Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6" Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3) приказ от 12.08.2024 № 95/0 УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (вариант 8.3) на 2024 – 2025 учебный год Ознакомлен (а)____________(____________________________) (подпись) (Ф.И.О. родителя(законного представителя) Артёмовский городской округ, Свердловская область 2024 год Пояснительная записка Учебный план начального общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6" (далее учебный план) для 1-4 классов, реализующих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования для обучающихсяс РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (вариант 8.3), соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью адаптированной образовательной программы для обучающихсяс РАС с легкой умственной отсталостью(интеллектуальныминарушениями) (вариант 8.3). Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 6", разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654) и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционноразвивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования обучающихся с РАС, ФАОП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ФАОП НОО для обучающихся с РАС, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью к продолжению образования в последующие годы; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося с РАС в соответствии с его индивидуальностью; минимизацию негативного влияния нарушений на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений. Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии). Обязательная часть содержит перечень учебных предметов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включает: факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью; внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы, как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и обеспечивающую личностное развитие обучающихся с РАС; коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния расстройств аутистического спектра на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии. Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: "Формирование коммуникативного поведения", "Музыкально-ритмические занятия", "Социально-бытовая ориентировка", "Развитие познавательной деятельности", которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). 193.2. Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов. Продолжительность урока во 2 - 5-х классах - 40 минут, в 1-ом классе - 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков - по 20 минут. Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе - 35 минут, во 2 - 5 классах - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут. С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-ом классе каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию словесной речи в коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию обучающихся. Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести к уроку спортивную форму, природный материал). Во 2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета "Технология"). Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут. Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу "минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м классе - до 1,5 часов (90 минут), в 4 - 5-м - до 2 часов (120 минут). Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Предметные Класс Количество часов в Всего области Учебные неделю предметы I доп. I доп. I II III IV Обязательная часть Язык и практика речевая Русский язык 2 2 3 3 3 3 16 Чтение 2 2 3 4 4 4 19 Речевая практика 3 3 2 2 2 2 14 Математика Математика 3 3 3 4 4 4 21 Естествознание Мир природы и человека 2 2 2 1 1 1 9 Искусство Музыка 2 2 2 1 1 1 9 Рисование 2 2 1 1 1 1 8 Физическая культура Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 3 3 3 3 3 3 18 Технологии Труд (технология) 2 2 2 1 1 1 9 21 21 21 20 20 20 123 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений - - - 3 3 3 9 Русский язык 2 2 2 6 Математика 1 1 1 3 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) 21 21 21 23 23 23 132 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 6 6 36 Логопедические занятия 3 3 3 3 3 3 18 Психокоррекционные занятия 2 2 2 2 2 2 12 Ритмика 1 1 1 1 1 1 6 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 4 4 24 Всего 31 31 31 33 33 33 192 При реализации адаптированной образовательной программы созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.