ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10-11 класс ФГОС СОО

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к основной
общеобразовательной программе образовательной программе
основного общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года

Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание» (базовый уровень)
(в соответствии с ФГОС ОСО)
(10-11 классы)

Для
реализации
рабочей
программы
изучения
учебного
предмета
«Обществознание» на этапе основного общего образования учебным планом школы
отведено 140 час. Из них 70 часов в 10 классе, 70 часов в 11 классе, из расчета 2 учебных
часов в неделю.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом
уровне ученик ДОЛЖЕН
Знать и понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их
общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших
социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи
подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных
оригинальных
текстов
(правовых,
научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и
права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением.
Содержание предмета
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и
деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур 1 [3]. Потребности и интересы.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний.
Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее
критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социальногуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное
взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Много вариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы.
Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные
затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие
ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы
маркетинга.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и по следствия
инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический
рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики
государства.
Мировая экономика. Государственная политика в области между народной
торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики
России. Экономическая политика Российской Федерации.
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация.
Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная
мобильность. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты,
пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации.
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация
в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика как общественное явление. Понятие власти, государство, его функции.
Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической
системе общества. Политическая идеология.
Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная
кампания в Российской Федерации.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная
роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание
индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода
и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и
навыки людей в условиях информационного общества.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя,
семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое
поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий
процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о
выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и
обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой
режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на

интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионально го образования.
Порядок оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского
процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного
процесса. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс.
Количество
часов

Тема раздела
Человек в обществе. Общество, как сложная
динамическая система.
Человек как творец и творение культуры
Общество как мир культуры
Правовое регулирование общественных отношений
Экономическая жизнь общества
Социальная жизнь общества
Политическая жизнь общества

11 класс.
Количество
часов

7
15
16
32
28
15
27

Тематическое планирование
10 класс
№

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10

Тема урока
Человек в обществе. Общество, как сложная динамическая
система.
Вводный урок. Системное строение общества: элементы и
подсистемы.
Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Общество, как система, ее особенности
Основные институты общества.
Многовариативность общественного развития
Эволюция и революция, как формы социального изменения
Проблема общественного прогресса
Человек как творец и творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции.
Самосознание и самореализация
Деятельность – способ существования людей

Кол-во
часов
7ч
1
1
1
1
1
1
1
15ч
4
4
5

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Многообразие видов деятельности
Познавательная деятельность
Истина и ее критерии
Свобода и необходимость в деятельности человека
Свобода и ответственность
Процессы глобализации
Современное и информационное общество
Международный терроризм: понятие и признаки
Противодействие международному терроризму
Представление результатов проектной деятельности по
«Человек в обществе»
Представление результатов проектной деятельности по
«Человек в обществе»
Обобщение по теме «Человек в обществе»
Общество как мир культуры
Духовная культура общества
Многообразие культур
Духовные ориентиры личности
Мировозрение и его роль в жэизни человека
Мораль
Наука
Образование
Религия, как общественный институт
Религиозные организации в современной России
Искусство и его функции
Современное искусство
Массовая культура
СМИ и массовая культура
Представление результатов проектной деятельности по
«Общество, как мир культур»
Представление результатов проектной деятельности по
«Общество, как мир культур»
Обобщение по теме «Общество, как мир культур»
Правовое регулирование общественных отношений
Нормативный подход к праву
Взаимосвязь естественного и позитивного права
Происхождение права, его нормы, отрасли и институты
Система права, его нормы, отрасли и институты
Источники права
Законотворческий процесс в РФ
Правоотношения. Правомерное поведение.
Правонарушение. Юридическая ответственность
Гражданство РФ
Права и обязанности гражданина РФ
Гражанское право. Имущественные права
Неимущественные права
Защита гражданских прав
Правовые основы социальной защиты
Право на социальное обеспечение
Правовые основы предпринимательской деятельности
Организационно – правовые формы предпринимательства
Трудовые правоотношения

5
6
6
7
7
8
8
9
9
теме
теме

16ч

теме
теме
32ч

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Правовое регулирование трудоустройства
Профессиональное образование
Семейное право. Правовая связь членов семьи
Брак. Права и обязанности супругов.
Права и обязанности детей и родителей
Экологическое право
Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс.
Уголовный процесс.
Административная юристдикция
Международная защита прав человека
Международные преступления и правонарушения
Правовые основы антитеррористической политики РФ
Человек и глобальные вызовы современного общества
Человек и ценности современного общества

Тематическое планирование
11 класс
№

Тема урока
Экономическая жизнь общества

Кол-во
часов
28ч.

1

Вводный инструктаж. Экономика, как подсистема общества.

1

2

Роль экономики в жизни общества.

1

3

Экономика: наука и хозяйство.

1

4

Экономическая деятельность и ее измерители.

1

5

Экономический рост . Его факторы и темпы.

1

6

Экономическое развитие

1

7

Рынок и его роль в жизни общества.

1

8
9
10
11
12

Конкуренция и монополия
Современная рыночная система
Фирма в экономике. Факторы производства.
Издержки и прибыль.
Менеджмент и маркетинг

1
1
1
1
1

13

Финансовый рынок. Финансовые институты.

1

14

Защита прав потребителей.

1

15

Экономика и государство.

1

16

Налоговая система РФ.

1

17

Финансовая политика государства.

1

18

Денежно-кредитная, бюджетная политика государства.

1

19
20
21
22

Инфляция: виды, причины, последствия.
Рынок труда.
Безработица.
Государственная политика в области занятости.

1
1
1
1

23
24

Мировая экономика.
Государственная политика в области международной
торговли.
Экономическая культура
Рациональное поведение участников экономической
деятельности.
Защита исследовательских проектов по теме «Основы
предпринимательства».
Обобщение.
Экономическое
развитие
современной
цивилизации.

1
1

Социальная жизнь общества

15ч

25
26
27
28

1
1
1
1

29

Социальное неравенство и расслоение.

30

Социальная стратификация и мобильность.

1

31

Социальные интересы

1

32

Социальные нормы

1

33

Отклоняющееся поведение

1

34

Этнические
общество.

35

Межнациональные конфликты и пути сближения наций.

1

36

Семья, как социальный институт , в современном обществе.

1

37

Государственная политика поддержки семьи.

1

38

Гендер – социальный пол.

1

39

Молодежь в современном обществе.

1

40

Молодежная субкультура.

1

общности

.Россия

–

1

многонациональное 1

41

Демографическая ситуация в современной России.

1

42

Обобщение. Социальные процессы в современной России

1

43

Представление результатов проектной деятельности по теме 1
«Социальная жизнь общества»
Политическая жизнь общества

27ч.

44

Политическая деятельность и общество.

1

45

Политическая сфера общества.

1

46

Структура и функции политической системы

1

47

Государство в политической системе.

1

48

Политические режимы

1

49

Правовое государство.

1

50

Гражданское общество.

1

51

Местное самоуправление.

1

52

Избирательные системы общества

1

53

Избирательная компания. Демократические выборы.

1

54

Политическая партия и движения.

1

55

Типология и функции политических партий.

1

56

Партийные системы общества. Политические дебаты.

1

57

Политическая элита и политическое лидерство.

1

58

Политическое лидерство

1

59

Политическое сознание.

1

60

Современные политические идеологии.

1

61

СМИ и политическое сознание.

1

62

Политическое поведение

1

63

Политический терроризм

1

64

Сущность и этапы политического процесса.

1

65

Политическая культура

1

66

Политические дебаты.

1

67

Обобщение. Политическая жизнь общества. Проблемы и
решения.

1

68

Общество перед лицом угроз и вызовов XX века.

1

69

Пути решения глобальных проблем современности.

1

70

Обобщение.
общества.

1

Перспективы

развития

информационного


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».