ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ФГОС ООО

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к основной
общеобразовательной программе образовательной программе
основного общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года

Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
(в соответствии с ФГОС ООО)
(5-7 классы)

Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Изобразительное
искусство» на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено 105
часов. Из них 35 часов в 5 классе, 35 часов в 6 классе, 35 часов в 7 классе, из расчета 1
учебный час в неделю в 5 классе, 1 час в 6 классе, 1 час в 7 классе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
•
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
 развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта

работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временно2й перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать

условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных
целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных
и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Выпускник получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Содержание программы
по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание
Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декор, человек, общество, время
Современное декоративное искусство
Всего

Кол-во часов
8
8
10
9
35

Содержание тем курса
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35 часов
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры
России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения
средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки
произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой
компетенции.
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА – 9ч
Тема 1. Древние образы в народном искусстве (1ч)
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки,
конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений
человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов,
как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как
знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далекими
предками.
Тема 2-3. Убранство русской избы (2ч)
Дом — мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос.
Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном
русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (подпол) —
подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлу- пень, полотенце, причелины,
лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном
убранстве русских изб.
Тема 4-5. Внутренний мир русской избы (2ч)
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского
дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна очи,
свет).Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и
др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их
в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
Тема 6. Конструкция и декор предметов народного быта (1ч)
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область
конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса
народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.Предметы народного
быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и
росписи. Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений
людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового,
утилитарного предмета в вещь- образ.
Тема 7.Русская народная вышивка (1ч)
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их
вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др.

Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная
выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери- земли, древа жизни и т. д.).
Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).
Тема 8. Народный праздничный костюм (1ч)
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский
комплекс (в основе — сарафан) и южнорусский (в основе па-нёва) комплекс женской
одежды. Рубаха — основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений
народного праздничного костюма в различных регионах России.Свадебный костюм. Формы
и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь
небесного, земного и подземноподводного миров, идеи плодородия в образном строе
народного праздничного костюма.Защитная функция декоративных элементов крестьянского
костюма. Символика цвета в народной одежде.
Тема 9. Народные праздничные обряды (обобщение темы) (1ч)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в
событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение
целостности мира, народное творчество в действии.Обрядовые действия народного праздника
(святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники), их символическое
значение.
СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ – 7ч
Тема 10.Древние образы в современных народных игрушках (1ч)
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы
(конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы,
росписи
глиняных
игрушек,
принадлежащих
к
различным
художественным
промыслам.Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя,
основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской
игрушек. Местные промыслы игрушек.
\
Тема 11. Искусство Гжели (1ч)
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для
отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью.
Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.Разнообразие и скульптурность посудных
форм, единство формы и декора.Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого,
игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с
игрой тональных переходов — от светлого к темному.
Тема 12. Городецкая роспись (1ч)
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца —
национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство
предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой
росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность,
изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях.
Основные приемы городецкой росписи.

Тема 13. Хохлома (1ч)
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской
росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», —
главный мотив хохломской росписи. Основные эле- гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого менты травного орнамента, последовательность его выполнения.Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности.
Тема 14. Жостово. Роспись по металлу (1ч)
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов,
фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи круглых и мелких
форм цветов.Жостовская роспись — свободная кистевая, живописная импровизация. Создание
в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов.Основные приемы
жостовского письма, формирующие букет: замале-вок, тенежка, прокладка, бликовка,
чертежка, привязка.
Тема 15. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте (1ч)
Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья —
птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения
искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.Изысканный графический
орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого,
красного, зеленого замалевка с графической линией — черным перьевым контуром.
Тема 16. Роль народных художественных промысловв современной жизни (обобщение
темы)(1ч)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы - гордость и
достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных
народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на
уроках (представление этих промыслов поисковыми группами).

ДЕКОР - ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ – 10ч
Тема 17-18. Зачем людям украшения (2ч)
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих
отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить
социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере
деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.Особенности украшений воинов,
древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Тема 19-20. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (2ч)
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти,
могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.Различие
одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Тема 21-23. Одежда «говорит» о человеке (3ч)

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком —
знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у
людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников.
Одежды знатных китаянок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое
было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами,
орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же — выявлять
роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные
общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта.
Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в
обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Тема 24-25.О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (2ч)
Декоративность,
орнаментальность,
изобразительная
условность
искусства
геральдики.Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль
геральдики в жизни рыцарского обще ства. Фамильный герб как знак достоинства его
владельца, символ чести рода.Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как
отражение характера их деятельности.Основные части классического герба. Формы щитов,
геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое
значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба
(щит, щитодержа-тели, корона, шлем, девиз, мантия).
Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны,
города, партии, фирмы и др.
Тема 26.Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
(1ч)
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений
декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций
и слайдов, собранных поисковыми группами.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ – 9ч
Тема 27. Современное выставочное искусство (1ч)
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладно¬го искусства
(художественная керами-ка, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование
одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами
декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью,
причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в
создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет,
ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая
интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Тема 28-35. Ты сам — мастер (8ч)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих
замыслов.Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический
рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно.
Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей
композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их
монтаж в общее декоративное панно.
Лоскутная аппликация или коллаж. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные
декоративные вазы. Декоративные игрушки из мочала. Декоративные куклы.

Содержание программы
по предмету «Изобразительное искусство»
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часов
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание
«Виды изобразительного искусства и основы их
образного языка»
«Мир наших вещей. Натюрморт»
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном
искусстве»
«Человек и пространство в изобразительном искусстве».
Всего

Кол-во
часов
9
7
11
8
35

I четверть «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» ( 9 ч)
1 тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их
деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и
разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их
разность.
2-3 тема. Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка.
Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических
искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное
графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль,
зонтичные растения и др.).
Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная туши и палочка, бумага.
Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок,
наброски и зарисовки мастеров: подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров
(пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).

4 тема. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность
линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании
образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер
(линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий —
тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.)
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса,
П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет балерины Карсавиной»); рисунки Н. Кузьмина, О.
Верейского, И. Голицына и др.
5 тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная
шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман;
яркое солнце и тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти.
Зрительный ряд: графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А.
Остроумовой-Лебедевой; графика В. Лебедева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н.Тырсы и др.
6 тема. Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные
цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом
вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город»,
«Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т.д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения
импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века с
ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.
7 тема. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения.
Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в
живописи. Выразительность мазка.
Задание: изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный,
торжественный, тихий и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также
живописные произведения с изображением букетов.

8 тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим
пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень,
металл, дерево и др. и их выразительные свойства.
Задание: объемные изображения животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, мятая бумага, природные материалы.
Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра — работы
В. Ватагина, И.Ефимова и др.; В.Серов. Рисунки животных; А.Дюрер. Заяц; Рембрандт.
Слон. Фото деревянной скульптуры в парке им А. Толстого в г. Брянске
9 тема. Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные
материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное
восприятие, зрительские умения.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и
скульптуре.
II четверть

«Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)

10 тема. Художественное познание : реальность и фантазия.
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира.
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и
правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой
деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому.
Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди
хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в
поколение?
Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные
между собой по языку изображения.
11 тема. Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают
изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.
Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные,
рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского
изображения в древности и в XX веке.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например,
кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих действия человека в искусстве
древности, например: в Древнем Египте — «Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX
век до н. э.) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.);
изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве
Средних веков, в искусстве Возрождения. Натюрморт XVII, XVIII, XIX—XX веков.
Натюрморт в творчестве художников Брянщины (К. Захаров, В Мурашко, В. Матюшин и др)
12 тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм.
Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства
выразительности. Выразительность формы.
Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической
основы различных предметов.
Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа
конструкции.
13 тема. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи
объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в
пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия,
фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений
эпохи Возрождения.
14 тема. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия
«свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство
выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство
организации композиции в картине.
Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага.
Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых
предметов с боковым освещением;
наглядные пособия и таблицы; произведения искусства — натюрморты из европейской
живописи XVII—XVIII веков.
15 тема. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм
пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение
художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и
инструменты художника, и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и
оттиски.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет
предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта
— ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого
мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний
художника.
Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии:
праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т. д.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: изображения в печатной графике — гравюра и офорт в русском и
европейском искусстве XV—XVIII веков (А. Дюрер.Гравюра «Святой Иероним в келье» и
др.), гравюра В. Фаворского, печатная графика Д. Митрохина.
16 тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте
переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об
окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве
XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрмортавтопортрет».
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: И.Грабарь. Неприбранный стол; Н.Сапунов. Ваза, цветы и фрукты;
И.Машков. Хлебы. Д. Штерен-берг. Красный натюрморт; 3. Серебрякова. Автопортрет. За
туалетом (фрагмент); А. Никич. Торжественный натюрморт; Б. Неменский. Память
смоленской земли, Листы чистой бумаги; В. Стожаров. Натюрморт с братиной, Лен
III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (11 ч)

17 тема. Образ человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета.
Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима,
эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет.
Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его
внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре,
древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве
Возрождения в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса;
русский портрет XVIII—XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого,
И. Репина, И. Крамского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века.
18 тема. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее
части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз,
носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: работа над рисунком или аппликацией — изображение головы с соотнесенными поразному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).
Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бумага, или аппликация из
вырезанных из бумаги форм (деталей лица).
Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.
19 тема. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение
головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма
носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм.

Закономерности конструкции
физиономических типов.

и

бесконечность

индивидуальных

особенностей

и

Задание: объемное конструктивное изображение головы.
Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.
Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы; учебный академический
рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А. Дюрер. Головы к напечатанному учению о
пропорциях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы; П. Рубенс. Девять
различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в
ракурсе; Рембрандт. Девять штудий голов.
20 тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории
изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете.
Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе.
Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.
Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.
Зрительный ряд: Г.Гольбейн Младший. Графические портреты; А.Дюрер. Набросок к
«Апостолу Марку»; графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3.
Серебряковой, К. Сомова, М. Врубеля, Графические портреты брянских художников (В
Хроменков, Т. Папсуева, А. Ромашевский и др.)
21 тема. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории
искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер
человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя
с ярко выраженным характером.
Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы — круглые сосуды
(пузырьки, банки и т. п.) в качестве каркаса.
Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Бернини. Портрет герцога
д'Эсте; Ж. Гудон. Бюст Вольтера; Ф. Шубин. Портрет князя Голицына; Н. Андреев. Панька; А.
Голубкина. Мальчик; С.Коненков. Михрюша, Сказительница былин М.Д. Кривоколенова.
22 тема. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение
образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских
шаржей.
Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш.
Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи; сатирические
образы О. Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского;
политическая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.
23 тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее
восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света,
контрастность освещения.
Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном
освещении.
Материалы: черная акварель, кисть, бумага.
Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта; изображения человека в
произведениях Ж. де Латура, М. Караваджо, К. Брюллова; И. Репин. Мужичок из робких;
фотографии головы в разном освещении.
24 тема. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в
живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и
лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
Материалы: карандаш, акварель, бумага.
Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо;
портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского; И.Крамской. Неизвестная; В.Серов.
Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты
М. Врубеля.
25 тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение
настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи,
друга).
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж. Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка,
освещенная солнцем; В.Ван Гог. Портрет доктора Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов.
Крестьянка в красном.
27 тема. Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее
художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Портретисты Брянщины
Зрительный ряд: произведения зарубежных и русских великих художников-портретистов,
работы брянских художников-портретистов (М. Решетнева, В. Волкова, В. Воробьева и
др.)
IV четверть: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч)
28 тема. Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения
видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт.
Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.

29 тема. Изображение пространства
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство
выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в
искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур
в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины.
Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и
открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения.
Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX
века и его образный смысл.
Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры
древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская
иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро деллаФранчески, АндреаМантеньи, Яна Ван
Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря), пространство в произведениях П.
Веронезе и Тициана.
30 тема. Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины.
Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные
сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и
изменения контрастности.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдение правил линейной и воздушной
перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правиле перспективы; А.Дюрер. Художник,
рисующий портрет при помощи перспективного экрана; Б. Пинтуриккио. Портрет мальчика;
П. Делла Франческа. Городской пейзаж с изображение» идеального города; С. Щедрин.
Веранда, обвитая виноградом. Новый Рим; И. Левитан. Владимирка, Осенний день.
Сокольники; И. Шишкин. Рожь.
31 тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство.
Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и
легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного
пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный
смысл.
Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир»,
«Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным
с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.
Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей, ножницы для аппликации.
Зрительный ряд: Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лоррен. Пейзаж с похищением
Европы; П. Брейгель. Времена года; С.Щедрин. Вид на Капри; И. Левитан. Над вечным
покоем; Н. Рерих. Гималаи.
32 тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок
окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе.
Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в
пейзаже-настроении. Знакомство с творчеством художников-пейзажистов Брянской области

Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с
предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например,
изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, Поле маков; П. Сезанн. Гора СентВиктуар; В. Ван Гог. Пшеничное поле и кипарисы; И. Левитан. Золотая осень, Март. Большая
вода; И.Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А.
Пластова и др.
33 тема. Городской пейзаж
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над
графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с
натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных
изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной
работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на
ритмическую организацию листа.
Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».
Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиск с аппликацией на картоне.
Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в
русском искусстве конца XIX — начала XX века, город в живописи и графике в русском
искусстве XX века. Графические архитектурные пейзажи художников Брянской области
В. Сидорова (альбом «Овстуг»), М. Бенцеля (серия «Пейзажи Брянска) Ф
34 – 35 тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни
людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образновыразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения
изобразительного искусства. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность
художника.
Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и
натюрморты разных народов и эпох.

Содержание программы
по предмету «Изобразительное искусство»
7 класс
Дизайн и архитектура в жизни человека - 35 часов
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание
«Художник — дизайн — архитектура»
«Художественный язык конструктивных искусств. В
мире вещей и зданий»
«Город и человек
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды
жизни человека»
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры».
Всего

Кол-во
часов
10
9
7

9
35

Художник — дизайн — архитектура
Тема: «Мир, который создает человек».
Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и
эмоциональная выразительность плоскостной композиции»
Tема: «Прямые линии и организация пространства»
Тема: «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»
Тема: «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и
изображение как элементы композиции»
Тема: «Многообразие форм графического дизайна»
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Соразмерность и пропорциональность»
Тема: «Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете»
Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.
Понятие модуля»
Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания»
Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в
вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени»
Тема: «Роль и значение материала в конструкции»
Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне»
Город и человек
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»
Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной
архитектуры»
Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»
Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной
среды интерьера»
Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Тема: «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его
осуществление»
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Тема: «Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего
дома»
Тема: «Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды
жилища»
Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»
Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»
Тема: «Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды»
Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»
Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна»
Тема: «Моделируя себя — моделируешь мир»

Тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Тема
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Кол-во
часов
9

Древние образы в народном искусстве

1

2-3

Убранство русской избы

2

4-5

Внутренний мир русской избы

2

6

Конструкция и декор предметов народного быта

1

7

Русская народная вышивка

1

8

Народный праздничный костюм

1

9

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

1

СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

7

10

Древние образы в современных народных игрушках

1

11

Искусство Гжели

1

12

Городецкая роспись

1

13

Хохлома

1

14

Жостово. Роспись по металлу

1

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни
(обобщение темы)

1

17-18

ДЕКОР - ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ
Зачем людям украшения

10
2

19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

2

2123
2425
26

Одежда «говорит» о человеке
3
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
2
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение
темы)

1

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
27

2829
30
31
32
33
34
35

8

Современное выставочное искусство (1ч)
.
Ты сам — мастер
Декоративное панно.

1

Лоскутная аппликация.
Витражи в интерьере.
Нарядные декоративные вазы
Декоративные игрушки из мочала.
Декоративные куклы на основе конуса.
Декоративное искусство в современном мире. (обобщение темы)

1
1
1
1
1
1

Итого:

7
2

35 часов

Тематическое планирование 6 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4-5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема
Изобразительное искусство в семье пластических
искусств.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм
пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре
Основы языка изображения.
Художественное познание: реальность и фантазия
Изображение предметного мира – натюрморт.
Многообразие форм окружающего мира.
Изображение предмета на плоскости и линейная
перспектива
Освещение. Свет и тень
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта (обобщение
темы)
Образ человека – главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительность
образа человека.
Портрет в скульптуре
Сатирические образы человека.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства

Количеств
о часов
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

Срок

Правила линейной и воздушной перспективы.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого
пространства.
30
Организация изображаемого пространства
31
Пейзаж-настроение
32
Природа и художник
33
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства.
34-35 Язык и смысл.
Итого:
35 часов
28
29

1
1
1
1
1
1
2

Тематическое планирование 7 класс
№ п/п
1-2

3
4
5
6-7

8
9
10
11
12
13-14

15
16
17-18
19-20
21
22
23
24
25-26
27

Тема
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность
плоскостной композиции.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные
формы: линии и пятна.
Буква – строка- текст. Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в
полиграфическом дизайне. Текст и изображение как
элементы композиции.
Многообразие форм полиграфического дизайна
Объект и пространство. От плоскостного изображения к
объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.
Архитектура -композиционная организация пространства.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание
различных объемных форм. Понятия модуля.
Важнейшие архитекиурные элементы здания.
Вещь: красота и целесообразность. Единство
художественного в вещи. Вещь как сочетание объемов и
материальный образ времени
Роль и значение материала в конструкции.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык
архитектуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы
развития современной архитектуры
Живое пространство города. Город микрорайон, улица.
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в
формировании городской среды.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания
пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно ландшафтного пространства
Ты –архитектор. Проектирование города: архитектурный
замысел и его осуществление.
Мой дом – мой образ жизни. Функциональноархитектурная планировка своего дома

Количество Срок
часов
2

1
1
1
2

1
1
1
1
1
2

1
1
2
2
1
1
1
1
2
1

28
29
30
31
32
33
34
35

Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно пространственной среды жилища.
Дизайн и архитектура моего сада.
Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные
принципы дизайна одежды
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
Дизайн современной одежды.
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна
Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна
Моделируя себя - моделируешь мир.
Итого:
35 часов

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».