Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 6"
Приложение к адаптированнойосновной
общеобразовательной программе
начального общего образования
приказ от 01.08.2025 года № 77/0
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2.)
на 2025 – 2026 учебный год
Артёмовский муниципальный округ, Свердловская область 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения"Средняя общеобразовательная
школа № 6"(далее - учебный план) дляобучающихся 1-4 классов с задержкой
психического развития,реализующегоадаптированноюосновную образовательную
программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО
(АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) разработана в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.
N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" (с изменениями и дополнениями), Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 08 ноября 2022 года № 955
внесены изменения в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», приказом от
18.08.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 №
286», приказом Министерства просвещения Российской Федерации №467 от
18.06.2025г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства Просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования и основного общего
образования»,приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования», приказом
Министерства просвещения Российской Федерации №31 от 22.01.2024г. «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования и основного общего образования», приказом
Министерства просвещения Российской Федерации №171 от 19.03.2024г. «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования», приказом Министерства просвещения Российской
Федерации №704 от 09.10.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования»,Уставом МБОУ «СОШ №6»), фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Индивидуальный учебный план ученика, получающего образование в
условиях общеобразовательного класса, составлен на основании заключения
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Вариант и срок реализации программы: Вариант 7.2 – 5 лет
Территориальной
психолого-медико-педагогической
комиссией
даны
рекомендации по организации коррекционной работы:
Педагог-психолог: формирование и развитие учебной мотивации, коррекция и
развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы,
коррекция и развитие пространственно-временных представлений.
Учитель-логопед: коррекция нарушений устной и письменной речи.
Учитель-дефектолог: коррекция и развитие познавательной деятельности,
мыслительных операций на основе изучаемого программного материала,
восполнение пробелов предшествующего обучения.
Социальный педагог: координация взаимодействия объектов образовательного
процесса.
Обучение ведется по вариант № 1 предназначен для образовательных
организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной
учебной недели.
Учебный
план
является
частью
образовательной
программы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения"Средняя
общеобразовательная школа № 6", разработанной в соответствии с ФГОС
начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной
программы начального общего образования, и обеспечивает выполнение
санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении"Средняя общеобразовательная школа № 6" начинается 01.09.2025 и
заканчивается 25.05.2026.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5
уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический
час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по
35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего образования с
учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в
объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане
представлены модули «Основы православной культуры» и «Основы светской
этики». Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский
язык", "Литературное чтение" может корректироваться с учетом психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР.
Введен учебный предмет "Иностранный язык", в результате изучения которого у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли
и значимости иностранного языка в жизни современного человека и
поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт
использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как
нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают
личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета
"Иностранный язык" начинается с 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в
неделю.
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2–
4-х классах) и «Основы религиозных культур и светской этики» (в 4-х классах)
осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно
допустимой наполняемости групп.
Часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, используетсяна увеличение
учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов,
модулей из перечня, предлагаемого МБОУ «СОШ №6», по выбору родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
модуль по видам спорта «Подвижные игры», 2-3-й класс (1 час в неделю),
– дополняет учебный предмет «Физическая культура» и является третьим
часом физической активности.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки
обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование
урочной и внеурочной деятельности при реализации основной
образовательной программы начального общего образования определяет
МБОУ «СОШ№6».
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся
при освоении ими программы начального общего образования определены в плане
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, запросов родителей (законных
представителей)несовершеннолетних обучающихся, возможностей МБОУ
«СОШ№6».
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого
класса не превышает продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5
часа – для 2 и 3 классов, 2 часа – для 4 класса. Образовательной организацией
осуществляется координация и контроль объема домашнего задания
обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами.Домашнее задание на следующий урок задается на
текущем уроке, дублируется в электронном журнале не позднее времени
окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной
подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации,
заучивание стихотворений), предоставляется достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность,
проводится в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими требованиями и
Гигиеническими нормативами.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными),
направленными
на
коррекцию
недостатков
психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а
также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию
отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие
пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки
обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25
минут, на групповые занятия - до 40 минут.
При реализации адаптированной образовательной программы созданы
специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания
образовательной программы в полном объеме с учетом их особых
образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от
18.05.2023 № 372, и «Положением о текущем контроле и промежуточной
аттестации» МБОУ «СОШ№6».
В 1-м классе промежуточная аттестация проводится без балльного
оценивания. Промежуточная аттестация обучающихся 2-4-х классов проводится в
конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических
проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский
язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка
выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные
работы.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы,
Формы промежуточной аттестации
Классы
модули
Русский язык
2–4-й
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале, с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные
работы
Литературное чтение
2–4-й
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале, с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные
работы
2–4-й
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе
Иностранный язык
(английский)
Математика
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале, с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные
работы
2–4-й
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале
4-й
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
(Труд) технология
Физическая культура
журнале
2-3-й
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале
3–4-й
Портфолио
Модуль по видам спорта
«Плодвижные игры»
Становлюсь грамотным
читателем: читаю,
думаю, понимаю
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или
всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация за триместр и годовая аттестация обучающихся
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений,
являются
безотметочными.
Промежуточная
аттестация
проходит на
предпоследней учебной неделе. Формы и порядок проведения промежуточной
аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа № 6".
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных адаптированныхпрограмм начального
общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2.)
завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения АООП НОО для
детей с задержкой психического развития составляет 5лет.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО зпр 7.2
Предметная
область
Учебный
предмет/курс
Количество часов в неделю
1
1 доп.
2
3
4
Русский язык
5
5
5
4
4
Литературное чтение
4
4
4
4
3
Иностранный язык
0
0
0
1
1
Математика
4
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
2
2
2
Основы религиозных культур и светской
этики
Изобразительное искусство
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
Музыка
1
1
1
1
1
Труд (технология)
1
1
1
1
1
Физическая культура (Адаптивная
физическая культура)
3
3
3
3
3
Итого
21
21
21
21
21
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Подвижные игры
Русский язык
0
0
0
0
1
0
1
1
0
1
Литературное чтение
0
0
0
0
1
Иностранный язык
0
0
1
0
0
Итого
0
0
2
2
2
ИТОГО недельная нагрузка
21
21
23
23
23
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)
Занятия с дефектологом
1
1
1
1
1
Занятие с логопедом
Занятия с педагогом-психологом
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
Занятия с социальным педагогом
1
1
1
1
1
Ритмика
Всего
1
6
1
6
1
6
1
6
1
6
27
27
29
29
29
Количество учебных недель
33
33
34
34
34
Всего часов в год
891
891
986
986
986