Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 6», утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года Рабочая программа учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры и народов России» (в соответствии с ФГОС ООО) Для реализации рабочей программы изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования учебным планом школы предусмотрено 35 часов. Из них 35 часов в 5 классе. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс Личностные результаты: • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человек его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Предметные результаты: • Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; • формирование представлений об основах светской этики; • понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества. Метапредметные результаты: • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; в. устной и письменной речью, монологической контекстной речью. • Содержание программы курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Гражданин России. Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональное государство. Порядочность. Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство. Совесть. Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, школы. Доверие и доверчивость. Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации. Милосердие и сострадание. Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе. Правда и ложь. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь. Традиции воспитания. Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличия воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков. Честь и достоинство. Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои дела и слова. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика. Терпимость и терпение. Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность, терпимость. Мужество. Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества. Равнодушие и жестокость. Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела. Самовоспитание. Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка. Учись учиться. Учение и воспитание как составные части образования. Умения применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии. Речевой этикет. Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону. Мои права и обязанности. Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено обучающимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Защита проектов. Обобщение курса. Обобщить и систематизировать знания обучающихся по основам светской этики. Тематическое планирование курса ОДНКР 5 класс № п/п 1 Тема Инструктаж по ТБ на занятии. Введение в предмет 2 Гражданин России 3 Права и обязанности граждан 4 Порядочность 5 Совесть 6 Правила взаимоотношений учеников класса, школы. 7 Доверие и доверчивость 8 Милосердие и сострадание 9 Честность и доброта 10 Правда и ложь 11 Правда и ложь в жизни человека 12 Традиции воспитания 13 Традиции моей семьи 14 Честь и достоинство 15 16 Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика. Терпимость и терпение 17 Рисуем портрет «Мои положительные качества личности» 18 Мужество 19 Проявление мужества в мирное время 20 Героизм – высшее проявление мужества, на примерах мои знакомых 21 Равнодушие и жестокость 22 Учимся делать добрые дела 23 Самовоспитание 24 Пути самообразования 25 Преодоление трудностей, самооценка. 26 Учись учиться 27 Распорядок дня ученика 28 Речевой этикет 29 Умение начать и поддержать беседу 30 Мои права и обязанности 31 Права и обязанности ученика 32 Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 33 Защита проектов 34 Защита проектов 35 Обобщение за курс 5 класса «Что мы узнали»