
и
умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют
определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
2.6. Оценка достижений предметныхрезультатов производится путем установления среднего
арифметическогоиздвухоценок–оценказнанийиоценкаумений.Вспорныхслучаях
приоритетнойявляетсяоценказапрактическиеучебныеумения.
2.7. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения
АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка
свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки
планируемых результатов являются следующие:
- соответствие/несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике
(полнота и надежность знаний);
- «верно»/«неверно»усвоенныепредметныерезультатысточкизрениядостоверности,
свидетельствуеточастотностидопущениятехили иных ошибок,возможных причинах их
появления, способах их предупреждения или преодоления.
2.8. РезультатыовладенияАООПвыявляютсявходевыполненияобучающимисяразных видов
заданий, требующих верного решения:
- поспособупредъявления(устные,письменные,практические);
- похарактерувыполнения(репродуктивные,продуктивные,творческие).
2.9.
Текущийконтрольуспеваемостипроводитсявовсехкласса,формамитекущегоконтроля
успеваемости могут быть:
▪
математика/информатика: устный опрос; контрольная работа; проверочная работа;
3
арифметический диктант; практическая работа; тест;
▪ русскийязык:диктант(словарный,полный,выборочный,свободный,диктант с
грамматическимзаданием);письмопопамяти;списывание;тест;работасдеформированными текстами
(восстановление пропущенных букв, частей слов, слов; восстановление порядка
предложений);творческиеработы(развернутоеустноеилиписьменноевысказывание,основанное на
опыте ученика; составление рассказа по серии картинок; составление рассказа по сюжетной
картине);
▪ чтение/литературное чтение/речевая практика: проверка навыков осознанного чтения
(техникачтения);пересказсюжетноготекста;тестнапониманиесодержаниятекста(герои,местои время
действия, последовательность событий); иллюстрирование текста (подбор или создание
иллюстраций, в том числе с помощью ИКТ-технологий).
▪ человек и общество, естествознание (основы социальной жизни, мир истории, история
отечества, обществоведение, этика, биология, география, природоведение, мир природы и
человека): проверочная работа; тест; контрольная работа; диктант.
▪ технология (ручной труд, профильный труд): проверочная работа; практическая работа;
контрольная работа; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня; тесты;
▪ физическая культура: сдача контрольных нормативов; участие в спортивных
соревнованиях различного уровня;
▪ искусство(музыка,изобразительноеискусство):оцениваниеиндивидуальныхтворческих
работ; динамика их развития; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня.
2.10. Оценивание обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) исключает систему балльного
(отметочного) оценивания. Приоценивании допускается лишь словесная объяснительная оценка и
не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки,
самолетики, солнышки и прочие).
2.11. Предметом итоговой оценки освоенияобучающимися(Вариант 2) является достижение
результатовосвоенияспециальнойиндивидуальнойпрограммыразвитияпоследнегогодаобучения и
развития жизненной компетенции обучающихся.
2.12. Итоговая аттестация (вариант 2) осуществляется в течение последних двух недель
учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных
заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности
обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов),
которыенедолжнырассматриватьсякакпоказательнеуспешностиихобученияиразвитиявцелом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися планируемых
результатов освоения АООП и СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
•
чтообучающийсязнаети умеет наконецучебногопериода,
•
чтоизполученныхзнанийи уменийонприменяетнапрактике,
•
насколькоактивно,адекватноисамостоятельноонихприменяет.
4
2.13.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического,
неврологическогоисоматическогосостояниякаждогообучающегося.Выявлениерезультативности
обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе
выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и
выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно
распределеннымдействиям и др. При оценкерезультативности достиженийнеобходимо учитывать степень
самостоятельности ребенка. Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой
образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания
дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности
действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихсяу
ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.
3.
ИТОГОВАЯАТТЕСТАЦИЯОБУЧАЮЩИХСЯ(вариант1)
3.1. Цель проведения итоговой аттестации выпускников: проверка соответствия знаний
выпускников требованиямпрограмм,глубиныи прочностиполученныхзнаний,умения применять их
в практической деятельности.
3.2. СогласнотребованиямСтандартапозавершениюреализацииАООПпроводитсяитоговая
аттестация по выбранному профилю труда:
-
цветоводство
3.3. Сроки проведения: итоговая аттестация по профессиональному обучению проводится в
выпускном классе в последней декаде мая или первой неделе июня в соответствии с Порядком
проведения экзаменов по профильному труду (Приложение 4).
3.4. Итоговая аттестация выпускников проводится по профильному труду в форме
практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
3.5. Школасамостоятельноготовитэкзаменационныебилетысучетомпрофилейтрудового
обучения, организованного в учреждении (материал практической экзаменационной работы и
экзаменационные билеты). Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов, которые
направлены на выявление знаний экзаменуемых (выпускников), а также практической
экзаменационнойработы.Экзаменационныйматериалрассматриваетсянапедагогическомсоветеи утверждается
приказом директора.
3.6. Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта и
важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, в
качестве альтернативной формы устным ответам по билетам оценка знаний может проводится в
форме собеседования членов комиссии отдельно с каждым учеником (на основании решения
школьного психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения и по
решению малого педсовета). В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника
рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов и
приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы и др.
3.7. Экзамен по профильному труду проводит экзаменационная комиссия в составе:
председателя(руководительобразовательногоучреждения),заместителяпредседателя(заместитель
5
директора), членов комиссии (учитель профильного труда экзаменуемой группы, и учителя
общеобразовательных дисциплин данного учреждения, специалист ППС).
3.8. Состав экзаменационной комиссии и дата проведения итоговой аттестации утверждается
приказом по школе.
3.9. Результатыэкзаменапопрофильномутрудуоформляютсяпротоколом(Приложение 5).
3.10. Итоговая оценка за экзамен по профильному труду выставляется на основании оценок,
занесенных в протокол: за год, практическую работу и устный ответ. Решающее значение имеет
оценка за практическую экзаменационную работу.
Оценка“5”выставляется,еслина«5»выполненапрактическая аттестационнаяработа,на
«5»или«4»оцененустныйответипоитогамполугодиявыпускногоклассанет«3»;
Оценка“4”выставляется,еслина«4»выполненапрактическаяаттестационнаяработа,на
«5» или «4» оценен устный ответ и по итогам полугодия выпускного класса нет «3»;
итоговаяоценка«4»такжевыставляется,еслина«5»выполненапрактическаяработа,на
«3»оцененустныйответилипоитогамполугодийввыпускномклассеодна«3»;
Оценка“3”выставляется,еслина«3»выполненапрактическая аттестационнаяработа,на
«4»или«3»оцененустныйответипоитогамполугодийввыпускномклассеесть одна
«3»;итоговаяоценка«3»такжевыставляется,еслина«4»выполнена практическаяработа,на
«3»оцененустныйответипоитогамполугодийввыпускномклассевсе«3».
3.11.
ДетисОВЗпо состояниюздоровьямогутбытьосвобожденыотсдачивыпускных
экзаменов. Оценкапо профильномутрудув свидетельствообобучении выставляетсяпо итогам
года.
Приложение1
6
Программаоценкиличностныхрезультатов(вариант1)
Начальная школа(1-4класс)
Критерии
Индикаторы
Осознаниесебякакученика(заинтересованногопосещениемшколы,
обучением/занятиями), члена семьи/одноклассника/друга
Способностькосмыслениюсоциальногоокружения,своегоместавнем,
принятие соответствующих возрасту ценностей/социальных ролей
Положительноеотношениекокружающейдействительности,готовностьк
организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
Личностные
Целостный,социальноориентированныйвзгляднамирвединствеего
учебные
природной и социальной частей
действия
Самостоятельностьввыполненииучебных
заданий/поручений/договоренностей
Пониманиеличнойответственностизапоступкинаосновепредставлений о
этических нормах/правилах поведения в современном обществе
Готовностькбезопасномуибережномуповедениювприродеиобществе
Вступатьвконтактиработатьвколлективе(учитель –ученик, ученик– ученик,
ученик – класс, учитель – класс)
Использоватьпринятыеритуалысоциальноговзаимодействияс
одноклассниками/учителями
Принимать/обращатьсязапомощью
Коммуника- Слушать/пониматьинструкциюкучебномузаданиювразныхвидах
тивные
деятельности/быту
учебные
действия
Сотрудничатьсовзрослыми/сверстникамивразныхсоциальныхситуациях
Доброжелательноотноситься/сопереживать,конструктивно
взаимодействовать с людьми
Договариваться/изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнениембольшинствавконфликтныхилииныхситуацияхвзаимодействия с
окружающими
Входить/выходитьизучебногопомещениясозвонком
Ориентациявпространствешколы(класс/спортивныйзал/учебное
Регулятивные
помещение)
учебные
действия
Пользоватьсяучебноймебелью
7
Использоватьритуалышкольногоповедения(подниматьруку/вставатьи
выходитьиз-запартыидр.)
Работатьсучебнымипринадлежностями(инструменты/спортивный
инвентарь), организовывать рабочее место
Приниматьцелиипроизвольновключатьсявдеятельность,следовать
предложенному плану, работать в общем темпе
Участвоватьвдеятельности,контролировать/оцениватьсвоидействияи
действия одноклассников
Соотносить свои действия, их результаты с заданными образцами,
приниматьоценкудеятельности,оцениватьеесучетомпредложенных
критериев
Корректироватьсвоюдеятельностьсучетомвыявленныхнедочетов
Основнаяшкола(5-9 класс)
Критерии
Индикаторы
Осознаниесебякакгражданина,формированиечувствагордостизасвою
родину, российский народ и историю России
Гордитьсяшкольнымиуспехамиидостижениямикаксобственными,таки
своих товарищей
Адекватноэмоциональнооткликатьсянапроизведениялитературы, музыки,
живописи и др.
Уважительно/бережноотноситьсяклюдямтруда,результатамих деятельности
Личностные
учебные
действия
Активновключатьсявобщественнополезнуюсоциальнуюдеятельность
Осознанноотноситьсяквыборупрофессии
Бережноотноситьсяккультурно-историческомунаследиюродногокраяи
страны
Пониматьличнуюответственностьзасвоипоступкинаоснове
представленийобэтическихнормахиправилахповедениявсовременном
обществе
Вступатьиподдерживатькоммуникациювразныхситуацияхсоциального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
КоммуникаСлушатьсобеседника,вступатьвдиалог,использоватьразныевиды делового
тивные
письма для решения жизненно значимых задач
учебные
8
действия
Использоватьдоступныеисточникиисредстваполученияинформациидля
решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные Принимать/сохранять цели и задачи решения типовых
учебных/практическихзадач,осуществлятьпоисксредствих
учебные
действия
осуществления
Осознаннодействоватьнаосноверазныхвидовинструкцийдлярешения
практических/учебных задач
Осуществлятьвзаимныйконтрольвсовместнойдеятельности
Обладатьготовностьюкосуществлениюсамоконтролявпроцессе
деятельности
Адекватнореагироватьнавнешнийконтрольиоценку,корректироватьв
соответствии с ней свою деятельность
9
Приложение2
Программа оценки личностных результатов (вариант 2)
Критерии
Индикаторы
Учебно-познавательнаякомпетенция
Предметно- Освоениепростыхдействийспредметамииматериалами.
практическая
деятельность Умениедействоватьпо алгоритму.
Сформированностьзрительного,слуховоговосприятия.
Сенсорное
развитие
Сформированностьтактильного,кинестетическоговосприятия.
Восприятиезапахаивкуса.
Умениепереходаизоднойпозыв другую,освоениеновыхспособов
Двигательное передвижения(вт.ч.спомощьютехническихсредств),сформированность
ориентировки в пространстве.
развитие
Развитиемоторики,сформированностьориентировкивпространстве.
Пониманиеобращеннойречиисмыславысказываний,умение
вступать/поддерживать/завершать контакт.
Альтернатив- Умение вступать/поддерживать/завершать контакт, понимание смысла
наякоммуника доступныхневербальныхграфическихзнаков/неспецифическихжестов,
освоение языка жестов.
ция
Обучаемостьглобальномучтению,пониманиюсмыслаузнаваемогослова,
копирование букв по образцу.
Окружающий Окружающийприродныймир,сформированностьпредставленийо
природе/временах года/климате/животных и растениях.
мир
Окружающий мир, человек, представление о себе как о "Я", умение
заявлятьожизненныхпотребностях:приемпищи/гигиена/одеваниеи
раздевание. Знание частей тела и их предназначение.
10
Развитиежизненныхкомпетенций(коррекционно-развивающиезанятия)
Фиксациявзгляданачеловеке.
Реагированиенасобственноеимя.
Участиеворганизацииучебногопроцесса(подготовкакуроку/помощьв
подготовке класса к занятиям)
Установлениеконтактаспедагогом/другимивзрослыми,принятие контакта,
инициированного взрослым.
Информацион
нокоммуникативная
компетенция
Выражениесвоихжеланийсловом/предложением,обращениеспросьбойо
помощи, выражая её звуком/словом/предложением.
Указаниевзглядомнаобъектпривыражениисвоихжеланий,ответена вопрос
выражение жестом согласия/несогласия, благодарности, своих желаний;
приветствие/прощание, обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием жеста.
Привлечениевнимания,выражениеблагодарностизвучащимпредметом,
обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие
согласие/несогласиесиспользованиемзвучащегопредмета.
Пониманиепростыхслов,пониманиепростыхпредложений,понимание
содержания текста.
Основыперсональнойидентичности,осознаниесвоейпринадлежностик
определенному полу, осознание себя как "Я".
Освоениедоступныхсоциальныхролей,развитиемотивовучебной
деятельности и формирование личного смысла учения.
Развитиесамостоятельностииличнойответственностизасвоипоступкина
Развитие
основе представлений о нравственных нормах/общепринятых правилах.
жизненной
компетенции Овладениеосновнымикультурно–гигиеническиминавыками.
Самообслуживание.
Владениенавыкамисозидательной/предметно-практической/бытовой/
досуговой и доступной трудовой деятельности
Соблюдениеправилбезопасности,соответствиеповеденияобщепринятым
нормам школы
11
Приложение3
Оценкаобучающихсяслегкойстепеньюумственнойотсталостипопредметам обучения
1. Оценказнаний–неотъемлемаячастьпроцессаобучения.Приоценкезнаний,уменийи
навыков учащихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности
интеллектуального развития учащихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с
низкимуровнеминтеллектуальногоразвитияестьвозможностьпредложитьболеелегкийвариант
задания. Приоценкеписьменныхработучащихся, страдающихглубокимнарушениеммоторики, не
снижается оценка за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей, рисунков,
чертежей и т.д.
2. Приоценкеустныхответовобучающихсяпринимаетсяво внимание:
- правильностьответапо содержанию,свидетельствующаяобосознанностиусвоения
изученного материала;
- полнотаответа;
- умениепрактическиприменятьсвоизнания;
- последовательностьизложенияиречевоеоформлениеответа.
Оценка“5”ставитсяобучающемуся,
еслион:обнаруживаетпониманиематериала,можетс
помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые
примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
Оценка“4”ставится,еслиобучающийсядаетответ,вцеломсоответствующийтребованиям
оценки “5”, но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с
помощью учителя;
Оценка “3” ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание положений
данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд
ошибок, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает с помощью
учителя, нуждается в постоянной помощи учителя;
Оценка “2” ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее
существенной части изученного материала, допускает ошибки, не использует помощь учителя.
3. Приоценкеработввидетестоврезультатысоотносятсясоценками:
Оценка“5”- верновыполненосвыше65%заданий;Оценка“4”- верновыполненоот 51% до
65% заданий;
Оценка “3”-верно выполненоот35%до50%заданий;
Оценка “2”-выполнено менее 35%.
4. Проверказнаний,уменийинавыковобучающихсяпочтению/литературному
12
чтениюиразвитию речи
- При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты примерно следующегообъема(наконец года):I класс - 10слов;II класс –15-20cлов;III
класс – 20-25 слов; IV класс - 35-40 слов; V класс – 45 -60 слов; VI класс – 70-80 слов; VII – 8090 слов; VIII–XII классы - 90-100 cлов. В начале года техника чтения проверяется по текстам,
объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
- При оценке техники чтения принимается во внимание успешность овладения
обучающимися техникой чтения (правильность/беглость/выразительность) и содержанием
читаемого (выделение главной мысли/ответы на вопросы/пересказ) в соответствии с
программными требованиями по каждому году обучения:
I-IIклассы:
Оценка “5”(б/о) ставится, еслиобучающийся читает правильно или с1-2 самостоятельно
исправленными ошибками слова/предложения/короткие тексты, соблюдает паузы на знаках
препинания,отвечаетнавопросыпосодержаниюпрочитанногоииллюстрацииктексту(кконцу года
целыми словами слова из двух слогов открытого типа и трёхбуквенные слова в 1 классе; с
переходом к концу года к чтению целыми словами во 2 классе); знает и может рассказать
наизусть 1-2 стихотворения;
Оценка “4” (б/о) ставится, если обучающийся читает в соответствии с возрастными
нормативами — см. выше, допуская 1-2 ошибки при чтении и соблюдения пауз на знаках
препинания, допускает неточности в ответах на вопросы по содержанию прочитанного и
иллюстрации к тексту, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
учителя; во втором классе подключается требования к выразительности чтения;
Оценка“3”(б/о)ставится,еслиобучающийсяиспытываеттрудностипричтениипослогам
несложных по структуре слов, допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении пауз на знаках
препинания, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту с
помощью учителя;
Оценка “2” (н/а) ставится обучающемуся, если он испытывает трудности при чтении по
слогамдажелегкихдвухсложныхслов,допускаетболее5ошибокпричтении,несоблюдаетпауз
на
знаках препинания, не отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к
тексту даже с помощью учителя.
III—IVклассы:
Оценка “5” ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами правильно, с 1-2
самостоятельноисправленнымиошибками;читаетвыразительно,ссоблюдением
синтаксических, смысловых пауз и логических ударений, отвечает на вопросы и передает
содержаниепрочитанногополно/правильно/последовательно,твердознаетнаизустьтекст
13
стихотворенияичитаетего выразительно;
Оценка“4”ставитсяобучающемуся,
еслион:читаетцелымисловами,некоторыетрудные
слова иногда по слогам; допускает 1-2 ошибки при чтении, с соблюдением синтаксических,
смысловыхпауз,вIVклассе-логических
ударений,допускаетнеточностивответахнавопросы
и
пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
учителя, допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает
наизусть недостаточно выразительно;
Оценка“3”ставитсяобучающемуся,еслион:читаетвосновномцелымисловами,трудные
слова по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении,
соблюдениисинтаксических/смысловыхпауз,вIVклассе-логическихударений,отвечает
на
вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя, обнаруживает при
чтении наизусть нетвердое усвоение текста;
Оценка “2” ставится обучающемуся, если он: читает в основном по слогам, даже легкие
слова, допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз, в ответах на
вопросы при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует
помощь учителя, не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
V—XIIклассы:
Оценка “5” ставится обучающемуся, если он: читает правильно/бегло/выразительно с
соблюдением норм литературного произношения, выделяетосновную мысль произведения или
части рассказа с незначительной помощью учителя, делит текст на части и озаглавливает их с
помощью учителя (в 8—9 классах легкие тексты — самостоятельно), называет главных
действующих лиц произведения, характеризует их поступки, отвечает на вопросы и передает
содержание прочитанного полно/правильно/последовательно, твердо знает наизусть текст
стихотворения и читает его выразительно;
Оценка “4” ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, правильно/бегло,
допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию, логических ударений, допускает неточности в выделении основной
мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки
в
делениитекстаначастииозаглавливаниичастей,исправляетихспомощьюучителя,
называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя,
допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их
самостоятельно или с незначительной помощью учителя, допускает при чтении наизусть 1-2
самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно;
14
Оценка“3”ставитсяобучающемуся, еслион:читаетнедостаточнобегло,некоторыеслова по
слогам, допускает 3-4 ошибки при чтении, 1-2 ошибки - в соблюдении синтаксических пауз, 3-4
- в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию/логических
ударений,выделяетосновнуюмысльпроизведенияиличастирассказаспомощьюучителя,делит
текст на части и озаглавливает части с помощью учителя, затрудняется назвать главных
действующих лиц произведения, характеризовать их поступки, отвечает на вопросы и
пересказывает
неполно/непоследовательно,
допускает
искажение
воспроизведения,
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста;
Оценка“2”ставитсяобучающемуся,еслион:читаетпослогам,допускает более5ошибок при
чтении, при соблюдении синтаксических пауз, не может выделять основную мысль
произведения, части рассказа даже с помощью учителя, не делит текст на части, не называет
главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки, отвечает на
вопросыипересказываетсодержаниепроизведенияфрагментарно,искажаяосновнойсмысл,не
использует помощь учителя, не знает большейчасти текста, который должен знать наизусть.
5. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку, письму и
развитию речи
Знания и умения обучающихся легкой и средней степени умственной отсталости по
русскомуязыку, письмуи развитию речиоцениваются наоснове устных ответов и письменных
работ.
- Примерный объем текстов контрольных работ: 1 класс - 8-10 слов, 2 класс - 10-12 слов
(на начало года) - 16-18слов (наконец года), 3класс - 20-25слов, 4 класс - 30-35 слов, 5класс - 4550 слов, 6 класс - 65-70 слов, 7-9 классы - 75-80 слов. Учету подлежат слова, в том числе
предлоги,союзы,частицы.Обучающиеся,которыепоАООПимеютрекомендацииизанимаются
с
логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются
такие работы в зависимости от индивидуального продвижения обучающихся.
- В письменных работах не учитываются 1-2 исправления или одна пунктуационная
ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило
соответствуетоднойорфографическойошибке.Ошибкинанепройденныеправилаправописания не
учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а)повторениеошибокводномитомжеслове(например,вслове«лыжи»дваждынаписано
наконце«ы»).Еслижеподобнаяошибканаэтоправиловстречаетсявдругомслове,она
учитывается;
б) двенегрубыеошибки:повторениевсловеоднойитойжебуквы;недописываниеслов;
в)пропускоднойчастисловаприпереносе;повторноенаписаниеодного итого жеслова
15
впредложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать
индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена
согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении
оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
- Приоценкеписьменныхработследуетруководствоватьсяследующиминормами:
Оценка“5”ставитсязаработубезошибок;
Оценка“4”ставитсязаработус1-3ошибками;
Оценка“3”ставитсязаработус4-5ошибками;
Оценка“2”ставитсязаработу,в которойдопущеношесть иболееошибок.
- Приграмматическомразбореследуетруководствоватьсяследующиминормами:
Оценка
“5”
ставится,
если
обучающийся
обнаруживает
осознанное
усвоение
грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
Оценка“4”ставится,еслиобучающийсявосновномобнаруживает усвоениеизученного
материала, умеет применить свои знания, допускает 2-3 ошибки;
Оценка “3” ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание
изученногоматериала,затрудняетсявприменениисвоихзнаний,допускает4-5ошибокилине
справляется с одним из заданий;
Оценка“2”ставится,еслиобучающийсяобнаруживаетплохоезнаниеучебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий.
- Изложения и сочинения могут быть только обучающего характера. При проведении
изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем,
трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV классе для
изложений даются тексты повествовательного характера объемом 30 - 35 слов. Изложения
пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При
оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность
передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка,
охватывающая все стороны данной работы.
Оценка“5”ставитсязаправильное,полное,последовательноеизложениетекста(темы)
16
без ошибокв построении предложений, употреблении слов, допускается 1 - 2орфографические
ошибки;
Оценка“4”ставитсязаизложение(сочинение),написанноебезискаженийтекста(темы)с
пропуском второстепенных звеньев,невлияющих напониманиеосновного смысла, безошибок в
построении предложения, допускается 3 - 4 орфографические ошибки;
Оценка “3” ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от текста
(темы), с 2 - 3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на
понимание основного смысла, допускается 5 - 6 орфографических ошибок;
Оценка “2” ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные
отступления
оттекста(теманераскрыта),имеетсяболее4ошибокв
построениипредложенийи
употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
6. Проверказнаний,уменийинавыковобучающихсяпо математике
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам
индивидуальногоифронтальногоопросаобучающихся,текущихиитоговыхписьменныхработ.
- Оценкаустныхответов:
Оценку «5» ставитсяобучающемуся, если он:дает правильные,осознанныеответы навсе
поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно, практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными
математическими представлениями; умеет самостоятельно
или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения; умеет
производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по
отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и
черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность
работы.
Оценку «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует
требованиям,
установленным для оцениваемой работы на «5», но: при ответе ученик допускает
отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему
уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы
реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора
действий;с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их
элементы,положениефигурнаплоскости,впространстве,поотношениюдругкдругу;
17
выполняетработыпоизмерениюичерчениюснедостаточнойточностью.Всенедочетывработе
обучающегося легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего
внимание на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах
объяснения. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет
допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: при незначительной помощи учителя или
учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила,
может их применять; производит вычисления сопорой на различные виды счетного материала,
но с соблюдением алгоритмов действий; понимает и записывает после обсуждения решение
задачи под руководством учителя; узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или
учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с
помощью
вопросов
учителя;
правильно
выполняет
измерение
и
черчение
после
предварительногообсужденияпоследовательностиработы,демонстрацииприемоввыполнения;
Оценка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
6.1. При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует
считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил,
неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение
геометрических фигур.
6.2. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение
формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей,
небольшая неточность в измерении и черчении.
6.3. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках
математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
6.4. Приоценкеписьменных(комбинированных)работпоматематике:
Оценка“5”ставится,есливсяработавыполненабезошибокилисоднойнегрубойошибкой.
Оценка“4”ставится,есливработеимеются2-3негрубыеошибкиилиоднагрубаяошибка.
Оценка “3”ставится, если:
а)решеныпростыезадачи,нонерешенасоставная,
18
б)решенаоднаиздвухсоставныхзадач, хотяинесгрубымиошибками,правильно выполнена
большая часть других заданий;
Оценка“2”ставится,еслинерешенызадачиивыполненоменееполовиныдругих заданий.
7. Приоценкеработ,состоящихизпримеровидругихзаданий,вкоторыхне предусматривается
решение задач:
Оценка“5”ставится,есливсезаданиявыполненыправильно;
Оценка“4”ставится,еслидопущенынеболее1грубойошибкиили1-2негрубые ошибки;
Оценка“3”ставится,еслидопущены1-2грубыеошибкиили3-4негрубыеошибки;
Оценка“2”ставится,еслидопущены3-4иболеегрубыхошибокиряд негрубых.
8. Проверказнаний,уменийинавыковобучающихсяпо технологии
Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении
практической работы и может выполнить её, используя план или образец, а также может
проанализировать и оценить качество своей работы;
Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает
незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении
практического задания и его анализе;
Оценка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по
аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать
своей работы.
Оценка«2»обучающимсянеставится.
9. Итоговаяоценказнаний,уменийинавыковобучающихся
- Заполугодиеизагодзнания,уменияинавыкиобучающихсяоцениваютсяоднимбаллом.
- При выставлении итоговойоценки учитывается как уровень знаний,так иовладение им
практическими умениями и навыками.
- Основаниемдля выставлениемитоговойоценки знанийслужат: результаты наблюдений
учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных
работ. За полугодие в электронном журнале должно быть выставлено не менее 3-х оценок (за
различные виды работ).
-
Приложение4
19
ПОРЯДОК
проведения аттестации выпускников IX класса, обучающихся
поадаптированнойосновнойобщеобразовательнойпрограмме
для детей с нарушением интеллекта
1. Общиеположения
1.1. Данныйпорядокрегулируетправилапроведенияитоговойаттестацииучащихся,
обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением
интеллекта.
1.2Настоящийпорядокразработаннаосновании ст.55.ст.79Закона«Обобразовании вРФ»,
№ 273-ФЗ, на основе рекомендательного письма Министерства образования РФ «О порядке
проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений 8 вида» № 29 /1448-6 от 14.03.2001г.
2. Организацияитоговойаттестации
2.1. Экзамен по трудовому обучению выпускников IX класса проводится в форме
практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
2.2. Школа самостоятельно готовит экзаменационные билеты в количестве не менее 25 с
учетом профилей трудового обучения, организованного в учреждении (материал практической
экзаменационной
работы
и
экзаменационные
билеты).
Экзаменационный
материал
рассматривается на педагогическом совете и утверждается приказом директора.
2.3. Экзаменационныйбилетсостоитиздвухтеоретическихвопросов,которыенаправлены на
выявление знаний экзаменуемых (выпускников), а также практической экзаменационной
работы, предусматривающей демонстрацию трудовых приемов.
2.4. Экзамен начинается в 10:00. Экзамен проводит экзаменационная комиссия в
следующем составе: председатель, (руководитель общеобразовательного учреждения, либо
заместитель директора), члены комиссии (учитель трудового обучения экзаменуемой группы,
учителя технологии или учителя общеобразовательных дисциплин данной группы учащихся). Состав
экзаменационной комиссии утверждается приказом по учреждению.
2.5. Для выполнения практической части экзамена ведущий учитель готовит необходимые
материалы: образцы изделий, коллекции образцов материалов, комплекты переплетных
инструментов и приспособлений, а также переплетные материалы, которые потребуются привыполнении
практической работы.
2.6. Для выполнения практической экзаменационной работы каждый экзаменуемый
получает чертеж, рисунок или фотографию объекта, инструкционную карту, знакомится с
образцом-эталоном и техническими требованиями к изделию и необходимый материал.
Инструменты и приспособления учащиеся подбирают самостоятельно.
2.7. Ha опрос каждого экзаменуемого отводится не менее 30 минут. Между устным
экзаменом (собеседованием) и практической экзаменационной работой может быть установлен
20
20 -30 минутный перерыв.
Навыполнениепрактическойэкзаменационнойработыотводится1,5-2часа(сучетом
особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв).
2.8. Обучающимся с интеллектуальными нарушениями и различными заболеваниями,
детей-инвалидов и инвалидов по решению школьной ПМПК в процессе выполнения
экзаменационной работы может оказывать помощь ассистент. Ассистент оказывает возможные
виды сопровождения, рекомендованные психолого-медико-педагогической комиссией: при
необходимостивтечениевсегоэкзаменаможетоказываетпомощьвсопровождениивыпускников
с
ограниченной мобильностью (помогает занять рабочее место в аудитории помогает сменить
положениевколясках,креслах,лежаках,фиксироватьположениевкресле,укрепитьипоправить
протезы и т.п.), предотвращает аффективные реакции на новую стрессовую обстановку,
возникающую во время проведения экзамена, при необходимости осуществляет разбор
конфликтов.
2.9.
Для ответа на практический вопрос билета обучающемуся отводится рабочее
место, оснащенное оборудованием и материалом, необходимым для практического выполнения
(показа) профессионального приема работы.
2.10.
пользуются
При подготовке к ответу и во время ответа на вопросы билета, обучающиеся
всей
подготовленной
наглядностью,
инструментами,
оборудованием,
приспособлениями,материаламинеобходимымидляпрактическоговыполненияидемонстрации
профессионального приема работы.
2.11.
Если участник экзамена по состоянию здоровья или другим объективным
причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, то он может покинуть
аудиторию.Вэтомслучаеонобращаетсякчленуэкзаменационнойкомиссии,
составляетсяакто
досрочном завершении экзамена по объективным причинам. В дальнейшем участник экзамена
при желании может обратиться к администрации школы для получения повторного допуска к
экзаменуподанномупредмету.Повторныйдопусквозможенпорешениюпедагогическогосовета
школы.
3. Оценкарезультатов экзаменов
3.1. На итоговой аттестации обучающихся IX классов проверяется соответствие знаний
выпускников требованиям АООП, глубина и прочность полученных знаний и практических
навыков, их применение.
3.2. Членыкомиссиианализируютиоцениваютпроцессвыполненияэкзаменуемымизделия
в
ходе практической экзаменационной работы и (или) качество изделия. Оцениваются также
другие изделия (не менее 3), выполненные экзаменуемым за период обучения в выпускном
21
классе, представленные ведущим учителем.
Выполнениеирезультатэкзаменационнойработыоцениваетсяпоследующимпоказателям:
а)умениеподобратьнужныйинструмент,приспособлениеиорганизоватьсвоерабочее место
б)умениерациональнопланироватьработу;
в)правильностьитемпвыполняемыхприемовручнойимеханическойобработки материалов;
г)соответствиеизделиячертежу(рисунку)илиобразцуизаданнымтехническим требованиям;
д)выполнениетребованийтехникибезопасностиприработе;
е)глубиназнанийтеоретическихвопросовбилетаиумениепоследовательногоих изложения.
3.3. Практическаячастьэкзаменаоценивается,есливыполненоболееполовиныееобъема.
3.4. Итоговая оценка по профилю трудового обучения выставляется как совокупная по
результатам ответа и выполнения практической работы.
3.5. Результаты экзамена по профильномутрудуоформляютсяпротоколом.Все протоколы
экзаменов подписываются членами экзаменационной комиссии и хранятся в соответствии со
сроками, предусмотренными номенклатурой дел для школы.
3.6. Итоговаяоценказаэкзамен
по
профильномутрудувыставляетсянаоснованииоценок,
занесенныхв протокол:за год, практическую работуи устный ответ. Решающее значение имеет
оценка за практическую экзаменационную работу.
3.7. Еслиучастник экзамена по состояниюздоровья илидругимобъективнымпричинамне
может завершить выполнение экзаменационной работы, то он может покинуть аудиторию. В
этомслучае он обращается к члену экзаменационной комиссии, составляется акт о досрочном
завершении экзамена по объективным причинам. В дальнейшем участник экзамена при желанииможет
обратиться к администрации школы для получения повторного допуска к экзамену по данному
предмету. Повторный допуск возможен по решению педагогического совета школы.
22
Приложение5
ПРОТОКОЛ
оценкиучебно-трудовойдеятельностизапериодобучения
20-20 обучающихся
класса
Дата:«
»
202_г.
Экзаменначат:часовминутЭкзаменокончен:часовминут.Председатель
аттестационной комиссии
Членэкзаменационнойкомиссии
Членэкзаменационнойкомиссии
Членэкзаменационнойкомиссии
Членэкзаменационнойкомиссии
Ассистент
№
п/п
Фамилия,
имя
Годовая
оценка
Оценка
устногоответа
Оценкапрактической Итоговая
работы
оценка
Особыемнения членовкомиссииобоценках
Записьослучаяхнарушенийустановленногопорядкааттестациии решение
аттестационной комиссии
Председатель//
Членэкзаменационнойкомиссии//
Членэкзаменационнойкомиссии//
Членэкзаменационнойкомиссии//
Ассистент//
23