ФИЗИКА ФГОС СОО

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городскогоокруга ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к основной
общеобразовательной программе
среднего общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года

Рабочая программа
учебного предмета
«Физика» (базовый уровень)
(в соответствии с ФГОС СОО)
(10-12 классы)

Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Физика»
(базовый уровень) на уровне среднего общего образования учебным планом школы
предусмотрено 140 часов. Из них 70 часов в 10 классе,35часов в 11 классе и 35
часов в 12 классе.

Планируемые результаты освоенияФизика (базовый уровень) (10-12класс)
(предмет)

В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании
современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий,
в практической деятельности людей;
–

демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими

естественными науками;
–

устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять

основные физические модели для их описания и объяснения;
–

использовать информацию физического содержания при решении учебных,

практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из
различных источников и критически ее оценивая;
–

различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности

методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент,
выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты,
законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
–

проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая

измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать
ход

измерений,

получать

значение

измеряемой

величины

и

оценивать

относительную погрешность по заданным формулам;
–

проводить исследования зависимостей между физическими величинами:

проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров,
характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом
погрешности измерений;
–

использовать для описания характера протекания физических процессов

физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
–

использовать для описания характера протекания физических процессов

физические законы с учетом границ их применимости;
–

решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера):

используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную
цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

–

решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе

анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические
величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты
и проверять полученный результат;
–

учитывать границы применения изученных физических моделей при решении

физических и межпредметных задач;
–

использовать информацию и применять знания о принципах работы и

основных характеристикахизученных машин, приборов и других технических
устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
–

использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной

жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы
ее применимости и место в ряду других физических теорий;
–

владеть приемами построения теоретических доказательств, а также

прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на
основе полученных теоретических выводов и доказательств;
–

характеризовать системную связь между основополагающими научными

понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила,
энергия;
–

выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических

закономерностей и законов;
–

самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

–

характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством:

энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
–

решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические

задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или
формул,

связывающих

межпредметных связей;

известные

физические

величины,

в

контексте

–

объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и

технических устройств;
-

объяснять условия применения физических моделей при решении физических

задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Содержание Физика (базовый уровень) (10-12 класс)
(предмет)

Физика и естественно-научный метод познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования
физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический
закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и
место физики в формировании современной научной картины мира, в практической
деятельности людей. Физика и культура.
Механика
Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические
характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и
движений.
Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения.
Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.
Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для
развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон
сохранения механической энергии. Работа силы.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия.
Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.
Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях.
Энергия волны.
Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярно-кинетическая

теория

(МКТ)

строения

вещества

и

ее

экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней
кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального
газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–
Клапейрона.
Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения
внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых
процессов. Принципы действия тепловых машин.
Электродинамика
Электрическое

поле.

Закон

Кулона.

электростатического

поля.

Проводники,

Напряженность

полупроводники

и
и

потенциал
диэлектрики.

Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для
полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках,
газах и вакууме. Сверхпроводимость.
Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током
и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные
свойства вещества.
Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур.
Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их
практическое применение.
Геометрическая оптика. Волновые свойства света.

Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности
Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярноволновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на
основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды
радиоактивных превращений атомных ядер.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления
ядер.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Строение Вселенной
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.
Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.
Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.
Примерный перечень практических и лабораторных работ (на выбор
учителя)
Прямые измерения:
измерение мгновенной скорости с использованием секундомера или компьютера с
датчиками;
сравнение масс (по взаимодействию);
измерение сил в механике;
измерение температуры жидкостными и цифровыми термометрами;
оценка сил взаимодействия молекул (методом отрыва капель);
измерение термодинамических параметров газа;
измерение ЭДС источника тока;
измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита помощью
электронных весов;
определение периода обращения двойных звезд (печатные материалы).
Косвенные измерения:
измерение ускорения;
измерение ускорения свободного падения;
определение энергии и импульса по тормозному пути;
измерение удельной теплоты плавления льда;
измерение напряженности вихревого электрического поля (при наблюдении
электромагнитной индукции);
измерение внутреннего сопротивления источника тока;
определение показателя преломления среды;

измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линз;
определение длины световой волны;
определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле (по
фотографиям).
Наблюдение явлений:
наблюдение механических явлений в инерциальных и неинерциальных системах
отсчета;
наблюдение вынужденных колебаний и резонанса;
наблюдение диффузии;
наблюдение явления электромагнитной индукции;
наблюдение волновых свойств света: дифракция, интерференция, поляризация;
наблюдение спектров;
вечерние наблюдения звезд, Луны и планет в телескоп или бинокль.
Исследования:
исследование равноускоренного движения с использованием электронного
секундомера или компьютера с датчиками;
исследование движения тела, брошенного горизонтально;
исследование центрального удара;
исследование качения цилиндра по наклонной плоскости;
исследование движения броуновской частицы (по трекам Перрена);
исследование изопроцессов;
исследование изохорного процесса и оценка абсолютного нуля;
исследование остывания воды;
исследование зависимости напряжения на полюсах источника тока от силы тока в
цепи;
исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней;
исследование нагревания воды нагревателем небольшой мощности;
исследование явления электромагнитной индукции;
исследование зависимости угла преломления от угла падения;

исследование зависимости расстояния от линзы до изображения от расстояния от
линзы до предмета;
исследование спектра водорода;
исследование движения двойных звезд (по печатным материалам).
Проверка гипотез (в том числе имеются неверные):
при движении бруска по наклонной плоскости время перемещения на
определенное расстояния тем больше, чем больше масса бруска;
при движении бруска по наклонной плоскости скорость прямо пропорциональна
пути;
при затухании колебаний амплитуда обратно пропорциональна времени;
квадрат среднего перемещения броуновской частицы прямо пропорционален
времени наблюдения (по трекам Перрена);
скорость остывания воды линейно зависит от времени остывания;
напряжение при последовательном включении лампочки и резистора не равно
сумме напряжений на лампочке и резисторе;
угол преломления прямо пропорционален углу падения;
при плотном сложении двух линз оптические силы складываются;
Конструирование технических устройств:
конструирование наклонной плоскости с заданным КПД;
конструирование рычажных весов;
конструирование наклонной плоскости, по которой брусок движется с заданным
ускорением;
конструирование электродвигателя;
конструирование трансформатора;
конструирование модели телескопа или микроскопа.

Тематическое планирование
10 класс
№
Тема
п/п
1 Инструктаж по ТБ на уроках физики.
Физика и познание мира. Что такое механика.
2 Кинематика. Основные понятия кинематики.
3 Скорость равномерного прямолинейного движения.
Уравнение РПД.
4 Мгновенная скорость. Сложение скоростей.
5 Ускорение. Единица ускорения. Уравнения движения с
постоянным ускорением.
6 Свободное падение тел. Движение с постоянным
ускорением.
7 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа
№ 1 «Измерение ускорения свободного падения».
8 Равномерное движение точки по окружности.
Кинематика твердого тела.
9 Решение задач. Самостоятельная работа по теме
«Кинематика».
10 Динамика. Законы механики Ньютона.
11 Силы в механике. Гравитационные силы.
12 Сила тяжести и вес. Силы упругости.
13 Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа
№ 2 «Изучение движения тела по окружности под
действием сил упругости и тяжести».
14 Инструктаж по ТБ.
Силы трения
Лабораторная работа
№ 3 «Исследование движения тела под действием
постоянной силы».
15 Контрольная работа №1 по теме «Кинематика.
Динамика».
16 Законы сохранения в механике.
Закон сохранения импульса.
17 Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа
№ 4 «Исследование упругого и неупругого
столкновений тел».
18 Работа сил. Мощность.
19 Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон
сохранения в механике.
20 Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа
№ 5 «Сравнение работы силы с изменением
кинетической энергии тела».
21 Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа №6 «Изучение закона сохранения
механической энергии»
Обобщение и повторение.
22 Обобщение и повторение по теме «Законы сохранения в
механике».

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

Срок

23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33

34

35
36

37

38
39

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения в
механике».
Основы МКТ
Основные положения МКТ и их опытные обоснования.
Строение газообразных, жидких и твердых тел Решение
задач на характеристики молекул и их систем.
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального
газа.
Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ
идеального газа».
Температура. Энергия теплового движения молекул.
Решение задач.
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.
Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и
газовые законы. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа
№7 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».
Решение задач Самостоятельная работа по теме
«Основы МКТ. Температура. Газовые законы».
Зачет по темам изученных за первое полугодие.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые
тела.
Насыщенный пар. Влажность воздуха.
Лабораторная работа №8 «Измерение относительной
влажности».
Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности
жидкости.
Лабораторная работа
№ 9 «Измерение поверхностного натяжения жидкости».
Твердые тела.
Решение задач
Самостоятельная работа по теме «Взаимное
превращение жидкостей и газов. Твердые тела».
Термодинамика
Внутренняя энергия. Работа в термодинамики.
Количество теплоты.
Решение задач на расчет работы термодинамической
системы.
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа
№ 10 «Измерение удельной теплоты плавления льда».
Первый закон термодинамики и его применение.
Решение задач по теме «Первый закон термодинамики».
Семинар по теме «Необратимость процессов в природе.
Второй закон термодинамики».
Принцип действия тепловых двигателей. КПД.
Обобщение и повторение по теме «Молекулярная
физика. Тепловые явления».
Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика.
Тепловые явления».
Электростатика.
Введение в электродинамику. Электростатика.
Закон Кулона.
Электрическое поле. Напряженность.
Проводники и диэлектрики в эл. поле.
Энергетические характеристики электростатического

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

51
52
53

54

55
56
57
58

59
60

61
62
63

64
65
66
67
68
69
70

поля.
Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.
Решение задач. Самостоятельная работа по теме
«Электростатика».
Постоянный электрический ток
Электрический ток. Закон Ома для участка цепи.
Электрические цепи.
Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа №11 «Изучение
последовательного и параллельного соединения
проводников».
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа
№12 «Измерение электрического сопротивления».
Работа и мощность постоянного тока. ЭДС. Закон Ома
для полной цепи.
Решение задач на закон Ома для полной цепи.
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13
«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления
источника тока».
Решение задач. Самостоятельная работа по теме
«Постоянный электрический ток».
Электрический ток в различных средах.
Электрическая проводимость различных веществ.
Электронная проводимость металлов. Зависимость
сопротивления проводника от температуры.
Закономерности протекания эл. тока в полупроводниках.
Закономерности протекания эл. тока в вакууме.
Закономерности протекания эл. тока в проводящих
жидкостях. Лабораторная работа №14 «Измерение
элементарного заряда».
Закономерности протекания эл. тока в газах. Плазма.
Обобщение и повторение по теме: «Основы
электродинамики».
Контрольная работа по теме «Основы
электродинамики».
«Механика».
«Молекулярная физика. Тепловые явления».
Итоговая контрольная работа.
Анализ ИКР. Обобщение курса физики 10 класса.

1
1
1

1

1
1
1
1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

11 класс
№
Тема
Количество
п/п
часов
1 Инструктаж по ТБ на уроках физики.
1
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила
Ампера.
Электроизмерительные приборы. Применение закона
Ампера.
2 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1
1
«Измерение магнитной индукции».
3 Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
1
4 Решение задач. Самостоятельная работа.
1
5 Явление электромагнитной индукции. Магнитный
1
поток. Правило Ленца.
6 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Изучение
1
явления электромагнитной индукции».
7 Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции.
1
8 Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного
1
поля. Электромагнитное поле.
9 Обобщение и повторение по теме «Основы
1
электродинамики».
10 Контрольная работа по теме «Основы
1
электродинамики».
11 Механические колебания.
1
12 Свободные и вынужденные электромагнитные
1
колебания. Колебательный контур.
13 Переменный электрический ток. Активное
1
сопротивление. Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка в цепи переменного тока.
14 Мощность в цепи переменного тока. Резонанс.
1
15 Семинар по теме «Производство, передача и
1
использование электрической энергии».
16 Самостоятельная работа по теме «Колебания»
1
Механические волны.
17 Электромагнитная волна Плотность потока
1
электромагнитного излучения.
18 Изобретение радио АС Поповым. Современные средства
1
связи.
19 Обобщение и повторение по теме « Колебания и волны».
1
20 Контрольная работа по теме«Колебания и волны».
1
21 Скорость света. Законы отражения и преломления света.
1
Полное отражение.
22 Линзы. Построение изображение линзы.
1
23 Дисперсия, дифракция, интерференция света.
1
24 Глаз как оптическая система.
1
Поперечность световых волн.
25 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5
1
«Измерение длины световой волны».
26 Решение задач Самостоятельная работа по теме
1
«Световые волны».
27 Виды излучений. Инфракрасное и ультрафиолетовое
1
излучение. Рентгеновские лучи.

Срок

28
29
30
31
32
33
34
35

Виды спектров.
Контрольная работа по теме «Оптика».
Зачет по темам изученных за первое полугодие.
Законы электродинамики и принцип относительности.
Постулаты ТО. Следствия постулатов относительности.
Элементы релятивистской динамики.
Обобщение по теме «Элементы специальной теории
относительности».
Фотоэффект. Теория фотоэффекта.
Фотоны. Применение фотоэффекта.

1
1
1
1
1
1
1
1

12 класс
№
Тема
Количество
п/п
часов
1 Инструктаж по ТБ на уроках физики.
1
Квантовые свойства света.
2 Строение атома. Квантовые постулаты Бора.
1
3 Лазеры.
1
4 Методы наблюдения и регистрации элементарных
1
частиц. Радиоактивность.
5 Альфа-, бета- и гамма- излучения. Радиоактивные
1
превращения.
6 Закон радиоактивного распада. Изотопы.
1
7 Состав ядра атома. Энергия связи атомных ядер.
1
8 Ядерные реакции. Цепные ядерные реакции. Ядерный
1
реактор. Термоядерные реакции.
9 Семинар по теме «Применение физики ядра на практике.
1
Биологическое действие радиоактивных излучений».
10 Элементарные частицы.
1
Обобщение и повторение темы.
11 Контрольная работа по теме «Квантовая физика».
1
12 Значение физики для объяснения мира и развития
1
производительных сил общества.
13 Значение физики для объяснения мира и развития
1
производительных сил общества.
14 Значение физики для объяснения мира и развития
1
производительных сил общества.
15 Небесная сфера. Звездное небо.
1
16 Законы Кеплера.
1
17 Строение Солнечной системы.
1
18 Система Земля – Луна.
1
19 Общие сведения о Солнце, его источники энергии и
1
внутреннее строение.
20 Физическая природа звезд.
1
21 Наша Галактика.
1
22 Происхождение и эволюция галактик. Красное
1
смещение.
23 Жизнь и разум во Вселенной Пространственные
1
масштабы наблюдаемой Вселенной.
24 Обобщение по теме: Строение и эволюция вселенной.
1
25 Обобщение и повторение темы «Основы
1
электродинамики».
26 Обобщение и повторение темы «Колебания и волны».
1
27 Обобщение и повторение темы «Оптика».
1
28 Обобщение и повторение темы «Квантовая физика».
1
29 Итоговая контрольная работа.
1
30 Повторение курса физики 11 и 12 класса.
1
31 Повторение курса физики 11 и 12 класса.
1
32 Повторение курса физики 11 и 12 класса.
1
33 Повторение курса физики 11 и 12 класса.
1
34 Повторение курса физики 11 и 12 класса.
1
35 Повторение курса физики 11 и 12 класса.
1

Срок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».