Адаптированная рабочая образовательная программа по изобразительному искусству НОО для детей с ЗПР

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе для детей
с задержкой психического развития
МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года

Адаптированная рабочая образовательная программа
по изобразительному искусству
начального общего образования (1-4 классы)
для детей с задержкой психического развития

Для реализации адаптированной рабочей программы изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство» на этапе начального общего образования учебным планом
школы отведено135 часов. Из них 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 классе, 34 часа в 3
классе, 34 часа в 4 классе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
1 класс
Личностными результатами изучения курса «ИЗО» в 1 классе является формирование
следующих умений:
•
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства,
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
•
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства,
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
•
самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие
в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов
трудовой деятельности человека-мастера;
•
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе
обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру,
событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «ИЗО» в 1 классе является
формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
•
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
•
учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в
ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
•
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
•
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания
материалы и инструменты;
•
учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы
выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в
учебнике);
•
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства
(рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять
контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации
шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности.
•
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
•
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно
использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и
умения;

•
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и
в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого
предусмотрен словарь терминов);
•
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать
простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
•
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
•
слушать и понимать речь других;
o
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности.
•
договариваться сообща;
•
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое,
возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой,
портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета
солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять
графические изображения с соблюдением линейной перспективы.
По трудовой деятельности:
- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы
(неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая
веревочка);
- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;
уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями
используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и
рационально размечать несколько деталей;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику,
выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой
веревочки.
Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и
эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой
деятельности.
2 класс
Личностными результатами является формирование следующих

умений:

объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства,
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
 объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства,
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
 самостоятельно определять и высказывать свои
чувства
и
ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых
объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;




в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в
ходе обсуждения).

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру,
событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения
универсальных учебных действий.

является

формирование

следующих

Регулятивные УУД:








определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в
ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания
материалы и инструменты;
учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы
выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных
заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства
(рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять
контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации
шаблонов, чертежных инструментов);

Средством формирования этих действий
художественно-творческой деятельности.


служит

технология

продуктивной

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно
использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового
знания и умения;
 добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и
в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для
этого предусмотрен словарь терминов);
 перерабатывать
полученную
информацию: наблюдать и
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.


Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
o вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;


Средством формирования этих действий
художественно-творческой деятельности.

служит

технология

продуктивной




договариваться сообща;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений: иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое,
комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанровобытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной
перспективе.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета
солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять
графические изображения с соблюдением линейной перспективы.
По трудовой деятельности:
знать
- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы
(неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая
веревочка);
- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;
уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями
используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и
рационально размечать несколько деталей;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику,
выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой
веревочки.
Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и
эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой
деятельности
3 класс
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье,
Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к
эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих
поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию
мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для
работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное

искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для
создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов
(литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)
художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере
– понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и
характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их
специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и
художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере
– умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и
отражение их в собственной деятельности;
-умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах
изученного);
-проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других
народов.
В коммуникативной сфере
– способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере
– умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности
для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем
трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и
компьютерной графики).
Личностные УУД:
1. Ценностно-смысловая ориентация учащегося;
2. Действие смыслообразования;

3. Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД:
1. Умение выражать свои мысли;
2. Разрешение конфликтов, постановка вопросов;
3. Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
1. Целеполагание;
2. Волевая саморегуляция;
3. Коррекция;
4. Оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия
Общеучебные:
1. Умение структурировать знания;
2. Смысловое чтение;
3. Знаково-символическое моделирование;
4. Выделение и формирование учебной цели.
Логические:
1. Анализ объектов;
2. Синтез, как составление целого из частей;
3. Классификация объектов;
4. Доказательство;
5. Выдвижение гипотез и их обоснование;
6. Построение логической цепи рассуждения.
В итоге освоения программы учащиеся должны:
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и
в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и
пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с
использованием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы:
живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и
народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности,
эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности
человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель,
пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки
коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной
деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира
(изображение растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла,
эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при
восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека,
в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
4 класс

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета
по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности),
ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
Регулятивные:
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные:
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т. д.;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой

деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в
общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и
прикладные виды искусства);
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России
• и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные
художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;

Содержание учебного предмета «Изобразительного искусство»
1 класс
Учимся у природы
Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных
состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное
время года, суток, различную погоду. Пейзажи разных географических широт.
Использование различных материалов и средств для создания выразительных образов
природы.
Изображение деревьев, птиц, зверей, общие и характерные черты. Разнообразие в
природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы,

раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.
Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства.
Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении
природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше,
загораживание, ритм.
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и
холодные цвета, смешение цветов с черной и белой красками.
Изучение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и
характера изображаемого объекта.
Пропорции фигуры человека и животных.
Фантастические образы в изобразительном искусстве
Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и художественная
фантазия. Перенос художественного образа с одного вида на другой. Получение
фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной
деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративноприкладном искусстве, в книжной графике. Различные версии образов и хорошо знакомых
сказочных героев в разных искусствах. Выбор художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов
транспорта.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими
сказочные и фантастические образы.
Основы художественного языка. Особенности композиции при передачи сказочных
образов, при создании фантастических композиций. Понятия: главное – второстепенное,
большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция.
Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов, сближение и
контрастная цветовая гамма.
Форма предмета и стилизация природных форм в декоративном творчестве.
Пропорции: соотношение целого и частей.
Учимся на традициях своего народа.
Значение изобразительного искусства в национальной культуре.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи
родной природы. Синтетический характер народной культуры (взаимосвязь украшений
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыки, песен, былин, сказаний,
сказок). Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы народной культуры
и декоративно-прикладного искусства.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими
тему родной природы, русских сказок, истории Отечества.
Основы художественного языка. Возможности композиции (в вертикальном или
горизонтальном формате), равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном
звучании композиции.
Ритм в орнаменте.
Декоративно-символическая роль цвета в декоративно - прикладном искусстве.
Использование контраста крупных и мелких форм в объеме.
Приобщаемся к культуре народов мира
Взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой.
Развитие представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой
культуре.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и разные эпохи. Роль природных условий в характере культурных

традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы
архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими
природу, сказками и мифами других народов.
Основы художественного языка. Использование пропорций и форм животного и
растительного мира в композиции архитектурных сооружений.
Ритм в архитектуре и декоративном искусстве.
Цветовая гармония природы, архитектуры, человека в одежде своего времени.
Использование контраста крупных и мелких, длинных и коротких, округлых и
острых форм в объеме.
Опыт художественно-творческой деятельности
Изображение с натуры, по памяти, по представлению (натюрморт, пейзаж, человек,
животные, растения).
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре,
декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета,
тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной
пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров,
пластилина и природных материалов.
Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства, участие
в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного
искусства.
2класс
Как и чем работает художник (8 часов)
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всё богатство
цвета. Изображение небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки,
акварель. Изображение осеннего леса по памяти. Выразительные возможности
аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических
материалов. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в
объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности
бумаги. Сооружение игровой площадки. Любой материал может стать
выразительным. Изображение ночного города.
Любой материал может стать выразительным (обобщение).
Реальность и фантазия (6 часов)
Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и
фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение
кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок.
Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города
Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают
вместе(обобщение).Ёлочные игрушки.
О чем говорит искусство (9 часов)
Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение
характера человека..Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера
человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека.
Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях
(контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия.

Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация).
Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание
композиций, передающих мир сказочных героев.
Как говорит искусство (11 часов)
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.
Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев
Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм
пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц
Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм
линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц»
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и
звонкие цвета. Изображение весенней земли
3 класс
Учимся у природы
Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных
состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное
время года, суток, различную погоду. Пейзажи разных географических широт.
Использование различных материалов и средств для создания выразительных образов
природы.
Изображение деревьев, птиц, зверей, общие и характерные черты. Разнообразие в
природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы,
раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.
Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства.
Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении
природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше,
загораживание, ритм.
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и
холодные цвета, смешение цветов с черной и белой красками.
Изучение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и
характера изображаемого объекта.
Пропорции фигуры человека и животных.
Фантастические образы в изобразительном искусстве
Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и художественная
фантазия. Перенос художественного образа с одного вида на другой. Получение
фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной
деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративноприкладном искусстве, в книжной графике. Различные версии образов и хорошо знакомых
сказочных героев в разных искусствах. Выбор художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов
транспорта.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими
сказочные и фантастические образы.
Основы художественного языка.

Особенности композиции при передачи сказочных образов, при создании
фантастических композиций. Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое,
плоскостная декоративная композиция.
Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов, сближение и
конт,растная цветовая гамма.
Форма предмета и стилизация природных форм в декоративном творчестве.
Пропорции: соотношение целого и частей.
Учимся на традициях своего народа.
Значение изобразительного искусства в национальной культуре.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи
родной природы. Синтетический характер народной культуры (взаимосвязь украшений
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыки, песен, былин, сказаний,
сказок). Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы народной культуры
и декоративно-прикладного искусства.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими
тему родной природы, русских сказок, истории Отечества.
Основы художественного языка.
Возможности композиции (в вертикальном или горизонтальном формате),
равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции.
Ритм в орнаменте.
Декоративно-символическая роль цвета в декоративно - прикладном искусстве.
Использование контраста крупных и мелких форм в объеме.
Приобщаемся к культуре народов мира
Взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой.
Развитие представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой
культуре.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и разные эпохи. Роль природных условий в характере культурных
традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы
архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими
природу, сказками и мифами других народов.
Основы художественного языка.
Использование пропорций и форм животного и растительного мира в композиции
архитектурных сооружений.
Ритм в архитектуре и декоративном искусстве.
Цветовая гармония природы, архитектуры, человека в одежде своего времени.
Использование контраста крупных и мелких, длинных и коротких, округлых и
острых форм в объеме.
Опыт художественно-творческой деятельности.
Изображение с натуры, по памяти, по представлению (натюрморт, пейзаж, человек,
животные, растения).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре,
декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета,
тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной
пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров,
пластилина и природных материалов.
Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства, участие
в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного
искусства.
4 класс
Тема 1. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК.
ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч)
работа на уроках должна совмещать

Практическая
индивидуальные и
коллективные формы.
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной
стороны. Выявление его особой красоты.
Материалы: гуашь, кисти, мелки.
Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей.
Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная
работа.
Материал: бумага, картон, пластилин, ножницы, стеки.
Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей этнографических музеев.
Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы
мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад –
"чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на
прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы
(гуашь, кисти).
Материалы: белая, тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин
для объемных построек.
Зрительный ряд: слайды из серий "Этнографические музеи", "Русское народное
искусство", "Деревянное зодчество Руси".
Музыкальный ряд: В. Белов "Лад".
Деревня – деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы...
Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или
индивидуальная работа.
Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Традиционная
одежда это выражает. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены

представления о единстве могучей силы и доброты – добрый молодец. В образе женщины
понимание ее красоты всегда выражает способность людей мечтать, стремление
преодолеть повседневность. Красота – тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с
образом птицы – счастья (лебедушка).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно
(наклеивает в панно группа главного художника). Обратить внимание, что фигуры в
детских работах должны быть в движении, не напоминать выставку одежд. При
дополнительных уроках – изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных
фигур для уже созданной "деревни".
Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном
искусстве, репродукции работ художников: И. Билибина, И. Аргунова, А. Венецианова,
М. Врубеля и др.
Литературный ряд: фрагменты из былин, русских сказок, отрывки из поэм Некрасова.
Музыкальный ряд: народные песни.
Задание на дом: найти изображение мужских и женских образов труда и праздника.
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая,
ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Материалы: склеенное полотнище обоев для панно или листы бумаги, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин, произведения народного
декоративного искусства.
Литературный ряд: И. Токмакова "Ярмарка".
Музыкальный ряд: Р. Щедрин "Озорные частушки", Н. Римский-Корсаков "Снегурочка".
Тема 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый
город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический
путь народа, события его жизни. Слово "город" произошло от "городить", "отгораживать"
крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли
города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше
нигде нет. Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город – крепость
Задание: изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных
стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант.
Материалы: согласно выбранному варианту задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись
архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика.
Постройка из бумаги. Коллективная работа.
Материалы: бумага, ножницы, клей, пластилин, стеки.
Зрительный ряд: В. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, слайды "Прогулка по Кремлю",
"Соборы Московского Кремля".
Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение "постройки" древнего
города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины – защитники
Изображение древнерусских воинов княжеской дружины. Одежда и оружие.
Материалы: гуашь, бумага, кисти.
Зрительный ряд: И. Билибин, В. Васнецов, иллюстрации к детским книгам.
Древние города Русской земли
Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль и другие.

Знакомство со своеобразием разных древних городов. Они похожи и непохожи между
собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Материалы: для графической техники – мелки, для монотипии или живописи – гуашь,
кисти.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Изображение интерьера
палаты – подготовка фона для следующего задания.
Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды "Древние палаты Московского Кремля", В. Васнецов "Палаты
царя Берендея", И. Билибин, А. Рябушкин репродукции картин.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды Кремля и палат, В. Васнецов иллюстрации к русским сказкам.
Литературный ряд: А. Пушкин "Руслан и Людмила".
Музыкальный ряд: Ф. Глинка, Н. Римский-Корсаков.
Тема 3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (11 ч)
"Братья-Мастера" ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию
многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать оптимальные
культуры, чтобы успеть интересно прожить их с детьми. Мы предлагаем три в контексте
их связей с культурой современного мира. Это культура Древней Греции, средневековой
(готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, но учитель может взять для
изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии и т.д. Важно осознание детьми
того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик – и это очень
интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных
народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать
на таких уроках.
Художественные культуры мира – это не история искусств этих народов. Это
пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.
Есть удобный методически-игровой путь, чтобы не заниматься историей, а увидеть
целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко,
Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т.д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа и характер
построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье
и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции
Урок 1 – древнегреческое понимание красоты человека – мужской и женской – на
примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является
"мерой всех вещей"). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились
с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно-развитым человеком – особенность
миропонимания людей Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов
(фигура в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Урок 2 – гармония человека с окружающей природой и архитектурой.
Представление о дорической ("мужественной") и ионической ("женственной") ордерных
системах как характере пропорций в построении греческого храма. Изображение образов
греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное
моделирование из бумаги.
Урок 3 – древнегреческие праздники (панно). Это могут быть олимпийские игры
или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его
физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Материалы: гуашь, кисти, ножницы, клей, бумага.

Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, слайды произведений
древнегреческих скульпторов.
Литературный ряд: мифы Древней Греции.
Образ художественной культуры Японии
Изображение природы через детали, характерные для японских художников: ветка дерева
с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни на
фоне тумана, дальних гор ...
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт
лица, прически, волнообразного движения, фигуры.
Коллективное панно "Праздник цветения сакуры" или "Праздник хризантем". Отдельные
фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа
"главного художника" работает над фоном.
Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши,
ножницы, клей.
Зрительный ряд: гравюры Утамаро, Хокусаи – женские образы, пейзажи; слайды
современных городов.
Литературный ряд: японская поэзия.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Каждый цех имел свои одежды,
свои знаки отличия, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно "Праздник цехов ремесленников на городской площади" с
подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения
(предметный мир).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежды.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка, беседа – закрепление в сознании детей темы четверти "Каждый народ –
художник" как ведущей темы всех трех четвертей этого года. Итог – не запоминание
названий, а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми культурных миров.
Наши три "Брата-Мастера" именно на этом уроке должны помогать учителю и детям
заниматься не изучением, заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы
в разных культурах – помогать осознанию того, почему постройки, одежды, украшения
такие разные.
Тема 4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч)
Последняя четверть этого класса завершает программу начальной школы.
Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии
осознания искусства ребенком.
Темы года вводили детей в богатство и разнообразие представлений народов о
красоте явлений жизни. Здесь все: и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда
и праздники – все разное. Мы и должны были осознать: именно это прекрасно, что
человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно
разные. В четвертой четверти задачи принципиально меняются – они как бы
противоположны – от представлений о великом многообразии к представлениям о
единстве для всех народов понимания красоты и безобразия коренных явлений жизни.
Дети должны увидеть, что при любой разности люди остаются людьми, и есть нечто,
воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя
Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются
представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных
внешним условиям природы и истории.
Все народы воспевают материнство
У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть
тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения

искусства на эту тему, понятные и общие всем людям. Дети по представлению
изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, их ласку, их отношение друг к
другу.
Материалы: гуашь (пастель), бумага, кисти.
Зрительный ряд: "Владимирская Богоматерь", Рафаэль "Сикстинская мадонна", М.
Савицкий "Партизанская мадонна", Б. Неменский "Тишина", и др.
Музыкальный ряд: колыбельная.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя. Красота душевной жизни. Красота, в которой
выражен жизненный опыт. Красота связи поколений.
Задание на изображение любимого пожилого человека. Стремление выразить его
внутренний мир.
Материалы: гуашь (пастель), бумага, кисти.
Зрительный ряд: портреты Рембрандта, автопортреты В. Тропинина, Леонардо да Винчи,
Эль Греко.
Сопереживание – великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство
воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство
художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю,
чужому страданию.
Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное,
погибшее дерево).
Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти.
Зрительный ряд: С. Ботичелли "Покинутая", Пикассо "Нищие", Рембрандт "Возвращение
блудного сына".
Литературный ряд: Н. Некрасов "Плач детей".
Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все
народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства –
живописи, скульптуры, музыки, литературы – посвящены этой теме. Героическая тема в
искусстве разных народов. Эскиз памятника герою по выбору автора (ребенка).
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения,
скульптурные произведения XIX и XX вв.
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты о счастье, о
подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учителей. Обсуждение.
Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т.д.
Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу, коллективные
панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.
Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям
экскурсоводов.
Тематическое планирование
1 класс
№
п\п
1
2

Тема

Количество
Срок
часов
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)
Изображения всюду вокруг нас.
1
Мастер Изображения учит видеть.
1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33

Изображать можно пятном.
1
Изображать можно в объеме.
1
Изображать можно линией.
1
Разноцветные краски.
1
Изображать можно и то, что невидимо
1
(настроение)
Художники и зрители (обобщение темы).
1
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8ч)
Мир полон украшений.
1
Красоту надо уметь замечать.
1
Красоту надо уметь замечать.
1
Красоту надо уметь замечать.
1
Узоры, которые создали люди
1
Как украшает себя человек.
1
Мастер Украшения помогает сделать
1
праздник
Мастер Украшения помогает сделать
1
праздник (обобщение темы)
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
Постройки в нашей жизни
1
Постройки в нашей жизни
1
Дома бывают разными
1
Домики, которые построила природа.
1
Какие можно придумать дома.
1
Дом снаружи и внутри.
1
Строим город
1
Все имеет свое строение
1
Строим вещи.
1
Город, в котором мы живем
1
Город, в котором мы живем (обобщение
1
темы)
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу(6 ч)
Три брата-Мастера всегда трудятся вместе
1
Создание панно «Сказочная страна»
1
«Праздник весны» конструирование из
1
бумаги
Урок любования. Умение видеть.
1
Здравствуй, лето!
1
Здравствуй, лето!(обобщение темы)
Итого 33 часа
2класс

№п\п

Тема

Количество
часов

1

Как и чем работает художник(8ч)
Три основных краски, строящие многоцветие мира.

1

2

Пять красок – все богатство цвета и тона.

1

Срок

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные
возможности.

1

4

Выразительные возможности аппликации.

1

5

Выразительные возможности графических материалов.

1

6

Выразительность материалов для работы в объеме

1

7

Выразительные возможности бумаги.

1

8

Для художника любой материал может стать
выразительным (обобщение темы четверти)

1

3

Реальность и фантазия (6ч)
9

Изображение и реальность

1

10

Изображение и фантазия

1

11

Украшения и реальность

1

12

Постройка и реальность

1

13

Постройка и фантазия

1

14

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки
всегда работают вместе (обобщение темы)
О чем говорит искусство (9ч)

1

15

Выражение характера изображаемых животных

1

16

Изображения характера человека: мужской образ

1

17

Изображение характера человека: женский образ

1

18

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

1

19

Изображение природы в различных состояниях

1

20

Выражение характера человека через украшение.

1

21

Выражение намерений человека через украшение.

1

22

Выражение намерений человека через украшение.

1

23

Обобщение материала раздела «О чем говорит
искусство»
Как говорит искусство (11ч)

1

24

Цвет как средство выражения:
тёплые и холодные цвета

1

25

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие
цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства
выразительности (обобщение темы)

1

Ритм пятен как средство выражения.

2

Обобщающий урок по теме «Как говорит искусство»

1

26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
3

3 класс
№
п\п

Тема

Количество
часов
Искусство в твоем доме (8 ч)
1

1

Твои игрушки.

2

Твои игрушки.

1

3
4
5
6
7
8

Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у себя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение
темы).

1
1
1
1
1
1

9

Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры.
1

10

Парки, скверы, бульвары.

1

11
12
13
14
15

Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище (11 ч)
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Театр кукол.
Маски.
Маски.
Афиша и плакат.

1
1
1
1
1

16
17
18
19
20
21
22

1
1
1
1
1
1
1

Срок

23

Афиша и плакат.

1
Художник и зрелище (3 ч)

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Праздник в городе

2

Школьный карнавал (обобщение темы)
Художник и музей (8 ч)
Музей в жизни города.
Картина — особый мир.
Картина — особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).

1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1

Пейзаж родной земли

1

2

Пейзаж родной земли

1

3

1

8

Изображение избы или её моделирование из
бумаги
Изображение избы или её моделирование из
бумаги (образ русской деревни)
Изображение женских образов в народных
костюмах
Изображение мужских образов в народных
костюмах
Изображение сцен труда из крестьянской
жизни
Народные праздники

9

Родной угол

1

10

Древние соборы

1

11

Города Русской земли

1

12

Древнерусские воины - защитники

1

13

Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва

1

14

Узорочье теремов

1

15

Пир в теремных палатах

1

16

Страна восходящего солнца

1

17

Страна восходящего солнца

1

4
5
6
7

1
1
1
1
1

Сроки

18

Страна восходящего солнца

1

19

Народы гор и степей

1

20

Города в пустыне

1

21

Древняя Эллада

1

22

Древняя Эллада

1

23

Древняя Эллада

1

24

Европейские города Средневековья

1

25

Европейские города Средневековья

1

26

1

27

Многообразие художественных культур в
мире
Материнство

28

Мудрость старости

1

29

Сопереживание

1

30

Сопереживание

1

31

Герои-защитники

1

32

Герои-защитники

1

33

Юность и надежды

1

34

Искусство народов мира

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».