прогамма внеурочной деятельности Волонтер 9 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городскогоокруга ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к основной
общеобразовательной программе образовательной программе
основного общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года

Программа внеурочной деятельности

«Волонтер»
Возраст обучающихся: 14-15 лет (9 класс)
Срок реализации программы:1 год

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Волонтёр» составлена на основе Требований к результатам
освоения основных образовательных программ основного общего образования
(стандарты второго поколения), Примерной программы организации внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е
издание, М.: Просвещение 2015 (стандарты второго поколения), Внеурочная
деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2015. Система гражданского
образования школьников под. ред. д-р психол. н., доц. Т.В. Черникова – М.:
Глобус, 2015.
Стремительные
политические,
социально-экономические
изменения,
происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации
самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию
образования. В период стремительной глобализации и информатизации
жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток
каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить
здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и
собственном приобретённом опыте. В общенациональной программе развития
воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания
названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов
детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач
гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является
формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной
на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и
государственной деятельности. В Концепции модернизации российского
образования на период до 2021 года указывается, что “Общеобразовательная
школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений
и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее
современное качество содержания образования”. Именно первую группу и
составляют политические и социальные компетенции, владение которыми
позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в
совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным
путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических
институтов.
Волонтёрское движение – одна из форм вовлечения подростков в социальную
активность, средство формирования политической и социальной компетенции
подрастающего поколения. Их деятельность связана, как правило, с
благотворительностью, милосердием. Волонтерское

3

движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого
– добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально
значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной
извне.

4

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волонтер» для учащихся
9 классов рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Рабочая программа
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и является
приложением Основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ «СОШ №6» Артемовского городского округа.
Данная программа направлена на формирование сплоченной команды
волонтеров-лидеров школьного подросткового волонтерского отряда
«Волонтер», а также развитие у них навыков уверенного поведения и
общения для осуществления просветительско-профилактической работы по
формированию и закреплению в школьной среде ценностей молодежной
культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных на
неприятие социально опасных привычек. Отряд «Волонтер» входит в состав
городского волонтерского движения.
Программа предназначена для проведения занятий с волонтерамиподростками в возрасте 14-15 лет.
Если заглянуть в словарь, то волонтер (от лат. voluntarius –
«добровольно») – человек, добровольно занимающийся безвозмездной
общественной
деятельностью.
Добровольческие
инициативы
распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности, в том
числе и в образовании.
Все обучение волонтеров должно проходить в тренинговом режиме.
Интерактивные методы обучения (т.е. живое общение) позволяют более
глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности,
развить уже существующие навыки общения, уверенности, саморегуляции,
стрессоустойчивости, а так же навыки работы в разновозрастных группах.
Целью программы является – формирование сплоченной команды
волонтеров-лидеров школьного подросткового волонтерского отряда
«Волонтер», развитие у них навыков уверенного поведения и общения, снятие
тревожности в коммуникативной сфере, формирование адекватной
самооценки, для осуществления просветительско- профилактической работы
по формированию и закреплению в школьной среде ценностей молодежной
культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных на
неприятие социально опасных привычек.
В ходе достижения заявленной цели решаются следующие
Задачи:
формирование у подростков активной жизненной позиции,
здорового жизненного стиля;
обучение методам, приемам формам осуществления
профилактической деятельности среди детей и подростков по пропаганде
здорового образа жизни;
развитие у волонтеров компетентности, направленные на
социализацию, психическое и физическое здоровье: навыки самооценки и
понимания других, навыки управления собственными эмоциями и
эмоциональными состояниями, навыки конструктивного общения, навыки
5

продуктивного взаимодействия и сотрудничества, навыки самостоятельного
принятия решений и решения проблемных ситуаций и др.;
психолого-педагогическая подготовка волонтеров для проведения
городских, районных и школьных мероприятий, направленных на пропаганду
здорового образа жизни.
Основной формой проведения занятий является групповая работа,
которая включает в себя выполнение индивидуальных и коллективных
практических работ, презентацию результатов групповой работы, решение
ситуационных задач, психологические упражнения, дискуссии, игры,
анкетирование, быстрый круг, итоговый круг, рефлексию и др.
Вместе с тем в программу включены занятия по подготовке волонтеров
к проведению общешкольных, районных, городских просветительскопрофилактического мероприятий со сверстниками и младшими школьниками,
направленных на развитие и поддержание мотивации детей и подростков на
здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек.
В структуру занятий входят:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть:
игры или упражнения, способствующие включению в групповую
работу;
упражнения-активаторы, используемые для создания
доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в
общении;
упражнения, способствующие развитию навыков группового
взаимодействия, сплочению коллектива;
упражнения, создающих условия для достижения целей каждого
конкретного
занятия;
3. Рефлексия (подведение итогов занятия, получение обратной связи от
участников).
Личностные, метапредметные результаты освоения программы
«волонтер»
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, к ценностносмысловым установкам обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
метапредметные результаты :
- иметь представление о вербальном и невербальном общении,
признаках уверенного поведения, природе лидерства, стрессе и методах
борьбы с ним.
- знать техники общения, способы просьбы, убеждения и отказа
собеседнику, алгоритм эффективной самопрезентации и публичных
выступлений, методы саморегуляции.

6

- уметь осознавать свой личностный потенциал, сотрудничать и
принимать коллективные решения, находить приемлемые средства для
достижения поставленных задач.
- владеть навыками самонаблюдения и рефлексии, навыками
уверенного общения
и поведения, навыками самопрезентации, техниками расслабления и снятия
стресса.
- делать выводы в результате совместной работы обучающихся.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- уметь донести свою позицию до других, слушать и понимать
других, совместно договариваться о правилах общения и поведения и
следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
А так же приобретает навыки организации и проведения мероприятий
по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков, используя
разные методы, приемы, формы.
По завершению курса образовательной программы обучающимся
предлагается по выбору написать сценарий, проект, методическую разработку
просветительско-профилактического
мероприятия,
направленного на пропаганду здорового образа жизни среди сверстников и
младших школьников. Успешное выполнение предложенного задания будет
являться промежуточной аттестацией обучающихся.

7

Тематическое планирование
9 класс

№

Наименование разделов

Кол-во часов

1. Знакомство и командообразование
1.1 Разрешите представиться

3
1

1.2 Мы – команда

1

1.3
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

2.7
2.8
2.9
3.

Вместе мы сила
Секреты эффективного общения
Общение и сеть контактов
Вербальное общение. Техника запоминания имен
Вербальное общение. Техника «Я-высказывания» и Техника
постановки вопросов
Невербальное общение
Пространственные условия общения
Барьеры общения.
Подготовка и участие в городском форуме-слете
волонтерских отрядов
Правила говорения. Техники активного слушания
Каналы восприятия. Репрезентативные системы
Стратегии эффективной коммуникации
Лидер и команда

3.1 Лидер. Функции и умения
3.2

Лидерство и руководство в малой группе. Модель развития
группы

1
9
1
1
1
1
1
1

1
1
1
4
1
1

3.3 Команда. Командные роли

1

3.4 Метод взаимодействия

1

4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
6.
6.1
6.2

Навыки уверенного поведения
Уверенность и ассертивность
Уверенное поведение
Бесконфликтное общение. Правила и техники
Стили и стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Техники просьбы
Техники убеждения
Техники отказа собеседнику
Искусство комплиментов
Искусство самопрезентации
Навыки самопрезентации
Имидж волонтера
Структура публичного выступления
Ошибки публичных выступлений
Эффективная деловая коммуникация
Эффективная деловая коммуникация
Стресс и саморегуляция
Психофизиология стресса
Методы борьбы со стрессом

8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1

8

6.3 Методы борьбы со стрессом
7. Итоговое занятие
ИТОГО:

1
1
34

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».