РУССКИЙ ЯЗЫК 10-11 классы ФГОС СОО

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к основной
общеобразовательной программе образовательной программе
основного общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года

Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык» (базовый уровень)
(в соответствии с ФГОС СОО)

Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Русский
язык» (базовый уровень) на уровне среднего общего образования учебным
планом школы предусмотрено 70 часов. Из них 35 часов в 10 классе, 35
часов в 11 классе.
Планируемые результаты освоения Русский язык (10-11класс)
Выпускник на базовом уровне научится:
–

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой

ситуации;
–

использовать знания о формах русского языка (литературный язык,

просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;
–

создавать устные и письменные высказывания, монологические и

диалогические

тексты

определенной

функционально-смысловой

принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных
жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
–

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных

элементах;
–

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа

текста и выбранного профиля обучения;
–

правильно использовать лексические и грамматические средства связи

предложений при построении текста;
–

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с

функционально-стилевой принадлежностью текста;
–

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства

языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
–

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,

просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);

–

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,

основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;
–

извлекать необходимую информацию из различных источников и

переводить ее в текстовый формат;
–

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

–

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного

выступления;
–

соблюдать культуру публичной речи;

–

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,

грамматические,

стилистические, орфографические

и пунктуационные

нормы русского литературного языка;
–

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия

языковым нормам;
–

использовать основные нормативные словари и справочники для

оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и

видеть взаимосвязь между ними;
–

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые

средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
–

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том

числе о богатстве и выразительности русского языка);
–

отличать

язык

художественной

литературы

от

других

разновидностей современного русского языка;
–

использовать синонимические ресурсы русского языка для более

точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

–

иметь представление об историческом развитии русского языка и

истории русского языкознания;
–

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в

соответствии с правилами ведения диалогической речи;
–

дифференцировать

главную

и

второстепенную

информацию,

известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
–

проводить

самостоятельный поиск

текстовой и нетекстовой

информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
–

сохранять стилевое единство при создании текста заданного

функционального стиля;
–

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и

прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
–

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

–

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

–

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и

письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в

учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
–

осуществлять речевой самоконтроль;

–

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и

навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
–

использовать основные нормативные словари и справочники для

расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
–

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе

текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание Русский язык (10-11класс)
Русский

язык

–

национальный

язык

русского

народа

и

государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством
межнационального общения. Русский язык обеспечивает развитие личности

обучающегося, участвует в создании единого культурно-образовательного
пространства страны и формировании российской идентичности у ее
граждан.
В системе общего образования русский язык является не только
учебным предметом, но и средством обучения, поэтому его освоение
неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне среднего общего
образования. Предмет «Русский язык» входит в предметную область
«Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и
является обязательным для прохождения итоговой аттестации.
Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию
художественной литературы, освоению иностранных языков, формирует
умение общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, что во
многом определяет социальную успешность выпускников средней школы и
их готовность к получению профессионального образования на русском
языке.
Как и на уровне основного общего образования, изучение русского
языка

на

уровне

среднего

общего

образования

направлено

на

совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой,
речевой

и

социолингвистический

ее

компоненты),

лингвистической

(языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего
общего образования при обучении русскому языку основное внимание
уделяется

совершенствованию

коммуникативной

компетенции

через

практическую речевую деятельность.
Целью реализации основной образовательной программы среднего
общего образования по предмету «Русский язык» является освоение
содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися
результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными
ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:

–

овладение

функциональной

грамотностью,

формирование

у

обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных
возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений
применять знания о них в речевой практике;
–

овладение умением в развернутых аргументированных устных и

письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную
позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
–

овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

–

овладение возможностями языка как средства коммуникации и

средства познания в степени, достаточной для получения профессионального
образования и дальнейшего самообразования;
–

овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции

соответствия

языковым

нормам,

совершенствования

собственных

коммуникативных способностей и речевой культуры.
Программа

сохраняет

преемственность

с

примерной

основной

образовательной программой основного общего образования по русскому
языку и построена по модульному принципу. Содержание каждого модуля
может быть перегруппировано или интегрировано в другой модуль.
На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили
основной объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне
среднего общего образования изучение предмета «Русский язык» в большей
степени нацелено на работу с текстом, а не с изолированными языковыми
явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и
языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В то же
время учитель при необходимости имеет возможность организовать
повторение ранее изученного материала в рамках предметного содержания
модуля «Культура речи», посвященного нормам русского языка, или
отразить в содержании программы специфику того или иного профиля,
реализуемого образовательной организацией.

В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной
деятельности при изучении учебного предмета «Русский язык» особое
внимание уделяется способности выпускника соблюдать культуру научного
и делового общения, причем не только в письменной, но и в устной форме.
При разработке рабочей программы по учебному предмету «Русский
язык» на основе ПООП СОО необходимо обеспечить оптимальное
соотношение между теоретическим изучением языка и формированием
практических речевых навыков с целью достижения заявленных предметных
результатов.
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных
единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский
язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении. Формы существования русского
национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в
русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные
лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь

как

деятельность.

Виды

речевой

деятельности:

чтение,

аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая

и

диалогическая

речь.

Развитие

навыков

монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных
монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в
научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение

опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях
общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная

стилистика

как

учение

о

функционально-

стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный,
официально-деловой,

публицистический),

разговорная

речь

и

язык

художественной литературы как разновидности современного русского
языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи
речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного,
публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы,
конспект,

рецензия,

выписки,

реферат

и

др.),

публицистического

(выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового
(резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной
речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование
умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых
типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка
текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический
разновидностей языка.

анализ

текстов

различных

функциональных

Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры
речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и
самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности

– чтения, аудирования,

говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы,
определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности

речевого

этикета

в

официально-деловой,

научной

и

публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм
русского

литературного

языка:

орфоэпические

(произносительные

и

акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и
синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные
нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и
навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Тема урока
Р.Р. Слово о русском языке
Сокращение текста. План.
Лексика. Слово и его значение. Омонимы. Паронимы. Синонимы.
Входной тест.
Изобразительно-выразительные средства языкаГотовимся к ЕГЭ
(задание 24)
Развитие речи
Происхождение лексики русского языка. Фразеология
Фонетика. Орфоэпия, Фонетический разбор слова
Состав слова. Словообразовательный и морфемный разбор

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1

7
8-9
10-11
12
13

14
15
16
17
18-19
20

21

22

23

24

25
26-27
28
29
30
31
32
33
34-35

Принципы русской орфографии
Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ЕГЭ (задание 8)
Гласные после шипящих. Правописание И-Ы после приставок
Правописание приставок. Готовимся к ЕГЭ (задание 9)
Имя существительное как часть речи. Правописание суффиксов в
именах
существительных
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён
прилагательных
Правописание суффиксов имён прилагательных
Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных
Правописание сложных имён прилагательных
Контрольная работа по теме «Правописание имён существительных и
прилагательных». Анализ работ
Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен
числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.
Особенности
функционирования местоимений. Готовимся к ЕГЭ (задание 23)
Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Правописание глаголов.
Готовимся к
ЕГЭ (задание 12)
Причастие и деепричастие как глагольные формы. Правописание
суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и
отглагольных прилагательных.
Готовимся к ЕГЭ (задание 14)
Наречие как часть речи. Образование степеней сравнений имени
прилагательного и наречия. Правописание наречий. Слова категории
состояния
Готовимся к ЕГЭ (задание 13)
Служебные части речи. Правописание предлогов, союзов, частиц
Контрольная работа по теме «Морфология». Анализ работ
Признаки текста. Абзац
Сокращение текста. План.
Тезисы. Выписки
Конспект, тематический конспект
Реферат. Аннотация
Оценка текста. Рецензия
Контрольная работа по теме «Текст и виды его преобразования».
Анализ работ
Урок обобщения и повторения за 10 класс

1
2
2
1
1

1
1
1
1
2
1

1

1

1

1

1
2
1
1
1
1
1
1
2

Тематическое планирование 11 класс
№ п/п
1
2

Тема
Требования к функциональной грамотности старшеклассников
Основные единицы языка. Части речи. Смысловые, морфологические
признаки

Кол-во
часов
1
1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22-23
24
25-26
27
28
29
30
31
32-33
34-35

Основные понятия синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды связей.
Классификация словосочетаний
Предложение как синтаксическая единица.
Входная диагностическая контрольная работа.
Рр Классификация функциональных стилей. Основные признаки
Постановка тире между главными членами предложения. Полные и
неполные
предложения
Работа с тестом в формате ЕГЭ
РрКлассификация функциональных стилей. Официально-деловой стиль
Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ
Предложение с однородными членами. Знаки препинания
РрКлассификация функциональных стилей. Разговорный стиль.
Обособленные и необособленные определения.
Обособление обстоятельств, приложений
РрКлассификация функциональных стилей. Научный стиль
РрКлассификация функциональных стилей. Публицистический стиль и
его
характеристика
Жанры публицистики. Очерк
Особенности публичной речи
Устное выступление
Дискуссия
Язык художественной литературы
Практическая работа по определению стилей речи. Создание текстов
разных стилей.
Готовимся к ЕГЭ (задание 25)
Синтаксис
Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Сложное предложение и его виды.
Знаки препинания в СП с разными видами связи
Речевое общение. Культура речи. Речевая ситуация
Языковая норма. Развитие навыков монологической и диалогической
речи.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация простого и
сложного
предложения». Анализ работ
Подготовка к ЕГЭ: общие рекомендации

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».