Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Подписано цифровой подписью: Киселева Марина Николаевна DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=Server CA, E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 г. Москва, ИНН=007710568760, ОГРН=1047797019830, STREET="улица Ильинка, дом 7", L=Москва, C=RU, O=Федеральное казначейство, CN=УЦ Федерального казначейства Причина: Я являюсь автором этого документа Дата: 24 Октябрь 2021 г. 17:01:00 Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «СОШ № 6», утвержденной Приказом № 82/о от 05.08.2020 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Биология»( базовый уровень) (в соответствии с ФГОС СОО) 1.Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Биология» (базовый уровень) для изучения на уровне среднего общего образования составлена на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 года № 413, с изменениями и дополнениями) Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 №2/16з) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosreestr.ru/; На основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345», приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом министерства просвещения российской федерации от 28 декабря 2018 г. № 345», приказ от 18 мая 2020 г. N 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом министерства просвещения российской федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»; Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 с изменениями и дополнениями от:29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.; Устава МБОУ «СОШ №6»; Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №6, утвержденной приказом МБОУ «СОШ №6» от 05.08.2020 года №82/о. Общая характеристика учебного предмета В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций. Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач. Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Изучение формирования предмета у «Биология» обучающихся на научного базовом уровне мировоззрения, в части освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук. Программа учитывает возможность получения знаний в том числе через практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень лабораторных и практических работ, которые наиболее целесообразны с учетом необходимости достижения предметных результатов. Место учебного предмета в учебном плане МБОУ"СОШ №6" Учебный план МБОУ "СОШ №6" предусматривает изучение биологии на базовом уровне в 10 классе в объеме 35 часов из расчета одного часа в неделю и в 11 классе в объеме 35 часов из расчёта одного часа в неделю. 1. Планируемые результаты освоения учебной программы 1.1. Личностные результаты Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию на основе осознания и осмысления духовных ценностей и достижений нашей страны; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребности в физическом самосовершенствовании; - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; - неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие ценности; - признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц; - мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; - готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - способность к сопереживанию и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, других людей, умение оказывать первую помощь; - нравственная позиция в поведении, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - готовность к сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре: - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки , готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях обустройстве мира и общества; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов, умения и навыки разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся, отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка личности к семейной жизни: - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: - осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов - готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. 1.2. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; - сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - определять несколько путей достижения поставленной цели; - выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали; - задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; - оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; - использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; - осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться). Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.); - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; - представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; - подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; - точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий В рамках направления «Обращение с устройствами ИКТ» обучающийся сможет: • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ. • В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков» обучающийся сможет: • создавать презентации на основе цифровых фотографий; • осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» обучающийся сможет: • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители; • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них. В рамках направления «Создание графических объектов» обучающийся сможет: • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами. В рамках направления «Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов» обучающийся сможет: • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; В рамках направления «Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании» обучающийся сможет: • проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях; • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации; • проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам. В рамках направления «Моделирование, проектирование и управление» обучающийся сможет: • строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов; В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие» обучающийся сможет: • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); • использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения; • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей; • соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет; • различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно. 1.3. Предметные результаты Выпускник на базовом уровне научится: - раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; - понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; - понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; - использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; - формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; - сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; - приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); - распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; - распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; - описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; - объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; - классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); - объяснять причины наследственных заболеваний; - выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; - выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; - составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); - приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; - оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач; - представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; - оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; - объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; - объяснять последствия влияния мутагенов; объяснять возможные причины наследственных заболеваний. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; - характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; - сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); - решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, и иРНК (мРНК) по участку ДНК; - решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); - решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; - устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; - оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. - 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Биология как комплекс наук о живой природе Объект изучения биологии - живая природа. Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные уровни организации живой природы. Структурные и функциональные основы жизни Химический состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в клетке и организме человека. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки. Вирусы - неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание, плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. Организм Организм — единое целое. Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность. Теория эволюции История эволюционных идей. Развитие эволюционных идей, значение работ К. Линнея, Учения Ж.Б.Ламарка, эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция - элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Принципы классификации, систематика. Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания. Развитие жизни на Земле Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство. Организмы и окружающая среда Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы. Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук. Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде 1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Тематическое планирование (10 класс) № раздела/ темы Раздел 1 Тема 1.1. Тема 1.2. Раздел 2 Тема 2.1. Тема 2.2. Тема 2.3. Тема 2.4. Наименование раздела БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы . КЛЕТКА. История изучения клетки. Клеточная теория. Химический состав клетки. Строение эукариотической и прокариотической клеток. Реализация наследственной информации в клетке. Кол-во часов 3 1 2 11 1 4 3 1 Тема 2.5. Вирусы. Зачёт по теме «Клетка» Раздел 3 Тема 3.1. ОРГАНИЗМ. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. 1 1 19 1 Тема 3.2. Тема 3.3. Обмен веществ и превращение энергии. Размножение. 2 4 Тема 3.4. Тема 3.5. Тема 3.6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) Наследственность и изменчивость. Основы селекции. Биотехнология. 2 8 3 Повторение и обобщение. 2 ИТОГО: 35 Тематическое планирование № раздела/ темы (11 класс) Наименование раздела Кол-во часов Раздел 4 Тема 4.1. Тема 4.2. Тема 4.3. Тема 4.4. Раздел 5 ВИД История эволюционных идей. Современное эволюционное учение. Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека. ЭКОСИСТЕМЫ 24 5 10 4 5 10 Тема 5.1. Экологические факторы. 3 Тема 5.2. Тема 5.3. Структура экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. 3 2 Тема 5.4. Биосфера и человек. ИТОГО: 2 34 Поурочное планирование 10 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Тема урока Количеств о часов Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. (3часа) Краткая история развития биологии. 1 Сущность жизни. Основные свойства живой материи. 1 Уровни организации живой материи. Методы биологии. 1 Раздел 2. Клетка (11 часов) История изучения клетки. Клеточная теория. 1 Химический состав клетки. Неорганические вещества. 1 Органические вещества. Липиды и углеводы. 1 Органические вещества. Белки. 1 Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. 1 Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. 1 Клеточное ядро. Хромосомы. 1 Прокариотическая клетка. 1 Реализация наследственной информации в клетке. 1 Неклеточные формы жизни. Вирусы. 1 Зачет №1 по теме "Клетка". 1 Раздел 1. Организм (19 часов) Многообразие организмов. 1 Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен. 1 Пластический обмен. Фотосинтез. 1 Деление клетки. Митоз. 1 Размножение: бесполое и половое. 1 Образование половых клеток. Мейоз. 1 Оплодотворение. 1 Индивидуальное развитие организмов. 1 Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье 1 Генетика - наука о закономерностях наследственности и 1 изменчивости. Моногибридное скрещивание. 1 Дигибридное скрещивание. 1 Хромосомная теория наследственности. Сцепленное 1 наследование признаков. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. 1 Изменчивость: наследственная и ненаследственная. 1 Генетика и здоровье человека. 1 Зачет №2 "Наследственность и изменчивость". 1 Селекция: основные методы и достижения. 1 Биотехнология: достижения и перспективы развития. 1 Повторение курса биологии 10 класса 1 Обобщение материала. Итоги года. 1 Поурочное планирование. Биология. 11 класс. № урока Тема урока Количество часов Вид (24 часов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Развитие биологии в додарвиновский период. Работа Карла Линнея. Инструктаж по ТБ Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. История эволюционных идей (обобщение темы) Вид: критерии и структура. Популяция как структурная единица вида. Популяция как единица эволюции. Факторы эволюции. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Доказательства эволюции органического мира. Эволюция органического мира (обобщение темы) Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. П.р. 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле» Современные представления о возникновении жизни. Развитие жизни на Земле. Основные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения человека. П. р.2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» Положение человека в системе органического мира. Эволюция человека. Человеческие расы. Происхождение жизни на Земле, происхождение человека (обобщение темы) Экосистема (10 часов) Организм и среда. Экологические факторы. Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды. Структура экосистем. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. П.р. 3 «Решение экологических задач» Биосфера - глобальная экосистема. Роль живых организмов в биосфере. Основные экологические проблемы современности. Пути решения экологических проблем. Обобщение материала. Итоги года. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1