Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( в ред. от 22.07. 2021год ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществоведение» (8-9 класс) 1 вариант Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Обществоведение» разработана на основе: — Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); — Адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП МБОУ «СОШ №6»») образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — Л. Н. Боголюбов, Н. И. городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Предмет «Обществоведение» играет важную роль в правовом воспитании учащихся с интеллектуальным недоразвитием, формировании гражданственности и патриотизма, чувства долга и ответственности за свое поведение в обществе. Изучение предмета может способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала выпускников специальной школы, их успешной социальной адаптации. Основные цели изучения данного предмета —создание условий для социальной адаптации учащихся с интеллектуальным недоразвитием путем повышения их правовой и этической грамотности как основы интеграции в современное общество; формирование нравственного и правового сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умения реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения. Основные задачи изучения предмета: — знакомство с Основным Законом государства - Конституцией Российской Федерации. — формирование ведущих понятий предмета: мораль, право, государство, гражданин, закон, правопорядок и др. — формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденности в необходимости соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона. — формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе. — формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе. — формирование представлений о мерах ответственности за совершенное правонарушение. — формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость» и др. — формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России. — воспитание познавательного интереса к предмету. — — воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности. коррекция и развитие познавательных психических процессов. Общая характеристика учебного предмета Программа по обществоведению в 8-9 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. В школе для детей с нарушением интеллекта преподавание обществоведческого курса носить характер морально-эстетической и политико - правовой пропедевтики. Курс даёт и закрепляет лишь основы знаний в этих областях уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что, несмотря на то что, оно всё же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта. Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно-отсталых детей. Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом школы предмет «Обществоведение» относится к учебным предметам, обязательным для изучения. Программа предусматривает следующее количество часов в год: 8 класс - 1 час - 35 учебных недели - всего 35 часов. 9 класс - 1 час - 35учебных недели - всего 35 часов Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты освоения АООП должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты освоения АООП с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: 1) понимание значения обществоведческих и правовых знаний в жизни человека и общества; 2) формирование обществоведческих представлений и понятий, отражающих особенности изучаемого материала; 3) умение изучать и систематизировать информацию из различных источников; 4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления заданий, учебных и жизненных ситуаций, документальных материалов. Содержание учебного предмета Человек. Деятельность человека Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера жизни общества Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия - многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство Наше государство - Российская Федерация. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия - федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административноправовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Тематическое планирование 8 класс (35 часа) Разделы № п/п 1 Личность и общество Содержание Основные виды деятельности 6 Биологическое и социальное в человеке. Пересказ материала учебника; Черты сходства и различий человека и животного. составление и отгадывание Индивид, индивидуальность, личность. Основные кроссвордов; организация викторин, возрастные периоды жизни человека. Отношения работа с документами; составление между поколениями. Особенности подросткового таблиц; проверка выполнения возраста. Способности и потребности человека. заданий в рабочих тетрадях; Особые потребности людей с ограниченными составление схем. письменные возможностями. Понятие деятельности. задания по раздаточному Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. материалу; написание творческих Познание человеком мира и самого себя. Общение. сочинений. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные Кол-во часов 2 3 нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Культура, ее многообразие и основные формы. Пересказ материала учебника; Сфера духовной культуры 7 Наука в жизни современного общества. Научно- составление и отгадывание технический прогресс в современном кроссвордов; организация викторин, обществе. Развитие науки в России. Образование, его работа с документами; составление значимость в условиях информационного общества. таблиц; проверка выполнения Система образования в Российской Федерации. заданий в рабочих тетрадях; Уровни общего образования. составление схем. Письменные Государственная итоговая аттестация. задания по раздаточному Самообразование. Религия как форма культуры. материалу; написание творческих Мировые религии. Роль религии в жизни общества. сочинений. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальная сфера 4 Социальная структура общества. Социальные Пересказ материала учебника; общности и группы. Социальный статус личности. составление и отгадывание Социальные роли. Основные социальные роли в кроссвордов; организация викторин, подростковом возрасте. Социальная мобильность. работа с документами; Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. 4 Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Г осударственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное составление таблиц; проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях; составление схем. Письменные задания по раздаточному материалу; написание творческих сочинений. Пересказ материала учебника; 11 составление и отгадывание кроссвордов; организация викторин, работа с документами; составление таблиц; проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях; составление схем. Письменные задания по раздаточному материалу; написание творческих сочинений. 5 Итоговое повторение обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Личность и общество Сфера духовной культуры Социальная сфера Экономика 7 9 класс (35часа) Разделы № п/п 1 Политика Содержание Основные виды деятельности Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Наше государство - Российская Федерация. Конституция Российской Федерации основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Пересказ материала учебника; составление и отгадывание кроссвордов; организация викторин, работа с документами; составление таблиц; проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях; составление схем. Письменные задания по раздаточному материалу; написание творческих сочинений. Кол-во часов 10 2 Право Федерации. Государственные символы России. Россия - федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Система российского законодательства. беседа, разбор статей Конституции 19 Источники права. Нормативный правовой акт. РФ, Семейного кодекса РФ, Правоотношения. Правоспособность и Трудового кодекса РФ, дееспособность. Признаки и виды правонарушений. тестирование, заполнение таблицы, Понятие, виды и функции юридической составление схем, работа с текстом ответственности. Презумпция невиновности. учебного пособия Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административноправовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их 3 Итоговое повторение защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Политика. Право. 6 Поурочное планирование 8 класс Тема урока № урока 1 Что делает человека человеком? 2 Человек, общество, природа Общество как форма жизнедеятельности людей 3 4 Общество как форма жизнедеятельности людей 5 Развитие общества 6 Как стать личностью 7 Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность и общество» 8 Сфера духовной культуры 9 Мораль 10 Долг и совесть 11 Моральный выбор - это ответственность 12 Образование 13 Наука в современном обществе 14 Религия как одна из форм культуры 15 Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера» 16 Социальная структура общества 17 Социальные статусы и роли 18 Нации и межнациональные отношения 19 Отклоняющееся поведение 20 Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера» 21 Экономика и ее роль в жизни общества 22 Главные вопросы экономики 23 Собственность 24 Рыночная экономика 25 Производство - основа экономики 26 Предпринимательская деятельность 27 Роль государства в экономике 28 Распределение доходов 29 Потребление 30 Инфляция и семейная экономика 31 Безработица, ее причины и международная торговля. Мировое хозяйство и международная торговля 32 Промежуточная аттестация «Человек и общество. Экономика». Тестирование 33 Итоговое повторение 34-35 Итоговое повторение Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Поурочное планирование 9 класс Тема урока № урока 1 Политика и власть 2 Государство Государство 3 4 Политические режимы 5 Политические режимы 6 Правовое государство Гражданское общество и государство 7 8 Участие граждан в политической жизни Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34-35 Политические партии и движения Межгосударственные отношения Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера» Основы конституционного строя Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина Права и свободы человека и гражданина Высшие органы государственной власти в РФ Высшие органы государственной власти в РФ Судебная система РФ Правоохранительные органы РФ Роль права в жизни человека, общества и государства Правоотношения и субъекты права Правонарушения и юридическая ответственность Гражданские правоотношения Гражданские правоотношения Право на труд. Трудовые отношения Семья под защитой закона Административные правоотношения Уголовно-правовые отношения Уголовно-правовые отношения Правовое регулирование отношений в сфере образования Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Промежуточная аттестация «Политика. Право». Тестирование Итоговое повторение Итоговое повторение Итоговое повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе рабочей программы по обществоведению для 8-9 классов по достижению планируемых результатов освоения АООП МБОУ «СОШ №6»» образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими объектами и средствами: 1. Учебно-методическое обеспечение: 1. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Учебник. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. 2. Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Жильцова Е. И. и др. Обществознание. Учебник. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. 3. 3. Л. Н. Боголюбов, Н. И. городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. 4. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. 5. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. 2. Технические средства обучения: - Компьютеры. - Интерактивная доска. - Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.