Программа ДО Шахматы 1-4 кл (исп)_подпись

Подписано цифровой подписью: Киселева
Марина Николаевна
DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=Server CA, E=uc_fk@roskazna.ru,
S=77 г. Москва, ИНН=007710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="улица Ильинка, дом 7", L=Москва, C=RU,
O=Федеральное казначейство, CN=УЦ Федерального
казначейства
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 10 Сентябрь 2021 г. 16:40:05

Содержание
1 Основные характеристики общеразвивающей программы .............................3
1.1 Пояснительная записка ....................................................................................3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ...............................................4
1.3 Содержание общеразвивающей программы ..................................................5
1.4 Планируемые результаты ..............................................................................19
2 Организационно-педагогические условия ......................................................21
2.1 Условия реализации программы ...................................................................21
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................222
3 Список литературы ...........................................................................................25

2

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы: Программа составлена в соответствии с
современными требованиями к дополнительным общеразвивающим
программам. Реализация программы осуществляется на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196»;
- постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года
№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;

3

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
года № 1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015
года № 996-р;
- Устав МБОУ «СОШ № 6».
Дополнительная общеразвивающая программа направлена на
формирование и развитие умственных способностей детей, удовлетворение
их индивидуальных потребностей, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени.
Адресат программы: дети в возрасте от 6 до 10 лет. Состав группы
может быть переменным: одновозрастным и разновозрастным, численный
состав до 15 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем: 140 часов.
Срок освоения: 4 года.
Перечень форм обучения: групповая и индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастеркласс, открытое занятие.
Перечень
форм
подведения
итогов:
опросы,
тестирование,
самостоятельные работы, школьный турнир.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: равномерное развитие логического и физического
интеллекта детей и формирование основ здорового образа жизни и их
интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической
культурой.
Задачи:
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объема их двигательной
активности, укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и
способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к
участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, интеллектуально-спортивным подвижным играм, различным
формам активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории
развития шахмат;
4

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных
фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуальноспортивных подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными
фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в
типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного
планирования действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и
использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения
двигательной активности и оздоровления;
- обучение приемам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных
особенностей, индивидуальных и физиологических
возможностей
школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической
культуре вообще и о шахматах в частности;
формирование
первоначальных
умений
саморегуляции
интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических
качеств и повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их
двигательного опыта интеллектуально-спортивными подвижными играми,
как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с
общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и
физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуальнофизкультурным занятиям.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№
п/п

Название раздела, темы

1

Элементарные
понятия
о
шахматной игре.
Инструктаж по ТБ на занятиях
«Королевство шахмат».

1.1

Количество часов
Формы
всего теория практика аттестации/контроля
1 год обучения
I раздел «Знакомство с шахматами»
25

20

1

1

5
Опрос
5

1.2

Шахматы – мои друзья. История
возникновения шахмат.
Шахматная доска

1

1

Опрос

1.3

Горизонталь

1

1

Опрос

1.4
1.5
1.6
1.7

1
1
1
1

1
1
1
1

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос

1.8

Вертикаль
Диагональ
Шахматная нотация
Шахматные фигуры и начальная
позиция
Ладья

2

1

1

1.9

Слон

2

1

1

1.10 Ферзь

2

1

1

1.11 Конь

2

1

1

1.12 Пешка

1

1

Опрос
Анализ игры в паре
Опрос
Анализ игры в паре
Опрос
Анализ игры в паре
Опрос
Анализ игры в паре
Опрос

1.13 Превращение пешки
1.14 Король
1.15 Ценность фигур

1
1
1

1
1
1

Опрос
Опрос
Опрос

1.16 Нападение
1.17 Взятие. Взятие на проходе

1
1

1

1.18 Шах и защита от шаха

1

1

Опрос
Анализ парной игры
с взятием на
проходе
Опрос

1.19 Мат
1.20 Пат – ничья

1
1

1
1

Опрос
Опрос

1.21 Рокировка

1

1

Опрос

1

II раздел «Шахматные тактики»
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Основные тактики
Основные принципы игры в
начале партии
Мат двумя ладьями одинокому
королю
Мат ферзем и ладьей одинокому
королю
Мат
ферзем
и
королем
одинокому королю
Материальное преимущество

6
1

1

Нарушение основных принципов
игры в начале партии

1

3
1

3
Опрос

1

1

Мат двумя ладьями

1

1

1

1
1

Мат ферзем и
ладьей
Мат ферзем и
королем
Опрос

1

Опрос
6

III раздел «Тренировочные турниры»
Окончания

4

3.1

Партии-миниатюры

1

3.2

Шахматный этикет

1

3.3

Шахматный турнир

2

3

1

3
1

Анализ коротких
партий
Опрос

2

Анализ шахматного
турнира

1

2 год обучения
I раздел ««Из истории шахмат»
1

Инструктаж по ТБ на занятиях
1
1
«Королевство
шахмат».
Из
истории шахмат. Чемпионы мира
по шахматам и выдающиеся
шахматисты мира.
II раздел «Шахматные фигуры»

Опрос

2

Шахматные фигуры

Опрос

1

1

III раздел «Шахматные стратегии»
3
3.1
3.2

3.3

3.4
3.5

Нападение и защита

7

6

1

Нападение в шахматной партии.
1
1
Шах и защита от него. Рокировка.
Мат. Пат. Мат одинокому королю
2
2
королем и ладьей. Мат в один
ход.
Защита в шахматной партии:
1
1
уход
из-под
нападения,
уничтожение атакующей фигуры,
защита фигуры
Защита в шахматной партии:
2
2
перекрытие, контрнападение
Конкурс решения позиций: как
1
1
бы вы сыграли?
IV раздел «Шахматные комбинации»
Тактика

14

7

8

Тактический прием «двойной
удар»
Тактический прием «связка»

1

1

1

1

1

4.3

Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?

1

4.4

Тактический

1

4
4.1
4.2

прием

«ловля

Опрос
Опрос

Опрос
Анализ игры

Опрос
Опрос

1

1

Опрос

Анализ
практического
применения тактики
Опрос
7

4.5
4.6
4.7

фигуры»
Тактический прием «сквозной
удар»
Мат на последней горизонтали
Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?

Тактический прием «открытый
шах»
4.9 Тактический прием «двойной
шах»
4.10 Шахматный турнир
4.8

1

1

Опрос

1
1

1

2

1

1

2

1

1

Опрос
Анализ
практического
применения тактик
Опрос
Анализ применения
Опрос
Анализ применения
Анализ турнира

1

3

3

V раздел «Фазы партии»
5
5.1
5.2
5.3

5.4
5.5

Фазы партии

7

5

2

Основы игры в дебюте: дебютные
1
1
ловушки
Основы игры в дебюте: атака на
2
2
короля
Основы эндшпиля: реализация
2
2
большого
материального
преимущества
Основы
анализа
шахматной
1
1
партии
Конкурс решения позиций: как
1
1
бы вы сыграли?
VI раздел «Тренировочные турниры»

Опрос
Опрос
Опрос
Анализ короткий
партий
Анализ отработки
материала

6

Шахматный турнир

3

3

Анализ турнира

7

Шахматный праздник

1

1

Анализ решений
задач и игры

3 год обучения
1

2
2.1
2.2

2.3

I раздел «Из истории шахмат»
Инструктаж по ТБ на занятиях
1
1
«Королевство шахмат».
Из
истории
возникновения
соревнований
по
шахматам.
Системы проведения шахматных
соревнований.
II раздел «Шахматные тактики»
Тактика
13
8
4
Матование одинокого короля
2
1
1
разными фигурами
Тактические
комбинации
и
1
1
приемы
«двойной
шах»,
«открытый шах»
Тактические
комбинации
и
1
1
приемы «связка»,
«сквозной

Опрос

Опрос
Анализ решений
Опрос
Опрос
8

удар», «двойной удар», «ловля
фигуры»
2.4 Конкурс решения позиций: как
1
бы вы сыграли?
2.5 Тактический прием «завлечение»
1
1
2.6 Тактический прием «отвлечение»
1
1
2.7 Тактический
прием
2
1
«уничтожение защиты»
2.8 Тактический прием «спертый
2
1
мат»
2.9 Сочетание тактических приемов
1
1
2.10 Конкурс решения позиций: как
1
бы вы сыграли?
III раздел «Начало партии»
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2

4.3

4.4
4.5

4.6

4.7

4.8

5
5.1

Начало партии
Борьба за инициативу
Основы дебюты: атака на
нерокировавшего короля
Атака на рокировавшего короля

8
1
1

3
1
1

1

1

Конкурс решения позиций: как
1
бы вы сыграли?
Шахматный турнир
3
IV раздел «Эндшпиль»

1

1
1

1

2
1

Опрос
Опрос
Опрос
Анализ позиций
Опрос
Анализ применения
Опрос
Анализ игры

5

1

Опрос
Опрос
Анализ игры
Опрос
Анализ игры
Анализ игры

3

Анализ турнира

Конец партии
8
7
1
Основы
анализа
шахматной
1
1
партии: выбери ход и найди план
Основы пешечного эндшпиля:
1
1
проходная
пешка,
правило
квадрата
Основы пешечного эндшпиля:
1
1
крайняя пешка, «отталкивание
плечом»
Основы пешечного эндшпиля:
1
1
оппозиция и ключевые поля
Основы пешечного эндшпиля:
1
1
король с пешкой против короля с
пешкой
Основы пешечного эндшпиля:
1
1
король против пешек, правило
блуждающего квадрата
Теоретические
позиции
1
1
пешечного эндшпиля: ферзь
против пешки
Конкурс решения позиций: как
1
1
бы вы сыграли?
V раздел «Партии чемпионов»
Анализ знаменитых партий
Сыграй как чемпион мира.

Анализ игры

2
1

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Анализ игры

Анализ шахматной
9

5.2

6
7

Партия В. Крамник – Д.
Садвакасов
Сыграй как чемпион мира.
1
1
Партия В. Ананд – М. Карлсен
VI раздел «Тренировочные турниры»
Шахматный турнир
Шахматный праздник

3
1

3
1

партии
Анализ шахматной
партии
Участие
Анализ решений
задач

4 год обучения
I раздел «Из истории шахмат»
1

Инструктаж по ТБ на занятиях
1
1
«Королевство шахмат».
История появления шахмат на
Руси. Зарождение шахматной
культуры в России.
II раздел «Принципы дебюта»

Опрос

2

Основные
дебюте

Опрос

принципы

игры

в

1

1

III раздел «Дебют»
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10

Дебют
11
11
Перевес в развитии фигур
1
1
Атака на короля
1
1
Перевес в пространстве
1
1
Оценка позиции
1
1
План игры
1
1
Выбор хода
1
1
Открытые дебюты
1
1
Полуоткрытые дебюты
1
1
Закрытые дебюты
1
1
Гамбиты
1
1
IV раздел «Шахматные тактики»

4
4.1

Тактики
Тактический прием «мельница»

12
2

3
1

5
1

4.2

Тактический
прием
«перекрытие»
Тактический прием «рентген»

2

1

1

2

1

1

Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?
Анализ
шахматной
партии:
выбери ход
Шахматный турнир

1

1

Опрос
Анализ решений
Опрос
Анализ решения
Опрос
Анализ решения
Анализ игры

1

1

Разбор и анализ

3

3

Анализ турнира

4.3
4.4
4.5
4.6

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос

V раздел «Эндшпиль»
5
5.1

Эндшпиль
Простейшие ладейные эндшпили:

7
3

6
3

1
Опрос
10

5.2

5.3

5.4
5.5

6
7

ладья с пешкой и королем против
ладьи и короля
Простейшие
легкофигурные
1
1
Опрос
окончания: мат двумя слонами
одинокому королю
Простейшие
легкофигурные
1
1
Опрос
окончания: мат конем и слоном
одинокому королю
Конкурс решения позиций: как
1
1
Анализ игры
бы вы сыграли?
Роль шахмат в жизни человека.
1
1
Опрос
Как стать сильным шахматистом.
VI раздел «квалификационные и тренировочные турниры»
Шахматный турнир
Шахматный праздник

3
1

3
1

Анализ турнира
Анализ решений
задания

Содержание учебного (тематического плана):
1 год обучения
I раздел «Знакомство с шахматами»
1 Инструктаж по ТБ на занятиях «Королевство шахмат». Элементарные
понятия о шахматной игре.
1.1 Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.
Теория: Знакомство с правилами техники безопасности на занятиях по
шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об
истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом.
1.2 Шахматная доска.
Теория: Знакомство с новым понятием «шахматная доска», белыми и
черными полями на доске, угловыми и центральными полями, правильном
расположении шахматной доски в начале партии.
1.3 Горизонталь.
Теория: Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь».
1.4 Вертикаль.
Теория: Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль».
1.5 Диагональ.
Теория: Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ».
1.6 Шахматная нотация.
Теория: Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных
фигур.
1.7 Шахматные фигуры и начальная позиция.
Теория: Расстановка шахматных фигур в начальной позиции.
1.8 Ладья.
Теория: Знакомство с шахматной фигурой «ладья», её местом в
начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие;
раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход».
11

Практика: Повторение пройденного на предыдущем занятии, проходя на
практике в паре.
1.9 Слон.
Теория: Знакомство с шахматной фигурой «слон», его местом в
начальной позиции, способом передвижения слона по доске: ход и взятие; и
раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон.
Практика: Повторение пройденного на предыдущем занятии, проходя на
практике в паре.
1.10 Ферзь.
Теория: Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в
начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие.
Практика: Повторение пройденного на предыдущем занятии, проходя на
практике в паре.
1.11 Конь.
Теория: Знакомство с шахматной фигурой «еонь», его местом в
начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие.
Практика: Повторение пройденного на предыдущем занятии, проходя на
практике в паре.
1.12 Пешка.
Теория: Правила хода и взятия пешкой.
1.13 Превращение пешки.
Теория: Правила превращения пешки.
1.14 Король.
Теория: Правила хода и взятия королём.
1.15 Ценность фигур.
Теория: Сравнительная ценность фигур.
1.16 Нападение.
Теория: Атакующие возможности фигур.
1.17 Взятие. Взятие на проходе.
Практика: Особое взятие пешкой: взятие на проходе. Игра в паре.
1.18 Шах и защита от шаха.
Теория: Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха.
1.19 Мат.
Теория: Постановка мата всеми фигурами.
1.20 Пат – ничья.
Теория: Варианты ничьей.
1.21 Рокировка.
Теория: Правила рокировки, длинная и короткая рокировки.
II раздел «Шахматные тактики»
2 Основные тактики.
2.1 Основные принципы игры в начале партии.
Теория: Общие принципы игры в начале партии.
2.2 Мат двумя ладьями одинокому королю.
12

Практика: Техника матования одинокого короля двумя ладьями. Игра в
парах.
2.3 Мат ферзем и ладьей одинокому королю.
Практика: Техника матования одинокого короля ферзем и ладьей.
2.4 Мат ферзем и королем одинокому королю.
Практика: Техника матования одинокого короля ферзем и королем.
2.5 Материальное преимущество.
Теория: Определение материального преимущества, реализация
материального преимущества.
2.6 Нарушение основных принципов игры в начале партии.
Теория: Ошибочные ходы в начале партии и их последствия.
III раздел «Тренировочные турниры»
3 Окончания.
3.1 Партии – миниатюры.
Практика: Игра коротких партий в паре.
3.2 Шахматный этикет.
Теория: Правила поведения шахматиста во время партии.
3.3 Шахматный турнир.
Практика: Участие в шахматном турнире.
2 год обучения
I раздел ««Из истории шахмат»
1 Инструктаж по ТБ на занятиях «Королевство шахмат». Из истории
шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.
Теория: Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на
занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами
шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов.
II «Шахматные фигуры»
2 Шахматные фигуры.
Теория: Повторение материала первого года обучения.
III раздел «Шахматные стратегии»
3 Нападение и защита.
3.1 Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка.
Теория: Повторение материала первого года обучения.
3.2 Мат. Пат. Мат одинокому королю королем и ладьей. Мат в один ход.
Теория: Повторение материала первого года обучения.
3.3 Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение
атакующей фигуры, защита фигуры.
Теория: Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими
действиями против угроз партнера, как уход из-под нападения, уничтожение
атакующей фигуры, защита фигуры.
3.4 Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.
Теория: Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной
партии – перекрытием, контрнападением.
13

3.5 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Практика: Отработка пройденных тактических приемов.
IV раздел «Шахматные комбинации»
4 Тактики.
4.1 Тактический прием «двойной удар».
Теория: Знакомство с новым тактическим приемом «двойной удар»,
способами нанесения двойного удара различными фигурами.
4.2 Тактический прием «связка».
Теория: Знакомство с новым тактическим приемом «связка», понятиями
«полная» и «неполная» связка, давление на связку.
4.3 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Практика: отработка пройденных тактических приемов.
4.4 Тактический прием «ловля фигуры».
Теория: Знакомство с новым тактическим приемом «ловля фигуры» и
способами его применения.
4.5 Тактический прием «сквозной удар».
Теория: Знакомство с новым тактическим приемов «сквозной удар» и
способами его применения.
4.6 Мат на последней горизонтали.
Теория: Слабость последней горизонтали, «форточка».
4.7 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Практика: Отработка пройденных тактических приемов.
4.8 Тактический прием «открытый шах».
Теория: Знакомство с новым тактическим приемов «открытый шах»
Практика: Его практическое применение.
4.9 Тактический прием «двойной шах».
Теория: Знакомство с новым тактическим приемов «двойной шах».
Практика: Его практическое применение.
4.10 Шахматный турнир.
Практика: Игровая практика.
V раздел «Фазы партии»
5 Фазы партии.
5.1 Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.
Теория: Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с
понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля».
5.2 Основы игры в дебюте: атака на короля.
Теория: Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля
партнера.
5.3 Основы эндшпиля: реализация большого материального
преимущества.
Теория: Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими
способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноименных
фигур для увеличения материального перевеса.
5.4 Основы анализа шахматной партии.
14

Практика: Просмотр и анализ коротких шахматных партий.
5.5 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Практика: Отработка материала уроков.
VI раздел «Тренировочные турниры»
6 Шахматный турнир.
Практика: Игровая практика.
7 Шахматный праздник.
Практика: Решение заданий, игровая практика.
3 год обучения
I раздел «Из истории шахмат»
1 Инструктаж по ТБ на занятиях «Королевство шахмат». Из истории
возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных
соревнований.
Теория: Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на
занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории возникновения
шахматных соревнований, изучение различных систем проведения
шахматных соревнований.
II раздел «Шахматные тактики»
2 Тактики.
2.1 Матование одинокого короля разными фигурами.
Теория: Повторение материала второго года обучения.
Практика: Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два хода.
2.2 Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый
шах».
Теория: Повторение материала второго года обучения.
2.3 Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар»,
«ловля фигуры».
Теория: Повторение материала второго года обучения.
2.4 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Практика: Отработка пройденного материала.
2.5 Тактический прием «завлечение».
Теория: Знакомство с новым тактическим приемом «завлечение фигур
под тактический удар».
2.6 Тактический прием «отвлечение».
Теория: Знакомство с новым тактическим приемом «отвлечение фигур
от защиты».
2.7 Тактический прием «уничтожение защиты».
Теория: Знакомство с новым тактическим приемом «уничтожение
защиты», способом его применения в практической игре.
Практика: анализ и рассмотрение типичных позиций на данную тему.
2.8 Тактический прием «спертый мат».
Теория: Знакомство с новым тактическим приемом «спертый мат».
15

Практика: разбор классической партии на применении приема «спертый
мат».
2.9 Сочетание тактических приемов.
Теория: Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических
приемов».
2.10 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Практика: Отработка пройденного материала.
III раздел «Начало партии»
3 Начало партии.
3.1 Борьба за инициативу.
Теория: Информирование учащихся о том, как начинать атакующие
действия в шахматной партии.
3.2 Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля.
Теория: Знакомство со способами атаки на короля, который не успел
сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие,
мобилизация фигур.
3.3 Атака на рокировавшегося короля.
Теория: Знакомство со способами атаки на короля, который сделал
рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия пешечного прикрытия короля,
уничтожение защиты.
3.4 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Практика: Отработка пройденного материала.
3.5 Шахматный турнир.
Практика: Игровая практика.
IV раздел «Эндшпиль»
4 Конец партии.
4.1 Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план.
Теория: Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор
партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира.
4.2 Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата.
Теория: Знакомство с элементарными пешечными окончаниями: пешка
против короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, правило
квадрата.
4.3 Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание
плечом».
Теория: Знакомство с элементарными пешечными окончаниями:
крайняя пешка, пешка проходит в ферзи с помощью своего короля,
отталкивание плечом.
4.4 Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля.
Теория: Повторение материала: игра пешки против короля, пешка
проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи с
помощью своего короля; введение новых понятий «оппозиция», «ключевые
поля».
16

4.5 Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с
пешкой.
Теория: Введение и раскрытие новых понятий: «взаимоблокируемые
пешки», «позиция взаимного цугцванга», «ключевые поля».
4.6 Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило
блуждающего квадрата.
Теория: Знакомство с правилами блуждающего квадрата, раскрытие
особенностей разрозненных пешек, их сильных и слабых сторон.
4.7 Теоритические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки.
Теория: Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля:
король и две пешки против короля, особенности проведения пешек в ферзи
по вертикали b и g.
4.8 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Практика: отработка пройденного материала.
V раздел «Партии чемпионов»
5 Анализ знаменитых партий.
5.1 Сыграй как чемпион мира. Партия В.Крамник – Д.Садвакасов.
Практика: Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание
ходов.
5.2 Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен.
Практика: Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание
ходов.
VI раздел «Тренировочные турниры»
6 Шахматный турнир.
Практика: Игровая практика.
7 Шахматный праздник.
Практика: решение заданий, игровая практика.
4 год обучения
I раздел «Из истории шахмат»
1 Инструктаж по ТБ на занятиях «Королевство шахмат». История
появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры России.
Теория: Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на
занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления
шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная
культура.
II раздел «Принципы дебюта»
2 Основные принципы игры в дебюте.
Теория: Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль
центра, создание численного превосходства.
III раздел «Дебют»
3 Дебют.
3.1 Перевес в развитии фигур.
17

Теория: Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения
численного превосходства».
3.2 Атака на короля.
Теория: раскрытие плана атаки на короля при односторонней и
разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в
центре.
3.3 Перевес в пространстве.
Теория: Способы игры при пространственном перевесе, способы
достижения пространственного перевеса.
3.4 Оценка позиции.
Теория: рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно
оценить позицию во время шахматной партии.
3.5 План игры.
Теория: Разбор схем моделирования плана игры, раскрытие цели
планирования.
3.6 Выбор хода.
Теория: Алгоритм выбора хода, формированные и нефорсированные
варианты, профилактика. Учимся думать за партнера.
3.7 Открытые дебюты.
Теория: Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита
двух коней.
3.8 Полуоткрытые дебюты.
Теория: Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита,
Французская защита.
3.9 Закрытые дебюты.
Теория: Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита.
3.10 Гамбиты.
Теория: Королевский гамбит.
IV раздел «Шахматные тактики»
4 Тактики.
4.1Тактический прием «мельница».
Теория: Знакомство с тактическим приемом «мельница».
Практика: Решение дидактических задач.
4.2 Тактический прием «перекрытие».
Теория: Знакомство с тактическим приемом «перекрытие».
Практика: Решение дидактических задач.
4.3 Тактический прием «рентген».
Теория: Знакомство с тактическим приемом «рентген».
Практика: Решение дидактических задач.
4.4 Конкурс решений позиций: как бы вы сыграли?
Практика: Отработка пройденного материала.
4.5 Анализ шахматной партии: выбери ход.
Практика: Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих
шахматистов мира.
18

4.6 Шахматный турнир.
Практика: Игровая практика.
V раздел «Эндшпиль»
5 Эндшпиль.
5.1 Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против
ладьи и короля.
Теория: Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами
защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую
сторону; изучение приемов «построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены.
5.2 Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами
одинокому королю.
Теория: Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями:
техника матования двумя слонами.
5.3 Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном
одинокому королю.
Теория: Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями:
техника матования слоном и конем.
5.4 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Практика: Отработка пройденного материала.
VI раздел «квалификационные и тренировочные турниры»
6 Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом.
Теория: Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться
шахматной игре.
7 Шахматный турнир.
Практика: Игровая практика.
8 Шахматный праздник.
Практика: Решение заданий, игровая практика.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных ученых в развитие
мировой науки;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
критичность
мышления,
внимательность,
находчивость,
настойчивость, целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность;
- умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
19

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр; правильно определять и называть белые, черные
шахматные фигуры;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- сравнивать, находить общее и различие; уметь ориентироваться на
шахматной доске; понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, схем; знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и
ее правила;
- правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», легкие
и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы; что означают термины: дебют,
миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить
несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать
простейшие окончания;
- рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности;
- приобретение теоретических знаний и практических навыков в
шахматной игре;
20

- освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования).
Обучающийся научится:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и
ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации;
- грамотно располагать шахматные фигуры;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
№ п/п
Наименование средств материально-технического
оснащения
1 Шахматная доска

Количество,
шт.
9

2

Набор шахмат

9

3

Набор напольных шахмат

1

4

Напольное шахматное покрытие

1

5

Магнитная шахматная доска

1

6

Набор магнитных шахмат

1

7

Шахматные часы

9

8

Настольное шахматное покрытие

3

9

Набор настольных шахмат

3

10

Мультимедийное оборудование (проектор, доска)

1
21

Кадровое обеспечение:
Уровень квалификации педагога дополнительного образования,
реализующего дополнительную общеобразовательную программу,
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей
должности, а также квалификационной категории.
Методические материалы:
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для
работы материалов, пособий и иллюстраций.
Упражнения, самостоятельно выполняемые обучающимися действия.
Раздаточный материал (диаграммы) для проведения конкурсов задач по
тактике.
Раздаточный материал (диаграммы) для решения задач.
Тесты для проверки теоретических знаний по изучаемым темам.
Практикум. Позиции для решения с глубиной расчета 1 ход.
Практикум. Позиции на разыгрывание.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для оценки усвоения учащимися содержания программы разработана
следующая система оценивания:
 минимальный уровень (имеет представление об истории и
происхождении шахмат, знает правила игры и турнирного поведения);
 базовый уровень (знает основы тактики и стратегии, активно
применяет в своей игре тактические приемы, владеет фундаментальными
знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля);
 повышенный уровень (умеет применять полученные теоретические
знания на практике).
Фонд оценочных средств программы предполагает их дифференциацию
по принципу уровней сложности.
Таблица 1. Входная диагностическая карта по программе.
Входная диагностика проводится в форме собеседования, во время
которого заполняется бланк.
Критерии
Фамилия, Имя обучающегося
Как переводится слово «Шахматы»?
А. Властитель умер
Б. Спасти короля
В. Король умер
Через сколько полей в центре проходит большая белая диагональ?
22

А. 3
Б. 2
В. 8
Какой шахматной фигуры не существует?
А. Король
Б. Дама
В. Пешка
Сколько всего полей в центре?
А. 5
Б. 6
В. 4
Сколько на шахматной доске горизонталей?
А. 9
Б. 8
В. 6
Таблица 2. Анализ результатов диагностики входного контроля.
При обработке входной диагностики подсчитывается сумма баллов.
Фамилия, Имя
Сумма баллов
Критерии оценки результативности (оцениваются по общей сумме
баллов):
- минимальный уровень (A) – 1 балл;
- базовый уровень (B) – 2-3 балла;
- повышенный уровень (C) – 4-5 баллов и выше.
Таблица 3. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения
программы» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Королевство шахмат».
Кол-во
Критерии
Фамилия, Имя
баллов
3
2
1
3
2
1

Отношение к занятиям в целом:
положительное
безразличное
негативное
Уровень познавательного интереса:
интерес проявляется часто
редко
почти никогда
23

Внимание:
3
2
1
4

3

2
1
3
2
1
3
2
1

отличное
среднее
легко отвлекается
Темп работы:
опережает
темп
работы
объединения
с
высоким
качеством работы
опережает
темп
работы
объединения с недостаточным
качеством работы
соответствует темпу занятия
отстает от темпа занятий
Решение задач на занятии:
все по требованиям
частично
нарушены
требования
без выполнения требований
Умение организовывать и контролировать свою работу на занятии:
всегда
иногда
никогда
Общеучебные навыки усвоены:

4
3
2
1

отлично
хорошо
удовлетворительно
плохо
Итого баллов:

24

3 Список литературы
Литература для педагога:
1. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2012.
2. Костьев А.Н. Уроки шахмат. – М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
3. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. – Донецк:
2011.
4. Парфенов В.А., Малофеев А.Ю. Шахматы для всех. – Ульяновск: 2007.
5. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань: 1994.
6. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда
Севера, 1997-2000.
Литература для учащихся (родителей):
1. Бретт Н. Как играть в шахматы. – М.: Слово, 1999.
2. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
3. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии.
Комбинации. – Минск: Полымя, 1994.
4. Мацукевич А.А. Шахматные правила. – М.: Астрель, 2007.
5. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.:
РиПДЛ-Классик, 2006.
6. Парфенов В.А., Малофеев А.Ю. Шахматы для всех. – Ульяновск: 2007.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».