ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ МБОУ «СОШ №6» ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ №6» 1.2. Данное положение регламентирует деятельность МБОУ «СОШ №6» по организации работы над индивидуальным проектом в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, регулирует требования к написанию индивидуального проекта обучающихся 10 класса МБОУ «СОШ №6» 1.3. В соответствии с ФГОС СОО индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся , выполняется обучающимися в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта. 1.4. Написание индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося 10 класса. 1.5. Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. 1.6. Невыполнение обучающимися 10 класса индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету. 1.7. Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) 1.8. За выполнение проекта выставляется отметка «зачет/незачет». 1.9. для руководства работой (тьюторской сопровождения, консультирования) обучающегося по созданию индивидуального проекта привлекаются педагогические работники МБОУ «СОШ №6» (включая педагогов начальной школы), могут привлекаться специалисты из различных областей знаний как очно, так и дистанционно ( посредством Интернет). 1.10. В функции тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимися проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией ( при необходимости), другая помощь. 1.11. Возможно выполнение индивидуальных проектов обучающимися вне школы. 2. Цели и задачи написания индивидуального проекта 2.1. Цели написания индивидуального проекта: - продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; - развивать способность к сотрудничеству и коммуникации; - формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; - оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; - определять уровень сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 2.2. Задачами написания индивидуального проекта: - обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы); - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать); - развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. - формирование и развитие навыков публичного выступления; - формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Возможные типы работ, формы их представления, направление 3.1. Типы проектов: - исследовательский (научно-исследовательский) проект - основной целью которого является проведение исследования, предполагающего получение в качестве результата научного или научно-прикладного продукта (статьи/публикации, отчета, аналитического обзора или записки, заявки на научный грант, методического пособия и т.п.); - творческий проект - это самостоятельная или коллективная работа учащихся, предусматривающая создание готового изделия или получение общественного полезного результата, и содержащая субъективную или объективную новизну; - социальный проект - это индивидуальная или коллективная деятельность учащихся, направленная на приобщение детей к общественной деятельности, достижение социально значимой цели, поддержание духовных и материальных ценностей в условиях современного социума; - прикладной проект - основной целью которого является решение прикладной задачи; результатом такого проекта может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный продукт или его прототип и т.п.; - инновационные проекты - авторский вариант решения стратегической задачи, результатом которой является инновационный продукт, готовый к распространению. 3.2. Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности): макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги; реконструкции событий; печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; документальные фильмы, мультфильмы; выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий; веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители)и др. 3.3. Представленные проекты рассматриваются по следующим направлениям: - гуманитарное; - общественно-политическое; - социально-экономическое; - социокультурное. 4. Требования к оформлению и защите проекта 4.1. Требования к структуре индивидуального проекта Проект должен содержать: титульный лист (приложение 1), оглавление, введение, основную часть, заключение, библиографический список, приложения (по желанию автора). Титульный лист должен содержать фамилию, имя, отчество участника, регион, город, название образовательной организации (школы); тему проекта; фамилию, имя, отчество научного руководителя (при наличии), направление проекта. В оглавление включаются основные заголовки работ и соответствующие номера страниц. Введение должно включать в себя формулировку проблемы (предмета) исследования, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы. Введение может содержать указание гипотезы исследования (для исследовательских проектов) и методов, объекта и предмета исследования, его теоретической и практической значимости. Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, обоснование необходимости проведения работы. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем: описание основных рассматриваемых фактов, характеристика методов решения проблемы; сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения; обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы, разделы, желательно их назвать. Возможно деление основной части на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть построена на основании анализа источников информации (не менее 5 источников). Допускается использование интернет-ресурсов с их обязательным указанием в разделе «Библиографический список». В теоретической части обязательно использование ссылок на источники информации, соблюдение культуры цитирования. Теоретическая часть должна иметь название и разделы (возможны подразделы). Практическая часть выполняется с изложением собственных наблюдений и (или) экспериментов, социологических опросов, их обсуждения и анализа; возможно изложение основных этапов деятельности обучающегося, анализа их эффективности. Практическая часть должна иметь название и может иметь разделы (подразделы). В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования). В библиографический список заносятся публикации, издания и источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодические), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Библиографический список может включать разделы: «Печатные источники» и «Интернет-ресурсы». Печатные источники представляются в алфавитном порядке с указанием выходных данных (авторов, названия книги /статьи/, издательства, года издания, страниц). При указании интернет-ресурсов обозначается адрес сайта, название материалов или сайта, с которого использовалась информация. По решению руководителя проекта в тексте допускается наличие иллюстраций, рисунков, фотографий, схем, таблиц, диаграмм, графиков. Работа может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), которые должны быть связаны с основным содержанием. Объём печатного варианта не менее 25 страниц. 4.2. Требования к оформлению работы 4.2.1. Работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word с соблюдением следующих требований: работа должна быть отпечатана на листах белой бумаги формата А4 (допускается двусторонняя печать) с полями: левое - 20 мм, верхнее - 20 мм, правое - 15 мм, нижнее 15 мм; размер шрифта 14 (Times New Roman); интервал - полуторный; нумерация страниц - сквозная, арабскими цифрами; страницы нумеруются в правом нижнем углу; первая страница (титульный лист) и вторая (оглавление) не нумеруются; выравнивание по ширине; каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1,25 см; в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что единственная иллюстрация и таблица не нумеруются, нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 и т.п.); в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком « - » либо писать «нет», «нет данных»; рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру), на все рисунки должны быть указания в тексте; - таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над таблицей справа; список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в соответствии с требованиями ГОСТа. Печатная литература: фамилия автора и его инициалы, заглавие без кавычек, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс. 4.2.2. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т.п., которые, выполняются черной пастой (тушью). 4.2.3. Текст работы — от 5 до 20 печатных страниц (не считая титульного листа). Приложения могут занимать до 5 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. 4.2.4. Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются скоросшиватели или пластиковые файлы). 4.2.5. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 4.3. Требования к защите индивидуального проекта 4.3.1. Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов. 4.3.2. На защиту индивидуального проекта выносится: папка с содержанием индивидуального проекта, продукт проектной деятельности, презентация проекта, сопровождающая выступление учащегося на защите, отзыв руководителя проекта, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта (при необходимости). 4.3.3. Рекомендуемый план выступления на защите проекта Представление (приветствие, представить себя - класс, ФИ, представить руководителя). Тема проекта, сроки работы над проектом. Актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и для окружающих?». Озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии). Описать ход работы над проектом, т.е. рассказать не содержание работы, а то, как Вы работу выполняли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?». Представить результат работы, т.е. представить продукт деятельности. В чем новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов - продукта деятельности (кто, как и где его может использовать)? Продукт надо показать. Сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?», «Выполнены ли задачи проекта?». «Подтверждена или опровергнута гипотеза?». 4.3.4. Для проведения защиты проектов создаётся комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные педагогические работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек. Комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии. 5. Этапы и примерные сроки работы над проектом 5.1. В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя проекта планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный (приложение 2). 5.1.1. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта. 5.1.2. Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. 5.1.3. Заключительный (апрель): защита проекта, оценивание работы. 5.2. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта. 5.3. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель (приложение 2). 5.4. Сроком сдачи индивидуального проекта считать апрель, для детей с ОВЗ, детей, отсутствовавших в основной срок защиты, устанавливаются дополнительные сроки защиты проекта. 5.5. Проект, получивший оценку «незачёт», возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает индивидуальный проект в течение недели, представляет к повторной защите. 5.6. Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне, автоматически в МБОУ «СОШ №6» ставится «зачёт» и от защиты в МАОУ «СОШ № 8» ученик освобождается. 6. Организация проектной деятельности 6.1. Для осуществления проектной деятельности обучающиеся выбирают тему и руководителя проекта. Руководителем проекта может быть как педагог школы, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения. 6.2. Список возможных тем проектов ежегодно утверждается методическими объединениями школы. 6.3. Темы индивидуальных проектов для обучающихся 10 классов документально фиксируются классными руководителями и руководителями проектов по форме, определённой в приложении 2, и утверждаются директором школы не позднее 1 февраля. 6.4. Организацию проектной деятельности обучающихся в школе осуществляют заместители директора по учебной работе. 6.5. Содержание и тематика проектной деятельности определяется обучающимися совместно с руководителями проектов. При этом учитываются индивидуальные интересы обучающихся. 6.6. Определение тем и видов проектов, выбор их руководителей производится в начале каждого учебного года (не позднее 30 сентября). 6.7. Для выполнения проектов обучающимися 10 классов классные руководители курируют распределение обучающихся по темам проектной деятельности и научным руководителям. 6.8. Руководители проектов консультируют обучающихся по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов проектной деятельности, а также проводят предзащиту проекта не позднее 25 декабря. 6.9. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (приложение 3) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для социальных проектов обязательно описание эффектов/эффекта от реализации проекта; 3) краткий отзыв руководителя (по форме, представленной в приложении 3), содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. 6.10. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 6.11. Лучшие проекты выдвигаются их руководителями для презентации на школьной научно-практической конференции и других школьных и внешкольных мероприятиях и конкурсах. 6.12. График презентации (защиты) проектов определяется каждым педагогическим работником по собственному усмотрению. Презентация (защита) проектов может осуществляться как в течение учебного года, так и на специально отведённых для этой цели (в соответствии с рабочей программой и поурочным планированием) занятиях. Презентация (защита) проектов может происходить в присутствии специальной комиссии, включающей в себя руководителя проектов, учителей, педагогов дополнительного образования, представителей администрации школы. 6.13. Презентация (защита) индивидуальных проектов обучающимися 10 классов происходит в присутствии специальной комиссии. 6.14. График работы обучающихся 10 классов над проектами формируется заместителем директора по учебной работе и выдаётся каждому обучающемуся 10 классов. Руководитель проекта делает в графике отметки о выполнении каждого этапа проектной деятельности. 6.15. По решению специальной комиссии, создаваемой директором школы, лучшие проекты обучающихся могут быть отмечены дипломами (1, 2, 3 степени), номинациями и ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, конкурсы, олимпиады муниципального, регионального, федерального и международного уровней. 6.16. В школе организуется фонд проектов, которым могут пользоваться как педагогические работники, так и обучающиеся школы. 7. Критерии оценки проектов 7.1. Индивидуальный проект оценивается научным руководителем в соответствии с Программой мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся на уровне среднего общего образования (приложение к Основной образовательной программе МБОУ «СОШ №6» среднего общего образования МАОУ «СОШ № 8»). 7.2. На защите комиссия оценивает проект по критериям (приложение 4): 7.2.1. Критерии оценки содержания проекта (36 баллов): - целеполагание; - анализ области исследования; - методика исследования; - качество результата; - самостоятельность, индивидуальный вклад в исследование. 7.2.2. Критерии оценки оформления и структуры исследовательских проектов комиссией (4 балла): - титульный лист; - оглавление; - введение; - основная часть (возможно деление на главы, разделы; их названия); 7.2.3. - - заключение; библиография (список литературы); приложения. Критерии оценки представления (защиты) (60 баллов): соответствие представления содержанию работы; качество доклада: структура (предъявление в представлении всех составляющих частей работы), логика, доступность изложения, грамотность и научность речи докладчика, соблюдение регламента; уровень владения материалом: репродуктивный, продуктивный; эффективность взаимодействия с аудиторией: ответы на вопросы, диалог, дискуссионность; уровень мультимедийного сопровождения: соответствие презентации содержанию работы и содержанию доклада, качество оформления презентации. Титульный лист Приложение 1 к Положению об индивидуаль МБОУ «СОШ №6» н ом проекте обучающегося МАОУ «С Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ОШ «Средняя общеобразовательная школа №6» (МБОУ «СОШ №6») № 8» Свердловская область город Артемовский ул. Чайковского 2 Тел. 8(34363)2-47-40 e-mail: scoola6@mail.ru Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» (МАОУ «СОШ № 8») Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7, Тел. +7 (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru Название конференции, конкурса. Пример: Школьный этап научно-практической конференции Направление: гуманитарное, общественно-политическое, социально-экономическое или социокультурное Тема проекта Авторы: ФИО обучающегося, класс, школа Пример: Иванова Анна Ивановна, обучающаяся 5 «В» класса МАОУ «СОШ№ 8» п.Буланаш Приложение 2 к Положению об индивидуальном проекте обучающегося МБОУ «СОШ №6 МАОУ «СОШ № 8» Документация Для обучающихся Индивидуальный план выполнения проекта Этапы Виды деятельности подготовка выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы планирование формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов решения задач; определение последовательности и сроков работ процесс проектирования итог Планируемая Подпись Дата дата фактически руководителя исполнения самостоятельная работа оформления записки, плакатов и др. достигнутый результат оформление защита Для руководителя проекта Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося № п/п 1. 2. ФИО ученика Тема проекта Итоговая оценка руководителя проекта Подпись Для классного руководителя Лист ознакомления родителей № п/п 1. 2. ФИО ученика Тема проекта Дата выполнения проекта Дата защиты Подпись родителей Приложение 3 к Положению об МБОУ «СОШ №6 индивидуальном проекте обучающегося МАОУ «СОШ № 8» Краткая пояснительная записка к проекту (научный аппарат исследования) Проблемный вопрос: Тема: Актуальность: Объект исследования: Предмет исследования: Цель: Задачи: Проектный продукт: Краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов: Библиографический список: Описание эффектов/эффекта от реализации проекта (для социальных проектов): ФИО (полностью) (дата) Класс Члены экспертной комиссии: g 1) Д д Л и д § О D ц D д методика исследования (6) качество результата (6) н Д ц о >д д Д ц ^ «я Вs оглавление (0,5) ведение (0,5) основная часть (1) заключение (0,5) библиография (0,5) приложения (0,5) соответствие представления содержанию работы (15) качество доклада (15) уровень владения материалом (10) эффективность взаимодействия с аудиторией (10) уровень мультимедийного сопровождения (10) Итого баллов Приложение 4 к Положению об индивидуальном проекте МБОУ «СОШ№№6 обучающегося МАОУ «СОШ 8» Критерии оценки проекта Критерии оценки работ (100 баллов) представление (защиты) (60 баллов) офо рмление и структура (4 балла) самостоятельность, индивидуальный вклад в и следование (12) содержание проекта (36 балла) анализ области исследования (6)