Биология (базовый уровень) (ФГОС СОО)

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru
Подписано цифровой подписью: Киселева
Марина Николаевна
DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=Server CA, E=uc_fk@roskazna.ru,
S=77 г. Москва, ИНН=007710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="улица Ильинка, дом 7", L=Москва, C=RU,
O=Федеральное казначейство, CN=УЦ Федерального
казначейства
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 24 Октябрь 2021 г. 17:01:00

Приложение к основной
образовательной программе
среднего общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденной Приказом № 82/о от 05.08.2020 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»( базовый уровень)

(в соответствии с ФГОС СОО)

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» (базовый уровень)
для изучения на уровне среднего общего образования составлена на основе:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 17.05.2012 года № 413, с изменениями и дополнениями)
 Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 №2/16з) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosreestr.ru/;
 На основании приказа Министерства просвещения Российской
Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования», приказа
Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г.
N 345», приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
сформированный приказом министерства просвещения российской
федерации от 28 декабря 2018 г. № 345», приказ от 18 мая 2020 г. N 249
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования,
сформированный приказом министерства просвещения российской
федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
 Постановления Главного Государственного санитарного врача
Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189,
(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №
19993 с изменениями и дополнениями от:29 июня 2011 г., 25 декабря
2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.;

 Устава МБОУ «СОШ №6»;
 Основной образовательной программы среднего общего образования
МБОУ СОШ №6, утвержденной приказом МБОУ «СОШ №6» от
05.08.2020 года №82/о.
Общая характеристика учебного предмета
В системе естественно-научного образования биология как учебный
предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира;
функциональной

грамотности,

необходимой

для

повседневной

жизни;

навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа
жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и
человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для
формирования

у

обучающихся

интеллектуальных,

гражданских,

коммуникационных и информационных компетенций.
Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами
учебно-исследовательской

деятельности,

научными

методами

решения

различных теоретических и практических задач.
Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.
Изучение
формирования

предмета
у

«Биология»

обучающихся

на

научного

базовом

уровне

мировоззрения,

в

части

освоения

общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний
основано на межпредметных связях с предметами областей естественных,
математических и гуманитарных наук.
Программа учитывает возможность получения знаний в том числе через
практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень
лабораторных и практических работ, которые наиболее целесообразны с
учетом необходимости достижения предметных результатов.
Место учебного предмета в учебном плане МБОУ"СОШ №6"
Учебный план МБОУ "СОШ №6" предусматривает изучение биологии на
базовом уровне в 10 классе в объеме 35 часов из расчета одного часа в неделю
и в 11 классе в объеме 35 часов из расчёта одного часа в неделю.

1. Планируемые результаты освоения учебной программы
1.1. Личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию на основе осознания и осмысления духовных ценностей и
достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребности в физическом самосовершенствовании;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие ценности;
- признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц;
- мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих

ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- способность к сопереживанию и формирования позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, других людей, умение оказывать
первую помощь;
- нравственная позиция в поведении, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- готовность к сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в
образовательной, учебно- исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, к живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимость науки , готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информации о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
обустройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира, понимание влияния социально- экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов, умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся,
отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка
личности к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как
к возможности участия в решении личных, общественных,

государственных, общенациональных проблем.
1.2. Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения
цели ресурсы;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности
расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью;
- оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций;
- использовать различные модельно-схематические средства для
представления выявленных в информационных источниках противоречий;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- приводить критические аргументы как в отношении собственного
суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
(быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и
выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и
работать над ее решением; управлять совместной познавательной
деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами);

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком,
исполнителем, презентующим и т.д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой
деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные
замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной
коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности
обучающихся
в
области
использования
информационнокоммуникационных технологий
В рамках направления «Обращение с устройствами ИКТ» обучающийся
сможет:
•
соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
•
В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков»
обучающийся сможет:
•
создавать презентации на основе цифровых фотографий;
•
осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с
использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
В рамках направления «Поиск и организация хранения информации»
обучающийся сможет:
•
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги
для поиска
необходимых книг;
•
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы
данных, в частности, использовать различные определители;
•
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет
информационные объекты и ссылки на них.
В рамках направления «Создание графических объектов»
обучающийся сможет:
•
создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные,
классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с
решаемыми задачами.
В рамках направления «Восприятие, использование и создание
гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов»
обучающийся сможет:
•
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с

гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
изображения;
•
работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические,
концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.),
картами
(географические,
хронологические)
и
спутниковыми
фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
В рамках направления «Анализ информации, математическая
обработка данных в исследовании» обучающийся сможет:
•
проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных
лабораториях;
•
вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их
обработки, в том числе статистической и визуализации;
•
проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по
естественным наукам.
В рамках направления «Моделирование, проектирование и
управление» обучающийся сможет:
•
строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные
информационные структуры для описания объектов;
В
рамках
направления
«Коммуникация
и
социальное
взаимодействие» обучающийся сможет:
•
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном
пространстве образовательной организации (получение и выполнение
заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы,
формирование портфолио);
•
использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и
социальных сетей для обучения;
•
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и информационным правам других
людей;
•
соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
•
различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание
которых несовместимо с задачами воспитания и образования или
нежелательно.
1.3. Предметные результаты Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной
научной картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками:
биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных
явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид,
экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных
биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению
биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов,

анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической
информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным
критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых
организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе
биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических
соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных)
по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь
строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие
клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным
признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по
морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную
теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или
нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и
размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов
изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать
наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять
морфологические, физиологические, поведенческие
адаптации организмов к среде обитания и действию экологических
факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи
питания);
- приводить
доказательства
необходимости
сохранения
биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из
разных источников, выделять необходимую информацию для
использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы,
графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных
данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в
практической деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина,
наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;

объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,
явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную,
эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности,
закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии;
описывать их возможное использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по
предложенному фрагменту первой, и иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических
и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или
митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание,
составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы
наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по
заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей
среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека
для существования отдельных биологических объектов и целых природных
сообществ.
-

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Биология как комплекс наук о живой природе
Объект изучения биологии - живая природа. Биология как
комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии.
Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании
современной
научной
картины
мира,
практическое
значение
биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные
уровни организации живой природы.
Структурные и функциональные основы жизни
Химический состав клетки. Роль органических и неорганических
веществ в клетке и организме человека.
Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые
кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в
становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки
прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез,
хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и
реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген,

геном.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение.
Соматические и половые клетки.
Вирусы - неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных
заболеваний.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток
растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их
описание, плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма,
гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы
размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие
организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное
здоровье
человека;
последствия
влияния
алкоголя,
никотина,
наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные
циклы разных групп организмов.
Генетика - наука о закономерностях наследственности и
изменчивости. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и
символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория
наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их
предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная
изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее
направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
История эволюционных идей. Развитие эволюционных идей,
значение работ К. Линнея, Учения Ж.Б.Ламарка, эволюционная теория Ч.
Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной
естественнонаучной картины мира. Синтетическая теория эволюции.
Свидетельства
эволюции
живой
природы.
Микроэволюция
и
макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция - элементарная единица
эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Направления эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия
видов как основа устойчивого развития биосферы.
Принципы классификации, систематика.
Проведение биологических исследований: описание особей вида по
морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к
среде обитания.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы
эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция
человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их
происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз.
Экосистема.
Разнообразие
экосистем.
Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот
веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика
экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.
Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы.
Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы
устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Проведение биологических исследований: выявление антропогенных
изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи
веществ и энергии (цепей питания); анализ и оценка последствий собственной
деятельности в окружающей среде

1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Тематическое планирование (10 класс)
№ раздела/
темы
Раздел 1
Тема 1.1.
Тема 1.2.
Раздел 2
Тема 2.1.
Тема 2.2.
Тема 2.3.
Тема 2.4.

Наименование раздела
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ
Краткая история развития биологии. Система биологических
наук.
Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы
познания живой природы .
КЛЕТКА.
История изучения клетки. Клеточная теория.
Химический состав клетки.
Строение эукариотической и прокариотической клеток.
Реализация наследственной информации в клетке.

Кол-во
часов
3
1
2
11
1
4
3
1

Тема 2.5.

Вирусы.
Зачёт по теме «Клетка»

Раздел 3
Тема 3.1.

ОРГАНИЗМ.
Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

1
1
19
1

Тема 3.2.
Тема 3.3.

Обмен веществ и превращение энергии.
Размножение.

2
4

Тема 3.4.
Тема 3.5.
Тема 3.6.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Наследственность и изменчивость.
Основы селекции. Биотехнология.

2
8
3

Повторение и обобщение.

2

ИТОГО:

35

Тематическое планирование
№ раздела/
темы

(11 класс)

Наименование раздела

Кол-во
часов

Раздел 4
Тема 4.1.
Тема 4.2.
Тема 4.3.
Тема 4.4.
Раздел 5

ВИД
История эволюционных идей.
Современное эволюционное учение.
Происхождение жизни на Земле.
Происхождение человека.
ЭКОСИСТЕМЫ

24
5
10
4
5
10

Тема 5.1.

Экологические факторы.

3

Тема 5.2.
Тема 5.3.

Структура экосистем.
Биосфера – глобальная экосистема.

3
2

Тема 5.4.

Биосфера и человек.
ИТОГО:

2
34

Поурочное планирование 10 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Тема урока

Количеств
о часов
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. (3часа)
Краткая история развития биологии.
1
Сущность жизни. Основные свойства живой материи.
1
Уровни организации живой материи. Методы биологии.
1
Раздел 2. Клетка (11 часов)
История изучения клетки. Клеточная теория.
1
Химический состав клетки. Неорганические вещества.
1
Органические вещества. Липиды и углеводы.
1
Органические вещества. Белки.
1
Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.
1
Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. 1
Клеточное ядро. Хромосомы.
1
Прокариотическая клетка.
1
Реализация наследственной информации в клетке.
1
Неклеточные формы жизни. Вирусы.
1
Зачет №1 по теме "Клетка".
1
Раздел 1. Организм (19 часов)
Многообразие организмов.
1
Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.
1
Пластический обмен. Фотосинтез.
1
Деление клетки. Митоз.
1
Размножение: бесполое и половое.
1
Образование половых клеток. Мейоз.
1
Оплодотворение.
1
Индивидуальное развитие организмов.
1
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье
1
Генетика - наука о закономерностях наследственности и
1
изменчивости.
Моногибридное скрещивание.
1
Дигибридное скрещивание.
1
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное
1
наследование признаков.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
1
Изменчивость: наследственная и ненаследственная.
1
Генетика и здоровье человека.
1
Зачет №2 "Наследственность и изменчивость".
1
Селекция: основные методы и достижения.
1
Биотехнология: достижения и перспективы развития.
1
Повторение курса биологии 10 класса
1
Обобщение материала. Итоги года.
1

Поурочное планирование. Биология. 11 класс.
№ урока

Тема урока

Количество
часов

Вид (24 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Развитие биологии в додарвиновский период. Работа Карла
Линнея. Инструктаж по ТБ
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
Эволюционная теория Ч. Дарвина.
История эволюционных идей (обобщение темы)
Вид: критерии и структура.
Популяция как структурная единица вида.
Популяция как единица эволюции.
Факторы эволюции.
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.
Адаптации организмов к условиям обитания как результат
действия естественного отбора.
Видообразование как результат эволюции.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого
развития биосферы.
Доказательства эволюции органического мира.
Эволюция органического мира (обобщение темы)
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.
П.р. 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения
жизни на Земле»
Современные представления о возникновении жизни.
Развитие жизни на Земле.
Основные этапы развития жизни на Земле.
Гипотезы происхождения человека. П. р.2 «Анализ и оценка
различных гипотез происхождения человека»
Положение человека в системе органического мира.
Эволюция человека.
Человеческие расы.
Происхождение жизни на Земле, происхождение человека
(обобщение темы)
Экосистема (10 часов)
Организм и среда. Экологические факторы.
Абиотические факторы среды.
Биотические факторы среды.
Структура экосистем.
Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
Причины устойчивости и смены экосистем.
П.р. 3 «Решение экологических задач»
Биосфера - глобальная экосистема. Роль живых организмов в
биосфере.
Основные экологические проблемы современности.
Пути решения экологических проблем.
Обобщение материала. Итоги года.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».