Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «СОШ № 6», утверждено приказом МБОУ «СОШ №6» от 22.07. 2021 года №76/о «О внесении изменений в основные общеобразовательные программы МБОУ «СОШ №6» Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития учебного предмета «Русская родная литература» (5-9 классы) Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Родная (русская)литература» на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено 122,5 часов в 5-9 классах (в 5-7 классах - 0,5 часов в неделю, в 8-9 классах – 1 час в неделю). Планируемые результаты изучения предмета «Родная (русская) литература»: Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников. Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу ре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и своё отношение к ней; • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Планируемые результаты освоения курса литературы Метапредметные Предметные 5 класс - умение определять ставить для себя новые задачи в учёбе (с помощью взрослых); - умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач (с помощью взрослых); - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; - умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; - умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью; - формирование компетентности в области использования ИКТ - определять тему и основную мысль произведения; - определять родо-жанровую специфику художественного произведения - владеть различными видами пересказа - выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; - характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики - выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы; - находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; - представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; - собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, конспекта, доклада, написания сочинения, литературнотворческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную тему; - выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; - пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; - ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; - пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете 6 класс - умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе (с помощью взрослых); - умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; - владение основами самоконтроля, самооценки; - умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; - умение применять модели и схемы для решения учебных задач; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ - выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции - определять тему и основную мысль произведения; - владеть различными видами пересказа, - пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; - определять родо-жанровую специфику художественного произведения - выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; - выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними - характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; - оценивать систему персонажей; - представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; - собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; - выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; - пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; - ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; - пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете 7 класс - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы - выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; -пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты; аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ - оценивать систему персонажей; - выявлять особенности языка и стиля писателя - выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; - определять родо-жанровую специфику художественного произведения - выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними - объяснять свое понимание нравственнофилософской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; - вести учебные дискуссии - представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; - собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; - выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; - пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; - ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; - пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете 8 класс - умение самостоятельно определять цели своего обучения; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; - умение осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; - владение основами самоконтроля, самооценки; - умение определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; - развитие компетентности в области использования ИКТ - выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; - выявлять особенности языка и стиля писателя; - выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; - определять родо-жанровую специфику художественного произведения объяснять свое понимание нравственнофилософской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; - вести учебные дискуссии; - анализировать литературные произведения разных жанров - представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; - собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; - выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; - пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете 9 класс • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения - определять родо-жанровую специфику художественного произведения - выявлять особенности языка и стиля писателя; - выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и объяснять свое понимание нравственнофилософской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; - вести учебные дискуссии; - анализировать литературные произведения разных жанров; - представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; - собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; - выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; - пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры. I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературнохудожественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо. К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные). Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: выразительно прочтите следующий фрагмент; определите, какие события в произведении являются центральными; определите, где и когда происходят описываемые события; опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя; выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места; ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос; определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали II уровеньсформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста. К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа). Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали; покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора; покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека); проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него); сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями); определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности; дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию. Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции. III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?». К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п. Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.; определите позицию автора и способы ее выражения; проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения; объясните (устно, письменно) смысл названия произведения; озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия); напишите сочинение-интерпретацию; напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.. Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Содержание учебного курса «Русская родная литература» 5 класс (17 часов) Русская литература XIX века А.С. Пушкин. Стихотворения: «Зимний вечер» (1825) 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса: «Няне» (1826) - дружба Сказки – 1 по выбору: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др. «У лукоморья дуб зеленый» (пролог). И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» (1852). Поэзия 2-й половины XIX в. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х) 1-2 стихотворения по выбору: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830- х),«Зима недаром злится…». А.А. Фет. 1-2 стихотворения по выбору: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «Весенний дождь». 1-2 стихотворения по выбору: А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Проза конца XIX – начала XX вв. Поэзия конца XIX – начала XX вв. (К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, М.А. Волошин, В. Хлебников и др.) Иван Алексеевич Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...». Сергей Александрович Есенин. - 1 стихотворение по выбору, например: «Низкий дом с голубыми ставнями...». Русская литературная сказка XX века П. Бажов «Медной горы хозяйка». Сказы. Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». «Тридцать зерен». Проза о детях (В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Ю.И. Коваль, Ю.П. Казаков, В.В. Голявкин и др. ) В. Астафьев «Васюткино озеро». \ 6 класс (17 часов) Герой художественного произведения. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. Подросток – герой художественного произведения. Герои мифов, былин и сказок. Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета. «На заставе богатырской». Портрет былинного героя. А. Н. Островский. Снегурочка. ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 20 век и культура чтения. К. Г. Паустовский. Повесть о жизни. Фрагменты. Читатель-подросток и мир вокруг. Родная природа в стихах русских поэтов. И. А. Бунин. Детство. Первый соловей . А. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Полный месяц встал над лугом...». К. Д. Бальмонт. Золотая рыбка. Б. Л. Пастернак. Июль. Великая Отечественная война в литературе. К. М. Симонов. Сын артиллериста. Песни о Великой Отечественной войне. М. Лисянский. Моя Москва. Итоги Герой художественного произведения и автор. Тема защиты природы в литературе. 7 класс (17 часов) Роды и жанры художественной литературы. Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие всех трёх родов литературы. Фольклор. Жанры фольклора. Садко-купец, богатый гость. Барин. Детский фольклор. Жанры прозы А.С. Пушкина. Из истории романа Барышня-крестьянка. Дубровский. Жанры лирики и эпоса. М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Элегия. Романс. Песня. Стансы. «Нет, я не Байрон, я другой...» Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия. Из истории поэмы. Лермонтов. Мцыри. Из истории комедии. Н. В. Гоголь. Ревизор. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: Собака. Дурак. Воробей. Русский язык. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда ... Н. С. Лесков. Левша. Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. В. Я. Брюсов. Труд. Хвала Человеку. К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. Не завидуй другу. К. Г. Паустовский. Рождение рассказа. 8 класс (70 часов) Борис Екимов «Фетисыч». Тема малой родины. От чего и от кого зависит её судьба Геннадий Жаворонков «Однажды на пятом уроке». Истинное и мнимое милосердие. Одиночество «в толпе». Учитель и ученик. Анатолий Маркуша «Ненаписанное сочинение». Взаимоотношения учителя и учеников. «Любимый» и «нелюбимый» учитель. Каким должен быть настоящий учитель? ? Чем для людей оборачивается разрушение деревень? Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро». Художественное исследование поведения и нравственного самосознания подростков и юношества. Тема борьбы добра и зла. Терпение, целеустремлённость, внутренняя чистота главной героини Светки Сергеевой как залог будущего успеха. Понятие о «дружбе» в классе Борис Екимов «Ночь исцеления». Тема памяти, милосердия, сострадания. Одиночество пожилого человека, имеющего детей и внуков. «Отголоски» войны в жизни людей, переживших её. Исцеляющая сила доброты. Юрий Бондарев «Щенок». Тема ответственности взрослых перед детьми и за детей. Щенок как символ детской беззащитности перед миром. Ю. Нагибин «Эхо». Тема предательства, раскаяния, истинной дружбы. Ю. Яковлев «Последний фейерверк». Проблемапоиска смысла жизни. «Мастерская праздников» дяди Евгения. Желание прожить достойно, т.е. привнести в эту жизнь свою частицу добра, любви, красоты. Л. Улицкая «Капустное чудо». Рождественский рассказ как канонический жанр русской литературы. Традиции и новизна в рождественских рассказах современных авторов. Враждебность внешнего мира. Мотив ожидания чуда. Тема прозрения. В. Крупин «Зимние ступени». Тема всепрощения. Открытый финал. Н. Телешов «Елка Митрича». Человеколюбие. Истинная гуманность. А. Костюнин «Сострадание». Тема взаимоотношения близких людей. Отношение внука к бабушке. Душевная черствость. Детство – «сон Разума и Души». Обретение способности воспринимать чужую боль как свою собственную. Б. Екимов «Говори, мама, говори…». Отношение к матери, одиночество пожилых людей. Красота мира природы и «убогость» мира людей. Л. Чарская «Урок». Гуманность, чувство долга, готовность девочки взять на себя ответственность за семью, бабушку А. Лиханов «Последние холода» (в сокращении). Достоинство и благородство детей войны, милосердие, доброта, человечность Г. Мехед «Скрипач». Грустная и одновременно светлая история о серых буднях нашей современной действительности, о музыке, о старости и о юности, о смерти и о бесконечности бытия, о красоте, которая ускользает, о добре и зле, об одиночестве, о счастье, которое у каждого свое. Музыка, которая «омывает души людей и воскрешает в них надежду». Анатолий Алексин «Раздел имущества». В центре повести Алексина – семья. Тема взаимоотношений в семье. Бабушка как главный человек в жизни Верочки 9 класс (35часов) 2. Содержание учебного предмета Из русской литературы XVIII века (1) Своеобразие курса родной русской литературы в 9 классе. Значение нравственной основы и духовного становления человека. Проблема выбора. Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества. Из литературы XIX века (2) Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору). А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. Из литературы XX века (4) В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства. Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма. К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказ. Письменная работа (ответ на проблемный вопрос). Из современной русской литературы (9) А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору). В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. Сочинение " Диалог поколений". Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы. В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору). Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя. Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя). Творчество поэтов и писателей Свердловской области, города Артемовского. Творчество современных писателей. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС (17 часов) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема урока П. Бажов «Путь писателя к сказу» Сказ «Каменный цветок» (герои, сюжет) .Проекты А.В. Кольцов. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне. А.С. Пушкин «Обвал». Особенности поэтического языка А.С. Пушкина. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»; «Как хорошо ты о море…» А.Н. Майков «Апполон»; «Пейзаж»; «Ласточка» К.Д. Бальмонт «Где б я не странствовал…»; Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке….» Проекты по теме «Поэзия природы» К. Паустовский. «Мещерская сторона» Обыкновенная земля. Мшары. Особенность описания природы. «Леса. Луга. Мой дом». Смысл названия очерка Ю. Казаков «Тихое утро». Мастерство писатели в изображении природы. Смысл названия рассказа Ю. Казакова «Тихое утро». В. Астафьев. Страница автобиографии. Особенность языка писателя. Судьба рассказа «Васюткино озеро». Васютка - главный герой рассказа В. Астафьева. Поразмышляем над прочитанным. Отзыв на рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС (17 часов) № п/п Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 16 1 1 1 1 1 17 1 Тема уроков Срок История человечества в произведениях литературы. Былины – богатырский эпос русского народа. Былина «На заставе богатырской». Былина «Три поездки Ильи Муромца». Герои сказок и былин. Мир природы в поэзии 19 века. М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» И.А.Бунин «Детство», «Помню – долгий зимний вечер…» Контрольная работа «Мир природы в поэзии 19 века» К.Г.Паустовский «Повесть о жизни» К.Г.Паустовский «Телеграмма». Тема одиночества в рассказе. Стихи о природе И.А.Бунина, А.Блока К.Бальмонт «Золотая рыбка» Б.Пастернак. «Июль» Б.Пастернак. «Июль» Р.р. Выразительное чтение понравившихся стихотворений наизусть Вн.чт.С.Есенин «Поет зима – аукает…» Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (17 часов) № урока 1 Количество часов 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 9 10 1 1 1 11 1 Тема Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» Мир русской усадьбы. Вражда соседей-помещиков в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Мир человеческих ценностей в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». (Образы Лизы Муромской и Владимира Берестова). «Повести Белкина» в оценке критики и литературоведения И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра. Стихотворение в прозе «Воробей». «Русский язык», «Дурак», «Собака». Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша», особенности жанра сказа. Характеристика героев сказа «Левша». Проверочная работа по сказу Н.С.Лескова «Левша» Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20 века. Творчество В.Я.Брюсова Жанры лирики К.Д. Бальмонта Срок 12 1 13 14-15 1 2 16-17 2 Активность поисков новых жанров в лирике И.Северянина К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа» «Уроки французского» В.Г.Распутина. Тяжелая жизнь детей в послевоенное время. Из истории эссе. Сочинение-эссе по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС (35 часов) № урока 1 2 3-4 5-6 7 8-9 10—11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26 27 28 29* 30 31 32 33 34 35 Тема Инструктаж по технике безопасности на уроках родной литературы. Своеобразие родной литературы. Русский фольклор. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Древнерусская литература. Традиции и особенности духовной литературы. «Моление» Даниила Заточника» Из литературы XVIII века. Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». Из литературы XIX века. Традиции литературы XIX века. Басни. Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор). Творчество поэтов и писателей XIX века. Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». Борис Екимов «Фетисыч». Геннадий Жаворонков «Однажды на пятом уроке» Анатолий Маркуша «Ненаписанное сочинение» Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро» Борис Екимов «Ночь исцеления» Юрий Бондарев «Щенок» Ю. Нагибин «Эхо» Ю. Яковлев «Последний фейерверк» Громкое эхо войны (тема дети и послевоенное время) Л. Улицкая «Капустное чудо» В. Крупин «Зимние ступени» Н. Телешов «Елка Митрича» А. Костюнин «Сострадание» Б. Екимов «Говори, мама, говори…» Л. Чарская «Урок» А. Лиханов «Последние холода» (в сокращении) Г. Мехед «Скрипач» Анатолий Алексин «Раздел имущества» Контрольная работа «Произведение, которое запало в душу» Срок ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС (35 часов) № урока Тема 1 Введение.Своеобразие курса родной русской литературы в 9 классе. Значение нравственной основы и духовного становления человека. Проблема выбора. 2 Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества. 3-4 5 6 Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору). А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства. 7 Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма. 8 К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказ. 9-10 Сочинение «Любовь есть основа нравственного человека» (по произведению К.Д. Воробьева «Гуси-лебеди») 11-12 13 14-15 А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору). В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. Сочинение " Диалог поколений" (по произведению В.Г. Распутина «Женский разговор») Срок 16 17 18 19-20 21-22 23-24 25-26 27 28-29 30 31 32 33-34 35 Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы. В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетнокомпозиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору). Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя. Сочинение по творчеству писателей 20 века ( по выбору учителя). Творчество В.Крапивина. Все начинается в детстве…“Голубятня на желтой поляне”, «Мальчик со шпагой” Поэтический мир артемовских поэтов. (творчество Е.Корниловой, Н. Грубер, В. Ознобихина и других) Проект «Творчество уральских поэтов, писателей» Творчество современных писателей для детей. А. Анисимова “Однажды мы с Петькой. Рассказы о первой дружбе”. Творчество современных писателей для детей. Н. Соломадина“Что придумал Фаберже”. Творчество современных писателей для детей. Наталья Волкова, Василий Волков“Метро. Подземный город», Читательская конференция «Книга, о которой хочу рассказать» Значение русской литературы в пространстве мировой культуры (урок-исследование)