Программа внеурочной деятельности Город мастеров (1-4 класс)

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к основной
образовательной программе
среднего общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденной Приказом № № 78/о от 25.08.2021 года

Программа внеурочной деятельности
«Город мастеров»
Возраст обучающихся: 7-11 лет (1-4 классы)
Срок реализации программы: 4 года

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Город мастеров» составлена на основе
примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения начального образования (Т.М. Рагозина) с требованиями основной
образовательной программы ОУ.
В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими, которые
составляют «Город мастеров». Организуются мастерские игротеки, лепки, флористики, Деда Мороза,
коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования.
Цель программы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского
сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи,
взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания
прекрасного.
Задачи программы:
 развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и
логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
 освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего
мира, первоначальных представлений о мире профессий;
 овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками,
опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и
повседневной жизни;
 воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда,
интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил
сотрудничества в коллективной деятельности.
Место программы «Город мастеров» в учебном плане
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6,6-11 лет. Срок реализации
программы 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 135 часов и предусматривает
следующее распределение:
1 год обучения - 33 часа
2 год обучения – 34 часа
3 год обучения -34 часа
4 год обучения – 34 часа

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
«Город мастеров»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:

 широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
 адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
 устойчивого интереса к новым способам познания;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
 планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 различать способ и результат действия;
 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
 допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться, приходить к общему решению;
 соблюдать корректность в высказываниях;
 задавать вопросы по существу;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
 владеть монологической и диалогической формой речи.
 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач
и представления их результатов;
 анализировать объекты, выделять главное;
 осуществлять синтез (целое из частей);
 обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
 устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
 Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление,
конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
 Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и
областями применения;
 Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
 Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
 Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями
уже известных инструментов;
 Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
 Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,
оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
 Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
 Достичь оптимального для каждого уровня развития;
 Сформировать систему универсальных учебных действий;
 Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы в творческом объединении являются доступные по
возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах
культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о
различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и
проектной деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены
 через презентации проектов;
 через выставки детских работ;
 через вручение подарков родителям, учителям.





























К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла,
подрамник;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого
оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать
бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить
стежками « через край», «петельный шов».

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов;
применение акварели, цветных карандашей, гуаши.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
выполнять работу, используя художественные материалы;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по
внешнему виду.
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона,
ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
применение пастели и бисера в окружающем мире.























К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть
изготовлена, форму, размеры);
выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
изготовлять изделия из бисера.
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила планирования и организации труда;
применение линогравюры, монотипии, туши;
применение чеканки в жизни;
способы и приемы обработки различных материалов.
К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в любой изученной технике рисования;
контролировать правильность выполнения работы.

Содержание программы «Город мастеров»
1 год обучения (33 часа)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по
осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии
его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами,
название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и
опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя
составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление
будет вестись подконтрольно.
Работа с природным материалом (6 часов).
Рассказ о флористике. Природа края. Изготовление композиций из засушенных листьев. Составление
композиции ( розы из кленовых листьев, коллективная работа). Мозаика (с использованием семян,
камешек, листьев цветка ириса ).
Работа с бумагой. Ладошковая аппликация. (6 часов).
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Экскурс по Японии. Аппликации из ладошек. Животный
мир. Новогодняя тема из ладошек. Цветик - семицветик. Изготовление поздравительных открыток (по
образцу).
Торцевание (6 часов).

Знакомство с техникой торцевания. Это мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из
небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Аппликация (обратная) из пластилина. (5 часов).
Радужные бабочки. Серия картин из пластилина: «Лесная школа», «Пластилиновая осень», «Космос»,
«Лето в разгаре», «Зимний лес», «Сказочные домики для гномиков».
Оригами из кругов (4 часа).
Цветы из кругов для открытки. Цветущая яблоня. Ёлочка из кругов. Светофорные коты.
Работа с тканью. атик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
(6 часов).
Первые шаги к батику. Подготовительный период. Энергия цвета. Цветы, дающие энергию.
Космические путешествия. Групповой полёт. Ладошки на ткани. Волшебный батик (техника – соль,
гуашь) Узелковый батик (изображение клумбы с цветами).
2 год обучения (34 часа)
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов
соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их
графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки,
знакомятся с искусством родного края – сувениры из меха.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
Работа с природным материалом. Отпечатки листьев (5 часов)
Работа с бумагой и картоном. Ассамбляж.(разновидность коллажа) (10 часов)
Работа с гофрированной бумагой (торцевание) (5 часов)
Работа с нитью в технике «изонить» (6 часов)
Работа с пластилином (5 часов)
Украшение интерьера (3 часа)
3 год обучения (34 часа)
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе,
а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического
рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.
Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить
изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда. Знакомятся с насыпушками,
работой с цветной солью и новой техникой «Айрис фолдинг» (радужное складывание), игрой по скетчу (эскиз,
зарисовки).
Работа с бумагой и картоном. Работы в технике: айрис фолдинг (радужное складывание),
Бумажный туннель (10 часов)
Работа с солью. (6 часов)
Художественное творчество. Свит-дизайн(композиции из конфет), топиари, игра по скетчу, (эскиз,
зарисовки) (18 часов)
4 год обучения (34 часа)
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а
руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных
изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.

Четвероклассники составляют план работы самостоятельно. Учатся работать коллективно.
При организации коллективной работы необходимо вовлекать в процесс все стороны. Это позволяет
лучше учитывать индивидуальные особенности детей, способствует развитию творческого мышления,
помогает наиболее эффективно и качественно осуществлять работа. Коллективная работа - это такая
форма организации учебно-образовательного
процесса, которая
позволяет целесообразно
распределить обязанности и взаимоконтроль, это общение и коммуникабельность, это сотрудничество,
которое обеспечивает активность учебного процесса и высокий уровень усвоения материала.
Коллективная деятельность даёт мощный толчок, стимулирующий дальнейшее развитие детей во
взаимном обогащении знаниями в своей группе. Коллективная деятельность даёт возможность
перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может и умеет делать в
сотрудничестве.
Работа с коктейльными трубочками. (8 часов).
Работа с бумагой. Мозаика, вырезание силуэтное, декупаж ( 13 часов)
Моделирование (6 часов)
Украшение интерьера (7 часов)
Тематическое планирование
1 год обучения (33 часа)
Тема
Занятия

Техника

Кол-во
часов

Мастерская флористики (6часов)
Рассказ о флористике. Природа
края. Ежик

Аппликация

2

Составление композиции розы из
листьев

Ошибана

2

Составление композиции на тему
«Осень»

Мозаика

2

Солнышко

Ладошковая
аппликация

1

Животный мир

Ладошковая
аппликация

1

Цветик - семицветик.
Изготовление поздравительных
открыток

Ладошковая
аппликация

1

Мир Смешариков

Ладошковая
аппликация

1

Мастерская Деда Мороза (2 часа)
Ёлки к Новому году

Ладошковая
аппликация

1

Дата

Ладошковая
аппликация

Снеговик

1

Мастерская коллекция идей (6 часов).
Панно «Осенний пейзаж»

Торцевание

2

«Зимняя сказка»

Торцевание

2

«Зверьё моё!» (котёнок, дельфин)

Торцевание

2

Радужные бабочки

Обратная аппликация

1

Лесная школа

Обратная аппликация

1

Зимний лес

Обратная аппликация

1

Пластилиновая осень

Обратная аппликация

1

Космос

Обратная аппликация

1

Мастерская оригами (4 часа)
Цветы из кругов для открытки

Оригами из кругов

1

Светофорные коты

Оригами из кругов

1

Ёлочка из кругов

Оригами из кругов

1

Цветущая яблоня

Оригами из кругов

1

Мастерская дизайна (6 часов)
Энергия цвета. Цветы, дающие
энергию

Батик

2

Космические путешествия

Батик

2

Ладошки на ткани

Батик

2

Тематическое планирование
2 год обучения (34 часа)
Тема
Занятия

Техника

Кол-во
часов

Мастерская флористики (5 часов)
Панно « Листопад»

Отпечатки листьев

1

Панно «Лето»

Отпечатки листьев

1

Этюд в осенних тонах

Отпечатки листьев

1

Панно «Зима»

Отпечатки листьев

2

Мастерская бумаги и картона (6 часов)
Открытки с сюрпризом для
друга

коллаж

2

Открытки для настроения

ассамбляж

2

Открытки с элементами оригами
(к 8 марта, 23 февраля)

ассамбляж

2

Мастерская Деда Мороза (4 часа)
Шар из цветной бумаги

Объемная
аппликация

2

Новогодние украшения

Объемная
аппликация

2

Мастерская изонити (6 часов)
Декоративная подставка

Нитяная графика

2

Первые цветы (нарцисс, василёк)

Нитяная графика

2

Открытки на день рожденья

Нитяная графика

2

Дата

Мастерская лепки (5 часов)
Лепка героев русских сказок
(«Царевна-лягушка»)

Аппликация

1

Украшение интерьера (ваза,
оклеенная пластилином)

Аппликация

2

Мир сказки глазами детей.
Пластилиновая картина

Аппликация

1

Зимний лес. Композиция

Аппликация

1

Мастерская игротеки (5 часов)
Цыплята на лугу

Объемная
аппликация

Ромашковое солнышко

Объемная
аппликация

1

Ёлочки из ватных дисков

Объемная
аппликация

1

Ёлочная игрушка «Снеговик»

Объемная
аппликация

2

1

Мастерская дизайна (3 часа)
Панно на кухню. Оберег
Ваза из пластиковых бутылок

Моделирование

2

Моделирование

1

Тематическое планирование
3 год обучения (34 часа)
Тема
Занятия

Техника

Кол-во
часов

Мастерская бумаги и картона (10 часов)
Команда Смешариков

Айрис фолдинг

2

Дата

Галстук для мальчиков.
(к 23 февраля)

Айрис фолдинг

2

Мамина любовь.
(к 8 марта)

Айрис фолдинг

2

«Осенняя пора»

Бумажный туннель –
«сквозное отверстие»

2

Новый год не за горами

Бумажный туннель –
«сквозное отверстие»

2

Мастерская дизайна (10 часов)
Гномики (поделка)
Цыплятки на лугу
Ёлка из конфет

8 Марта рядом, рядом!

Объемная поделка

3

Объемная поделка

3

Свит-дизайн

2

Свит-дизайн

2

Мастерская коллекция идей (6 часов)
Бутылки насыпушки

Насыпушки

2

Насыпушки-изображение
рельефа

Насыпушки

2

Морская тематика

Насыпушки

2

Мастерская игротеки (8 часов)
Дерево мечты

Топиарий

4

Открытка для друга

Игра по скетчу

4

Тематическое планирование
4 год обучения (34 часа)
Тема
Занятия

Техника

Кол-во
часов

Дата

Мастерская бумаги и картона (7 часов)
Панно « Золотая осень»

Применение разной
техники

2

Украшение шкатулки

Мозаика

3

«Ваза под конфеты»

Декупаж

2

Мастерская Деда Мороза (5 часов)
Маски для карнавала

Смешанная техника

2

Идеи новогодних костюмов

Смешанная техника

2

Украшения на окна

Силуэтное вырезание

1

Мастерская бумаги и картона (8 часов)
Собака – мозаика из квадратиков

Мозаика

3

Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика

3

Кошкин сон (белое на чёрном)

Силуэтное вырезание

1

Приглашаем на чашку чая

Силуэтное вырезание

1

Мастерская конструирования и моделирования (14 часов)
Круглая шкатулка

Моделирование

2

Райская птичка

Моделирование

2

Самолётик-растишка

Моделирование

2

Картины из трубочек
(композиция свободная)

Моделирование

2

Цветы из трубочек

Моделирование

2

Карандашница

Моделирование

2

Рамочки для фото

Моделирование

2

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса
внеурочной деятельности

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18

1. иблиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Андреева Р.П. «Расписные самоделки», Издательский дом «Литера», Санкт Петербург, 2000 г.
Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое
общество России, М: 2002г.
Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития»,
Ярославль, 1999 г.
Гульянц З.К., Базик И.Л. «Что можно сделать из природного материала, М:
«Просвещение», 1991 г.
Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» (для занятий с детьми
старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ «Сфера»,
2000. – 112 с. (Серия «Вместе с детьми».)
Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.
Зайцева А.А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.:
Эксмо, 2010. - 64с: ил.
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ — М., 2009
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для
учащихся 1—4 классов / Е. И. Коротеева. —М., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.
— М., 2009
Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных
учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М:
«Просвещение», 2002 г.
Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М:
«Просвещение», 1990 г.
Литвиненко В.М., Аксенов М.В. «Игрушки из ничего», Издательство «Кристалл»,
Санкт - Петербург, 1999 г.
Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. –
224 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с., ил. –

19
20
21

(Серия: «Вместе учимся мастерить»).
Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2009г.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-пресс. -2011.
Тарабарина Т.И.«Оригами и развитие ребенка»,«Академия развития»,Ярославль,
1996 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».