Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «СОШ № 6», утверждено приказом МБОУ «СОШ №6» от 22.07. 2021 года №76/о «О внесении изменений в основные общеобразовательные программы МБОУ «СОШ №6» Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития учебного предмета «Русский язык» (5-9 классы) Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено 701 час. Из них 158 часов в 5 классе, 193 часов в 6 классе, 140 часов в 7 классе, 105 часов в 8 классе и 105 часов в 9 классе, из расчета 4,5 учебных часов в неделю в 5 классе, 6 часов в 5,5 классе, 4 часа в 7 классе,3 часа в 8 классе, 3 часа 9 классе. 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) При изучении русского языка в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Направления Результаты освоения учебного предмета (курса) развития Личностные В ценностно-ориентационной сфере — понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; В трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории. В познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере —достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Выпускник получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимуюинформацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Метапредметные Владение всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации. Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, Предметные направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность;; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять не только главную, но и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.. Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; производить фонетический разбор слов; находить в художественном тексте явление звукозаписи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем. Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова. Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоциональнооценочными суффиксами в художественных текстах. Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения фразеологизмов, отличать их от словосочетаний. Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать слова, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. Производить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола. Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила. Синтаксис и пунктуация.Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью. Производить синтаксический разбор простого предложения и упрощенный разбор сложного предложения. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила. Выпускник получит возможность научиться: понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использовать их в собственной речевой практике; овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использовать их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения; Содержание учебного предмета (курса) для 5-9 классов Речь. Речевая деятельность 5 ч. 5 класс Содержание Язык и речь. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная. Тексты устные и письменные. Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). Основные жанры разговорной речи. Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы). Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли. Информационная переработка текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмот ровым),приемами работы с учебной книгой и 6 класс Содержание Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, официально-делового), языка художественной литературы. Создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Речевая ситуация и ее компоненты (место, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета). Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка. Функциональносмысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). другими информационными источниками, Виды речевой деятельности (говорение, включая СМИ и ресурсы Интернета. аудирование, письмо, чтение). Написание сочинений, писем. Овладение различными видами чтения. Информационная переработка текста (план, конспект). Написание сочинений, писем. Культура речи Культура речи и ее основные аспекты. Культура речи и ее основные аспекты: Языковая норма, ее функции. Варианты нормативный, коммуникативный, этический. норм. Виды лингвистических словарей. Основные критерии культуры речи. Оценка правильности, коммуникативных Языковая норма, ее функции. Основные виды качеств и эффективности речи. норм русского литературного языка (орфоэпические, Речевой этикет. лексические, грамматические, стилистические, о Оценивание правильности, рфографические, пунктуационные). коммуникативных качеств и эффективности Вариативность нормы. Виды лингвистических речи. словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского Взаимосвязь языка и культуры. народа, государственный язык Российской Основные лингвистические словари. Работа Федерации и язык межнационального общения. со словарной статьей. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, профессиональные разновидности). Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Фонетика, орфоэпия и графика Звук как единица языка. Система гласных Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные звуков. Система согласных звуков. Изменение нормы произношения и ударения. звуков в речевом потоке. Фонетическая Ударение, его смыслоразличительная роль, транскрипция. Слог. подвижность ударения при формои Ударение, его смыслоразличительная роль, словообразовании. Фонетическая подвижность ударения при формои транскрипция. словообразовании. Фонетический анализ слова. Фонетический анализ слова. Интонация, ее функции. Основные элементы Связь фонетики с графикой и орфографией. интонации. Оценка собственной и чужой речи с точки Состав русского алфавита, названия букв. зрения орфоэпических норм. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Соотношение звука и буквы. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Морфемика и словообразование Морфема как минимальная значимая единица Состав слова. Морфемный анализ слова. языка. Основа слова и окончание. Виды Основные способы образования слов. Исходная морфем. Нулевая морфема. Словообразующие (производящая) основа и словообразующая и формообразующие морфемы. Чередование морфема. Словообразовательная пара. звуков в морфемах. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Понятие об этимологи. Лексикология и фразеология Слово как единица языка. Лексическое и Лексическое и грамматическое значение слова. грамматическое значение слова. Лексическая сочетаемость. Паронимы. Однозначные и многозначные слова; прямое Активный и пассивный словарный запас. и переносное значения слова. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Исконно Синонимы. Антонимы. Омонимы. русские и заимствованные слова. Стилистическая помета в словаре. Фразеологизмы и их признаки. Оценка своей и чужой речи с точки зрения Фразеологизмы как средства выразительности точного, уместного речи. и выразительного словоупотребления. Стилистическая окраска слова. Стилистическая помета в словаре. Лексический анализ слова. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Части речи как лексико-грамматические Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация разряды слов. Классификация частей речи. частей речи. Самостоятельные Самостоятельные (знаменательные) части (знаменательные) части речи. речи. Общекатегориальное значение, Морфологический анализ слова. морфологические и синтаксические свойства Основные морфологические нормы русского каждой самостоятельной (знаменательной) литературного языка (нормы образования форм части речи. имен существительных, имен прилагательных, Морфологический анализ слова. глаголов). Основные морфологические нормы Применение знаний по морфологии в практике русского литературного языка (нормы правописания. образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов). Применение знаний по морфологии в практике правописания. Синтаксис Единицы синтаксиса русского языка. Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая Обособленные члены предложения; единица, его типы. Виды связи в обращение. Средства выражения словосочетании. синтаксических отношений между частями Типы предложений по цели высказывания и сложного предложения. эмоциональной окраске. Грамматическая Способы передачи чужой речи. основа предложения, главные и Синтаксический анализ простого и сложного второстепенные члены, способы их выражения. предложения. Типы сказуемого. Понятие текста, основные признаки текста Структурные типы простых предложений (членимость, смысловая цельность, связность, (двусоставные и завершенность). Внутритекстовые средства односоставные, распространенные и связи. нераспространенные, предложения Основные синтаксические нормы осложненной и неосложненной структуры, пол- современного русского литературного языка ные и неполные). Типы односоставных (нормы употребления однородных членов в предложений. составе простого предложения). Нормы Однородные члены предложения. построения предложений с прямой и косвенной Способы передачи чужой речи. речью. Понятие текста, основные признаки текста Применение знаний по синтаксису в (членимость, смысловая цельность, связность). практике правописания. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография. Понятие орфограммы. Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные и морфем и на стыке морфем. Слитные, дефисные раздельные написания. Прописная и строчная и раздельные написания. Соблюдение основных буквы. Перенос слов. орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания и их Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце функции. предложения. Знаки препинания в конце предложения, в Соблюдение основных пунктуационных простом и сложном предложениях, при прямой норм. речи и в диалоге. Орфографический анализ слова и Соблюдение основных пунктуационных пунктуационный анализ предложения. норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения Речь 7 класс 8 класс Содержание Содержание Язык и речь. Виды речи (устная и письменная). Формы речи Тексты устные и письменные. (монолог, диалог, полилог). Функционально-смысловые разновидности Основные особенности разговорной речи, текста (описание, рассуждение). функциональных стилей (научного, Функциональные разновидности языка. публицистического, официально-делового), Основные особенности разговорной речи, функ- языка художественной литературы. Основные циональных стилей (публицистического), языка художественной литературы. Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. Создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка. Информационная переработка текста. Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Культура речи Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Варианты норм. жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой этикет. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке. Общие сведения о языке Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как один из индоевропейских Формы функционирования современного языков. Русский язык в кругу других славянских русского языка (литературный язык, языков. территориальные диалекты, просторечие, Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в профессиональные разновидности, жаргон). языке культуры и истории народа. Историческое Взаимообогащение языков народов развитие русского языка. России. Фонетика, орфоэпия и графика Фонетика. Орфоэпия. Применение знаний по Применение знаний по фонетике в практике фонетике в практике правописания. правописания. Морфемика и словообразование Исходная (производящая) основа и Применение знаний по морфемике и словообразующая морфема. Словообразовасловообразованию в практике правописания. тельная пара. Словообразование знаменательных частей речи. Лексикология и фразеология Сферы употребления русской лексики. Оценка своей и чужой речи с точки зрения Словарное богатство русского языка. точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Части речи как лексико-грамматические Применение знаний по морфологии в практике разряды слов. Классификация частей речи. правописания. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Синтаксис Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Сочетание знаков препинания. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения Речь. Речевая деятельность 9 класс Содержание Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). Функциональные разновидности языка. Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официальноделового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме). Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функциональносмысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).Тексты смешанного типа. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Культура речи Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).. Оценка правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения.Межкультурная коммуникация. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. русского языка. Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи. Выдающиеся отечественные лингвисты. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Фонетика, орфоэпия и графика Связь фонетики с графикой и орфографией. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний по фонетике в практике правописания. Морфемика и словообразование Применение знаний по морфемике и словообразованию в Личностные: формирование практике правописания. ответственного отношения к учению, Лексикология и фразеология Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Применение знаний по морфологии в практике правописания. Синтаксис Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Способы передачи чужой речи. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Внутритекстовые средства связи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Соблюдение основных орфографических норм.Соблюдение основных пунктуационных норм. 3.Тематическое планирование 5 класс (158 часов) № п/п урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26-27 28 29-30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Содержание темы Инструктаж по технике безопасности. Вводный урок. Ваш учебник. Язык и человек. Язык и культура. Язык и его единицы РР: Стили речи Звуки и буквы. Произношение и правописание Орфограмма Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова Правописание проверяемых согласных в корне слова Правописание непроизносимых согласных в корне слова Буквы И, У, А после шипящих Разделительные Ъ и Ь Раздельное написание предлогов РР: Текст, тема текста Части речи. Самостоятельные и служебные части речи Глагол. -Тся и -ться в глаголах. Личные окончания глаголов Имя существительное как часть речи. Имя прилагательное как часть речи. Местоимение как часть речи. РР:Основная мысль текста. Повторение изученного по теме по «Повторение изученного в 1-4 классах» Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах». Синтаксис.Пунктуация. Словосочетание, виды словосочетаний Разбор словосочетания Предложение РР: Сжатое изложение. Обучение сжатому изложению Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения РР: Как писать отзыв? Написание отзыва по прочитанному художественному произведению. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространённые и распространённые члены предложения Второстепенные члены. Дополнение Определение Обстоятельство Предложения с однородными членами Знаки препинания в предложениях с однородными членами Предложения с обращением Синтаксический разбор простого предложения Сложные предложения Знаки препинания в сложном предложении Синтаксический разбор сложного предложения Срок 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54-55 56 57 58 59-60 61 62 63-64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82-83 84 85 86-87 88-89 90 91 92 93-94 95 96 Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью Знаки препинания в предложениях с прямой речью Диалог Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» Выборочное изложение. Обучение написанию выборочного изложения Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» Работа над ошибками контрольной работы по теме «Синтаксис и пунктуация» Фонетика. Гласные и согласные звуки. Чередование гласных и согласных звуков Твёрдые и мягкие согласные. РР: Повествование Звонкие и глухие согласные. Графика. Алфавит Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я Орфоэпия Фонетический разбор слова Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Слово и его лексическое значение Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы Синонимы Антонимы Повторение по теме «Лексика». Контрольная работа по теме «Лексика» Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слова Окончание. Основа слова Корень слова РР: Рассуждение Суффикс Приставка Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем Морфемный разбор слова Правописание гласных и согласных в приставках Буква З-С на конце приставок Буквы О-А в корне-ЛАГ- -ЛОЖБуквы О-А в корне-РАСТ- -РОСБуквы О-Ё после шипящих в корне слова Буквы Ы-И после Ц Повторение по теме «Морфемика. Орфография» Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография» Анализ контрольной работы по теме «Морфемика. Орфография». Имя существительное как часть речи РР:Доказательство в рассуждении Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые 97-98 99 100 101 102 103-104 105-106 107 108 109 110 111 112 113 114-115 116-117 118 119 120 121 122 123 124 125 126-127 128-129 130-131 132-133 134-135 136 137-138 139 140 141 142 143-144 145 146-147 148 149-150 151 152 Имена существительные собственные и нарицательные Род имён существительных Имена существительные, имеющие форму только множественного числа Имена существительные, имеющие форму только единственного числа Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе РР:Изложение с изменением лица Множественное число имён существительных Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных Морфологический разбор имени существительного Повторение по теме «Имя существительное как часть речи». Устное сочинеие по картине Систематизация знаний по теме «Имя существительное как часть речи» Контрольная работа по теме «Имя существительное как часть речи» Имя прилагательное как часть речи Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных Окончания имён прилагательных после шипящих и Ц Прилагательные полные и краткие Правописание кратких прилагательных РР: Описание животного на основе его изображения Морфологический разбор прилагательного Повторение по теме «Имя прилагательное как часть речи» Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное как часть речи». Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное как часть речи». Глагол как часть речи Правописание НЕ с глаголами Неопределённая форма глагола Правописание -тся и -ться в глаголах Виды глагола Контрольный диктант по теме «Глагол как часть речи» Буквы Е-И в корнях с чередованием Время глагола Прошедшее время Настоящее время Будущее время Спряжение глагола Правописание безударных личных окончаний глаголов Морфологический разбор глагола Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа Употребление времён. Повторение по теме «Глагол как часть речи» Контрольная работа по теме «Глагол как часть речи» Анализ контрольной работы по теме «Глагол как часть речи» Повторение. Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях Орфограммы в окончаниях Употребление букв Ъ и Ь. Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью. Итоговая контрольная работа по теме «Повторение изученногов 5 классе» Анализ контрольной работы по теме «Повторение изученногов 5 классе» 153 154 155 156 157 158 № п/п урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Тематическое планирование 6 класс (193 часов) Содержание темы Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Р.Р. Ситуация общения. Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь, диалог. Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе» Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Р.Р.Составление продолжения текста по данному началу. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи. Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Р.Р. Сжатое изложение Исконно русские и заимствованные слова. Новые слова (неологизмы) Устаревшие слова. Словари. Виды словарей. Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика. Культура речи». Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Р.Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор). Повторение изученного в разделе «Фразеология. Культура речи». Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология» Морфемика и словообразование. Срок 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38 . 39-40. 41 – 42. 43-45. 46. 47. 48. 49 - 50. 51 -52. 53. 54. 55. 56. 57. 58-59. 60. 61. 62. 63-64. 65. 66. 69 - 70. 71. 72. 74. 75-76. 77. 78. 79. 80-81. 82. 83. Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. Основные способы образования слов в русском языке. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Буквы а и о в корнях -кос- -- кас-. Буквы а и о в корнях -гор- -- гар-. Буквы а и о в корнях -зор- -- зар-. Повторение. Правописание чередующих гласных в корне слова Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и приПодготовка к контрольному диктанту по теме «Морфемика и словообразование» Контрольный диктант с грамматическим заданиемпо теме «Морфемика и словообразование» Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданиемпо теме «Морфемика и словообразование» Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор слова. Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи». Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Р.Р.:Составление устного публичного выступления о происхождении имён. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с именами существительными. Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). Гласные в суффиксах существительных -еки -ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение изученного в разделе «Имя существительное как часть речи». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное как часть речи». Анализ контрольного диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное как часть речи» и работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе. Степени сравнения имён прилагательных. Морфологические нормы употребления степеней сравнения имен прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Р.Р.Контрольное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский») 87. Притяжательные прилагательные. 88. Морфологический разбор имени прилагательного. 89-90 Не с прилагательными. 91. Гласные о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. 92-93. Р.Р. Сочинение-описание природы по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер». 94-95. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. 96. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. 97 – 98. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. 99-100. Повторение изученного в разделе «Имя прилагательное как часть речи». 101. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное как часть речи». 102. Анализ контрольного диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное как часть речи» и работа над ошибками. 103-104. Имя числительное как часть речи. 105. Простые и составные числительные. 106. Мягкий знак на конце и в середине числительных. 107-108. Порядковые числительные. 109. Разряды количественных числительных. 110-111. Числительные, обозначающие целые числа. 112. Дробные числительные. 113. Р.Р. Составление юмористического рассказа по рисунку. 114. Р.Р. Сочинение- юмористический рассказ по рисунку. 115. Собирательные числительные. 84. 85-86. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122-123. 124. 125 126-127. 128-129. 130-131. 132. 133-134. 135. 136-137. Морфологический разбор имени числительного. Повторение изученного в разделе «Имя числительное как часть речи». Повторение изученного в разделе «Имя числительное как часть речи». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное как часть речи». Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Имя числительное как часть речи» и работа над ошибками. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме» Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. 138. Местоимения и другие части речи. 139. Морфологический разбор местоимения. 140-141. Р.Р. Контрольное сочинениепо картине Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители». 142-143. Повторение изученного по теме «Местоимение как часть речи». 144. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение как часть речи». 145. Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Местоимение как часть речи» и работа над ошибками 146-147. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе. 148-149. Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему « Стёпа колет дрова» с включением части готового текста. 150-151 Разноспрягаемые глаголы. 152-153. Глаголы переходные и непереходные. 154. Наклонение глаголов. 155. Изъявительное наклонение. 156-157. Р.Р. Сжатое изложение. 158-159. Условное наклонение. 160-161. Повелительное наклонение. 162-163. Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам. 164-165. Употребление наклонений. 166-167. Безличные глаголы. 168. Морфологический разбор глагола. 169-170. Правописание гласных в суффиксах глаголов. 171-172. Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». 173. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол как часть речи». 174. Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Глагол как часть речи» и над ошибками. 175. Повторение. Разделы науки о языке. 176. Повторение. Орфография. Правописание гласных и согласных в корне слова. 177. Повторение. Орфография. Правописание приставок. 178. Повторение. Орфография. Правописание суффиксов. 179. Повторение. Орфография. Правописание окончаний. 180. Повторение. Пунктуация. 181-182. Р.Р. Сочинение на тему по выбору. 183. Повторение. Пунктуация простого предложения. 184. Повторение. Пунктуация сложного предложения. 185. Повторение. Словообразование. 186. Повторение. Способы образования слов. 187. Повторение. Лексика. 188. Повторение. Фразеология. 189. Повторение. Морфология. 190. Повторение. Морфология. Морфологический разбор слов. 191. Повторение. Синтаксис. 192. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 6 классе». 193. Анализ контрольного диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 6 классе» и работа над ошибками. № п/п урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тематическое планирование 7 класс (140 часов) Содержание темы Инструктаж по технике безопасности на уроках русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Повторение. Синтаксис. Пунктуация. Повторение.Синтаксическийи пунктуационный разбор. Повторение.Лексика и фразеология. Повторение. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Повторение. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Повторение.Морфология и орфография. Повторение.Морфологический разбор слова. Текст. Р.Р. Диалог как текст. Виды диалога. Р.Р. Стили литературного языка. Публицистический стиль. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» с грамматическим заданием. Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» Причастие как часть речи. Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Повторение. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Анализ изложения. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласная перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных. Закрепление темы «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных». Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Закрепление темы «Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных». Р.Р. Подготовка квыборочному изложениюпо рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». Р.Р. Написание выборочного изложенияпо рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». Срок 35 Морфологический разбор причастия. Анализ изложения. 36 37 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Закрепление темы «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение изученного по теме «Причастие как часть речи». Контрольный диктантпо теме «Причастие как часть речи» с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктант с грамматическим заданием.по теме «Причастие как часть речи» и работа над ошибками. Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Повторение изученного по теме «Деепричастие как часть речи». Контрольный диктант по теме «Деепричастие как часть речи» с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта по теме «Деепричастие как часть речи» и работа над ошибками. Наречие как часть речи. Употребление наречий в речи. Разряды наречий. Закрепление темы «Разряды наречий». Степени сравнения наречий. Повторение по теме «Степени сравнения наречий». Морфологический разбор наречия Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Н и НН в наречиях на –О и –Е. Повторение по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторение пройденного по теме «Наречие как часть речи». Контрольная работа по теме « Наречие как часть речи». Анализ контрольной работы по теме « Наречие как часть речи». Отзыв. Учебный доклад. Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. Категория состояния и другие части речи. Повторение темы «Категория состояния как часть речи». Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. Употребление предлогов. 38 39-40 41 42 43 44 45 46 47 48 49-50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60-61 62 63 64 65 66 67 68-69 70 71-72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83-84 85 86 87 88-89 90 91 92 93 94 95 95-96 97 98 99-100 101-102 103 104 105 106-107 108-109 110 111 112 113-114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 Непроизводные и производные предлоги. Непроизводные и производные предлоги. Закрепление темы. Простые и составные предлоги Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Повторение по по теме «Предлог как часть речи». Контрольная работа по теме «Предлог как часть речи». Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы и их роль в простом предложении и в сложном. Подчинительные союзы. Повторение по теме «Подчинительные союзы».Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах. Контрольный диктант по теме «Союз как часть речи» с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктант по теме «Союз как часть речи» и работа над ошибками. Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смыслоразличительные частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение частицы НЕ и приставки НЕ-. Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. Повторение по теме «Частица как часть речи». Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Анализ контрольной работы по теме «Служебные части речи». Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Междометия и другие части речи. Повторение.Разделы науки о русском языке. Фонетика и графика. Фонетический анализ слова Повторение. Лексика и фразеология. Лексический анализ слова. Употребление фразиологизмов в речи. Повторение. Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательные разборы слова. Повторение. Орфография. Орфограммы в корне. Орфограммы в суффиксе. Орфограммы в окончании. Повторение. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки имени существительного, имени прилагательного, местоимения, наречия. Морфологические признаки глагола, причастия, деепричастия. 133 134 135 136-137 138-139 140 № п/п урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15-16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28-29 Морфологические признаки служебных частей речи. Повторение. Синтаксис. Пунктуация. Синтаксис и пунктуация простого осложненного предложения. Простое осложненное предложение причастным, деепричастным оборотами. Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложений. Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием Тематическое планирование 8 класс (88 часов) Содержание темы урока Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире. Единицы языка. (орфограммы в корне слова, знаки препинания в простых и сложных предложениях) Фонетика и графика. (разделительные Ь и Ъ, знаки препинания при однородных членах) Морфемика и словообразование (орфограммы в приставках слов, знаки препинания при однородных членах) Лексика и фразеология.(правописание суффиксов разных частей речи, обособленные определения и обстоятельства) Морфология и орфография. Морфологический разбор частей речи. (правописание окончаний) Контрольная работа по теме «Повторение» Строение текста. Стили речи. Р.Р. : Сочинение по картине И. Левитана «Осенний день. Сокольники» Строение и грамматическое значение словосочетаний. Виды связи в словосочетаниях Грамматическое значение словосочетаний. Контрольная работа по теме «Словосочетание» Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложений. Р.Р.: Характеристика человека. Сочинение «Характеристика моего друга (родственника, знакомого)» Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Синтаксический разбор предложения. Подлежащее- главный член предложения. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Выражение именной части составного именного сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Повторение по теме «Главные члены предложения». Контрольная работа по теме «Главные члены предложения». Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Р.Р. Сообщение – рассказ о храме Василия Блаженного (упр. 145-146) Срок реализации 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55-56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом. Ораторская (публичная речь) Повторение по теме «Второстепенные члены предложения». Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения» Анализ контрольной работы с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения» и работа над ошибками. Зачетная работа по теме «Простое двусоставное предложение» Односоставное предложение. Основные группы односоставных предложений. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Р.Р. Сжатое изложение (упр.213) Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Повторение по теме «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым». Назывные предложения. Р.Р. Изложение «А вот был случай» (упр.289) Повторение по теме «Односоставные предложения». Контрольная работа по теме «Односоставные предложения». Анализ контрольной работы по теме «Односоставные предложения». Неполные предложения. Неполные предложения. Понятие об однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами. Однородные члены, связанные сочинительными союзами. Р.Р. Сочинение- описание картины Ф. Васильева «Мокрый луг» Однородные члены, связанные сочинительными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах. Повторение по теме «Однородные члены предложения». Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения». Анализ контрольной работы по теме «Однородные члены предложения». Предложения с обособленными членами. Обособленные определения. Обособленные определения. Знаки препинания при обособленных определениях. Обособленное приложение. Знаки препинания при обособленных приложениях. Особенности обособления предложений. Обобщение материала по теме «Обособление определений и приложений». Контрольная работа по теме «Обособление определений и приложений». Обособленные обстоятельства. Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при обособлении обстоятельств. Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при обособлении обстоятельств. 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89-90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 № п/п урока 1. 2. 3. 4. 5. 6 7,8 9. 10. Повторение по теме «Обособленные обстоятельства». Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Понятие об обособлении уточняющих членов предложения. Обособление уточняющих членов предложения. Обособление уточняющих членов предложения. Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения». Анализ контрольной работы по теме «Обособленные члены предложения». Обращение и знаки препинания при нём. Обращение и знаки препинания при нём. Р.Р. Изложение «Суворов» (упр. 413) Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них. Вводные слова и предложения. Предложения с междометиями. Вставные конструкции. Повторение по теме «Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями». Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями». Проект «Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке» Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Диалог. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Р.Р. Изложение (упр.465) Цитаты и знаки препинания при них. Контрольная работа по теме «Прямая и косвенная речь». Повторение. Синтаксис и морфология. Р.Р. Изложение (упр. 490) Повторение. Словосочетание. Простое мпредложение. Двусоставное предложение. Повторение. Односоставное предложение. Повторение. Предложение с однородными членами. Повторение. Обособленные члены предложения. Повторение. Синтаксис и культура речи. Повторение. Предложения с обращениеми и вводными словами. Повторение. Способы передачи чужой речи. Проект «Русские лингвисты о синтаксисе» Тематическое планирование 9 класс (105часов) Тема урока Международное значение русского языка Повторение изученного в 5-8 классах. Фонетика Лексика и фразеология Основные способы компремссии текста. Сжатое изложение (упр.25) Морфемика. Словообразование Морфология Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. Контрольный диктант по теме «Повторение» Изложение по тексту И.Ильина 11,12. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений 13. Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспекты) 14. Сложносочиненное предложение .Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. 15 Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. 16 Знаки препинания в сложносочиненном предложении 17 Знаки препинания в сложносочиненном предложении 18 Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом 19 Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом 20 Сложносочиненное предложение, подготовка к контрольному диктанту по теме «Сложносочинённое предложение». 21. Р.Р. Изложение (упр.91) 22. Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение». 23. Р.Р. Рецензия 24,25 Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 26,27 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными 28. Сложноподчиненные предложения с придаточными местоименноопределительными 29. Р.Р. Изложение (упр.126) 30,31 Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 32. Закрепление изученного по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными» 33. Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными» 34. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственным 35. Придаточные предложения образа действия и степени 36. Придаточные предложения места 37. Придаточные предложения времени 38. Придаточные предложения условные 39,40. Р.Р. Сочинение – рассуждение о природе родного края 41. Придаточные предложения причины и цели 42. Придаточные предложения сравнительные 43. Придаточные предложения уступительные 44 Придаточные предложения следствия 45 Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными 46 Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными 47 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными 48 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными 49 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Последовательное подчинение. 50 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Последовательное подчинение. 51 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и пунктуация при них. Параллельное подчинение. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и пунктуация при них. Однородные придаточные. 53 Сложноподчиненные предложения. Повторение 54. Сложноподчиненные предложения. Повторение 55. Контрольный диктант по теме «Сложноподчененное предложение» 56. Р.Р. Деловые бумаги 57,58 Р.Р. Изложение 59 Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение» 60. Понятие о бессоюзном сложном предложении Запятая в бессоюзном сложном предложении. 61 Запятая в бессоюзном сложном предложении 62 Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 63 Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 64 Р.Р. Текст (упр.218) 65 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 66 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 67 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 68 Тире в бессоюзном сложном предложении 69 Тире в бессоюзном сложном предложении 70 Тире в бессоюзном сложном предложении 71. Бессоюзное сложное предложение. Обобщение. 72. Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение» 73 Р.Р. Реферат 74,75 Р.Р. Сжатое изложение 76 Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. 77 Р.Р. Сочинение-рассуждение «как я понимаю храбрость?» 78 Сложные предложения с различными видами связи 79 Сложные предложения с различными видами связи 80 Сложные предложения с различными видами связи 81 Сложные предложения с различными видами связи 82 Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи» 83 Сложные предложения с различными видами связи 84 Сложные предложения с различными видами связи 85 Сложные предложения с различными видами связи 86 Сложные предложения с различными видами связи 87 Сложные предложения с различными видами связи 88 Авторские знаки препинания 89 Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи» 90, 91 Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление 92,93 Русский литературный язык и его стили 94 Сжатое изложение (упр.330) 95 Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. » 96 Повторение изученного по теме «Орфография» 97,98 Повторение изученного по теме «Лексикология. Фразеология. Орфография » 99 Повторение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография.» 52 100102 103104 105 Повторение изученного по теме «Морфология. Орфография» Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация» Контрольная работа по теме «Повторение изученного»