Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 6"
Приложение к адаптированной основной
образовательной программе основного
общего образования для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями
(вариант 9.1)
приказ от 01.08.2025 года № 77/0
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями
(вариант1)
5-9 классы
на 2025-2026учебный год
Артёмовский муниципальный округ, Свердловская область 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный
план Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» (далее - учебный план)
дляобучающихся
1-4
классов
с
интеллектуальными
нарушениями,реализующегоадаптированноюосновную
образовательную
программу начального общего образования для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (вариант1) разработана в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным законом от 08.08.2024 № 315-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"»,приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)», приказом Минпросвещения России от 08.11.2022 N 955 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 "О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных
программ", Устава МБОУ «СОШ №6», фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV
класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в
структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может
различаться для обучающихся с нарушением интеллекта разных нозологических
групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с нарушением интеллекта:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с нарушением интеллекта и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено
обязательными
коррекционными
курсами
(коррекционно
развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с нарушением интеллекта на основании рекомендаций психологомедико-педагогической
комиссии.
Время,
отведенное
на
реализацию
коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально
допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в
неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет
суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов
должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом
возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей
(пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся
и
молодежи",
утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Формыпромежуточнойаттестацииобучающихся
Промежуточная аттестация –это установление уровня достижения
результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
предусмотренных образовательной программой, проведение диагностики
состояния образовательного процесса и основных результатов
образовательной деятельности за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету,
курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года во 2-9 классах.
Определены следующие формы промежуточной аттестации:
Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения
промежуточной аттестации обучающихся регулирует локальный акт
Школы «Положение о формах, периодичности и порядке проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся»
Предмет
Русский язык
Чтение (Литературное чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
5-9 класс
Диктант
Техника чтения
Контрольная работа или тест
Контрольная работа или тест
Тест
Творческое задание
Творческое задание
Творческое задание
Тест
Тест
Музыка
Творческое задание
Рисование (изобразительное
искусство)
Адаптивная физическая культура
Труд (технология)
Творческое задание
Игра. Игровая практика
Социально-бытовая ориентировка
Альтернативная коммуникация
Тест
Творческое задание
Разбор
коммуникативной
(устный ответ)
Разбор
коммуникативной
(устный ответ)
Разбор
коммуникативной
(устный ответ)
ситуации
ситуации
ситуации
Недельный учебный план АООП НИ (вариант 1)
Предметные
области
Класс
Количество часов
Всего
Учебные предметы
V
VI
VII
VIII
IX
Русский язык
4
4
4
4
4
20
Чтение (Литературное чтение)
4
4
4
4
4
20
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
Природоведение
2
2
-
-
-
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
Основы социальной жизни
2
2
2
2
2
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
Рисование (изобразительное
искусство)
2
-
-
-
-
2
6. Физическая
культура
Адаптивная физическая культура
2
2
2
2
2
10
7. Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
7
33
Итого
27
28
28
28
28
139
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
2
2
1
1
1
7
Основы безопасности и защиты Родины
1
1
1
Информатика
1
1
1
1
1
2
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
29
30
30
30
30
149
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и
общество
5. Искусство
3
Коррекционно-развивающая область
5
5
5
5
5
25
Логопедические занятия
2
2
2
2
2
10
Дефектологические занятия
2
2
2
2
2
10
Психологические занятия
1
1
1
1
1
5
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
4
20
10