Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городскогоокруга ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к основной общеобразовательной программе образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 6», утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года Программа внеурочной деятельности «Волонтер» Возраст обучающихся: 14-15 лет (9 класс) Срок реализации программы:1 год 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Волонтёр» составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования (стандарты второго поколения), Примерной программы организации внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.: Просвещение 2015 (стандарты второго поколения), Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2015. Система гражданского образования школьников под. ред. д-р психол. н., доц. Т.В. Черникова – М.: Глобус, 2015. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2021 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”. Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Волонтёрское движение – одна из форм вовлечения подростков в социальную активность, средство формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское 3 движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. 4 Результаты освоения курса внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Волонтер» для учащихся 9 классов рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и является приложением Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №6» Артемовского городского округа. Данная программа направлена на формирование сплоченной команды волонтеров-лидеров школьного подросткового волонтерского отряда «Волонтер», а также развитие у них навыков уверенного поведения и общения для осуществления просветительско-профилактической работы по формированию и закреплению в школьной среде ценностей молодежной культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных на неприятие социально опасных привычек. Отряд «Волонтер» входит в состав городского волонтерского движения. Программа предназначена для проведения занятий с волонтерамиподростками в возрасте 14-15 лет. Если заглянуть в словарь, то волонтер (от лат. voluntarius – «добровольно») – человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественной деятельностью. Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Все обучение волонтеров должно проходить в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения (т.е. живое общение) позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки общения, уверенности, саморегуляции, стрессоустойчивости, а так же навыки работы в разновозрастных группах. Целью программы является – формирование сплоченной команды волонтеров-лидеров школьного подросткового волонтерского отряда «Волонтер», развитие у них навыков уверенного поведения и общения, снятие тревожности в коммуникативной сфере, формирование адекватной самооценки, для осуществления просветительско- профилактической работы по формированию и закреплению в школьной среде ценностей молодежной культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных на неприятие социально опасных привычек. В ходе достижения заявленной цели решаются следующие Задачи: формирование у подростков активной жизненной позиции, здорового жизненного стиля; обучение методам, приемам формам осуществления профилактической деятельности среди детей и подростков по пропаганде здорового образа жизни; развитие у волонтеров компетентности, направленные на социализацию, психическое и физическое здоровье: навыки самооценки и понимания других, навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, навыки конструктивного общения, навыки 5 продуктивного взаимодействия и сотрудничества, навыки самостоятельного принятия решений и решения проблемных ситуаций и др.; психолого-педагогическая подготовка волонтеров для проведения городских, районных и школьных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Основной формой проведения занятий является групповая работа, которая включает в себя выполнение индивидуальных и коллективных практических работ, презентацию результатов групповой работы, решение ситуационных задач, психологические упражнения, дискуссии, игры, анкетирование, быстрый круг, итоговый круг, рефлексию и др. Вместе с тем в программу включены занятия по подготовке волонтеров к проведению общешкольных, районных, городских просветительскопрофилактического мероприятий со сверстниками и младшими школьниками, направленных на развитие и поддержание мотивации детей и подростков на здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. В структуру занятий входят: 1. Теоретическая часть. 2. Практическая часть: игры или упражнения, способствующие включению в групповую работу; упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении; упражнения, способствующие развитию навыков группового взаимодействия, сплочению коллектива; упражнения, создающих условия для достижения целей каждого конкретного занятия; 3. Рефлексия (подведение итогов занятия, получение обратной связи от участников). Личностные, метапредметные результаты освоения программы «волонтер» личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, к ценностносмысловым установкам обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; метапредметные результаты : - иметь представление о вербальном и невербальном общении, признаках уверенного поведения, природе лидерства, стрессе и методах борьбы с ним. - знать техники общения, способы просьбы, убеждения и отказа собеседнику, алгоритм эффективной самопрезентации и публичных выступлений, методы саморегуляции. 6 - уметь осознавать свой личностный потенциал, сотрудничать и принимать коллективные решения, находить приемлемые средства для достижения поставленных задач. - владеть навыками самонаблюдения и рефлексии, навыками уверенного общения и поведения, навыками самопрезентации, техниками расслабления и снятия стресса. - делать выводы в результате совместной работы обучающихся. - преобразовывать информацию из одной формы в другую. - уметь донести свою позицию до других, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). А так же приобретает навыки организации и проведения мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков, используя разные методы, приемы, формы. По завершению курса образовательной программы обучающимся предлагается по выбору написать сценарий, проект, методическую разработку просветительско-профилактического мероприятия, направленного на пропаганду здорового образа жизни среди сверстников и младших школьников. Успешное выполнение предложенного задания будет являться промежуточной аттестацией обучающихся. 7 Тематическое планирование 9 класс № Наименование разделов Кол-во часов 1. Знакомство и командообразование 1.1 Разрешите представиться 3 1 1.2 Мы – команда 1 1.3 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3. Вместе мы сила Секреты эффективного общения Общение и сеть контактов Вербальное общение. Техника запоминания имен Вербальное общение. Техника «Я-высказывания» и Техника постановки вопросов Невербальное общение Пространственные условия общения Барьеры общения. Подготовка и участие в городском форуме-слете волонтерских отрядов Правила говорения. Техники активного слушания Каналы восприятия. Репрезентативные системы Стратегии эффективной коммуникации Лидер и команда 3.1 Лидер. Функции и умения 3.2 Лидерство и руководство в малой группе. Модель развития группы 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 3.3 Команда. Командные роли 1 3.4 Метод взаимодействия 1 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6. 6.1 6.2 Навыки уверенного поведения Уверенность и ассертивность Уверенное поведение Бесконфликтное общение. Правила и техники Стили и стратегии поведения в конфликтных ситуациях Техники просьбы Техники убеждения Техники отказа собеседнику Искусство комплиментов Искусство самопрезентации Навыки самопрезентации Имидж волонтера Структура публичного выступления Ошибки публичных выступлений Эффективная деловая коммуникация Эффективная деловая коммуникация Стресс и саморегуляция Психофизиология стресса Методы борьбы со стрессом 8 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 8 6.3 Методы борьбы со стрессом 7. Итоговое занятие ИТОГО: 1 1 34 9