Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городскогоокруга ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 6», утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года Адаптированная рабочая образовательная программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования (5-9 классы) для детей с задержкой психического развития Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основногообщего образования учебным планом школы отведено175 часов.Из них 35 часов в 5 классе, 35часов в 6 классе, 35 часов в 7 классе, 35 часов в 8 классе и 35 часов в 9 классе, из расчета 1 учебный час в неделю в 5 классе, 1 час в 6 классе, 1 час в 7 классе, 1 час в 8 классе и 1 час в 9 классе. Планируемые результаты освоенияОБЖ (5-9класс) (предмет) Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным,включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным,включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным,включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. 9. Личностные результатыосвоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Выпускник научится: классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно использовать бытовые приборы; безопасно использовать средства бытовой химии; безопасно использовать средства коммуникации; классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; безопасно применять первичные средства пожаротушения; соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном); классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; готовиться к туристическим походам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; добывать и очищать воду в автономных условиях; добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; подавать сигналы бедствия и отвечать на них; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; безопасно использовать средства индивидуальной защиты; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; определять состояния оказания неотложной помощи; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; классифицировать средства оказания первой помощи; оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; оказывать первую помощь при ушибах; оказывать первую помощь при растяжениях; оказывать первую помощь при вывихах; оказывать первую помощь при переломах; оказывать первую помощь при ожогах; оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; оказывать первую помощь при отравлениях; оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Выпускник получит возможность научиться: - безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; - классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; - готовиться к туристическим поездкам; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; - анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; - анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; - безопасно вести и применять права покупателя; - анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; - предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; - характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; - классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; - классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; - оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; - оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; - оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности; - оказывать первую помощь при коме; - оказывать первую помощь при поражении электрическим током; - использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернетресурсы и другие базы данных; - усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; - творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. Содержание ОБЖ (5-9класс) (предмет) Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира. Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности". Программа определяет базовое содержание по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения. На основе программы, курс "Основ безопасности жизнедеятельности", может быть выстроен как по линейному, так и по концентрическому типу. При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны дополнения с учетом местных условий и специфики обучения. Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает: - освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности; - понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения; - понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность; - понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; - понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; - освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков; - понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма; - освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; - освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; - освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим; - освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности; - освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; - освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты. - Освоение и понимание учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" направлено на: - воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; - развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; - формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека. Программа учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Межпредметная интеграция и связь учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" с такими предметами как "Биология", "История", "Информатика", "Обществознание", "Физика", "Химия", "Экология", "Экономическая и социальная география", "Физическая культура" способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени. Основы безопасности личности, общества и государства Основы комплексной безопасности Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу "Внимание всем!". Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током. Тематическое планирование 5 класс № Тема Количество п/п часов 1 Инструктаж по ТБ на уроках ОБЖ. 1 Введение. Необходимость изучения предмета ОБЖ. Символическое изображение правил ОБЖ. 2 За что «отвечают» системы органов. Организм человека 1 как единое целое. 3 Функции разных систем органов тела. Почему нужно 1 знать свой организм. 4 Как укреплять нервную систему. Выполнение правил 1 бережного отношения. 5 Как можно тренировать сердце Практическая работа №1 1 О чём рассказывает пульс. Тренировка сердца. 6 Укрепляем дыхательную систему Дыхательная система 1 человека, её функции и значение. 7 Питаемся правильно Питание школьника- подростка. 1 8 Первая помощь при отравлениях и пищевой аллергии. 1 9 Здоровье органов чувств Практическая работа №2. 1 10 Правила бережного отношения к органам чувств. 1 11 Проектная деятельность. Исследовательская 1 деятельность по темам: «Слух человека и животных. Сравнительная характеристика». 12 «Как сохранитьобоняние?», «Богатство вкусовых 1 ощущений. Как сохранить его?». 13 Здоровый образ жизни Факторы, влияющие на здоровье. 1 Организованность и здоровье. 14 Чистота — залог здоровья Гигиенические процедуры 1 младшего подростка. 15 Заболевания, вызванные отсутствием гигиены 1 (дизентерия, глисты, вши). 16 Движение — это жизнь Комплекс упражнений и игры 1 для поддержания двигательной активности. 17 «Закаливание» Закаливание — средство охраны и 1 укрепления здоровья. Программа и правила закаливания. 18 Подросток и компьютер Правила безопасного 1 пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление. 19 Повторение и обобщение пройденного. Контрольная 1 работа №1 Тест Что такое здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни. 20 Мой безопасный дом Поддержание чистоты и порядка в 1 доме, на рабочем месте. 21 Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные, 1 распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы). 22 Техника безопасности в доме. Контрольная работа №2 1 Тест Техника безопасности в доме. Срок 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Первая помощь при ушибах, отравлении клеем, его парами, газом и при поражении током. Дорога в школу и обратно Школьная жизнь начинается с дороги. Безопасная дорога от дома до школы. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Правила безопасности пешеходов. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Правила безопасного поведения пассажираи пешехода. Безопасная дорога Практическая работа №3 Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога. Правила поведения на дорогах и улицах. Школьник как пешеход и пассажир Школьник как пассажир. Правилаповедения пассажира разных видов транспорта. Общие правила школьной жизни. Ориентировка в школьных помещениях. Правила поведения в школе. Практическая работа №4. Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в столовой. Безопасное общение. Если в школе пожар. Контрольная работа №3 Тест Как вести себя, если в школе начался пожар. Правила эвакуации при пожаре. Итоговая контрольная работа. Повторение изученного в 5 классе. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 класс № Тема Количество п/п часов 1 Инструктаж по ТБ на уроках ОБЖ. 1 Введение. Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». 2 Необходимость изучения предмета ОБЖ. 1 Символическое изображение правил ОБЖ. 3 Подготовка к прогулке. 1 4 Выбор одежды и обуви с учётом сезона, состояния 1 погоды и степени подвижности игр. 5 Как вести себя на игровой площадке. 1 6 Меры безопасности при пользовании качелями, игровым 1 оборудованием и сооружениями на площадке, при езде на велосипеде. 7 Зимние игры, меры безопасного поведения Зимние 1 игры, безопасность при езде на санках- ледянках. 8 Учимся оказывать первую помощь. 1 9 Первая помощь при переломах. 1 10 Первая помощь при вывихах. 1 11 Встреча с животными. Проверочная работа №1 Тест 1 Собака не всегда друг Животные на игровой площадке. 12 Правила поведения при встрече с собакой. Первая 1 помощь при укусе собаки. Контрольная работа №1. 13 Ориентирование на местности по компасу. 1 Ориентирование на местности. 14 Что такое ориентир. Компас. Ориентирование по 1 компасу. 15 Ориентирование без компаса. 1 16 Ориентирование по Солнцу и часам, Полярной звезде, 1 местным признакам. 17 Измерение расстояния на местности. Практическая 1 работа№1. 18 Правила поведения во время прогулок и на экскурсии. 1 Общие правила поведения во время экскурсий в природу. 19 Правила поведения в экстремальных ситуациях (при 1 потере ориентиров на незнакомой местности и др.). Практическая работа№2. 20 Если встретилась опасность. 1 21 Правила поведения в экстремальных (аварийных) 1 ситуациях (потеря ориентировки, незнакомая местность и др.). 22 Опасные встречи (звери, насекомые, змеи). 1 23 Первая помощь при укусе насекомого, змеи, других 1 животных. 24 Какие змеи обитают в разных регионах нашей страны. 1 Опасность, которую представляют эти змеи. Правила поведения при встрече со змеёй. 25 Ядовитые растения и грибы. Определение ядовитых 1 растений и грибов по внешнему виду. 26 На водоёме. Правила поведения на водоёмах. 1 Срок 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Выбор и оценка местадля купания. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении. Оценка состояния льда для передвижения по нему в осеннее, зимнее и весеннее время. Переправачерез водные преграды. Проектная деятельность Чтобы экскурсия в природу была безопасной. Проектная деятельность Чтобы экскурсия в природу была безопасной. Контрольная работа №2 Тест. Итоговая контрольнаяработа. Повторение изученного в 6 классе. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 класс № Тема п/п 1 Инструктаж по ТБ на уроках ОБЖ. Введение. Характеристика понятий «жизнедеятельность», «безопасность», «здоровый образ жизни». 2 Ситуация, опасная для жизни», «чрезвычайная ситуация», «природная катастрофа», «техногенная катастрофа». 3 Любим ли мы туристские походы. Наше отношение к туристскому походу. 4 Какие походы нам известны и какие мы предпочитаем. 5 Правила организации безопасного туристского похода. 6 Подготовка к походу: подбор личного и группового снаряжения, продуктов. 7 Одежда и обувь для похода, требования к ним. 8 Правила упаковки рюкзака. Индивидуальная подгонка (регулировка) рюкзака. Спальный мешок. 9 Походная аптечка. Подготовка аптечки для похода. 10 Подбор лекарственных средств, инструментов и материалов для оказания первой помощи. 11 Лесная аптека. 12 Знакомимся с лекарственными растениями. Турист должен знать лекарственные растения. 13 Характеристика некоторых лекарственных растений данной местности: внешний вид, лечебные свойства, способ применения. 14 Режим дня в многодневном туристском походе. Режим дня в туристском походе. 15 Правила организации сна, отдыха, передвижения. 16 Походная еда. Организация питания в походе. 17 Правила, обеспечивающие безопасность питания в условиях похода. 18 Первая помощь пострадавшему в походе. Контрольная работа №1 Тест. 19 Первая помощь при потёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах. 20 Когда человек сам себе враг. Обстоятельства, при которых уподростков возникают вредные привычки. 21 Характеристика понятия «вредная привычка». 22 Негативное влияние вредных привычек на здоровье, самочувствие, успешность обучения и умственную деятельность подростка. 23 Вред алкоголя. 24 Результаты социологических исследований об употреблении алкоголя подростками. 25 Алкоголь — причина преступлений подростков и юношей. 26 Страницы истории: как относились наши предки к алкогольной зависимости. 27 Вред курения. Контрольная работа №2 Тест. 28 Курение наносит значительный вред организму. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Срок 29 30 31 32 33 34 35 Проектная деятельность Вредные и опасные привычки. Проектная деятельность Вредные и опасные привычки. О чём мы узнали за три года изучения курса ОБЖ? Чему научились? Что ещё хотим узнать. Обобщение пройденного. Контрольная работа №3 Тест. Итоговая контрольная работа Повторение изученного в 7 классе. 1 1 1 1 1 1 1 8 класс № Тема п/п 1 Инструктаж по ТБ на уроках ОБЖ. Почему человеку необходимы знания о безопасности жизни?Задачи предмета ОБЖ: расширение и углубление знаний о чрезвычайных ситуациях разного вида и характеристик. 2 Характеристика понятия «чрезвычайные ситуации», их классификация. Условия, при которых можно избежать или уменьшить отрицательные последствия. 3 Современная семья: типы и характеристика. Функции семьи. Условия благополучия детей в семье. 4 Влияние семьи на развитие ребёнка. Защита семьи и детей со стороны государства. 5 Государственные документы, государственные институты, определяющие формы и методы защиты семьи. 6 Репродуктивное здоровье подрастающего поколения. 7 Здоровый образ жизни. Контрольная работа №1 Тест Что такое здоровье? Условия физического здоровья. 8 Факторы, определяющие физическое здоровье человека. Физическая культура и здоровье. 9 Психическое здоровье человека, условия его сохранения. Критерии оценки. 10 Социальное здоровье как система отношений человека к окружающим людям, обществу и государству, а также к самому себе. Критерий социального здоровья. 11 Человек и окружающая среда. Проверочная работа №2 Тест. 12 Неблагополучная экологическая ситуация и зоны риска. Факторы неблагополучной экологической обстановки. 13 Негативное влияние хозяйственной деятельности человека. Источники загрязнения. 14 Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье органов чувств. Контрольная работа №2 Тест. 15 Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни. Проверочная работа №3 Тест. 16 Причины и последствия пожара. 17 Безопасность при использовании бытового газа, предметов бытовой химии. 18 Правила поведения при заливе квартиры. 19 Правила пользования электроприборами. 20 Компьютер и безопасное его использование. 21 Чрезвычайные ситуации в быту: утечка бытового газа, химические вещества. 22 Разумная предосторожность при выборе места игр и отдыха. Опасные игры. 23 Контрольная работа №3. 24 Современный транспорт и безопасность. 25 Транспорт в современноммире (функции, назначение, особенности, виды). Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Срок 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Чрезвычайные ситуации на дорогах. Правила езды велосипедиста. Опасные игры на дорогах: скейтбординг, бокинг, ВМХ и др. Опасные ситуации в метро. Авиакатастрофы, правила поведения на борту авиалайнера. Железнодорожные катастрофы. Зацепинг — опасная игра. Контрольная работа №4 Тест. Повторение изученного в 8 классе. Повторение изученного в 8 классе. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Тема ТБ на уроках ОБЖ. Безопасный отдых и туризм. Обеспечение безопасности в туристском походе. Объективные трудности туристского похода. Правила безопасности в турпоходе. График движения. Если турист отстал от группы. Туризм и экология окружающей среды. Безопасность в водном турпоходе. Узлы в турпоходе. Сигналы бедствия. Контрольная работа №1 Тест. Когда человек сам себе враг. Проверочная работа №2 Тест Почему подростки курят? Что можно обнаружить в табачном дыму? Физическое, психическое, эмоциональное состояние подросткакурильщика. Разрушение личности под влиянием наркомании. Игромания — вредная зависимость. Контрольная работа №2 Тест. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения. Проверочная работа №3 Тест. Краткая характеристика используемых в теме понятий. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Деятельность по предупреждению природных ЧС. Предупреждение распространения инфекции. Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. Общие правила при эвакуации. Природные чрезвычайные ситуации на территории России. Классификация природных ЧС. Предвестники ЧС. Особенности поведения во время различных природных ЧС. Последствия ЧС. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: причины возникновения и виды техногенных ЧС. Виды пожаров по признакам горения, месту распространения, времени начала тушения. Контрольная работа №3 Тест. Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации. Экстремизм, терроризм (характеристика понятий). Законодательство Российской Федерации о противодействии экстремизму, терроризму. Крайние проявления экстремизма. Поведение при обнаружении подозрительного бесхозного предмета; взятии в заложники, во время спецоперации по освобождению заложников; после взрыва в жилом доме. Контрольная работа №4 Тест. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Срок 34 35 Повторение изученного в 9 классе. Повторение изученного в 9 классе. 1 1