ИСТОРИЯ 10-11 КЛАСС ФГОС СОО

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 6»
Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к основной
общеобразовательной программе образовательной программе
основного общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года

Рабочая программа
учебного предмета
«История» (базовый уровень)
(в соответствии с ФГОС ОСО)
(10-11 классы)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1)
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2)
гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3)
готовность к служению Отечеству, его защите;
4)
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5)
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8)
нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9)
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11)
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного
образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12)
бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому
и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
13)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14)
сформированность экологического мышления, понимания
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15)
ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4)
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5)
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,

коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8)
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Изучение предметной области "Общественные науки" должно
обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией
Российской Федерации; понимание роли России в многообразном, быстро
меняющемся
глобальном мире; сформированность навыков критического мышления,
анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования,
характерные для общественных наук; формирование целостного восприятия
всего спектра природных,
экономических, социальных реалий; сформированность умений обобщать,
анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты,
имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с
целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике
общественных наук.
Предметные результаты изучения предметной области "Общественные
науки" включают предметные результаты изучения учебных предметов:
"История" (базовый уровень) - требования к предметным результатам
освоения базового курса истории должны отражать:
1)
сформированность представлений о современной исторической
науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении
задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2)
владение комплексом знаний об истории России и человечества в
целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе;
3)
сформированность умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4)
владение навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников;
5)
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою
точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового
исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной
истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий,
явлений, процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие России и других стран;
– работать с историческими документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую
характеристику;
– критически анализировать информацию из различных источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями,
явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график,
диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе
текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной терминологией исторической науки,
предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по
исторической тематике;

– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ
века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические
события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и
национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в
сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать
информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении
политической деятельности современных руководителей России и ведущих
зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших
проблем отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок
российскими и зарубежными историческими деятелями характера и
значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий,
войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и
процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и
времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем,
графиков и др., заполнять контурную карту;
– соотносить историческое время, исторические события, действия и
поступки исторических личностей ХХ века;
– анализировать и оценивать исторические события местного
масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам
истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных
источников, знание исторических фактов, владение исторической
терминологией;
– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
– применять полученные знания при анализе современной политики
России;
– владеть элементами проектной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первая мировая война
Причины и характер Первой мировой войны. Первый этап войны.
Воюющие страны в 1915—916 гг. Война и российское общество. Кампания
1917 г. и завершение военных действий. Потери стран-участниц;
исторические уроки и социальные последствия Первой мировой войны.
Россия и мир межу двумя мировыми войнами
Февральская революция в России 1917 г. Предпосылки и причины
Февральской революции 1917 г. Падение самодержавия и создание
Временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция.
Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Л.Г.
Корнилова и его последствия.
Переход власти к партии большевиков. Углубление кризиса власти
осенью 1917 г. Вооружѐнное восстание в Петрограде. Установление
советской власти. Революционно-демократические преобразования. «Декрет
о власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Новые органы власти и
управления. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский
мир. Предпосылки Гражданской войны.
Гражданская война и интервенция. Начальный этап Гражданской
войны и интервенции. Советская республика в кольце фронтов. Военный
коммунизм. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет
(РВС). Репрессии советской власти в отношении представителей бывших
привилегированных сословий. Сотрудничество большевиков с
«буржуазными специалистами». Время решающих сражений: март 1919 —
март 1920 г. Война с Польшей и поражение Белого движения: апрель —
ноябрь 1920 г. Причины победы красных и поражения Белого движения.
Завершение Гражданской войны и образование СССР. Завершающий
этап Гражданской войны: конец 1920—1922 г. Борьба с «зелѐными».
Особенности боевых действий на национальных окраинах России. Боевые
действия в заключительный период Гражданской войны в Закавказье, в
Средней Азии и на Дальнем Востоке.
Предпосылки создания СССР. Образование Союза Советских
Социалистических республик: планы и реальность. Высшие органы власти.
Первая Конституция СССР (1924).
Экономическое и политическое положение Советской России после
окончания Гражданской войны и интервенции. Создание и принятие плана
ГОЭЛРО. Отказ от политики военного коммунизма. Новая экономическая
политика. Первые итоги нэпа. Противоречия новой экономической политики.
Борьба власти с лидерами оппозиции — судебные процессы 1921—1923 гг.

над руководителями партий эсеров и меньшевиков. Репрессии против
представителей интеллигенции и Церкви. Борьба в большевистской партии
вокруг вопроса о продолжении нэпа. Свѐртывание нэпа.
Культура страны Советов в 1917—1922 гг. «Музыка революции»:
искусство, общество и власть в 1917—1922 гг. Художественное многообразие
1920-х гг. Воплощение новаторских идей и пафоса революционных
преобразований в архитектуре и зрелищных искусствах. Физкультура и
спорт.
Советская модернизация экономики и культурная революция
Модернизация советской экономики: основные задачи. Коллективизация: еѐ
принципы — провозглашѐнные и реальные.
«Ликвидация кулачества». Итоги насильственной коллективизации.
Стабилизация положения в деревне во второй половине 1930-х гг. Основные
результаты индустриализации. Освоение новых производств, техническая
реконструкция народного хозяйства. Создание индустриальной базы страны в
Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Развитие новых отраслей
промышленности. Модернизация армии. Культурная революция и
культурные достижения. Спорт и физкультурное движение.
Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая
система СССР. Партия большевиков в 1920-е гг. Письмо Ленина к XI съезду
РКП(б) (осень 1922 г.). Борьба за власть в партии большевиков в период с
1923 по 1928 г. Причины возвышения и победы И.В. Сталина во
внутрипартийной борьбе. Идея И.В. Сталина о возможности построения
социализма в одной, отдельно взятой стране. Сталинский тезис о
неизбежности обострения классовой борьбы в процессе социалистического
строительства как теоретическое обоснование политики репрессий. Культ
личности и политический террор в СССР в 1930-е гг. Создание системы
ГУЛАГа. Репрессии 1936— 1938 гг. «Дело Тухачевского» и чистка рядов
Красной Армии. Создание сталинской системы управления и Конституция
СССР 1936 г.
Культура и искусство СССР в межвоенные годы. Партийное
руководство
художественным
процессом.
Утверждение
метода
социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека.
Широкое распространение массовых форм досуга советских людей.
Физкультура и спорт. Масштабное строительство общественных зданий и
крупных социальных объектов. Развитие кинематографа. Оперное и балетное
искусство. Влияние репрессий конца 1930-х гг. на развитие советской
культуры.
Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки
после Первой мировой войны. США в 1920—1930-е гг. Задачи послевоенного

развития США. Мировой экономический кризис 1929—1932 гг. и «новый
курс» Ф.Д. Рузвельта. Развитие демократических стран Западной Европы в
межвоенный период. Кейнсианство. Раскол социалдемократии. Углубление
конфликта между коммунистами и социалдемократами. Фашизм в Италии и
Германии. Милитаризм в Японии. Завоевательная программа фашизма и
холокост.
Ослабление
колониальных
империй.
Парижская
(1919)
и
Вашингтонская конференция (1921—1922) о судьбе колоний. Послевоенная
колониальная политика и еѐ итоги. Подъѐм антиколониальных движений.
Особенности национально-освободительных движений в Индии, Иране,
Турции. Революция и гражданская война в Китае.
Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в.
Осмысление истории. Новое в науке о человеке и развитие философии.
Живопись: от импрессионизма к модерну. Искусство индустриального
общества (модернизм, примитивизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм,
экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм). Литература. Модернизм в
литературе. Музыка и театр. Киноискусство.
Международные отношения между двумя мировыми войнами. Антанта и
Советская Россия. Мирный план Вильсона. Создание Лиги Наций.
Версальско-Вашингтонская система и еѐ противоречия. Пацифизм.
На пути ко Второй мировой войне. Политика умиротворения
агрессоров. Гражданская война в Испании. Антикоминтерновский пакт.
Мюнхенское соглашение как кульминация политики умиротворения.
Советско-германский договор о ненападении.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
От европейской к мировой войне. Начало Второй мировой войны:
нападение Германии на Польшу. Блицкриг. Присоединение к СССР Западной
Белоруссии и Западной Украины. «Договор о дружбе и границе» между
Германией и СССР. «Странная война». Вхождение в состав СССР
прибалтийских государств. Советско-финская война. Кампании 1940 —
начала 1941 гг.: «битва за Англию»; разгром Франции; военные действия
союзников в Северной и Южной Европе, Северной Африке
и
Средиземноморье. СССР и война в Европе. План «Барбаросса». Подготовка к
нападению Германии на СССР.
Начальный период Великой Отечественной войны
Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г. и еѐ причины. Мобилизация страны.
Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Начало блокады Ленинграда.
«Дорога
жизни».
Битва
под
Москвой.
Военно-стратегическое,

моральнополитическое и международное значение победы Красной Армии
под Москвой.
Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на Восточном фронте
Зарождение антигитлеровской коалиции и вступление в войну США. Боевые
действия на Восточном фронте весной — летом 1942 г. Оборона
Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское
движение. «Всѐ для фронта, всѐ для победы!» Движение Сопротивления в
Европе.
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Разгром
немецкофашистских захватчиков под Сталинградом. Начало коренного
перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Битва на
ОрловскоКурской дуге и еѐ значение. Завершение периода коренного
перелома в войне. Укрепление антифашистской коалиции. Проблема
открытия второго фронта. Тегеранская конференция. Идеология, культура и
война. Изменение отношения к Православной церкви со стороны властей.
Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой
Отечественной войны. Освобождение советской земли. Окончательное
снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г. Операция «Багратион»,
освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобождѐнных
землях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго
фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции.
Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха.
Причины, цена и значение великой Победы. Потсдамская конференция.
Решения союзников по антигитлеровской коалиции о послевоенном
миропорядке. Противоречия между союзниками. Парад Победы в Москве.
Участие СССР в войне с Японией. Окончание Второй мировой войны.
Причины Победы. Цена Победы и итоги войны.
МИРОВОЕ РАЗВИТИЕВ ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ
ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина. Постепенный
переход страны на мирный путь развития. Сохранение в новых условиях
мобилизационных, военных методов, основанных на жѐсткой централизации
управления и распределения ресурсов. Влияние сложного положения страны,
в том числе на международной арене, на принятие чрезвычайных мер.
Источники высоких темпов развития экономики в послевоенное время.
Проблемы сельского хозяйства. Денежная реформа 1947 г. Итоги четвѐртой
пятилетки (1946–1950). Послевоенные репрессии.

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Объективные и
субъективные причины необходимости изменения внутренней и внешней
политики страны. Преемники И.В. Сталина на пути преобразований.
Инициативы Л.П. Берии и Г.М. Маленкова и начало осуществления реформ.
Борьба за власть в партийной верхушке. XX съезд КПСС. Значение
разоблачения культа личности И.В. Сталина для последующего развития
общества.
Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. Противоречивые
тенденции во внутренней политике СССР после ХХ съезда КПСС. Борьба за
власть в конце 1950-х гг. Новые ориентиры развития общества. Экономика и
политика в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Итоги освоения целинных и
залежных земель, реализация жилищной программы, изменения в жизни
крестьянства, реформа в военной сфере. Начало освоения космоса.
Административные реформы. Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г.
Отставка Н.С. Хрущѐва.
Духовная жизнь в СССР в 1940—1960-е гг. Развитие культуры и науки
в первые послевоенные годы. Духовная жизнь в период «оттепели».
Ужесточение партийного контроля над духовной жизнью страны. «Дело»
Б.Л. Пастернака. Гонения на Церковь. Наука в условиях «холодной войны».
СССР на международной спортивной арене.
Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия.
Становление «общества благосостояния» и смешанной экономики.
Социально ориентированная рыночная экономика.
«Справедливый курс» Г. Трумэна. Программы Дж. Кеннеди и его
преемников: «Новые рубежи», «Великое общество» — их итоги. Германское
«экономическое чудо». «Шведская модель».
Падение мировой колониальной системы. Распад колониальной
системы: причины и основные этапы. Проблема выбора пути развития в
условиях биполярного мира. Создание Британского Содружества и
Французского Сообщества.
Идея
социалистической
ориентации.
Соперничество СССР и США за сферы влияния над странами Азии, Африки
и Латинской Америки; его роль в разжигании локальных войн и конфликтов.
Конфликты и кризисы в странах «Юга».
«Холодная война» и международные конфликты 1940— 1970-х гг.
Предпосылки
начала
«холодной
войны».
Противоборство
двух
военнополитических блоков. Первые военно-политические конфликты
«холодной войны». «Холодная война» в Азии. Война в Корее. Политика
мирного сосуществования и военное соперничество. Карибский кризис 1962
г. Война во Вьетнаме.

Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай. Роль
СССР в освобождении стран Восточной Европы от фашизма. Переход от
общедемократических преобразований к утверждению «советской модели
социализма». Восточная Европа в орбите влияния СССР. Первые симптомы
кризиса в Восточной Европе. СССР и Китай: от союза к противостоянию.
«Большой скачок» и культурная революция в Китае.
РОССИЯ И МИР В 1960—1990-е гг.
Технологии новой эпохи. Транспорт, космонавтика и новые
конструкционные материалы. Биохимия, генетика, медицина. Электроника и
робототехника. Становление информационного общества
Информационная революция. Глобальная Сеть. Индустрия производства
знаний. Новая социальная структура общества. Средний класс. Маргиналы.
Кризис «общества благосостояния». Причины кризисов в развитых
странах. Коммунисты и левые правительства в Европе. Феномен
еврокоммунизма. Причины появления «новых левых» в Западной Европе в
1960-е гг. Бунт против «общества потребления», социальная база
радикальных общественных движений.
Неоконсервативная революция 1980-х гг. Причины необходимости
обновления идеологии консерватизма. Концепции неоконсерватизма.
Социально-экономическая политика неоконсерватизма и еѐ итоги.
Неконсервативная модернизация.
СССР: от реформ — к застою. Приход к власти Л.И. Брежнева. Система
коллективного руководства. Восстановление прежней вертикали власти: ЦК
— обком — райком; воссоздание отраслевых министерств. Экономические
реформы 1960-х гг. Причины необходимости пересмотра экономической
политики. Новые ориентиры аграрной политики. Рост экономической
самостоятельности предприятий. Рост производства. Складывание модели
советского «общества потребления». Проблемы застоя в экономике. Борьба с
инакомыслием.
Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики
перестройки. Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления
экономики и политики страны. Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с
инакомыслием. Приход к власти М.С. Горбачѐва. Возобновление борьбы с
коррупцией. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия
ускорения как основа экономических программ и причины еѐ провала.
Кампания борьбы с пьянством, еѐ итоги. Авария на Чернобыльской АЭС 26
апреля 1986 г. и еѐ последствия. Расширение самостоятельности
государственных предприятий. Принятие законов, разрешающих создание
кооперативов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую

деятельность. Последствия экономических реформ. Поиск путей преодоления
кризиса.
Развитие гласности и демократии в СССР. Расширение гласности.
Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее. Создание Комиссии по
реабилитации жертв политических репрессий. Свободные дискуссии в СМИ.
Проблемы статуса и привилегий номенклатуры. Стремления к
демократической трансформации общества. Политический раскол советского
общества. Возникновение политических организаций, независимых от КПСС.
Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. Консолидация сил,
оппозиционных курсу перестройки, в рядах КПСС. Рост популярности Б.Н.
Ельцина, избрание его Президентом Российской Федерации.
Кризис и распад советского общества. Причины кризиса в
межнациональных отношениях в СССР. Развитие кризиса Союза ССР.
Обострение противоречий между Арменией и Азербайджаном из-за
Нагорного Карабаха. Оформление в Латвии и Эстонии народных фронтов, в
Литве — организации «Саюдис», выступавших за выход этих республик из
состава СССР. Очаги напряжѐнности в Узбекистане, Грузии, Южной Осетии,
Абхазии, Приднестровье. Принятие союзными республиками деклараций о
суверенитете. Попытка переворота и распад СССР. Создание СНГ.
Наука, литература и искусство. Спорт. 1960—1980-е гг. Развитие науки
и техники. Роль книги в жизни советских людей. Развитие отечественной
литературы. Театр и киноискусство. Эстрада. Размежевание в живописи и
скульптуре на официальное искусство и альтернативные художественные
направления. Достижения советского спорта.
Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития Истоки
и особенности «экономического чуда» Японии. Демократизация
общественно-политической жизни страны. Политика в области образования,
технологического развития, внешней торговли. Специфика трудовых
отношений в японских корпорациях. Новые индустриальные страны: общее и
особенное в опыте модернизации Южной Кореи, Сингапура, Тайваня. Второй
эшелон новых индустриальных стран: Филиппины, Индонезия, Таиланд,
Малайзия. Китай на пути реформ.
Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и
Латинской Америки в 1950—1980-е гг. Особенности реформ и политики
модернизации Индии: еѐ достижения (отмена кастовой системы, создание
индустриального сектора экономики, социальная политика, «зелѐная
революция») и проблемы (демографические, социальные, межкультурного
взаимодействия). Внешняя политика Индии. Участие в Движении
неприсоединения. Исламский мир: национально-патриотическая и

традиционалистская модели развития. Арабо-израильские конфликты.
Особенности социально-экономического развития Латинской Америки.
Перонизм и демократия в Латинской Америке.
Международные отношения: от разрядки к завершению
«холодной войны». СССР и США: итоги соперничества. Разрядка
международной напряжѐнности. Причины срыва разрядки и обострение
противоборства СССР и США в начале 1980-х гг. Новое политическое
мышление и завершение «холодной войны».
РОССИЯ И МИР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Транснационализация и глобализация мировой экономики и их
последствия. Возникновение ТНК и ТНБ. Глобализация мировой экономики
и еѐ последствия. Предприниматели и предпринимательская деятельность.
Проблемы многонациональных государств и массовой миграции в эпоху
глобализации.
Интеграция развитых стран и еѐ итоги. Этапы интеграции стран
Западной Европы: хронологические рамки, страны и регионы, области
сближения, итоги. Противоречия европейской интеграции. Тенденции
интеграционных процессов в Европе. Интеграционные процессы в Северной
Америке.
Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г. Опыт «шоковой
терапии».
Либерализация
цен.
Снятие
ограничения
на
частнопредпринимательскую деятельность, в том числе в сфере торговли.
Проведение приватизации. Структурная перестройка экономики. Плюсы и
минусы реформ. Политический кризис 1993 г.: сущность, причины, основные
события и итоги. Новая Конституция России. Итоги парламентских выборов
1993 г.
Общественно-политические проблемы России во второй половине
1990-х гг. Обострение отношений между центром власти в Москве и
субъектами Федерации. Подписание Федеративного договора 31 марта 1992
г. Начало конфликта в Чечне. Выборы 1995 и 1996 гг. Предприниматели как
новая сила на политической арене страны. Финансово-промышленные
группы (ФПГ). Возникновение медиа-холдингов. Углубление политического
и социально-экономического кризиса.
Россия на рубеже веков: по пути стабилизации. Вторая чеченская
война. Парламентские и президентские выборы 1999—2000 гг. Россия на
пути реформ и стабилизации. Утверждение государственной символики
России. Меры по укреплению вертикали власти. Усиление правовой базы
реформ. Реорганизация силовых ведомств и реформа вооружѐнных сил.
Активизация борьбы с коррупцией, криминалитетом, нелегальными

операциями коммерческих структур. Завершение процесса мирного
урегулирования в Чечне. Парламентские и президентские выборы 2003 и
2004 гг.
Российская Федерация в начале XXI в. Россия в 2004—2007 гг.
Продолжение курса на упрочение вертикали власти. Создание общественной
палаты. Национальные проекты «Здоровье», «Доступное и комфортное жильѐ
— гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса»,
«Образование». Создание Стабилизационного фонда. Выборы 2007—2008 гг.
Россия в условиях глобального кризиса. Ориентиры модернизационной
стратегии развития страны. Выборы 2011–2012 гг.
Духовная жизнь России в современную эпоху. Влияние на духовную
жизнь страны социальных и культурных перемен, происходивших в
российском обществе в постсоветский период. Коммерциализация культуры
и досуга и их последствия. Вестернизация молодѐжной культуры. Рост
интереса к отечественному культурному и духовному наследию. Русская
Православная Церковь в новой России. Театр, музыка, кино. Живопись,
архитектура, скульптура. Государственная политика в области культуры.
Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в
мировом сообществе. Перестройка в СССР и подъѐм антикоммунистического
движения в Восточной Европе в 1980-е гг. Общее и особенное в
демократических революциях в странах Восточной Европы. Восточная
Европа после социализма. Кризис в Югославии. Развитие Содружества
Независимых Государств. Обострение отношений России и Украины в 2014
г. Вооружѐнные конфликты в СНГ. Политическое и социальноэкономическое развитие стран СНГ. Цветные революции в странах СНГ и их
последствия.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе
развития. Демократизация государства и общества в странах Латинской
Америки в 1980–1990-е гг. Интеграционные процессы в Латинской Америке.
Китай на современном этапе развития. Российско-китайские отношения в
начале XXI в. Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Проблемы развития Японии на современном этапе. Индия: достижения и
проблемы модернизации. Политическое и экономическое развитие стран
Ближнего Востока и Северной Африки. Исламский фундаментализм.
Революции в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Страны
Центральной и Южной Африки.
Россия и складывание новой системы международных отношений.
Международное положение Российской Федерации после распада СССР.
Продолжение процесса согласованного сокращения вооружений, развития
партнѐрских отношений с НАТО. Поиск взаимопонимания между Россией и

Западом. Россия и «Большая семѐрка». Новые проблемы во
взаимоотношениях Россия — Запад. Попытки политического давления на
Россию со стороны Запада. Расширение НАТО на Восток. 11 сентября 2001 г.
и Россия. Крупные международные проекты с участием России. Обострение
отношений России и США в 2008 г. Идея «перезагрузки» отношений США с
Россией. Международные организации в современном мире. Проблемы
нового миропорядка.
Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине
XX в. Теории общественного развития. Церковь и общество в XX — начале
XXI в. Экуменическое движение. СМИ и массовая культура. Искусство: от
модернизма к постмодернизму. Контркультура и культура молодѐжного
бунта. Подъѐм национальных культур.
Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления
Военная и террористическая угрозы. Деятельность международных
организаций по предотвращению экологической катастрофы и сбережению
природных ресурсов планеты. Система взаимодействия народов и государств
в решении глобальных проблем.
11 класс ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ
Этапы развития исторического знания. Значение изучения истории.
Зарождение исторической науки. Историческая наука античного мира.
Особенности развития исторической науки в Средние века и Новое время.
Основные научные принципы и подходы исторического исследования.
Развитие исторической науки в ХХ в.
Основы исторической науки. Движущие силы исторического развития в
религиозно-мистических
концепциях.
Проблема
движущих
сил
исторического развития в философии XVIII в. Становление и развитие
материалистических воззрений на мир. Марксизм и формационная теория.
Теории цивилизационного развития. Принципы периодизации в
истории. Периодизация истории. Проблемы периодизации Новейшей
истории. Россия во всемирной истории. Природно-климатическая специфика
России. Цивилизационные особенности России. Культурно-исторические
особенности развития России. Периодизация Отечественной истории.
ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ
У истоков рода человеческого. Теории происхождения человека. Этапы
становления человека. Освоение человеком планеты. Зарождение религии и
искусства. Палеолит и мезолит на территории России: древнейшие стоянки и
археологические культуры. Человек и природа. Неолитическая революция.
Аграрнокотоводческиекультуры.Изменениявукладежизнииформахсоциальны
хсвязей.

Развитиеремѐселизарождение торговли. Переход от матриархата к
патриархату. Переход к энеолиту.
Государства Древнего Востока. Предпосылки возникновения
государства. Рабовладение и общественные отношения в древних
государствах. Фараоны, жрецы и чиновники в древнеегипетском обществе.
Особенности развития древних государств. Истоки слабости деспотий
древности. Военные деспотии Древнего мира. Индия и Китай в эпоху
древности.
Культура стран Древнего Востока. Возникновение письменности.
Верования в Древнем мире. Новый этап духовной жизни: зарождение новых
религий. Архитектура Древнего мира. Зарождение научных знаний.
Цивилизация Древней Греции. Рождение и исчезновение цивилизации Крита.
Ахейская цивилизация и еѐ завоевание. Природно-географические условия
развития греческой цивилизации. Города-государства Греции. Демократия и
тирания. Афины и Спарта. Греко-персидские войны. Пелопоннесские войны
IV—V вв. до н.э. Возвышение Македонии. Завоевания Александра
Македонского.
Древнеримская цивилизация. Основание Рима. Подчинение Италии.
Пунические войны. Римское господство в Средиземноморье. Причины
кризиса Римской республики и этапы становления Римской империи.
Золотой век Рима. Внутренние и внешние причины упадка Римской империи.
Упадок рабовладения и переход к колонату. Великое переселение народов и
падение Западной Римской империи.
Культурно-религиозное
наследие
античной
цивилизации.
Дохристианские верования античности. Зарождение иудео- христианской
духовной традиции, еѐ мировоззренческие особенности. Ранняя христианская
церковь. Христианство в Римской империи. Культура Древней Греции.
Культура Древнего Рима.
РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Европа в эпоху раннего Средневековья. Хозяйственная и общественная
жизнь народов Европы до Великого переселения народов.
Социальноэкономические отношения раннего Средневековья. Византия
после крушения Западной Римской империи. Религиозное единство Западной
Европы и создание Франкской империи. Нормандские завоевания и создание
Священной Римской империи германской нации. Раскол христианства.
Рождение исламской цивилизации. Аравийские племена в начале новой
эры. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Социальные нормы
общественного поведения человека в исламском обществе. Распад Арабского
халифата: причины и последствия. Разногласия в исламской среде:

возникновение шиизма, суннизма и других направлений ислама. Культурное
наследие Арабского халифата.
Славяне в раннем Средневековье. Расселение славян, их разделение на три
ветви. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем
железном веке.
Великое переселение народов и славяне. Соседи славян: Тюркский
каганат, Хазарский каганат, Великая Болгария, Волжская Булгария.
Восточные славяне в VIII—IX вв. Соседи восточных славян: балты и
финноугры. Хозяйственное развитие восточных славян. Развитие торговых
отношений с соседними странами и народами. Путь «из варяг в греки».
Общественные отношения у восточных славян. Традиционные верования
восточных славян.
Образование Древнерусского государства. Исторические условия
складывания
русской
государственности.ПервыеизвестияоРуси.Проблемаобразованиядревнерусск
ого государства. Начало династии Рюриковичей. Первые русские князья.
Правление Святослава Игоревича. Отношения Руси с Византийской
империей, кочевниками европейских степей.
Расцвет Древней Руси. Правление Владимира Святославича. Крещение
Руси, значение принятия христианства. Усобица после смерти Владимира.
Правление Ярослава Мудрого. Формирование древнерусского права: Русская
Правда. Русь при Ярославичах. Любечский съезд 1097 г. Владимир Мономах.
Отношения Руси с половцами.
Социально-экономическое развитие Древней Руси. Складывание
феодальных отношений на Руси. Категории рядового и зависимого
населения. Древнерусское войско: структура, военное дело и оружие.
Развитие городов и торговли. Русская церковь. Первые народные восстания
на Руси. Русская Правда Ярославичей.
Политическая раздробленность Руси. Предпосылки и причины распада
Руси на самостоятельные земли. Особенности эпохи раздробленности и
признаки сохранения единства русских земель в хозяйственной,
политической и культурной жизни страны. Галицко-Волынское княжество.
Господин Великий Новгород. Владимиро-Суздальское княжество.
Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации.
Особенности культурного развития Руси. Кирилло-мефодиевская традиция
на Руси. Письменность. Распространение грамотности. Развитие
летописания. Литература Руси. Архитектура, живопись, скульптура, музыка.
Фольклор. Повседневная жизнь. Сельский и городской быт.

Католический мир на подъѐме. Рост городов и создание органов
сословного представительства в Западной Европе. Роль Церкви в
европейском
обществе.
СветскаяидуховнаявластьвЗападнойЕвропе.Крестовыепоходы.Столкновение
цивилизаций.ИнквизицияиучениеФомыАквинского.
Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение
Византии. Китай до монгольского завоевания. Общественное устройство и
хозяйственная деятельность монголов. Возникновение державы Чингисхана.
Завоевания Чингисхана в Азии. Возникновение Османской империи.
Османские завоевания. Падение Византии. Индия под властью Великих
Моголов.
Монгольское нашествие на Русь. Битва на Калке. Походы Батыя на Русь и
страны Восточной Европы. Последствия монгольского нашествия для Руси.
Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Мстислав
Черниговский, Даниил Владимиро-Волынский.
Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского.
Натиск с Запада. Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище.
Отношения с Ордой при Александре Ярославиче. Экономический и
культурный подъѐм Руси в конце XIII — начале XIV в. Роль Русской
Православной Церкви в возрождении Руси.
Западная Европа в XIV — XV вв. Усиление королевской власти.
Усложнение социальных отношений. Создание органов сословного
представительства. Причины и ход Столетней войны. Крестьянские
восстания (Жакерия, восстание У. Тайлера): причины, характер восстаний и
их итоги. Подъѐм национального самосознания в ходе Столетней войны.
Феодальная раздробленность в Центральной Европе.
Европейская культура, наука и техника в Средние века. Религиозная
культура европейского Средневековья: религиозная мысль, влияние религии
на архитектуру и искусство. Еретические учения и политика. Европейская
светская культура: развитие науки, техники, литературы, книгопечатания.
Ремесло эпохи Средневековья.
Мир за пределами Европы в Средние века. Особенности общественного
и социокультурного развития доколумбовых цивилизаций Америки
(цивилизации майя, ацтеков, инков). Древние цивилизации Африки.
Торговые пути Средневековья.
Возвышение новых русских центров и начало собирания земель
вокруг Москвы. Возникновение Литовского государства и включение в его
состав части русских земель. Расцвет Тверского княжества. Первый
московский князь Даниил. Борьба Твери и Москвы за первенство.

Возвышение Москвы при Иване Калите. Усиление Москвы при Дмитрии
Ивановиче.
Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского. Русь накануне
Куликовской битвы. Куликовская битва: подготовка и ход. Историческое
значение Куликовской битвы. Поход хана Тохтамыша на Русь. Княжение
Василия I: внутренняя и внешняя политика князя. Грюнвальдская битва. Роль
Церкви в объединении Руси. Сергий Радонежский.
Междоусобная война на Руси. Причины междоусобной войны. Юрий
Звенигородский. Сторонники Василия II. Борьба дяди и племянника. Мятеж
Дмитрия Шемяки. Победа в династической войне Василия Тѐмного.
РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV —
НАЧАЛО XVII в.)
На заре новой эпохи. Открытие Америки. Великие географические
открытия и их влияние на развитие европейского общества. Создание первых
колониальных империй. Методы освоения новых земель и подчинения
народов. Борьба за колонии и расцвет пиратства. Итоги колониальной
политики. Переход к мануфактурному производству.
Западная Европа: новый этап развития. Предпосылки и сущность эпохи
Возрождения. Ренессанс в литературе и искусстве. Начало Реформации.
Первые религиозные войны в Европе. Контрреформация в Европе. Причины
перехода к абсолютизму в Западной Европе. Становление абсолютизма в
Англии и Франции: общее и особенное.
Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе. Европа в
начале XVII в.: предпосылки общеевропейского конфликта. Революция в
Нидерландах. Тридцатилетняя война 1618— 1648 гг.: причины, этапы, итоги.
Обострение противоречий в английском обществе начала XVII в. Начало
революции в Англии. Установление диктатуры Кромвеля. Режим
протектората и реставрация.
Образование Русского централизованного государства. Иван III.
Освобождение Руси от ордынской зависимости. Подчинение Новгорода.
Государь всея Руси. Централизация государственной власти. Судебник 1497
г. Выход Руси на международную арену. Формирование многонационального
государства.
Правление Ивана IV Грозного. Регентство Елены Глинской.
Унификация денежной системы. Период боярского правления. Юные годы
Ивана Васильевича и венчание на царство. Избранная рада: еѐ состав и
значение. Реформы Избранной рады. Появление Земских соборов. Судебник
1550 г. Стоглавый собор. Внешняя политика Ивана IV. Присоединение
Казанского и Астраханского ханств. Поход Ермака на Сибирское ханство.

Начало присоединения к России Западной Сибири. Опричнина и последние
годы Грозного царя. Правление Фѐдора Ивановича.
Культура и быт России в XIV—ХVI вв. Летописи и другие
исторические сочинения. Жития, сказания и хождения. Распространение
грамотности. Начало книгопечатания. Зодчество. Складывание Кремлѐвского
ансамбля в Москве. Шатровый стиль. Изобразительное искусство.
Творчество Феофана Грека и Андрея Рублѐва. Фольклор. Быт и повседневная
жизнь.
Смутное время на Руси. Предпосылки Смуты. Династический кризис.
Правление Бориса Годунова. Личность и правление Лжедмитрия I. Восстание
1606 г. и убийство самозванца. Боярский царь Василий Шуйский и восстание
И.И. Болотникова. Лжедмитрий II. Иностранное вмешательство в русскую
Смуту. Семибоярщина. Первое ополчение и его распад. Второе ополчение.
К. Минин и Д. Пожарский. Избрание Михаила Романова на царство.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Романова:
преодоление последствий Смуты. Царь Алексей Михайлович и Соборное
Уложение. Окончательное закрепощение крестьян. Реформы Никона и раскол
в Церкви. Усиление царской власти. Войны с Польшей, Швецией и
присоединение Украины. Городские восстания. Восстание Степана Разина:
причины, состав участников, ход, итоги.
Экономическое и общественное развитие России в XVII в. Развитие
сельского хозяйства. Русская деревня XVII в. Промышленное развитие:
появление первых мануфактур. Укрепление внутренних торговых связей и
развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства.
Ярмарки. Внешняя торговля. Новоторговый устав. Положение различных
сословий. Окончательное присоединение Сибири и освоение Дальнего
Востока.
Россия накануне преобразований. Царь Фѐдор Алексеевич. Отмена
местничества. Налоговая (податная) реформа. Русско-турецкая война 1672—
1681 гг. Политика Фѐдора Алексеевича в сфере культуры. Восстание
стрельцов 1682г. Правление царевны Софьи. Хованщина. Крымские походы.
Приход к власти Петра Алексеевича.
Культура и быт России в XVII в. Новые культурные веяния. Развитие
образования и научных знаний. Причины угасания жанра летописей и
популярности произведений светского характера. Литература Смутного
времени. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. Архитектура
XVII в. Появление театра в России. Развитие изобразительного искусства.
Симон Ушаков. Парсунная живопись. Музыка. Проникновение элементов
европейской культуры в быт высших слоѐв населения России.

РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
Промышленный переворот в Англии и его последствия.
Социальноэкономические предпосылки промышленного переворота.
Особенности политического развития Англии в эпоху промышленного
переворота. От мануфактурного производства к промышленному.
Промышленный переворот и общество.
Эпоха Просвещения и просвещѐнный абсолютизм. Политический идеал
просветителей Англии и Франции. Формирование конституционализма как
правовой идеологии и системы правоотношений. Феномен просвещѐнного
абсолютизма. Политика просвещѐнного абсолютизма в Австрии и Пруссии.
Государства Азии в XVII—XVIII вв. Причины, проявления и следствия
кризиса Османской империи. Британское завоевание Индии. Ост-Индская
кампания. Китай: на пути самоизоляции.
Россия при Петре I. Первые годы царствования Петра I. Азовские
походы. Великое посольство. Северная война 1700— 1721 гг. и начало
реформ Петра I. Преобразования Петра I: реформы центрального и местного
управления, сословная и экономическая политика. Оценка деятельности
Петра I в исторической науке.
Россия в период дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты:
причины и сущность. Борьба группировок знати за власть после смерти
Петра I. Правление Екатерины I и Петра II. Правление Анны Иоанновны.
Бироновщина. Правление Елизаветы Петровны. Царствование Петра III.
Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Участие России в
Семилетней войне.
Расцвет дворянской империи в России. Личность Екатерины II. Россия
в начале правления Екатерины II. Особенности просвещѐнного абсолютизма
в России. Деятельность Уложенной комиссии. Внутренняя политика
Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Восстание Е.И.
Пугачѐва: причины, состав участников, итоги. Могучая внешнеполитическая
поступь Российской империи. Международное положение Российской
империи в середине XVIII в. и актуальные направления еѐ внешней
политики. Русскотурецкие войны 1768—1774, 1787—1791 гг.: причины и
цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся
полководцы и адмиралы России. Территориальные приобретения России по
условиям КючукКайнарджийского и Ясского мирных договоров. Освоение
Новороссии и Крыма. Участие России в разделах Польши. Россия и
революционная Франция.

Экономика и население России во второй половине XVIII в.
Особенности экономического развития страны во второй половине XVIII в.
Развитие промышленности в городе и деревне. Успехи промышленного
развития России во второй половине XVIII в. Развитие сельского хозяйства.
Внутренняя и внешняя торговля. Финансы. Жизнь и хозяйство народов
России.
Культура и быт России XVIII в .Особенности российской культуры
XVIII в. Образование и просвещение народа. Сословные учебные заведения
для юношества из дворянства. Московский университет — первый
российский университет. Развитие сети общеобразовательных школ. Первые
журналы. Российская наука в XVIII в. М.В. Ломоносов. Русская литература
XVIII в. Архитектура. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход
к классицизму. Живопись и скульптуры: выдающиеся мастера и
произведения. Театр и музыка. Быт российских сословий в XVIII в.
РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVIII — XIX В.
Война за независимость в Северной Америке. Английская колонизация
Северной Америки в XVIII в. Положение переселенцев. Хозяйственное
развитие колоний. Предпосылки и причины войны за независимость в
Америке. «Бостонское чаепитие». Америка на пути к освобождению.
Декларация независимости. Утверждение демократии в США. Конституция
1777г.
Великая французская революция и еѐ последствия для Европы. Кризис
абсолютизма и начало революции во Франции. Декларация прав человека и
гражданина. Учреждение конституционной монархии во Франции. Развитие
революционной ситуации. Начало войны с Австрией и Пруссией. Созыв
Национального конвента. Казнь Людовика XVI. Утверждение якобинской
диктатуры во Франции. Термидорианская диктатура и Директория.
Европа и наполеоновские войны. Переворот 18 брюмера. Новая
конституция Франции. Империя Наполеона I. Завоевательные войны
Наполеона. Народы против империи Наполеона. Проявления кризиса
империи.
Россия в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. Внутренняя и
внешняя политика Павла I (1796—1801). Личность Александра I. Проекты
реформ и первые преобразования. Восточное и европейское направления
внешней политики Александра I. Русско-французские отношения.
Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основные этапы и
сражения, историческое значение войны. Заграничный поход русской армии.
Венский конгресс и его итоги. Россия и Священный Союз.

Тайные общества. Священный союз: система безопасности для
монархов. Особенности внутренней политики Александра I в послевоенный
период. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: «Союз
спасения», «Союз благоденствия», Северное и Южное общества.
«Конституция» Н.М. Муравьѐва и «Русская правда» П.И. Пестеля. Восстание
декабристов.
Реакция и революции в Европе 1820—1840-х гг. Поражения политики
Священного союза. Революция
1848г. во Франции: причины, ход,
результаты. Революции 1848—1849 гг. в Центральной Европе: общее и
особенное.
Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Технический
прогресс и рост промышленного производства. Урбанизация. Проблемы
социального развития индустриальных стран. Формирование пролетариата.
Чартистское движение.
Страны Западного полушария в XIXв. Гражданская война в США.
Освободительные революции в странах Латинской Америки. Доктрина
Монро. США в первой половине XIX в. Гражданская война в США:
причины, ход, итоги.
Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока.
Индия под властью англичан. Восстание сипаев 1857—1859 гг. «Опиумные»
войны в Китае и его закабаление европейскими державами. Восстание
тайпинов.
Япония: опыт модернизации.
Россия при Николае I. Крымская война. Внутренняя политика Николая
I. Усиление центральной власти. Официальная идеология: «Православие,
самодержавие,
народность».
Крестьянский
вопрос
и
реформа
государственных крестьян. Экономическая политика правительства Николая
I. «Восточный вопрос». Россия в Крымской войне. Итоги Крымской войны.
Воссоединение Италии и объединение Германии. Воссоединение
Италии. Роль Пруссии в объединении Германии. Франко-прусская война
1870—1871 гг. Провозглашение Германской империи. Парижская коммуна.
Россия в эпоху реформ Александра II. Крестьянская реформа 1861 г. и
еѐ последствия. Земская, городская, судебная, военная, университетская
реформы. Польское восстание 1863—1864 гг. Присоединение Средней Азии.
«Союз трѐх императоров». Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877—
1878гг.
Правление Александра III. Упрочение основ самодержавия.
Социальноэкономическое развитие России в пореформенное время. Рабочее
законодательство. Внешняя политика Александра III.

Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине
XIX
в..
РазвитиелиберализмавXIXв.Консервативнаяидеология.Утопическийсоциали
зм.Марксизмиразвитиерабочегодвижения.
Власть и оппозиция в России середины—конца XIX в. Власть и
общество
в
России.
Западники
и
славянофилы.
Революционнодемократическое течение общественной мысли. Русские
революционеры и Европа. Народничество и его эволюция. Народнические
кружки: идеология и практика. «Хождение в народ». «Земля и воля» и еѐ
раскол. «Чѐрный передел» и «Народная воля». Политический терроризм.
Распространение марксизма и формирование социал-демократии.
Наука и искусство в XVIII—XIX вв. Особенности науки XVIII—XIX
вв. Развитие естественно-научных знаний. Литература XVIII—XIX вв.
Классицизм, романтизм и реализм в литературе и искусстве. Патриотические
мотивы и идеи национального освобождения в литературе, живописи и
музыке. Золотой век русской культуры. Золотой век русской литературы.
Русская литература второй половины XIX в. Основные стили, жанры, темы
художественной культуры России XIX в. Выдающиеся архитекторы,
скульпторы и художники XIX в.; основные темы их творчества и
произведения. Театр и драматургия. Музыкальное искусство XIX в. Развитие
образования, науки и техники.

Поурочное планирование
10 класс (70 часов)
Тема урока

№ п/п
урока
1. Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Научно-технический
прогресс и новый этап индустриального развития
2.

Модернизация в странах Европы ,США и Японии

3.
4.

Россия на рубеже 19-20 веков
Внутренняя и внешняя политика Николая II в начале 20
века
Революция 1905-1907 гг.
Политическая жизнь страны. Создание партий.

5.
6.
7.

Российский парламентаризм. Окончание революции и ее
итоги.

8. Реформы П.А. Столыпина
9. Урал в начале XX века
10. Культура России в начале XX в. и конца XX веке
11. Колониализм и обострение противоречий мирового
развития в начале 20 века.
12. Пути развития стран Азии, Африки и Л.Америки
13. Первая Мировая война. Причины,воюющие стотроны.
14. Россия в первой Мировой войне
15. Февральская революция. Кризисы временного
правительства.
16. Переход власти к большевикам
17. Гражданская война и интервенция
18. Завершение гражданской войны. Образование СССР.

19. Новая экономическая политика и ее последствия.

20. Советская модернизация экономики
21. Становление тоталитарного государства
22. Культура страны Советов 1917-1922 гг.
23. Культура искусства в межвоенные годы
24. Духовная жизни и развитие мировой культуры в первой
половине 20 века

Срок

25. Экономическая и политическая развитие З.Европы и
Америки после I Мировой войны
26. Ослабление колониализма
27. Международные отношения между двумя войнами
28. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой
половине XX века
29. Начало II Мировой войны
30. Начальный период Великой Отечественной войны
31. Создание антигитлеровской коалиции. Компания 1942 г.
32. Коренной перелом в войне
33. Урал в годы войны
34. Наступление Кр.Армии на заключительном этапе войны
35.
36.
37.
38.

Окончание II Мировой войны
Причины .Цена и значение победы
Апогей сталинизма
Реформы Н.С.Хрущева. XX съезд КПСС

39. СССР 1950-1960 гг.
40. Духовная жизнь СССР 1940-1960 гг.
41. Страны З.Европы и США в послевоенные годы
42. Падение мировой колониальной системы
43. "Холодная война" и международные конфликты
44. Страны социализма: В.Европа и Китай
45. Наука и техника 1960-1990гг.
46. Становление информационного общества
47. Кризис "Общества благоденствия"
48. Неоконсервативная революция в Европе в 1980гг. 20 века
49. СССР: от реформ-к застою
50. Углубление кризисных явлений в стране.
Андропов,Черненко
51. Перестройка Горбачева
52. Развитие гласности и демократии
53. Кризис и распад советского общества
54. Наука, литература и искусство в 1960-1980гг.
55. Япония,новые индустриальные страны и Китай на новом
этапе развития

56. Социально-экономическое развитие Индии, исламского
мира,и Л.Америки в 1950-1980гг.
57. Завершение "Холодной войны". Противостояние двух
супер держав и их блоков
58. Глобализация мировой экономики на современном этапе и
ее последствия
59. Интеграция развитых стран
60. Россия. Курс реформ. Политический кризис 1993 г.
61. Общественно-политические проблемы России во второй
половине 90-х гг.
62. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации
63. Российская Федерация в начале 21 века
64. Духовная жизнь России в современную эпоху
65. Страны Вост. и Юго -Вост.Европы и государства СНГ в
мировом сообществе
66. Страны Азии, Африки и Л.Америки на современном этапе
67. Россия и складывание новейшей системы международных
отношений
68. Основные тенденции развития мировой культуры во 2
половине XX века
69. Глобальные угрозы человечеству и поиск путей их
преодоления
70. Обобщение. Россия и мир на современном этапе.
Поурочное планирование 11 класс (70 часов)
№ урока
Тема урока
п/п
Введение. История в системе гуманитарных наук
1

2

Этапы развития исторического знания

3

Основы исторической науки

4

Россия во всемирной истории.

5

У истоков рода человеческого

6

Первобытное общество на территории Урала

7

Государства Древнего Востока

8

Культура стран Древнего Востока

Срок

9

Цивилизация Древней Греции

10

Древнеримская цивилизация

11

Культурно-религиозное наследие античной цивилизации

12

Европа в эпоху раннего Средневековья

13

Рождение исламской цивилизации

14

Славяне в раннем Средневековье

15

Образование Древнерусского государства

16

Расцвет Древней Руси

17

Социально-экономическое развитие Древней Руси

18

Политическая раздробленность Руси

19

Культура Руси X – начала XIII. Зарождение русской
цивилизации
Католический мир на подъеме

20
21
22

Государства Азии в период европейского Средневековья.
Падение Византии
Монгольское нашествие на Русь

24

Русь между Востоком и Западом. Политика Александра
Невского
Западная Европа в XIV–XV вв.

25

Европейская культура, наука и техника в Средние века

26

Мир за пределами Европы в Средние века

27
28

Возвышение новых русских центров и начало собирания
земель вокруг Москвы
Эпоха Куликовской битва. По пути Дмитрия Донского

29

Междоусобные войны в России

30

Великие географические открытия и их последствия

31

Западная Европа в XV-XVI вв: новый этап развития

32

Реформация и контреформация

33

Тридцатилетняя война и первые революции в Европе

34

Образование Русского централизованного государства

35

Правление Ивана IV Грозного

23

36

Культура и быт России в XIV–XVI вв.

37

Смутное время на Руси

38

Россия при первых Романовых

39

Экономическое и общественное развитие России в XVII в.

40

Россия накануне преобразований

41

Культура и быт России в XVII в.

42
43

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир
от древности до конца XVII века»
Урал в XVI – XVII вв.

44

Промышленный переворот в Англии и его последствия

45

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Государства Азии в XVII–XVIII вв.
Россия при Петре I : внутренняя политика
Внешняя политика Петра I
Россия в период дворцовых переворотов
Расцвет дворянской империи
Могучая внешнеполитическая поступь империи
Экономика и население России во второй половине XVIII в.
Культура и быт России XVIII в.
Урал в XIII веке
Война за независимость в Северной Америке
Великая французская революция и ее последствия для Европы
Европа и наполеоновские войны
Россия в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.
Россия и Священный союз. Тайные общества
Реакция и революции в Европе 1820 – 1840-х гг. Европа: облик
и противоречия промышленной эпохи
Страны Западного полушария в XIX в. Гражданская война в
США. Колониализм и кризис «традиционного общества» в
странах Востока
Россия при Николае I. Крымская война
Воссоединение Италии и объединение Германии
Россия в эпоху реформ Александра II
Правление Александра III
Общественно-политическое развитие стран Запада во второй
половине XIX в. Власть и оппозиция в России середины – конца
XIX в.

68

Наука и искусство в XVIII–XIX вв. Золотой век русской
культуры
Урал в XIX век

69

Обобщение «Россия и мир от древности до конца XIX в.»

70

Итоговое повторение

67


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».