Биология (углубленный уровень) (ФГОС СОО)

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Подписано цифровой подписью: Киселева
Марина Николаевна
DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=Server CA, E=uc_fk@roskazna.ru,
S=77 г. Москва, ИНН=007710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="улица Ильинка, дом 7", L=Москва, C=RU,
O=Федеральное казначейство, CN=УЦ Федерального
казначейства
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 24 Октябрь 2021 г. 17:01:26

Приложение к основной
образовательной программе
среднего общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденной Приказом № 82/о от 05.08.2020 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»( углубленный уровень)

(в соответствии с ФГОС СОО)

1

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» (углубленный уровень)
для изучения на уровне среднего общего образования составлена на основе:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного
стандарта среднего
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ
от 17.05.2012 года № 413, с изменениями и дополнениями)
 Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 №2/16-з)
[Электронный ресурс]. - URL: http://fgosreestr.ru/;
 На основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования», приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019
г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря
2018 г. N 345», приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный
приказом министерства просвещения российской федерации от 28 декабря
2018 г. № 345», приказ от 18 мая 2020 г. N 249 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, сформированный приказом министерства просвещения
российской федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
 Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях»
от
29.12.2010
№
189,
(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 с
изменениями и дополнениями от:29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24
ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.;
 Устава МБОУ «СОШ №6»;

2

 Основной образовательной программы среднего общего
образования
МБОУ СОШ №6, утвержденной приказом МБОУ «СОШ №6» от 05.08.2020
года №82/о.
Общая характеристика учебного предмета
В системе естественно-научного образования биология как учебный
предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира;
функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни;
навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа
жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и
человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для
формирования
у
обучающихся
интеллектуальных,
гражданских,
коммуникационных и информационных компетенций.
Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами
учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения
различных теоретических и практических задач.
. Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает:
применение полученных знаний для решения практических и учебноисследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение
систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами
исследовательской деятельности биологической направленности и
грамотного оформления полученных результатов; развитие способности
моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой
природе; позволяет формировать у обучающихся умение анализировать,
прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности
последствия деятельности человека в экосистемах.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения
практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных
наук.
Место учебного предмета в учебном плане МБОУ "СОШ №6"
Учебный план МБОУ "СОШ №6" предусматривает изучение биологии на
углубленном уровне в 10 классе в объеме 105 часов из расчета трех часов в
неделю и в 11 классе в объеме 105 часов из расчёта трех часов в неделю.
Программа составлена на 210 часов.

3

1. Планируемые результаты освоения учебной программы
1.1. Личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию на основе осознания и осмысления духовных
ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребности в физическом самосовершенствовании;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие ценности;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц;
- мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми: - нравственное сознание и поведение на основе

4

усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- способность к сопереживанию и формирования позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, других людей, умение оказывать
первую помощь;
- нравственная позиция в поведении, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- готовность к сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в
образовательной, учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, к живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимость науки , готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях обустройстве
мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира, понимание влияния социально- экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние
природных
ресурсов,
умения
и
навыки
разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся, отношений
обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка личности к
семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к

5

возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
1.2. Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели
ресурсы;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности
расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью;
- оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
- приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения,
так и в отношении действий и суждений другого;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть
учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять
консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее
решением; управлять совместной познавательной деятельностью и
подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

6

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком,
исполнителем, презентующим и т.д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой
деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные
замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной
коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности
обучающихся в области использования информационно-коммуникационных
технологий
В рамках направления «Обращение с устройствами ИКТ» обучающийся
сможет:
•
соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
•
В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков»
обучающийся сможет:
•
создавать презентации на основе цифровых фотографий;
•

осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с
использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
В рамках направления «Поиск и организация хранения информации»
обучающийся сможет:

•

использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы
данных, в частности, использовать различные определители;
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет

•

•

•

информационные объекты и ссылки на них.
В рамках направления «Создание графических объектов»
обучающийся сможет:
создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные,
классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с
решаемыми задачами.

7

В рамках направления «Восприятие, использование и создание
гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов» обучающийся
сможет:
•
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
•
работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические,
концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.),
картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в
том числе в системах глобального позиционирования;
В рамках направления «Анализ информации, математическая обработка данных
в исследовании» обучающийся сможет:
 проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных
лабораториях;
 вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в
том числе статистической и визуализации;
 проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по
естественным наукам.
В рамках направления «Моделирование, проектирование и управление»
обучающийся сможет:
 строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные
информационные структуры для описания объектов;
В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие»
обучающийся сможет:  осуществлять образовательное взаимодействие в
информационном пространстве образовательной организации (получение и
выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы,
формирование портфолио);
 использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и
социальных сетей для обучения;
 соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и информационным правам других людей;
 соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
 различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых
несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
1.3. Предметные результаты
Выпускник на углубленном уровне научится:
- оценивать роль биологических открытий и современных исследований в
развитии науки и в практической деятельности людей;

8

оценивать роль биологии в формировании современной научной картины
мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
- устанавливать
и
характеризовать
связь
основополагающих
биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с
основополагающими понятиями других
естественных наук;
- обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней
человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности,
понимать границы их применимости;
- проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии:
выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
- выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней
организации жизни;
- устанавливать связь строения и функций основных биологических
макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
- решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и
иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в
молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза,
генетическом коде, принципе комплементарности;
- делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах
матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
- сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и
сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках
многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
- выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных
царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей
и органоидов клетки;
- обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов;
сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих
в клетках живых организмов;
- определять количество хромосом в клетках растений основных отделов
на разных этапах жизненного цикла;
- решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в
том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание,
применяя законы наследственности и закономерности сцепленного
наследования;
- раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать
-

9

необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
- сравнивать разные способы размножения организмов;
- характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
- выявлять причины и существенные признаки модификационной и
мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и
искусственном отборе;
- обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов
растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
- обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя
синтетическую теорию эволюции;
- характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как
систематическую категорию и как результат эволюции;
- устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети
питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов
среды;
- аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим
проблемам и поведению в природной среде;
- обосновывать необходимость устойчивого развития как условия
сохранения биосферы;
- оценивать практическое и этическое значение современных исследований
в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную
оценку;
- выявлять
в тексте биологического содержания проблему и
аргументированно ее объяснять;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы,
графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического
содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую
деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект):
выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять
продукт своих исследований;
- прогнозировать последствия собственных исследований с учетом
этических норм и экологических требований;
- выделять существенные особенности жизненных циклов представителей
10

разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в
виде схем;
- анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских
задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и
экологии;
- аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и
социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
- моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп
факторов окружающей среды;
- выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия
антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать
способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
- использовать приобретенные компетенции в практической деятельности
и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности,
предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как
учебный предмет.

11

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Биология как комплекс наук о живой природе.
Биология как наука. Современные направления в биологии. Отрасли
биологии, ее связь с другими науками. Выполнение законов физики и химии в
живой природе. Объект изучения биологии - биологические системы. Общие
признаки биологических систем. Основные принципы организации и
функционирования биологических систем. Биологические системы разных
уровней организации.
Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной
естественнонаучной картины мира.
Практическое значение биологических знаний.
Методы научного познания органического мира. Экспериментальные
методы в биологии, статистическая обработка данных.
Клетка. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Отличительные
особенности клеток эукариот.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы.
Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и
гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества,
понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы.
Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов.
Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия
ферментов.
Нуклеиновые
кислоты.
ДНК:
строение,
свойства,
местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение,
функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Клетка - структурная и функциональная единица организма. Развитие
цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете
современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза.
Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических
мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и
немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные
особенности клеток прокариот
Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных
инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее
практическое значение.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена
веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание.
Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы
и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код,
его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о
гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция
работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия,

12

геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под
влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы
митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы
мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых
клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления
клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.
Организм
Одноклеточные
и
многоклеточные
организмы.
Особенности
одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Ткани, органы,
системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма.
Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапрофиты, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и
фототрофы). Основные процессы, происходящие в организме: питание и
пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость,
регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое
размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений.
Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма
(онтогенез). Партеногенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.
Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов.
Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития
организмов.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика.
Методы генетики. История возникновения и развития генетики. Методы
изучения наследственности человека. Генетическая терминология и
символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики.
Закономерности
наследования,
установленные
Г.
Менделем,
их
цитологические основы и условия их выполнения.
Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности.
Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с
полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Генетические
основы
индивидуального
развития.
Генетическое
картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное
здоровье
человека.
Наследственные
заболевания
человека,
их
предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в
области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции
признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная
изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная
изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние
на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний.
Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.
Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры
13

происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические
основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с
помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его
использование в селекции. Расширение генетического разнообразия
селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация,
экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная
инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.
Теория эволюции
Доказательства эволюции живой природы: палеонтологические,
сравнительноанатомические,
эмбриологические,
биогеографические,
молекулярно-генетические.
Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б.
Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина.
Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция структурная единица вида и эволюции, как форма существования вида.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы эволюции:
дивергенция, конвергенция, параллелизм. Взаимосвязь движущих сил
эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая,
дизруптивная. Синтетическая теория эволюции. Популяция - элементарная
единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.
Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного
типа. Закон Харди - Вайнберга. Результаты эволюции. Способы
видообразования. Экологическое и географическое видообразование.
Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых
видов. Микроэволюция и макроэволюция.
Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда
популяции.
Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в
формировании естественно-научной картины мира.
Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде
обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Основные систематические группы органического мира. Современные
подходы к классификации организмов.
Развитие жизни на Земле
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала.
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции
биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных.
Вымирание видов и его причины.
Современные
представления
о
происхождении
человека.
Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы
эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

14

Организмы и окружающая среда
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы
(принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления
организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы.
Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические
уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток
энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в
экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем
разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния
деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения
биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности
существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты
веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.
Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение
биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости
биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы
биологии.
Перечень лабораторных и практических работ:
Приготовление микропрепаратов, их изучение и описание
Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего оплодотворения.
Сравнительная характеристика оплодотворения у цветковых растений и
позвоночных животных.
Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения.
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах и их описание.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Сравнительная характеристика фотосинтеза и хемосинтеза.
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых
микропрепаратах.
Изучение половых клеток на готовых микропрепаратах.
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Составление элементарных схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде.
Анализ и оценка аспектов развития некоторых исследований в
биотехнологии.
Наблюдение
и
описание
особей
вида
по
морфологическому критерию.
Описание приспособленности организма к влиянию различных
15

экологических факторов и ее относительного характера.
Выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде
обитания у организмов.
Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции.
Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас.
Составление пищевых цепей.
Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
Оценка антропогенных изменений в природе.

16

1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
10 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.

Название раздела и темы

Количество часов

Введение
Биологические системы: клетка, организм
Основные закономерности наследственности и
изменчивости
Резервное время
Итого

5
51
42
7
105

11 класс
№ п/п

Название раздела и темы

Количество
часов

Раздел. Эволюция органического мира.
1
2
3

Возникновение и развитие эволюционной биологии
Механизмы эволюции
Возникновение и развитие жизни на Земле

10
23
10

Возникновение и развитие человека – антропогенез

11

Селекция и биотехнология

12

4
5
6
7

Организмы в экологических системах
Организмы и окружающая среда
Сообщества и экосистемы

10
14

Биосфера
8

6
Биологические основы охраны природы

6

9
Итого

102

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Биология 10 класс
№
п\п

Тема урока

1.

ВВЕДЕНИЕ
Биология часть культуры и наука. Краткая история развития биологии.

2.

Биологические дисциплины, их связи с другими науками.

3.

Методы исследования живой природы.
Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки
живого.
Уровни организации живой материи.

4.
5.

5
1
1
1
1
1

2.БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ
Клетка: история изучения. Клеточная теория. Лабораторная работа №1,2
«Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования».
«Изготовление временных микропрепаратов».
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы.

51
1

1

10.

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
Углеводы. Лабораторная работа №3 «Изучение свойств углеводов.
Качественная реакция на крахмал».
Функции углеводов.

11.

Биополимеры. Белки.

1

12.

Биологические функции белков.
Белки – ферменты, их роль в клетке и организме. Лабораторная работа
№4 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».
Липиды.

1

Нуклеиновые кислоты. ДНК .
Рибонуклеиновые кислоты. АТФ.

1

Урок-практикум. Решение задач по молекулярной биологии.
Практическая работа «Решение задач по молекулярной биологии».
Семинар по теме «Химический состав клетки».

1

1

21.

Биологические мембраны. Функции плазмалеммы. Лабораторная работа
№5,6«Физиологические свойства клеточной мембраны», «Плазмолиз и
деплазмолиз в растительных клетках».
Клеточное ядро. Хромосомы, хромосомный набор. Лабораторная работа
№7 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах».
Одномембранные органеллы клетки.

22.

Двумембранные органеллы клетки .

1

Немембранные органеллы клетки. Включения. Лабораторная работа №8
«Включения клетки».
Урок – практикум. Строение клетки. Размеры клеток и внутриклеточных
структур.
Лабораторная работа №9 «Строение клетки. Размеры клеток и

1

6.
7.
8.
9.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

23.
24.

1
1
1

1
1
1

1

1
1

1

18

внутриклеточных структур».
1

27.

Прокариотическая клетка. Роль бактерий в природе, медицине,
хозяйственной деятельности человека.
Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот.
Лабораторная работа №10
«Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и
животных».
Обобщающий урок Клеточные структуры и их функции.

28.

Контрольная работа «Строение клетки».

1

29.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

1

30.

Фотосинтез. Световая фаза .

1
1

32.

Темновая фаза фотосинтеза. Практическая работа «Обнаружение
крахмала в листьях растений».
Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

33.

Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена.

1

34.

Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

1

25.

26.

31.

35.
36.

Контрольно-обобщающий урок по теме
энергией».
Генетическая информация. Репликация ДНК.

«Обеспечение

клеток

1

1

1

1
1
1

41.

Транскрипция. Генетический код. Практическая работа «Решение задач
по биохимии клетки и молекулярной биологии».
Биосинтез белка. Трансляция. Практическая работа «Решение задач на
биосинтез белка».
Урок-практикум Решение задач по молекулярной биологии на биосинтез
белка.
Современные представления о строении генов. Регуляция процессов
транскрипции и трансляции.
Зачет по теме «Наследственная информация и её реализация в клетке».

42.

Вирусы - неклеточная форма жизни.

1

43.

Семинар. Роль вирусов в природе и жизни человека.

1

44.

Самовоспроизведение клеток.

1

45.

Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза.

1
1

48.

Урок - практикум. Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.
Лабораторная работа №11 «Митоз в клетках корешка лука».
Мейоз. Лабораторная работа №12 «Изучение мейоза в пыльниках
цветковых растений».
Образование половых клеток.

49.

Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных.

1

50.

Половое и бесполое размножение.

1

37.
38.
39.
40.

46.
47.

52.

Вегетативное
размножение
растений.
Практическая
«Вегетативное размножение комнатных растений».
Онтогенез. Эмбриональное развитие. Стадии эмбриогенеза.

53.

Сходство зародышей и эмбриональная дифференциация признаков.

51.

работа

1
1
1
1

1
1

1
1
1

19

Причины нарушений развития организма.
54.

Постэмбриональное развитие.

1

Обобщающий урок «Индивидуальное развитие и размножение
организмов».
Контрольная работа «Индивидуальное развитие и размножение
56.
организмов».
3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И
ИЗМЕНЧИВОСТИ
Генетика. Основные понятия генетики. Генетическая символика.
57.
Законы Г. Менделя. Закон единообразия. Гипотеза чистоты гамет.
58.
55.

1
1
42
1
1

Законы Г. Менделя. Закон расщепления. Цитологические основы
законов Г. Менделя.
Урок – практикум. Решение генетических задач на моногибридное
скрещивание.
Неполное доминирование. Анализирующее и возвратное скрещивание.
Практическая работа «Решение генетических задач на анализирующее
скрещивание».
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

1

65.

Урок-практикум. Решение генетических задач на дигибридное
скрещивание.
Взаимодействие
аллельных
генов.
Неполное
доминирование.
Кодоминирование.
Статистическая природа генетических закономерностей.

66.

Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности.

1

Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.
Практическая работа «Составление карт хромосом.»
Урок- практикум. Решение генетических задач на сцепленное
наследование.
Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Практическая
работа «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с
полом».
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов.

1

1

72.

Урок-практикум. Решение генетических задач на
взаимодействие
аллельных генов.
Взаимодействие неаллельных генов. Комплиментарность.

73.

Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз.

1
1

77.

Урок- практикум. Решение генетических задач на
взаимодействие
неаллельных генов.
Обобщающий урок по теме «Основные закономерности явлений
наследственности».
Изменчивость — свойство живых организмов. Комбинативная
изменчивость.
Наследственная изменчивость. Виды мутаций. Генные мутации.

78.

Геномные

1

59.
60.
61.
62.
63.
64.

67.
68.
69.
70.
71.

74.
75.
76.

и

хромосомные

мутации

.Лабораторная

работа

№13

1
1

1

1
1

1
1

1

1

1
1
1

20

«Геномные и хромосомные мутации»
Причины
возникновения
мутаций.
Искусственный
мутагенез.
Практическая работа «Выявление источников мутагенов в окружающей
среде (косвенно)».
Взаимодействие генотипа и среды. Лабораторная работа №14
«Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной
кривой».
Обобщающий урок «Закономерности изменчивости».

1

1

83.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Основные закономерности
явлений наследственности и изменчивости».
Функционирование генов в ходе индивидуального развития.

84.

Перестройки генома в онтогенезе.

1

85.

Проявление генов в онтогенезе.

1

86.

Наследование дифференцированного состояния клеток.

1

Методы
изучения
генетики
человека.
консультирование.
Генеалогический метод и анализ родословных.

1

79.

80.
81.
82.

87.
88.

Медико-генетическое

1

1

1

1
1

90.

Урок-практикум Составление схем родословных. Лабораторная работа
№15 «Составление родословных и их анализ».
Близнецовый метод исследования в генетике человека.

91.

Цитогенетика человека.

1

Картирование хромосом человека. Практическая работа «Составление
карт хромосом человека».
Наследственные болезни человека.

1

1

95.

Семинар «Генетика человека. Возможности лечения и предупреждения
наследственных заболеваний».
Контрольно-обобщающий урок по теме «Генетика человека».

96.

Урок повторения Химический состав и строение клетки.

1

97.

Урок повторения Размножение и развитие организмов.

1

98.

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.

1

Резервное время
Экскурсия по Тропе Здоровья.

7
2

Экскурсия в ботанический сад.

1

Экскурсия в музей природы.

2

Экскурсия в музей медицины.

2

89.

92.
93.
94.

99 100
101
102 103
104 105

1

1

1

21

Тематическое планирование
Биология 11 класс
№
п\п

Тема урока
Раздел. Эволюция органического мира.

5.

Тема. Возникновение и развитие эволюционной биологии
Введение. Учение об эволюции органического мира. История
представлений о развитии жизни на Земле. Античные и
средневековые представления о сущности и развитии жизни
Работы К. Линнея по систематике растений и животных.
Эволюционное учение Ж-Б. Ламарка
Обобщающий урок. История представлений о развитии жизни на
Земле в додарвиновский период
Естественно-научные и экономические предпосылки теории Ч.
Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина
Палеонтологические свидетельства эволюции

6.

Биогеографические свидетельства эволюции

1.
2.
3.
4.

7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.

10
1
1
1
1
1

Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства
эволюции
Молекулярные свидетельства эволюции. Формирование
синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и
И. И. Шмальгаузена
Обобщающий урок. Доказательства эволюции органического мира

1

Урок промежуточного контроля знаний .Возникновение и развитие
эволюционной биологии.
Тема. Механизмы эволюции
Популяция - элементарная единица эволюции. Внутривидовая
изменчивость.
Генетическая структура популяций. Идеальные и реальные
популяции. Закон Харди – Вайнберга.
Практическое занятие. Решение познавательных задач на Закон
Харди-Вайнберга.
Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Резерв
наследственной изменчивости популяций.
Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные
волны.
Борьба за существование. Формы борьбы за существование.

1

1

1

23
1
1
1
1
1
1
1

18.

Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Механизм
действия естественного отбора
Формы естественного отбора.

19.

Половой отбор.

1

20.

Адаптация организмов к среде обитания и их относительность.

1

21.

Лабораторная работа №1. Изучение приспособленности организмов к

1

17.

22

среде обитания.
22.

Вид – элементарная эволюционная единица. Вид и его критерии.

23.

Лабораторная работа № 2. Изучение морфологического критерия вида.

1

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании .
Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.
Пути и скорость видообразования: географическое и экологическое
видообразование. Практическая работа «Сравнение процессов
экологического и географического видообразования».
Урок контроля знаний по теме «Микроэволюционный процесс».

1

Роль видообразования в эволюции. Особенности эволюционного
процесса на уровне выше видового. Практическая работа
«Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции».
Направления макроэволюции. Основные закономерности эволюции:
дивергенция, конвергенция, параллелизм
Биологический прогресс. Пути достижения биологического прогресса.
Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции.
Практическая работа «Выявление ароморфозов у животных».
Главные направления прогрессивной эволюции. Аллогенез и
катагенез. Практическая работа «Выявление идиоадаптаций у
растений».
Лабораторная работа№3 «Выявление ароморфозов у растений,
идиоадаптаций у насекомых».
Обобщающий урок .Общие закономерности эволюции.

1

1

35.

Урок промежуточного контроля знаний. Микроэволюция и
макроэволюция.
Возникновение и развитие жизни на Земле
Изучение истории Земли. Палеонтология .Сущность жизни. Гипотезы
возникновения жизни.
Современные представления о возникновении жизни на Земле.

36.

Основные этапы неорганической эволюции.

1
1

38.

Формирование и эволюция пробионтов. Развитие жизни в криптозое.
Симбиотическая теория образования эукариот.
Развитие органического мира в палеозое

39.

Развитие органического мира в мезозое и кайнозое

1

Практическое занятие. Геохронология. Работа с геохронологическими
таблицами
Современная система органического мира

1

Обобщающий урок «Эволюция животного и растительного мира на
Земле».
Урок промежуточного контроля знаний. Эволюция животного и
растительного мира на Земле.
Возникновение и развитие человека - антропогенез
Антропология-наука о человеке. Место человека в системе живого
мира

1

24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.

34.

37.

40.
41.
42.
43.

44.

1

1
1

1

1
1

10
1
1

1

1

1
11
1

23

45.

Сходства и отличия человека и животных.

1

46.

Происхождение человека. Палеонтологические данные.

1
1

49.

Основные стадии антропогенеза. Предшественники человека.
Древнейшие люди
Основные стадии антропогенеза. Древние люди и люди современного
типа
Эволюция современного человека

50.

Обобщающий урок. Движущие силы антропогенеза.

1
1

53.

Человеческие расы. Приспособленность человека к разным условиям
среды
Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез
формирования человеческих рас».
Обобщающий урок Человек как часть природы и общества

54.

Урок промежуточного контроля знаний. Антропогенез.

1

55.

Селекция и биотехнология
Селекция как процесс и как наука.

12
1

56.

Центры происхождения культурных растений. Работы Н.И. Вавилова

1

57.

Экспериментальный мутагенез. Получение полиплоидов.

1
1

59.

Одомашнивание - первый этап селекции. Происхождение домашних
животных
Внутривидовая гибридизация. Гетерозис.

60.

Отдаленная гибридизация.

1
1

62.

Обобщающий урок. Современные методы селекции растений и
животных. Отечественные селекционеры.
Биотехнология как отрасль производства.

63.

Микробиологическая технология .

1

64.

Клеточная инженерия и генная инженерия.

1

65.

Хромосомная и генная инженерия.

1

66.

Биотехнология и медицина.

1
10

67.

Организмы в экологических системах
Организмы и окружающая среда
Экология как наука. Взаимоотношения организма и среды.

68.

Экологические факторы и закономерности их действия.

1
1

70.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности и
других факторов жизнедеятельности организмов и их сообществ.
Биологические ритмы. Приспособленность.

71.

Жизненные формы организмов

1

72.

Экологическая ниша вида

1
1

74.

Популяция как природная система. Экологические характеристики
популяции.
Экологическая структура популяции.

75.

Динамика популяций и её регуляция. Жизненные стратегии.

1

47.
48.

51.
52.

58.

61.

69.

73.

1
1

1
1

1

1

1

1

1

24

76.

Обобщающий урок. Популяция-единица вида.

1

77.

Сообщества и экосистемы
Сообщество, экосистема, биоценоз

14
1

78.

Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты

1

79.

Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

1

80.

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания.

1

81.

Экологическая пирамида чисел, биомассы, энергии.

1
1

85.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные
отношения
Формы взаимоотношений между организмами. Антибиотические
(полезно-вредные) отношения
Нейтральные отношения – нейтрализм. Нейтрально-вредные:
отношения: аменсализм.
Пространственное устройство сообществ.

86.

Динамика сообществ

1

87.

Природные экосистемы

1

88.

Антропогенные экосистемы

1

89.

Обобщающий урок. Сообщества и экосистемы.

1
1

91.

Урок промежуточного контроля знаний. Организмы и окружающая
среда. Сообщества и экосистемы
Биосфера
Биосфера. Учение В.В.Вернадского о биосфере.

92.

Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере

1

93.

Основные биомы Земли

1

Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в
биосфере
Обобщающий урок . Биосфера-живая оболочка Земли

1

1

97.

Урок промежуточного контроля знаний. Биосфера - живая оболочка
Земли
Биологические основы охраны природы
Сохранение и поддержание биологического разнообразия

98.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

1

99.

Охрана растительного и животного мира

1

Разнообразие Флоры и Фауны Урала. Эндемики и реликты Урала.

1

Природные охраняемые территории. Заповедники. Заказники.
Природные Парки
Проблемы рационального природопользования и обеспечения
природными ресурсами населения планеты

1

82.
83.
84.

90.

94.
95.
96.

100.
101.
102.

1
1
1

6
1

1

6
1

1

25

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».