Обществознание ФГОС ООО

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе образовательной
программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Обществознание»
основного общего образования
(в соответствии с ФГОС ООО)
(6-9 класс)
для детей с задержкой психического развития

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности
в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные
результаты
изучения
предметной
области
"Общественно-научные предметы" должны отражать:
Обществознание:
формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
1) понимание основных принципов жизни общества, основ современных
научных теорий общественного развития;
2) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
3) формирование основ правосознания для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации,
убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
4) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее
осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
5) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Обществознание
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;

 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения
межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на
примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей,
угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного
воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к
другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные
явления и процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации
на общество и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в
различных сферах общественной жизни;

 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной
жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить
примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры,
выражать свое мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и
проблемах развития культуры из адаптированных источников различного ти-

па;

 описывать духовные ценности российского народа и выражать
собственное отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных
условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления
своей будущей профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной
культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения
достижений культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной
культуры в современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа,
характеризовать основные социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики
Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути
их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные
функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:

 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с
позиций историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным
проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных
с
различными
способами
разрешения
семейных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной
семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать
и
сравнивать
различные
формы
правления,
иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального
устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их
основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы
демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на
конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической
жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической
позиции в укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и
делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации,
называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия
и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти
РФ;
 раскрывать достижения российского народа;

 о
б
ъ
я
с
н
я
т
ь

и

конкретизировать

примерами

смысл

понятия

«гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществеизменений на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности
уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать
особенности
гражданской
несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;

дееспособности

 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять
на
примерах
особенности
несовершеннолетних в трудовых отношениях;

положения

 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с
гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых
модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические
явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе
фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

 использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет.
Содержание учебного предмета
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные
возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание
человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе.
Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство.
Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества
и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей
стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравствен-

ность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло.
Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная
значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе.
Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни
общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в
жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в
подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос
и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия –
многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно- территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и
ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в
политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические
партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество.
Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской
Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России.
Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная

система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах
ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической
ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских
прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его
значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и
принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования
труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности
уголовной
ответственности
и
наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и
услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция,
ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль
государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы
разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы
дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,
онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.

Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых
махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних
хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы
и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

№
п/п
1

2

Разделы
Человек. Деятельность
человека

Общество

Тематическое планирование
6 класс (35 часа)
Содержание образования

Кол-во
часов
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий 11
человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные
возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание
человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные
конфликты и способы их разрешения.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества 9
и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его
разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития

3

Социальные нормы

4

Итоговое повторение

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. 7
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло.
Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальный
контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Человек. Деятельность человека
8
Общество
Социальные нормы
7

№ п/п
1

Разделы

Сфера духовной
культуры

класс (35 часа)

Содержание образования

Кол-во
часов
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни 8
современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной
культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

2

Социальная сфера
жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Со- 10
циальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли
в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли
членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.
Россия – многонациональное государство. Социальная политика
Российского государства.

3

Политическая сфера
жизни общества

4

Итоговое повторение

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его 9
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства.
Формы
правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и
способы их разрешения
Сфера духовной культуры
8
Социальная сфера жизни общества
Политическая сфера жизни общества

8

№
п/п
1

Разделы
Гражданин и
государство

Основы российского
законодательства

класс (35 часа)

Содержание образования

Кол-во
часов
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской 10
Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной
власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека
и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Международно-правовая защита
жертв вооруженных конфликтов.
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный
правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической
ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности.
Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты
гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой
договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.
Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей.
Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенности административно-правовых отношений. Административные

13

3

Правовое положение
несовершеннолетних

4

Повторение

№
п/п
1

Разделы
Политика

правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право,
основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их
защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних
в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в
возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

5

7
9 класс (35 часа)
Содержание образования
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства. Формы правления. Формы государственнотерриториального устройства. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение
властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического
экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное
самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные
конфликты и способы их разрешения. Наше государство – Российская
Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон
государства. Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное

Кол-во
часов
9

государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и
управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его
основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской

2

Право

Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство РоссийскойФедерации.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные при- 20
знаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности.
Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в
РФ. Основные международные документы о правах человека и правах
ребенка. Система российского законодательства. Источники права.
Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и
функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов
иправ детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности
административно-правовых отношений. Административные

правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право,
основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности
правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в
возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

3

Итоговое повторение

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита
жертв вооруженных конфликтов
Политика.
6
Право.

Поурочное планирование 6 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема урока
Загадка человека
Возрасты нашей жизни
Особенности подросткового возраста
Потребности и способности человека
Люди с ограниченными возможностями здоровья
Деятельность человека
Как человек познает мир и самого себя
Человек и его ближайшее окружение
Межличностные конфликты
Межличностные конфликты
Здоровье и здоровый образ жизни

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек.
Деятельность человека»

1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Что такое общество
Сферы жизни общества
Сферы жизни общества
Основные типы обществ
Общественный прогресс
Мир как единое целое
Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы современности
Современное российское общество

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34-35

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество»
Что такое социальные нормы
Социализация личности
Социальные ценности
Мораль
Всероссийская проверочная работа
Всероссийская проверочная работа
Моральная ответственность и нравственный выбор
Право и мораль: общее и различия
Роль права в жизни человека, общества и государства
Промежуточная аттестация «Человек и общество». Контрольная
работа
Итоговое повторение
Итоговое повторение

1
2

Поурочное планирование 7 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема урока

10

Социальное устройство общества

Духовная сфера общества
Наука
Развитие науки в России
Образование и самообразование
Образование в современной России
Искусство
Религия как форма культуры
Религия и общество

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера
духовной культуры»

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Социальное устройство общества
Положение человека в обществе
Социальные конфликты
Семья и семейные отношения
Семейные ценности и традиции
Национальная принадлежность
Национальная принадлежность
Россия – многонациональное государство
Социальная политика Российского государства

21

Роль политики в жизни общества
Государство
Отношения между государствами
Какими бывают государства
Какими бывают государства
Демократия
Всероссийская проверочная работа
Всероссийская проверочная работа
Местное самоуправление
Политические партии и общественные движения
Гражданское общество и правовое государство
Промежуточная аттестация «Общество и политика».
Контрольная работа
Итоговое повторение
Итоговое повторение

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34-35

Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная
сфера жизни общества»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Поурочное планирование 8 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема урока
Конституция Российской Федерации
Наше государство – Российская Федерация
Россия – федеративное государство
Органы государственной власти РФ
Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ
Гражданин и государство
Права и свободы человека и гражданина
Права и свободы человека и гражданина
Основные международные документы о правах человека и правах
ребенка
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Источники права и законодательства
Правоотношения
Правоспособность и дееспособность человека
Гражданские правоотношения. Право собственности
Гражданские правоотношения. Право собственности
Права потребителей и защита прав потребителей
Семейные правоотношения
Трудовые правоотношения
Административные правоотношения
Правонарушения
Юридическая ответственность
Уголовное право. Преступление и наказание
Административные правонарушения и наказания

Повторительно-обобщающий урок по теме «Государство и

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

личность. Основы российского законодательства»
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34-35

Основные особенности правового статуса несовершеннолетних
Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей
Всероссийская проверочная работа
Всероссийская проверочная работа
Подросток в трудовых отношениях
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Промежуточная аттестация «Государство и право». Контрольная
работа
Итоговое повторение
Итоговое повторение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Поурочное планирование 9 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34-35

Тема урока
Политика и власть
Государство
Политические режимы
Политические режимы
Правовое государство
Гражданское общество и государство
Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения
Межгосударственные отношения

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая
сфера»
Основы конституционного строя Российской Федерации
Права и свободы человека и гражданина
Права и свободы человека и гражданина
Высшие органы государственной власти в РФ
Высшие органы государственной власти в РФ
Россия – федеративное государство
Судебная система РФ
Правоохранительные органы РФ
Роль права в жизни человека, общества и государства
Правоотношения и субъекты права
Правонарушения и юридическая ответственность
Гражданские правоотношения
Гражданские правоотношения
Право на труд. Трудовые отношения
Семья под защитой закона
Административные правоотношения
Уголовно-правовые отношения
Уголовно-правовые отношения
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Повторительно-обобщающий урок по теме «Право»
Промежуточная аттестация «Государство и право». Контрольная
работа
Итоговое повторение
Итоговое повторение

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».