Программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 5-9 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к основной
образовательной программе
среднего общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденной Приказом № № 78/о от 25.08.2021 года

Программа внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
Возраст обучающихся: 12-15 лет (6-9 классы)
Срок реализации программы: 3 года

Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и
участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов
и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного
бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение
простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в
семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли
государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых
финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и
умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса

6 класс
Модуль 1«Деньги» 6 часов
Что такое экономика. Деньги, а что это такое? История монет. Бумажные деньги. Безналичные деньги.
Банковская карта
Модуль 2. «Бюджет семьи» 4 часа Доходы и расходы семьи Заработная плата. Почему у всех она
разная? На что семьи тратят деньги? Как правильно планировать семейный бюджет
Модуль 3. «Я - потребитель» 9 часов
Кто такой потребитель? Разнообразие человеческих потребностей и их классификация Что кладут в
потребительскую корзинку? Кто такой рачительный хозяин?
Секреты рачительного хозяина Покупатель и продавец Реклама и упаковка Секреты выбора товара
Потребность в защите. Закон «О защите прав потребителя»
Модуль 4. «Финансовые организации» 2 часа
Для чего нужны финансовые организации Использование финансовых организаций для баланса
семейного бюджета Крупные банки России. Основы предпринимательства Виды производства товаров
Производители
Модуль 5. «Финансовое планирование» 4 часа
Для чего нужно осуществлять финансовое планирование Как осуществлять финансовое планирование
на разных жизненных этапах Игра «Планируем свое будущее» Что можно сделать еще, чтобы
научиться большему Копилка
Модуль 6. «Экономические задачи» 4 часа
Решение экономических задач Практикум. Кейс «Куда вложить деньги»
Повторение материала за курс 6 кл
7 класс
Модуль 1«Деньги» 6 часов
Какие бывают деньги и какая у них функция Свойства денег Фальшивые деньги: история и
современность. Ст. 186 УК РФ Валюта Решение экономических задач на расчеты с валютными
курсами
Модуль 2. «Бюджет семьи» 4 часа
Что такое бюджет Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться Польза
«домашнего труда» Решение задач на доходы Куда уходят деньги? Как управлять расходами?
Основные статьи расходов в семье. Коммунальные расходы и управление коммунальными платежами
Планируем праздник
Модуль 3. «Я - потребитель» 9 часов
Потребительская культура Ресурсы и их ограниченность Предметы первой необходимости. Товары
текущего потребления и длительного использования Психология потребителя Реклама и рекламные
акции Работа с документами «Права потребителя» Как и где потребитель может защитить свои права
Знакомство со штрих кодами
Модуль 4. «Финансовые организации» 2 часа
История возникновения банков Становление банковской системы. Функции современных банков Все
про кредит Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный банк в
кармане Как банки получают прибыль Экскурсия в банк
Модуль 5. «Финансовое планирование» 4 часа
С деньгами на «Ты» или зачем быть финансово грамотным Зачем нужны карманные деньги? Учимся
считать карманные деньги Как накопить, чтобы купить? Деньги на отдых и развлечения Игра
«Планируем свое будущее» Что можно сделать еще, чтобы научиться большему Проект «Личный
финансовый план»
8 класс
Модуль 1«Деньги» 6 часов
Драгоценные металлы. Монеты. Купюры Свойства денег Фальшивые деньги: история и
современность. Ст. 186 УК РФ Валюта
Модуль 2. «Бюджет семьи» 4 часа
Семейный бюджет. Профицит и дефицит. Сбалансированный бюджет Кредиты, долги, сбережения
семейные и личные. Электронные формы составления бюджета. Игра «Семейный бюджет» Налоги.
Что это такое? Как учитывать в семейном бюджете Задачи «Услуги. Коммунальные услуги»
Модуль 3. «Я - потребитель» 9 часов
Источники информации Реклама и ее виды Символы на этикетках, упаковках, вкладыши Индекс Е:
что он означает Классифицируем продукты, содержащие индекс Е Практическая работа «Качество

товаров» Как покупать продукты питания Как выбирать одежду и обувь Бытовая техника: всерьез и
надолго Всегда ли товар можно обменять
Модуль 4. «Финансовые организации» 2 часа
Вклады, депозиты и пластиковые карты Основные понятия кредитования Виды кредитов Что такое
кредитная история заемщика Задачи «Арифметика кредитов» Плюсы и минусы моментальных
кредитов Финансовые пирамиды Ипотека Арифметика ипотеки
Модуль 5. «Финансовое планирование» 4 часа
С деньгами на «Ты» или зачем быть финансово грамотным Зачем нужны карманные деньги? Учимся
считать карманные деньги Как накопить, чтобы купить? Деньги на отдых и развлечения Игра
«Планируем свое будущее» Что можно сделать еще, чтобы научиться большему
9 класс
Модуль 1«Деньги» 6 часов
Что может происходить с деньгами и как это влияет Основные правила инвестирования: как
продавать и покупать ценные бумаги Депозиты и их виды Что такое валютный рынок и как он устроен
Основные принципы инвестирования
Модуль 2. «Бюджет семьи» 4 часа
От чего зависят личные и семейные доходы Как контролировать семейные расходы и зачем это делать
Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукт питания. Возможности нашего
города Какие способы заработка существуют для школьников в летнее время Инфляция – причины и
последствия Нужно ли в современной экономической ситуации защищать свои сбережения от
инфляции
Модуль 3. «Я - потребитель» 9 часов
Задачи Правила пользования коммунальными услугами Это должен знать каждый, отправляясь в
дорогу Государственные органы по защите прав потребителей В каких случаях потребитель имеет
право на судебную защиту Что такое моральный вред и как он возмещается Страхование. Нужно ли
сегодня страховать жизнь и здоровье Опасна ли общественная ситуация: сокрытие реальных доходов и
неуплата налогов Задачи «Альтернативная стоимость»
Модуль 4. «Финансовые организации» 2 часа
Бизнес и его формы. Малый бизнес Бизнес план, как создать свой бизнес Какие способы
самозанятости сегодня существуют в России Бизнес подростков и идеи Молодые предприниматели
Информационные технологии в предпринимательстве Риски предпринимательства Биржа. Функции
биржи Экскурсия
Модуль 5. «Роль государства. Взаимодействие» 4 часа
Налоги. Виды налогов Социальные пособия Задачи. Социальные выплаты Государственное
пенсионное страхование Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать Особые
жизненные ситуации: как с ними справиться

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

КТП 6 класс
Модуль 1«Деньги» 6 часов
Инструктаж по ТБ на занятии основ финансовой грамотности. Что такое экономика
Деньги, а что это такое?
История монет
Бумажные деньги
Безналичные деньги
Банковская карта
Модуль 2. «Бюджет семьи» 4 часа
Доходы и расходы семьи
Заработная плата. Почему у всех она разная?
На что семьи тратят деньги?
Как правильно планировать семейный бюджет
Модуль 3. «Я - потребитель» 9 часов
Кто такой потребитель?
Разнообразие человеческих потребностей и их классификация
Что кладут в потребительскую корзинку?
Кто такой рачительный хозяин?
Секреты рачительного хозяина
Покупатель и продавец
Реклама и упаковка
Секреты выбора товара
Потребность в защите. Закон «О защите прав потребителя»
Модуль 4. «Финансовые организации» 2 часа
Для чего нужны финансовые организации
Использование финансовых организаций для баланса семейного бюджета
Крупные банки России
Основы предпринимательства
Виды производства товаров
Производители
Модуль 5. «Финансовое планирование» 4 часа
Для чего нужно осуществлять финансовое планирование
Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах
Игра «Планируем свое будущее»
Что можно сделать еще, чтобы научиться большему
Копилка
Модуль 6. «Экономические задачи» 4 часа
Решение экономических задач
Решение экономических задач
Решение экономических задач
Практикум. Кейс «Куда вложить деньги»
Повторение материала за курс 6 кл

КТП 7 класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

1
2
3
4
5
6

Модуль 1. «Деньги» 6 часов
Какие бывают деньги и какая у них функция
Свойства денег
Фальшивые деньги: история и современность. Ст. 186 УК РФ
Валюта
Решение экономических задач на расчеты с валютными курсами
Модуль 2. «Бюджет семьи» 4 часа
Что такое бюджет
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться
Польза «домашнего труда»
Решение задач на доходы
Куда уходят деньги? Как управлять расходами?
Основные статьи расходов в семье. Коммунальные расходы и управление
коммунальными платежами
Планируем праздник
Модуль 3. «Я - потребитель» 9 часов
Потребительская культура
Ресурсы и их ограниченность
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления и длительного
использования
Психология потребителя
Реклама и рекламные акции
Задачи
Работа с документами «Права потребителя»
Как и где потребитель может защитить свои права
Знакомство со штрих кодами
Модуль 4. «Финансовые организации» 2 часа
История возникновения банков
Становление банковской системы. Функции современных банков
Все про кредит
Вклады: как сохранить и приумножить?
Пластиковая карта – твой безопасный банк в кармане
Как банки получают прибыль
Экскурсия в банк
Модуль 5. «Финансовое планирование» 4 часа
С деньгами на «Ты» или зачем быть финансово грамотным
Зачем нужны карманные деньги? Учимся считать карманные деньги
Как накопить, чтобы купить?
Деньги на отдых и развлечения
Игра «Планируем свое будущее»
Что можно сделать еще, чтобы научиться большему
Проект «Личный финансовый план»

КТП 8 класс
Модуль 1. «Деньги» 6 часов
Драгоценные металлы. Монеты. Купюры
Свойства денег
Фальшивые деньги: история и современность. Ст. 186 УК РФ
Валюта
Модуль 2. «Бюджет семьи» 4 часа
Семейный бюджет. Профицит и дефицит. Сбалансированный бюджет
Кредиты, долги, сбережения семейные и личные.

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Электронные формы составления бюджета.
Игра «Семейный бюджет»
Налоги. Что это такое? Как учитывать в семейном бюджете
Задачи «Услуги. Коммунальные услуги»
Модуль 3. «Я - потребитель» 9 часов
Источники информации
Реклама и ее виды
Символы на этикетках, упаковках, вкладыши
Индекс Е: что он означает
Классифицируем продукты, содержащие индекс Е
Практическая работа «Качество товаров»
Как покупать продукты питания
Как выбирать одежду и обувь
Бытовая техника: всерьез и надолго
Всегда ли товар можно обменять
Модуль 4. «Финансовые организации» 2 часа
Вклады, депозиты и пластиковые карты
Основные понятия кредитования
Виды кредитов
Что такое кредитная история заемщика
Задачи «Арифметика кредитов»
Плюсы и минусы моментальных кредитов
Финансовые пирамиды
Ипотека
Арифметика ипотеки
Модуль 5. «Финансовое планирование» 4 часа
С деньгами на «Ты» или зачем быть финансово грамотным
Зачем нужны карманные деньги? Учимся считать карманные деньги
Как накопить, чтобы купить?
Деньги на отдых и развлечения
Игра «Планируем свое будущее»
Что можно сделать еще, чтобы научиться большему

КТП 9 класс
Модуль 1. «Деньги» 6 часов
Что может происходить с деньгами и как это влияет
Основные правила инвестирования: как продавать и покупать ценные бумаги
Депозиты и их виды
Что такое валютный рынок и как он устроен
Основные принципы инвестирования
Модуль 2. «Бюджет семьи» 4 часа
От чего зависят личные и семейные доходы
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать
Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукт питания.
Возможности нашего города
Какие способы заработка существуют для школьников в летнее время
Инфляция – причины и последствия
Нужно ли в современной экономической ситуации защищать свои сбережения от
инфляции
Модуль 3. «Я - потребитель» 9 часов

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Задачи Правила пользования коммунальными услугами
Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу
Государственные органы по защите прав потребителей
В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту
Что такое моральный вред и как он возмещается
Страхование.
Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье
Опасна ли общественная ситуация: сокрытие реальных доходов и неуплата налогов
Задачи «Альтернативная стоимость»
Модуль 4. «Финансовые организации» 2 часа
Бизнес и его формы. Малый бизнес
Бизнес план, как создать свой бизнес
Какие способы самозанятости сегодня существуют в России
Бизнес подростков и идеи
Молодые предприниматели
Информационные технологии в предпринимательстве
Риски предпринимательства
Биржа. Функции биржи
экскурсия
Модуль 5. «Роль государства. Взаимодействие» 4 часа
Налоги. Виды налогов
Социальные пособия
Задачи. Социальные выплаты
Государственное пенсионное страхование
Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать
Особые жизненные ситуации: как с ними справиться


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».