Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «СОШ № 6», утвержденной Приказом № № 78/о от 25.08.2021 года Программа внеурочной деятельности «Мультстудия» Возраст обучающихся: 7-10 лет (1-4 классы) Срок реализации программы: 1 год Содержание 1 Основные характеристики общеразвивающей программы………………….. 1.1 Пояснительная записка…………………………………………………… 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы…………………………… 1.3 Содержание общеразвивающей программы…………………………….. 1.4 Планируемые результаты…………………………………………………. 2 Организационно-педагогические условия…………………………………….. 2.1 Условия реализации программы…………………………………………. 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………….. Список литературы……………………………………………………………….. 2 1 Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Направленность (профиль) общеразвивающей программы: техническая. Актуальность общеразвивающей программы: На сегодняшний день перед педагогами всех, без исключения, образовательных учреждений стоит первостепенная задача – формирование всесторонне развитой гармоничной личности, а процесс компьютеризации требует формирования культуры медиапользования и информационной культуры школьников. На решение такого рода задач направлено медиаобразование – специальное педагогическое направление. Сегодня существует множество подходов к развитию творческих способностей и развитию медиакомпетентности учащихся. Одним из таких методов является мультипликация, или как ее сейчас принято называть – анимация. Мультипликация – это универсальный и интернациональный язык общения детей и взрослых всего мира. Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это синтетический вид деятельности, который включает в себя художественное, игровое, педагогическое направление и не только. Авторская детская мультипликация – это наиболее универсальный и целостный вид творчества, так естественно подходящий детскому возрасту. Выразительные средства мультипликации являются естественными стимуляторами творческой активности и раскрепощения мышления детей. Обучение визуальному языку необходимо, так как ребенок, завтрашний взрослый не должен заглатывать поток окружающих его картин без разбора и их оценки. Мультипликация удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, а также дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства с помощью знакомого всем инструмента – компьютера. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного обучения детей всех возрастных групп и разных категорий. Доступность языка, игровые формы обучения позволяют нам ориентироваться и на категорию детей с ОВЗ. Мультипликация очень часто используется как вид арт-терапии и имеет не только развивающую, но и коррекционно-профилактическую направленность. Занятия в студии мультипликации дадут возможность любому ребенку побывать в роли идейного вдохновителя, сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера и 3 даже монтажера. То есть, дети смогут познакомиться с разными видами творческой деятельности, получат много новой необыкновенно интересной информации. Это прекрасный механизм для развития ребенка, реализации его потребностей и инициатив, раскрытия внутреннего потенциала, социализации детей через сочетание теоретических и практических занятий, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, восприятие цвета, ритма, движения, раскрываются коммуникативные способности личности. Таким образом, искусство анимации представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность. Также данная образовательная программа позволяет реализовывать принципы интеграции и инклюзии (включения) в обучении. Этим объясняется высокая актуальность данной образовательной программы. Новизна программы заключается в том, что она охватывает практически все сферы деятельности и оказывает влияние на все компоненты личности. Программа дает ребенку возможность создать мультипликационный фильм своими руками, проявить себя, свои чувства, умения, фантазию, талант и творчество. Данная программа сочетает в себе разные виды деятельности. Это позволяет достичь комплексного развития детей. Программа деятельности студии мультипликации предполагает тесное сотрудничество обучающихся с образовательными учреждениями района, районным культурным центром, взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой коммуникации. Каждая тема программы – это проектная работа, которая помогает развивать гибкие компетенции. Каждая тема завершается защитой проекта. Адресат общеразвивающей программы: по данной программе могут обучаться дети в возрасте с 7 до 10 лет. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Количество детей в группе должно быть не более 10 человек, в силу специфики занятий (работа с техникой – камера, диктофоны, микрофоны, компьютеры). Набор обучающихся в группы ведется в начале учебного года (сентябрь), а также в течение учебного периода. Группы разновозрастные. Режим занятий: Занятия проходят два раза в неделю по 1 часу. Объем общеразвивающей программы: 72 часа. Срок освоения общеразвивающей программы: рассчитана на 1 год обучения. Перечень форм обучения: групповая. Перечень видов занятий: беседы, дискуссии, театрализации; мультимедийные занятия; просмотр иллюстративного материала и мультипликационных фильмов, экскурсии. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: викторина, опрос, анкетирование, отчетные занятия, творческие задания, демонстрация готовых работ, участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, защита творческих проектов, выпуск анимационных фильмов. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: Развитие творческих и интеллектуальных способностей через просмотр, изучение и создание аудиовизуальных произведений экранного искусства (мультипликации). Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: Образовательные: ознакомление с историей мультипликации; знакомство учащихся с основными видами мультипликации; 4 знакомство с основами анимации (замысел и драматургия, владение различными техниками анимации, правила съемки и монтажа, звуковое оформление мультфильма; знакомство с компьютерными технологиями, которые являются основой научнотехнического прогресса в мультипликации; освоение перекладной рисованной, пластилиновой и кукольной анимации, создание в этих техниках мультфильмов; формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира; изучение (коллективный просмотр) образцов мировой литературы, мультипликации и кино, их анализ. Развивающие: развитие интереса к мультипликации и желания к самостоятельному творчеству; развитие художественно-эстетического вкуса, изобретательности и творческих способностей детей; систематическое и целенаправленное развитие восприятия, логического мышления, воображения, мелкой и крупной моторики и речи детей; развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников; развитие эмоционально-волевой сферы. Воспитательные: воспитание интереса к анимации и другим экранным искусствам как средству познания и духовному обогащению; воспитание нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни. 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план: Количество часов № Наименование Формы п/п раздела, темы аттестации/контроля всего теория практика Введение 2 в Создание 6 3 3 1 мультипликацию творческих этюдов Перекладная 4 Выполнение 16 4 12 2 мультипликация творческих работ Пластилиновая 5 Выполнение 16 4 12 3 мультипликация творческих работ Мультик 7 лего Выполнение 16 4 12 4 творческих работ Создание 4 и защита Защита проекта 18 1 17 5 итогового проекта Всего 72 16 56 Содержание учебного (тематического) плана: 1 Введение в мультипликацию. Теория: Инструктаж. Общие сведения о мультипликации. История мультипликации. Секреты мультипликации. Как создаются мультфильмы? Практика: Создание учебных этюдов. 2 Перекладная мультипликация. Теория: Что такое перекладная мультипликация. Этапы работы над мультфильмом. Распределение обязанностей. Написание сценария. Сюжет. Практика: Создание героев и декорации. Съемка мультфильма. Монтаж. Звуковое оформление. Подготовка к демонстрации. Демонстрация и защита проектной работы. 5 3 Пластилиновая мультипликация. Теория: Что такое пластилиновая мультипликация. Этапы работы над мультфильмом. Распределение обязанностей. Написание сценария. Сюжет. Практика: Создание героев и декорации. Съемка мультфильма. Монтаж. Звуковое оформление. Подготовка к демонстрации. Демонстрация и защита проектной работы. 4 Мультик лего. Теория: Что такое мультипликация в стиле лего. Этапы работы над мультфильмом. Распределение обязанностей. Написание сценария. Сюжет. Практика: Создание героев и декорации. Съемка мультфильма. Монтаж. Звуковое оформление. Подготовка к демонстрации. Демонстрация и защита проектной работы. 5 Создание и защита итогового проекта. Теория: Написание сценария, проекта. Практика: Создание мультфильма, защита проекта. 1.4 Планируемые результаты По итогам обучения по программе обучающиеся должны: знать: правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; требования к организации рабочего места; название и назначение инструментов для работы с бумагой, картоном, тканью и др. материалами; различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы); новые приемы работы с различными материалами – бумага, текстиль, пластилин и др.; историю мультипликации; названия и приемы работы с программным обеспечением; этапы создания анимационного мультфильма. уметь: работать с различными материалами (тканью, бумагой, пластилином, картоном); определить порядок действий, планировать этапы своей работы; применять различные виды декоративного творчества (рисунок, лепка, природный и другие материалы); подбирать цветовое оформление сюжета, определять приемы для достижения выразительности сюжета; работать с программным обеспечением; создавать мультфильм; работать в группах, подгруппах, индивидуально. 6 2 Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: 1) компьютер/ноутбук с программным обеспечением: операционная система MS Windows XP/Windows 7; антивирусная программа Антивирус Касперского/Eset Smart Security; программа-архиватор WinRaR; MS Office 2003/2007/2011/2013; звуковой и видео редактор: Windows Movie Maker, «Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15»; графический редактор Paint; мультимедиа проигрыватель Windows Media; браузер MS Explorer/Opera/Googlе; простой редактор Web-страниц (блокнот). 2) проектор или другое устройство для демонстрации материалов; 3) сканер; 4) принтер; 5) цифровой фотоаппарат; 6) штатив для цифрового фотоаппарата; 7) диктофон или микрофон; 8) диски/флэш-накопители; 9) лампы дневного света с подвижным механизмом, изменяющим направление освещения; 10) столы и стулья; 11) художественные и иные материалы для создания героев и декораций (бумага, картон, краски, кисти, карандаши, фломастеры, пластилин, клей, ножницы, мелки, сыпучие материалы, ткани, бусины, пуговицы, природные материалы, проволока и др.). 12) выход в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; 13) учебная, методическая, научная литература. Требования к учебному кабинету: занятия проводятся в просторном кабинете площадью не менее 20 кв. метров. Кадровое обеспечение: Заднеульская Елена Вадимовна окончила Белоярский Политехнический Колледж в 2001 году. Специальность – программное обеспечение ВТ и АС. Стаж педагогической деятельности 2 года. В 2021 году – курс профессиональной переподготовки в ООО "Инфоурок" по программе "Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС, разработанной в соответствии с ФГОС и ФЗ №273-ФЗ", повышение квалификации в «Институт развития образования» «Проектирование программ воспитания в общеобразовательной организации на основе примерной программы воспитания» В 2000г - повышении квалификации в ОУ Фонд «Педагогический университет «Первое сентября» «Современные подходы к преподаванию курса информатики в основной и средней школе» отличает стремление к творческому поиску, развитию профессионального мышления, освоению и применению в педагогической практике современных методик и технологий, целеустремленность, любовь к детям. Методические материалы: 7 Педагогом создаются условия для формирования интереса к естественнонаучным, историческим, техническим знаниям путем использования следующих методов в организации учебно-воспитательного процесса: словесные методы: рассказ, беседа, сказка; работа с литературой (журналы, энциклопедии, учебные пособия); методы практической работы: упражнения, рассматривание, обсуждение, экспериментирование и практическая работа; метод игры: соревнования, викторины, конкурсы, познавательные, развивающие и настольные игры; наглядный метод обучения – наглядные материалы (картинки, рисунки, фотографии), демонстрационные материалы; проектные методы – проектирование и моделирование изделий. Дидактические пособия, используемые в ходе проведения занятий: аудио и видеотека; книги и периодические издания. 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Основными видами отслеживания результатов усвоения учебного материала являются входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль. Осуществляется контроль следующим образом. Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо. Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание каждого ребенка обращается на четкое выполнение работы и формирование трудовых навыков. Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ. Промежуточный срез знаний, умений и навыков проводится после завершения очередной проектной работы. Его цель – выявление степени обученности детей за время изучения очередного блока и проведение по результатам контроля (при необходимости) корректировки тематических планов. Формы проведения: защита. Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения – определение уровня усвоения программы каждым учеником. Формы проведения: опрос учащихся, итоговая выставка детских работ (в коллективе), общая отчетная выставка в учреждении, коллективная работа. Результаты первоначального, промежуточного и итогового контроля отмечаются в журнале учебно-воспитательной работы объединения в специальных разделах. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: анкеты; опросы; творческие задания; презентация творческих проектов; выпуск анимационных фильмов; участие в конкурсах и фестивалях различного уровня. 8 Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков. Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта – защита творческого проекта, реализация собственной компетентности. 9 3 Список литературы Список литературы для педагога: 1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2008. 2. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: 2004. 3. Довгялло Н. Техника и материалы в анимационном фильме. // Искусство в школе. № 3. – 2007. 4. Иванов-Вано. Рисованный фильм. //http://risfilm.narod. 5. Иткин В.В. Карманная книга мультжюриста. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2006. 6. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей. – М.: 2007. 7. http://www.college.ru/ – открытый колледж. 8. http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики. 9. http://www.rusedu.info – архив учебных программ. Список литературы для детей и родителей: 1. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей. – М.: 2007. 2. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М.: 2008. 3. Иванов-Вано. Рисованный фильм. //http://risfilm.narod. 4. Ли Э., Бадд У. Рисуем 80 птиц. – Минск: 2000. 5. Ли Э., Бадд У. Рисуем 50 кошек. – Минск: 2000. 6. Ли Э., Бадд У. Рисуем 50 лошадей. – Минск: 2000. 7. Ли Э., Бадд У. Рисуем 50 собак. – Минск: 2000. 8. Ли Э., Бадд У. Рисуем 50 сказочных персонажей. – Минск: 2000. 9. http://www.lbz.ru/ – сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний. 10. http://www.college.ru/ – открытый колледж. 11. http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики. 12. http://www.rusedu.info – архив учебных программ. 10