Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «СОШ № 6», утвержденной Приказом № 82/о от 05.08.2020 года Подписано цифровой подписью: Киселева Марина Николаевна DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=Server CA, E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 г. Москва, ИНН=007710568760, ОГРН=1047797019830, STREET="улица Ильинка, дом 7", L=Москва, C=RU, O=Федеральное казначейство, CN=УЦ Федерального казначейства Причина: Я являюсь автором этого документа Дата: 24 Октябрь 2021 г. 10:39:58 Рабочая программа учебного предмета «Литература» (базовый уровень) (в соответствии с ФГОС СОО) Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Литература» (базовый уровень) на уровне среднего общего образования учебным планом школы предусмотрено 210 часов. Из них 105 часов в 10 классе, 105 часов в 11 классе. Планируемые результаты освоения Литературы (10-11 класс) Выпускник на базовом уровне научится: – демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; – в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность: • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду); • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать: – о месте и значении русской литературы в мировой литературе; – о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; – о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; – об историко-культурном подходе в литературоведении; – об историко-литературном процессе XIX и XX веков; – о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; – имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; – о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. Содержание Литературы (10-11 класс) Примерная образовательная программа по литературе воплощает идею внедрения в практику российской школы деятельностного подхода к организации обучения. Главным условием реализации данной идеи является уже заявленное в примерной образовательной программе основной школы принципиально новое осмысление результатов образовательной деятельности: освоение учебного предметного материала должно быть соотнесено с личностными и метапредметными результатами1. Планируемые предметные результаты, определенные примерной программой по литературе, предполагают формирование читательской компетентности и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний о литературе2. Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов. Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития. Задачи учебного предмета «Литература»: – получение опыта медленного чтения3 произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы; – овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме; – овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения Предметный результат, отчужденный от личности, согласно ФГОС, не считается образовательным результатом. 1 2 Данные идеи не являются для школьного литературного образования новыми: их в свое время развивали М. Рыбникова, В. Маранцман и др. ФГОС и данная примерная образовательная программа лишь фиксируют методические идеи предшествующих лет в статусе результата образования. 3 Понятие «медленное чтение» в методике преподавания литературы было определено Н. Эйдельманом в статье «Учитесь читать!» (ж. «Знание – сила», 1979, № 8), идею медленного чтения на уроке поддерживали и развивали Л. Щерба, М. Рыбникова, Д. Лихачев, А. Леонтьев, М. Гаспаров и др. Под медленным чтением понимается пристальное, внимательное чтение на занятии с комментарием, подробным анализом текста под руководством учителя. автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты); – формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты; – формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.); – овладение умением определять стратегию своего чтения; – овладение умением делать читательский выбор; – формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных; – овладение текстовой различными деятельности формами (проектные продуктивной и читательской исследовательские работы и о литературе, искусстве и др.); – знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом; – знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.). Перенесение фокуса внимания в литературном образовании с произведения литературы как объекта изучения на субъектность читателя4 является приоритетной задачей настоящей примерной программы, поэтому в основе ее содержания описание условий, при которых может быть организована и обеспечена самостоятельная продуктивная читательская деятельность 4 обучающихся. Под читательской деятельностью здесь Под субъектностью читателя понимается его активная позиция (в том числе основанная на владении навыками анализа и интерпретации), обеспечивающая его самостоятельность в чтении и способность как выявлять исторически обусловленные смыслы текста, связанные в том числе с авторскими интенциями, историко-литературным и культурным контекстом и пр., так и предлагать собственные, опирающиеся на наличный текст и не противоречащие ему интерпретации прочитанного. понимается определение читательской задачи, поиск и подбор текстов для чтения, их восприятие и анализ, оценка и интерпретация. Сама по себе «прочитанность» того или иного произведения или даже перечня рекомендованных для изучения произведений отечественной и мировой классики не может считаться достаточным итогом школьного литературного образования, если при этом не сформированы личностные компетенции читателя: способность самостоятельно ориентироваться в многообразии литератур, читать и воспринимать прочитанное, анализировать его и давать ему свою оценку и интерпретацию, рекомендовать для чтения другим читателям. Важно, чтобы чтение не прерывалось вместе с завершением основного образования, а прочитанное в школе становилось базой для дальнейшего чтения и осмысления произведений как классики, так и современной литературы, определяя траекторию читательского роста личности. Формирование читательской самостоятельности – работа в сменяющихся форматах в зоне ближайшего развития читателя (совместное медленное чтение или деятельность по поиску информации, сопровождение или создание читательских мотиваций, условия для продуктивной самостоятельной деятельности) – это ключевая задача учителя, которая во многом определяется изменением его роли в учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Составитель рабочей программы учитывает необходимость обеспечения субъектности учителя как организатора образовательного процесса и субъектности обучающегося как компетентного читателя. Для обеспечения субъектности читателя в примерной программе предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно читательскую деятельность на незнакомом материале. осуществлять Отличие углубленного уровня литературного образования от базового определено планируемыми предметными результатами и предполагает углубление восприятия и анализа художественных произведений, прежде всего в историко-литературном и историко-культурном контекстах, с использованием аппарата литературоведения и литературной критики; расширение спектра форм их интерпретации, в частности – других видов искусств; выполнение проектных и исследовательских работ, в том числе носящих межпредметный характер. Содержание программы Дидактической единицей программы определен учебный модуль – логически самостоятельный компонент учебной программы. Учебный материал для составления модулей рабочей программы и их количество определяются составителем в зависимости от того, как будут распределены учебные задачи по достижению планируемых результатов. Достижение результата (или нескольких результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной) работой в конце каждого модуля. Для определения содержания модулей в примерной программе предложен проблемно-тематический принцип, который позволяет составителю рабочей программы выбрать учебный материал (список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.). Таким образом, перед составителем рабочей программы стоят задачи – определить способ (принцип) распределения планируемых результатов, обеспечить их достижение средствами учебного материала, сформировать контрольноизмерительные материалы (задания для проведения итоговых работ). При определении содержания каждого из модулей учитывается следующее условие – обязательное присутствие среди учебного материала ключевых произведений русской литературы, наличие списка для самостоятельного чтения и заданий к нему. Присутствие произведений мировой и родной (региональной) литературы должно носить сбалансированный характер. Внутри отдельного модуля произведения различной жанрово-родовой принадлежности, времени создания и авторства, различных направлений и стилей даются в сравнительно-сопоставительном рассмотрении для последовательного формирования у обучающегося умения самостоятельно читать и выявлять общие темы и проблемы у двух и более произведений, видя и отмечая как общее, так и различия и делая выводы о художественных особенностях того или иного произведения. Принцип формирования историзма восприятия литературы может быть осуществлен следующими способами: историко-хронологическим изучением – тематические блоки изучаются на произведениях отдельного исторического периода; проблемно-тематическим изучением, когда для раскрытия темы берется несколько произведений, принадлежащих разным историко- литературным периодам. В таком случае сходства и различия подходов писателей к конкретной проблеме или теме в разные эпохи могут быть осмыслены обучающимися в процессе сопоставительного анализа разных произведений. В приложении к примерной программе дается рекомендательный список литературы, который может быть дополнен или адаптирован с учетом особенностей региона, специфики образовательной организации (ее профиля, условий для реализации элективных и факультативных курсов, возможности сетевого партнерского взаимодействия с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, общественными организациями и др.). Деятельность на уроке литературы Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных произведений на уроке, стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с элементами комментирования; комплексный анализ художественного текста; сравнительно- сопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с художественным текстом. Произведения для работы на уроке определяются составителем рабочей программы (рекомендуется, что во время изучения одного модуля для медленного чтения на уроке выбирается 1–2 произведения, для компаративного чтения должны быть выбраны не менее 2 произведений). Анализ художественного текста Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста. Методы анализа Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ. Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения). Самостоятельное чтение Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приемами и методами анализа текста). Создание собственного текста В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, минисочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта. Критерии оценки письменных работ, посвященных анализу самостоятельно прочитанных произведений, приведены в разделе «Результаты». Использование ресурса Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.). Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 1. Заявленная в примерной программе вариативность учебного материала обеспечивается средствами общефедерального, региональных, а также общественных ресурсов, которые обслуживают составителя рабочей программы, учителя, планирующего образовательную деятельность и составляющего список для чтения; обучающегося, выполняющего самостоятельную работу: – списками рекомендуемых к изучению в школе произведений русской, родной, мировой классики; – аннотированными списками произведений XX – начала XXI в., рекомендуемых для включения в рабочую программу как для изучения на уроках, так и для самостоятельного чтения; – тематическими подборками произведений, рекомендованных для освоения конкретных теоретико- и историко-литературных понятий; – тезаурусом этих понятий или списком рекомендованных справочников, словарей и научно-методических работ по теории и истории литературы; – подборкой учебного материала. 2. Эффективность литературного образования (формирования читательской компетенции) напрямую зависит от того, насколько полным и отвечающим интересам и потребностям всех участников образовательной деятельности будет библиотечное обеспечение: возможность обращаться к самым разным произведениям, историческим материалам, иллюстрациям, экранизациям и театральным постановкам. Доступность того или иного материала и его востребованность в ходе обучения должны быть направлены в первую очередь на формирование знаний о способах обеспечения личных и учебных потребностей в чтении или поиске информации, навыках их использования. Реализация библиотечного обеспечения образовательной деятельности может иметь самые разные варианты решения, зависящие от условий региона: развитие муниципальных публичных библиотек, системы мобильных библиотечных станций («библиомобилей»), надежное интернетобслуживание и открытый доступ к цифровым библиотекам и др. Сетевое образовательное взаимодействие образовательной организации и библиотеки должно быть регламентировано рабочей программой образовательной организации и отражено в уставных и программных документах библиотеки. 3. Предложенный в примерной программе принцип достижения предметных результатов требует последовательной разработки новой методологии, которая определит типологию учебных заданий и сценариев организации самостоятельной работы; разработку и постоянное обновление пакета предлагаемых заданий, позволяющих сочетать использование урочных и внеурочных форм работы, привлечение нового литературного материала; возможные решения задач, с которыми учитель и ученик сталкиваются в самостоятельной читательской деятельности; разработку учебных пособий открытого типа (организующих самостоятельную продуктивную читательскую и текстовую деятельность). 4. На региональном и районном уровнях обеспечивается сетевое образовательное взаимодействие образовательной организации с учреждениями науки и культуры; нормативное правовое и программное обеспечение. 10 КЛАСС Литература XIX века Введение. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовнонравственные нравственного искания человека, идеала, обращение «праведничество», к народу борьба с в поисках социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Литература второй половины XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Аналитический характер Журналистика русской прозы, и ее литературная социальная критика. острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного самосовершенствования. выбора. Универсальность Идея нравственного художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. Ф. И. Тютчев Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Нам не дано предугадать...», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», Silentium!» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева. А. А. Фет Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Еще майская ночь», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...», (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. своеобразие, Н. А. Некрасов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская Некрасова. жизнь в изображении Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» А. Н. Островский Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно- поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве” Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”. И. А. Гончаров Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”. И. С. Тургенев Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейнонравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”. А. П. Чехов Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя"недотепы". ремарок Образы слуг (Яша, Дуняша, в пьесе. Смысл Фирс). финала. Роль авторских Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм. Г. де Мопассан Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения). Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа. Г. Ибсен Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия. А. Рембо Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения). Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические поэтического языка. образы в стихотворении. Особенности 11 класс Введение Судьбы русской литературы на новом историческом этапе. Модернизм: путь к новой гармонии. И.А. Бунин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник». М. Горький Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Контрольная работа по творчеству И.А. Бунина и М.Горького А. А. Блок Жизнь и творчество поэта. А. Блок и символизм. Лирика. Романтический мир «Стихов о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в темные храмы….», «Я, отрок, зажигаю свечи….», «Мне страшно с тобой встречаться…», «Предчувствую тебя, Года проходят мимо…», «Незнакомка», «В ресторане». «Страшный мир» в лирике А. Блока. Чтение и осмысление стихотворений «Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях, о подвиге, о славе…», « О, весна без конца и без краю…» и др. Россия А.Блока («На железной дороге», «Русь», «Россия»). Цикл стихов «На поле Куликовом» и др. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условносимволического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. А.А.Ахматова. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечером», «Все расхищено, предано, продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…».) «Не с теми я, кто бросил землю…», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…» Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа. А.А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя». С. А. Есенин Личность поэта. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…» Тема родины в лирике поэта («Там, где капустные грядки…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Русь» и др.). Революция в судьбе С. Есенина («Русь Советская», «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «О Русь, взмахни крылами…», «Разбуди меня завтра рано…», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая» и др.). Художественно-философские основы лирики С.Есенина. С. Есенин о любви: «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Пушкину», «Гори, звезда моя, не падай…», «Синий туман. Снеговое раздолье…», «Отговорила роща золотая…», «В этом мире я только прохожий…», «Запели тесаные дроги…», «Песнь о собаке», «Цветы мне говорят-прощай…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…» и др.). В. В. Маяковский Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш», «Нате!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к лошадям». Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к поэме «Во весь голос». Поэт и революция. Образ Родины в поэзии В.В.Маяковского. Тема любви в поэзии Маяковского. Сатирические произведения Маяковского. Cочинение по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, А. А. Ахматовой, В.В. Маяковского. Литературный процесс 20-х годов (обзор). М. И. Цветаева Жизнь и творчество поэта, яркая индивидуальность поэтического мира Цветаевой. Бесприютность поэта в мире, тоска по надежному пристанищу, душевному теплу, родной земле в стихотворениях разных лет. Особенности любовной лирики. Стихотворения: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Моим стихам, написанным так рано…», «О сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине! Давно…» О. Э. Мандельштам. Лирика. Судьба и личность поэта. Хрупкая красота жизни в изображении О. Мандельштама. Попытка увидеть свое время сквозь призму иных эпох. Трагический опыт современного поэта. Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Мы живем под собою не чуя страны…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…», «Notre Dame». Б. Л. Пастернак. «Давай ронять слова»: жизнь и творчество Пастернака. Лирика поэта. Стихотворения: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..» Сочинение по творчеству М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштама и Б.Л. Пастернака. Е. И. Замятин Личность и своеобразие его художественного мира. «Мы» - романантиутопия. Судьба человека в бесчеловечном мире. М. А. Булгаков. Жизнь и творчество писателя. История создания, жанровое и композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита». Образ Дома и его роль в образной системе произведения. Драматические переплетения человеческих судеб в романе. Судьба творческой личности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема любви в романе. Мастер и Маргарита. Сатирические страницы в романе. Библейские мотивы и образы в романе. Зачетная работа (по изученным произведениям). Литературный процесс 30-х годов (обзор). А. П. Платонов. Очерк жизни и творчества. Рассказы и повести: «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение». Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован». М. А. Шолохов. Жизнь и творчество (обзор). «Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. Судьба романа «Тихий Дон». «Чудовищная нелепица войны» в изображении автора. Судьба Григория Мелихова как путь поиска правды жизни. Роль любовной коллизии, женские образы в романе. Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» В.В.Набоков. Жизнь и творчество (обзор). «Облако, озеро, башня», «Дар», «Весна В Фиальте» Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок. Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. А.И.Солженицын Жизнь и творчество (обзор) «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы), двор» (по выбору учителя и обучающихся). «Матренин Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве. В. Т. Шаламов Биография писателя. История создания книги «Колымские рассказы». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» («Последний замер», «Шоковая терапия»). И.А. Бродский Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» В.М. Шукшин Биография писателя. Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик» Лагерная тема в прозе 50-60-х годов 20 века Обзор. Тема Великой Отечественной войны в прозе 20 века. Эволюция темы от созданных в годы войны произведений к «лейтенантской прозе» 60-70х годов. Анализ произведений «лейтенантской прозы» (В.Кондратьев «Сашка», В.П.Некрасов « В окопах Сталинграда», К.Воробьев «Убиты под Москвой»). Повести В.Быкова и Б.Л.Васильева о Великой Отечественной войне. Отражение времени в повести Б.Васильева «А завтра была война». Тема чести и бесчестия в повести В.Быкова «Сотников». Русская проза в 50-90-е годы. В.М. Шукшин Жизнь и творчество. Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик». Сочинение по творчеству В.Т.Шаламова, В.М. Шукшина. В.В.Набокова, А.И. Солженицына, Полвека русской поэзии (обзор). Время «поэтического бума». Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Николай Рубцов. Личность и судьба поэтов «поэтического бума». Обращение к вечным темам и образам в лирике поэтов «поэтического бума». Мировая литература Б. Шоу: жизнь, творчество. Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца» Э.М. Хемингуэй: судьба, личность, творчество. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи. Э.М. Ремарк: судьба, личность, творчество. Роман «Три товарища»: герои романа как представители «потерянного поколения». Тематическое планирование 10 класс № п/п 1 2-5 Тема Кол-во часов Введение 5 Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы 1 Развитие речи Требования к итоговому сочинению. Критерии проверки сочинений 4 Русская литература второй половины XIX века. 6 Становление и развитие реализма в русской литературе 1 7 Русская литературная критика второй половины XIX века 1 8 Классическая русская литература и ее мировое признание. 1 Лирика. Творчество Ф. И. Тютчева, А. А. Фета 6 9 10 11 А. А. Фет. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики Фета. Анализ стихотворений: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» Любовная лирика А. А. Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы «Учись у них – у дуба, у березы…», «Шепот, робкое дыханье…». «Это утро, радость эта…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Я тебе ничего не скажу…». 1 1 1 Развитие речи. Ф. И. Тютчев. Жизнь, творчество, судьба. Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева. «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Нам не дано предугадать…», Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим...», «Певучесть есть в морских волнах…», 1 Анализ произведений: «Умом Россию не понять…», «Silentium!» 1 Творчество Н.А. Некрасова 7 15 Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова 1 16 Основные мотивы Лирики Н.А. Некрасова 1 17 Тема Родины в творчестве Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Образ народного заступника в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. Мастерство поэтического языка. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. РР Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 1 Творчество А. Н. Островского. 8 22 Традиции русской драматургии в творчестве писателя. 1 23 Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы Развитие речи. Анализ эпизода «Разговор Катерины и Варвары» 1 Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. 1 12 13 14 18 19 20 21 24 25 26 1 1 1 1 1 1 1 Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве». 1 РР. Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза». 2 И. А. Гончаров обзор жизни и творчества. 10 История создания и особенности композиции романа «Обломов». Петербургская “обломовщина”. 1 Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. 2 33 Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. 1 34 И. А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти 1 35 Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). И. А. Гончаров «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе 1 Роман «Обломов» в русской критике. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты 1 РР. Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”. 2 27 28-29 30 31-32 36 37 38-39 1 Творчество И. С. Тургенева 13 40 Жизнь и творчество И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного) 1 41 Рассказы цикла "Записки охотника" 1 42-43 Роман «Рудин», «Дворянское гнездо» 2 44 Творческая история и своеобразие романа "Отцы и дети". Общественная атмосфера и её отражение в романе Творческая история романа. Отражение в романе общественнополитической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. 1 45 Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. 1 46 47 Базаров-нигилист 1 48 49 50 “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). 51-52 РР. Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. 1 1 2 Творчество Ф.М. Достоевского 14 53 Личность и судьба Достоевского 1 54 1 56 «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Образ Петербурга. Раскольников среди униженных и оскорбленных Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. 57 Теория Раскольникова и ее развенчание. 1 58 «Двойники» Раскольникова. Раскольников и его “двойники”. 1 59 Женские образы в романе. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Роль эпилога. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. 1 55 60 61 1 1 1 1 62-63 “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. 64 Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. 1 65-66 РР. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. 2 67 68 69 70 1 Творчество Л.Н. Толстого 20 Жизненный путь Л.Н. Толстого. Духовные искания. Роман-эпопея «Война и мир» «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. 1 1 1 1 71-72 РР Сочинение - анализ эпизода «Вечер в салоне Шерер» 1 1 77 Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Изображение войны 1805-1807 г. Духовные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского. 78 «Жизнь сердца» героев романа 1 79 Отечественная война 1812 г. Философия войны. 1 80 Изображение войны 1812 г. в романе 1 81 Бородинское сражение 1 82 Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Психологизм романа. 1 73 74 75 83 84 1 1 1 1 1 Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. 86-87 Эпилог романа. Образ Наташи Ростовой. Семья в романе «Война и мир» 1 88-89 РР. Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”. 2 85 2 Творчество А.П. Чехова 9 90 Этапы биографии и творчества А.П. Чехова 1 91 Проблематика рассказов Чехова «Студент», «Ионыч», Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Семинар. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Проблематика рассказов Чехова «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Семинар. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. 1 92 1 93 «Вишневый сад». История создания. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов.. 1 94 «Вишневый сад». Символ сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Символический смысл образа вишневого сада. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. 1 95 96 1 1 97-98 РР. Сочинение по пьесе «Вишневый сад» 2 99-100 Итоговая контрольная работа 2 Обзор зарубежной литературы XIX века. 3 Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Г. Ибсен Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия. 1 103 А. Рембо Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка. 1 104105 Итоговая читательская конференция 2 101 102 Итого 1 105 Тематическое планирование 11 класс № п/п Тема Кол-во часов Введение 1 Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала 20 века 1 И.А. Бунин 2 Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» 1 3 Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско» 1 4 Рассказы «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник» 1 Максим Горький 5 Максим Горький: жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств. 1 6 Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа 1 7 Максим Горький. Пьеса «на дне» - социально-философская драма. Система образов. 1 8-9 Максим Горький. Пьеса «на дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение 2 10 Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков. 1 11-12 Контрольная работа по творчеству И.А. Бунина и М.Горького 2 «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха 13 «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций 1 А. Блок 14 Жизнь и творчество поэта и символизм. 1 15 А.А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в темные храмы….», «Я, отрок, зажигаю свечи….», «Стихи о Прекрасной Даме»: «Мне страшно с тобой встречаться…», «Предчувствую тебя, Года проходят мимо…», «Незнакомка», «В ресторане» 1 16 1 17 18 19 Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока. Развитие понятия об образе-символе Чтение и осмысление стихотворений «Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях, о подвиге, о славе…», « О, весна без конца и без краю…» и др. Россия А .Блока («На железной дороге», «Русь», «Россия»). Тема Родины в лирике А.А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» 1 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» - принятие судьбы или вызов поэта времени? 1 20-21 Поэма «Двенадцать»: соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. 22 Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме «Двенадцать». 1 2 1 А.А. Ахматова 23 А.А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы А.А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин. Стихотворения: «Вечером», «Все расхищено, предано, продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…».) 25 Анализ и осмысление стихотворений: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…» 26 Послеоктябрьская лирика А. Ахматовой. Драма поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. 27 Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа. 28-29 А.А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя». 24 1 1 1 1 1 2 С.А. Есенин 30 31 32 С.А. Есенин Личность поэта. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…» С.А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Письмо матери» 1 Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина «Там, где капустные грядки…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Русь». 1 1 33 34 Тема любви в лирике С.А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Пушкину», «Гори, звезда моя, не падай…», «Синий туман. Снеговое раздолье…», «Отговорила роща золотая…», «В этом мире я только прохожий…», «Запели тесаные дроги…», «Песнь о собаке», «Цветы мне говорят-прощай…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…». Революция в судьбе С. Есенина («Русь Советская», «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «О Русь, взмахни крылами…», «Разбуди меня завтра рано…», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая» и др.). 1 1 В.В. Маяковский 35 В.В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм 1 36 В.В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики 1 37 В.В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского 1 39-40 Контрольное сочинение по творчеству А.А. Блока, А. А. Ахматовой, С.А. Есенина, В.В. Маяковского М.И. Цветаева 2 38 1 41 М.И. Цветаева Жизнь и творчество поэта, яркая индивидуальность поэтического мира Цветаевой. Бесприютность поэта в мире, тоска по надежному пристанищу, душевному теплу, родной земле в стихотворениях разных лет. 1 42 М.И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И.Цветаевой Стихотворения: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Моим стихам, написанным так рано…». М.И. Цветаева. Любовная лирика. Тема Родины в лирике поэта «О сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине! Давно…» О.Э. Мандельштам 1 Лирика. Судьба и личность поэта. Хрупкая красота жизни в изображении О. Мандельштама. Попытка увидеть свое время сквозь призму иных эпох. Трагический опыт современного поэта. Анализ и осмысление стихотворений: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Мы живем под собою не чуя страны…». 1 Анализ и осмысление стихотворений: «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…», «Notre Dame». Б.Л. Пастернак 1 43 44 45 46 1 1 47 Б.Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики 1 48 Анализ стихотворений: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..» Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»: история создания, проблематика и художественное своеобразие романа 1 Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго»: соединение лирического и эпического начал. Тема интеллигенции в романе 1 49 50 1 51-52 РР Сочинение по творчеству М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштама и Б.Л. Пастернака. 53 Социальная антиутопия в прозе 20-х гг. ХХ в. Е.И. Замятин Роман «Мы». Личность и художественного мира. 2 1 своеобразие его 54 «Мы» - роман-антиутопия. Судьба человека в бесчеловечном мире. 1 55 Русская литература 30-х гг. ХХ в. (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб 1 М.А. Булгаков 56 М.А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М.А. Булгакова. Мастерство М.А .Булгаков-сатирика, Булгакова-драматурга 1 57 М.А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философскобиблейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита 1 58-59 М.А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью 2 60-61 М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести. 2 М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин) 1 62 63-64 Зачетная работа (по изученным произведениям) 2 А.П. Платонов 65 А.П. Платонов: личность, судьба, творчество. Анализ произведений «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение». 1 66 Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А.П. Платонова«Котлован». 1 М.А. Шолохов 67 М.А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах» 1 68 М.А. Шолохов «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох 1 69-70 М.А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов, правдивое изображение Гражданской войны 2 71 М.А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны 1 72 М.А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова 1 73 М.А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе 1 74 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» - широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны ( обобщающий урок) 1 75-76 РР. Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» 2 77 Русская литература 40-90-х гг. ХХ в. (обзор) 1 78 Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор) 1 79 Русская литература 2 половины ХХ в. (обзор) 1 80 В.В. Набоков Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте» 1 А.И.Солженицын 81 А.И.Солженицын. Жизнь и творчество (обзор) 82 «Один день Ивана Денисовича» Особенности решений в произведениях писателя. 83 «Один день Ивана Денисовича» Роль публицистики в его творчестве. 1 84-85 «Архипелаг ГУЛАГ» (главы), «Матренин двор» (по выбору учителя и обучающихся). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. В. Т. Шаламов 2 86 В. Т. Шаламов. Биография писателя. История создания книги «Колымские рассказы». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» («Последний замер», 1 1 художественных 1 «Шоковая терапия»). В.М. Шукшин 87 Биография писателя. Рассказ «Срезал» 1 88 Рассказы «Забуксовал», «Чудик» 1 РР. Сочинение по творчеству В.В.Набокова, А.И. Солженицына, В.Т.Шаламова, В.М. Шукшина 2 89-90 91 Поэзия 1960-х гг. (обзор) 1 И.А. Бродский 92 И.А. Бродский. Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» 93 Полвека русской поэзии (обзор). Время «поэтического бума». Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Николай Рубцов. Личность и судьба поэтов «поэтического бума». Обращение к вечным темам и образам в лирике поэтов «поэтического бума». «Деревенская проза» в русской современной литературе 94 «Деревенская проза» в русской современной литературе: основные представители, проблематика. 1 95 Связь с национальными традициями русской литературы (обзор). Человек и природа в повествовании в рассказах В.П. Астафьева «Царьрыба». В.Г. Распутин. Судьба народа и природы в произведениях Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой». 1 96 97 98 Поэзия второй половины XX века (обзор) Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950х-1990-х гг. Поэзия Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого 1 1 1 1 Мировая литература 99 Основные направления развития мировой литературы конца XX – начала XXI веков 1 100 Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе (П. Зюскинд, П. Коэльо) 1 101 Б. Шоу: жизнь, творчество. Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца» 1 102 Э.М. Хемингуэй: судьба, личность, творчество. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи 1 103 Э.М. Ремарк: судьба, личность, творчество. Роман «Три товарища»: герои романа как представители «потерянного поколения» 1 104105 Итоговый урок. «Большое видится на расстоянии…»: проблемы и уроки литературы XX века 2 Итого 105