Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к основной общеобразовательной программе образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 6», утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года Адаптированная рабочая образовательная программа по музыке основного общего образования (5-8 классы) для детей с задержкой психического развития Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Музыка» на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено 140 часов. Из них 35 часов в 5 классе, 35 часов в 6 классе, 35 часов в 7 классе, 35 часов в 8 классе, из расчета 1 учебный час в неделю в 5 классе, 1 час в 6 классе, 1 час в 7 классе, 1 час в 8 классе. Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Музыка» Личностные УУД: - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке; - совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; - овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности; - сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; - понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; - осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог; - уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира. Регулятивные УУД: - самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; - совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; - саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; - развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; - сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; - приобретение навыков работы с сервисами Интернета. Познавательные УУД: - стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию особенностей их музыкального языка; - формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона; - расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; - идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; - применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Коммуникативные УУД: - передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; - инициирование взаимодействия в группе, коллективе; - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; - самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов. Информационные УУД: - владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет; - самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача; - ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию; - развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений; - применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета; - увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ; - осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры. 5 класс Содержание учебного предмета Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА» Музыка рассказывает обо всем.-1ч. Древний союз.-3 ч. Истоки. Искусство открывает мир. Искусства различны, тема едина. Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА Слово и музыка -4 ч. Два великих начала искусства. «Стань музыкою, слово!» Музыка «дружит» не только с поэзией. «Древний союз», «Слово и музыка» Песня -3ч. Песня — верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Романс -2ч. Романса трепетные звуки. Мир человеческих чувств. Хоровая музыка -3ч. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка. «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» Опера -2ч. Самый значительный жанр вокальной музыки. Из чего состоит опера. Балет -2ч. Единство музыки и танца. «Русские сезоны» в Париже. Музыка звучит в литературе -2ч. Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе. Искусство исполнительской интерпретации в музыке-2ч. Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Образы живописи в музыке -2ч. Живописность искусства. «Музыка — сестра живописи». Музыкальный портрет-1ч. Пейзаж в музыке -2ч. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторовимпрессионистов. «Музыкальная живопись» сказок и былин.-3ч. Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Музыка в произведениях изобразительного искусства -2ч. Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»-1ч. 6 класс Содержание учебного предмета Тема года: «В чем сила музыки?» (34ч) Урок 1. «Музыка души» (1ч) Музыка - она везде и нигде, она в нас живёт и в нас умирает. Музыка задевает струны нашей души. Музыка - гармония нашей души. Как влияет музыка на настроение? Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальное воплощение. Музыка как часть духовного опыта человечества «Тысяча миров» музыки (7ч) Урок 2. Наш вечный спутник (1ч) Музыкальные фантазии. Симфония - жанр симфонической инструментальной музыки; музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Особенности музыки различных эпох Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека). Урок 3. Искусство и фантазия (1ч) Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере Вальса-фантазии М. Глинки). Урок 4. Искусство – память человечества (1ч) Виды оркестров: духовой, симфонический, народных инструментов и др. Оркестр – многочисленный инструментальный ансамбль, коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение. Как в произведениях искусства воплощена память человечества (обсуждение примеров) Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры. Урок 5. В чем сила музыки. (1ч) Многообразие мира музыки. Музыка эпохи Средневековья - период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток примерно с V по XIV века н. э. Особенности музыки различных эпох. Музыкальная культура нового типа Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Урок 6. Волшебная сила музыки (1ч) Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Разнообразие вокальной, вокально- инструментальной, камерной, симфонической и сценической музыки. Инструментальная музыка. Вокальная музыка. Музыкальное произведение представляет собой единство содержания и формы. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси. Урок 7-8. Музыка объединяет людей (2ч) Воздействие музыки на общество и на каждого человека в отдельности. Музыка может объединять людей разных народов. Музыкальная картина современного мира. Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мир через музыкальные формы и образы Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена. КАК СОЗДАЁТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (26ч) Урок 9. Единство сторон музыкального произведения (1ч) Особенности музыкального искусства (средства музыкальной выразительности: мелодия, тембр, ритм, лад и др.). Виды ритмов. Ритмический рисунок танцев мазурки, вальса. Единство содержания и формы в классической музыке. С чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Ритм (6ч) Урок 10. Вначале был ритм (1ч) Ритм в музыке - неразмеренное соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях посредством ритма. Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм — изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия — коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»). 1. Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства Урок 11-12. О чём рассказывает музыкальный ритм (2ч) Ритм. Обозначение длительностей. Основное деление. Овал. Штиль. Такт. Тактовая черта. Ритмический рисунок может характеризовать музыкальные жанры (марш, вальс, мазурка, полька и т. п.). Музыкальный темп. Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена). Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля. Урок 13. Диалог метра и ритма (1ч) Метр в музыке - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые, сложные, смешанные. Метрические акценты. Метроном (слушание, анализ). Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена. Урок 14-15. От адажио к престо (2ч) Темп, характер музыкального произведения, их зависимость. Adagio (итал.) медленно, спокойно. Значение: медленный темп исполнения музыкальной пьесы (либо её части). Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова). Мелодия (3ч) Урок 16. «Мелодия – душа музыки» (1ч) Интонационная и временная основы музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности: мелодия. Определение (выявление) роли мелодии в музыке. Музыкальные понятия темп, характер. Назначение метронома. Мелодия – основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия — важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта. Урок 17. «Мелодией одной звучат печаль и радость» (1ч) Интонационная и временная основы музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности: мелодия. Определение (выявление) роли мелодии в музыке. Музыкальные понятия темп, характер. Назначение метронома. Мелодия - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта). Урок 18. Мелодия «угадывает» нас самих (1ч) Средства музыкальной выразительности: регистр. Регистром называют часть музыкального диапазона инструмента или голоса, отличающуюся характерной звуковой окраской. Слово «диапазон» означает «через все», в музыке - «через все звуки» Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик). Гармония (4ч) Урок 19. Что такое гармония в музыке (1ч) Круг интонаций, выражающих внутренний мир человека и восприятие им окружающего мира. Гармония в музыке и окружающем нас мире. Гармония - соразмерность, согласованность. Гармония (от греч. harmozo — приводить в порядок) - согласие, благополучие. В более узком смысле гармония - учение об аккордах и их связях. Гармонией, или аккордами, называется соединение трех или более различных звуков по терциям. Гармония - одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов. Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Урок 20. Два начала гармонии (1ч) Особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Знакомство с различными фактурами на примере музыкальных произведений. Чтение и обсуждение стихотворений Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе», И. Гейне «Радость и горе». Рассматривание и обсуждение картин: Ван Гог. «Автопортрет»; неизвестный автор XIX в. «Парусник». Состав симфонического оркестра. Понятия «гармония» и «дисгармония» в музыке и жизни. С помощью обычных музыкальных звуков, красок, слов можно передать всю гармонию (дисгармонию) мира и состояния человека. Гармония выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта. Урок 21. Эмоциональный мир музыкальной гармонии (1ч) Искусство - это торжество гармонии и единство истины, добра и красоты. Эмоциональный строй высшей сферы в музыке сопровождается переживанием огромной величественности мира, освещенного красотой и добром. В творчестве В.-А. Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Изобразительные (выразительные) возможности гармонии необычайно велики, крайне разнообразны и выступают в их синтезе. Закон гармонии – эстетическое единство в рганизации изобразительного материала. Инструментальный состав оркестров. В музыке важнейшую роль играет сочетание чувства гармонии, творческого подхода и технологического (исполнительского) мастерства Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».) Урок 22. Красочность музыкальной гармонии (1ч) Дисгармония в музыке как средство выразительности. Дисгармония в музыке отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, несозвучность. Гармония как средство координации музыкальной ткани. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Тональность. Знакомство с ладом. Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальнаягармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения. Полифония (2ч) Урок 23. Мир образов полифонической музыки (1ч) «…Обращение к полифонии можно только приветствовать, потому что возможности многоголосия практически безграничны. Полифония может передать все: и размах времени, и размах мысли, и размах мечты, творчества». (Д. Д. Шостакович.) Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Полифония (от греч. многочисленный и звук) - многоголосие, наука о многоголосной музыке. Полифония - склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодий (голосов). Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»). Урок 24. Философия фуги (1ч) Фуга - одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы. Подголосочная полифония. Имитационная полифония. Контрастно-полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя, Хиндемита, Шостаковича, Стравинского. Канон форма, в которой тема звучит сначала в одном голосе, а потом в другом без изменений. Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Фактура (2ч) Урок 25. Какой бывает музыкальная фактура (1ч) Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 — 100). Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. Урок 26. Пространство фактуры (1ч) Окраска звучания. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство и фактура. Фактура - строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д. Фактура (лат. facluro - обработка) - склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. Элементы фактуры - это то, из чего она складывается – мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и др. Музыкальная фактура имеет свои свойства, отвечающие за ее эмоциональное содержание: вопервых, это расположение музыки по регистрам (то есть по высотной оси), вовторых, во времени. Это конкретный звуковой облик произведения. Что выражает музыка С. Рахманинова, Ж. Бизе? Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Тембры (2ч) Урок 27. Тембры – музыкальные краски (1ч) Тембры – музыкальная краска. Соло и тутти. Тембр - характерная окраска звука, голоса или инструмента. Роль тембра в музыке. Как композиторы учитывают роль тембра в инструментовках своих сочинений Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха). Урок 28. Соло и тутти (1ч) Тембры – музыкальная краска. Соло и тутти. Тембр - характерная окраска звука, голоса или инструмента. Роль тембра в музыке. Как композиторы учитывают роль тембра в инструментовках своих сочинений. Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова). Динамика (2ч) Урок 29. Громкость и тишина в музыке (1ч) Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Динамика, оттенки динамики. Динамика - сила, громкость звучания. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития») Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»). Урок 30. Тонкая палитра оттенков (1ч) Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Динамика, оттенки динамики. Динамика - сила, громкость звучания. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»). Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана). Чудесная тайна музыки (2ч) Урок 31-32. По законам красоты (2ч) Вечные темы в художественных образах музыки, изобразительного искусства и литературы. Программная инструментально-симфоническая музыка: характеристика особенностей музыкального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира человека Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовныхзапросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты. Урок 33. В чём сила музыки (заключение) (1ч) Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков: постановки и развития голоса, усвоения содержания хорового и сольного репертуара, исполнения различных ритмических рисунков (в т. ч. синкопы), связного, плавного пения. Подведение итогов работы за учебный год Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?». Урок 34. Музыка радостью нашей стала (концерт) (1ч) Свойства музыкального звука: высота, громкость, тембр, длительность. Многообразие мира музыки. Простейшее музицирование на инструментах. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, гармония, лад, тембр, фактура, динамика. Характеристика особенностей музыкального язык. 7 класс Содержание учебного предмета Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч) Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-деде, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений. Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч) Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений. Содержание рабочей программы предмета «Музыка» 8 класс Тема года: «Традиции в музыке. Музыка как часть духовной культуры человека» (35 часов) 1. Раздел: « Музыка «старая» и «новая»». (2 часа) 1.Настоящая музыка не бывает «старой» (1 час) Главная тема года – «Традиция и современность в музыке»; её осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями. Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времён и поколений. Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое» и «новое» применительно к искусству. Музыкальный материал: Х. Родриго. «Пастораль» (слушание); Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть, фрагмент (слушание); А. Островский, стихи О. Острового. «Песня остаётся с человеком» (пение). Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Осмысление пройденных и новых произведений с точки зрения их взаимодействия с историей музыки, историей человеческой мысли, с вечными проблемами жизни. Вечные истоки (темы) искусства. Понятие «история» в искусстве. Настоящая музыка не бывает «старой», она созвучна душе человека, в которой заключена великая и непостижимая тайна бессмертия (В. Моцарт Симфония №40). 2. Живая сила традиции (1 час) Традиции в музыке. Связь музыкальных произведений с прошлым, памятью культуры. Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Художественный материал: Литература. А. Пушкин. «Борис Годунов», фрагмент. Живопись И. Билибин. «Келья в Чудовом монастыре» Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». Музыка М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание); Т. Хренников, стихи М. Матусовского. «Московские окна» (пение). 2. Раздел: «Сказочно-мифологические темы» - 3 часа Искусство начинается с мифа (К. Глюк фр-ты из оперы «Орфей и Эвридика»; А. Журбин фр-ты из рок-оперы «Орфей и Эвридика»). Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. Поэма радости и света: К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Заключительный урок по теме «Сказочномифологические темы». Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках. Сочетание реального и вымышленного в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Влияние сказочно-мифологической темы на музыкальный язык оперы. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка», из оперы «Садко» (слушание); Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Песня о земной красоте (пение). Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма). Музыкальный материал: И. Стравинский. «Весенние гадания», «Пляски щеголих», из балета «Весна священная» (слушание); Л. Квинт, стихи В. Кострова. «Здравствуй, мир» (пение). К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги. Утончённость выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения. Музыкальный материал: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», фрагмент (слушание); В. Чернышев, стихи Р. Рождественского. «Этот большой мир», из кинофильма «Москва-Кассиопея» (пение). Тест. 3. Раздел: «Мир человеческих чувств» - (5 часов) Музыка - выражение эмоционального мира человека. Образы радости в музыке (Н. Римский-Корсаков хороводная песня Садко из оперы «Садко».). «Мелодией одной звучат печаль и радость» (В. Моцарт Концерт №23 для ф-но с оркестром I, II, III ч.; С. Рахманинов «Здесь хорошо…»; Д. Шостакович «Бессмертие»). «Слёзы людские, о слёзы людские…» (П. Чайковский «Болезнь куклы»; Р. Шуман «Порыв»). Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (Л. Бетховен соната№14 для ф-но I ч.). Тема любви в музыке. П. Чайковский «Евгений Онегин». М. Трагедия любви в музыке (Р. Вагнер вступление к опере «Тристан и Изольда».). Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен увертюра «Эгмонт». Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко из оперы «Садко» (слушание); В. А.Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру» (пение). Изменчивость музыкальных настроений и образов – характерная особенность музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы – Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта. Музыкальный материал: В. А.Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание); Б. Окуджава. «Песня о Моцарте» (пение). Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грёзы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана). Чувства одиночества, неразделённой любви, воплощённые в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души». Музыкальный материал: П. Чайковский. «Болезнь куклы», из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман «Грезы», из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано, I часть (слушание); А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду», из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение). Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма. Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти только на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства. Воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения. Музыкальный материал: П. Чайковский. Сцена письма из оперы «Евгений Онегин», фрагмент (слушание); Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание); А. Макаревич. «Пока горит свеча» (пение). Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении. Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена. Музыкальный материал: Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание); В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль» (пение). Понятия путь и дорога,. как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель». Музыкальный материал: Г. Свиридов. «Тройка», из оркестровой сюиты «Метель» (слушание); К. Кельми, стихи А. Пушкиной. «Замыкая круг» (пение). Тест. 4. Раздел: «В поисках истины и красоты» - (3 часа) Мир духовной музыки (М. Глинка «Херувимская песнь»). Колокольный звон на Руси (М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина», Пролог из оперы «Борис Годунов»; С. Рахманинов «Колокола» №1). От Рождества до Крещения (П. Чайковский «Декабрь. Святки»; Н. Римский-Корсаков «Колядные песни» из оперы «Ночь перед Рождеством»). «Светлый праздник». Православная музыка сегодня (Н. Римский-Корсаков увертюра «Светлый праздник»; Р. Щедрин «Запечатленный ангел» №1). Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы – авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь». Музыкальный материал: М. Глинка. «Херувимская песнь» (слушание); Д. Бортнянский. «Тебе поем», из «Трёхголосной литургии» (пение); гимн «Достойно есть», русское песнопение (пение). Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского. Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С. Рахманинова. Музыкальный материал: М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» (слушание); Пролог из оперы «Борис Годунов», фрагмент (слушание); С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра, фрагмент (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Колокола» (пение). Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты). Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Художественный материал: Поэзия В.Жуковский. «Светлана», фрагмент. Н. Гоголь. «Ночь перед Рождеством», фрагмент. Живопись Н. Кожин. «Святочное гадание»; Н. Пимоненко. «Святочное гадание»; К. Трутовский. «Колядки в Малороссии». Музыка А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш» (слушание); П. Чайковский. «Декабрь. Святки», из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); украинская щедривка «Небо ясне» (пение). Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник», фрагмент (слушание); «Запечатленный ангел» № 1, фрагмент (слушание); М. Парцаладзе. стихи Е. Черницкой. «Христос воскрес» (пение). Итоговый тест. 5. Раздел: «О современности в музыке» - (4 часа) Трактовка понятия современность в музыке. Новые темы в искусстве начала ХХ века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о желеэе»). Художественный материал: Поэзия М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты. Музыка А. Онеггер, Пасифик 231. Фрагмент(слушание); М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Попутная песня (пение) Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке ХХ века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения. Музыкальный материал: А. Хачатурян; Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак» (слушание); М.Дунаевский, стихи Ю. Рялиинцееа. Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера» (пение) 6. Раздел: Обобщающий урок по теме года «Традиции и современность в музыке» - (1 час) Подведение итога. «Вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства. Тест. Музыкальная викторина. 7. Раздел «Что такое музыка сегодня» (5 часов) О понятии «Современная музыка». Г. Канчели Симфония №6, I часть. Почему и как меняется музыка. Г. Свиридов Поэма «Отчалившая Русь»; Б. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром I часть. О неизменном в музыке. Б. Чайковский Концерт для кларнета и камерного оркестра I часть; А. Караманов «Ave Maria». «Новая» жизнь «старой» музыки. Ф. Шуберт Симфония №8 «Неоконченная» I часть. Виды музыки в современном мире. Полисемичность понятия «современная музыка». Тема утраченной гармонии в современной музыке (на примере Симфонии № 6 Г. Канчели). Музыкальный материал: Г. Канчели. Симфония №6. I часть, фрагменты (слушание); А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» (пение). Эволюционные процессы в музыке как следствие эволюции в окружающем мире. Образы ушедшего прошлого в произведениях искусства (на примере стихотворения Д. Самойлова «Двор моего детства» и вокальной пьесы Г. Свиридова «По-осеннему кычет сова»). Художественный материал: Поэзия Д. Самойлов. «Двор моего детства». Музыка Г. Свиридов. «По-осеннему кычет сова», из поэмы для баритона и фортепиано «Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина (слушание); В. Высоцкий «Песня о друге» (пение). Живопись Е. Куманьков. «У Сивцева Вражка»; «Петровские ворота»; «Последние дни»; «Гнездниковский переулок»; В. Семенов. «Шарманщик». Воплощение красоты и гармонии в музыке ХХ века (на примере I части концерта для кларнета и камерного оркестра Б. Чайковского). Преходящее и неизменное в искусстве (на примере стихотворения Р. Гамзатова «Вернулся я...»). Художественный материал: Музыка Б. Чайковский. Концерт для кларнета и камерного оркестра. I часть (слушание); К. Кельми «Замыкая круг» (пение). Поэзия Р. Гамзатов. «Вернулся я...» «Старая» музыка в условиях духовных запросов нашего современника. Новые варианты интерпретаций «старых» произведений (на примере I части «Неоконченной» симфонии Ф.Шуберта). Музыкальный материал: Ф. Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная», I часть, экспозиция (слушание); Е. Крылатов «Будь со мной» (пение). Многообразие стилей и жанров в области академической и массовой музыки XX века. Знакомство с некоторыми из них и их обсуждение. Музыкальный материал: по выбору учащихся. Тест, синквейн. 8. Раздел: «Человек в музыке» - (5 часов) «Искусство – это твой собственный голос». Музыка и музицирование. О любительской музыке. Ш. Гуно фрагменты из оперы «Фауст»; Р. Щедрин «Весёлый марш монтажников-высотников». Авторская песня и её герой. Песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Кима. Рок-музыка и её герой. Фрагменты песен рок-групп. О разности вкусов. Любительское пение как форма самовыражения человека. Коллективное обсуждение вопросов, связанных с любительским пением. Музыкальный материал: Примеры вокальной музыки (слушание); Е. Крылатов «Будь со мной» (пение). Облагораживающая роль музицирования в жизни людей. Различные виды музицирования. Домашние концерты как средство досуга, как воплощение душевного единения семьи, друзей. Различные культуры музицирования. Жанры и жанровые разновидности «прошлой» и современной любительской музыки. Вторая половина XX века - период расцвета любительской песни (репертуар, тематика, обстановка исполнения). Художественный материал: Литература М. Булгаков. «Белая гвардия», фрагмент. Музыка Ш. Гуно. Каватина Валентина; Куплеты Мефистофеля, из оперы «Фауст» (слушание); Романс «Когда на него ты глядишь» (в исполнении В. Паниной, слушание); А. Дольский. «Исполнение желаний» (слушание, участие в исполнении); Р. Щедрин. «Веселый марш монтажников-высотников», из кинофильма «Высота» (слушание). Отличительные особенности авторской песни (время возникновения, лирическая и гражданская направленность, соотношение стихов и музыки). Кто был создателем авторской песни. Авторская песня как социальное явление. «Осуществление» идеологических противоречий советского времени в произведениях искусства. Образ героя авторской песни; его приоритеты и ценности. Музыкальный материал: В. Высоцкий. «Песня о друге», из кинофильма «Вертикаль» (слушание, участие в исполнении); Б. Окуджава. «Песенка об Арбате» (слушание, участие в исполнении); «Настоящих людей так немного» (слушание, участие в исполнении); А. Галич. «Я в путь собирался всегда налегке» (слушание, участие в исполнении). Революционное значение рок-музыки в массовой музыкальной культуре. Черты общности и отличия авторской песни и рок-песни. «Битлз» и «битломания». Современные направления рок-музыки. Образ героя рок-песни. Музыкальный материал: Песни из репертуара группы «Битлз»: «Мишель»; «Вчера»; «Земляничные поляны»; «Помогите!» (слушание); А. Макаревич. «Однажды мир прогнётся под нас» (слушание); Ю. Шевчук. «Родина»; «Осень» (слушание); В. Цой. «Хочу перемен»; «Звезда по имени солнце» (пение). Музыкальные вкусы человека, формируемые временем, в котором он живёт. Несовпа-дения, конфликты музыкальных интересов и предпочтений между различными поколениями; причины этого явления, пути преодоления взаимных непониманий. Музыкальный материал: Повторение пройденного. Ю. Шевчук «Родина» (пение). Тест, музыкальная викторина. 9 раздел: «Новые музыкальные взаимодействия» - (6 часов) О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: история. М. Глинка «Не искушай меня без нужды»; И. Штраус «Сказки Венского леса». О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность. Музыка к кинофильмам А. Эшпая, Т. Хренников и др. Стилевые взаимодействия. А Шнитке «Серенада»; А. Вивальди «Бури» из «Времён года» (исп. В. Мэй); Ф. Меркьюри «Exercises in Free Love». Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище. Фрагменты произведений В. Моцарта, Н. Паганини; рок-группа Rammstein «Солнце»; видеофрагменты различных исполнителей. Музыкальная сцена сегодня. А. Пярта «Коллаж на тему BACH». Выход за пределы сцены. Г. Гендель «Музыка на воде»; Дж. Пуччини фрагмент из оперы (в исполнении Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса). Музыка – целый мир. Р. Вагнер Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (в исполнении «Оркестра мира»). «Лёгкая» и «серьёзная» музыка в творчестве композиторов прошлых столетий (на примере творчества М. Глинки и И. Штрауса). Понятие «музыкальный шлягер». Интонационные особенности некоторых музыкальных жанров, размывающие границы музыкального академизма. Музыкальный материал: М. Глинка «Не искушай меня без нужды»; И. Штраус «Сказки Венского леса» (слушание); А. Якушев «Вечер бродит» (пение). Размежевание и сближение «лёгкой» и «серьёзной» музыки в отечественной музыкальной культуре XX-XXI веков. Обращение композиторов-академистов к киномузыке (на примере творчества Д. Шостаковича, А. Эшпая, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Г. Канчели). Критерии оценки «лёгкой» и «серьёзной» музыки. Музыкальный материал: Музыка к кинофильмам А. Эшпая, Т. Хренников и др (слушание); Д. Шостакович «Песня о встречном» (пение). Различные виды стилевых взаимодействий в музыкальном искусстве XX начала XXI века. 1. Полистилистика в творчестве композиторов академического направления (на примере Серенады А. Шнитке). 2. Слияние академической и массовой музыки в современных аранжировках (на примере творчества В. Мэй). 3. Синтез различных музыкальных культур в условиях современной концертной жизни (на примере дуэта М. Кабалье и Ф. Меркьюри). Музыкальный материал: А Шнитке «Серенада»; А. Вивальди «Бури» из «Времён года» (исп. В. Мэй); Ф. Меркьюри «Exercises in Free Love» (слушание); М. Минков «Старый рояль» (пение). Различные формы концерта; особенности его составного характера. Синтетическая природа концерта, ориентированная одновременно на слуховое и зрительное восприятие. Музыкально-визуальное выражение в лазерном шоу «В ожидании Кусто» Ж. М. Жарра. «Жанровая мозаика» в кукольном спектаклепародии «Необыкновенный концерт». Коллективное обсуждение вопроса: «Роль композитора и исполнителя во время проведения концерта». Музыкальный материал: Ж. М.Жарр. «В ожидании Кусто», фрагмент (слушание); музыкальные фрагменты из кукольного спектакля «Необыкновенный концерт» (слушание); рок-группа Rammstein «Солнце» (слушание); А. Пахмутова «Как молоды мы были» (пение). Взаимосвязь между содержанием концерта и местом его проведения. Характер концерта в расчёте на состав аудитории. Специфика «синтетических» концертов (на примере «Декабрьских вечеров» в ГМИИ им. А. С. Пушкина). Художественный материал: Живопись Д. Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты»; П. Пикассо. «Портрет инфанты Маргариты» (по Веласкесу). Музыка А. Пярта «Коллаж на тему BACH» (слушание); А. Пахмутова «Как молоды мы были» (пение). Концерты на открытом воздухе. Сближение «лёгкой» и «серьёзной» музыки в условиях демократизации концертной жизни: музыка на стадионах. Музыкальный материал: Г. Гендель «Музыка на воде»; Дж. Пуччини фрагмент из оперы (в исполнении Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса) (слушание); О. Митяев «Как здорово» (пение). Роль музыки в духовной жизни человека. «Оркестр мира» как выражение межнационального единства музыкальной культуры. Музыкальный материал: Р. Вагнер Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (в исполнении «Оркестра мира») (слушание); И. Грибулина «Прощальная» (пение). 10. Раздел: Обобщающий урок по теме года «О современности в музыке» (1 час) Разнообразие современной музыки с присущим ей множеством стилей и направлений, главная задача которой пробуждать в человеке лучшие, возвышенные чувства. Она призвана нести в мир гармонию и смысл. Тест, музыкальная викторина. Диагностика мотивационного компонента музыкальноэстетических вкусов. Музыкальный материал: по выбору учащихся Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 5 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Наименование разделов тем Тема года: «Музыка и другие виды искусства» Музыка рассказывает обо всём Древний союз Истоки Искусство открывает мир Искусства различны, тема едина Часть первая. Музыка и литература Слово и музыка Два великих начала искусства «Стань музыкою, слово!» Музыка «дружит» не только с поэзией Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» Песня Песня - верный спутник человека Мир русской песни Песни народов мира Романс Романса трепетные звуки Мир человеческих чувств Хоровая музыка Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме Что может изображать хоровая музыка Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» Опера Самый значительный жанр вокальной музыки Из чего состоит опера Балет Единство музыки и танца «Русские сезоны» в Париже Музыка звучит в Музыкальность слова литературе Музыкальные сюжеты в литературе Искусство исполнительской интерпретации в музыке Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство Образы живописи в Живописность искусства музыке «Музыка - сестра живописи» Музыкальный портрет Пейзаж в музыке Образы природы в творчестве музыкантов «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов «Музыкальная Волшебная красочность музыкальных сказок живопись» сказок и Сказочные герои в музыке былин Тема богатырей в музыке Музыка в произведениях Что такое музыкальность в живописи изобразительного «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия» искусства Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства» Всего часов Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 Срок Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.6 класс № урока Тема Количе ство часов 1 «Музыка души» 1 2 Наш вечный спутник 1 3 Искусство и фантазия 4 Искусство-пямять человека В чем сила музыки 5 6 1 Волшебная сила музыки 1 1 Музыка объединяет людей 2 9 Тысяча миров музыки 1 10 Как создается музыкальное произведение. Единство сторон музыкального произведения Ритм. Вначале был ритм О чём рассказывает музыкальный ритм 1 7-8 11 12 13,14 15 Диалог метра и ритма 1 1 2 1 16 От адажио к престо 1 17 Мелодия. «Мелодия – душа музыки» «Мелодией одной звучат печаль и радость» 1 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Мелодия «угадывает» нас самих Гармония Что такое гармония в музыке Два начала гармонии Эмоциональный мир музыкальной гармонии Красочность музыкальной гармонии Полифония Мир образов полифонической музыки Философия фуги Фактура Какой бывает музыкальная фактура Пространство фактуры Тембры Тембры – музыкальные краски Соло и тутти Динамика Громкость и тишина в музыке Тонкая палитра оттенков Чудесная тайна музыки По законам красоты В чём сила музыки (заключение) Музыка радостью нашей стала (концерт) Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 часов Срок Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.7 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Тема урока Особенности драматургии сценической музыки (17 ч) Классика и современность. В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Патриотизм в музыке. Опера «Иван Сусанин». Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера Опера «Князь Игорь. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. В музыкальном театре. Балет «Ярославна». Героические образы в русской музыке. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Опера «Порги и Бесс». Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. Всенощное бдение. Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Главные образы. Творческие работы учащихся. Урок-концерт Музыка к драматическому спектаклю. Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч.) Музыкальная драматургия - развитие музыки Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке. Циклические формы инструментальной музыки. Соната. Соната. Сонатная форма. Соната в творчестве великих композиторов: Бетховен. Моцарт. Симфоническая музыка.Жанр симфонии. Симфония №103 Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для клавира с оркестром В.А Моцарта Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина». Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Срок 34 Музыка народов мира. 1 35 Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. Творческие работы учащихся. Урок-концерт Итого 1 35 часов Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.8 класс № Тема Количество часов «Традиции в музыке»18 часов 1 2 Музыка «старая» и «новая». Настоящая музыка не бывает «старой». 1 Живая сила традиции. 1 Сказочно-мифологические Искусство начинается с мифа. темы Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». 3 Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. Обобщающий урок по теме «Сказочно-мифологические темы». 3 Мир человеческих чувств Образы радости в музыке. 5 «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной» Тема любви в музыке. Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. 4 В поисках истины и красоты «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. Колокольный звон на Руси. 3 Срок Рождественская звезда. От Рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. 5 О современности в музыке Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты 4 Философские образы ХХ века: Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов Новые области в музыке ХХ века 6 Обобщающий урок по теме Лирические года «Традиции в музыке» страницы советской музыки. 1 Диалог времен в музыке «О современности в музыке» 17 часов 7 Что такое музыка сегодня О понятии «Современная музыка». 5 Почему и как меняется музыка. О неизменном в музыке. Музыкальная среда. «Новая» жизнь «старой» музыки. Виды музыки в современном мире. 8 Человек в музыке «Искусство – это твой собственный голос». Музыка и музицирование. О любительской музыке. Авторская песня и её герой. Рок-музыка и её герой. О разности вкусов. 5 9 Новые музыкальные взаимодействия О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: история. 6 О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность. Стилевые взаимодействия. Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище. Музыкальная сцена сегодня. Выход за пределы сцены. Музыка – целый мир. 10 Обобщающий урок по теме года «О современности в музыке» Итого 1 35