Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( в ред. от 22.07. 2021год ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» (7-9 класс) 1 вариант 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП МБОУ «СОШ №6») образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-9 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. Настоящая рабочая программа является адаптированной, т.к. в ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников с умственной отсталостью. Содержание программы по информатике распределяется следующим образом: - 7 класс -(составленана основе программы 5 класса); - 8 класс -(составленана основе программы 5 класса); - 9 класс -(составленана основе программы 6 класса). В результате изучениякурса информатики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Основная цель обучения информатике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП, обозначенной в целевом разделе АООП МБОУ «СОШ №6», и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся. Достижение данной цели при разработке и реализации общеобразовательной организацией АООП в процессе всей образовательной деятельности, в том числе по освоению обучающимися предметной области «Математика», предусматривает решение следующих основных задач, обозначенных в пояснительной записке АООП МБОУ «СОШ №6»: - овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, 2 интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - достижение планируемых результатов освоения АООП МБОУ «СОШ №6» образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Цель и задачи организации образовательной деятельности, обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изучению ими информатики определяются в соответствии с общей целью и задачами реализации АООП, и указаны в Содержательном разделе АООП МБОУ «СОШ №6». Согласно АООП «МАОУ СОШ №1» образования обучающихся с легкой умственной отсталостью, основной целью обучения информатике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Основные задачи, стоящие перед курсом информатики, направлены на достижение личностных и предметных результатов освоения АООП МБОУ «СОШ №6», и заключаются в следующем: - развитие способности использовать знания курса информатики в жизни; - формирование начальных представлений о компьютерной грамотности. Реализация в образовательной деятельности указанных целей и задач образовательно-коррекционной работы обеспечит достижение планируемых результатов освоения АООП в предметной области «Математика». 2. Общая характеристика учебного предмета Специфика предмета «Информатика» состоит в том, что знакомство современных школьников с компьютером и средствами ИКТ происходит не только на уроках, но и вне учебной деятельности. Изучение предмета «Информатика» способствует решению следующих задач: - показать обучающимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире; - организовать компьютерный практикум, ориентированный на формирование широкого спектра умений использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; - создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной для 3 собеседника форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы при помощи средств ИКТ. Обучающиеся приобретают знания и умения работы на современных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, мультимедийными продуктами. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Основные критерии отбора учебного материала, рекомендованного для изучения в 7-9 классах в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП МБОУ «СОШ №6» - его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется, прежде всего, в том, что объем материала существенно снижен, а содержание заметно упрощено по сравнению с курсом обучения информатике обучающихся с нормальным интеллектуальным развитием в соответствии с ФГОС ООО. Это связано с тем, что для овладения новыми знаниями детям с умственной отсталостью требуется больше времени и усилий, нежели их нормально развивающимся сверстникам. Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств ИКТ в повседневной жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях. 3. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В 2021-2022 уч. году программа реализуется с 7 по 9 класс. В соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ №6» образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IX классов, курс информатики в 7, 8 и 9 классах рассчитан на 35 ч (35 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение информатики в 7-9 классах, определено недельным учебным планом МБОУ «СОШ №6» образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IX классов, и составляет 1 час в каждом классе соответственно. 4. Результаты освоения учебного предмета Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП МБОУ «СОШ №6» в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных 4 задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП МБОУ «СОШ №6» образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Планируемые личностные результаты Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты освоения программы должны отражать: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5 - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. Планируемые предметные результаты АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по информатике на конец школьного обучения (9 класс): Минимальный уровень: - представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; - выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); - пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.). Достаточный уровень: - представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; - выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); - пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; - пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации: - запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ. 5. Содержание учебного предмета Тема 1. Информация вокруг нас. Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. 6 Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Тема 2. Компьютер. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Бережное отношение к техническим устройствам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Тема 3. Подготовка текстов на компьютере. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Приемы редактирования текста. Преобразование, создание, сохранение и удаление текстового документа. Ввод и редактирование небольших текстов. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Работа в Microsoft Word. Использование простейших средств текстового редактора. Вывод текста на принтер. Тема 4. Компьютерная графика. Компьютерная графика. Сферы применения компьютерной графики. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Работа с рисунками в графическом редакторе Paint: преобразование, создание, сохранение, удаление. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. 7 Устройства ввода графической информации. Тема 5. Создание мультимедийных объектов. Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков Работа в программе Microsoft Power Point. Тема 6. Объекты. Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях. Тема 7. Модели. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Тема 8. Алгоритмика. Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Действия по алгоритму. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.). 8 6. Тематическое планирование Тематическое планирование 7 класс (1 ч в неделю, 35 ч в год) № п/п 1 2 3-4 5 Тема Содержание образования Основные виды деятельности Устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса (10 ч) Цели изучения курса Техника безопасности и организация - понимать с помощью чего человек получает информатики. Техника рабочего места. Информация и информацию, какая бывает информация; безопасности и организация информатика. Как человек получает - классифицировать информацию по способам ее рабочего места. Информация информацию. Виды информации по восприятия человеком, по формам представления на вокруг нас способу получения. Формы материальных носителях; представления информации - приводить примеры информации разных видов; - понимать важность соблюдения ТБ в кабинете информатики Действия с информацией Хранение информации. Передача - приводить примеры передачи, хранения и информации. Обработка обработки информации в деятельности человека, в информации. Разнообразие задач живой природе, обществе, технике; обработки информации - определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию Компьютер - универсальная Компьютер - универсальная машина - понимать, для чего нужен компьютер, какие машина для работы с для работы с информацией. устройства нужны для работы с данными, для чего информацией Назначение основных устройств нужны программы; компьютера для ввода, вывода, - выделять аппаратное и программное обработки информации. Включение и обеспечение компьютера; выключение компьютера и - анализировать устройства компьютера с точки подключаемых к нему устройств. зрения организации процедур ввода, хранения, Бережное отношение к техническим обработки, вывода и передачи информации устройствам Ввод информации в память Ввод информации в память - определять технические средства, с помощью компьютера компьютера. Клавиатура которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер Кол-во часов 1 1 2 1 6-7 8 9 10 11 12 Клавиатура Клавиатура, представление клавиатурного мышью элементарное - получать элементарное представление о о правилах правилах клавиатурного письма, пользовании письма, пользование мышью; - работать с клавиатурой; - различать и называть основные группы клавиш на клавиатуре ПК Управление компьютером, Элементы пользовательского работать с основными элементами приемы управления интерфейса: рабочий стол; панель пользовательского интерфейса: использовать компьютером задач. Мышь, указатель мыши, меню, обращаться за справкой, работать с окнами действия с мышью. Управление (изменять размеры и перемещать окна, компьютером с помощью мыши. реагировать на диалоговые окна) Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах Обобщение материала по теме понимать и правильно использовать «Устройство компьютера и терминологию по данной теме; основы пользовательского уметь выполнять действия с информацией, в интерфейса» том числе с помощью компьютера - применять полученные знания при выполнении Контрольная работа № 1 по контрольной работы; теме «Устройство - оценить результат выполнения работы компьютера и основы пол ьзовательского интерфейса» Информация и информационные процессы (10 ч) Хранение информации Хранение информации. Память человека и память человечества. - знать, что такое носители информации, какие они Носители информации. Файлы и папки. бывают, какими носителями пользовались в Основные правила древности и какими пользуются в настоящее время; именования файлов. Организация - иметь представление о различных носителях системы файлов и папок для информации; о письменных и электронных хранения собственной информации в носителях информации; 2 1 1 1 2 10 13 14 15 16 17 18 19 компьютере, именование файлов и - уметь выбирать носители для хранения разных папок видов информации; - приводить примеры письменных и электронных носителей информации; - узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними; - упорядочивать информацию в личной папке Передача информации. Передача информации. Источник, - приводить примеры передачи информации в Электронная почта канал, приемник. Примеры передачи деятельности человека, в живой природе, информации. Электронная почта обществе, технике; - понимать, что такое источники и приемники информации; кто (или что) может быть источником или приемником информации; какие бывают источники и приемники информации; - определять источник, приёмник, канал информации; - работать с электронной почтой Кодирование информации Код, кодирование информации. понимать сущность понятий «код», Способы кодирования информации «кодирование»; понимать, что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами; приводить примеры кодирования информации; кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия Метод координат Код, кодирование информации. - кодировать и декодировать сообщения при Способы кодирования информации. заданных правилах кодирования; Метод координат - знать правила кодирования понимать и правильно использовать Обобщение материала по теме терминологию по данной теме; «Информация и - приводить примеры; решать информационные информационные процессы» 2 2 2 1 11 20 21 22 23 24 задачи - применять полученные знания при выполнении Контрольная работа № 2 по контрольной работы; теме «Информация и - оценить результат выполнения работы информационные процессы» Обработка информации средствами текстового редактора (10 ч) Текст как форма Текст как форма представления - иметь представление о тексте как форме представления информации. информации. Текстовый редактор. представления информации; Компьютер основной Правила ввода текста. Слово, - соотносить этапы (ввод, редактирование, инструмент подготовки предложение, абзац форматирование) создания текстового документа и текстов возможности текстового процессора по их реализации; - знать назначение и основные возможности текстового редактора; - знать основные принципы организации хранения документов в памяти компьютера Основные объекты текстового Проверка правописания, расстановка - знать информационные объекты, входящие в документа. Ввод текста переносов состав документа; - выбирать и запускать нужную программу; - создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Ввод и редактирование текста Приемы редактирования (вставка, - вводить информацию в компьютер с помощью удаление и замена символов). клавиатуры (приемы квалифицированного Преобразование, создание, клавиатурного письма), мыши и других сохранение и удаление текстового технических средств; документа. Ввод и редактирование - определять инструменты текстового редактора небольших текстов для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов; - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования 1 1 1 2 12 25 26 27 28 29 безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Работаем с фрагментами Фрагмент. Перемещение и удаление - выделять, перемещать и удалять фрагменты текста фрагментов. Буфер обмена. текста; создавать тексты с повторяющимися Копирование фрагментов фрагментами; - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Форматирование текста Форматирование символов (шрифт, - определять инструменты текстового редактора размер, начертание, цвет). для выполнения базовых операций по созданию Форматирование абзацев текстовых документов; (выравнивание, отступ первой - оформлять текст в соответствии с заданными строки, междустрочный интервал и др.) требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Работа в Microsoft Word. Работа в Microsoft Word. - определять инструменты текстового редактора Вывод текста на принтер Использование простейших средств для выполнения базовых операций по созданию текстового редактора. Вывод текста на текстовых документов; принтер - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Обобщение материала по теме понимать и правильно использовать «Обработка информации терминологию по данной теме; средствами текстового уметь определять и называть виды редактора» информационных объектов, которые содержатся в текстовом документе; уметь выбирать программу, с помощью которой можно создавать текстовые документы и 1 2 1 1 13 30 использовать ее основные возможности - применять полученные знания при выполнении контрольной работы; - оценить результат выполнения работы Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами текстового редактора» 1 Повторение (4 ч) 31 32 Повторение темы «Устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса» 1 понимать и правильно использовать терминологию, изученную в течение учебного года; решать информационные задачи, в том числе с помощью компьютера Повторение темы «Информация и информационные процессы» 33 Промежуточная аттестация. Тест. Практическая работа 34 Обобщение. Итоговый урок 1 понимать и правильно использовать терминологию, изученную в течение учебного года; решать информационные задачи, в том числе с помощью компьютера - применять полученные знания при выполнении контрольной работы; - оценить результат выполнения работы - уметь оценить результат выполнения работы; - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки 1 2 Тематическое планирование 8 класс (1 ч в неделю, 35 ч в год) № п/п 1 Тема Содержание образования Основные виды деятельности Компьютерная графика (10 ч) Компьютерная графика. Компьютерная графика. Сферы - иметь представление о сферах применения Техника безопасности и применения компьютерной графики. компьютерной графики; организация рабочего места Соблюдение безопасных приёмов - уметь приводить примеры графической труда при работе на компьютере информации; Кол-во часов 1 14 2 Устройства ввода графической информации 3-4 Графический редактор. Графический редактор Paint 5-6 Работа с рисунками в графическом редакторе Paint 7-8 Создание изображений 9 графических Обобщение материала по теме «Компьютерная графика» соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Устройства ввода графической - знать какие устройства используются для информации создания графического документа; - иметь представление об устройствах ввода графической информации в память компьютера определять инструменты графического Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по редактора. Инструменты создания созданию изображений; простейших графических объектов Работа с рисунками в графическом - выбирать и запускать нужную программу; редакторе Paint: преобразование, - определять инструменты графического создание, сохранение, удаление редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений; - применять графический редактор для создания и редактирования простых рисунков; - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Исправление ошибок и внесение - выбирать и запускать нужную программу; изменений. Работа с фрагментами: - определять инструменты графического удаление, перемещение, редактора для выполнения базовых операций по копирование. Преобразование созданию изображений; фрагментов - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; уметь определять и называть виды 1 2 2 2 1 15 информационных объектов, которые содержатся в графическом документе; - уметь выбирать программу, с помощью которой можно создавать графические изображения и использовать ее основные возможности 10 Контрольная работа № 1 по - применять полученные знания при выполнении контрольной работы; теме «Компьютерная - оценить результат выполнения работы графика» Обработка текстовой информации (10 ч) 11-12 Ввод и редактирование текста Ввод и редактирование небольших - выбирать и запускать нужную программу; текстов. Приемы редактирования - создавать несложные текстовые документы на текста родном и иностранном языках; - определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов; - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ 13-14 Форматирование текста Форматирование символов (шрифт, - оформлять текст в соответствии с заданными размер, начертание, цвет). требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и Форматирование абзацев цвету, к выравниванию текста; - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ 15 Структура таблицы. Правила Табличная форма представления - иметь представление о структуре таблицы и оформления таблицы информации правилах её создания 16-17 Работа с таблицами в Microsoft Вставка в документ таблицы, ее - создавать, форматировать и заполнять данными Word форматирование и заполнение таблицы; данными - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами 1 2 2 1 2 16 ИКТ средств - определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов; - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ 19 Обобщение материала по теме понимать и правильно использовать «Обработка текстовой терминологию по данной теме; информации» уметь определять и называть виды информационных объектов, которые содержатся в текстовом документе; уметь выбирать программу, с помощью которой можно создавать текстовые документы и ее основные возможности 20 Контрольная работа № 2 по -использовать применять полученные знания при выполнении контрольной работы; теме «Обработка текстовой - оценить результат выполнения работы информации» Компьютерные презентации (10 ч) 21-22 Компьютерная презентация: Мультимедийная презентация. - иметь представление о структуре презентации; структура, дизайн. Этапы Описание последовательно - иметь представление об этапах создания развивающихся событий (сюжет) создания презентации презентации; - планировать последовательность событий на заданную тему; 23-28 Создание мультимедийной Анимация. Возможности настройки - планировать последовательность событий на презентации в программе анимации в редакторе презентаций. заданную тему; Microsoft Power Point Создание эффекта движения с - выбирать и запускать нужную программу; помощью смены последовательности - подбирать иллюстративный материал, рисунков. Работа в программе Microsoft соответствующий замыслу создаваемого Power Point мультимедийного объекта; - создавать на заданную тему мультимедийную презентацию, слайды которой содержат тексты, 18 Вставка рисунка в Microsoft Использование простейших Word текстового редактора 1 1 1 2 6 17 29 30 графические изображения; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; уметь определять и называть виды информационных объектов, которые содержатся в презентации; уметь выбирать программу, с помощью которой можно создавать презентации и использовать ее основные возможности - применять полученные знания при выполнении контрольной работы; - оценить результат выполнения работы Обобщение материала по теме «Компьютерные презентации» Контрольная работа № 3 по теме «Компьютерные презентации » 1 1 Повторение (4 ч) 31 32 33 34 Повторение темы «Компьютерная графика» Повторение темы «Обработка текстовой информации» Промежуточная аттестация. Тест. Практическая работа Обобщение. Итоговый урок понимать и правильно использовать терминологию, изученную в течение учебного года; решать информационные задачи, в том числе с помощью компьютера понимать и правильно использовать терминологию, изученную в течение учебного года; решать информационные задачи, в том числе с помощью компьютера - применять полученные знания при выполнении контрольной работы; - оценить результат выполнения работы - уметь оценить результат выполнения работы; - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки 1 1 1 2 18 Тематическое планирование 9 класс (1 ч в неделю, 35 ч в год) № п/п Тема Содержание образования Основные виды деятельности Кол-во часов Объекты (10 ч) Объекты окружающего мира. Объекты и их имена Техника безопасности и организация рабочего места 1 2 Свойства объектов 1 3 Компьютерные объекты 4 Отношения между объектами 5 Характеристика объекта 1 - понимать, что означает слово «объект», какова роль имени объекта и что такое свойства объекта; - называть объекты окружающего мира; - различать объекты по их видам; - уметь давать имена объектам, используя термины информатики, и называть свойства объекта Признаки объектов: свойства, анализировать объекты окружающей действия, поведение, состояния действительности, указывая их признаки - свойства, действия, поведение, состояния Компьютерные объекты. Программы и - узнавать свойства компьютерных объектов документы (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними; - упорядочивать информацию в личной папке Отношения объектов. Разновидности - понимать, что объекты могут находиться между объектов и их классификация собой в определенных отношениях; - выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; - приводить примеры отношений между объектами Состав объектов. Системы объектов - уметь составлять характеристику объекта; - анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки - свойства, действия, поведение, состояния; - уметь называть функции объектов на основе анализа свойств объектов; - выявлять отношения, связывающие данный 1 1 1 19 6-7 8 9 10 11 объект с другими объектами Работа с простыми - оформлять текст в соответствии с заданными информационными объектами (текст, требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и таблица, схема, рисунок): цвету, к выравниванию текста; преобразование, создание, - соблюдать требования к организации сохранение, удаление компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Работа с компьютерными Работа с цифровыми - систематизировать (упорядочивать) файлы и объектами образовательными ресурсами, папки; готовыми материалами на - соблюдать требования к организации электронных носителях компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Обобщение материала по теме понимать и правильно использовать «Объекты» терминологию по данной теме; решать информационные задачи, в том числе с помощью компьютера - применять полученные знания при выполнении Контрольная работа № 1 по контрольной работы; теме «Объекты» - оценить результат выполнения работы Модели (10 ч) Модели объектов и их Модели объектов и их назначение. - понимать сущность понятий «модель», назначение Информационные модели «информационная модель»; - понимать, что модель - это заменитель реального объекта; - уметь называть цель создания и использовать модели, определять, чем модель отличается от объекта-оригинала; - иметь представление о назначении и области применения моделей; - различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок) 2 1 1 1 1 20 12-13 Создание графически моделей (схемы и рисунки) Наглядные формы представления - приводить примеры использования схем, информации. Многообразие схем рисунков при описании объектов окружающего мира; - создавать графические модели; - создавать разнообразные схемы; - определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений; - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ 14-15 Создание табличных моделей Табличные информационные модели. - приводить примеры использования таблиц при Структура и правила оформления описании объектов окружающего мира; таблицы. Простые таблицы - создавать табличные модели; - создавать, форматировать и заполнять данными таблицы; - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ 16 Создание словесных моделей Словесные информационные модели - создавать словесные модели (описания); - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ 17-18 Создание информационных Графики и диаграммы. Наглядное - приводить примеры использования диаграмм и моделей (диаграммы и представление о соотношении графиков при описании объектов окружающего графики) величин. Визуализация многорядных мира; данных - выбирать форму представления данных (график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей; - создавать диаграммы и графики; 2 2 1 2 21 19 Обобщение материала по теме «Модели» 20 Контрольная работа № 2 по теме «Модели» 21 Что такое алгоритм 22 Исполнители вокруг нас 23 Формы записи алгоритмов соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира - применять полученные знания при выполнении контрольной работы; - оценить результат выполнения работы 1 1 Алгоритмы (10 ч 24-25 Типы алгоритмов Что такое алгоритм - понимать смысл понятия «алгоритм»; - приводить примеры алгоритмов; - разрабатывать план действий для решения жизненных задач Понятие исполнителя. - понимать термины «исполнитель», «среда Неформальные и формальные исполнителя», «система команд исполнителя»; примеры формальных и исполнители. Их назначение, среда, - приводить неформальных исполнителей; режим работы, система команд. Управление исполнителями с - уметь составлять список команд, которые может помощью команд и их выполнить данный исполнитель последовательностей Различные формы записи алгоритмов - приводить примеры разных исполнителей; (нумерованный список, таблица, - понимать какие бывают алгоритмы и как их блок-схема) записывают; - различать форы записи алгоритма Примеры линейных алгоритмов, - выделять примеры ситуаций, которые могут быть алгоритмов с ветвлениями и описаны с помощью линейных алгоритмов, повторениями (в повседневной алгоритмов с ветвлениями и циклами; жизни, в литературных - понимать правила записи и выполнения произведениях, на уроках алгоритмов, содержащих различные 1 1 1 2 22 26-28 Создание презентаций 29 Обобщение материала по теме «Алгоритмы» 30 Контрольная работа № 3 по теме «Алгоритмы» 31 Повторение темы «Объекты и модели» математики и т. д.) Действия по алгоритму. Работа в программе Microsoft Power Point алгоритмические конструкции - планировать последовательность событий на заданную тему; - выбирать и запускать нужную программу; - подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта; - создавать на заданную тему мультимедийную презентацию, слайды которой содержат тексты, графические изображения; - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; - подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации - применять полученные знания при выполнении контрольной работы; - оценить результат выполнения работы 3 1 1 Повторение (4 ч) 32 33 1 понимать и правильно использовать терминологию, изученную в течение учебного года; решать информационные задачи, в том числе с помощью компьютера Повторение темы «Алгоритмы» Промежуточная аттестация. 1 понимать и правильно использовать терминологию, изученную в течение учебного года; решать информационные задачи, в том числе с помощью компьютера - применять полученные знания при выполнении 1 23 Тест. Практическая работа 34 Обобщение. Итоговый урок контрольной работы; - оценить результат выполнения работы - уметь оценить результат выполнения работы; - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки 2 24 7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе рабочей программы по информатике для 7-9 классов по достижению планируемых результатов освоения АООП МБОУ «СОШ №6» образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими объектами и средствами: 1. Учебно-методическое обеспечение: - Информатика. 5 класс: рабочая программа по учебнику Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой / сост. С. А. Вилкова. - Волгоград: Учитель, 2015. - Информатика. 6 класс: рабочая программа по учебнику Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой / сост. С. А. Вилкова. - Волгоград: Учитель, 2015. - Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-9 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - Бородин. М. Н. Информатика. УМК для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы: метод, пособие / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - Босова Л. Л. Информатика. 5-6 классы: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 2. Учебники: - Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 3. Дидактические материалы: - Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса: в 2 ч. Ч 1. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса: в 2 ч. Ч 2. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса: в 2 ч. Ч 1. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса: в 2 ч. Ч 2. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - Босова Л. Л. Занимательные задачи по информатике / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: Авторская мастерская Л. Л. Босовой. URL: http: //metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/. - Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса. URL: http: //www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5 .php - Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса. URL: http: //wwwJbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6 .php - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://school-collection.edu.ru. 5. - Технические средства обучения: Компьютеры. Интерактивная доска. Сканер. Принтер (черно-белый/цветной). Акустические колонки в составе рабочего места преподавателя. Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет. 26