Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «СОШ № 6», утвержденной Приказом № № 78/о от 25.08.2021 года Программа внеурочной деятельности «VR|AR» Возраст обучающихся: 10-11 лет (5-6 классы) Срок реализации программы: 1 год Пояснительная записка Виртуальная и дополненная реальности — особые технологические направления, тесно связанные с другими. Эти технологии включены в список ключевых и оказывают существенное влияние на развитие рынков. Практически для каждой перспективной позиции будущего крайне полезны будут знания из области 3D-моделирования, основ программирования, компьютерного зрения и т. п. Согласно многочисленным исследованиям, VR/AR-рынок развивается по экспоненте — соответственно, ему необходимы компетентные специалисты. В ходе практических занятий по программе вводного модуля обучающиеся познакомятся с виртуальной, дополненной и смешанной реальностями, поймут их особенности и возможности, выявят возможные способы применения, а также определят наиболее интересные направления для дальнейшего углубления, параллельно развивая навыки дизайн- мышления, дизайн-анализа и способность создавать новое и востребованное. Синергия методов и технологий даст обучающемуся уникальные метапредметные компетенции, которые будут полезны в сфере проектирования, моделирования объектов и процессов, разработки приложений и др. Программа даёт необходимые компетенции для дальнейшего углублённого освоения дизайнерских навыков и методик проектирования. Основными направлениями в изучении технологий виртуальной и дополненной реальности, с которыми познакомятся обучающиеся в рамках модуля, станут начальные знания о разработке приложений для различных устройств, основы компьютерного зрения, базовые понятия 3D- моделирования. Через знакомство с технологиями создания собственных устройств и разработки приложений будут развиваться исследовательские, инженерные и проектные компетенции. Освоение этих технологий подразумевает получение ряда базовых компетенций, владение которыми критически необходимо любому специалисту на конкурентном рынке труда в STEAM-профессиях. Цель программы: формирование уникальных Hard- и Soft- компетенций по работе с VR/AR-технологиями через использование кейс- технологий. Задачи программы: Обучающие: − объяснить базовые понятия сферы разработки приложений виртуальной и дополненной реальности: ключевые особенности технологий и их различия между собой, панорамное фото и видео, трекинг реальных объектов, интерфейс, полигональноемоделирование; − сформировать базовые навыки работы в программах для разработки приложений с виртуальной и дополненнойреальностью; − сформировать базовые навыки работы в программах для трёхмерного моделирования; − научить использовать и адаптировать трёхмерные модели, находящиеся в открытом доступе, для задачкейса; − сформировать базовые навыки работы в программах для разработки графическихинтерфейсов; − привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментовпланирования. Развивающие: − на протяжении всех занятий формировать 4K-компетенции(критическое мышление, креативное мышление, коммуникация,кооперация); − способствовать расширению словарногозапаса; − способствовать развитию памяти, внимания, техническогомышления, изобретательности; − способствовать развитию алгоритмическогомышления; − способствовать формированию интереса к техническимзнаниям; − способствовать формированию умения практического применения полученныхзнаний; − сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаиватьсвоё мнение; − сформировать умение выступать публично с докладами, презентациямии т.п. Воспитательные: − воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; − способствовать формированию положительной мотивации ктрудовой деятельности; − способствовать формированию опыта совместного ииндивидуального творчества при выполнении командныхзаданий; − воспитывать трудолюбие, уважение ктруду; − формировать чувство коллективизма ивзаимопомощи; − воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости достижения отечественнойИТ-отрасли. 1. Планируемыерезультаты В результате освоения программы обучающиеся должны знать: − ключевые особенности технологий виртуальной и дополненной за реальности; − принципы работы приложений с виртуальной и дополненной реальностью; − перечень современных устройств, используемых для работы с технологиями, и ихпредназначение; − основной функционал программ для трёхмерногомоделирования; − принципы и способы разработки приложений с виртуальной и дополненнойреальностью; − основной функционал программных сред для разработки приложенийс виртуальной и дополненнойреальностью; − особенности разработки графическихинтерфейсов. уметь: − настраивать и запускать шлем виртуальнойреальности; − устанавливать и тестировать приложения виртуальнойреальности; − самостоятельно собирать очки виртуальнойреальности; − формулировать задачу на проектирование исходя из выявленной проблемы; − уметь пользоваться различными методами генерацииидей; − выполнять примитивные операции в программах для трёхмерного моделирования; − выполнять примитивные операции в программных средах для разработки приложений с виртуальной и дополненнойреальностью; − компилировать приложение для мобильных устройств или персональных компьютеров и размещать его для скачивания пользователями; − разрабатывать графический интерфейс(UX/UI); − разрабатывать все необходимые графические и видеоматериалы для виртуальной и виртуальной и презентациипроекта; − представлять свойпроект. владеть: − основной терминологией в области технологий дополненнойреальности; − базовыми навыками трёхмерногомоделирования; − базовыми навыками разработки приложений с дополненнойреальностью; − знаниями по принципам работы и особенностям устройств виртуальной и дополненнойреальности. 2. Содержание программы Раздел 1. Проектируем идеальноеVR-устройство В рамках первого раздела обучающиеся исследуют существующие модели устройств виртуальной реальности, выявляют ключевые параметры, а затем выполняют проектную задачу — конструируют собственное VR-устройство. Обучающиеся исследуют VR- контроллеры и обобщают возможные принципы управления системами виртуальной реальности. Сравнивают различныетипыуправленияиделаютвыводыотом,чтонеобходимодля «обмана» мозга и погружения в другой мир. Обучающиеся смогут собрать собственную модель VR-гарнитуры: спроектировать, смоделировать, вырезать/распечатать на 3D-принтере нужные элементы, а затем протестировать самостоятельно разработанное устройство. Раздел 2. Разрабатываем VR/AR-приложения После формирования основных понятий виртуальной реальности, получения навыков работы с VR-оборудованием в первом разделе, обучающиеся переходят к рассмотрению понятий дополненной и смешанной реальности, разбирают их основные отличия от виртуальной. Создают собственное AR-приложение (augmentedreality — дополненная реальность), отрабатывая навыки работы с необходимым в дальнейшем программным обеспечением, навыки дизайн-проектирования и дизайн-аналитики. Обучающиеся научатся работать с крупнейшими репозиториями бесплатных трёхмерных моделей, смогут минимально адаптировать модели, имеющиеся в свободном доступе, под свои нужды. Начинается знакомство со структурой интерфейса программы для 3D-моделирования (по усмотрению наставника — 3ds Max, Blender 3D, Maya), основными командами. Вводятся понятия «полигональность» и«текстура». 3. Тематическоепланирование 5 класс № п/п Разделы программы учебного курса Всего часов Образовательная часть Раздел 1. Проектируем идеальное VR-устройство 12 Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Создавай миры») Введение в технологии виртуальной и дополненной реальности 2 Знакомство с VR-технологиями на интерактивной вводной лекции Тестирование устройства, установка приложений, анализ принципов работы, выявление ключевыххарактеристик 2 5 Выявление принципов работы шлема виртуальной реальности, поиск, анализ и структурирование информации о других VRустройствах 1 6 Выбор материала и конструкции для собственной гарнитуры, подготовка к сборке устройства 2 7 Сборка собственной гарнитуры, вырезание необходимых деталей, дизайн устройства 3 1 2 3 4 Тестирование и доработка прототипа 2 Раздел 2. Разрабатываем VR/AR-приложения 23 Вводная интерактивная лекция по технологиям дополненной и смешанной реальности 1 9 1 10 Тестирование существующих принципов работы технологии 1 11 Выявление проблемной ситуации, в которой помогло бы VR/ARприложение, используя методы дизайн-мышления 1 12 Анализ и оценка существующих решений проблемы. Генерация собственных идей. Разработка сценария приложения 2 13 Разработка сценария приложения: механика функционал, примерный вид интерфейса 14 Мини-презентации идей и их доработка по обратной связи 1 15 Последовательное изучение VR/AR-приложений 1 16 Разработка VR/AR-приложения в соответствии со сценарием 6 17 Сбор обратной связи от потенциальных пользователей приложения 1 18 Доработка приложения, учитывая обратную связь пользователя 2 1 19 Выявление ключевых требований к разработке GUI — графических интерфейсов приложений Разработка интерфейса приложения — дизайна и структуры 3 1 21 Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). Освоение навыков вёрстки презентации 1 22 Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная презентация и защита проектов Всего часов 35 8 20 AR-приложений, возможностей определение взаимодействия, среды разработки 6 класс № п/п Всего часов Разделы программы учебного курса Образовательная часть Раздел 1. Проектируем идеальное VR-устройство 12 Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Создавай миры») Введение в технологии виртуальной и дополненной реальности 2 Знакомство с VR-технологиями на интерактивной вводной лекции Тестирование устройства, установка приложений, анализ принципов работы, выявление ключевыххарактеристик 2 5 Выявление принципов работы шлема виртуальной реальности, поиск, анализ и структурирование информации о других VRустройствах 1 6 Выбор материала и конструкции для собственной гарнитуры, подготовка к сборке устройства 2 7 Сборка собственной гарнитуры, вырезание необходимых деталей, дизайн устройства 3 8 Тестирование и доработка прототипа 2 Раздел 2. Разрабатываем VR/AR-приложения 23 1 9 Вводная интерактивная лекция по технологиям дополненной и смешанной реальности 1 10 Тестирование существующих принципов работы технологии 1 11 Выявление проблемной ситуации, в которой помогло бы VR/ARприложение, используя методы дизайн-мышления 1 12 Анализ и оценка существующих решений проблемы. Генерация собственных идей. Разработка сценария приложения 2 13 Разработка сценария приложения: механика функционал, примерный вид интерфейса 14 Мини-презентации идей и их доработка по обратной связи 1 15 Последовательное изучение VR/AR-приложений 1 1 2 3 4 AR-приложений, возможностей определение взаимодействия, среды разработки 16 Разработка VR/AR-приложения в соответствии со сценарием 6 17 Сбор обратной связи от потенциальных пользователей приложения 1 18 Доработка приложения, учитывая обратную связь пользователя 2 1 19 Выявление ключевых требований к разработке GUI — графических интерфейсов приложений Разработка интерфейса приложения — дизайна и структуры 3 1 21 Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). Освоение навыков вёрстки презентации Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная презентация и защита проектов 1 22 Всего часов 35 20