Программа ДО Шахматы 5-6 (исп)_подпись

Подписано цифровой подписью: Киселева
Марина Николаевна
DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=Server CA, E=uc_fk@roskazna.ru,
S=77 г. Москва, ИНН=007710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="улица Ильинка, дом 7", L=Москва, C=RU,
O=Федеральное казначейство, CN=УЦ Федерального
казначейства
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 10 Сентябрь 2021 г. 16:39:15

Содержание
1 Основные характеристики общеразвивающей программы ...............................3
1.1 Пояснительная записка ......................................................................................3
1.2 Цель и задачи программы общеразвивающей программы .............................4
1. 3 Содержание общеразвивающей программы ...................................................9
1.4 Планируемые результаты ................................................................................13
2. Организационно-педагогические условия .......................................................15
2.1 Условия реализации программы .....................................................................15
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .................................16
3 Список литературы .............................................................................................19

2

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы: Программа составлена в соответствии с
современными требованиями к дополнительным общеразвивающим
программам. Реализация программы осуществляется на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018 № 196»;
- постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года
№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;

3

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года
№ 1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015
года № 996-р;
- Устав МБОУ «СОШ № 6».
Адресат программы: дети в возрасте от 11 до 12 лет. Состав группы
может быть переменным: одновозрастным и разновозрастным, численный
состав до 15 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем: 74 часа.
Срок освоения: 2 года.
Перечень форм обучения: групповая и индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастеркласс, открытое занятие.
Перечень
форм
подведения
итогов:
опросы,
тестирование,
самостоятельные работы, школьный турнир.
1.2 Цель и задачи программы общеразвивающей программы
Цель
программы:
равномерное
развитие
логического
и
физического интеллекта детей и формирование основ здорового образа жизни
и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и
физической культурой.
Задачи:
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объема их двигательной
активности, укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и
способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к
участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным
формам активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально –
спортивных
подвижных игр;
4

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых
положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и
использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения
двигательной активности и оздоровления;
- обучение приемам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных
особенностей,
индивидуальных
и
физиологических
возможностей
школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре
вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств
и повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного
опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами
шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей
направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и
физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально –
физкультурным занятиям.

5

1. 3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика
I раздел «Из истории шахмат»

1

Инструктаж по ТБ на занятиях 1
1
«Шахматный клуб «Ферзь».
Из истории шахмат.
Чемпионы мира по шахматам
и выдающиеся шахматисты
мира.
II раздел «Шахматная партия»

2

Элементарные понятия
шахматной игры

30

16

2.1

Шахматная доска

1

1

2.2

Начальная расстановка фигур
на доске
Король — самая важная
фигура. Ходы и взятия короля
Ладья — тяжелая артиллерия.
Ходы и взятия ладьи
Как ходит слон: ходы и взятия

1

2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9

Формы аттестации/
контроля
Опрос

14

Опрос

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Сила ферзя. Ходы и взятия
ферзя
Ходы и взятия коня

1

1

Расстановка на
шахматном поле
Анализ решений
задач
Анализ решений
задач
Анализ решений
задач
Опрос

1

1

Опрос

Закрепление темы «Ходы и
взятия коня, ферзя»x
Правила ходов и взятия пешки

1
1

1

Анализ решения
задач
Опрос

1

Анализ решения
задач
Активность на
занятии
Анализ парной
игры

1

2.10 Взятия фигурами и пешками.

1

2.11 Шах, способный защитить от
шаха
2.12 Вскрытый шах. Как
защититься от вскрытого
шаха. Повторение всей темы
«Шах»
2.13 Мат. Определение,
простейшие примеры
2.14 Закрепление темы «Мат».
Решение задач в классе

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Опрос
1

Анализ решения
задач
6

2.15 Превращение пешки в ферзя и
в другие фигуры
2.16 Рокировка. Случаи, когда
невозможно сделать
рокировку
2.17 Взятие на проходе

1

1

2

1

2.18 Рокировка, взятие на проходе
и превращение пешки в ферзя:
повторение. Самостоятельная
работа по этим трем темам
2.19 Пат. Определение, примеры,
отличие от мата
2.20 Недостаток материала для
достижения победы (мата)
2.21 Троекратное повторение
позиции. Вечный шах
2.22 Шахматный турнир

2

1

1

2

1

1

1

1

Анализ работы в
паре
Опрос

1

1

Опрос

1

2

Опрос
1

Анализ решения
задач

1

Анализ решения
задач
Анализ
самостоятельной
работы

2

Анализ турнира

III раздел «Шахматная нотация»
3
3.1

3.2

4
4.1
4.2

5
5.1
5.2

Шахматная нотация.

2

2

Короткая и длинная нотации.
1
1
Примеры записи шахматных
партий
Игра с записью партий с
1
1
помощью короткой или
длинной нотации
IV раздел «Ценность шахматных фигур»
Определение ценности
шахматных фигур
Ценность шахматных фигур

2

2

1

1

Анализ шахматных
нотаций
Анализ игрытурнира

Опрос

Проверочная работа по темам 1
1
«Шахматная нотация»,
«Ценность шахматных фигур»
V раздел «Шахматные приемы»
Приемы

2

2

Вилка. Определение, примеры
применения на практике
Связка. Определение,
примеры применения на
практике

1

1

1

1

Анализ
проверочной
работы

Анализ решения
задач
Анализ решения
задач

2 год обучения
I раздел «Дебют»
7

1

1.2
1.3

1.4

2
2.1

2.2
2.3

3
3.1
3.2

Инструктаж по ТБ на занятиях 5
3
2
«Шахматный клуб «Ферзь».
Дебют
Три стадии шахматной
1
1
партии. Что такое дебют?
Грубые ошибки в дебюте.
2
1
1
«детский» и «дурацкий» маты.
Игра в паре 10—15 ходов
с последующей оценкой
позиции после дебюта
Популярные ловушки,
2
1
1
возникающие в известных
открытых дебютах (русская,
итальянская, испанская
партии)
II раздел «Миттельшпиль»
Миттельшпиль

5

2

3

1

Эндшпиль. Связь окончаний с 2
1
1
другими стадиями игры
Самостоятельная работа на
1
1
тему «Три стадии шахматной
партии»
IV раздел «Техники матования»
16

5

11

4.1

Линейный мат

2

1

1

4.2

Техника матования ферзем
2
одинокого короля
Техника матования ладьей
2
одинокого короля
Мат ферзем, ладьей, линейный 1
мат

1

1

1

1

Мат двумя слонами
одинокому королю

1

4.3
4.4

4.5

2

Анализ игры в паре

Анализ решений
задач
Анализ игры
Анализ игры

2

Техники матования

4

Анализ игры

3

Миттельшпиль — середина
2
1
1
игры. Какие бывают планы в
миттельшпиле
Миттельшпиль — середина
2
1
1
игры. Игра в паре
Конкурс решения позиций:
1
1
как бы вы сыграли?
III раздел «Эндшпиль»
Эндшпиль

Опрос

1

1

Анализ решений
задач
Анализ
самостоятельной
работы

Анализ решений
задач
Анализ парной
работы
Анализ парной
работы
Анализ
выполненного
задания
Анализ решений
задач
8

Самостоятельная работа на
тему «Мат одинокому
королю»
4.7 Разнообразие матовых
конструкций
4.8 Закрепление темы
«Разнообразие матовых
конструкций»
4.9 Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
4.10 Шахматный турнир
4.6

1

Анализ
самостоятельной
работы
Анализ парной игры

1

1

Анализ викторины

1

1

Анализ игры

2

2

Анализ игры

1

2

1

1

V раздел «Шахматный этикет»
Шахматный этикет

6

5

5.1

Что такое шахматный этикет

1

1

5.2

Шахматные часы (Фишера и
1
1
механические)
Разновидности шахматного
1
1
контроля времени на партию:
блиц, рапид, классические
шахматы
Игра в быстрые шахматы с
1
1
записью первых 15 ходов
Шахматные турниры.
1
1
Разновидности схем
проведения соревнований
Система званий, разрядов и
1
1
рейтингов в шахматах
VI раздел «Закрепление знаний»

Опрос

Повторение. Разбор задач

1

1

Контрольная работа

1

1

Анализ решений
задач
Анализ работы

5

5.3

5.4
5.5

5.6

6
6.1

1
Опрос

Опрос

Анализ игры
Опрос
Опрос

Содержание учебного (тематического плана):
1 год обучения
I раздел «Из истории шахмат»
1 Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся
шахматисты мира.
Теория: Знакомство с именами шахматистов, в том числе с шахматистами
нашего времени.
II раздел «Шахматная партия»
2 Элементарные понятия шахматной игры.
2.1 Шахматная доска (повторение).
Теория: повторение материала предыдущего года обучения.
9

2.2 Начальная расстановка фигур на доске.
Практика: выполнение задания на расстановку фигур на шахматном поле.
2.3 Король — самая важная фигура. Ходы и взятия короля.
Теория: повторение правила хода и взятия.
Практика: решение задач с ходом короля.
2.4 Ладья – тяжелая артиллерия. Ходы и взятия.
Теория: Повторение правила хода и взятия.
Практика: решение задач с ходом ладьи.
2.5 Как ходит слон: ходы и взятия.
Теория: повторение правила хода и взятия.
Практика: решение задач с ходом слона.
2.6 Сила ферзя. Ходы и взятия ферзя.
Теория: Повторение правила хода и взятия.
2.7 Ходы и взятия коня.
Теория: Повторение правила ходя и взятия.
2.8 Закрепление темы «ходы и взятия коня и ферзя».
Практика: решение задач с ходом и взятия коня и ферзя.
2.9 Правила ходов и взятия пешки.
Теория: Повторение правила хода и взятия.
2.10 Взятия фигурами и пешками.
Практика: Решение задач
2.11 Шах, способный защитить от шаха.
Теория: повторение - что такое шах, разбор способов защиты от шаха.
2.12 Вскрытый шах. Как защититься от вскрытого шаха. Повторение всей
темы «Шах».
Теория: понятие вскрытого шаха. Способы защиты.
Практика: парная игра с применением вскрытого шаха.
2.13 Мат.
Теория: Определение. Разбор вариантов матования.
2.14 Закрепление темы «Мат».
Практика: Решение задач.
2.15 Превращение пешки в ферзя и в другие фигуры
Теория: повторение определения и решение задач устно.
2.16 Рокировка. Случаи, когда невозможно сделать рокировку.
Теория: повторение определения, разбор случаев, когда невозможно
сделать рокировку.
Практика: Решение задач на рокировку.
2.17 Взятие на проходе
Практика: Решение задач в паре
2.18 Рокировка, взятие на проходе и превращение пешки в ферзя.
Теория: повторение темы.
Практика: Самостоятельная работа.
2.19 Пат. Отличие от мата.
Теория: Определение. Разбор примеров пата и чем отличается от мата.
10

Практика: Игра в паре с задачей поставить пат.
2.20 Недостаток материала для достижения мата.
Теория: разбор вариантов, когда мат невозможен.
2.21 Троекратное повторение позиции. Вечный шах.
Теория: Определение. Разбор способов.
2.22 Шахматный турнир.
Практика. Турнир.
III раздел «Шахматная нотация»
3 .1 Короткая и длинная нотации. Примеры записи шахматных партий.
Практика: Просмотр шахматных партий и запись этих партий.
3.2 Игра с записью партий с помощью короткой или длинной нотации.
Практика: Игра
IV раздел «Ценность шахматных фигур»
4.1 Ценность шахматных фигур.
Теория: повторение определения. Решение шахматно-математических
задач устно.
4.2 Проверочная работа по темам «Шахматная нотация», «Ценность
шахматных фигур».
Практика: Проверочная работа.
V раздел «Шахматные приемы»
5.1 Вилка.
Практика: примеры применения на практике, решение задач.
5.2 Связка.
Практика: примеры применения на практике, решение задач.
2 год обучения
I раздел «Дебют»
1 Дебют.
1.1 Три стадии шахматной партии. Что такое дебют?
Теория: Знакомство со стадиями. Определение дебюта.
1.2 Грубые ошибки в дебюте. «Детский» и «дурацкий» маты.
Теория: Разбор ошибок в дебюте. Определение «детского»мата.
Практика: Игра в паре 10-15 ходов.
1.3 Популярные ловушки, возникающие в известных открытых дебютах.
Теория: Разбор ловушек, разбор открытых дебютов – русская,
итальянская, испанская партии.
Практика: игра в паре с задачей – избежать ловушки.
II раздел «Миттельшпиль»
2.1 Миттельшпиль – середина игры. Какие бывают планы в
миттельшпиле.
Теория: Определение. Разбор вариантов.
Практика: Решение задач.
2.2 Миттельшпиль – середина игры.
Практика: Игра в паре.
11

2.3 Конкурс решения позиций: как бы ты сыграл?
Практика: Игра в паре с последующим анализом тренера.
III раздел «Эндшпиль»
3.1 Эндшпиль. Связь окончаний с другими стадиями игры.
Теория: Определение. Разбор вариантов.
Практика: Решение задач.
3.2 Самостоятельная работа на тему «Три стадии шахматной партии».
Практика: Самостоятельная работа.
IV раздел «Техники матования»
4.1 Линейный мат.
Теория: Определение. Разбор вариантов.
Практика: решение задач с линейным матом.
4.2 Техника матования ферзем одинокого короля.
Теория: Определение и варианты.
Практика: Решение задач по теме в паре.
4.3 Техника матования ладьей одинокого короля.
Теория: Определение и варианты.
Практика: Решение задач по теме в паре.
4.4 Мат ферзем, ладьей, линейный мат.
Практика: Повторение. Выполнение задания.
4.5 Мат двумя слонами одинокому королю.
Теория: Определение и варианты.
Практика: Решение задач по теме в паре.
4.6 Самостоятельная работа на тему «Мат одинокому королю».
Практика: Самостоятельная работа.
4.7 Разнообразие матовых конструкций.
Теория: Разбор вариантов.
Практика: Применение в парной игре.
4.8 Закрепление темы «Разнообразие матовых конструкций».
Практика: Викторина.
4.9 Конкурс решения позиций: как бы ты сыграл?
Практика: Игра всем классом с учителем.
4.10 Шахматный турнир.
Практика: Турнир
V раздел «Шахматный этикет»
5.1 Что такое шахматный этикет
Теория: изучение правил поведения на турнирах.
5.2 Шахматные часы.
Теория: Изучение шахматных часов, как ими пользоваться и зачем они
нужны.
5.3 Разновидности шахматного контроля времени на партию: блиц, рапид,
классические шахматы.
12

Теория: Определения.
5.4 Игровое занятие.
Практика: Игра в быстрые шахматы с записью 15 ходов.
5.5 Шахматные турниры. Разновидности схем проведения соревнований.
Теория: Разбор схем проведения соревнований.
5.6 Система званий, разрядов и рейтингов в шахматах.
Теория: разбор званий, рейтингов и разрядов.
VI раздел «Закрепление знаний»
6 Разбор задач.
Практика: Разбор шахматных задач.
6.1 Контрольная работа.
Практика: Контрольная работа.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, осознание вклада отечественных ученых в развитие мировой
науки;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
-критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость,
целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность;
- умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения и оценку событий.
13

- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
-Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные
фигуры;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и
её правила.
-Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и
тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;
-Основные тактические приемы; что означают термины: дебют,
миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
-Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие
окончания.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной
игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования).
Обучающийся научится:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и
ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации;
14

- грамотно располагать шахматные фигуры;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
№

Количество
Наименование средств материально-технического оснащения

1

Шахматная доска

9

2

Набор шахмат

9

3

Набор напольных шахмат

1

4

Напольное шахматное покрытие

1

5

Магнитная шахматная доска

1

6

Набор магнитных шахмат

1

7

Шахматные часы

9

8

Настольное шахматное покрытие

3

9

Набор настольных шахмат

3

10

Мультимедийное оборудование (проектор, доска)

1

Кадровое обеспечение:
Уровень квалификации педагога дополнительного образования, реализующего
дополнительную общеобразовательную программу, соответствует
квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также
квалификационной категории.
Методические материалы:
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций.
Упражнения, самостоятельно выполняемые обучающимися действия.
Раздаточный материал (диаграммы) для проведения конкурсов задач по
тактике.
Раздаточный материал (диаграммы) для решения задач.
Тесты для проверки теоретических знаний по изучаемым темам.
Практикум. Позиции для решения с глубиной расчета 1 ход.
Практикум. Позиции на разыгрывание.
15

2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для оценки усвоения учащимися содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Королевство шахмат»
разработана следующая система оценивания:
 минимальный уровень (имеет представление об истории и
происхождении шахмат, знает правила игры и турнирного поведения)
 базовый уровень (знает основы тактики и стратегии, активно
применяет в своей игре тактические приемы, владеет фундаментальными
знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля)
 повышенный уровень (умеет применять полученные теоретические
знания на практике)
Фонд оценочных средств программы предполагает их дифференциацию
по принципу уровней сложности.
Таблица 1. Входная диагностическая карта по программе.
Входная диагностика проводится в форме собеседования, во время
которого заполняется бланк.
Критерии

Фамилия, имя обучающегося

Как переводится слово «Шахматы»?
А. Властитель умер
Б. Спасти короля
В. Король умер
Через сколько полей в центре проходит большая белая диагональ?
А. 3
Б. 2
В. 8
Какой шахматной фигуры не существует?
А. Король
Б. Дама
В. Пешка
Сколько всего полей в центре?
А. 5
Б. 6
В. 4
Сколько на шахматной доске горизонталей?
А. 9
16

Б. 8
В. 6

Таблица 2. Анализ результатов диагностики входного контроля.
При обработке входной диагностики подсчитывается сумма баллов.
Фамилия, Имя

Сумма баллов

Критерии оценки результативности (оцениваются по общей сумме баллов):
минимальный уровень (A) - 1 балл;
базовый уровень (B) - 2-3 балла;
повышенный уровень (C) - 4-5 баллов и выше.
Таблица 3.Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Кол-во
баллов
3б
2б
1б
3б
2б
1б
3б
2б
1б
4б

Критерии

Фамилия, имя

Отношение к занятиям в целом:
положительное
безразличное
негативное
Уровень познавательного интереса:
интерес проявляется часто
редко
почти никогда
Внимание:
отличное
среднее
легко отвлекается
Темп работы:
опережает темп
работы объединения с
высоким качеством

3б

работы
опережает темп
работы объединения
с недостаточным
качеством работы
17

2б

соответствует темпу
занятия

1б

отстаёт от темпа
занятий

3б
2б

Решение задач на занятии:
все по требованиям
частично нарушены
требования

1б

без выполнения
требований
Умение организовывать и контролировать свою работу на занятии:

3б
2б
1б

Всегда
Иногда
Никогда
Общеучебные навыки усвоены:

4б
3б
2б
1б

Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Итого баллов:

18

3 Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Литература для педагога:
Парфенов В.А., Малофеев А.Ю. «Шахматы для всех» учебнометодическое пособие. - Ульяновск, 2007.
Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2012.
Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. Донецк: 2011.
Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.
Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда
Севера, 1997- 2000.

Литература для учащихся (родителей):
1. Парфенов В.А., Малофеев А.Ю. «Шахматы для всех» учебнометодическое пособие. – Ульяновск, 2007.
2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
3. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
4. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии.
Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
5. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
6. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.:
РиПДЛ-Классик, 2006.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».