ФИЗИКА ФГОС ООО

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городскогоокруга ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к основной
общеобразовательной программе
основного общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года

Адаптированная рабочая
образовательная программа
по физике основного общего образования
(7-9 классы) для детей с задержкой психического
развития

Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета
«Физика» на этапе основногообщего образования учебным планом школы
отведено245 часов.Из них 70 часов в 7 классе, 70 часов в 8 классе и 105
часов в 9 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю в 7 классе, 2 часа в 8
классе и 3 часа в 9 классе.

Планируемые результаты освоения Физика (7-9класс)
(предмет)

Требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить
цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме;
Метапредметным,
включающим
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в
учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность
планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение
индивидуальной образовательной траектории;
предметным,включающим освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами.
9. Личностные результатыосвоения основной образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с
учебным и лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,
физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических

методов;

анализировать

отдельные

этапы

проведения

исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
 ставить

опыты

по

исследованию

физических

явлений

или

физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку
из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений
измерительные приборы используются лишь как датчики измерения
физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не
требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить

прямые

измерения

физических

величин:

время,

расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление,
влажность

воздуха,

напряжение,

сила

тока,

радиационный

фон

(с

использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ
измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей
измерений.
Примечание.

Любая

учебная

программа

должна

обеспечивать

овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических величин с
использованием прямых измерений: при этом конструировать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в
виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
 проводить

косвенные

измерения

физических

величин:

при

выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать
полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
 анализировать
узнавать

в

них

ситуации

проявление

практико-ориентированного
изученных

физических

характера,

явлений

или

закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических
устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы
Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность

научных исследований,

роль физики

в

расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение
качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов
на основе эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования
физических величин с использованием различных способов измерения
физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой
точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного
поставленной

задаче,

проводить

оценку

достоверности

полученных

результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации, критически
оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
 создавать

собственные

письменные

и

устные

сообщения

о

физических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников.
Механические явления

Выпускник научится:
 распознавать

механические

явления

и

объяснять

на

основе

имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений:

равномерное

и

неравномерное

движение,

равномерное

и

равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического
движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления
твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание
тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения,
колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления,
используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение,
период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила
упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения,
амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее
распространения; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить
формулы,

связывающие

данную

физическую

величину

с

другими

величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы,
используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного
тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей
силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука,
закон

Паскаля,

закон

Архимеда;

при

этом

различать

словесную

формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения

энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля,
закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь,
скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая
работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний,
длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия
задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы
и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры практического
использования физических знаний о механических явлениях и физических
законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;
экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий

характер

фундаментальных

законов

(закон

сохранения

механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного
тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука,
Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов
оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:

 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия,
изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость
газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие,
испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность
воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция,
излучение),

агрегатные

состояния

вещества,поглощение

энергии

при

испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость
температуры кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя
физические

величины:

количество

теплоты,

внутренняя

энергия,

температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления,
удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива,
коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую

величину

с

другими

величинами,

вычислять

значение

физической величины;
 анализировать

свойства

тел,

тепловые

явления

и

процессы,

используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении
вещества и закон сохранения энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей
строения газов, жидкостей и твердых тел;
 приводить

примеры

практического

использования

физических

знаний о тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых
процессах и формулы, связывающие физические величины (количество
теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота
плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе

анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты

и

оценивать

реальность

полученного

значения

физической

величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических
последствий

работы

двигателей

внутреннего

сгорания,

тепловых

и

гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения
энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных
законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов
оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе
имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его
действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов,
электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током
и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на
заряженную

частицу,

электромагнитные

волны,

прямолинейное

распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
 составлять схемы электрических цепей с последовательным и

параллельным соединением элементов, различая условные обозначения
элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат,
лампочка, амперметр, вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в
плоском зеркале и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления,
используя

физические

электрическое

величины:

напряжение,

электрический

электрическое

заряд,

сопротивление,

сила

тока,

удельное

сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока,
фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных
волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину
с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы,
используя физические законы: закон сохранения электрического заряда,
закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при
этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение.
 приводить

примеры

практического

использования

физических

знаний о электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света,
закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие
физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического
поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы,
скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы
расчета

электрического

сопротивления

припоследовательном

и

параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния
электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий

характер

фундаментальных

законов

(закон

сохранения

электрического заряда) и ограниченность использования частных законов
(закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов
на основе эмпирически установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных
явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи
методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся
знаний

основные

свойства

или

условия

протекания

этих явлений:

естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения,
возникновение линейчатого спектра излучения атома;
 описывать изученные квантовые явления, используя физические
величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия
фотонов;

при

описании

правильно

трактовать

физический

смысл

используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить
формулы,

связывающие

данную

физическую

величину

с

другими

величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и
постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического
заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и
поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку
закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной
модели атомного ядра;
 приводить примеры проявления
использования

радиоактивности,

ядерных

в природе и практического
и

термоядерных

реакций,

спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при
обращении

с

приборами

и

техническими

устройствами

(счетчик

ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые
организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его
использования;
 понимать

экологические

проблемы,

возникающие

при

использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем,
перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
 указывать названия планет Солнечной системы; различать основные
признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и
планет относительно звезд;

 понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической
системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
 указывать общие свойства и отличия планет земной группы и
планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет;
пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
 различать

основные

характеристики

звезд

(размер,

температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
 различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

цвет,

Содержание Физика (7-9класс)
(предмет)

Физическое образование в основной школе должно обеспечить
формирование у обучающихся представлений о научной картине мира –
важного

ресурса

научно-технического

прогресса,

ознакомление

обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными
принципами

работы

механизмов,

высокотехнологичных

устройств

и

приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и
научно-исследовательских задач.
Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у
обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования
и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и
закономерностей природных явлений, создание условий для формирования
интеллектуальных,

творческих,

гражданских,

коммуникационных,

информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами
решения различных теоретических и практических задач, умениями
формулировать

гипотезы,

конструировать,

проводить

эксперименты,

оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Учебный

предмет

«Физика»

способствует

формированию

у

обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование,
проводить

естественно-научные

анализировать

полученные

исследования

результаты,

и

представлять

эксперименты,
и

научно

аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
измерение,

эксперимент,

моделирование),

освоения

практического

применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных
связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология»,
«География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности»,
«История», «Литература» и др.

Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и
описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование
явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность
измерений. Международная система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный
метод

познания.

Роль

физики

в

формировании

естественнонаучной

грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического
тела.

Относительность

механического

движения.

Система

отсчета.Физические величины, необходимые для описания движения и
взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время
движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.
Равномерное

движение

по

окружности.

Первый

закон

Ньютона

и

инерция.Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй
закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила
тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.
Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.
Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.
Трение в природе и технике.
Импульс.

Закон

сохранения

импульса.

Реактивное

движение.

Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая
энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон
сохранения полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего
закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг.
Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и

неподвижные
механизмов

блоки.

Равенство

(«Золотое

правило

работ

при

механики»).

использовании
Коэффициент

простых
полезного

действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы
изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление
жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха.
Атмосферное

давление.

Измерение

атмосферного

давления.

Опыт

Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных
высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и
газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов
Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний.
Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как
механическая волна. Громкость и высота тона звука.
Тепловые явления
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и
молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское
движение.

Взаимодействие

(притяжение

и

отталкивание)

молекул.

Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел,
жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью
хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача
как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность.
Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания
топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и
тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии
при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение.
Зависимость

температуры

кипения

от

давления.

Удельная

теплота

парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при
расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина,
двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой
машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электромагнитные явления
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два
рода

электрических

зарядов.

Делимость

электрического

заряда.

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического
заряда.

Проводники,

полупроводники

и

изоляторы

электричества.

Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность
электрического поля.Действие электрического поля на электрические заряды.
Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая
цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока.
Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое
напряжение.

Электрическое

сопротивление

проводников.

Единицы

сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.
Удельное

сопротивление.

Реостаты.

Последовательное

соединение

проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов.
Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим
током.

Закон

Джоуля

-

Ленца.

Электрические

нагревательные

и

осветительные приборы. Короткое замыкание.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле
Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение
электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся

заряженную

частицу.

Сила

Ампера

и

сила

Лоренца.

Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные
Электрогенератор.

колебания.

Переменный

ток.

Колебательный

контур.

Трансформатор.

Передача

электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их
свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы.
Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света.
Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и
оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе.
Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света.
Интерференция и дифракция света.
Квантовые явления
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер
поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о
пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных
ядер.

Радиоактивность.

Период

полураспада.

Альфа-излучение.

Бета-

излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и
звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных
электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая
природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной
системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной.
Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
Примерные темы лабораторных и практических работ
Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности)
делятся следующие типы:

1. Проведение прямых измерений физических величин
2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от
них параметра (косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне)
по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с
представлением результатов в виде графика или таблицы.
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических
величин и сравнение заданных соотношений между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.
Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение
лабораторных работ всех указанных типов. Выбор тематики и числа работ
каждого типа зависит от особенностей рабочей программы и УМК.
Проведение прямых измерений физических величин
1. Измерение размеров тел.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение массы тела.
4. Измерение объема тела.
5. Измерение силы.
6. Измерение времени процесса, периода колебаний.
7. Измерение температуры.
8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
9. Измерение силы тока и его регулирование.
10.

Измерение напряжения.

11.

Измерение углов падения и преломления.

12.

Измерение фокусного расстояния линзы.

13.

Измерение радиоактивного фона.

Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого
от них параметра (косвенные измерения)
1. Измерение плотности вещества твердого тела.

2. Определение коэффициента трения скольжения.
3. Определение жесткости пружины.
4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело.
5. Определение момента силы.
6. Измерение скорости равномерного движения.
7. Измерение средней скорости движения.
8. Измерение ускорения равноускоренного движения.
9. Определение работы и мощности.
10.

Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.

11.

Определение относительной влажности.

12.

Определение количества теплоты.

13.

Определение удельной теплоемкости.

14.

Измерение работы и мощности электрического тока.

15.

Измерение сопротивления.

16.

Определение оптической силы линзы.

17.

Исследование зависимости выталкивающей силы от объема

погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и
массы тела.
18.

Исследование

зависимости

силы

трения

от

характера

поверхности, ее независимости от площади.
Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном
уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных
явлений
1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины
и независимости от массы.
2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от
массы и жесткости.
3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
4. Наблюдение

зависимости

температуры

остывающей

воды

от

времени.
5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.
6. Исследование явления электромагнитной индукции.
7. Наблюдение явления отражения и преломления света.
8. Наблюдение явления дисперсии.
9. Обнаружение

зависимости сопротивления

проводника

от его

параметров и вещества.
10.

Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема

погруженной части.
11.

Исследование зависимости одной физической величины от

другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
12.

Исследование зависимости массы от объема.

13.

Исследование

зависимости

пути

от

времени

при

равноускоренном движении без начальной скорости.
14.

Исследование зависимости скорости от времени и пути при

равноускоренном движении.
15.

Исследование зависимости силы трения от силы давления.

16.

Исследование зависимости деформации пружины от силы.

17.

Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от

длины.
18.

Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине

от жесткости и массы.
19.

Исследование зависимости силы тока через проводник от

напряжения.
20.

Исследование зависимости силы тока через лампочку от

напряжения.
21.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения.

Проверка

заданных

предположений

(прямые

измерения

физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).
Проверка гипотез

1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика
жидкости в трубке от температуры.
2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при
равноускоренном движении пройденному пути.
3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и
проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).
4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных
резисторов.
Знакомство с техническими устройствами и их конструирование
5. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
6. Конструирование ареометра и испытание его работы.
7. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных
участках.
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
10.

Конструирование электродвигателя.

11.

Конструирование модели телескопа.

12.

Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.

13.

Оценка своего зрения и подбор очков.

14.

Конструирование простейшего генератора.

Изучение свойств изображения в линзах.

Тематическое планирование
7 класс
№
Тема
п/п
1 Инструктаж по ТБ на уроках физики.
Что изучает физика.
Некоторые физические термины.
Наблюдения и опыты.
2 Физические величины. Измерение физических величин.
Точность и погрешность измерений
Физика и техника.
3 Лабораторная работа №1
«Определение цены деления измерительного прибора».
4 Самостоятельная работа по теме
«Физика наука о природе». «Физика и техника».
5 Строение вещества.
Молекулы.
Броуновское движение.
6 Лабораторная работа №2
«Измерение размеров малых тел».
7 Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
8 Агрегатные состояния вещества. Различие в
молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
9 Контрольная работа №1
«Первоначальные сведения о строении вещества».
10 Механическое движение.
Равномерное и неравномерное движение.
11 Скорость. Единицы скорости.
12 Расчет пути и времени движения.
13 Решение задач по теме
«Скорость. Единицы скорости».
«Расчет пути и времени движения».
14 Самостоятельная работа по теме «Механическое
движение».
Инерция. Взаимодействие тел.
15 Масса тела. Единицы массы.
Измерение массы тела на весах.
16 Лабораторная работа №3
«Измерение массы тела на рычажных весах».
17 Лабораторная работа №4
«Измерение объема тела».
18 Плотность вещества.
Расчет массы и объема тела по его плотности.
19 Лабораторная работа №5
«Определение плотности твердого тела».
20 Самостоятельная работа по теме
«Масса, объем, плотность тела».
Сила.
Явление тяготения. Сила тяжести.

Количество
часов
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

Срок

21
22

23
24
25
26

27

28
29
30
31
32

33
34
35
36
37
38
39

40
41
42
43
44
45

Сила упругости. Закон Гука.
Вес тела.
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой
тела.
Сила тяжести на других планетах. Физические
характеристики планет.
Динамометр. Сложение двух сил, направленных по
одной прямой. Равнодействующая сил.
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и
измерение сил динамометром».
Решение задач по теме «Сила тяжести».
Сила трения.
Трение покоя.
Трение в природе и технике.
Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости
силы трения скольжения от площади соприкосновения
тел и прижимающей силы».
Обобщение и повторение по теме
«Взаимодействие тел».
Контрольная работа №2
«Взаимодействие тел».
Давление. Единицы давления.
Способы уменьшения и увеличения давления.
Решение задач по теме
«Давление твердого тела».
Самостоятельная работа по теме «Давление твердого
тела». Давление газа. Передача давления жидкостями и
газами. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе.
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Решение задач по теме
«Давление в жидкости и газе».
Сообщающиеся сосуды.
Вес воздуха. Атмосферное давление.
Почему существует воздушная оболочка Земли.
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных
высотах. Манометры.
Решение задач.
Самостоятельная работа по теме
«Давление в жидкости и газе. Атмосферное давление».
Поршневой жидкостный насос.
Гидравлический пресс.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Архимедова сила.
Решение задач по теме
«Сила Архимеда».
Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей
силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
Плавание тел.
Лабораторная работа №9
«Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

46
47
48
49
50
51
52

53
54
55

56
57
58
59

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Решение задач по теме
«Условия плавания тел».
Плавание судов.
Воздухоплавание.
Обобщение и повторение по теме
«Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Контрольная работа №3
«Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Механическая работа. Единицы работы.
Решение задач.
Мощность. Единицы мощности.
Решение задач.
Самостоятельная работа по теме
«Механическая работа. Мощность».
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
Момент силы.
Рычаги в технике, быту и природе.
Лабораторная работа №10
«Выяснение условий равновесия рычага».
Применение закона равновесия рычага к блоку.
Равенство работ при использовании простых
механизмов. «Золотое правило» механики.
Коэффициент полезного действия механизма.
Решение задач.
Лабораторная работа №11 «Измерение КПД при
подъеме тела по наклонной плоскости».
Решение задач по теме
«Простые механизмы». «КПД».
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Превращение одного вида механической энергии в
другой.
Решение задач по теме
«Энергия».
Повторение и обобщение по теме
«Работа и мощность. Энергия».
Контрольная работа №4
«Работа и мощность. Энергия».
Повторение по теме
«Первоначальные сведения о строении вещества».
Повторение по теме
«Взаимодействие тел».
Повторение по теме
«Давление твердых тел жидкостей и газов».
Повторениепо теме
«Работа и мощность. Энергия».
Обобщение и повторение курса физики 7 класса.
Обобщение и повторение курса физики 7 класса.
Обобщение и повторение курса физики 7 класса.
Итоговая контрольная работа.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
№
Тема
Количество
п/п
часов
1 Инструктаж по ТБ на уроках физики.
1
Тепловое движение.
Температура.
2 Внутренняя энергия. Способы ее изменения.
1
3 Решение задач по теме: «Тепловое движение.
1
Внутренняя энергия».
4 Теплопроводность. Конвекция. Излучение.
1
5 Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
1
6 Расчет количества теплоты необходимого для
1
нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
7 Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со
1
временем температуры остывающей воды».
8 Решение задач на расчет количества теплоты.
1
9 Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты
1
при смешивании воды разной температуры».
10 Лабораторная работа №3 «Измерение удельной
1
теплоемкости твердого тела».
11 Энергия топлива удельная теплота сгорания. Закон
1
сохранения и превращения энергии.
12 Решение задач на расчет количества теплоты
1
выделяющимся при сгорании топлива.
13 Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые
1
явления.
14 Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления».
1
15 Агрегатные состояния вещества. Плавление и
1
отвердевания кристаллических тел. График плавления и
отвердевания кристаллических тел.
16 Удельная теплота плавления Решение задач по теме
1
«Нагревание и плавление кристаллических тел.
17 Испарение. Поглощение энергии при испарении
1
жидкости и выделение ее при конденсации пара.
18 Кипение. Удельная теплота парообразования и
1
конденсации. Решение задач.
19 Влажность воздуха. Способы определения влажности
1
воздуха. Лабораторная работа №4 «Измерение
относительной влажности воздуха».
20 Работа газа и пара при расширении. Двигатель
1
внутреннего сгорания. Паровая турбина.
21 КПД теплового двигателя. Решение задач.
1
22 Повторительно-обобщающий урок по теме «Изменение
1
агрегатных состояний вещества».
23 Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных
1
состояний вещества».
24 Электризация тел при соприкосновении.
1
Взаимодействие заряженных тел. Два рода эл. заряда.
25 Электроскоп. Проводники и непроводники
1
электричества.

Срок

26
27

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

40
41
42
43
44
45

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Электрическое поле. Делимость электрического заряда.
Электрон.
Строение атомов. Объяснение Электрических явлений
Самостоятельная работа по теме «Электризация тел.
Строение атома».
Электрический ток. Источники электрического тока.
Электрическая цепь и ее составные части.
Электрический ток в металлах. Действия электрического
тока. Направление электрического тока.
Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение
силы тока.
Зачет по темам изученных за первое полугодие.
Решение задач по теме «Сила тока».
Лабораторная работа №5 «Сборка эл. цепи и измерение
силы тока в различных участках цепи».
Электрическое напряжение. Единицы напряжения.
Вольтметр. Измерение напряжения.
Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на
различных участках эл. цепи».
Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое
сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Сила
тока. Напряжение. Закон Ома для участка цепи».
Расчет сопротивления проводника. Удельное
сопротивление. Примеры на расчет сопротивления
проводника, силы тока и напряжения. Реостаты.
Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока
реостатом».
Решение задач на расчет сопротивления.
Лабораторная работа №8 «Измерение сопротивления
проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Соединения проводников.
Решение задач по теме «Соединение проводников».
Работа электрического тока. Мощность электрического
тока. Единицы работы электрического тока
применяемые на практике.
Решение задач по теме «Работа и мощность эл. тока».
Лабораторная работа №9 «Измерение мощности и
работы тока в эл. лампе».
Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор.
Лампа накаливания. Электрические нагревательные
приборы. Короткое замыкание. Предохранители.
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Электрические явления».
Контрольная работа №3 «Электрические явления».
Магнитное поле. Магнитные линии.
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.
Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и
испытание его действия».
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие
магнитного поля на проводник с током.
Лабораторная работа №11 «Изучение эл. двигателя и

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

67
68
69
70

испытание его действия».
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Электромагнитные явления».
Контрольная работа №4 «Электромагнитные явления».
Источники света. Распространение света. Видимое
движение светил.
Отражение света. Законы отражения света.
Лабораторная работа№12 «Исследование зависимости
угла отражения от угла падения».
Плоское зеркало.
Преломление света. Закон преломления света.
Лабораторная работа№13 «Исследование зависимости
угла преломления от угла падения света».
Линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение.
Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного
расстояния собирающей линзы. Получение изображения
при помощи линзы».
Повторительно-обобщающий урок по теме «Световые
явления.
Контрольная работа №5 «Световые явления».
Повторение курса физики 8 класса.
Итоговая контрольная работа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

9 класс
№
Тема
п/п
1 Инструктаж по ТБ на уроках физики.
Материальная точка. Система отсчета.
2 Перемещение. Определение координаты движущегося
тела.
3 Перемещение при прямолинейном равномерном
движении.
4 Решение задач по теме «Перемещение при
прямолинейном равномерном движении».
5 Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
6 Скорость прямолинейного равноускоренного движения.
График скорости.
7 Решение задач по теме «Прямолинейное
равноускоренное движение».
8 Перемещение тела при прямолинейном
равноускоренном движении.
9 Перемещение тела при прямолинейном
равноускоренном движении без начальной скорости.
10 Решение задач по теме «Перемещение тела при
прямолинейном равноускоренном движении».
11 Лабораторная работа №1 «Исследование
равноускоренного движения без начальной скорости».
12 Самостоятельная работа по теме «Прямолинейное
равномерное и равноускоренное движение».
13 Относительность движения.
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Инерциальные системы отсчета. Первый закон
Ньютона. Решение задач по теме «Первый закон
Ньютона».
Второй закон Ньютона. Решение задач по теме «Второй
закон Ньютона».
Третий закон Ньютона. Решение задач по теме «Третий
закон Ньютона».
Решение задач по теме «Законы Ньютона».
Свободное падение тел.
Движение тела, брошенного вертикально вверх.
Невесомость.
Решение задач по теме «Свободное падение тел».
Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения
свободного падения».
Закон всемирного тяготения.
Ускорение свободного падения на Земле и других
небесных телах.
Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения».
Самостоятельная работа по теме «Законы Ньютона.
Закон всемирного тяготения».
Прямолинейное и криволинейное движение.
Движение тела по окружности с постоянной по модулю
скоростью.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Срок

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

39

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

60
61
62

Искусственные спутники Земли.
Решение задач по теме «Движение тела по окружности».
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Решение задач по теме «Импульс тела. Закон
сохранения импульса».
Реактивное движение. Ракеты.
Выводы закона сохранения механической энергии.
Повторение и обобщение по теме «Законы
взаимодействия и движения тел».
Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и
движения тел».
Колебательное движение. Свободные колебания.
Величины, характеризующие колебательное движение.
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости
периода колебаний пружинного маятника от массы
груза и жесткости пружины».
Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости
периода и частоты свободных колебаний нитяного
маятника от его длины».
Гармонические колебания.
Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Резонанс.
Самостоятельная работа по теме «Механические
колебания».
Распространение колебаний в среде. Волны.
Длина волны. Скорость распространения волн.
Источники звука. Звуковые колебания.
Высота, тембр и громкость звука.
Распространение звука. Звуковые волны.
Отражение звука. Звуковой резонанс.
Повторение и обобщение по теме «Механические
колебания. Звук».
Контрольная работа по теме «Механические колебания.
Звук».
Магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного
поля.
Обнаружение магнитного поля по его действию на
электрический ток. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля.
Магнитный поток.
Решение задач по теме «Индукция магнитного поля».
Решение задач по теме«Магнитный поток».
Явление электромагнитной индукции. Направление
индукционного тока. Правило
Ленца.
Направление индукционного тока. Правило
Ленца.
Лабораторная работа №5 «Изучение явления
электромагнитной индукции».
Явление самоиндукции.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90

91
92
93
94
95
96

Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле.
Электромагнитная индукция».
Получение и передача переменного электрического
тока. Трансформатор.
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны.
Колебательный контур. Получение электромагнитных
колебаний.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света.
Преломление света. Физический смысл показателя
преломления.
Дисперсия света. Цвета тел.
Типы оптических спектров.
Поглощение и испускание светаатомами.
Происхождение линейчатых спектров.
Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и
линейчатых спектров испускания».
Повторение и обобщение по теме «Электромагнитное
поле».
Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».
Радиоактивность. Модели атомов.
Радиоактивные превращения атомных ядер.
Экспериментальные методы исследования частиц.
Открытие протона и нейтрона.
Состав атомного ядра. Ядерные силы.
Энергия связи. Дефект масс.
Деление ядер урана. Цепная реакция.
Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома
урана по фотографии треков».
Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных
частиц по готовым фотографиям».
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии
атомных ядер в электрическую энергию.
Атомная энергетика.
Биологическое действие радиации. Закон
радиоактивного распада.
Термоядерная реакция.
Семинар по теме «Ядерный реактор. Преобразование
внутренней энергии атомных ядер в электрическую
энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие
радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная
реакция.
Лабораторная работа №9 «Измерение естественного
радиационного фона дозиметром».
Повторение и обобщение по теме «Строение атома и
атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».
Контрольная работа по теме «Строение атома и
атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».
Состав, строение и происхождение солнечной системы.
Большие планеты солнечной системы.
Малые тела солнечной системы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

97
98
99
100
101
102
103
104
105

Строение, излучения и эволюция солнца и звезд.
Строение и эволюция вселенной.
Повторение и обобщение по теме «Строение и
эволюция вселенной».
Контрольная работа по теме «Строение и эволюция
вселенной».
Обобщение и повторение курса физики 9 класса.
Обобщение и повторение курса физики 9 класса.
Обобщение и повторение курса физики 9 класса.
Обобщение и повторение курса физики 9 класса.
Итоговая контрольная работа за 9 класс.

1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».