Адаптированная рабочая образовательная программа по родному ( русскому) языку НОО для детей с ЗПР

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе для детей
с задержкой психического развития
МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года

Адаптированная рабочая образовательная программа
по родному (русскому) языку
начального общего образования (1-4 классы)
для детей с задержкой психического развития

Для реализации адаптированной рабочей программы изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» н на
этапе начального общего образования учебным планом школы отведено 68 часов. Из них 17 часов в 1 классе, 17 часов
во 2 классе, 17 часов в 3 классе, 17 часов в 4 классе
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык
Личностные УУД
1
класс

2
класс

3
класс

4
класс

У учащихся будут
сформированы:
ориентация в
нравственном
содержании и смысле
поступков как
собственных, так и
окружающих людей
(на уровне,
соответствующем
возрасту); осознание
роли речи в общении
людей; понимание
богатства и
разнообразия
языковых средств
для выражения
мыслей и чувств;
внимание к
мелодичности
народной звучащей
речи;
устойчивой учебнопознавательной
мотивации учения,
интереса к изучению
курса развития речи;
чувство прекрасного
– уметь чувствовать
красоту и
выразительность
речи, стремиться к
совершенствованию
речи; интерес к
изучению языка.
Регулятивные УУД:

У учащихся будут
сформированы:
ориентация в
нравственном
содержании и смысле
поступков как
собственных, так и
окружающих людей
(на уровне,
соответствующем
возрасту); осознание
роли речи в общении
людей; понимание
богатства и
разнообразия
языковых средств
для выражения
мыслей и чувств;
внимание к
мелодичности
народной звучащей
речи; устойчивой
учебнопознавательной
мотивации учения,
интереса к изучению
курса развития речи.
чувство прекрасного
– уметь чувствовать
красоту и
выразительность
речи, стремиться к
совершенствованию
речи; интерес к
изучению языка.

формирование у
ребёнка ценностных
ориентиров в
области
языкознания;
воспитание
уважительного
отношения к
творчеству как
своему, так и других
людей; развитие
самостоятельности в
поиске решения
различных речевых
задач;
формирование
духовных и
эстетических
потребностей;
воспитание
готовности к
отстаиванию своего
мнения; отработка
навыков
самостоятельной и
групповой работы.

У учащихся будут
сформированы:
ориентация в
нравственном
содержании и смысле
поступков как
собственных, так и
окружающих людей
(на уровне,
соответствующем
возрасту);
осознание роли речи
в общении людей;
понимание богатства
и разнообразия
языковых средств
для выражения
мыслей и чувств;
внимание к
мелодичности
народной звучащей
речи;
устойчивой учебнопознавательной
мотивации учения,
интереса к изучению
курса развития речи;
чувство прекрасного
– уметь чувствовать
красоту и
выразительность
речи, стремиться к
совершенствованию
речи; интерес к
изучению языка.

1 класс

2
класс

3
класс

Обучающиеся
научатся:
определять
формировать

Учащиеся научатся
на
доступном
и уровне: адекватно
цель воспринимать

Учащиеся научатся:
Проговаривать
последовательность
действий на уроке.

4
класс

Учащиеся научатся
на
доступном
уровне: адекватно
воспринимать

деятельности на уроке
с помощью учителя;
проговаривать
последовательность
действий на уроке;
учиться высказывать
своё предположение
(версию) на основе
работы
с
иллюстрацией
учебника;
учиться работать по
предложенному
учителем плану

оценку учителя;
вносить
необходимые
дополнения,
исправления в свою
работу;
в сотрудничестве с
учителем ставить
конкретную
учебную задачу на
основе соотнесения
того,
что
уже
известно и усвоено,
и того, что еще
неизвестно.
составлять
план
решения учебной
проблемы
совместно
с
учителем;
в
диалоге
с
учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии
с
этими критериями.

Учиться работать по
предложенному
учителем плану.
Учиться
отличать
верно
выполненное
задание от неверного.
Учиться совместно с
учителем и другими
учениками
давать
эмоциональную
оценку деятельности
класса
на
уроке.
Основой
для
формирования
этих
действий
служит
соблюдение
технологии
оценивания
образовательных
достижений.

оценку учителя;
вносить
необходимые
дополнения,
исправления в свою
работу;
в сотрудничестве с
учителем ставить
конкретную
учебную задачу на
основе соотнесения
того,
что
уже
известно и усвоено,
и того, что еще
неизвестно;
составлять
план
решения учебной
проблемы
совместно
с
учителем;
в
диалоге
с
учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии
с
этими критериями.

1
класс

2
класс

3
класс

4
класс

Обучающиеся
научатся:
ориентироваться
в
учебнике
(на
развороте,
в
оглавлении,
в
условных
обозначениях);
находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях;
делать
выводы
в
результате совместной
работы
класса
и
учителя;
преобразовывать
информацию из одной

Учащиеся научатся:
осуществлять поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебных заданий,
используя
справочные
материалы;
моделировать
различные
языковые единицы
(слово,
предложение);
использовать
на
доступном уровне
логические приемы

Учащиеся научатся:
Ориентироваться
в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с помощью
учителя.
Делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться
в
учебнике
(на
развороте,
в
оглавлении,
в
словаре).
Добывать
новые
знания:
находить

Учащиеся научатся:
осуществлять поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебных заданий,
используя
справочные
материалы;
моделировать
различные
языковые единицы
(слово,
предложение);
использовать
на
доступном уровне
логические приемы

Познавательные УУД:

формы в другую:
подробно
пересказывать
небольшие тексты.

мышления (анализ,
сравнение,
классификацию,
обобщение)
выделять
существенную
информацию
из
небольших
читаемых текстов.
вычитывать
все
виды
текстовой
информации:
по
факту,
подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться
словарями,
справочниками;
строить
рассуждения.

ответы на вопросы,
используя
учебник,
свой жизненный опыт
и
информацию,
полученную
на
уроках.
Перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной
работы
всего класса.

мышления (анализ,
сравнение,
классификацию,
обобщение)
выделять
существенную
информацию
из
небольших
читаемых текстов.
вычитывать
все
виды
текстовой
информации:
фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться
словарями,
справочниками;
строить
рассуждения.

Коммуникативные УУД:
1
класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучающиеся
научатся:
оформлять
свои
мысли в устной и
письменной форме (на
уровне предложения
или
небольшого
текста);
слушать и понимать
речь других;
выразительно читать и
пересказывать текст;
договариваться
с
одноклассниками
совместно с учителем
о правилах поведения
и общения и следовать
им; учиться работать в
паре,
группе;
выполнять различные
роли
(лидера
исполнителя).

Учащиеся научатся:
вступать в диалог
(отвечать на вопросы,
задавать
вопросы,
уточнять
непонятное);
договариваться
и
приходить к общему
решению, работая в
паре; участвовать в
коллективном
обсуждении учебной
проблемы;
строить продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками
и
взрослыми;
выражать свои мысли
с соответствующими
возрасту полнотой и
точностью;
быть терпимыми к
другим
мнениям,
учитывать
их
в
совместной работе.
оформлять
свои

Учащиеся
научатся:
Уметь донести
свою позицию до
собеседника;
Уметь оформить
свою мысль в
устной
и
письменной
форме (на уровне
одного
предложения или
небольшого
текста).
Уметь слушать и
понимать
высказывания
собеседников.
Уметь
выразительно
читать
и
пересказывать
содержание
текста.
Учиться
согласованно
работать
в

Учащиеся научатся:
вступать в диалог
(отвечать на вопросы,
задавать
вопросы,
уточнять непонятное);
договариваться
и
приходить к общему
решению, работая в
паре;
участвовать
в
коллективном
обсуждении учебной
проблемы;
строить продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками
и
взрослыми;
выражать свои мысли
с соответствующими
возрасту полнотой и
точностью;
быть терпимыми к
другим
мнениям,
учитывать
их
в
совместной работе;
оформлять
свои

мысли в устной и
письменной форме с
учетом
речевых
ситуаций;
адекватно
использовать речевые
средства для решения
различных
коммуникативных
задач;
владеть
(в
соответствии
с
возрастными
особенностями)
монологической
и
диалогической
формами речи.

группе:
а)
учиться
планировать
работу в группе;
б)
учиться
распределять
работу
между
участниками
проекта;
в)
понимать общую
задачу проекта и
точно выполнять
свою
часть
работы; г) уметь
выполнять
различные роли
в группе (лидера,
исполнителя,
критика).

мысли в устной и
письменной форме с
учетом
речевых
ситуаций;
адекватно
использовать речевые
средства для решения
различных
коммуникативных
задач;
владеть
монологической
и
диалогической
формами речи.

Предметные результаты:
1
класс

2
класс

3
класс

Обучающиеся
научатся:
распознавать слова,
обозначающие
предметы
традиционного
русского быта (дом,
одежда), понимать
значение устаревших
слов по указанной
тематике;
использовать
словарные статьи
для определения
лексического
значения слова;
понимать значение
русских пословиц и
поговорок,
связанных с
изученными темами;
произносить слова с
правильным
ударением (в рамках
изученного);
осознавать
смыслоразличительн
ую роль ударения;

Обучающиеся будут
знать:
антонимы,
синонимы,
пословицы, загадки,
фразеологизмы;
изобразительновыразительные
средства языка:
сравнения,
олицетворение,
эпитеты; типы
текстов:
повествование,
описание
уметь: распознавать
слова, обозначающие
предметы
традиционного
русского быта,
понимать значение
устаревших слов по
указанной
тематике; использов
ать словарные статьи
для определения
лексического
значения слова;

Обучающиеся
будут знать:
изобразительновыразительные
средства языка:
метафора,
антонимы,
синонимы,
пословицы, загадки,
фразеологизмы;
типы текстов:
рассуждение,
повествование,
описание;
стили речи:
разговорный и
книжный
(художественный и
научный);
структуру текста
рассуждения
уметь:распознавать
и понимать
значение
устаревших слов по
указанной
тематике;
использовать

4 класс

Обучающиеся будут
знать:
многозначные слова,
омонимы, синонимы,
антонимы, омоформы,
омофоны ;
изобразительновыразительные
средства языка:
метафоры, сравнения,
олицетворение,
эпитеты;
стили речи:
разговорный и
книжный
(художественный,
научный), газетнопублицистический;
особенности
эпистолярного жанра;
типы текстов;
основные элементы
композиции текста.
уметь:
распознавать и
понимать значение
устаревших слов по
указанной тематике;

различать этикетные
формы обращения в
официальной и
неофициальной
речевой ситуации;
владеть правилами
корректного
речевого поведения в
ходе диалога;
использовать в речи
языковые средства
для свободного
выражения мыслей и
чувств на родном
языке адекватно
ситуации общения;
владеть различными
приемами слушания
научнопознавательных и
художественных
текстов об истории
языка и культуре
русского народа;
анализировать
информацию
прочитанного и
прослушанного
текста: выделять в
нем наиболее
существенные
факты.

понимать значение
русских пословиц и
поговорок,
связанных с
изученными темами;
произносить слова с
правильным
ударением (в рамках
изученного);
осознавать
смыслоразличительн
ую роль ударения;
определять прямое и
переносное значение
слова;
распознавать типы
текстов;
устанавливать связь
предложений в
тексте;
выделять
многозначные слова,
фразеологизмы в
тексте.
восстанавливать
деформированный
текст;
устанавливать связи
между словами в
словосочетании и
предложении;
составлять планы
различных видов.

словарные статьи
для определения
лексического
значения слова;
понимать значение
русских пословиц и
поговорок,
связанных с
изученными
темами;
произносить слова с
правильным
ударением (в
рамках
изученного);
определять тему
текста и основную
мысль;
распознавать типы
текстов;
устанавливать связь
предложений в
тексте;
выделять
многозначные
слова,
фразеологизмы в
тексте;
определять
грамматические
значения
заимствованных
слов;
строить
словообразовательн
ые цепочки.

использовать
словарные статьи для
определения
лексического
значения слова;
понимать значение
русских пословиц и
поговорок, связанных
с изученными
темами;
уместно
использовать изученн
ые средства общения
в устных
высказываниях
(жесты, мимика,
телодвижения,
интонацию);
выразительно читать
небольшой текст
по образцу;
определять степень
вежливого поведения,
учитывать ситуацию
общения;
вступать в контакт и
поддерживать его,
умение благодарить,
приветствовать,
прощаться, используя
соответствующие
этикетные формы;
быть хорошим
слушателем;
определять
лексическое значение
слова;
отличать текст как
тематическое и
смысловое единство
от набора
предложений;
редактировать
предложения;
определять по
заголовку, о чем
говорится в тексте,
выделять в тексте
опорные слова;
сочинять на основе
данного сюжета,
используя средства

выразительности;
распознавать типы
текстов;
устанавливать связь
основных элементов
композиции текста;
распознавать стили
речи.

Содержание учебного предмета учебного предмета «Родной (русский) язык»
Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной (русский)
язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные
языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом.
Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования
русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных
представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов
России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о
национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других
народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в
обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях,
но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного
циклов.

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной
(русский) язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается
на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык
и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные
линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями
основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.







Целевыми установками данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности
ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое
мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об
изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах
русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение
за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования
языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на
практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом
общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих

содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений
понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Блок 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1 класс
Сведения
обистории
русской письменности
:
как
появились буквы
современногорусского
алфавита.
Особенности
оформления книг
в
Древней Руси:
оформление красной
строки
и
заставок.
Практическая
работа.
Оформление буквиц и
заставок.
Слова, обозначающи е
предметы
традиционного
русскогобыта:
Дом
в
старину: чтокак
называлось
(изба, терем,

2 класс
Слова,
называющие
игры, забавы, игрушки
(например, городки,
салочки, салазки, санки,
волчок, свистулька).
Слова,
называющие
предметы традиционного
русскогобыта: 1) слова,
называющие домашнюю
утварь и
орудия
труда
(например, ухват, ушат,
ступа, плошка,крынка,
ковш, решето,веретено,
серп, коса,
плуг);
2) слова, называющие
то, что ели в старину
(например, тюря, полба,
каша,
щи,
похлебка,
бублик,
коврижка,
ватрушка), какие из них
сохранились до наших
дней;
3)
слова,
называющие то, во что
раньше одевались дети
(например, шубейка,
тулуп, шапка, валенки,
сарафан,
рубаха,
лапти).
Пословицы
и
поговорки, фразеологизмы
возникновение которых

3 класс
Слова,
называющие
предметы
традиционного
русского быта: 1) слова,
описывающие
город
(например,
конка,
карета,
городовой, фонарщик, лавка,
купец,
приказчик,
полицмейстер,
мастеровой );
2) слова, называющие то, во
что
раньше
одевались,
элементы женского русского
костюма (например, кафтан,
зипун, армяк, навершник,
душегрея,
салоп, кушак,
понева, передник, кокошник,
кичка, сорока, позатыльник).
Пословицы
и
поговорки,
фразеологизмы, возникновение
которых
связано
с
предметами
и явлениями
традиционного русского быта
(например, работать спустя
рукава, один салопчик да итот
подбит ветром). Проектное
задание: «Русскийнародный
костюм»

4 класс
Слова,
называющие
части
тела
человека
(например, перс
т, очи, ланита,
чело, выя, уста,
око,
шуйца,
десница);
слова,
называющие
доспехи древнего
русского
воина
(например, копье
,
древко,
кальчуга, шлем,
науши,
бармица, ); слова,
называющие
старинные меры
(например, аршин,
сажень,
пядь, локоть и
т.д)
Пословицы
и
поговорки,
фразеологизмы, в
которых
сохранились
устаревшие слова
(например:
беречь
как

хоромы, горница,
светлица, светец,
лучина и
т.д.).
Как называлось то, во
чтоодевались
встарину
(кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти
и т. д.) Имена
в
малых жанрах
фольклора (в
пословицах,
поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектноезадание.
Словарь
в
картинках.

связано с предметами и
явлениями традиционного
русскогобыта (например, кашине
сваришь, ни за какиековрижки).
Сравнение
русских
пословиц и поговорок с
пословицами
и
поговорками
других
народов.
Сравнение
фразеологизмов, имеющих в
разныхязыках
общий смысл, норазную
образную форму(например,
ехать в Тулусо
своим
самоваром (русск.), еха ть в
лес
сдровами (тат.).
Проектное задание: Словарь
«Почему это так называется».

Блок 2. Язык в действии
1 класс
2 класс
Как нельзя произносить Как
правильно
слова (пропедевтическая произносить
слова
работа
(пропедевтическая работа
п
по
о
предупреждению ошибок
в
предупреждению ошибок произношении слов в речи).
Работа со словарем ударений.
в произношениислов).
Слово
имеет значение.
Смыслоразличительная
Синонимы.Антонимы.
роль ударения.
Какпоявляются
Слово и его значение
фразеологизмы;
Многозначные
слова
.Наблюдение
за
сочетаемостью
слов
(пропедевтическая
работа
по

зеницу ока, быть
притчей
во
языцех,
коломенская
верста,
косая
сажень в плечах,
как
аршин
проглотил, гроша
медного
не стоит)
Проектное
задание:
Пословицы
с
устаревшими
словами
в
картинках.

3 класс
Как
правильно
произносить
слова
(пропедевтическая
работа
по
предупреждению
ошибок
в
произношении словв
речи).
Слово, его значение.
Слова нейтральныеи
эмоциональные и
эмоционально
окрашенные.
Знакомство
со

4 класс
Лексическое
значение
слова.
Омоформы,
омофоны
и
омонимы. Прямоеи
переносное
значение
слова.
Сравнение,
метафора,
олицетворение,
эпитет
–
сравнительная
характеристика.
Крылатые слова и

предупреждению ошибок в
сочетаемостислов).

пословицы.
Знакомство
со
словарями: толковым,
орфографическим.
Умение
определять
лексическое значение слова
по словарю, контексту.
Умение выделять слова в
переносном значении в
тексте, сравнивать прямое
и переносное значения,
определять
основу
переносазначения.
Умение сконструировать
образное выражение
(сравнение,
олицетворение)
по
образцу, из данных
учителем
слов,
умение использоватьслова
с переноснымзначением
при
составлении предложений.
Совершенствование
орфографических
навыков.

Блок 3. Секреты речи и текста
1 класс
2 класс
Понятие

о

тексте. Тема
текста. Умение
отличатьтекст
от
отдельных
предложений,
не
объединенных общей
темой.
Озаглавливание.
Коллективное

Типы
текстов:
описание,
повествование.
Умение
редактировать текстс
точки
зрения
лексики
и
грамматики.
Восстанавливать
деформированный

словарём синонимов.
Изобразительновыразительные
средства
языка:
метафора,
эпитет,
сравнение,
олицетворение.
Умение выделять их в
тексте,
определять
значение
и
назначение,
использовать
при
создании текстав
художественном
стиле.
Фразеологизмы.
Умение определять
значение устойчивого
выражения,
употреблять его в
заданной
речевой
ситуации.
Заимствованные
слова.
Основные
источники
пополнения словаря.
Знакомствос
элементами
словообразования.

выражения.
Пословицы
,
поговорки,
афоризмы.
Иностранные
заимствования.
Новые
слова.
Умение выделятьв
тексте
стилистически
окрашенные слова;
определятьстили
речи
с
учетом лексических
особенностей
текста.
Диалектизмы.
Значение
диалектизмов
в
литературном
языке.

3
4 класс
класс
Тема,
основная Стили
речи:
мысль
текста. разговорный, книжные
Опорн (научный,
ые
публицистический,
слова.
Структура деловой),
текста. План, виды художественный.
плана.
Умение
определять
Стили
стилистическую
ре принадлежность
чи:разговорный
итекстов,
книжный (художественный
составлять и
научный).
Умени
е

составление текстов
по
заданной
теме,
сюжетным
картинкам.
Секреты диалога:
учимся
разговаривать
друг с другом и со
взрослыми.
Диалоговая форма
устной
речи.
Стандартные
обороты речи для
участия в диалоге
(Как
вежливо
попросить?
Как
похвалить
товарища?
Как
правильно
поблагодарить?).
Цели
и
виды
вопросов (вопросуточнение, вопрос
как
запрос
на
новое содержание).

№

текст.
Умение
делить
текст
на
части. План текста.
Приемы
общения:
убеждение,
уговаривание,
просьба, похвала и
др.,
сохранение
инициативы
в
диалоге, уклонениеот
инициативы
в
диалоге, завершение
диалога(например,
каквыразить
несогласие; как
убедить товарища).
Создание текстов –
повествований.
Создание
текста:
развернутое
толкование значения
слова.

Блоки программы

определять
стилистическую
принадлежность
текстов,
составлять
текст
в
заданном
стиле.
Типы
текста.
Повествование,
описание, рассуждение.
Умениесоставлять
описание
предметов
и
явлений,
рассуждение
в
художественном
и
научном
стилях.
Умение
составлять
повествование
с
элементами описания.
Волшебные слова: слова
приветствия, прощания,
просьбы,
благодарности,
извинение.
Умение
дискутировать,
использовать вежливые
слова
в
диалоге
с
учётом
речевой ситуации.

текст в заданном стиле.
Аннотация.
Письма
пишут разные. Умение
конструировать
текст
по заданной временной
схеме,
проводить
лексическое
и
грамматическое
редактирование.
Композиция
текста.
Завязка,
развитие
действия, кульминация,
развязка.
Умение
определять
элементы
композициив
данном
тексте,
составлять
текст
заданной
композиционной
структуры.

5. Тематическое планирование
Характеристика основных видов деятельности
Кол-во
обучающихся
часов
1 класс

1.

Секреты речи и текста

7ч.

различать этикетные формы обращения в официальной
и
неофициальной
речевой ситуации; владеть
правилами корректного речевого поведения в ходе
диалога; использовать в речи языковые средства для
свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно
ситуации
общения;
владеть
различными
приемами
слушания
научнопознавательных и художественных текстов об истории
языка
и
культуре
русского
народа; анализировать информацию прочитанного

и прослушанного текста: выделять в нем наиболее
существенные факты; уметь различать группы слов,
предложений связанных по смыслу от простого набора
слов, составлять текст; уметь делить текст на
предложения, составлять текст из
предложений на заданную тему; уметь находить
главные строки текста, озаглавливать его.
2.

Язык в действии.

5ч.

произносить слова с правильным ударением (в рамках
изученного);
осознавать
смыслоразличительную
роль
ударения;
определяют
однозначность
или
многозначность слова; определяют лексическое
значение многозначного слова по предметным
картинкам, контексту

3

Русский язык: прошлоеи
настоящее

4,5ч.

распознают и понимают значение устаревших слов по
указанной тематике; используют словарные статьи для
определения лексического значения слова;
учатся понимать значение русских пословиц и
поговорок, связанных с изученными
темами выполняют итоговую работу

16,5 ч

1.

Русский язык: прошлоеи
настоящее

7 ч.

2.

Язык в действии.

5ч.

3

Секреты речи и текста

5ч.

2 класс
распознают и понимают значение устаревших слов по
указанной тематике;
используют словарные статьи для определения
лексического значения слова; учатся понимать
значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами; выполняют проектное задание
работают со словарем ударений;
различают слова, которые по разному звучат, но
называют одно и тоже. Подбирают синонимы, следят за
выразительностью речи; правильно расставляют
ударение в словах; подбирают слова близкие по
значению и противоположные по значению; находят
антонимы в пословицах; находят в тексте
фразеологизмы; объясняют значение фразеологизмов;
уместно употребляют крылатые слова в речи;
объясняют и применяют пословицы в своей речи
определяют лексическое значение слова по словарю,
контексту; выделяют слова в переносном значении в
тексте, сравнивают прямое и переносное значения,
определяют основу переноса значения; конструируют
образное выражение (сравнение, олицетворение) по
образцу, из данных учителем слов, используют слова с
переносным значением при составлении предложений
выбирают из текста словосочетания для описания; по
вопросам составляют описание предмета, существа;
составляют текст по опорным словам и по плану;
находят в деформированном тексте начало рассказа и
продолжают составлять рассказ; устанавливают связь
событий и соединяют события линией, записывают
рассказ; делят текст на части, выделяют в каждой части

самое важное; различают картинный план, цитатный
план; участвуют в различных видах диалога;
упражняются в различных приемах общения;
выполняют итоговую работу
17ч.
3 класс
распознают и понимают значение устаревших слов по
указанной тематике;
используют словарные статьи для определения
лексического значения слова; учатся понимать
значение русских пословиц и поговорок,
связанных с изученными темами выполняют проектное
задание

1.

Русский язык: прошлоеи
настоящее

7ч.

2.

Язык в действии.

5ч.

работают со словарем ударений; учатся подбирать и
употреблять метафоры, сравнения, эпитеты и
олицетворение в устной и письменной речи; работают
со
словарем
синонимов;
находят
в
тексте
фразеологизмы;
объясняют
значение
фразеологизмов; учатся уместно употреблять крылатые
слова в речи; знакомятся с заимствованными словами;
учатся
определять
грамматические
значения
заимствованных
слов;
упражняются
в
словообразовании; работают с
морфемно -словообразовательным словарем

3

Секреты речи и текста

5ч.

учатся определять тему текста, основную мысль;
определять опорные (ключевые) слова в тексте; на
основе опорных слов создавать текст; знакомятся со
структурой текста рассуждения; учатся составлять
тексты рассуждения; учатся определятьстилистическую
принадлежность текстов, составлять текст в заданном
стиле; уметь
соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии;
выполняют итоговую работу

17ч.

1.

Русский язык: прошлоеи
настоящее

7ч.

2.

Язык в действии.

6ч.

4 класс
распознают слова и понимают значение устаревших
слов по указанной тематике; используют словарные
статьи для определениялексического значения
слова; учатся
пониматьзначение русских
пословиц и
поговорок,связанных с
изученными темами создают книжкус
пословицами
с
устаревшими словами в
картинках.
знакомятся с омофонами и омоформами и учатся их
определять; упражняются в различении многозначного
слова от омонима; работают со словарем ударений;
работают с фразеологизмами; заменяют слова
фразеологизмами; объясняют смысл фразеологизма;
используют в речи; читают
тексты, в которых использованы диалектизмы.

3

Секреты речи и текста

4ч.

17 ч.
68 ч.

учатся уместно употреблять пословицы в речи;
знакомятся с афоризмами
анализируют тексты разных стилей; выявляют
особенности
художественного
стиля;
пробуют
самостоятельно составить небольшой рассказ в
художественном стиле; знакомятся с основными
элементами композиции текста; учатся их находить в
тексте
упражняются в определении элементов композиции в
деформированном
тексте;
восстанавливают
и
записывают текст
продумывают содержание рассказа и его композицию;
составляют план рассказа; записывают опорные слова;
составляют черновой вариант текста; редактируют;
записывают чистовой вариант текста.
знакомятся с жанрами газетного стиля; упражняются в
определении
газетного
жанра;
знакомятся
с
особенностями
эпистолярного
жанра;
пробуют
самостоятельно написать письмо другу, в котором бы
просматривались такие части: обращение к адресату,
рассказ о событиях, изложение своих мыслей, добрые
пожелания адресату; выполняют итоговую работу

Календарно - тематическое планирование 1 класс
№п/п
1
2-3
4
5
6-7
8-9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема

Количество
часов

Срок

Секреты речи и текста – 7ч.
Как люди общаются друг с другом.
1
Вежливые слова.
2
Как люди приветствуют друг друга.
1
Зачем людям имена.
1
Спрашиваем и отвечаем.
2
Язык в действии - 5 ч.
Выделяем голосом важные слова.
2
Как можно играть звуками.
1
Где поставить ударение.
1
Как сочетаются слова.
1
Русский язык: прошлое и настоящее. Секреты речи и текста - 4,5ч.
Как писали в старину.
1
Дом в старину: что как называлось.
1
Во что одевались в старину.
1
Сравниваем тексты. Итоговый тест.
1
1
Работа над ошибками. Повторение изученного
материала за год.
17ч.

2 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12

13
14
15

Тема

Количество
часов

Русский язык: прошлое и настоящее- 7 ч.
По одежке встречают.
1
Ржаной хлебушко калачу дедушка. Каша –
1
кормилица наша.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
1
Каша – кормилица наша.
Делу время, потехе час. В решете воду не
удержишь.
Самовар кипит – уходить не велит.
Проектное задание: Словарь «Почему это так
называется».
Язык в действии - 5 ч.
Помогает ли ударение различать слова?
Для чего нужны синонимы?
Для чего нужны антонимы?
Как появляются пословицы и фразеологизмы?
Как можно объяснить значение слова?
Переносное значение слова.
Секреты речи и текста - 5 ч.

1
1

Учимся вести диалог.
Составляем развернутое толкование значения
слова.
Устанавливаем связь слов предложении в
тексте.

1
1

1
1

1
1
1
1
1

1

Срок

16
17

Создаём тексты – инструкции и тексты –
повествования.
Итоговый тест.

1
1
17 ч.

3 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12

13
14
15
16
17

Тема

Количество
часов

Русский язык: прошлое и настоящее- 7 ч.
Где путь прямой, там не езди по кривой.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Дождик вымочит, а красно солнышко
высушит.
Сошлись два друга – мороз да вьюга.
Ветер без крыльев летает. Какой лес без чудес.
Дело мастера боится. Заиграйте, мои гусли…
Что ни город, то норов. У земли ясно солнце, у
человека – слово.
Язык в действии - 5 ч.
Для чего нужны суффиксы?
Какие особенности рода имен
существительных есть в русском языке?
Все ли имена существительные «умеют»
изменяться по числам?
Как изменяются имена существительные во
множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Творческая проверочная работа «Что нового
удалось узнать об особенностях русского
языка»
Секреты речи и текста - 5ч.
Создам тексты – рассуждения.
Учимся редактировать тексты.
Создаём тексты – повествования.
Проектное задание: «Русский народный
костюм (можно провести раньше)
Представление проектных заданий «Секреты
речи и текста» Итоговый тест.

Срок

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
17 ч.

4 класс
№п/п

Тема

Количество
часов

Русский язык: прошлое и настоящее - 4 ч.
1 Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
1
2 Вся семья вместе, так и душа на месте.
1
3 Красна сказка складом, а песня – ладом.
1
Красное словцо не ложь.
4 Язык языку весть подаёт. Проектное задание:
1
Пословицы с устаревшими словами в
картинках.
Язык в действии - 6ч.
5-6 Трудно ли образовывать формы глагола?
2

Срок

7-8 Можно ли об одном и том же сказать по
2
разному?
9 Как и когда появились знаки препинания?
1
10 Сочинение по пословице. «Можно ли об
1
одном и том же сказать по разному».
Секреты речи и текста - 7ч.
11 Задаём вопросы в диалоге.
1
12 Учимся передавать в заголовке тему и
1
основную мысль текста.
13 Учимся составлять план текста.
1
14 Учимся пересказывать текст.
1
15 Учимся оценивать и редактировать тексты.
1
16 Представление результатов выполнения
1
проектного задания «Пишем разные тексты об
одном и том же».
17 Итоговый тест.
1
17 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».