Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «СОШ № 6», утвержденной Приказом № 82/о от 05.08.2020 года Рабочая программа учебного предмета «Математика: алгебра и начало математического анализа, геометрия» (базовый уровень) (в соответствии с ФГОС СОО) АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ» 10-11 КЛАССЫ Рабочая программа по учебному предмету «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» для изучения на уровне среднего общего образования составлена на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 года № 413, с изменениями и дополнениями) Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016года); На основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345», приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом министерства просвещения российской федерации от 28 декабря 2018 г. № 345», приказ от 18 мая 2020 г. N 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом министерства просвещения российской федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»; Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 с изменениями и дополнениями от:29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.; Устава МБОУ «СОШ №6»; Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №6, утвержденной приказом МБОУ «СОШ №6» от 05.08.2020 года №82/о. Программа реализуется с использованием учебников: Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Ткачева М.В. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни) 10-11 Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни) 10-11 Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый уровень) на уровне среднего общего образования учебным планом школы предусмотрено 280 часов. Из них 140 часов в 10 классе, 140 часов в 11 классе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ» 10-11 КЛАССЫ Личностные результаты: ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты Базовый уровень «Проблемно-функциональные результаты» Выпускник научится Цели освоения предмета Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики Выпускник получит возможность научиться Для развития мышления, использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики Требования к результатам Раздел Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Оперировать на базовом уровне понятиями: конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал; оперировать на базовом уровне понятиями: утверждение, отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; находить пересечение и объединение двух множеств, представленных графически на числовой прямой; строить на числовой прямой подмножество числового множества, заданное простейшими условиями; распознавать ложные утверждения, ошибки в рассуждениях, в том числе с использованием контрпримеров. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать числовые множества на координатной прямой для описания реальных процессов и явлений; проводить логические рассуждения в ситуациях повседневной жизни 1. Элементы теории множеств и математическо й логики Оперировать понятиями : конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал, полуинтервал, промежуток с выколотой точкой, графическое представление множеств на координатной плоскости; оперировать понятиями: утверждение, отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; проверять принадлежность элемента множеству; находить пересечение и объединение множеств, в том числе представленных графически на числовой прямой и на координатной плоскости; проводить доказательные рассуждения для обоснования истинности утверждений. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать числовые 2. Числа и выражения Оперировать на базовом уровне понятиями: целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; оперировать на базовом уровне понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину; выполнять арифметические действия с целыми и рациональными числами; выполнять несложные преобразования числовых выражений, содержащих степени чисел, либо корни из чисел, либо логарифмы чисел; сравнивать рациональные числа между собой; оценивать и сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел, множества на координатной прямой и на координатной плоскости для описания реальных процессов и явлений; проводить доказательные рассуждения в ситуациях повседневной жизни, при решении задач из других предметов Свободно оперировать понятиями: целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; приводить примеры чисел с заданными свойствами делимости; оперировать понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, радианная и градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину, числа е и π; выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные логарифмов чисел в простых приемы, применяя при случаях; необходимости изображать точками на числовой вычислительные прямой целые и рациональные устройства; числа; находить значения корня изображать точками на числовой натуральной степени, прямой целые степени чисел, корни степени с рациональным натуральной степени из чисел, показателем, логарифма, логарифмы чисел в простых используя при случаях; необходимости выполнять несложные вычислительные преобразования целых и дробноустройства; рациональных буквенных пользоваться оценкой и выражений; прикидкой при выражать в простейших случаях из практических расчетах; равенства одну переменную через проводить по известным другие; формулам и правилам вычислять в простых случаях преобразования значения числовых и буквенных буквенных выражений, выражений, осуществляя включающих степени, необходимые подстановки и корни, логарифмы и преобразования; тригонометрические изображать схематически угол, функции; величина которого выражена в находить значения градусах; числовых и буквенных оценивать знаки синуса, косинуса, выражений, осуществляя тангенса, котангенса конкретных необходимые углов. подстановки и преобразования; В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: изображать выполнять вычисления при схематически угол, решении задач практического величина которого характера; выражена в градусах или выполнять практические расчеты с радианах; использованием при необходимости использовать при справочных материалов и решении задач вычислительных устройств; табличные значения соотносить реальные величины, тригонометрических характеристики объектов функций углов; окружающего мира с их выполнять перевод конкретными числовыми величины угла из значениями; радианной меры в использовать методы округления, градусную и обратно. приближения и прикидки при В повседневной жизни и решении практических задач при изучении других повседневной жизни Решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения; решать логарифмические уравнения вида log a(bx + c) = d и простейшие неравенства вида log a x < d; решать показательные уравнения, вида a bx + c= d (где d можно представить в виде степени с основаниемa) и простейшие неравенства вида ax < d (где d можно представить в виде степени с основанием a);. приводить несколько примеров корней простейшего тригонометрического уравнения вида: sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a, где a – табличное значение соответствующей тригонометрической функции. В повседневной жизни и при изучении других предметов: составлять и решать уравнения и 3. Уравнения и неравенства учебных предметов: выполнять действия с числовыми данными при решении задач практического характера и задач из различных областей знаний, используя при необходимости справочные материалы и вычислительные устройства; оценивать, сравнивать и использовать при решении практических задач числовые значения реальных величин, конкретные числовые характеристики объектов окружающего мира Решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, неравенства и их системы; использовать методы решения уравнений: приведение к виду «произведение равно нулю» или «частное равно нулю», замена переменных; использовать метод интервалов для решения неравенств; использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств; изображать на системы уравнений при решении несложных практических задач 4. Функции Оперировать на базовом уровне понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график тригонометрической окружности множество решений простейших тригонометрических уравнений и неравенств; выполнять отбор корней уравнений или решений неравенств в соответствии с дополнительными условиями и ограничениями. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: составлять и решать уравнения, системы уравнений и неравенства при решении задач других учебных предметов; использовать уравнения и неравенства для построения и исследования простейших математических моделей реальных ситуаций или прикладных задач; уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат, оценивать его правдоподобие в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи Оперировать понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период; оперировать на базовом уровне понятиями: прямая и обратная пропорциональность линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции; распознавать графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций; соотносить графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций с формулами, которыми они заданы; находить по графику приближённо значения функции в заданных точках; определять по графику свойства функции (нули, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, наибольшие и наименьшие значения и т.п.); строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания / убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов и т.д.). В повседневной жизни и при изучении других предметов: определять по графикам свойства множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период, четная и нечетная функции; оперировать понятиями: прямая и обратная пропорциональность, линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции; определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания/убывания, 5. Элементы математическог о анализа реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства и т.п.); интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации Оперировать на базовом уровне понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; определять значение производной функции в точке по изображению значение функции в заданной точке, точки экстремумов, асимптоты, нули функции и т.д.); решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: определять по графикам и использовать для решения прикладных задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, асимптоты, период и т.п.); интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации; определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и др. (амплитуда, период и т.п.) Оперировать понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; касательной к графику, вычислять производную проведенной в этой точке; одночлена, многочлена, решать несложные задачи на квадратного корня, применение связи между производную суммы промежутками монотонности и функций; точками экстремума функции, с вычислять производные одной стороны, и промежутками элементарных функций и знакопостоянства и нулями их комбинаций, используя производной этой функции – с справочные материалы; другой. исследовать в простейших случаях В повседневной жизни и при функции на изучении других предметов: пользуясь графиками, сравнивать монотонность, находить скорости возрастания (роста, наибольшие и повышения, увеличения и т.п.) или наименьшие значения скорости убывания (падения, функций, строить снижения, уменьшения и т.п.) графики многочленов и величин в реальных процессах; простейших соотносить графики реальных рациональных функций с процессов и зависимостей с их использованием описаниями, включающими аппарата характеристики скорости изменения математического (быстрый рост, плавное понижение анализа. и т.п.); В повседневной жизни и использовать графики реальных при изучении других процессов для решения несложных учебных предметов: прикладных задач, в том числе решать прикладные определяя по графику скорость хода задачи из биологии, процесса физики, химии, экономики и других предметов, связанные с исследованием характеристик реальных процессов, нахождением наибольших и наименьших значений, скорости и ускорения и т.п.; интерпретировать полученные результаты Иметь представление о 6. Статистика и Оперировать на базовом уровне основными описательными дискретных и теория вероятностей, характеристиками числового непрерывных случайных логика и набора: среднее арифметическое, величинах и комбинаторика медиана, наибольшее и наименьшее распределениях, о значения; оперировать на базовом уровне понятиями: частота и вероятность события, случайный выбор, опыты с равновозможными элементарными событиями; вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать и сравнивать в простых случаях вероятности событий в реальной жизни; читать, сопоставлять, сравнивать, интерпретировать в простых случаях реальные данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков независимости случайных величин; иметь представление о математическом ожидании и дисперсии случайных величин; иметь представление о нормальном распределении и примерах нормально распределенных случайных величин; понимать суть закона больших чисел и выборочного метода измерения вероятностей; иметь представление об условной вероятности и о полной вероятности, применять их в решении задач; иметь представление о важных частных видах распределений и применять их в решении задач; иметь представление о корреляции случайных величин, о линейной регрессии. В повседневной жизни и при изучении других предметов: вычислять или оценивать вероятности событий в реальной жизни; выбирать подходящие методы представления и обработки данных; уметь решать несложные задачи на применение закона больших чисел в социологии, страховании, 7. Текстовые задачи здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях Решать несложные текстовые Решать задачи разных задачи разных типов; типов, в том числе анализировать условие задачи, при задачи повышенной необходимости строить для ее трудности; решения математическую модель; выбирать оптимальный понимать и использовать для метод решения задачи, решения задачи информацию, рассматривая различные представленную в виде текстовой и методы; символьной записи, схем, таблиц, строить модель решения диаграмм, графиков, рисунков; задачи, проводить действовать по алгоритму, доказательные содержащемуся в условии задачи; рассуждения; использовать логические решать задачи, рассуждения при решении задачи; требующие перебора работать с избыточными вариантов, проверки условиями, выбирая из всей условий, выбора информации, данные, необходимые оптимального для решения задачи; результата; осуществлять несложный перебор анализировать и возможных решений, выбирая из интерпретировать них оптимальное по критериям, результаты в контексте сформулированным в условии; условия задачи, анализировать и интерпретировать выбирать решения, не полученные решения в контексте противоречащие условия задачи, выбирать решения, контексту; не противоречащие контексту; переводить при решении решать задачи на расчет стоимости задачи информацию из покупок, услуг, поездок и т.п.; одной формы в другую, решать несложные задачи, используя при связанные с долевым участием во необходимости схемы, владении фирмой, предприятием, таблицы, графики, недвижимостью; диаграммы; решать задачи на простые проценты В повседневной жизни и (системы скидок, комиссии) и на при изучении других вычисление сложных процентов в предметов: различных схемах вкладов, решать практические кредитов и ипотек; задачи и задачи из других решать практические задачи, предметов требующие использования отрицательных чисел: на определение температуры, на 8. Геометрия определение положения на временнóй оси (до нашей эры и после), на движение денежных средств (приход/расход), на определение глубины/высоты и т.п.; использовать понятие масштаба для нахождения расстояний и длин на картах, планах местности, планах помещений, выкройках, при работе на компьютере и т.п. В повседневной жизни и при изучении других предметов: решать несложные практические задачи, возникающие в ситуациях повседневной жизни Оперировать на базовом уровне понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб); изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых чертежных инструментов; делать (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу; извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках; применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур; находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул; распознавать основные виды тел вращения (конус, цилиндр, сфера и шар); Оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме; решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам; делать (выносные) плоские чертежи из рисунков объемных фигур, в том числе рисовать вид сверху, сбоку, строить сечения многогранников; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на 9. Векторы и координаты в пространстве находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с применением формул. В повседневной жизни и при изучении других предметов: соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями; использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения типовых задач практического содержания; соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы различного размера; соотносить объемы сосудов одинаковой формы различного размера; оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т.п. (определять количество вершин, ребер и граней полученных многогранников) чертежах; применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; формулировать свойства и признаки фигур; доказывать геометрические утверждения; владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды); находить объемы и площади поверхностей геометрических тел с применением формул; вычислять расстояния и углы в пространстве. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний Оперировать на базовом уровне понятием декартовы координаты в пространстве; находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда Оперировать понятиями декартовы координаты в пространстве, вектор, модуль вектора, равенство векторов, координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение векторов, 10. История математики 11. Методы математики Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей; понимать роль математики в развитии России Применять известные методы при решении стандартных математических задач; замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности; приводить примеры математических закономерностей в природе, в том числе характеризующих красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства коллинеарные векторы; находить расстояние между двумя точками, сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам; задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат; решать простейшие задачи введением векторного базиса Представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей; понимать роль математики в развитии России Использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение; применять основные методы решения математических задач; на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства; применять простейшие программные средства и электроннокоммуникационные системы при решении математических задач СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ» 10-11 классы Алгебра и начала математического анализа Повторение. Решение задач с использованием свойств чисел и систем счисления, делимости, долей и частей, процентов, модулей чисел. Решение задач с использованием свойств степеней и корней, многочленов, преобразований многочленов и дробно-рациональных выражений. Решение задач с использованием градусной меры угла. Модуль числа и его свойства. Решение задач на движение и совместную работу с помощью линейных и квадратных уравнений и их систем. Решение задач с помощью числовых неравенств и систем неравенств с одной переменной, с применением изображения числовых промежутков. Решение задач с использованием числовых функций и их графиков. Использование свойств и графиков линейных и квадратичных функций, обратной пропорциональности и функции y x . Графическое решение уравнений и неравенств. Тригонометрическая окружность, радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Основное тригонометрическое тождество и следствия из него. Значения тригонометрических функций для углов 0, 30, 45, 60, 90, 180, 270. ( 0, , , , 6 4 3 2 рад). Формулы сложения тригонометрических функций, формулы приведения, формулы двойного аргумента. Нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность. Наибольшее и наименьшее значение функции. Периодические функции. Четность и нечетность функций. Сложные функции. Тригонометрические функции y cos x, y sin x, y tgx . Функция y ctgx . Свойства и графики тригонометрических функций. Арккосинус, арксинус, арктангенс числа. Арккотангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики. Решение простейших тригонометрических неравенств. Степень с действительным показателем, свойства степени. Простейшие показательные уравнения и неравенства. Показательная функция и ее свойства и график. Логарифм числа, свойства логарифма. Десятичный логарифм. Число е. Натуральный логарифм. Преобразование логарифмических выражений. Логарифмические уравнения и неравенства. Логарифмическая функция и ее свойства и график. Степенная функция и ее свойства и график. Иррациональные уравнения. Метод интервалов для решения неравенств. Преобразования графиков функций: сдвиг вдоль координатных осей, растяжение и сжатие, отражение относительно координатных осей. Графические методы решения уравнений и неравенств. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Системы показательных, логарифмических и иррациональных уравнений. Системы показательных, логарифмических неравенств. Взаимно обратные функции. Графики взаимно обратных функций. Уравнения, системы уравнений с параметром. Производная функции в точке. Касательная к графику функции. Геометрический и физический смысл производной. Производные элементарных функций. Правила дифференцирования. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Понятие о непрерывных функциях. Точки экстремума (максимума и минимума). Исследование элементарных функций на точки экстремума, наибольшее и наименьшее значение с помощью производной. Построение графиков функций с помощью производных. Применение производной при решении задач. Первообразная. Первообразные элементарных функций. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Определенный интеграл. Вычисление площадей плоских фигур и объемов тел вращения с помощью интеграла. Геометрия Повторение. Решение задач с применением свойств фигур на плоскости. Задачи на доказательство и построение контрпримеров. Использование в задачах простейших логических правил. Решение задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырехугольниками. Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями. Решение задач на измерения на плоскости, вычисление длин и площадей. Решение задач с помощью векторов и координат. Наглядная стереометрия. Фигуры и их изображения (куб, пирамида, призма). Основные понятия стереометрии и их свойства. Сечения куба и тетраэдра. Точка, прямая и плоскость в пространстве, аксиомы стереометрии и следствия из них. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Изображение простейших пространственных фигур на плоскости. Расстояния между фигурами в пространстве. Углы в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Проекция фигуры на плоскость. Признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. Теорема о трех перпендикулярах. Многогранники. Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Теорема Пифагора в пространстве. Призма и пирамида. Правильная пирамида и правильная призма. Прямая пирамида. Элементы призмы и пирамиды. Тела вращения: цилиндр, конус, сфера и шар. Основные свойства прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса. Изображение тел вращения на плоскости. Представление об усеченном конусе, сечения конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину), сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечения шара. Развертка цилиндра и конуса. Простейшие комбинации многогранников и тел вращения между собой. Вычисление элементов пространственных фигур (ребра, диагонали, углы). Площадь поверхности правильной пирамиды и прямой призмы. Площадь поверхности прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса и шара. Понятие об объеме. Объем пирамиды и конуса, призмы и цилиндра. Объем шара. Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей и объемами подобных тел. Движения в пространстве: параллельный перенос, центральная симметрия, симметрия относительно плоскости, поворот. Свойства движений. Применение движений при решении задач. Векторы и координаты в пространстве. Сумма векторов, умножение вектора на число, угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Скалярное произведение векторов. Теорема о разложении вектора по трем некомпланарным векторам. Скалярное произведение векторов в координатах. Применение векторов при решении задач на нахождение расстояний, длин, площадей и объемов. Уравнение плоскости в пространстве. Уравнение сферы в пространстве. Формула для вычисления расстояния между точками в пространстве. Вероятность и статистика. Работа с данными Повторение. Решение задач на табличное и графическое представление данных. Использование свойств и характеристик числовых наборов: средних, наибольшего и наименьшего значения, размаха, дисперсии. Решение задач на определение частоты и вероятности событий. Вычисление вероятностей в опытах с равновозможными элементарными исходами. Решение задач с применением комбинаторики. Решение задач на вычисление вероятностей независимых событий, применение формулы сложения вероятностей. Решение задач с применением диаграмм Эйлера, дерева вероятностей, формулы Бернулли. Условная вероятность. Правило умножения вероятностей. Формула полной вероятности. Дискретные случайные величины и распределения. Независимые случайные величины. Распределение суммы и произведения независимых случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия суммы случайных величин. Геометрическое распределение. Биномиальное распределение и его свойства. Непрерывные случайные величины. Понятие о плотности вероятности. Равномерное распределение. Показательное распределение, его параметры. Понятие о нормальном распределении. Параметры нормального распределения. Примеры случайных величин, подчиненных нормальному закону (погрешность измерений, рост человека). Неравенство Чебышева. Теорема Бернулли. Закон больших чисел. Выборочный метод измерения вероятностей. Роль закона больших чисел в науке, природе и обществе. Ковариация двух случайных величин. Понятие о коэффициенте корреляции. Совместные наблюдения двух случайных величин. Выборочный коэффициент корреляции. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ» 10 КЛАСС Содержание учебного материала Количество № урока часов (Тема урока) 1 Вводный урок 1 2 Целые и рациональные числа 1 3 Действительные числа 1 4 Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия 1 Арифметический корень натуральной степени 2 7 Степень с рациональным показателем 1 8 Степень с действительным показателем 1 9 Урок обобщения и систематизации знаний по теме Действительные числа 1 10 Контрольная работа №1 по теме Действительные числа 1 11 Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. 1 12 Некоторые следствия из аксиом 1 Решение задач по теме Аксиомы стереометрии и их свойства 2 Контрольная работа №2 по теме Аксиомы стереометрии и их свойства 1 Степенная функция, её свойства и график 2 18 Равносильные уравнения 1 19 Равносильные уравнения и неравенства 1 5,6 13,14 15 16,17 20,21 Иррациональные уравнения 2 22,23 Урок обобщения и систематизации знаний по теме Степенная функция 2 24 Контрольная работа №3 по теме Степенная функция 1 25 Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых 1 26 Параллельность прямой и плоскости 1 27 Решение задач на параллельность прямой и плоскости 1 28 Скрещивающиеся прямые 1 29 Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми 1 30 Решение задач по теме Взаимное расположение прямых в пространстве 1 31 Решение задач. Контрольная работа №4 по теме Взаимное расположение прямых в пространстве (20мин) 1 32,33 Показательная функция, её свойства и график 2 34,35 Показательные уравнения 2 36,37 Показательные неравенства 2 38,39 Системы показательных уравнений и неравенств 2 40 Урок обобщения и систематизации знаний по теме Показательная функция 1 41 Контрольная работа №5 по теме Показательная функция 1 42 Параллельные плоскости. Признак параллельности двух плоскостей 1 43 Свойства параллельных плоскостей 1 44 Тетраэдр 1 45 Параллелепипед 1 46,47 Задачи на построение сечений 2 48,49 Решение задач по теме Параллельность плоскостей 2 50 Контрольная работа №6 по теме Параллельность плоскостей 1 51,52 Логарифмы 2 53,54 Свойства логарифмов 2 55,56 Десятичные и натуральные логарифмы 2 57,58 Логарифмическая функция, её свойства и график 2 59,60 Логарифмические уравнения 2 61,61 Логарифмические неравенства 2 63 Урок обобщения и систематизации знаний по теме Логарифмическая функция 1 64 Контрольная работа №7 по теме Логарифмическая функция 1 65 Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные плоскости. 1 66 Признак перпендикулярности прямой и плоскости 1 67 Теорема о прямой перпендикулярной плоскости 1 68,69 Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. 2 70 Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. 1 71 Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах 1 72 Угол между прямой и плоскостью 1 73 Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах 1 74,75 Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах 2 Радианная мера угла 1 77,78 Поворот точки вокруг начала координат 2 79,80 Определение синуса, косинуса и тангенса угла 2 Знаки синуса, косинуса и тангенса 1 Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла 2 Тригонометрические тождества 3 87 Двугранный угол 1 88 Признак перпендикулярности двух плоскостей 1 89,90 Прямоугольный параллелепипед 2 91,92 Решение задач по теме Перпендикулярность прямых и плоскостей 2 93 Контрольная работа №8 по теме Перпендикулярность прямых и плоскостей 1 94 Синус, косинус и тангенс углов α и -α 1 76 81 82,83 84,85,86 Формулы сложения 3 Синус, косинус и тангенс двойного угла 2 100,101 Формулы приведения 2 102,103 Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов 2 104 Урок обобщения и систематизации знаний по теме Тригонометрические формулы 1 105 Контрольная работа №9 по теме Тригонометрические формулы 1 106 Понятие многогранника. Призма 1 95,96,97 98,99 107,108,109 Призма. Площадь поверхности призмы. 3 110 Пирамида. Площадь поверхности пирамиды 1 111 Правильная пирамида 1 112 Усечённая пирамида 1 Решение задач по теме Пирамида 2 115 Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника 1 116 Элементы симметрии правильных многогранников 1 117 Контрольная работа №10 по теме Многогранники 1 Уравнение cos x = a 2 120,121,122 Уравнение sin x = a 3 113,114 118,119 123,124 Уравнение tg x = a 125,126,127 Решение тригонометрических уравнений 2 3 128 Урок обобщения и систематизации знаний по теме Тригонометрические уравнения 1 129 Контрольная работа №11 по теме Тригонометрические уравнения 1 130 Понятие вектора. Равенство векторов. 1 131 Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов 1 132 Умножение вектора на число 1 133 Компланарные векторы. Правило параллелепипеда 1 134 Разложение вектора по трём некомпланарным векторам 1 135 Повторение теории. Решение задач по теме Векторы 1 136,137 Повторение. Функции и графики 2 138,139 Повторение. Призма 2 140 Заключительный урок-беседа по курсу математики Х класса 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ» 11 КЛАСС Содержание учебного материала Количество № урока часов (Тема урока) 1 Повторение курса алгебры и начал анализа 10 класса Определения синуса, косинуса и тангенса угла 1 2 Повторение курса алгебры и начал анализа 10 класса Тригонометрические формулы 1 3 Повторение курса алгебры и начал анализа 10 класса Тригонометрические формулы 1 4 Повторение курса алгебры и начал анализа 10 класса Тригонометрические уравнения 1 Область определения и множество значений тригонометрических функций 2 7 Чётность и нечётность тригонометрических функций 1 8 Периодичность тригонометрических функций 1 9,10 Свойства функции y = cosx и её график 2 11,12 Свойства функции y = sin x и её график 2 13,14 Свойства функции y = tg x и её график 2 15 Обобщающий урок по теме Тригонометрические функции 1 16 Контрольная работа №1 по теме Тригонометрические функции 1 17 Прямоугольные системы координат в пространстве 1 Координаты вектора 2 Связь между координатами вектора и координатами точек 1 Простейшие задачи в координатах 2 Контрольная работа №2 по теме координаты точки и координаты вектора 1 24,25 Производная 2 26,27 Производная степенной функции 2 5,6 18,19 20 21,22 23 28,29,30 Правила дифференцирования 3 31,32,33 Производные некоторых элементарных функций 3 34,35,36 Геометрический смысл производной 3 37 Обобщающий урок по теме Производная 1 38 Контрольная работа №3 по теме Производная 1 39 Угол между векторами. 1 40 Скалярное произведение векторов 1 41 Вычисление углов между прямыми и плоскостями 1 42 Решение задач по теме Скалярное произведение 1 43 Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. 1 44 Параллельный перенос 1 45 Решения задач по теме Движения 1 46 Контрольная работа №4 по теме Скалярное произведение. Движения 1 Возрастание и убывание функции 2 Экстремумы функции 3 47,48 49,50,51 52,53,54, Применение производной к построению графиков функций 55 4 56,57,58, Наибольшее и наименьшее значения функции 5 59,60 61 Обобщающий урок по теме Применение производной к исследованию функций 1 62 Контрольная работа №5 по теме Применение производной к исследованию функций 1 63 Понятие цилиндра 1 64 Площадь поверхности цилиндра. 1 65 Решение задач по теме Цилиндр 1 66 Понятие конуса. Площадь поверхности конуса 1 67 Усечённый конус 1 68 Решение задач по теме Конус 1 69 Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. 1 70 Касательная плоскость к сфере 1 71 Площадь сферы 72,73,74, Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар 1 4 75 Контрольная работа №6 по теме Цилиндр. Конус. Шар 1 Первообразная 2 Правила нахождения первообразных 3 Площадь криволинейной трапеции и интеграл 2 84 Обобщающий урок по теме Интеграл 1 85 Контрольная работа №7 по теме Интеграл 1 86 Понятие объёма 1 87 Объём прямоугольного параллелепипеда 1 88 Объём прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник 1 89 Объём прямой призмы 1 90 Объём цилиндра 1 91 Решение задач на нахождение объёмов прямой призмы и цилиндра 1 92 Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла 1 93 Объём наклонной призмы 1 94 Объём пирамиды 1 95 Объём конуса 1 Решение задач на нахождение объёмов наклонной призмы, пирамиды и конуса 2 98 Обобщающий урок по теме Объёмы тел 1 99 Контрольная работа №8 по теме Объёмы тел 1 100 Правило произведения 1 101 Перестановки 1 102 Размещения 1 103 Сочетания и их свойства 1 104 Бином Ньютона 1 105 Событие 1 106 Комбинация событий. Противоположное событие 1 107 Вероятность события 1 76 77,78 79,80,81 82,83 96,97 108 Сложение вероятностей 1 109 Независимые события. Умножение вероятностей 1 Статистическая вероятность 2 112 Случайные величины 1 113 Центральные тенденции 1 114 Меры разброса 1 115 Контрольная работа №9 по теме Элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики 1 116 Объём шара 1 117 Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора 1 118 Площадь сферы 1 Решение задач на нахождение объёма шара и площади сферы 3 122 Обобщающий урок по теме Объём шара и площадь сферы 1 123 Контрольная работа №10 по теме Объём шара и площадь сферы 1 124-140 Заключительное повторение курса математики 11класса, подготовка к итоговой аттестации 17 110,111 119,120, 121